Лайковац
Лайковац
Лайковац ( сербский ) | |
---|---|
Набережная центра города | |
![]() Расположение муниципалитета Лайковац в Сербии | |
Координаты: 44 ° 22' с.ш. 20 ° 10' в.д. / 44,367 ° с.ш. 20,167 ° в.д. | |
Страна | ![]() |
Область | Шумадия и Западная Сербия |
Округ | Колубара |
Поселения | 19 |
Правительство | |
• Мэр | Андрия Живкович ( SNS ) |
Область | |
• Город | 2,23 км 2 (0,86 квадратных миль) |
• Муниципалитет | 186 км 2 (72 квадратных миль) |
Высота | 113 м (371 фут) |
Население (перепись 2011 г.) [ 2 ] | |
• Город | 3,249 |
• Плотность города | 1500/км 2 (3800/кв. миль) |
• Муниципалитет | 15,475 |
• Плотность муниципалитетов | 83/км 2 (220/кв. миль) |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+2 ( центральноевропейское время ) |
Почтовый индекс | 14224 |
Код города | +381(0)14 |
Автомобильные номера | И |
Веб-сайт | www |
Лайковац ( сербская кириллица : Лајковац ) — город и муниципалитет, расположенный в округе Колубара на западе Сербии. По состоянию на 2011 год его население составляло 3249 человек, а в муниципалитете - 15 475 человек.
Он расположен в долине реки Колубара , недалеко от шоссе Ибар .
История
[ редактировать ]В окрестных деревнях Ябучье, Скобаль, Непричава и Боговаджа сохранились руины римского периода . В Челие находится археологический памятник Анине , также относящийся к римским временам, с хорошо сохранившейся римской виллой и крупным поместьем вокруг нее. Анине расположен в 1 км (0,62 мили) от впадения реки Лиг в Колубару. Есть также артефакты и памятники сербского средневековья , Первого сербского восстания , Второго сербского восстания и обеих мировых войн , особенно Первой мировой войны крупная битва при Колубаре , поскольку в ноябре-декабре в этом районе произошла против вторгшейся австро-венгерской армии. 1914. [ 3 ]
Город был сильно затоплен рекой Колубарой. В июле 1926 года вода уничтожила всю сельскохозяйственную продукцию, а также затопила железную дорогу. Этот район также пострадал во время катастрофического наводнения в Юго-Восточной Европе в 2014 году . [ 3 ]
Поселения
[ редактировать ]Помимо города Лайковац, в состав муниципалитета Лайковац входят следующие населенные пункты:
Демография
[ редактировать ]Год | Поп. | ±% годовых |
---|---|---|
1948 | 17,587 | — |
1953 | 18,411 | +0.92% |
1961 | 18,985 | +0.38% |
1971 | 18,270 | −0.38% |
1981 | 17,950 | −0.18% |
1991 | 17,716 | −0.13% |
2002 | 17,062 | −0.34% |
2011 | 15,475 | −1.08% |
Источник: [ 4 ] |
По результатам переписи 2011 года в муниципалитете Лайковац проживает 15 475 жителей.
Этнические группы
[ редактировать ]Этнический состав муниципалитета: [ 5 ]
Этническая группа | Население | % |
---|---|---|
сербы | 14,381 | 92.93% |
Рим | 775 | 5.01% |
Черногорцы | 22 | 0.14% |
Югославы | 16 | 0.10% |
македонцы | 13 | 0.08% |
хорваты | 11 | 0.07% |
Другие | 257 | 1.66% |
Общий | 15,475 |
Экономика и инфраструктура
[ редактировать ]В отличие от прошлого, когда железная дорога была ведущим работодателем в этом районе, большинство жителей Лайковаца сегодня работают на открытых карьерах , угольного бассейна Колубара которые простираются на муниципальные районы Лайковац, Лазаревац и Уб . Другие основные отрасли промышленности включают сельское хозяйство (особенно производство молочных продуктов и фруктов ), электромонтажные металлические конструкции и текстильное производство.
Благодаря открытой добыче полезных ископаемых Лайковац обычно входит в число муниципалитетов с самыми высокими показателями средней заработной платы и занятости в Сербии.
Туристические достопримечательности в городе и его окрестностях включают монастырь Боговаджа и мемориальную церковь Святого Георгия в деревне Челие. [ 3 ]
Лайковац был хорошо известен своими водяными мельницами (сербский: vodenica ). Некоторые из них все еще работают в 2018 году, хотя сегодня они в основном являются туристическими достопримечательностями. Наиболее популярными являются Йолича воденица , Кумова воденица , Илича воденица и Сретеновича воденица . Йолича Воденица – место проведения ежегодного фольклорного праздника Хайдучки растанак . [ 3 ]
В следующей таблице представлено предварительное представление общего количества занятых по основным видам деятельности (по состоянию на 2017 год): [ 6 ]
Активность | Общий |
---|---|
Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство | 29 |
Горное дело | 1,313 |
Перерабатывающая промышленность | 543 |
Распределение электроэнергии, газа и воды | - |
Распределение воды и управление водными отходами | 84 |
Строительство | 164 |
Оптом и в розницу, ремонт. | 293 |
Трафик, хранение и связь | 112 |
Отели и рестораны | 65 |
СМИ и телекоммуникации | 15 |
Финансы и страхование | 18 |
Фонд и устав недвижимости | 4 |
Профессиональная, научная, инновационная и техническая деятельность | 50 |
Административные и другие услуги | 20 |
Администрация и социальное обеспечение | 144 |
Образование | 285 |
Здравоохранение и социальная работа | 112 |
Искусство, досуг и отдых | 54 |
Другие услуги | 39 |
Общий | 3,344 |
Железнодорожное значение
[ редактировать ]Первой железнодорожной линией, прошедшей через Лайковац, была линия шириной 760 миллиметров ( боснийская колея ) от Обреноваца до Валево , которая вступила в эксплуатацию 14 сентября 1908 года. [ 3 ] Два года спустя Лайковац получил еще одну линию с Младеновацем . Незадолго до начала Первой мировой войны сербское правительство начало строительство линии на Чачак , но первые военные действия остановили строительство. В 1914 году армия двойной монархии штурмовала город и разрушила большую часть инфраструктуры; однако вскоре после этого те же силы продолжили строительство линии на Чачак. После окончания войны в 1921 году была завершена линия Чачак, соединившая Лайковац с Сараево и адриатическими морскими портами Дубровник и Герцег-Нови . В 1928 году линия Обреновац была продлена до Белграда, что превратило город в важный железнодорожный узел.
Участки вокруг железной дороги быстро урбанизировались и в основном превращались в кафаны . В конце 1930-х годов в Лайковаце было 11 кафан , поскольку людям приходилось добираться до Лайковаца, поскольку он был перекрестком со всех четырех сторон (Белград, Аранджеловац, Младеновац, Сараево). Особой популярностью пользовался ресторан Železnička restoracija («Железнодорожный ресторан»), который все еще работает по состоянию на март 2018 года. Среди известных частых гостей были политик Мехмед Спахо и математик Мика Петрович Увы . Город значительно процветал, став крупным железнодорожным перекрестком, и этот период сегодня считается «золотым веком» Лайковаца. В самом городе был 41 железнодорожный путь, поезд приходил каждые 10 минут. Когда-то на железной дороге работало 1500 железнодорожников. [ 3 ] Первый поезд стандартной колеи прибыл в Лайковац 7 июля 1968 года. [ 7 ] Упадок узкоколейной сети Югославских железных дорог в 1960-х годах привел к решению о прекращении работы всех узкоколейных линий в 1970-х годах. В то же время Белград-Бар через Лайковац проходила линия стандартной колеи .
Большая часть узкоколейной инфраструктуры сохранилась в городе сегодня, например, водонапорная башня (по прозвищу Бузометар ), поворотная платформа , разворотная станция и множество навесов для подвижного состава. [ 3 ] Вся эта инфраструктура, за исключением водонапорной башни, до сих пор обслуживает локомотивный парк стандартной колеи. Планируется превратить эти объекты в железнодорожный музей.
Пустяки
[ редактировать ]Традиционная песня Ide Mile Lajkovački prugom (Миля идет по железной дороге Лайковац) повествует о городе; это основной продукт сербского народного репертуара, его версии записаны Тозовацем , Лепой Лукичем , Шабаном Шауличем , Брачей Баичем и многими другими.
Галерея
[ редактировать ]-
Православная церковь в Лайковаце
-
Боговадский монастырь
-
Здание железнодорожного вокзала Лайковац
-
Железнодорожный вокзал Лайковац в 1965 году
-
Автовокзал Лайковац
-
Спортивный зал Лайковац
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Муниципалитеты Сербии, 2006» . Статистическое управление Сербии . Проверено 28 ноября 2010 г.
- ^ «Перепись населения, домохозяйств и жилищ в Республике Сербия 2011 года: сравнительный обзор численности населения в 1948, 1953, 1961, 1971, 1981, 1991, 2002 и 2011 годах, данные по населенным пунктам» (PDF) . Статистическое управление Республики Сербия, Белград. 2014. ISBN 978-86-6161-109-4 . Проверено 27 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мирослав Стефанович (25 марта 2018 г.). «Железнодорожники , символ маленького города». Политика - Журнал, №. 1069 (на сербском языке). стр. 19–21.
- ^ «Перепись населения, домохозяйств и жилищ 2011 года в Республике Сербия» (PDF) . stat.gov.rs. Статистическое управление Республики Сербия . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «Население по этнической принадлежности и полу, по муниципалитетам и городам» (PDF) . stat.gov.rs. Статистическое управление Сербии . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «МУНИЦИПАЛИТЕТЫ И РЕГИОНЫ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ, 2018» (PDF) . stat.gov.rs (на сербском языке). Статистическое управление Республики Сербия . Проверено 16 марта 2019 г.
- ^ В. Джудревич (8 июля 1968 г.). «Первый поезд достиг Лайковаца по стандартной колеи» [Первый поезд достиг Лайковаца по стандартной колеи]. Политика (на сербском языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]