Вилла Мажорель

Вилла Мажорель — это дом, расположенный на улице Луи-Мажориэль, 1 в городе Нанси, Франция , который был домом и студией дизайнера мебели Луи Мажореля . Он был спроектирован и построен архитектором Анри Соважем в 1901-1902 годах. Вилла является одним из первых и самых влиятельных примеров архитектурного стиля модерн во Франции. Он служил витриной для мебели Мажореля и работ других известных художников-декораторов того периода, в том числе керамиста Александра Биго и художника-витражиста Жака Грубера. Сейчас он принадлежит городу Нанси и в определенные дни открыт для посещения для экскурсий по предварительному заказу.
История
[ редактировать ]Дом был построен по заказу Луи Мажореля (1859-1926), дизайнера и производителя мебели из Нанси. Его отец, Огюст Мажорель , мастер, изготавливавший прекрасную лакированную мебель, в 1860 году основал в Нанси семейную фирму по производству и продаже лакированной мебели изысканной работы, был удостоен премий и добился международной репутации благодаря своей работе в Парижском универсале. Экспозиция 1878 года . Его сын Луи также планировал художественную карьеру и поступил на курс живописи в Школу изящных искусств в Париже в 1877 году, когда ему было всего восемнадцать. Его отец умер два года спустя, и Луи взял на себя управление семейной фирмой.
В то время, когда Луи взял на себя управление фирмой, Нэнси быстро росла, во многом благодаря прибытию тысяч французских жителей Эльзаса и некоторых частей Лотарингии, которые покинули свои дома после того, как они стали частью Германии после франко-прусской войны 1870 года . Город вырос с 50 000 жителей в 1872 году до 120 000 в 1911 году. Многие из вновь прибывших были зажиточными и нуждались в красивой мебели для своих новых домов. Луи Мажорель решил расширить мастерские фирмы, располагавшейся тогда в южной части Нанси. В 1897 году он купил участок площадью 3500 квадратных метров в тогдашней сельской местности к западу от города и построил там новый завод. Затем он запланировал строительство своей новой резиденции рядом с фабрикой, что было обычной практикой в тот период.
Для проектирования своего дома Луи выбрал молодого архитектора, рекомендованного друзьями из Школы изящных искусств; Анри Соваж , которому было всего двадцать четыре года. Вилла была его первым проектом. Соважу помогал Люсьен Вайсенбургер (1860-1929), который спроектировал близлежащий завод. Вайсенбургер спроектировал множество выдающихся зданий в стиле модерн в Нанси, которые стали известны как школа Нанси. Мажорель также поддерживал тесные отношения с художниками, которых он знал по Школе изящных искусств, в том числе со скульптором Александром Шарпантье (1856-1909) и художником Франсисом Журденом (1876-1958), которые сотрудничали с ним в создании мебели и участвовали в декорировании. виллы. [ 1 ]
Когда дом был завершен в 1902 году, Мажорель заверил, что он получил широкую огласку как рекламу его фирмы и его искусства. Статья в парижском журнале L'Illustration , сопровождаемая фотографиями и планами дома, описывала его как «Дом, сделанный художником для художника» и вершину современности. Писатель уверял публику, что дом предлагает всегда логичную фантазию, ощущение комфорта и аргументированную простоту. Его единственная критика касалась большого количества дымоходов, которое он считал чрезмерным. В профессиональном журнале L'Architecture появилась еще одна статья Луи Шарля Буало , в которой дом описывался как «поиск нового искусства, зашедший здесь очень далеко; в строительстве прекрасного произведения...». За этим последовали статьи в журнале « L'Architecture». популярные журналы Art et Décoration и l'Art Decoratif архитектора Франца Журдена , дизайнера универмага Le Samaritaine в Париже, в которых говорилось, что вилла порвала с воспоминаниями о прошлом, заменив их «искусством, принятым к реалиям жизни». [ 2 ]
Успех виллы открыл важную карьеру для Анри Соважа. Мажорель поручил ему построить новый магазин в Париже для фирмы Мажореля на участке на улице Прованс, где ранее располагался магазин L'Art Nouveau арт-дилера Зигфрида Бинга . Соважу сразу же было поручено разработать оформление Café de Paris, и тогда он стал одним из пионеров стиля ар-деко в Париже.
Мажорель устроил свою студию на верхнем этаже здания с видом на сельскую местность. Он назвал дом «Вилла Джитка» в честь своей жены. На момент постройки дом был окружен парком площадью 3,5 га, в том числе садом площадью один гектар перед домом, садом размером с площадь Станислава, главной площади Нанси. Вскоре после постройки Мажорель внесла в дом изменения. Соваж спроектировал террасу перед домом с керамическими перилами Александра Биго и большим изогнутым проемом, простирающимся внутрь здания. Внутренняя терраса оказалась непригодной в холодную погоду, и Мажорель заменил изогнутый вход новой комнатой с окнами. Начало Первой мировой войны в августе 1914 года ознаменовало конец эпохи модерна и значительно сократило бизнес Мажореля. Мебельная фабрика загорелась и сгорела в 1916 году, в том же году дом и его магазин в Нанси сильно пострадали от немецкой воздушной бомбардировки. Большую часть времени Мажорель проводил в Париже, используя мастерские и фабрики своих друзей.
Мажорель умер в Нанси в 1926 году. После его смерти его семья больше не могла позволить себе жить на вилле Мажорель, а дом и большая часть прилегающей собственности были распроданы частями. Фабрики Мажореля закрылись в 1931 году. Парк, окружавший дом, превратился в небольшой участок вокруг дома. Сын Мажореля, художник, был слаб здоровьем и решил переехать в Марракеш в Марокко , взяв с собой большую часть мебели из дома. Дом был продан Департаменту автомобильных дорог и мостов французского правительства и использовался как офисы, при этом интерьер был значительно изменен. Дом не был объявлен историческим памятником до января 1975 года. В ноябре 1996 года объект был реклассифицирован как «национальное достояние 20 века». Дом был приобретен городом, в нем осталось всего несколько комнат, какими они были в 1902 году, и только одна меблирована. Большая часть дома до сих пор используется под офисы местных организаций. Сегодня дом поддерживается городом и Ассоциацией друзей музея Нанси.
Фасады
[ редактировать ]Северный, главный фасад дома, состоял из трех отдельных блоков разного размера, убранство которых четко выражало их функцию. Блок справа, на западной стороне дома, венчала студия Мажореля с большими окнами, выходившими на то, что тогда было садом. На втором этаже находились три спальни дома и небольшой салон мадам Мажорель. Главная спальня находилась на южном фасаде и имела собственный балкон. На первом этаже в этом блоке располагалось сочетание столовой и курительной, прямо под главной спальней и главным салоном. Первоначально салон выходил через изогнутую арку на террасу с керамической балюстрадой и керамическими досками работы керамиста Александра Биго , чьи работы также украшали самые известные дома в стиле модерн в Париже, Кастель Беранже, спроектированный Гектором Гимаром , и Лавиротт. Здание Жюля Лавирота разных размеров, четко выражающее свою функцию. Правый блок венчало большое окно и балкон мастерской Мажореля.
В центре фасада, на меньшей высоте, чем правый блок, но впереди него, находится часть здания, в которой находится лестница, выраженная большими окнами. За лестницей на первом этаже находился вестибюль, ведущий в столовую/курилку и салон. Мадам Мажорель в юго-западном углу. Главная спальня находилась на южной стороне дома и имела большую террасу.
С левой, или восточной, стороны дома находился третий блок, отодвинутый назад и с окнами меньшего размера. Он содержал в себе служебные функции дома; прихожая; вход для слуг; кухня и офис; и вход в подвал. На первом этаже располагались главная ванная и туалеты, а на верхнем этаже располагалась спальня прислуги. [ 3 ]
-
Фасад лестницы
-
Вход на виллу Мажорель.
-
Окно мастерской Луи Мажореля
-
Задний фасад с окнами столовой внизу и террасой спальни наверху.
Внешняя отделка
[ редактировать ]Снаружи вилла отличалась обилием украшений из керамики, металла и дерева, каждая работа уникальна, но гармонирует со стилем здания. Служебный вход на восточном фасаде имел дверной проем в стиле модерн и декоративное крыльцо. Даже водосточные трубы и дымоходы были оформлены в стиле модерн с отделкой растительными формами и, таким образом, стали частью декора. Большая часть работы была выполнена парижским производителем керамики Александром Биго , который прославился благодаря роскошному фасаду здания Лавирот в Париже, завершенному в 1901 году.
-
Лоджия западного фасада, возле мастерской Мажореля.
-
керамическое настенное украшение от Александра Биго
-
Керамическое панно на террасе (теперь закрытое) работы Александра Биго.
-
Керамическая балюстрада террасы от Александра Биго
-
Оконная решетка
-
Водосточная труба растительной формы
-
Дымоход с керамическим декором
-
Колокольчик на парадных воротах
-
Украшение крыльца
-
Оформление верхних окон
-
Служебный вход
Внутренняя отделка
[ редактировать ]Только две комнаты, столовая/курительная и салон, сохранили часть своей оригинальной мебели и отделки, а комнаты и студия на первом этаже были сильно изменены, поэтому фотографии - единственные, на которых можно увидеть интерьер в том виде, в каком он был раньше. быть обставленным. Тем не менее, большую часть оригинальных изделий из дерева, железа, витражей и керамических украшений все еще можно увидеть. Очарование дома во многом заключалось в том, что Соваж смог гармонично объединить и продемонстрировать работы разных мастеров, которые изготавливали изделия из металла, керамику и витражи по всему дому.
Вестибюль и лестница
[ редактировать ]В вестибюле внутри входной двери сохранилось множество оригинальных декоративных элементов, в том числе красочный мозаичный пол, решетка из стекла и кованого железа с цветочным орнаментом за входной дверью; резные деревянные панели и витражи, обрамляющие вход в главный коридор, который изначально также имел гобеленовую занавеску с цветочным орнаментом. Большое зеркало и стойка для зонтов, расположенные у стены, обращенной к дверному проему, соответствовали цветочному узору другого украшения и отражали свет, проникающий через переднюю решетку из стекла и железа. Двери в коридор были украшены тонкой декоративной медью вокруг замков.
Изогнутая лестница была сделана из массивного дуба с тонкой резьбой. Лестницу освещал витраж с цветочным узором Жака Грубера на первой площадке и большие окна наверху лестничной клетки.
-
Кованая решетка парадного входа
-
Зеркало и стойка для зонтов в прихожей
-
Лестница на первом этаже
-
Витраж на лестнице работы Жака Грубера
-
Резное деревянное панно в прихожей
-
Декоративная латунная табличка на дверь тамбура.
Салон
[ редактировать ]Старые фотографии оригинального декора салона показывают, что важной частью декора были цветы, как живые, так и засушенные; Повсюду стояли вазы с цветами, сопровождавшие цветочные узоры на изделиях из железа, стекла и керамики. Часть оригинальной мебели была вывезена сыном Мажориэль, художником Жаком Мажорелем , который отвез ее на виллу Мажорель в Марракеше. Он заменил стекло в стиле модерн над камином (видно на фотографии салона 1904 года слева) на яркое стекло из Марокко. Он также снял спальный гарнитур, который после его смерти был куплен и возвращен и сейчас находится в Музее школы Нанси.
-
Оригинальный камин со стеклом в стиле модерн и декором салона (1904 г.)
-
Оригинальный камин и декор салона (1904 г.)
-
Салонный камин сегодня с цветным стеклом, добавленным Жаком Мажорелем.
Столовая/курительная комната
[ редактировать ]Объединенная столовая и курительная комната располагались в центре дома, окна выходили на заднюю часть дома. У него была открытая планировка; не было стены, разделяющей два помещения. Границу отмечал весьма необычный керамический камин, спроектированный Александром Биго, расположенный в центре комнаты. Вокруг медной полусферы, где горел огонь, располагались небольшие керамические полочки для размещения ваз с цветами или других украшений.
-
Окна столовой, Жак Грубер.
-
Керамический камин в столовой/курительной комнате работы Александра Биго .
-
Фриз с изображением диких птиц работы Франсиса Журдена на стене столовой.
Мебель
[ редактировать ]После смерти Луи Мажореля в 1926 году его сын Жак унаследовал обстановку дома и перевез большую ее часть, включая мебель для спальни, разработанную специально для виллы Мажорель, в Марракеш, где у него была его художественная студия. В 1982 году мебель для спальни была приобретена городом Нанси и Дирекцией музеев Франции и помещена в Музей школы Нанси. Спальный гарнитур практически нетронут и уникален и никогда не воспроизводился. Древесина японский ясень или тамо и ольха , а деревянные пластины инкрустированы медью и перламутром . Ручки комода, шкафа и шеве выполнены из бронзы в форме стилизованных растений. [ 4 ] По состоянию на апрель 2016 года Ассоциация друзей музея школы Нанси планировала вернуть часть оригинальной мебели, которая сейчас находится в музее, на ее первоначальное место в доме.
-
Мебель Луи Мажореля в салоне
-
Мебель для спальни с виллы Мажорель, ранее находившаяся в музее школы Нанси.
-
Мебель Луи Мажореля в салоне
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бувье 1987 , стр. 4–10.
- ^ Бувье 1987 , стр. 3–4.
- ^ Бувье 1987 , стр. 14–15.
- ^ Бувье 1987 , с. 27.
Библиография
[ редактировать ]- Бувье, Розелин (1987). «Вилла Мажорель». Новое искусство: Бюллетень Ассоциации друзей музея школы Нанси . Ассоциация друзей школьного музея Нэнси. ISSN 1147-2073 .
- Рено, Кристоф (2006). Стили архитектуры и мебели . Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 978-2-877474-658 . }
- Лахор, Жан. Л'Ар Нуво . Baseline Co. Ltd. Первоначально опубликовано в 1901 г., адаптированная версия - в 2007 г. (на французском языке). ISBN 978-1-85995-667-0