СМИ в Норвегии
Часть серии о |
Норвежцы |
---|
Культура |
Диаспора |
Другой |
Норвежский портал |
Средства массовой информации Норвегии освещают текущее состояние прессы, телевидения, радио, кино и кино, а также социальных сетей в Норвегии .
Нажимать
[ редактировать ]Организация «Репортеры без границ» поставила Норвегию на первое место в мировом рейтинге свободы прессы . Свобода прессы в Норвегии восходит к конституции 1814 года. Большая часть норвежской прессы находится в частной собственности и саморегулируется; однако государство оказывает пресс-поддержку .
Телевидение
[ редактировать ]Две компании, доминирующие на норвежском наземном телевещании, — это государственная NRK (с четырьмя основными службами: NRK1 , NRK2 , NRK3 и NRK Super ) и TV2 (с TV 2 Filmkanalen , TV 2 Nyhetskanalen , TV 2 Sport , TV 2 Zebra и TV 2). ТВ 2 Ливсстиль ). Другими давно существующими каналами являются TVNorge и TV3 .
Радио
[ редактировать ]На национальном радио доминирует общественная компания NRK , которая финансируется за счет платы за телевизионную лицензию, которую платят владельцы телевизоров. NRK обеспечивает программирование на трех радиоканалах — NRK P1 , NRK P2 и NRK P3 — вещание в FM и через DAB . Ряд других специализированных каналов транслируются исключительно в форматах DAB, DVB-T и в Интернете, включая новую англоязычную радиостанцию RadioНорвегия DirectНорвегия.
Кроме того, существует ряд коммерческих радиостанций, а также местных радиостанций, принадлежащих различным некоммерческим организациям.
Социальные сети
[ редактировать ]По оценкам, по состоянию на июнь 2023 года Facebook используют 3,4 миллиона норвежцев . [1] Для сравнения, общая численность жителей составляет около 5 504 329 человек.
Учреждения
[ редактировать ]Учреждениями в рамках профсоюзов являются Норвежский союз журналистов , Ассоциация норвежских редакторов и Норвежская ассоциация медиа-бизнеса — они организованы под эгидой Норвежской ассоциации прессы . Ассоциация прессы отвечает за Pressens Faglige Utvalg , которая осуществляет надзор за соблюдением этического кодекса норвежской прессы . Совет по телерадиовещанию курирует государственную Норвежскую радиовещательную корпорацию. Норвежское управление СМИ способствует обеспечению соблюдения правительственных постановлений.
Предвзятость СМИ
[ редактировать ]- Распределение мандатов после фактических парламентских выборов в Норвегии 2009 года:Лейбористская партия (64)Центристская партия (11)Партия Прогресса (41)
- Распределение мандатов по симпатиям норвежских журналистов перед норвежскими парламентскими выборами 2009 года:Красный (9)Лейбористская партия (78)Либеральная партия (25)
Как и в других родственных странах, норвежские СМИ часто критикуют за предвзятое отношение к левым политическим взглядам . Политолог Франк Аареброт утверждает, что представил доказательства этого со стороны как норвежских журналистов, так и редакторов. [2] Аареброт сказал, что «это серьезно, когда норвежские журналисты массово поддерживают левых политических сил, но это немного более серьезно, когда на самом деле это в большей степени относится к норвежским редакторам, чем к журналистам». Он также выразил обеспокоенность тем, что у журналистов, симпатизирующих Партии прогресса, может быть меньше шансов получить работу, чем у журналистов с политическими симпатиями, близкими к редакторам. [3]
Например, на реальных выборах 2009 года Партия прогресса получила 41 мандат, тогда как по версии журналистов она не получила бы ни одного. Христианско-демократическая партия и Центристская партия также остались бы без представительства, а революционная социалистическая партия «Красные» вошла бы в парламент с 9 мандатами. Левые социалисты и Либеральная партия также получат значительные выгоды. [2] В 2003 году около 36% норвежских журналистов заявили, что проголосовали бы только за Левую Социалистическую партию, и только 25% заявили, что они проголосовали бы за любую из правоцентристских Либеральной, Христианско-демократической, Консервативной партии или Партии прогресса вместе взятых. . [3] Комментатор новостей Фрэнк Россавик однажды сказал, что, если бы журналист выступил в качестве избирателя Партии прогресса, это было бы «социальным самоубийством» и более разрушительным, чем выход из Норвежского союза журналистов. [4]
Также было доказано, что норвежские редакторы придерживаются левых политических взглядов: опрос 2008 года показал, что Лейбористская партия получила бы большинство только в парламенте с 85 представителями. [3]
Понятие политической предвзятости, основанное на сумме партийного выбора отдельных лиц, подверглось критике. Среди прочего, консервативный историк и политик Фрэнсис Сейерстед считает, что средства массовой информации в целом не имеют ни левого, ни правого уклона, а «наклонены СМИ». Это означает, что средства массовой информации всего политического спектра имеют тенденцию выбирать один и тот же угол зрения по делу, сосредотачиваясь на персонификациях и драматических событиях. [5]
Регулирование
[ редактировать ]Системы СМИ в скандинавских странах являются двойственными , с мощным общественным вещанием и периодическим сильным вмешательством правительства. Халлин и Манчини представили норвежскую медиа-систему как демократическую корпоративистскую. [6] Газеты появились рано и очень хорошо развивались без государственного регулирования до 1960-х годов. Развитие рекламной индустрии помогло наиболее влиятельным газетам расти, в то время как небольшие издания боролись за нижние позиции рынка. Из-за отсутствия разнообразия в газетной индустрии норвежское правительство приняло меры, затрагивающие истинную свободу слова. В 1969 году норвежское правительство начало предоставлять субсидии небольшим местным газетам. [7] Но этот метод не смог полностью решить проблему. В 1997 году, обеспокоенные концентрацией собственности на средства массовой информации , норвежские законодатели приняли Закон о собственности на средства массовой информации, наделив Норвежское управление средств массовой информации правом вмешиваться в дела СМИ, когда свобода прессы и плюрализм СМИ оказались под угрозой. В Закон были внесены поправки в 2005 и 2006 годах и пересмотрены в 2013 году.
Основной основой норвежского регулирования медиа-сектора является обеспечение свободы слова , структурного плюрализма , национального языка и культуры, а также защита детей от вредного контента в СМИ. [8] [9] Соответствующие нормативные стимулы включают Закон о собственности на средства массовой информации, Закон о вещании и Закон о редакционной независимости. В NOU 1988:36 говорится, что фундаментальной предпосылкой всего норвежского регулирования СМИ является то, что средства массовой информации служат силой, оппозиционной власти. Условием достижения этой роли средствами массовой информации является мирная среда разнообразия редакционной собственности и свободы слова. В «Белой книге» №57 утверждается, что настоящего разнообразия содержания можно достичь только с помощью независимых редакционных СМИ, находящихся в плюралистической собственности, чья продукция основана на принципах журналистского профессионализма. Чтобы обеспечить это многообразие, норвежское правительство регулирует рамочные условия работы СМИ и в первую очередь фокусирует регулирование на плюралистической собственности.См. также
[ редактировать ]- Списки
- Список норвежских газет
- Список норвежских журналов
- Список норвежских телеканалов
- Список радиостанций на норвежском языке
- Список норвежских писателей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Пользователи Facebook по странам, 2023 г.» . worldpopulationreview.com . Проверено 9 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Слетта, Кьелл (7 мая 2009 г.). «В Стортинге не было бы стеклопластика, если бы журналистам было позволено решать» . Дагбладет .
- ^ Jump up to: а б с Решено, Кьетил (18 апреля 2008 г.). «Редакторы хотят Йенса» . ТВ2 .
- ^ Россавик, Франк (30 августа 2007 г.). «Журналисты левого толка» . Бергенс Тиденде . Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года . Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ Норе, Аслак (3 марта 2004 г.). «Консернтрусселен» . Классекампен (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ Халлин, Д.; Манчини, П. (2004). Сравнение медиасистем: три модели медиа и политики . Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета.
- ^ «Медиенорге» . МедиаНорвегия . Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ Сиверцен, Т. (2004). «Надзор за собственностью: исследование регулирования СМИ на практике».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Крумсвик, Арне (2011). «Привилегии СМИ: введение в медиа-политику».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]по-английски
[ редактировать ]- «Норвегия: Пресса». Всемирный ежегодник Европы . Европейские публикации . 2004. ISBN 978-1-85743-255-8 .
- Исследовательская группа Евромедиа; Мэри Келли; и др., ред. (2004). "Норвегия". СМИ в Европе (3-е изд.). Публикации SAGE . ISBN 978-0-7619-4132-3 .
- Джина Даль [на норвежском языке] (2011). Книги в Норвегии раннего Нового времени . Брилл. ISBN 9789004207202 .
на норвежском языке
[ редактировать ]- Энциклопедии
- Хенриксен, Петтер, изд. (2007). «Норвегия – СМИ» . Большая норвежская энциклопедия (на норвежском языке). Осло: Kunnskapsforlaget.
- Книги
- Остбай, Хельге (1984). Средства массовой информации (на норвежском языке). Осло: Тайден. ISBN 82-10-02375-6 .
- Эйде, Мартин (1995). Кровь, чернота и слезы радости. В.Г., Банда Верденса, 1945–95 (на норвежском языке). Осло: Шибстед. ISBN 82-516-1557-7 .
- Оттосен, Руне (1996). От гусиного пера до Интернета. Журналисты в организациях и обществе (на норвежском языке). Осло: Ашехуг. ISBN 82-03-26128-0 .
- Аллерн, Сигурд (1997). Когда источники приглашают тебя на танец. В центре внимания PR-агентства и журналистика (на норвежском языке). Осло: Пакс. ISBN 82-530-1868-1 .
- Даль, Ганс Фредрик (1999). Привет-привет! Радиовещание в Норвегии 1920–1940 (на норвежском языке) (2-е изд.). Осло: Каппелен. ISBN 82-02-18478-9 .
- Даль, Ганс Фредрик (1999). «Это Лондон». НРК в войне 1940–1945 гг. (на норвежском языке) (2-е изд.). Осло: Каппелен. ISBN 82-02-18577-7 .
- Даль, Ганс Фредрик ; Бастиансен. Хенрик Г. (1999). Переезд в Осло. НРК как монополия 1945-1981 (на норвежском языке). Осло: Каппелен. ISBN 82-02-17644-1 .
- Эйде, Мартин (2000). Редактирующая сила. Норвежская история роли редактора (на норвежском языке). Кристиансанн: IJ-forlaget. ISBN 82-7147-205-4 .
- Аллерн, Сигурд (2001). Стадо животных на Лёвебаккене. В центре внимания пресс-ложа Стортинга и медиа-структура политики (на норвежском языке). Осло: Пакс. ISBN 82-530-2316-2 .
- Аллерн, Сигурд (2001). Ценности новостей. О рыночной ориентации и журналистике в десяти норвежских газетах (на норвежском языке). Кристиансанн: IJ-forlaget. ISBN 82-7147-210-0 .
- Оттосен, Руне; Рёссланд, Ларс Арве; Остбай, Хельге (2002). История норвежской прессы (на норвежском языке). Осло: Самлагет. ISBN 82-521-5750-5 .
- Эйде, Элизабет; Симонсен, Энн Хеге (2008). Мир создается из дома. Освещение в прессе незападного мира 1902–2002 гг. (на норвежском языке). Осло: Юнипаб. ISBN 978-82-7477-288-5 .
- Бастиансен, Хенрик ; Даль, Ганс Фредрик (2008). История норвежских СМИ (на норвежском языке) (2-е изд.). Осло: Университетское издательство. ISBN 978-82-15-01353-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Медиа-ландшафты: Норвегия» , Medialandscapes.org , Нидерланды: Европейский центр журналистики.