Jump to content

Архитектура Югославии

Каменный цветок (1966) Богдана Богдановича в Ясеноваце

Архитектура Югославии характеризовалась новыми, уникальными и часто различающимися национальными и региональными повествованиями. [1] Будучи социалистическим государством, оставшимся свободным от « железного занавеса» , Югославия приняла гибридную идентичность, сочетающую в себе архитектурные, культурные и политические тенденции как западной либеральной демократии , так и советского коммунизма. [2] [3] [4]

Межвоенный модернизм

[ редактировать ]

Югославская архитектура возникла в первые десятилетия 20 века, до создания государства ; в этот период ряд южнославянских творческих людей, воодушевленных возможностью государственности, организовали серию художественных выставок в Сербии во имя общей славянской идентичности. После централизации правительства после создания в 1918 году Королевства Югославии этот первоначальный энтузиазм снизу начал угасать. Югославская архитектура все больше и больше диктовалась все более концентрированной национальной властью, которая стремилась установить единую государственную идентичность. [5]

Начиная с 1920-х годов югославские архитекторы начали выступать за архитектурный модернизм , рассматривая этот стиль как логическое продолжение прогрессивных национальных идей. Группа архитекторов современного движения, организация, основанная в 1928 году архитекторами Браниславом Койичем , Миланом Злоковичем , Яном Дубовым и Душаном Бабичем, настаивала на широком принятии современной архитектуры как «национального» стиля Югославии, чтобы преодолеть региональные различия. Несмотря на эти сдвиги, различия в отношениях с Западом сделали принятие модернизма непоследовательным во время Второй мировой войны в Югославии; в то время как самые западные республики Хорватия и Словения были знакомы с западным влиянием и стремились принять модернизм, давно находившаяся в Османской империи, Босния, по-прежнему сопротивлялась этому. Из всех югославских городов в Белграде самая высокая концентрация модернистских построек. [6] [7]

Социалистический реализм (1945–48).

[ редактировать ]
Обложка загребского архитектурного журнала «Архитектура» 1948 года; Соцреализм был доминирующим стилем, представленным в издании до 1949 года.

Сразу после Второй мировой войны краткая ассоциация Югославии с Восточным блоком положила начало короткому периоду социалистического реализма . Централизация в рамках коммунистической модели привела к отмене частной архитектурной практики и государственному контролю над профессией. В этот период правящая Коммунистическая партия осудила модернизм как «буржуазный формализм», шаг, который вызвал разногласия среди довоенной модернистской архитектурной элиты страны. [8]

Модернизм (1948–92)

[ редактировать ]
Дворец Федерации (1950) Поточняка и Янковича , Белград

Социалистическая реалистическая архитектура в Югославии внезапно прекратила свое существование после раскола Иосипа Броз Тито в 1948 году со Сталиным . В последующие годы нация все больше поворачивалась к Западу, возвращаясь к модернизму, который характеризовал довоенную югославскую архитектуру. [7] В эту эпоху модернистская архитектура стала символизировать разрыв нации с СССР (понятие, которое позже уменьшилось с растущей приемлемостью модернизма в Восточном блоке). [8] [9] Послевоенное возвращение страны к модернизму, пожалуй, лучше всего иллюстрируется Венцеславом Рихтером широко известным павильоном Югославии 1958 года, построенным на выставке «Экспо-58» , открытый и легкий характер которого контрастировал с гораздо более тяжелой архитектурой Советского Союза. [10]

Споменикс

[ редактировать ]

В этот период югославский разрыв с советским социалистическим реализмом в сочетании с усилиями по увековечиванию памяти Второй мировой войны привели к созданию огромного количества абстрактных скульптурных военных мемориалов, известных сегодня как « с поменик» . [11]

Брутализм

[ редактировать ]

В конце 1950-х и начале 1960-х годов брутализм начал приобретать последователей в Югославии, особенно среди молодых архитекторов, на эту тенденцию, возможно, повлиял расформирование в 1959 году Международного конгресса современной архитектуры . [12] Растущее влияние брутализма в стране наиболее ярко проявилось в усилиях по восстановлению Скопье после разрушительного землетрясения 1963 года . [13] Японский архитектор Кензо Танге сыграл ключевую роль в продвижении брутализма в городе, дойдя до того, что предложил полностью перепроектировать Скопье в этом стиле. [14] [15] Архитектура города отражена в Генеральном плане города Скопье Кензо Танге 1963 года в сотрудничестве с группами международных архитекторов ООН.

Децентрализация

[ редактировать ]
Ныне заброшенный отель Халудово Палас (1971 г.), автор Борис Магаш на Крке.

С политикой децентрализации и либерализации 1950-х годов в СФР Югославии архитектура становилась все более раздробленной по этническому признаку. Архитекторы все больше ориентировались на строительство с учетом архитектурного наследия своих отдельных социалистических республик в форме критического регионализма . [16] Ярким примером этого сдвига является плодотворная публикация Юрая Нейдхардта и Душана Грабриана 1957 года «Архитектура Боснии и путь в современность» ( хорватский : Arhitektura Bosne i Put U Suvremeno ), в которой стремились понять модернизм через призму османского наследия Боснии. [17] [18]

Растущее различие индивидуальных этнических архитектурных идентичностей в Югославии усугубилось децентрализацией в 1972 году ранее централизованного органа по сохранению исторического наследия, предоставив отдельным регионам дополнительную возможность критически проанализировать свои собственные культурные нарративы. [5]

[ редактировать ]
Видеоинсталляция на выставке «На пути к конкретной утопии» в Музее современного искусства.

Югославская архитектура, особенно памятники, в последние годы привлекает повышенное внимание общественности. [4] В конце 1990-х — начале 2000-х годов бельгийский фотограф Ян Кемпенаерс выпустил серию фотографий, запечатлевших полуразрушенные памятники и мемориалы времен Второй мировой войны в Югославии . В июле 2018 года МоМА открыл шестимесячную выставку под названием «На пути к конкретной утопии», которая предоставила посетителям большую коллекцию изображений, архитектурных моделей и рисунков югославской архитектуры с 1948 по 1980 год. [2] Тем временем американский исследователь и писатель Дональд Нибил с 2016 года работает над созданием образовательного онлайн-ресурса для изучения и каталогизации истории югославских памятников и архитектуры под названием «База данных Spomenik». [19]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «На пути к конкретной утопии: архитектура Югославии, 1948–1980» . Музей современного искусства . Проверено 31 января 2019 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Фараго, Джейсон (19 июля 2018 г.). «Бетономешалка в роли Музы» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 31 января 2019 г.
  3. ^ Глэнси, Джонатан (17 июля 2018 г.). «Забытая бруталистическая архитектура Югославии» . Стиль CNN . Проверено 1 февраля 2019 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б МакГирк, Джастин (7 августа 2018 г.). «Неповторимый архитектурный момент «бетонной утопии» Югославии » . Житель Нью-Йорка . ISSN   0028-792X . Проверено 31 января 2019 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Дин, Даррен (2016). Национализм и архитектура . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9781351915793 .
  6. ^ Дордевич, Зорана (2016). «Идентичность архитектуры ХХ века в Югославии: вклад Милана Злоковича» . Культура/Культура . 6 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Бабич, Майя (2013). «Модернизм и политика в архитектуре Социалистической Югославии, 1945–1965» (PDF) . Университет Вашингтона .
  8. ^ Перейти обратно: а б Владимир., Кулич (2012). Модернизм между ними: посредническая архитектура социалистической Югославии . Йовис Верлаг. ISBN  9783868591477 . OCLC   814446048 .
  9. ^ Алфиревич, Джордже; Симонович Альфиревич, Саня (2015). «Эксперименты по городскому жилищному строительству в Югославии 1948-1970» (PDF) . Спатиум (34): 1–9. дои : 10.2298/SPAT1534001A .
  10. ^ Кулич, Владимир (2012). «Авангардная архитектура для авангардного социализма: Югославия на ЭКСПО-58». Журнал современной истории . 47 (1): 161–184. дои : 10.1177/0022009411422367 . ISSN   0022-0094 . JSTOR   23248986 .
  11. ^ Кулич, Владимир. «Жидкий модернизм Эдварда Равникара: архитектурная идентичность в сети меняющихся ссылок» (PDF) . Новые созвездия, новая экология . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2019 г. Проверено 1 февраля 2019 г.
  12. ^ Радмила Симонович, Исследования (2014). «Новый Белград, между утопией и прагматизмом» (PDF) . Римский университет Сапиенца . Архивировано из оригинала (PDF) 23 декабря 2019 г. Проверено 1 февраля 2019 г.
  13. ^ Лозановская, Мирьяна (2015). «Брутализм, метаболизм и его американские параллели». Фабрики . 25 (2): 152–175. дои : 10.1080/10331867.2015.1032482 . S2CID   143092905 .
  14. ^ «Сохранение югославской идентичности: реконструкция Скопье | пост» . post.at.moma.org . Август 2018 года . Проверено 1 февраля 2019 г.
  15. ^ «План реконструкции Скопье» . architectuul.com . Проверено 1 февраля 2019 г.
  16. ^ Entertainment, единственный архитектурный журнал, выходящий два раза в год. «ЮГОТОПИЯ: Дни славы югославской архитектуры на выставке» . сайт pinupmagazine.org . Проверено 5 февраля 2019 г.
  17. ^ Алич, Дияна; Гуше, Марьям (1999). «Примирение национальных нарративов в социалистической Боснии и Герцеговине: проект Башчаршия, 1948–1953». Журнал Общества историков архитектуры . 58 (1): 6–25. дои : 10.2307/991434 . ISSN   0037-9808 . JSTOR   991434 .
  18. ^ Entertainment, единственный архитектурный журнал, выходящий два раза в год. «ЮГОТОПИЯ: Дни славы югославской архитектуры на выставке» . сайт pinupmagazine.org . Проверено 13 сентября 2019 г.
  19. ^ Дональд, Нибил. «Что такое споменники?» . База данных спомеников .
  20. ^ Герольд, Стефани (2010). Читая город: городское пространство и память в Скопье . Универлагтуберлин. ISBN  9783798321298 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4806d5277c37c9c2e413a3538c27ccb7__1714997460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/b7/4806d5277c37c9c2e413a3538c27ccb7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Yugoslavia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)