Югославские железные дороги
![]() | |
Тип компании | Государственная корпорация (1918–1941) Фирма, управляемая трудом (1945–1992) |
---|---|
Промышленность | Железнодорожный транспорт , логистика и морские перевозки |
Предшественник | |
Основан | 11 ноября 1918 г |
Несуществующий | 27 апреля 1992 г. |
Судьба | Распад Югославии |
Преемник |
|
Штаб-квартира | , |
Обслуживаемая территория | ФР Югославия |
Продукты | Железнодорожный транспорт , железнодорожная инфраструктура, грузовые перевозки , услуги |
Югославские железные дороги ( хорватский : Югословенске железнице ; сербский : Югословенске железнице , Югословенске железнице ; македонский : Югословенский железнице , латинизированный : Югословенский железнице ; словенский : Югослованске железнице ), со стандартной аббревиатурой JŽ ( JŽ на кириллице ) — государственная железнодорожная компания Югославии . действовал с 1920-х по 1990-е годы, а его окончательное воплощение перешло в Сербию. Преемником JŽ стало акционерное общество Сербских железных дорог , созданное в 2006 году.
История
[ редактировать ]
Компания была впервые основана как Национальные железные дороги Королевства сербов, хорватов и словенцев ( SCS ) путем объединения уже существующих железнодорожных компаний и активов в 1918 году. В 1922 году она стала одним из основателей Международного союза железных дорог , получив МСЖД. код страны 72. В 1929 году она была переименована вместе со страной в Югославские государственные железные дороги ( JDŽ ).
Когда Югославия подверглась оккупации и разделу державами Оси в 1941 году, Югославские государственные железные дороги прекратили свое существование, а ее подвижной состав был разделен между Deutsche Reichsbahn (DRB), Венгерскими государственными железными дорогами (MÁV), Болгарскими государственными железными дорогами (BDŽ), Ferrovie dello Stato Italiane ( FS) и две новые железнодорожные компании, которые были созданы для обслуживания Независимого Государства Хорватия и Сербии Недича : Хорватские государственные железные дороги (HDŽ) и Сербские государственные железные дороги (SDŽ) соответственно. К концу Второй мировой войны железные дороги сильно пострадали, и лишь с большими усилиями их удалось восстановить после войны. Многие локомотивы были возвращены, заменены или переданы в качестве репараций Югославии . С передачей восточной территории Триеста Югославии около 100 км железнодорожной сети с односторонним током ( 3 кВ ) вошли в состав JDŽ. В 1952 году она была переименована в Югославские железные дороги ( JZ ).
В 1950-е годы начались работы по строительству черногорского участка железной дороги Белград — Бар . Первый участок от Бара до Подгорицы был построен в 1959 году (став первым участком железной дороги стандартной колеи в Черногории). Однако из-за проблем с бюджетом и споров между властями штата и федеральными властями линию оплатили Черногория и Сербия . Черногорский участок железной дороги Белград-Бар (от Бара до Врбницы, границы с Сербией) был завершен в 1976 году, соединив Бар и Подгорицу с северной Черногорией, Сербией и европейской железнодорожной сетью.
С началом конфликтов в СФР Югославии железнодорожные администрации отдельных республик начали распадаться, то есть отделяться от Союза югославских железных дорог ( ЗЮЗ ). ŽG Ljubljana и HŽP Zagreb отделились первыми 8 октября 1991 года, ZTP Сараево 31 мая 1992 года, а Македонские железные дороги стали независимыми 1 июля 1993 года, в результате чего под контролем Белграда остались только железные дороги Сербии, Черногории и Косово. Во время бомбардировок НАТО в Союзной Республике Югославия значительная часть железных дорог и объектов сербской железнодорожной сети была разрушена или выведена из строя. В 2004 году Черногорские железные дороги вышли из Союза югославских железных дорог, железнодорожный союз официально прекратил свое существование со вступлением в силу нового закона о железных дорогах Республики Сербия , который был принят в 2005 году.
Обновления
[ редактировать ]За время своего существования Югославские железные дороги модернизировали ряд старых линий и интегрировали многие другие.
- После Второй мировой войны железнодорожная линия Никшич-Подгорица в 1948 году была завершена толщиной 760 мм ( 2 фута 5 + 15 ⁄ 16 дюймов . Калибр
- Однопутная электрифицированная линия, соединяющая Прешницу с Копером, была построена в 1967 году.
- В 1965 году коридор Никшич-Подгорица был модернизирован до стандартной колеи, что стандартизировало все сообщение от Бара до Никшича через Подгорицу . Участок от Никшича до Билечи в то время был выведен из эксплуатации, как и линия Габела - Зеленика .
- Крупная сеть узкоколейных железных дорог шириной 760 мм была построена в начале 20 века, когда Королевство Далмация , а также Босния и Герцеговина находились под контролем Австрии. [1] Железнодорожный маршрут в Дубровник шел из Сараево через Мостар и Чаплину. [2] а не в Сплит и Загреб в Хорватии. В 1967 году линия от Сараево до Чаплины была модернизирована до стандартной колеи, а оттуда простиралась не до Дубровника, а заканчивалась в близлежащем порту Плоче , обрабатывая грузы через Боснию. Маршрут из Чаплины в Дубровник был закрыт в 1975 году правительством Югославии по рекомендации иностранных консультантов по транспорту. И это несмотря на привлекательные пейзажи маршрута, который сравнивают с узкоколейной сетью Швейцарии. Предложения 1985 года вновь открыть маршрут не увенчались успехом. [3] Прямые поезда связали Загреб с Плоче за тринадцать часов через Боснию и Герцеговину. [4] [ нужен лучший источник ] Сегодня эта связь разорвана. [ нужна ссылка ]
Компании-преемники
[ редактировать ]- Железная дорога Черногории (ŽCG) - Черногория
- Хорватские железные дороги (HŽ) - Хорватия
- Железные дороги Федерации Боснии и Герцеговины (ŽFBiH) - Федерация Боснии и Герцеговины, Босния и Герцеговина
- Железные дороги Республики Сербской (ŽRS) - Республика Сербская, Босния и Герцеговина
- Македонские железные дороги (MŽ) - Македония
- Словенские железные дороги (SŽ) - Словения
- Железные дороги Сербии (ŽS) - Сербия
- Железные дороги Косово - Косово
День югославского железнодорожника
[ редактировать ]День югославских железнодорожников 15 апреля был учрежден в 1950 году в память о труде и жертвах железнодорожников и женщин по всей Югославии. Он был основан в 30-летие всеобщей забастовки 1920 года, которая началась в ночь с 15 на 16 апреля и продолжалась до конца того же месяца. В это время все железнодорожное движение по Югославии было приостановлено, поскольку около 50 000 железнодорожников со всех железнодорожных станций, печей и мастерских восстали против насильственного подавления прав рабочих в свете сложных социально-экономических обстоятельств. Министр транспорта Королевства сербов, хорватов и словенцев Антон Корошец применил жестокое подавление забастовщиков и митингов сторонников с помощью военных , жандармерии , полиции и любых других средств, необходимых для того, чтобы заставить их вернуться на работу. Мирная демонстрация с участием около 4000 человек 24 апреля на улице Залошка в Любляне , в которой участвовали женщины и дети, закончилась открытым вооруженным огнем, в результате которого 14 человек были убиты и до 75 тяжело ранены. Трудящиеся югославских железных дорог торжественно и кропотливо отмечали этот день, вспоминая многие события роста и развития рабочего движения и все, что привело к исторической всеобщей забастовке. Он отмечался ежегодно с момента его создания в 1950 году до Распад Югославии в 1991 году. [5]
Подвижной состав
[ редактировать ]Вначале JŽ использовал в основном паровозы австрийского и венгерского производства. [ нужна ссылка ] Электровозы и тепловозы начали массово появляться с 1960-х годов; приобретены электровозы у Ansaldo (Италия); Alsthom , ASEA также поставляла некоторые классы локомотивов, а локомотивы также производились по лицензии в Хорватии и на заводе Electroputere в Румынии; местный электрический двигатель переменного тока серии JŽ 442 разработала В 1980-х годах компания Раде Кончар . [6]
Большинство магистральных тепловозов были произведены GM-EMD, а также значительное количество конструкций Brissonneau et Lotz (некоторые лицензии построены Джуро Джаковичем ). Шунтеры были приобретены у MAVAG , Jenbacher werke , а также построены по лицензии Джуро Джаковичем. На железной дороге также эксплуатировались локомотивы Людиновского завода (Советский Союз), бывшие маневровые машины DB V60 (Германия) и мощные локомотивы Krauss-Maffei ML 2200 C'C' . [6]
Вагоны, электропоезда и поезда DMU были поставлены из Испании , Италии , Венгрии , Германии и Советского Союза от различных производителей. [6]
Система классификации
[ редактировать ]Была опробована новая система нумерации для новых стандартных локомотивов, построенных с 1930 года. К 1935 году все локомотивы были перенумерованы, что распространялось на паровые машины.
Локомотивы на 760 мм ( 2 фута 5 + 15 ⁄ 16 дюймов ) Боснийская колея относилась к 70–98 и к 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов ) калибра 99,2, 99,3 и 99,4 . [7]
С конца 1950-х годов использовалась система обозначения классов «три плюс три цифры» - первая цифра обозначала тип мощности транспортного средства: 0, 1 и 2 были зарезервированы для паровой тяги, 3 обозначали тягу постоянного тока 3 кВ; 4 тяга переменного тока 25 кВ; 5 мультисистемная тяга (не использовалась до тех пор, пока Словенские железные дороги , унаследовавшие югославскую схему наименования, не ввели класса 541 электровозы ), 6 дизель-электрических; 7 дизель-гидравлический; 8 дизель-механическая трансмиссия и 9 инфраструктурный или рабочий автомобиль. Вторая цифра обозначала колею и расположение осей транспортного средства: 0 — узкоколейный вагон; 1 — вагон стандартной колеи; цифры со 2 по 8 обозначали локомотив с таким количеством ведущих осей. Третья цифра обозначала разные классы в описании типа. Четвертая цифра обозначала подтипы класса, а последние две цифры — номер транспортного средства (начиная с 01). [6]
Локомотивы и классы вагонов
[ редактировать ]Коляски
[ редактировать ]В наличии имеются как вагоны бывших югославских железных дорог, так и подержанные вагоны со всей Европы, однако многие из них не в рабочем состоянии. На данный момент во всех пассажирских поездах с локомотивной тягой используются бывшие вагоны SJ, а в случае InterCity - один вагон Makedonski Železnici .
Описание | Изображение | Тип | Число | Построен | Строитель | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Рамный автомобиль ÖBB | Бывший ÖBB рамный автомобиль Приобретен примерно в 1984 году. По крайней мере один видел 50 72 24-20 650-2 | |||||
Построен в Югославии. Один видел с UIC 50 72 24-25 508-7 |
Галерея
[ редактировать ]- Бывшие логотипы югославских железных дорог
- Бывший логотип югославских железных дорог
- Бывший Синий поезд Тито
- Памятник антифашистским железнодорожникам Риеки, Хорватия, во время Второй мировой войны.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В ДАЛМАЦИИ 1876-2007» . Архивировано из оригинала 7 октября 2008 года . Проверено 31 мая 2010 г.
- ^ «От Дубровника до Сараево в 1965 году, Чарли Льюис» . Penmorfa.com . Проверено 31 мая 2010 г.
- ^ «От Сараево до Дубровника в 1967 году, Дэйв Саллери — страница 1» . Penmorfa.com . Проверено 31 мая 2010 г.
- ^ «Возни красного влакова» . Архивировано из оригинала 13 марта 2016 года.
- ^ Игнятович, Сречко (9 апреля 2014 г.). Всеобщая забастовка железнодорожников Югославии 15 апреля 1920 г. (PDF) . Сараево . Проверено 8 февраля 2023 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Тео Штольц; Кристоф Штольц (ред.), «Деление локомотивного парка JŽ» , www.le-rail.ch (на немецком языке)
- ^ Холливелл, CJ (1973). Локомотивы Югославии . Мальмё, Швеция: Издательство Фрэнка Стенвалла. стр. 13–14. ISBN 91-7266-012-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Франк Валоци (редактор), Железные дороги бывшей Югославии , заархивировано из оригинала 26 октября 2009 г.
- Винчестер, Кларенс, изд. (1936), «В центральной Европе» , «Железнодорожные чудеса света », стр. 1454–1463, иллюстрированное описание железных дорог Югославии в 1930-е годы.