Наум Гольдман
Наум Гольдман | |
---|---|
נחום גולדמן Наум Гольдман | |
Рожденный | |
Умер | 29 августа 1982 г. | ( 87 лет
Известный | Основатель и президент Всемирного еврейского конгресса. |
Наум Гольдманн ( иврит : נחום גולדמן ) (10 июля 1895 — 29 августа 1982) был ведущим сионистом . Он был основателем Всемирного еврейского конгресса и его президентом с 1951 по 1978 год, а также президентом Всемирной сионистской организации с 1956 по 1968 год. [1]
Биография
[ редактировать ]Наум Гольдман родился в Вишнево, Российская империя , местечке в черте оседлости (ныне Вишнево , Белоруссия ), в семье преподающих и писателей Литваков , отец которых был ярым сионистом . В возрасте шести лет он переехал с родителями во Франкфурт , Германия , где его отец развлекал ведущих сионистов и интеллектуалов и где он посещал Musterschule . В 1911 году, еще учась в средней школе, он и его отец посетили Десятый сионистский конгресс . Гольдманн продолжал изучать право , историю и философию в Марбурге , Гейдельберге и Берлине . Он получил высшее образование в области права и философии. [2]
В 1913 году он посетил Палестину на четыре месяца, опубликовав свои впечатления в следующем году в своей книге «Эрец Исраэль, Reisebriefe aus Palästina» («Эрец Исраэль, Путевые письма из Палестины»). [3] который был опубликован в двух изданиях. [4] В 1916–1918 годах Гольдманн работал в немецком « Nachrichtenstelle für den Orient », бюро разведки и пропаганды, связанном с министерством иностранных дел Германии , которое пыталось использовать этнические и религиозные националистические течения внутри Османской империи, такие как пантюркизм , исламизм и сионизм в Османской империи. Интересы Германии, чтобы дать отпор растущему британскому и французскому влиянию в регионе. В тот период главой «Нахрихтенстелле» был профессор доктор Ойген Миттвох , ведущий немецкий арабист и востоковед и в то же время ведущая личность в еврейской общине Германии. В этот период [5] он попытался заручиться кайзером Вильгельмом . поддержкой сионистского идеала [ нужна ссылка ] В 1922 году он основал Eschkol-Publikations-Gesellschaft (Издательское общество Эшколя) и занимался изданием сионистского периодического издания. В 1929 году он и Якоб Клацкин начали проект «Энциклопедия иудаики» , в котором отражались работы ведущих еврейских ученых того времени. Эшколь опубликовал десять томов Энциклопедии иудаики на немецком языке и два тома на иврите . [6] [7] [8] Гольдманн был ложно обвинен нацистами как секретный коммунистический агент вскоре после Пивного путча . [9]
В 1934 году он женился на Алисе Готшальк, и у них родилось двое сыновей, Гвидо , родившийся в 1938 году в Швейцарии, основавший в 1972 году Немецкий фонд Маршалла в США , и Майкл. [10]
В ноябре 1934 года Гольдман обратился к Муссолини с просьбой поддержать евреев Саара , региона, который собирался воссоединиться с тогдашней нацистской Германией. [11] [12] В 1933 году ему удалось избежать ареста гестапо, поскольку он находился в Палестине на похоронах своего отца. [13]
В 1935 году его лишили немецкого гражданства. [14] и стал гражданином Гондураса благодаря вмешательству французского министра Луи Барту . [13] Позже он переехал в США, поселившись в Нью-Йорке представлял Еврейское агентство , где в течение нескольких лет .
В 1936 году Гольдманн и раввин-реформатор Стивен С. Уайз учредили Всемирный еврейский конгресс (ВЕК). [15] Ему приписывают раннее предсказание угрозы, исходящей от Гитлера и нацистской партии . Весной 1942 года он сказал: «[Кто] может предсказать, что нацистский режим, однажды поставленный в положение окруженного убийцы, сделает в последний момент, прежде чем опозорится?» [16] Обращаясь к Сионистской организации Америки в октябре 1942 года, выслушав сообщения о геноциде, он сетовал: «Наше поколение находится в трагическом положении, когда половину поколения убивают на наших глазах, а другая половина вынуждена сесть и не может предотвратить эту катастрофу». [17] Гольдманн поселился в Соединенных Штатах в июне 1940 года, в конечном итоге стал гражданином США и оставался там до 1964 года.
Гольдманн умер в Бад-Райхенхолле , Германия, от легочного коллапса. [18] в Иерусалиме Он был похоронен на Национальном кладбище горы Герцля , в секции, отведенной для лидеров Всемирной сионистской организации. На его похоронах не присутствовал тогдашний премьер-министр Менахем Бегин , и израильское правительство не сделало официального заявления о скорби. Ясир Арафат выразил соболезнования, заявив, что «Палестинцы оплакивают смерть Наума Гольдмана. Он был еврейским государственным деятелем уникальной личности. Он боролся за справедливость и законные права для всех народов». [19]
Еврейский и сионистский активизм
[ редактировать ]Гольдманн обнаружил, что еврейское руководство в США разделено и не имеет единой политики в то время, когда единство «намерений и целей было жизненно важно». [3] Глубоко разочарованный этим разделенным руководством, он заявил: «За все годы моей работы в еврейской политике я никогда не чувствовал себя таким бессильным и таким мрачно ожесточенным, как по этому поводу. Все мы, кто в те дни говорил от имени еврейского народа, — и я в том числе и себя — несем долю вины». [3] И он, и Стивен Уайз , тесно сотрудничая, были сторонниками «демократизации еврейской жизни»; то есть «информированная и напористая общественность». Но в условиях стресса военного времени и накануне американских президентских выборов 1940 года они усомнились в эффективности общественного давления, предпочитая тихую закулисную дипломатию как более эффективное средство достижения жизнеспособных целей. [20] Среди других причин именно эта точка зрения, разделяемая Гольдманом и Уайзом, побудила их решительно выступить против Гиллеля Кука ( Питера Бергсона энергичных, творческих и публичных методов ) в попытках спасти брошенных евреев Европы. В результате Голдман и Уайз стали главными препятствиями спасению. [21]
Последовательный в своем мнении, что «оказывая политическое давление внутри страны, всегда нужно быть осторожным и тактичным, иначе рискуешь навлечь на себя враждебность влиятельных дипломатических деятелей», [22] ни Гольдман, ни окружавшее его еврейское руководство не развернули публичную кампанию против американской системы иммиграционных квот, хотя европейское еврейство искало убежища от нацизма. Некоторые американские евреи, в том числе Луис Брандейс и Феликс Франкфуртер обострение проблемы беженцев после аншлюса , с некоторым успехом пробовали свои силы в тихой дипломатии, так что к 1939 году квоты были заполнены . Однако в 1938 году создало дополнительное давление. побудило президента Рузвельта созвать международную конференцию, известную как Эвианская конференция , которая состоялась во Франции в июле того же года. Целью конференции было найти дом для сотен тысяч перемещенных евреев. Гольдманн присутствовал в качестве наблюдателя от Всемирного еврейского конгресса. [23] Из 32 стран, принявших участие, только Доминиканская Республика согласилась принять дополнительных беженцев. [24]
В таких условиях усилия были в основном направлены на старую программу «реабилитации Палестины». Гольдманн призвал к созыву внеочередной сионистской конференции в 1942 году, чтобы сформировать целостную стратегию по смягчению разрушительного воздействия нацистской политики на европейских евреев, и результатом стала программа Билтмора , которая, среди прочего, призывала к неограниченной еврейской иммиграции в Палестину. [25] В своем обращении к конференции Гольдманн предупредил, что к нацистской риторике следует относиться серьезно и что последствия геноцида для европейских евреев могут быть предсказуемы, если нацисты будут продолжать свою политику. [26] На заседании Американского комитета по чрезвычайным ситуациям в мае 1943 года Гольдманн вместе с Аббой Гиллелем Сильвером выступал за обоснование того, что борьба против Белой книги Макдональда была шагом на пути к созданию еврейского содружества. [27]
В январе 1945 года Гольдманн сыграл важную роль в создании комитета, объединившего усилия Американского еврейского объединенного распределительного комитета (Джойнт) и Еврейского агентства по спасению и реабилитации остатков еврейского народа в Европе. [28] Гольдманн долгое время поддерживал создание двух государств в Палестине: арабского и еврейского; по его мнению, независимость важнее, чем контроль над конкретной территорией, и он определял, что целью должно быть создание «жизнеспособного еврейского государства на достаточном участке Палестины». [29] После войны он активно работал с Давидом Бен-Гурионом над созданием Израиля. [30] хотя он вместе с Моше Шертоком тщетно советовал Бен-Гуриону отложить провозглашение независимости, чтобы дать больше времени для достижения дипломатического согласия с арабами. [31] [32] [33] разразится арабо-израильская война . Он был обеспокоен тем, что после того, как британцы вышли из своего мандата и было провозглашено Государство Израиль, [ нужна ссылка ]
С 1951 года он был председателем исполкома Еврейского агентства. В том же году он созвал в Нью-Йорке встречу 23 крупнейших национальных и международных еврейских организаций, чтобы решить задачу заключения соглашения с правительством Западной Германии о возмещении евреям потерь, причиненных нацистской Германией и Холокостом. Конференция по материальным претензиям евреев к Германии (также известная как Конференция по претензиям ) была организацией, возникшей в результате этой встречи. 10 сентября 1952 года, после шести месяцев переговоров, соглашение о репарациях между Клеймс Конференс и Конрада Аденауэра правительством Западной Германии было достигнуто . Отмечая историческое значение соглашения, Давид Бен-Гурион сказал в 1952 году [?] доктору Гольдману: «Впервые в истории еврейский народ угнетался и грабился в течение сотен лет... угнетатель и грабитель пришлось вернуть часть добычи и выплатить коллективную компенсацию части материальных потерь». В 1954 году аналогичный договор был подписан между Австрия и Израиль. [ нужна ссылка ]
Гольдманн был президентом Всемирного еврейского конгресса, координирующего органа многих еврейских организаций за пределами Израиля. Он поддерживал Израиль в других странах, хотя и был глубоким критиком официальной политики Израиля. С 1956 по 1968 год Гольдманн занимал пост президента Всемирной сионистской организации . [25] В этом качестве Гольдман открыто критиковал действия израильского правительства по похищению Адольфа Эйхмана и призвал передать дело в международный суд. [34] Он стал гражданином Израиля в 1962 году и Швейцарии в 1969 году. Он никогда не проживал на постоянном месте жительства в Израиле, деля свое время между Израилем и Швейцарией. За свою жизнь он имел семь гражданств и последнюю часть его прожил в Париже .
Мемориальный фонд еврейской культуры
[ редактировать ]Мемориальный фонд еврейской культуры был основан в 1964 году Гольдманом, который вел переговоры о репарациях с канцлером Федеративной Республики Германия доктором Конрадом Аденауэром . [35] [36] Видение Гольдмана относительно MFJC заключалось в том, чтобы воспитать новое поколение художников, ученых и ученых Торы, чтобы заменить тех, кто был уничтожен во время Холокоста. В общей сложности Гольдманн получил более 20 миллионов долларов от правительства Западной Германии на продвижение еврейской культурной жизни во всем мире.
С момента своего создания MFJC предоставил более 16 000 грантов еврейским академическим, исследовательским и образовательным организациям, а также индивидуальные стипендии и стипендии. [37] Фонд предоставляет гранты лидерам всех сфер еврейской жизни. [36] [38]
Программа стипендий Наума Гольдмана
[ редактировать ]Программа стипендий Наума Гольдмана была создана в 1987 году. [39] собрать молодых еврейских лидеров со всего мира, обсудить волнующие их вопросы, изучить их еврейскую идентичность, отточить свои лидерские навыки и узнать о еврейских общинах в других частях мира. [40] [41]
Программы стипендий проводятся по всему миру, выпускниками программы являются более 1000 человек из более чем 70 стран. [39] [40] В 2016 году программа прошла в Гаване, Куба. Это был первый еврейский семинар на Кубе почти за 60 лет. [42]
Взгляды и мнения
[ редактировать ]Хотя Гольдманн был решительным сторонником сионизма, он также был решительным сторонником идеи диаспоры , поскольку Гольдманн чувствовал, что еврейское государство не сможет удовлетворить все потребности еврейского народа. [43] Он был обеспокоен еврейской ассимиляцией и боролся за укрепление еврейского образования, культуры и институтов за пределами Израиля.
Гольдманн критиковал Израиль за то, что он считал чрезмерной опорой на военную мощь, а также за то, что он не пошел на новые уступки после Шестидневной войны 1967 года , отстаивая позицию, согласно которой единственный шанс на долгосрочное выживание для Израиля состоит в том, чтобы принять права палестинцев как народа. [44] [45]
Он неоднократно выступал за мирное сосуществование арабов и израильтян, заявляя: «У еврейского государства не может быть будущего, пока не будет достигнуто соглашение с арабами». [1]
В октябре 1967 года он встретил югославского лидера Иосипа Броз Тито и попросил его проинформировать других коммунистических лидеров, а также арабских лидеров о его идеях мирного урегулирования. [46] В начале 1970 года он был приглашен на переговоры президентом Египта Гамелем Абдель Насером, но был остановлен правительством Израиля. [47] [48] Попытки связаться с ООП лидером Ясиром Арафатом в 1974 году даже рассматривались как государственная измена – крайняя точка зрения, которую Гольдманн считал глупой. В 1982 году он призвал премьер-министра Израиля не реанимировать антисионизм и антисемитизм вторжением в Ливан . [49]
В 1977 году Гольдманн выразил разочарование подходом Израиля к мирному процессу:
За 30 лет Израиль ни разу не представил арабам ни одного мирного плана. Она отвергла все планы урегулирования, разработанные ее друзьями и врагами. Похоже, у нее нет другой цели, кроме как сохранить статус-кво, постепенно увеличивая территорию. [50]
В 1981 году он раскритиковал тактику использования Холокоста для оправдания зверств и убийств:
Нам придется понять, что страдания евреев во время Холокоста больше не будут служить защитой, и мы, безусловно, должны воздерживаться от использования аргументов Холокоста для оправдания наших действий. Использование Холокоста в качестве оправдания бомбардировок Ливана, как это делает Менахем Бегин, является своего рода «Хиллуль Хашем» [кощунством], банализацией священной трагедии Соа [Холокоста], которой нельзя злоупотреблять. к политически сомнительной и морально неоправданной политике. [51]
Посоветовавшись с высокопоставленным деятелем ООП во время осады Бейрута, он сформулировал пять политических принципов, которые окажутся способствующими обеспечению более прочной основы политической борьбы ООП: (1) оставить Бейрут, (2) положить конец терроризму, (3) переехать в Тунис , единственный регион, где палестинское руководство может пользоваться реальной политической свободой, (4) создать временное правительство, которое будет немедленно признано по крайней мере 150 странами, и (5) признать Израиль. Если эти меры будут приняты, сообщил Гольдманн, ООП создаст основу для создания палестинского государства наряду с Израилем. [13] Видение Гольдмана заключалось в том, чтобы сделать Израиль духовным и моральным центром для всех евреев, нейтральным государством, чем-то вроде Швейцарии , с международными гарантиями его безопасности, существования и границ и, возможно, даже с постоянным символическим международным присутствием.
Опубликованные работы
[ редактировать ]- Эрец-Исраэль — Путевые письма из Палестины, 1914 г .: онлайн на archive.org.
- Дух милитаризма Штутгарт, 1915 год, онлайн на HathiTrust
- О всемирно-культурном значении и задаче евреев , Мюнхен, 1916 г.
- Государственный деятель без государства ( Statesman Without a State , автобиография), 1970, Кёльн: Кипенхойер-Витш. ISBN 3-462-00780-7
- Автобиография Наума Гольдмана: шестьдесят лет еврейской жизни . Холт, Райнхарт и Уинстон. 1969. ISBN 0-03-081337-9 .
- Еврейский парадокс . Гроссет и Данлэп. 1978. ISBN 0-448-15166-9 . на французском языке: онлайн на archive.org.
- Моя жизнь как , немецкого еврея 1982, Мюнхен: Ланген-Мюллер. ISBN 3-7844-1771-X .
- Наум Гольдманн (1970). «Будущее Израиля». Иностранные дела . 49 : 51–69.
- (осень 1978 г.). Сионистская идеология и реальность Израиля , международные отношения .
- 3 работы на языке идиш: онлайн на archive.org.
Наследие и память
[ редактировать ]- В 1956 году получил Премию Соломона Бублика Еврейского университета в Иерусалиме .
- В 1968 году был удостоен Ордена Рио-Бранку .
- Бет Хатефуцот , Музей еврейской диаспоры, Тель-Авивский университет.
- Программа стипендий Наума Гольдмана
См. также
[ редактировать ]- Конференция по претензиям
- Конференция президентов крупнейших американских еврейских организаций
- Еврейское агентство для Израиля
- возмещение
- Всемирный еврейский конгресс
- Всемирная сионистская организация
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Наум Гольдманн (лидер израильских сионистов) - Британская энциклопедия» . Британика.com. 25 августа 2020 г. Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Интернет-журнал «Еврейское наследие» Биографический указатель Наума Гольдмана
- ^ Jump up to: а б с «Наум Гольдманн, почетный гражданин мира, Кеннет Либо, доктор философии, и Майкл Скакун, Центр еврейских исследований» . Cjh.org. Архивировано из оригинала 14 апреля 2013 года . Проверено 18 августа 2013 г.
- ^ «Эрец-Исраэль - Путевые письма из Палестины 1914 года. Обзор Наума Гольдмана через семьдесят лет» . Jahrbuch2001.studien-von-zeitfragen.net . Проверено 18 августа 2013 г.
- ^ Ханс-Петер Шварц (1995) Конрад Аденауэр: немецкий политик и государственный деятель в период войны, революции и реконструкции Berghahn Books, ISBN 1-57181-870-7 стр. 645
- ^ Селвин Илан Троен (1992) Организация спасения: национальная еврейская солидарность в современный период Routledge, ISBN 0-7146-3413-1 стр. 144
- ^ Журнал комментариев. Архивировано 30 мая 2009 г. в Wayback Machine, декабрь 1972 г.
- ^ Людвиг Льюисон (2007) Возрождение — книга современной еврейской мысли . Читать книги, ISBN 1-4067-4857-9 стр. 166
- ^ Герберт А. Штраус (1993) Заложники модернизации: исследования современного антисемитизма 1870-1933-39 гг. Германия – Великобритания – Франция , Вальтер де Грюйтер, ISBN 3-11-010776-7 с. 223
- ^ «Наум Гольдман, лидер сионистов, умер в возрасте 87 лет» . Нью-Йорк Таймс . Рейтер. 31 августа 1982 года.
- ^ Дэвид Виталь (1999) Разрозненный народ: евреи в Европе, 1789–1939 . Издательство Оксфордского университета, ISBN 0-19-820805-7 стр. 893
- ^ Мишель Сарфатти (2006) Евреи в Италии Муссолини: от равенства к преследованиям, перевод Джона Тедески, Энн К. Тедески , Университет Висконсина , ISBN 0-299-21734-5 стр. 77
- ^ Jump up to: а б с «Бруно Сегре, «Наум Гольдман: il profeta dimenticato» » . Кешет.ит. Архивировано из оригинала 3 октября 2011 года . Проверено 18 августа 2013 г.
- ^ Итамар Рабинович , Иегуда Рейнхарц, Израиль на Ближнем Востоке: документы и чтения по обществу, политике и международным отношениям, до 1948 года по настоящее время , UPNE, 2008, ISBN 0-87451-962-4 стр. 591
- ↑ Коллекция Всемирного еврейского конгресса, история агентства. Архивировано 15 сентября 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ Аарон Берман (1990) Нацизм, евреи и американский сионизм, 1933–1948 Издательство Wayne State University Press, 1990 ISBN 0-8143-2232-8 стр. 96
- ^ Аарон Берман (1990), соч. цит., с. 99
- ^ «Наум Гольдман умер в возрасте 87 лет | Еврейское телеграфное агентство» . Jta.org. 31 августа 1982 года . Проверено 18 августа 2013 г.
- ^ Хомский, Ноам (2014). Судьбоносный треугольник: США, Израиль и палестинцы . Чикаго, Иллинойс: Книги Хеймаркет. ISBN 978-1-60846-440-1 .
- ^ Аллон Гал, Давид Бен-Гурион и американское объединение в пользу еврейского государства , Indiana University Press, 1991, стр. 115
- ↑ Протокол встречи Нахума Гольдмана в Госдепартаменте с просьбой о депортации или призыве Гиллеля Кука можно найти в приложении к книге профессора Дэвида Ваймана и доктора Рафаэля Медоффа « Гонка против смерти: Питер Бергсон, Америка и Холокост» . Нортон, 2002 г. ISBN 1-56584-761-X
- ^ Аллон Гал (1991), соч. цит., с. 115, цитата из Мемуаров Гольдмана.
- ^ Наум Гольдманн, Годы войны. Архивировано 13 июля 2011 г. в Wayback Machine Jewish Heritage Online.
- ^ «Эмиграция и Эвианская конференция» . Мемориальный музей Холокоста США.
- ^ Jump up to: а б Митчелл Джеффри Бард и Моше Шварц (2005) 1001 факт, который каждый должен знать об Израиле Роумане и Литтлфилде, ISBN 0-7425-4358-7 стр. 9.
- ^ Аарон Берман (1990), соч. цит. стр. 96–97
- ^ Джеффри С. Гурок (1998) Американский сионизм: миссия и политика Тейлор и Фрэнсис, ISBN 0-415-91932-0 стр. 348
- ^ Менахем Кауфман (1991) Неоднозначное партнерство: несионисты и сионисты в Америке, 1939–1948 Издательство Wayne State University Press, ISBN 0-8143-2370-7
- ^ Эван М. Уилсон, Уильям Б. Квандт , Рассчитанный риск, Решение США признать Израиль , Menasha Ridge Press, 2008, стр. 190
- ^ Израиль Гольдштейн (1984) Мой мир как еврея: Мемуары Израиля Гольдштейна Associated University Press, ISBN 0-8453-4780-2 стр. 331
- ^ Говард М. Сачар, Курс современной еврейской истории , Делл, 1977. ISBN 0-679-72746-9 стр.478
- ^ Ноам Хомский, Судьбоносный треугольник: Соединенные Штаты, Израиль и палестинцы, ред. 1999 Плутон Пресс, Лондон. ISBN 0-920057-21-7 стр. 97
- ^ Офира Селиктар, Мы разделены: американские евреи, Израиль и мирный процесс , Greenwood Press, 2002, стр.13
- ↑ Журнал Time Justice on Trial, понедельник , 13 июня 1960 г.
- ^ «Мемориальный фонд еврейской культуры» (PDF) . Претензии швейцарских банков . Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Мемориальный фонд еврейской культуры» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ «Мемориальный фонд еврейской культуры» (PDF) . Претензии швейцарских банков . Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ «Интернет-журнал «Еврейское наследие» . Мемориальный фонд еврейской культуры . Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Там, где собирается еврейский мир: некоторые размышления о стипендии Наума Гольдмана» . Электронная еврейская филантропия. 16 июля 2017 г. Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б "О" . Программа стипендий Наума Гольдмана . Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ «Стипендия Наума Гольдмана: модель передового опыта в развитии еврейских общинных лидеров» . Бней Брит. 18 сентября 2018 г. Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ «Спустя почти 60 лет на Кубе пройдет еврейский семинар» . Времена Израиля . Проверено 11 июля 2023 г.
- ↑ Гаарец , 27 декабря 2002 г. «Еврей без границ», Том Сегев.
- ↑ Из журнала Foreign Relations , апрель 1970 г. «Будущее Израиля», Наум Гольдманн.
- ↑ Проект доклада Франкеля-Хекстера о политических, образовательных и социальных проблемах [в Палестине] Всемирной сионистской организации… отношения между арабами и евреями оказались под угрозой из-за стойкого убеждения многих сионистов, «что араб — это нарушитель, а не нарушитель». иметь равные гражданские права с евреями» Рафаэль Медофф (2001) Дипломатия Бакшиша: секретные переговоры между американскими еврейскими лидерами и арабскими официальными лицами накануне Второй мировой войны Lexington Books, ISBN 0-7391-0204-4 стр. 18
- ^ «Польский протокол встречи лидеров советского блока (и Тито) в Москве, 9 ноября 1967 года» . Legacy.wilsoncenter.org. 9 ноября 1967 года. Архивировано из оригинала 11 июля 2012 года . Проверено 18 августа 2013 г.
- ^ Мордехай Газит (2002) Израильская дипломатия и поиски мира Routledge, 2002 ISBN 0-7146-5233-4 стр. 79–80.
- ^ Питер Ю. Меддинг (1989) Исследования современного еврейства: государство и общество, 1948–1988 Издательство Оксфордского университета, США, ISBN 0-19-505827-5 стр. 390
- ↑ Нью-Йоркский обзор книг , том 29, номер 15, 7 октября 1982 г. «Куда движется Израиль?» Наум Гольдманн
- ^ Томас, Бэйлис; Бейлис, Томас А. (1999). Как был завоеван Израиль: краткая история арабо-израильского конфликта . ISBN 9780739100646 .
- ^ Хомский, Ноам (1999). Судьбоносный треугольник . Кембридж, Массачусетс: South End Press. п. 98. ИСБН 0-89608-601-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Медофф, Рафаэль (2001) Дипломатия Бакшиша: секретные переговоры между американскими еврейскими лидерами и арабскими официальными лицами накануне Второй мировой войны Lexington Books, ISBN 0-7391-0204-4
- Патай, Рафаэль (2004) Наум Гольдманн: его миссии в отношении нееврейского университета Алабамы Press, ISBN 0-8173-5095-0
- Рейдер, Марк А. Редактор (2009) Наум Гольдманн, Государственный деятель без государства : частично онлайн в Google Книгах
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография из Еврейской виртуальной библиотеки.
- Архив Наума Гольдмана хранится в Центральном сионистском архиве в Иерусалиме. Офис Наума Гольдмана (S80), офисы Наума Гольдмана в Нью-Йорке и Женеве (Z6)
- Сионистская идеология и реальность Израиля: мысли Наума Гольдмана
- 1895 рождений
- 1982 смертей
- Жители Воложинского района.
- Люди, получившие образование в Musterschule
- Белорусские евреи
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в США
- Израильтяне русско-еврейского происхождения
- Руководители Еврейского агентства Израиля
- Похороны на горе Герцля
- Лауреаты премии Соломона Бублика
- Белорусские сионисты
- Еврейские энциклопедисты
- Израильские антивоенные активисты
- Люди, потерявшие немецкое гражданство
- Натурализованные граждане Гондураса
- Русские эмигранты в Германии
- Израильтяне белорусско-еврейского происхождения
- Еврейские антифашисты
- Натурализованные граждане США
- Немецкие сионисты
- Государственные служащие Германии 20-го века
- Немецкие писатели-путешественники
- Еврейские антивоенные активисты