Архитектура Югославии
Часть серии о |
Югославы |
---|
По регионам |
Культура |
История |
Языки |
Люди |
|
Этническая принадлежность |
Архитектура Югославии характеризовалась новыми, уникальными и часто различающимися национальными и региональными повествованиями. [1] Будучи социалистическим государством, оставшимся свободным от « железного занавеса» , Югославия приняла гибридную идентичность, сочетающую в себе архитектурные, культурные и политические тенденции как западной либеральной демократии , так и советского коммунизма. [2] [3] [4]
Межвоенный модернизм
[ редактировать ]Югославская архитектура возникла в первые десятилетия 20 века, до создания государства ; в этот период ряд южнославянских творческих людей, воодушевленных возможностью государственности, организовали серию художественных выставок в Сербии во имя общей славянской идентичности. После централизации правительства после создания в 1918 году Королевства Югославии этот первоначальный энтузиазм снизу начал угасать. Югославская архитектура все больше и больше диктовалась все более концентрированной национальной властью, которая стремилась установить единую государственную идентичность. [5]
Начиная с 1920-х годов югославские архитекторы начали выступать за архитектурный модернизм , рассматривая этот стиль как логическое продолжение прогрессивных национальных идей. Группа архитекторов современного движения, организация, основанная в 1928 году архитекторами Браниславом Койичем , Миланом Злоковичем , Яном Дубовым и Душаном Бабичем, настаивала на широком принятии современной архитектуры как «национального» стиля Югославии, чтобы преодолеть региональные различия. Несмотря на эти сдвиги, различия в отношениях с Западом сделали принятие модернизма непоследовательным во время Второй мировой войны в Югославии; в то время как самые западные республики Хорватия и Словения были знакомы с западным влиянием и стремились принять модернизм, давно находившаяся в Османской империи, Босния, по-прежнему сопротивлялась этому. Из всех югославских городов в Белграде самая высокая концентрация модернистских построек. [6] [7]
- Городская больница (1930 г.) по проекту Драго Эблера в Скопье.
- Модернистская школа (1930 г.) по проекту Ивана Земляка в Загребе.
- Средняя школа (1933 г.) по проекту Эгона Штайнмана в Загребе.
Социалистический реализм (1945–48).
[ редактировать ]Сразу после Второй мировой войны краткая ассоциация Югославии с Восточным блоком положила начало короткому периоду социалистического реализма . Централизация в рамках коммунистической модели привела к отмене частной архитектурной практики и государственному контролю над профессией. В этот период правящая Коммунистическая партия осудила модернизм как «буржуазный формализм», шаг, который вызвал разногласия среди довоенной модернистской архитектурной элиты страны. [8]
- Институт общественного здравоохранения (Хигиенский завод, 1950) Тихомира Ивановича в Сараево
Модернизм (1948–92)
[ редактировать ]Социалистическая реалистическая архитектура в Югославии внезапно прекратила свое существование после раскола Иосипа Броз Тито в 1948 году со Сталиным . В последующие годы нация все больше поворачивалась к Западу, возвращаясь к модернизму, который характеризовал довоенную югославскую архитектуру. [7] В эту эпоху модернистская архитектура стала символизировать разрыв нации с СССР (понятие, которое позже уменьшилось с растущей приемлемостью модернизма в Восточном блоке). [8] [9] Послевоенное возвращение страны к модернизму, пожалуй, лучше всего иллюстрируется Венцеславом Рихтером широко известным павильоном Югославии 1958 года, построенным на выставке «Экспо-58» , открытый и легкий характер которого контрастировал с гораздо более тяжелой архитектурой Советского Союза. [10]
Споменикс
[ редактировать ]В этот период югославский разрыв с советским социалистическим реализмом в сочетании с усилиями по увековечиванию памяти Второй мировой войны привели к созданию огромного количества абстрактных скульптурных военных мемориалов, известных сегодня как « с поменик» . [11]
- Памятник Революции народа Мославины (1967 г.) по проекту Душана Джамони в Подгариче.
- Памятник партизанскому отряду Космая (1971 г.) в Белграде
Брутализм
[ редактировать ]В конце 1950-х и начале 1960-х годов брутализм начал приобретать последователей в Югославии, особенно среди молодых архитекторов, на эту тенденцию, возможно, повлиял расформирование в 1959 году Международного конгресса современной архитектуры . [12] Растущее влияние брутализма в стране наиболее ярко проявилось в усилиях по восстановлению Скопье после разрушительного землетрясения 1963 года . [13] Японский архитектор Кензо Танге сыграл ключевую роль в продвижении брутализма в городе, дойдя до того, что предложил полностью перепроектировать Скопье в этом стиле. [14] [15] Архитектура города отражена в Генеральном плане города Скопье Кензо Танге 1963 года в сотрудничестве с группами международных архитекторов ООН.
- Студенческое общежитие (1971) Георгия Константиновского в Скопье.
- Восточные городские ворота (1976) Веры Чиркович в Белграде
- Западные городские ворота (1977) Михаила Митровича в Белграде
- Центр Сава (1979) Стоян Максимович в Белграде
- Отель Златибор (1981) Светланы Каны Радевич в Ужице
Децентрализация
[ редактировать ]С политикой децентрализации и либерализации 1950-х годов в СФР Югославии архитектура становилась все более раздробленной по этническому признаку. Архитекторы все больше ориентировались на строительство с учетом архитектурного наследия своих отдельных социалистических республик в форме критического регионализма . [16] Ярким примером этого сдвига является плодотворная публикация Юрая Нейдхардта и Душана Грабриана 1957 года «Архитектура Боснии и путь в современность» ( хорватский : Arhitektura Bosne i Put U Suvremeno ), в которой стремились понять модернизм через призму османского наследия Боснии. [17] [18]
Растущее различие индивидуальных этнических архитектурных идентичностей в Югославии усугубилось децентрализацией в 1972 году ранее централизованного органа по сохранению исторического наследия, предоставив отдельным регионам дополнительную возможность критически проанализировать свои собственные культурные нарративы. [5]
- Этот жилой комплекс 1953 года в Джиджиковаце, спроектированный Андрия Чичин-Шайном, был создан под влиянием традиционных боснийских лоджий и докса.
- Церковь Святого Климента Охридского (1972) Славко Брезоски в Скопье стирает границы между македонской религиозной архитектурой и постмодернизмом.
- Белая мечеть Шерефудина (1980) работы Златко Углена в Високо отсылает к традиционной архитектуре боснийской мечети.
- Купола Мутняковича Андрия Национальной библиотеки Косово (1982 г.) в Приштине Косово. отдают дань исламскому наследию
В популярной культуре
[ редактировать ]Югославская архитектура, особенно памятники, в последние годы привлекает повышенное внимание общественности. [4] В конце 1990-х — начале 2000-х годов бельгийский фотограф Ян Кемпенаерс выпустил серию фотографий, запечатлевших полуразрушенные памятники и мемориалы времен Второй мировой войны в Югославии . В июле 2018 года МоМА открыл шестимесячную выставку под названием «На пути к конкретной утопии», которая предоставила посетителям большую коллекцию изображений, архитектурных моделей и рисунков югославской архитектуры с 1948 по 1980 год. [2] Тем временем американский исследователь и писатель Дональд Нибил с 2016 года работает над созданием образовательного онлайн-ресурса для изучения и каталогизации истории югославских памятников и архитектуры под названием «База данных Spomenik». [19]
Галерея
[ редактировать ]- Памятник Братству и Единству (1961) работы Миодрага Живковича в Приштине.
- Центральное почтовое отделение Скопье (1974) Янко Константинова в Скопье
- Гидрометеорологический институт (1979) Крсто Тодоровского в Скопье.
См. также
[ редактировать ]- Архитектура Сербии
- Архитектура Косово
- Архитектура Хорватии
- Архитектура Боснии и Герцеговины
- Архитектура Черногории
- Архитектура Северной Македонии
- Архитектура Словении
- Утопическая архитектура
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «На пути к конкретной утопии: архитектура Югославии, 1948–1980» . Музей современного искусства . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фараго, Джейсон (19 июля 2018 г.). «Бетономешалка в роли Музы» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Глэнси, Джонатан (17 июля 2018 г.). «Забытая бруталистическая архитектура Югославии» . Стиль CNN . Проверено 1 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б МакГирк, Джастин (7 августа 2018 г.). «Неповторимый архитектурный момент «бетонной утопии» Югославии » . Житель Нью-Йорка . ISSN 0028-792X . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дин, Даррен (2016). Национализм и архитектура . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781351915793 .
- ^ Дордевич, Зорана (2016). «Идентичность архитектуры ХХ века в Югославии: вклад Милана Злоковича» . Культура/Культура . 6 .
- ^ Перейти обратно: а б Бабич, Майя (2013). «Модернизм и политика в архитектуре Социалистической Югославии, 1945–1965» (PDF) . Университет Вашингтона .
- ^ Перейти обратно: а б Владимир., Кулич (2012). Модернизм между ними: посредническая архитектура социалистической Югославии . Йовис Верлаг. ISBN 9783868591477 . OCLC 814446048 .
- ^ Алфиревич, Джордже; Симонович Альфиревич, Саня (2015). «Эксперименты по городскому жилищному строительству в Югославии 1948-1970» (PDF) . Спатиум (34): 1–9. дои : 10.2298/SPAT1534001A .
- ^ Кулич, Владимир (2012). «Авангардная архитектура для авангардного социализма: Югославия на ЭКСПО-58». Журнал современной истории . 47 (1): 161–184. дои : 10.1177/0022009411422367 . ISSN 0022-0094 . JSTOR 23248986 .
- ^ Кулич, Владимир. «Жидкий модернизм Эдварда Равникара: архитектурная идентичность в сети меняющихся ссылок» (PDF) . Новые созвездия, новая экология . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2019 г. Проверено 1 февраля 2019 г.
- ^ Радмила Симонович, Исследования (2014). «Новый Белград, между утопией и прагматизмом» (PDF) . Римский университет Сапиенца . Архивировано из оригинала (PDF) 23 декабря 2019 г. Проверено 1 февраля 2019 г.
- ^ Лозановская, Мирьяна (2015). «Брутализм, метаболизм и его американские параллели». Фабрики . 25 (2): 152–175. дои : 10.1080/10331867.2015.1032482 . S2CID 143092905 .
- ^ «Сохранение югославской идентичности: реконструкция Скопье | пост» . post.at.moma.org . Август 2018 года . Проверено 1 февраля 2019 г.
- ^ «План реконструкции Скопье» . architectuul.com . Проверено 1 февраля 2019 г.
- ^ Entertainment, единственный архитектурный журнал, выходящий два раза в год. «ЮГОТОПИЯ: Дни славы югославской архитектуры на выставке» . сайт pinupmagazine.org . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ Алич, Дияна; Гуше, Марьям (1999). «Примирение национальных нарративов в социалистической Боснии и Герцеговине: проект Башчаршия, 1948–1953». Журнал Общества историков архитектуры . 58 (1): 6–25. дои : 10.2307/991434 . ISSN 0037-9808 . JSTOR 991434 .
- ^ Entertainment, единственный архитектурный журнал, выходящий два раза в год. «ЮГОТОПИЯ: Дни славы югославской архитектуры на выставке» . сайт pinupmagazine.org . Проверено 13 сентября 2019 г.
- ^ Дональд, Нибил. «Что такое споменники?» . База данных спомеников .
- ^ Герольд, Стефани (2010). Читая город: городское пространство и память в Скопье . Универлагтуберлин. ISBN 9783798321298 .