Jump to content

Управление государственной безопасности (Югославия)

Служба государственной безопасности
  • Служба государственной безопасности   ( сербский )
  • Служба государственной безопасности   ( хорватская )
  • Служба за државна безбедност  ( Macedonian )
  • Служба государственной безопасности   ( словенцы )
Обзор агентства
Сформированный 13 марта 1946 г. ( 13.03.1946 )
Предыдущий
Растворенный 1991  ( 1991 )
Юрисдикция СФР Югославия
Штаб-квартира Белград

Служба государственной безопасности , также известная под своим первоначальным названием Управление государственной безопасности , была тайной полиции организацией коммунистической Югославии . Во все времена оно было наиболее известно под аббревиатурой UDBA , которая происходит от оригинального названия организации на сербско-хорватском языке : « Uprava državne bezbednosti » («Управление государственной безопасности»). Аббревиатуры SDB (сербский) или SDS (хорватский) официально использовались после переименования организации в «Службу государственной безопасности». [1] В последние десятилетия своего существования она состояла из восьми полунезависимых организаций тайной полиции — по одной для каждой из шести югославских федеративных республик и двух для автономных провинций, — координируемых центральным федеральным штабом в столице Белграде . [2]

Хотя UDBA действовало с большей сдержанностью, чем органы тайной полиции в коммунистических государствах Восточной Европы , UDBA было инструментом контроля, которого опасались. Утверждается, что ответственность за «ликвидации» несет UDBA. [ нужны разъяснения ] тысяч врагов государства в Югославии и за рубежом (по оценкам, около 200 убийств и похищений). Ликвидации варьируются от ликвидаций усташей времен хорватских лидеров- Второй мировой войны Векослава Лубурича в Испании до хорватского писателя-эмигранта Бруно Бушича и боснийского писателя-эмигранта Драгиши Кашиковича , хотя военных преступников следует отличать от тех, кто был убит только по инакомыслию или по политическим причинам. [3]

После распада Югославии отколовшиеся республики сформировали свои собственные агентства тайной полиции Сербии , в то время как Управление государственной безопасности сохранило свое название, похожее на UDBA.

С момента своего основания в 1946 году организация тайной полиции первоначально носила название «Управление государственной безопасности». В Югославии преобладающим административным языком на федеральном уровне был сербско-хорватский язык , а точнее его сербский вариант: в нем название было Uprava državne bezbednosti («Управа државне безбедности» в равной ему кириллице ). Отсюда произошла аббревиатура «УДБ», или, менее формально и точно: «УДБА». «UDBA» (произносится как одно слово, а не аббревиатура) было наиболее распространенным разговорным названием организации на протяжении всей ее истории.

Спустя 20 лет, в 1966 году, после политического падения ее лидера, придерживавшегося жесткой линии, Александра Ранковича , организация была переименована в «Службу государственной безопасности», которая (в сербском варианте сербско-хорватского языка) называется «Служба државне безбедности ». ), с соответствующей аббревиатурой SDB. Несмотря на то, что это будет ее название на протяжении оставшихся 28 лет существования Югославии, она никогда не переставала быть известна в основном как «() УДБА». Даже после того, как в 1967 году она была (по крайней мере формально) децентрализована на 8 полунезависимых организаций, каждая из которых подчинялась отдельному федеральному субъекту.

UDBA составляла основную часть югославских разведывательных служб с 1946 по 1991 год и в первую очередь отвечала за внутреннюю государственную безопасность . После 1946 года UDBA претерпела многочисленные изменения в системе безопасности и разведки в связи с актуальными на тот момент проблемами, в том числе: борьба с бандами; защита экономики; Коминформ / Информбиро ; и бюрократические устремления. Например, в 1945 и 1946 годах УДБА была разделена на районы. В 1950 году, когда административно-территориальные единицы были упразднены как органы власти, [4] UDBA была вновь реорганизована. В этот период деятельность по разведке и обеспечению безопасности была сосредоточена не столько на разведке, сколько на внутренней безопасности. Особое внимание уделялось коллективизму , братству, социальной гармонии, лояльности и терпимости к людям с разными взглядами. Отклонение от этого набора ценностей стало непосредственной проблемой для служб безопасности.

Позже применение силы было смягчено, а когда начался процесс «децентрализации народной власти», службы разведки и безопасности подверглись дальнейшей реорганизации с целью децентрализации власти и повышения эффективности. На пленуме ЦК в июле 1966 года политическое руководство обвинило СБР в препятствовании реформам в направлении самоуправления. В результате СБР было децентрализовано, сокращен его штат (особенно на федеральном уровне) и созданы контрольные комиссии. Были изданы новые постановления, укрепляющие независимую инициативу служб государственной безопасности шести югославских республик и автономных провинций. ГКБ лишили исполнительных функций и на него возложили выявление и предотвращение враждебной деятельности. [5] Закон о внутренних делах [6] а Постановление об организации Государственного секретариата внутренних дел регламентировало полномочия разведывательной безопасности как прерогативу Управления государственной безопасности Министерства внутренних дел. Следующая реорганизация затронула вопросы, относящиеся к компетенции федерации (государственная безопасность, трансграничное движение, иностранные граждане, паспорта, введение и распространение иностранной прессы, федеральное гражданство).

Структура

[ редактировать ]

Разведывательная и охранная деятельность была организована следующим образом:

  • После упразднения ОЗНА ( Департамент народной защиты) разведывательная деятельность была разделена между различными федеральными министерствами: Федеральное министерство внутренних дел - Управлением государственной безопасности и Федеральное министерство иностранных дел - Службой исследований и документации (СИД). который собирал внешнеполитическую информацию; Военно-оборонной разведкой занимался 2-й отдел ГШ — КОС контрразведки ( Служба ) Югославской народной армии .
  • ГКБ в республиках не было автономным, а было привязано к федеральной службе, которая координировала работу и давала указания.
  • Государственная безопасность регулировалась секретным законодательством («Официальный секретный вестник»), которое предписывало использование специальных операций. СБР осуществляло обыски домов, тайный прослушивание внутри помещений, прослушивание телекоммуникаций, скрытое наблюдение за людьми, а также тайный перехват писем и других грузов.
  • Главным интересом SDB была внутренняя безопасность; выявление и препятствование деятельности «внутреннего врага» (т.е. «правых буржуазии», клерикалистов, членов Коминформа , националистов и сепаратистов ). Разведывательная работа за границей считалась менее важной и находилась под федеральным контролем.
  • SDB была «политической полицией», подотчетной партийной организации, от которой она получала свои руководящие принципы и которой она подчинялась. SDB настолько глубоко укоренился в политической системе, что одной из его задач была подготовка «Оценок политической безопасности»; то есть оценки буквально по всем сферам жизни.
  • В ходе своей деятельности СДБ пользовалось широким спектром полномочий, включая классические полицейские полномочия (установления личности, допросы и аресты).
  • Организация SDB постоянно менялась и совершенствовалась, но оставалась привязанной к центральному подразделению в столицах республик и более мелким рабочим группам на местах. Вся информация и данные поступали в центральный блок в столицах и отправлялись оттуда пользователям. Полевые группы имели рабочие контакты с местными властями, но не отвечали им.

Деятельность

[ редактировать ]

1946–1986 годы

[ редактировать ]
Иосип Броз Тито с представителями UDBA, 1951 год.

Одним из первых успешных действий УДБА была операция «Гвардиян» , которая лишила Божидара Каврана возможности проникнуть в группы бывших усташей, чтобы начать восстание против Югославии, в конечном итоге захватив самого Каврана.

С 1963 по 1974 годы спецслужбы занимались рядом внутри- и внешнеполитических событий. Внутри страны происходили политические конфронтации как до, так и после Пленума Бриони (1966 г.), либеральные вспышки и массовые студенческие демонстрации левых взглядов в Белграде в 1968 г. , Hrvatsko proljeće ( Хорватская весна ) или «МАСПОК» (массовое движение) в Хорватии в 1971 г. националистическое вторжение группы Бугойно в район Радуши (1972 г.) и возрождение национализма в югославских республиках. Наиболее значимым событием за рубежом стало вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году.

Таковы были обстоятельства на момент принятия в 1967 году первого закона о внутренних делах отдельных республик. Согласно этому закону, внутренние дела велись непосредственно муниципальными органами управления и секретариатами внутренних дел каждой республики или их губернскими органами управления. тела. Впервые с 1945 года республики получили контроль и большее влияние на свои отдельные органы безопасности и разведывательные службы.

Служба государственной безопасности (СГБ) была определена законом как профессиональная служба в составе Республиканского секретариата внутренних дел (РСУП). Естественно, большая часть его компетенции оставалась в пределах федеральных учреждений, как это предписывал Закон «О ведении внутренних дел, находящихся в ведении федеральных органов управления» (1971 г.), определявший, что федеральный секретариат внутренних дел будет координировать работу ГКБ в республиках и республиках. провинции. [7] Дальнейшие шаги были предприняты с преобразованием государственного управления, принятием Федерального закона о государственном управлении (1978 г.) и Республиканского закона (1978 г.). Вновь принятый закон о внутренних делах возложил на Республиканский секретариат внутренних дел (РСУП) вопросы государственной безопасности, которые затем стали вопросами РСУП и уже не получили специального рассмотрения «в РСУП». Это постановление оставалось в силе до внесения в 1991 году изменений в закон о внутренних делах.

Период после 1986 года

[ редактировать ]

Роль разведки и безопасности изменилась после 1986 года, когда внутри партии воцарился другой менталитет и начались процессы демократизации. Спецслужбы подверглись нападкам, и многие люди начали публично писать и критиковать СДБ. В СДБ была упразднена партийная организация и начались первые попытки введения парламентского контроля.

Первые демократические многопартийные выборы 1990 года, ускорившие процесс демократизации, отразились на Федеральном секретариате внутренних дел (ССУП) и Федеральной службе государственной безопасности (ССГБ), которые боролись за сохранение контроля над отдельными СГБ в республиках. которая становилась все более разобщенной. Они по-прежнему были юридически связаны с федеральными органами, но осознавали, что действуют и работают в своей конкретной республике. Некоторые профессиональные кадры, особенно работающие во «внутренней сфере» (имеющие дело с «правым буржуазным крылом», клерикалистами и студенческими движениями), начали уходить со службы. Конфликт нарастал, а архивы SDB систематически уничтожались. В поисках новых ролей SDB также начали ограничивать информацию, которую они отправляли в SSDB. В конечном итоге они ограничили свою информацию иностранными спецслужбами.

Наряду с ослаблением позиций SSDB, Югославской народной армии Служба безопасности ( KOS) предпринимала попытки укрепить свои собственные опорные пункты в различных республиках и в отдельных SDB. Попытки провалились, поскольку они зависели от кадров других национальностей, которые все еще работали в ОКБ, но не имели доступа к базам данных и не имели полномочий принимать решения из-за своей «югославской» ориентации. [ нужны разъяснения ]

Недавно опубликованные файлы содержат информацию об одном миллионе граждан Социалистической Республики Словения и других бывших югославских республик, чьи файлы вел UDBA в Словении. В 2003 и 2010 годах на сайте udba.net можно было увидеть имена агентов UDBA в Словении, некоторые из которых до сих пор действуют в словенских вооруженных силах и Министерстве внутренних дел. Правительство Словении оперативно потребовало удалить страницы с сайта, поэтому на данный момент они недоступны.

Список известных целевых людей

[ редактировать ]
Год Страна Убит
1946  Италия Иво Протулипак
1969  Западная Германия Нахид Куленович
 Испания Вьекослав (Макс) Любурич
1977  Соединенные Штаты Драгиса Касикович
1978  Франция Бруно Бушич
1981  Западная Германия Юсуф Гервалла
1983  Западная Германия Степан Джурекович
1990  Бельгия Энвер Хадри

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Спенняк, Катарина: «Брионский пленум» - отголоски IV. Заседание ЦК SKJ от июля 1966 г. в хорватской политической общественности, в: ČSP 3/1999, стр. 463-489.
  2. ^ « Югославия: Возможности внутренней безопасности . Оценка разведки», ЦРУ (Управление разведки), октябрь 1985 г.: «И SDB, ведущее в значительной степени секретную войну против подрывной деятельности, и Милиция, на которую возложены традиционные полицейские функции по поддержанию правопорядка, формально организованы на децентрализованной основе. основе, при этом власть широко рассредоточена между шестью республиками и двумя автономными провинциями».
  3. ^ Шиндлер, Джон (4 февраля 2010 г.), доктор шпионажа: Жертвы UDBA , Сараево: Slobodna Bosna, стр. 35–38.
  4. ^ см. Закон об отмене власти, LRS Off. Газета №. 4/51
  5. ^ Робионек, Бернд: Государственная безопасность вышла из-под контроля? Влияние политического руководства Югославии на целенаправленные убийства за рубежом (1967–84 гг.) , В: Рабочий документ OEZB, март 2020 г.
  6. ^ FNRJ выключен. Газ. № 30/56
  7. ^ Кристиан Аксбо Нильсен: Симбиоз военных преступлений и организованной преступности в бывшей Югославии, в: Südosteuropa-Mitteilungen 52 (2012), стр. 6–17: «Конституция Югославии 1974 года произвела явный сдвиг в сторону децентрализации во всех сферах государственного управления. администрация. […] Статус Федерального секретариата внутренних дел постепенно был понижен до статуса центра обмена информацией, и осенью 1992 года он, наконец, был передан Сербскому секретариату внутренних дел».
[ редактировать ]

История БМА

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 828679f979d5a31400f37b19a29239ac__1718891640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/ac/828679f979d5a31400f37b19a29239ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Directorate for State Security (Yugoslavia) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)