Jump to content

Мебель в стиле модерн

Мебель в стиле модерн
Вверху: письменный стол Генри Ван де Вельде (1898 г.); В центре: спальный гарнитур «Водяные лилии» работы Луи Мажореля (1902–1903); Внизу: кресло из бука, тростника и алюминия работы Отто Вагнера (1905–1906).
Годы активности в. 1893–1910 гг.
Расположение Европа и США

Мебель, созданная в стиле модерн , была известна с начала 1890-х годов до начала Первой мировой войны в 1914 году. Для нее характерно использование форм, основанных на природе, таких как виноградные лозы, цветы и кувшинки, а также изогнутые и волнообразные линии. иногда называемую хлыстовой линией , как по форме, так и по украшению. Другими общими характеристиками были асимметрия и полихромия, достигаемые за счет инкрустации дерева разного цвета.

Стиль был назван в честь Зигфрида Бинга в галереи и магазина Maison de l'Art Nouveau Париже, открывшегося в 1895 году. [1] Обычно его делали вручную, с прекрасной полировкой, из редких и дорогих пород дерева и с тонким мастерством. [2] Роскошный шпон использовался в мебели ведущих краснодеревщиков, в том числе Жоржа де Фёра и других. [3]

В первые годы существования этого стиля архитекторы в стиле модерн часто проектировали мебель, соответствующую стилю своих домов. Среди этих архитекторов были Чарльз Ренни Макинтош , Антони Гауди , Виктор Орта , Гектор Гимар и Генри Ван де Вельде . После 1900 года, особенно в мебели, разработанной для Венского сецессиона и немецкого модерна , формы стали более простыми, функциональными и более геометрическими, а некоторые из них можно было производить на сборочных линиях. [4]

Мебель в стиле модерн находилась под особым влиянием британского движения искусств и ремесел с упором на тонкое мастерство. Он также адаптировал некоторые черты более ранних исторических стилей, в частности, керлинговые линии французского рокайля или рококо . [3] Еще одним значительным влиянием был Japonisme , демонстрирующий легкие и хрупкие формы японских произведений, и маркетри . [5] Японский стиль стал популярен в Европе в 1890-х годах благодаря галереям Сэмюэля Бинга в Париже и Liberty and Company в Лондоне и Милане. [6] [7]

Первые дома в стиле модерн появились в Брюсселе в 1893 году, в том числе отель «Тассель», спроектированный Виктором Ортой . Орта спроектировал не только дом и декор, но и мебель, которая имела те же завитые линии, вдохновленные природой , что и в архитектуре, кованые балконные и лестничные перила, керамические полы и дверные ручки. Его линии были вдохновлены длинными вьющимися стеблями растений. Сама мебель имела минимум украшений; декор и форма слились в единое целое. [8]

Другим ранним бельгийским архитектором и дизайнером мебели был Поль Ханкар , который спроектировал один из первых домов в стиле модерн в Брюсселе и, как и Орта, использовал изогнутую линию в своей мебели. Другим известным бельгийским дизайнером мебели раннего модерна был Гюстав Серрюрье-Бови , который адаптировал естественные изогнутые формы и добавил больше украшений, применив небольшие латунные украшения в виде плетеных линий к своим шкафам из красного дерева.

Другим влиятельным бельгийским дизайнером мебели, придерживавшимся совершенно другого стиля модерн, был Генри Ван де Вельде . Он спроектировал мебель для своего дома Блуменверф недалеко от Брюсселя в стиле, вдохновленном британским движением искусств и ремесел . Он украсил магазин Сэмюэля Бинга в Париже в 1896 году в стиле модерн и основал свои собственные мастерские в Брюсселе в 1898 году. Его мебель отличалась изогнутыми линиями, но была менее яркой. В 1897 году он переехал в Германию и стал одним из основателей Немецкого Веркбунда и влиятельной силой в немецком мебельном дизайне. [9]

Франция – Париж и школа Нанси

[ редактировать ]

Париж – Гимар, Гайар и де Фёр

[ редактировать ]

Во Франции, как и в Бельгии, архитекторы разработали некоторую раннюю мебель в стиле модерн. После посещения отеля Tassel в Брюсселе Эктор Гимар создал первый жилой дом в стиле модерн в Париже, Кастель Беранже , любопытную смесь готического возрождения и элементов ар-нуво. Он также начал создавать наборы мебели с характерными для этого стиля натуралистическими изгибами и декором. Гимар заявил: «То, чего следует избегать в искусстве во всем, что непрерывно, — это параллель и симметрия. Природа — величайший строитель, и она не создает ничего параллельного и ничего симметричного». Мебель Гимара, изготовленная для его собственной и других резиденций, подчеркивала изгибы природных форм и идеально соответствовала архитектуре. [10]

Эжен Гайяр и Жорж де Фёр показали свои работы в том, что Сэмюэль Бинг назвал « Павильоном в стиле модерн» на Всемирной выставке в Париже 1900 года . Они использовали самую дорогую древесину, в основном фруктовые деревья, в сочетании с изящными деталями и вьющимися линиями . Они имели большой успех сначала в Париже, затем на выставке Мюнхенского сецессиона в 1897 году и на Туринской международной выставке декоративного искусства в 1902 году. Мебель Гайяра была очень богато украшена, напоминая французское рококо, а формы де Феер, который был живописцем и графиком, были более тонкими, что выражалось в стиле модерн в обивке и деталях. [10]

Александр Шарпантье был скульптором, медалистом, мастером и краснодеревщиком, который был еще одной заметной фигурой в дизайне парижской мебели и создавал очень сложные ансамбли мебели и резные деревянные панели на растительную тематику. Он работал с различными форматами и материалами, включая олово, мрамор, дерево, кожу и терракоту. Многие из его нестандартных конструкций светильников (дверные ручки, дверные пластины, оконные ручки) впоследствии были произведены серийно и проданы на коммерческой основе. [11]

Среди других известных французских дизайнеров были Анри Беллери-Дефонтен , который черпал вдохновение из неоготических стилей Виолле-ле-Дюк ; и Эдуард Колонна , который работал с арт-дилером Зигфридом Бингом над оживлением французской мебельной промышленности новыми темами. Их работы были известны «абстрактным натурализмом», единством прямых и изогнутых линий и влиянием рококо .

Самым необычным и живописным французским дизайнером раннего модерна был Франсуа-Рупер Карабин , скульптор по образованию, в мебели которого были изображены скульптурные обнаженные женские формы и символические животные, особенно кошки, которые сочетали элементы модерна с символизмом . Другим влиятельным парижским дизайнером мебели был Шарль Плюме . [12] Благодаря его работам старая лексика и приемы классической французской мебели в стиле рококо XVIII века были переосмыслены в новом стиле. [3]

Школа Нэнси

[ редактировать ]

Важный центр дизайна и производства мебели в стиле модерн находился в Нанси , на востоке Франции, где Луи Мажорель имел свои студии и мастерские и где в 1901 году был основан Альянс промышленности искусств (позже названный Школой Нанси). Оба дизайнера основывали их структуру и орнамент на формах, взятых из природы, включая цветы и насекомых, в частности стрекозу, популярный мотив в дизайне в стиле модерн. Он особенно использовал водяную лилию , египетский символ вечной природы, который часто появлялся в скульптурной и позолоченной бронзе в фурнитуре и отделке мебели. [13]

Мажорель сделал природу центральным элементом, назвав ее «сотрудником, достойным внимания», но он также настаивал на том, что структура мебели должна быть четко распознана и что красота предмета мебели зависит не только от его украшения, но и от его элегантные линии и правильные пропорции. [13]

Помимо мебели, Мажорель сотрудничал со стекольной мануфактурой Daum над дизайном светильников и другой стеклянной посуды. В соответствии с духом Движения искусств и ремесел он также основал фабрику по производству мебели для менее богатых клиентов. На первых этапах производства он использовал машины, но все детали были обработаны вручную. [14]

Среди других известных дизайнеров мебели школы Нэнси были Эжен Валлен и Эмиль Андре ; оба были архитекторами по образованию, и оба проектировали мебель, которая напоминала мебель бельгийских дизайнеров, таких как Орта и Ван де Вельде, которая имела меньше декора и более точно повторяла изогнутые растения и цветы.

В отличие от мебели, изготовленной британским движением искусств и ремесел , из которого она возникла в стилистическом отношении, большая часть мебели в стиле модерн производилась на фабриках с использованием обычных производственных технологий, что привело к напряженным отношениям с деятелями искусств и ремесел в Англии, которые критиковали континентальную мебель в стиле модерн. за то, что он не был «честно» построен. [15] Он также имел тенденцию быть дорогим, поскольку тонкая отделка, обычно полированная или лакированная, считалась необходимой, а континентальный дизайн обычно был очень сложным, с изогнутыми формами, изготовление которых было дорогостоящим. Дизайнеры мебели Франции и Бельгии подхватили этот стиль с большим энтузиазмом, чем в большинстве стран. [16]

Несколько известных дизайнеров были архитекторами, которые проектировали мебель для конкретных зданий, которые они также спроектировали, - способ работы, унаследованный от движения искусств и ремесел; в их число входят Чарльз Ренни Макинтош , Антони Гауди , Гектор Гимар и Виктор Орта . Мебель Макинтоша была относительно строгой и геометрической, отличавшейся вытянутыми размерами и прямыми углами. [15] Континентальный дизайн был гораздо более сложным, часто с использованием изогнутых форм как в основных формах изделия, так и в прикладных декоративных мотивах.

Германия – Югендстиль и Deutscher Werkenbund

[ редактировать ]

В Германии мебель первых дизайнеров югендстиля , или «молодого стиля», таких как Отто Экманн, отражала то, что называлось «цветочным» периодом модерна . Эти изделия имели естественные изгибы и мотивы, популярные во французском стиле модерн.

Однако мебель Питера Беренса резко контрастировала с французским модерном. Влияние природы и природных мотивов, таких как стебли цветов и кувшинки, основной элемент французской мебели в стиле модерн, почти исчезло: этот модерн был рационалистическим, с геометрическими прямыми линиями и минимальным декором. Цель Берена была полной противоположностью французскому модерну; простота конструкции и простота материалов для мебели, которая может быть недорогой и легко производиться серийно. Он помог открыть Deutscher Werkbund , мастерскую художников в Мюнхене, занимавшуюся созданием новых дизайнов. несколько ведущих модернистов, в том числе Людвиг Мис ван дер Роэ , Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус В разное время у Беренса работали . Он был основателем Дармштадтской колонии художников , расположенной недалеко от Мюнхена, и стал ключевой фигурой в переходе от модерна к модернизму . [17]

Бельгийский дизайнер Генри Ван де Вельде уже был известен в Германии своими ранними работами в стиле модерн. В 1899 году он поселился в Веймаре , Германия, где в 1905 году основал Великогерцогскую школу искусств и ремесел под патронажем Великого герцога Веймарского. Это был предшественник Баухауза , родины современной архитектуры. Ван де Вельде начал заниматься дизайном мебели и декоративным искусством. В 1907 году он стал основателем Deutscher Werkbund , производившего самую разнообразную мебель в Веймаре и других промышленных городах. [18]

Еще одним известным мюнхенским дизайнером мебели в стиле модерн был Бруно Пауль , который стал известен своим прямоугольным геометрическим стилем с легкими изгибами и без внешнего декора. Среди его учеников также был молодой будущий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ . Он получил признание за свои работы на Всемирной выставке в Париже 1900 года . [17]

Мюнхенский художник Бернхард Панкок , известный прежде всего как иллюстратор, также создал новаторский дизайн мебели со стилизованными линиями, упрощающими французский стиль. Его дизайн мебели и книг также принес ему признание на Парижской выставке 1900 года. [19]

Рихард Римершмид , дрезденский художник и дизайнер, был еще одним влиятельным мюнхенским модернистом и основателем Deutscher Werkbund . Он также был известен своими чистыми, идеально функциональными предметами мебели, без каких-либо украшений за пределами их формы, помогавшими открыть путь модернизму. Он также сделал заметную карьеру художника-декоратора, став видным деятелем символистского движения. [19]

Другие важные фигуры включали мебель в стиле модерн, в том числе Августа Энделла , Теодора Фишера , Отто Экмана и австрийца Йозефа Марии Ольбриха .

Великобритания – искусство и ремесла и школа Глазго

[ редактировать ]

В Великобритании движение искусств и ремесел , возникшее в начале 1880-х годов, выступало за изящную мебель ручной работы в качестве реакции против мебели массового производства фабричного производства. [15] К 1890-м годам Глазго был крупным морским портом и процветающим промышленным центром и стремился иметь особую культурную самобытность. Два бывших студента Школы искусств Глазго , дизайнеры Чарльз Ренни Макинтош и его жена Маргарет Макдональд Макинтош , помогли установить эту личность. Мебель, спроектированная Макинтошом, была вдохновлена ​​декоративно-прикладным искусством, строгая и геометрическая, с длинными прямыми линиями и прямыми углами, к которой Макинтош и его жена добавили штрихи декора в стиле модерн, используя крашеное дерево, маркетри из эмали и витражей, а также такие ткани, как расписной шелк. [15] Его главным проектом, выполненным в 1897 году, стала переделка школьного здания и его интерьеров, для которой двое Макинтошей создали архитектуру, отделку и мебель. Мебель и декор чайной комнаты Willow в школе стали популярным символом стиля Глсгоу; это повлияло на художников других школ, особенно Венского Сецессиона , который пригласил Макинтоша выставить свои работы. [20]

Австрия – Венский сецессион и Wiener Werkstätte

[ редактировать ]

Венский Сецессион был основан 3 апреля 1897 года художником Густавом Климтом , дизайнером Коломаном Мозером , архитекторами Йозефом Хоффманом и Йозефом Марией Ольбрихом , и вскоре к нему присоединился архитектор Отто Вагнер . Основными особенностями мебели были геометрические формы, минимум декора и отказ от исторических моделей, хотя иногда она адаптировала черты традиционных стилей, особенно стиля Бидемайер . [21] Мебель Вагнера была особенно современной; он был одним из первых, кто использовал новые материалы, такие как алюминий, в своей конструкции мебели.

Йозеф Хоффманн был еще одной важной фигурой Сецессиона. В 1903 году вместе с Коломаном Мозером он помог запустить еще более амбициозный проект — Wiener Werkstätte , предприятие художников и ремесленников, работающих вместе над созданием всех элементов законченного произведения искусства, или Gesamtkunstwerk , включая мебель с очень современными геометрическими узорами. конструкции. Одним из его самых радикальных творений было кресло Sitzmachine с регулируемой спинкой, созданное в 1905 году.

Метод Хоффмана заключался в создании «тотального произведения искусства». Он ввел схожие и гармонизированные мотивы, особенно квадраты и кубы, в металл, стекло, ювелирные изделия, кожу, текстиль и мебель. Его время идеально совпадало с переходом от модерна к модернизму . Он представил кресло Kubus в 1910 году, когда в Париже появились первые крупные произведения кубизма Пикассо Брака и Жоржа . [22]

Нидерланды – новое искусство

[ редактировать ]

В Нидерландах, где стиль модерн был известен как «Новое искусство» , ведущим создателем мебели был архитектор Хендрик Петрус Берлаге , но его также можно ассоциировать с Яном Эйзенлёффелем . Он назвал XIX век «веком уродства» и написал, что «когда вы наблюдаете за интерьерами домов, вы можете только содрогнуться от безделушек, которые новое называют интерьером». [23] Он спроектировал несколько известных зданий, в том числе Биржу Берлаге (1896–1903), в своем характерном геометрическом конструктивистском стиле. Одна из его доктрин изготовления мебели заключалась в уважении природы материала; он отказался придавать дереву изогнутые формы, поскольку с деревом, по его словам, нельзя обращаться так, как если бы оно было металлом. Его мебель украшалась металлическими украшениями, но даже они исчезли, а стулья и другие предметы стали полностью геометрическими. Существует также более декоративное движение, которое в основном пропагандируют художники, работавшие вместе в галерее искусств и ремесел в Гааге. Художниками, связанными с этим магазином, являются, например, Агата Вегериф-Гравестейн , Крис Вегериф и Йохан Торн Приккер .

Италия – Stile Liberty в Турине и Милане

[ редактировать ]

В Италии The Stile Liberty получила свое название от Артура Ласенби Либерти и основанного им в 1874 году в Лондоне магазина Liberty Department Store , который специализировался на импорте украшений, текстиля и предметов искусства из Японии и Дальнего Востока. Важным центром нового стиля был город Турин , где в 1902 году прошла крупная выставка « Турино 1902» , посвященная «Международному декоративному искусству нового века». [24]

Доминирующей фигурой в итальянском мебельном дизайне и звездой Туринской выставки 1902 года был Карло Бугатти , отец знаменитого автомобильного дизайнера Этторе Бугатти . Его предметы мебели были полной противоположностью геометрической и функциональной мебели модерна и венского сецессиона . По сути, это были произведения скульптуры и декора; их функция, будь то стул, шкаф или обеденный стол, была совершенно второстепенной. Среди его работ - стул «Улитка», деревянный, покрытый расписным пергаментом и медью, и необычный диван из дерева и пергамента, украшенный краской, бахромой и инкрустацией из латуни. Места для сидения были почти полностью скрыты декором. [25]

Эудженио Кварти из Милана был еще одной заметной фигурой в итальянском стиле. После ученичества в Париже и недолгой работы у Карло Бугатти он открыл свой собственный магазин и ателье и производил модели, получившие признание на Антверпенской выставке 1894 года и первой Туринской выставке 1892 года. В 1904 году он расширил свою фирму и начал производить мебель. для важных итальянских клиентов. Его работы были намного проще по стилю, чем у Бугатти, но он также стремился создавать необычные формы и материалы, а также изящные конструкции из инкрустаций из латуни и раковины морского ушка . [26]

Испания – модернизм в Барселоне

[ редактировать ]

В Испании движение модернизма в Каталонии создало самые оригинальные проекты под руководством архитектора Антонио Гауди . Дизайнер мебели Гаспар Хомар I Мескида разработал мебель, вдохновленную природными формами, с изогнутыми линиями французского и бельгийского модерна и элементами каталонского исторического стиля. [27] Мебель Гаспара Хомара I Мескида украшена прекрасными инкрустациями из цветного дерева.

США – стиль американского мастера.

[ редактировать ]

Самым известным американским дизайнером в стиле модерн был Луи Комфорт Тиффани , наиболее известный своими лампами, украшениями и витражами. Он также разработал несколько стульев и других предметов мебели. Некоторые стулья были перегружены декором и вышивкой, но другие были тонко сделаны и ненавязчиво украшены геометрическими инкрустациями по дереву.

В Соединенных Штатах новый дизайн мебели в начале 20-го века был во многом вдохновлен Британским движением искусств и ремесел , которое, в свою очередь, вдохновило стиль американских мастеров , движение американского искусства и ремесел. Одним из дизайнеров, представивших темы ар-нуво, был Чарльз Рольфс из Буффало, штат Нью-Йорк, на чьи проекты мебели из американского белого дуба также повлияли мотивы кельтского искусства и готического искусства с элементами ар-нуво в металлической отделке, нанесенной на детали. [27]

В Калифорнии архитекторы Чарльз и Генри Грин экспериментировали с эклектичными стилями, а затем постепенно разработали свою собственную особую калифорнийскую версию американского стиля мастеров с простыми геометрическими формами, небольшим орнаментом, тонкой работой по дереву и отчетливым японским влиянием. Самый известный пример — Gamble House в Пасадене, Калифорния . [28] [29]

Фрэнк Ллойд Райт не считается архитектором в стиле модерн, но ранняя мебель, которую он спроектировал, сильно напоминала геометрическую мебель Венского сецессиона и других поздних движений в стиле модерн того же периода.

Примечания

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Де Морант, Генри (1970). История декоративного искусства (на французском языке). Книжный магазин Хачетт.
  • Дюшер, Роберт (1988). «Стиль модерн: Мебель». Характеристика стилей (на французском языке). Фламмарион. стр. 204–205. ISBN  2-08-011539-1 .
  • Фар-Беккер, Габриэле (2015). L'Art Nouveau (на французском языке). ХФ Ульманн. ISBN  978-3-8480-0857-5 .
  • Люси-Смит, Эдвард (1979). Мебель. Краткая история . Темза и Гудзон.
  • Макинсон, Рэндалл (1977). Грин и Грин: Архитектура как изобразительное искусство . Солт-Лейк-Сити, Юта: Гиббс Смит. ISBN  0-87905-023-3 .
  • Райли, Ноэль (2004). Грамматика декоративного искусства (на французском языке). Фламмарион.
  • Родель, Кевин П.; Бинзен, Джонатан (2003). Мебель для декоративно-прикладного искусства: от классики до современности . Ньютаун, Коннектикут (США): Taunton Press. ISBN  978-1-56158-359-1 .
  • Сембах, Клаус-Юрген (2016). Модерн: Утопия: примирение непримиримого . Карманы. ISBN  978-3-8365-2096-6 .
  • Сумки, Аурелия; Сумки, Бальтазар (2016). L'Architecture Moderne de A à Z (на французском языке). Библиотека Универсалис. ISBN  978-3-8365-5630-9 .
  • Вайсберг, Габриэль П. (2004). «Создание японизма» . У Габриэля П. Вайсберга; Эдвин Беккер; Эвелин Поссеме (ред.). Истоки модерна: империя Бинг . Амстердам; Париж; Итака (США): Музей Ван Гога; Музей декоративных искусств; Распространяется в Северной Америке издательством Cornell University Press. стр. 51–72. ISBN  978-90-6153-572-0 .

Периодические издания и интернет-источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Рено, Кристоф; Лазе, Кристоф (2006). Стили архитектуры и мебели (на французском языке). Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN  978-2-8774-7465-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e3153180da2c9721114abf724845079b__1721269740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/9b/e3153180da2c9721114abf724845079b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Art Nouveau furniture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)