Узкоколейные железные дороги в Боснии и Герцеговине



Большинство железнодорожных линий боснийской колеи были построены во времена Австро-Венгерской империи . Несколько 760-мм ( Железные дороги с колеей 2 фута 5 + 15 ⁄ 16 дюймов были запланированы для того, чтобы связать обширные узкоколейные железные дороги в Австро-Венгерской империи с железными дорогами в Боснии и Герцеговине . До начала Балканских войн в 1912 году было построено несколько таких домов.
Между Первой и Второй мировыми войнами сеть была значительно расширена, в конце соединив Адриатическое побережье с Белградом, при этом длина сети выросла примерно до 1500 км.
Строительство новой линии стандартной колеи от Сараево до Плоче на Адриатике в 1966 году заменило линию 760 мм ( 2 фута 5 + 15 ⁄ 16 дюймов ) Нарентабан ( Нарентская железная дорога) от Сараево до побережья и имел эффект изоляции юго-западной узкоколейной системы от 760 мм ( 2 фута 5 + 15 ⁄ 16 дюймов ) железные дороги, начинающиеся в Сараево. С прекращением соединительной сети все остальные оставшиеся узкоколейные линии оказались под угрозой и были ограничены для местного движения.
Система, основанная на Адриатике, закрылась в 1975 году. К 1979 году закрылись и остальные боснийские линии. В Сербии последние 760 мм ( Линия 2 фута 5 + 15 ⁄ 16 дюймов ) закрылась в 1983 году. Самые современные дизельные вагоны были проданы Португальским железным дорогам (где они были перекалиброваны на метровую колею для использования на линиях метровой колеи долины Дору, таких как линия Туа ), становится португальский поезд типа 9700 .
Центральный 760 мм ( 2 фута 5 + 15 ⁄ 16 дюймов ) Колея сети
[ редактировать ]железные дороги "Штайнбайс"
[ редактировать ]Примерно 400 км, 1902–75.
Построен как группа из четырех основных лесных железных дорог Bosnische Forstindustrie AG Otto Steinbeis. [ 1 ] Все четыре железные дороги отправлялись из Срнетицы . [ 2 ]
- Срнетица – Шипово – Яйце
- В Яйце он напрямую связан с Дони Вакуфом по железной дороге Спалато .
- Сански Мост - Срнетица - Приедор
- В Приедоре имелось пересадочное сообщение с железной дорогой нормальной колеи Добрлин - Босански-Нови - Приедор - Баня-Лука .
- Срнетица – Дрвар – Личка Кальдрама – Книн ( Хорватия )
- В Книне он имел пересадочное сообщение с железнодорожной системой нормальной колеи Хорватии .
- Железная дорога нормальной колеи «Унска пруга» была построена в 1948 году рядом с этой железной дорогой на участке между Книном и Личкой Кальдрмой, но обе железные дороги имели свои отдельные маршруты и даже некоторое время работали одновременно.
- Срнетица - Горни Рыбник
Эти четыре основные лесные железные дороги имели многочисленные местные лесозаготовительные филиалы возле Грмеча , Клековачи , Оштреля , Маньячи и Гламоча . [ 3 ]
железная дорога "Спалато"
[ редактировать ]Спалато Бан (Сплитская Пруга); 104,5 км, построен в 1893–95 гг., Соединяющий железную дорогу Штайнбайс с железной дорогой Босны. [ 4 ]
- Лашва – Травник ; 30,1 км, 1893 г.
- С прямым сообщением с железной дорогой «Босна» в Лашве;
- Травник – Дони Вакуф – Бугойно ; 70,7 км, 1894 г., включая 14,1 миль (22,7 км) зубчатой железной дороги Абт через перевал Комар.
- Дони Вакуф – Яйца ; 33,7 км, 1895 г.
- С прямым сообщением с железной дорогой Штайнбайс в Яйце;
- Бугойно – Аржано – Сплит ; (Планируется, но не построено)
Босненская железная дорога
[ редактировать ]Боснабан (BHStB), 355,2 км
- Босански-Брод - Дервента - Добой - Маглай - Завидовичи - Жепче - Зеница - Лашва - Какань - Високо - Подлугови - Семизовац - Сараево ; 268,2 км, постройки 1879–1882 гг.;
- Он имел прямое сообщение со следующими железными дорогами:
- железная дорога Добой - Усора - Теслич в Добое;
- железная дорога Добой – Лукавац – Тузла – Симин Хан в Добое;
- Завидовичи - Олово - Хан Песак - Кусаче в Завидовичах;
- Железная дорога Спалато в Лашве;
- Подлугови – Бреза – Вареш в Подлугови;
- Семизовац - Средний (Ильяш) - Чевляновичи в Семизоваце;
- Восточно-Боснийская железная дорога в Сараево;
- Железная дорога Нарента в Сараево. [ 5 ]
- Он имел прямое сообщение со следующими железными дорогами:
Кончина железной дороги:
- Своего рода замена железной дороги нормальной колеи Босански Шамац - Добой - Маглай - Завидовичи - Жепче - Зеница - Лашва - Какань - Високо - Подлугови - Семизовац - Сараево была построена в 1947 году.
- Это привело к немедленному закрытию всего центрального участка старой узкоколейной железной дороги Босна от Добоя до Зеницы в 1947 году.
- Однако оставшиеся две его секции продолжали работать:
- Участок «Босански-Брод – Дервента – Добой» действовал до 1968 года, чтобы сохранить прямое сообщение бассейновой железной дороги Теслич с рекой Сава в Босански-Броде.
- Участок «Зеница - Лашва» продолжал действовать до 1975 года (до закрытия железной дороги Спалато), чтобы обеспечить прямое сообщение промышленности Зеницы с районами, обслуживаемыми железной дорогой Спалато.
- Участок «Лашва - Какань - Високо - Сараево» продолжал действовать до 1967 года (пока не была построена новая железная дорога нормальной колеи «Сараево - Конич - Ябланица - Мостар - Чаплина - Плоче»), чтобы обеспечить прямое сообщение промышленности Зеницы. с портом Плоче.
Бассейная железная дорога Тузлы
[ редактировать ]- Добой — Карановац — Лукавац — Тузла — Симин Хан , 66,7 км, построен в 1886 году;
- Он имел прямое сообщение с Боснийской железной дорогой в Добое.
Карановац - Грачаница
[ редактировать ]- Карановац – Грачаница ; 4 км или 6,0 км (нужна проверка), 760 мм ( 2 фута 5 + 15 ⁄ 16 дюймов ), 1898–1967 гг. [ 6 ]
- Он имел прямое сообщение с бассейновой железной дорогой Тузлы в Карановаце.
Железная дорога бассейна Теслича
[ редактировать ]- Добой — Усора — Теслич , где она ответвлялась тремя сравнительно длинными направлениями к различным местным горам и лесам;
- Он имел прямое сообщение с Боснийской железной дорогой в Добое.
Завидовичи - Олово - Хан Песак - Кусаче
[ редактировать ]- Завидовичи - Олово - Хан Песак - Кусаче
- Построена как частная лесохозяйственная железная дорога с многочисленными местными ответвлениями по пути.
- Позже передана государству и использовалась как смешанная общественная и лесохозяйственная железная дорога.
- Он имел прямое сообщение с Босненской железной дорогой в Завидовичах.
- Построена как частная лесохозяйственная железная дорога с многочисленными местными ответвлениями по пути.
Промышленная железная дорога Подлугови - Бреза - Вареш
[ редактировать ]- Подлугови – Бреза – Вареш , 24,5 км;
- Построен в первую очередь для обслуживания металлургической промышленности в Вареше;
- Он имел прямое сообщение с Боснийской железной дорогой в Подлугови.
Семизовац - Среднее - Чевляновичи - Иванчичи
[ редактировать ]- Семизовац - Средний - Чевляновичи - Иванчичи ; 20,3 км построен в 1885 году.
- Построен в основном для добычи руд на рудниках Чевляновичи и Иванчичи;
- Он имел прямое сообщение с Боснийской железной дорогой в Семизовце.
Нарентская железная дорога
[ редактировать ]
Железная дорога Нарента (немецкий: Narentabahn, боснийский: Neretvanska pruga); 178,4 км, построено в 1885–1891 гг.
- Меткович - Габела - Чаплина - Мостар ; 42,4 км, 1885 г. (Габела - узел с Далматинской железной дорогой)
- Мостар - Острожац ; 65,9 км, 1888 г.
- Острожац – Конич ; 13,0 км, 1889 г.
- Конич – Иван перевал – Хаджичи – Илиджа – Сараево ; 55,8 км, 1891 г. (включая 18,8 миль (30,3 км) зубчатой железной дороги Абт через перевал Иван , замененной в 1931 г. туннелем, имеющим стандартной колеи профиль колеи железнодорожной конструкции ).
Плоче - Меткович ; 1942 г. Расширение планируемой морской гавани в Плоче.
Далматинская и Зелениковская железные дороги
[ редактировать ]
Далматинер Бан (Далматинская железная дорога); 188,6 км, построен в 1901 году. [ 7 ]
- Габела - Хум - Ускопле - Герцег-Нови ( Черногория ) -Зеленика ; 155,5 км (перекресток Габела – железная дорога Нарента (Сараево))
- Хум — Требинье , 17 км, построен в 1901 году и продлен до Билечи в 1931 году (37 км), Никшича ( Черногория ) в 1938 году (71 км) и далее до Подгорицы в 1948 году (56 км). [ 8 ]
- Филиал: Ускопле – Дубровник ; 16,5 км
Восточно-Боснийская железная дорога
[ редактировать ]

Bosnische Ostbahn (Восточная железная дорога Боснии) длиной 166,4 км, построена в 1906 году. [ 9 ]
- Сараево — Пале — Прача — Устипрача — Меджеджа — Увац 137,6 км ( граница с Сербией );
- Меджеджа – Вишеград – Добрун – Вардиште на границе с Сербией ; 28,8 км;
- Расширение Вардиште – Мокра Гора – Шарган Витаси – Ужице , построенное в 1925 году;
- Это расширение соединило эту железную дорогу с узкоколейной железной дорогой Ужице – Чачак (построенной в 1912 году); Чачак - Горни Милановац (построен в 1920 году); Горни Милановац - Лайковац (построен в 1922 г.); Лайковац – Обреновац (построен в 1908 г.); Обреновац – Белград (построен в 1928 г.). [ 10 ]
- Расширение Вардиште – Мокра Гора – Шарган Витаси – Ужице , построенное в 1925 году;
Железная дорога Верхней Дрины
[ редактировать ]В 1960-х годах планировалось привести линии к стандартной колеи. Однако это не было реализовано. 28 мая 1978 года линия была закрыта для коммерческого движения.
В настоящее время полотно пути хорошо видно на ландшафте, еще видны несколько станций и туннелей. Небольшая часть пути до сих пор используется как историческая железная дорога Шарган-8, перестроенная в период с 1999 по 2003 год .
Другой
[ редактировать ]На протяжении конца 19-го и большей части 20-го века действовало множество частных промышленных и в основном лесных узкоколейных железных дорог с разными датами строительства и демонтажа.
Некоторые из них были изолированы, а некоторые имели прямое сообщение с одной из главных государственных узкоколейных железных дорог.
Ниже упомянуты лишь некоторые из этих железных дорог.
Железная дорога Босанска Мезграя – Биелина
[ редактировать ]Босанска Мезграя – Биелина – Углевик ;
Изолированный 760 мм ( Железная дорога шириной 2 фута 5 + 15 ⁄ 16 дюймов .
Синьская железная дорога
[ редактировать ]Сплит – Синь ( завершен в Хорватии ); 40 км, 1903–62. Запланированное продление через Аржано до Бугойно (и далее по существующим путям до Сараево ) так и не было реализовано из-за Первой мировой войны, и линия оставалась изолированной от боснийской 760-мм линии ( 2 фута 5 + 15 ⁄ 16 дюймов ) сеть. [ 11 ]
Бановичская угольная шахта
[ редактировать ]А 760 мм ( 2 фута 5 + 15 ⁄ 16 дюймов Промышленная линия шириной открылась в 1947 году недалеко от Тузлы . [ 12 ] Все еще находится в коммерческой эксплуатации.
См. также
[ редактировать ]- железные дороги боснийской колеи
- Узкоколейная железная дорога
- Узкоколейные железные дороги в Хорватии
- Охридская линия — узкоколейная железная дорога в Македонии.
- Узкоколейные железные дороги в Сербии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История железных дорог Альпы — Дунай — Адриатика» . www.oberegger2.org .
- ^ «Линия Штайнбайса» . www.penmorfa.com .
- ^ «760net — Международная узкоколейная дорога Босния — Штайнбайсбан» . 760net.heimat.eu .
- ^ «История железных дорог Альпы — Дунай — Адриатика» . www.oberegger2.org .
- ^ «История железных дорог Альпы — Дунай — Адриатика» . www.oberegger2.org .
- ^ "Historija.ba - Прекращенная железнодорожная линия Карановац - Грачаница" . www.история.ба .
- ^ «История железных дорог Альпы — Дунай — Адриатика» . www.oberegger2.org .
- ^ «История железных дорог Альпы — Дунай — Адриатика» . www.oberegger2.org .
- ^ «История железных дорог Альпы — Дунай — Адриатика» . www.oberegger2.org .
- ^ «Узкоколейные железные дороги - Графики» [Узкоколейные железные дороги - Графики]. zeljeznice.net (на хорватском языке) . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ «История железных дорог Альпы — Дунай — Адриатика» . www.oberegger2.org .
- ^ «Бановицкая угольная шахта» . www.penmorfa.com .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уэйт, Джеймс (2023). Узкоколейка в бывшей Югославии . Узкоколейный альбом № 5. Чиппенхэм, Уилтс, Великобритания: Mainline & Maritime. ISBN 9781900340786 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Железные дороги Югославии шириной 76 см.
- Боснийский Остбан - Иллюстрированный путеводитель (на немецком языке, PDF-файл, доступный для скачивания со схемами маршрутов)