Jump to content

Наум Гольдман

Наум Гольдман
נחום גולדמן Наум Гольдман
Гольдман в 1972 году
Рожденный ( 1895-07-10 ) 10 июля 1895 г.
Умер 29 августа 1982 г. ) ( 1982-08-29 ) ( 87 лет
Известный Основатель и президент Всемирного еврейского конгресса.

Наум Гольдманн ( иврит : נחום גולדמן ) (10 июля 1895 — 29 августа 1982) был ведущим сионистом . Он был основателем Всемирного еврейского конгресса и его президентом с 1951 по 1978 год, а также президентом Всемирной сионистской организации с 1956 по 1968 год. [1]

Биография

[ редактировать ]

Наум Гольдман родился в Вишнево, Российская империя , местечке в черте оседлости (ныне Вишнево , Белоруссия ), в семье преподающих и писателей Литваков , отец которых был ярым сионистом . В возрасте шести лет он переехал с родителями во Франкфурт , Германия , где его отец развлекал ведущих сионистов и интеллектуалов и где он посещал Musterschule . В 1911 году, еще учась в средней школе, он и его отец посетили Десятый сионистский конгресс . Гольдманн продолжал изучать право , историю и философию в Марбурге , Гейдельберге и Берлине . Он получил высшее образование в области права и философии. [2]

В 1913 году он посетил Палестину на четыре месяца, опубликовав свои впечатления в следующем году в своей книге «Эрец Исраэль, Reisebriefe aus Palästina» («Эрец Исраэль, Путевые письма из Палестины»). [3] который был опубликован в двух изданиях. [4] В 1916–1918 годах Гольдманн работал в немецком « Nachrichtenstelle für den Orient », бюро разведки и пропаганды, связанном с министерством иностранных дел Германии , которое пыталось использовать этнические и религиозные националистические течения внутри Османской империи, такие как пантюркизм , исламизм и сионизм в Османской империи. Интересы Германии, чтобы дать отпор растущему британскому и французскому влиянию в регионе. В тот период главой «Нахрихтенстелле» был профессор доктор Ойген Миттвох , ведущий немецкий арабист и востоковед и в то же время ведущая личность в еврейской общине Германии. В этот период [5] он попытался заручиться кайзером Вильгельмом . поддержкой сионистского идеала [ нужна ссылка ] В 1922 году он основал Eschkol-Publikations-Gesellschaft (Издательское общество Эшколя) и занимался изданием сионистского периодического издания. В 1929 году он и Якоб Клацкин начали проект «Энциклопедия иудаики» , в котором отражались работы ведущих еврейских ученых того времени. Эшколь опубликовал десять томов Энциклопедии иудаики на немецком языке и два тома на иврите . [6] [7] [8] Гольдманн был ложно обвинен нацистами как секретный коммунистический агент вскоре после Пивного путча . [9]

В 1934 году он женился на Алисе Готшальк, и у них родилось двое сыновей, Гвидо , родившийся в 1938 году в Швейцарии, основавший в 1972 году Немецкий фонд Маршалла в США , и Майкл. [10]

В ноябре 1934 года Гольдман обратился к Муссолини с просьбой поддержать евреев Саара , региона, который собирался воссоединиться с тогдашней нацистской Германией. [11] [12] В 1933 году ему удалось избежать ареста гестапо, поскольку он находился в Палестине на похоронах своего отца. [13]

В 1935 году его лишили немецкого гражданства. [14] и стал гражданином Гондураса благодаря вмешательству французского министра Луи Барту . [13] Позже он переехал в США, поселившись в Нью-Йорке представлял Еврейское агентство , где в течение нескольких лет .

Наум Гольдманн, раввин Стивен С. Уайз и Генри Торрес (выступают) на конференции Всемирного еврейского конгресса в Нью-Йорке, июнь 1942 года.

В 1936 году Гольдманн и раввин-реформатор Стивен С. Уайз учредили Всемирный еврейский конгресс (ВЕК). [15] Ему приписывают раннее предсказание угрозы, исходящей от Гитлера и нацистской партии . Весной 1942 года он сказал: «[Кто] может предсказать, что нацистский режим, однажды поставленный в положение окруженного убийцы, сделает в последний момент, прежде чем опозорится?» [16] Обращаясь к Сионистской организации Америки в октябре 1942 года, выслушав сообщения о геноциде, он сетовал: «Наше поколение находится в трагическом положении, когда половину поколения убивают на наших глазах, а другая половина вынуждена сесть и не может предотвратить эту катастрофу». [17] Гольдманн поселился в Соединенных Штатах в июне 1940 года, в конечном итоге стал гражданином США и оставался там до 1964 года.

Гольдманн умер в Бад-Райхенхолле , Германия, от легочного коллапса. [18] в Иерусалиме Он был похоронен на Национальном кладбище горы Герцля , в секции, отведенной для лидеров Всемирной сионистской организации. На его похоронах не присутствовал тогдашний премьер-министр Менахем Бегин , и израильское правительство не сделало официального заявления о скорби. Ясир Арафат выразил соболезнования, заявив, что «Палестинцы оплакивают смерть Наума Гольдмана. Он был еврейским государственным деятелем уникальной личности. Он боролся за справедливость и законные права для всех народов». [19]

Еврейский и сионистский активизм

[ редактировать ]
Наум Гольдман подписывает репарационный договор с Западной Германией, 1952 г.

Гольдманн обнаружил, что еврейское руководство в США разделено и не имеет единой политики в то время, когда единство «намерений и целей было жизненно важно». [3] Глубоко разочарованный этим разделенным руководством, он заявил: «За все годы моей работы в еврейской политике я никогда не чувствовал себя таким бессильным и таким мрачно ожесточенным, как по этому поводу. Все мы, кто в те дни говорил от имени еврейского народа, — и я в том числе и себя — несем долю вины». [3] И он, и Стивен Уайз , тесно сотрудничая, были сторонниками «демократизации еврейской жизни»; то есть «информированная и напористая общественность». Но в условиях стресса военного времени и накануне американских президентских выборов 1940 года они усомнились в эффективности общественного давления, предпочитая тихую закулисную дипломатию как более эффективное средство достижения жизнеспособных целей. [20] Среди других причин именно эта точка зрения, разделяемая Гольдманом и Уайзом, побудила их решительно выступить против Гиллеля Кука ( Питера Бергсона энергичных, творческих и публичных методов ) в попытках спасти брошенных евреев Европы. В результате Голдман и Уайз стали главными препятствиями спасению. [21]

Последовательный в своем мнении, что «оказывая политическое давление внутри страны, всегда нужно быть осторожным и тактичным, иначе рискуешь навлечь на себя враждебность влиятельных дипломатических деятелей», [22] ни Гольдман, ни окружавшее его еврейское руководство не развернули публичную кампанию против американской системы иммиграционных квот, хотя европейское еврейство искало убежища от нацизма. Некоторые американские евреи, в том числе Луис Брандейс и Феликс Франкфуртер обострение проблемы беженцев после аншлюса , с некоторым успехом пробовали свои силы в тихой дипломатии, так что к 1939 году квоты были заполнены . Однако в 1938 году создало дополнительное давление. побудило президента Рузвельта созвать международную конференцию, известную как Эвианская конференция , которая состоялась во Франции в июле того же года. Целью конференции было найти дом для сотен тысяч перемещенных евреев. Гольдманн присутствовал в качестве наблюдателя от Всемирного еврейского конгресса. [23] Из 32 стран, принявших участие, только Доминиканская Республика согласилась принять дополнительных беженцев. [24]

В таких условиях усилия были в основном направлены на старую программу «реабилитации Палестины». Гольдманн призвал к созыву внеочередной сионистской конференции в 1942 году, чтобы сформировать целостную стратегию по смягчению разрушительного воздействия нацистской политики на европейских евреев, и результатом стала программа Билтмора , которая, среди прочего, призывала к неограниченной еврейской иммиграции в Палестину. [25] В своем обращении к конференции Гольдманн предупредил, что к нацистской риторике следует относиться серьезно и что последствия геноцида для европейских евреев могут быть предсказуемы, если нацисты будут продолжать свою политику. [26] На заседании Американского комитета по чрезвычайным ситуациям в мае 1943 года Гольдманн вместе с Аббой Гиллелем Сильвером выступал за обоснование того, что борьба против Белой книги Макдональда была шагом на пути к созданию еврейского содружества. [27]

В январе 1945 года Гольдманн сыграл важную роль в создании комитета, объединившего усилия Американского еврейского объединенного распределительного комитета (Джойнт) и Еврейского агентства по спасению и реабилитации остатков еврейского народа в Европе. [28] Гольдманн долгое время поддерживал создание двух государств в Палестине: арабского и еврейского; по его мнению, независимость важнее, чем контроль над конкретной территорией, и он определял, что целью должно быть создание «жизнеспособного еврейского государства на достаточном участке Палестины». [29] После войны он активно работал с Давидом Бен-Гурионом над созданием Израиля. [30] хотя он вместе с Моше Шертоком тщетно советовал Бен-Гуриону отложить провозглашение независимости, чтобы дать больше времени для достижения дипломатического согласия с арабами. [31] [32] [33] разразится арабо-израильская война . Он был обеспокоен тем, что после того, как британцы вышли из своего мандата и было провозглашено Государство Израиль, [ нужна ссылка ]

Моше Шаретт , Мириам Фройнд , Луис Липски и Наум Гольдманн, 1960 год.

С 1951 года он был председателем исполкома Еврейского агентства. В том же году он созвал в Нью-Йорке встречу 23 крупнейших национальных и международных еврейских организаций, чтобы решить задачу заключения соглашения с правительством Западной Германии о возмещении евреям потерь, причиненных нацистской Германией и Холокостом. Конференция по материальным претензиям евреев к Германии (также известная как Конференция по претензиям ) была организацией, возникшей в результате этой встречи. 10 сентября 1952 года, после шести месяцев переговоров, соглашение о репарациях между Клеймс Конференс и Конрада Аденауэра правительством Западной Германии было достигнуто . Отмечая историческое значение соглашения, Давид Бен-Гурион сказал в 1952 году [?] доктору Гольдману: «Впервые в истории еврейский народ угнетался и грабился в течение сотен лет... угнетатель и грабитель пришлось вернуть часть добычи и выплатить коллективную компенсацию части материальных потерь». В 1954 году аналогичный договор был подписан между Австрия и Израиль. [ нужна ссылка ]

Гольдманн был президентом Всемирного еврейского конгресса, координирующего органа многих еврейских организаций за пределами Израиля. Он поддерживал Израиль в других странах, хотя и был глубоким критиком официальной политики Израиля. С 1956 по 1968 год Гольдманн занимал пост президента Всемирной сионистской организации . [25] В этом качестве Гольдман открыто критиковал действия израильского правительства по похищению Адольфа Эйхмана и призвал передать дело в международный суд. [34] Он стал гражданином Израиля в 1962 году и Швейцарии в 1969 году. Он никогда не проживал на постоянном месте жительства в Израиле, деля свое время между Израилем и Швейцарией. За свою жизнь он имел семь гражданств и последнюю часть его прожил в Париже .

Мемориальный фонд еврейской культуры

[ редактировать ]

Мемориальный фонд еврейской культуры был основан в 1964 году Гольдманом, который вел переговоры о репарациях с канцлером Федеративной Республики Германия доктором Конрадом Аденауэром . [35] [36] Видение Гольдмана относительно MFJC заключалось в том, чтобы воспитать новое поколение художников, ученых и ученых Торы, чтобы заменить тех, кто был уничтожен во время Холокоста. В общей сложности Гольдманн получил более 20 миллионов долларов от правительства Западной Германии на продвижение еврейской культурной жизни во всем мире.

С момента своего создания MFJC предоставил более 16 000 грантов еврейским академическим, исследовательским и образовательным организациям, а также индивидуальные стипендии и стипендии. [37] Фонд предоставляет гранты лидерам всех сфер еврейской жизни. [36] [38]

Программа стипендий Наума Гольдмана

[ редактировать ]

Программа стипендий Наума Гольдмана была создана в 1987 году. [39] собрать молодых еврейских лидеров со всего мира, обсудить волнующие их вопросы, изучить их еврейскую идентичность, отточить свои лидерские навыки и узнать о еврейских общинах в других частях мира. [40] [41]

Программы стипендий проводятся по всему миру, выпускниками программы являются более 1000 человек из более чем 70 стран. [39] [40] В 2016 году программа прошла в Гаване, Куба. Это был первый еврейский семинар на Кубе почти за 60 лет. [42]

Взгляды и мнения

[ редактировать ]

Хотя Гольдманн был решительным сторонником сионизма, он также был решительным сторонником идеи диаспоры , поскольку Гольдманн чувствовал, что еврейское государство не сможет удовлетворить все потребности еврейского народа. [43] Он был обеспокоен еврейской ассимиляцией и боролся за укрепление еврейского образования, культуры и институтов за пределами Израиля.

Гольдманн критиковал Израиль за то, что он считал чрезмерной опорой на военную мощь, а также за то, что он не пошел на новые уступки после Шестидневной войны 1967 года , отстаивая позицию, согласно которой единственный шанс на долгосрочное выживание для Израиля состоит в том, чтобы принять права палестинцев как народа. [44] [45]

Он неоднократно выступал за мирное сосуществование арабов и израильтян, заявляя: «У еврейского государства не может быть будущего, пока не будет достигнуто соглашение с арабами». [1]

В октябре 1967 года он встретил югославского лидера Иосипа Броз Тито и попросил его проинформировать других коммунистических лидеров, а также арабских лидеров о его идеях мирного урегулирования. [46] В начале 1970 года он был приглашен на переговоры президентом Египта Гамелем Абдель Насером, но был остановлен правительством Израиля. [47] [48] Попытки связаться с ООП лидером Ясиром Арафатом в 1974 году даже рассматривались как государственная измена – крайняя точка зрения, которую Гольдманн считал глупой. В 1982 году он призвал премьер-министра Израиля не реанимировать антисионизм и антисемитизм вторжением в Ливан . [49]

В 1977 году Гольдманн выразил разочарование подходом Израиля к мирному процессу:

За 30 лет Израиль ни разу не представил арабам ни одного мирного плана. Она отвергла все планы урегулирования, разработанные ее друзьями и врагами. Похоже, у нее нет другой цели, кроме как сохранить статус-кво, постепенно увеличивая территорию. [50]

В 1981 году он раскритиковал тактику использования Холокоста для оправдания зверств и убийств:

Нам придется понять, что страдания евреев во время Холокоста больше не будут служить защитой, и мы, безусловно, должны воздерживаться от использования аргументов Холокоста для оправдания наших действий. Использование Холокоста в качестве оправдания бомбардировок Ливана, как это делает Менахем Бегин, является своего рода «Хиллуль Хашем» [кощунством], банализацией священной трагедии Соа [Холокоста], которой нельзя злоупотреблять. к политически сомнительной и морально неоправданной политике. [51]

Посоветовавшись с высокопоставленным деятелем ООП во время осады Бейрута, он сформулировал пять политических принципов, которые окажутся способствующими обеспечению более прочной основы политической борьбы ООП: (1) оставить Бейрут, (2) положить конец терроризму, (3) переехать в Тунис , единственный регион, где палестинское руководство может пользоваться реальной политической свободой, (4) создать временное правительство, которое будет немедленно признано по крайней мере 150 странами, и (5) признать Израиль. Если эти меры будут приняты, сообщил Гольдманн, ООП создаст основу для создания палестинского государства наряду с Израилем. [13] Видение Гольдмана заключалось в том, чтобы сделать Израиль духовным и моральным центром для всех евреев, нейтральным государством, чем-то вроде Швейцарии , с международными гарантиями его безопасности, существования и границ и, возможно, даже с постоянным символическим международным присутствием.

Опубликованные работы

[ редактировать ]
  • Эрец-Исраэль — Путевые письма из Палестины, 1914 г .: онлайн на archive.org.
  • Дух милитаризма Штутгарт, 1915 год, онлайн на HathiTrust
  • О всемирно-культурном значении и задаче евреев , Мюнхен, 1916 г.
  • Государственный деятель без государства ( Statesman Without a State , автобиография), 1970, Кёльн: Кипенхойер-Витш. ISBN   3-462-00780-7
  • Автобиография Наума Гольдмана: шестьдесят лет еврейской жизни . Холт, Райнхарт и Уинстон. 1969. ISBN  0-03-081337-9 .
  • Еврейский парадокс . Гроссет и Данлэп. 1978. ISBN  0-448-15166-9 . на французском языке: онлайн на archive.org.
  • Моя жизнь как , немецкого еврея 1982, Мюнхен: Ланген-Мюллер. ISBN   3-7844-1771-X .
  • Наум Гольдманн (1970). «Будущее Израиля». Иностранные дела . 49 : 51–69.
  • (осень 1978 г.). Сионистская идеология и реальность Израиля , международные отношения .
  • 3 работы на языке идиш: онлайн на archive.org.

Наследие и память

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Наум Гольдманн (лидер израильских сионистов) - Британская энциклопедия» . Британика.com. 25 августа 2020 г. Проверено 16 июня 2021 г.
  2. ^ Интернет-журнал «Еврейское наследие» Биографический указатель Наума Гольдмана
  3. ^ Jump up to: а б с «Наум Гольдманн, почетный гражданин мира, Кеннет Либо, доктор философии, и Майкл Скакун, Центр еврейских исследований» . Cjh.org. Архивировано из оригинала 14 апреля 2013 года . Проверено 18 августа 2013 г.
  4. ^ «Эрец-Исраэль - Путевые письма из Палестины 1914 года. Обзор Наума Гольдмана через семьдесят лет» . Jahrbuch2001.studien-von-zeitfragen.net . Проверено 18 августа 2013 г.
  5. ^ Ханс-Петер Шварц (1995) Конрад Аденауэр: немецкий политик и государственный деятель в период войны, революции и реконструкции Berghahn Books, ISBN   1-57181-870-7 стр. 645
  6. ^ Селвин Илан Троен (1992) Организация спасения: национальная еврейская солидарность в современный период Routledge, ISBN   0-7146-3413-1 стр. 144
  7. ^ Журнал комментариев. Архивировано 30 мая 2009 г. в Wayback Machine, декабрь 1972 г.
  8. ^ Людвиг Льюисон (2007) Возрождение — книга современной еврейской мысли . Читать книги, ISBN   1-4067-4857-9 стр. 166
  9. ^ Герберт А. Штраус (1993) Заложники модернизации: исследования современного антисемитизма 1870-1933-39 гг. Германия – Великобритания – Франция , Вальтер де Грюйтер, ISBN   3-11-010776-7 с. 223
  10. ^ «Наум Гольдман, лидер сионистов, умер в возрасте 87 лет» . Нью-Йорк Таймс . Рейтер. 31 августа 1982 года.
  11. ^ Дэвид Виталь (1999) Разрозненный народ: евреи в Европе, 1789–1939 . Издательство Оксфордского университета, ISBN   0-19-820805-7 стр. 893
  12. ^ Мишель Сарфатти (2006) Евреи в Италии Муссолини: от равенства к преследованиям, перевод Джона Тедески, Энн К. Тедески , Университет Висконсина , ISBN   0-299-21734-5 стр. 77
  13. ^ Jump up to: а б с «Бруно Сегре, «Наум Гольдман: il profeta dimenticato» » . Кешет.ит. Архивировано из оригинала 3 октября 2011 года . Проверено 18 августа 2013 г.
  14. ^ Итамар Рабинович , Иегуда Рейнхарц, Израиль на Ближнем Востоке: документы и чтения по обществу, политике и международным отношениям, до 1948 года по настоящее время , UPNE, 2008, ISBN   0-87451-962-4 стр. 591
  15. Коллекция Всемирного еврейского конгресса, история агентства. Архивировано 15 сентября 2008 г., в Wayback Machine.
  16. ^ Аарон Берман (1990) Нацизм, евреи и американский сионизм, 1933–1948 Издательство Wayne State University Press, 1990 ISBN   0-8143-2232-8 стр. 96
  17. ^ Аарон Берман (1990), соч. цит., с. 99
  18. ^ «Наум Гольдман умер в возрасте 87 лет | Еврейское телеграфное агентство» . Jta.org. 31 августа 1982 года . Проверено 18 августа 2013 г.
  19. ^ Хомский, Ноам (2014). Судьбоносный треугольник: США, Израиль и палестинцы . Чикаго, Иллинойс: Книги Хеймаркет. ISBN  978-1-60846-440-1 .
  20. ^ Аллон Гал, Давид Бен-Гурион и американское объединение в пользу еврейского государства , Indiana University Press, 1991, стр. 115
  21. Протокол встречи Нахума Гольдмана в Госдепартаменте с просьбой о депортации или призыве Гиллеля Кука можно найти в приложении к книге профессора Дэвида Ваймана и доктора Рафаэля Медоффа « Гонка против смерти: Питер Бергсон, Америка и Холокост» . Нортон, 2002 г. ISBN   1-56584-761-X
  22. ^ Аллон Гал (1991), соч. цит., с. 115, цитата из Мемуаров Гольдмана.
  23. ^ Наум Гольдманн, Годы войны. Архивировано 13 июля 2011 г. в Wayback Machine Jewish Heritage Online.
  24. ^ «Эмиграция и Эвианская конференция» . Мемориальный музей Холокоста США.
  25. ^ Jump up to: а б Митчелл Джеффри Бард и Моше Шварц (2005) 1001 факт, который каждый должен знать об Израиле Роумане и Литтлфилде, ISBN   0-7425-4358-7 стр. 9.
  26. ^ Аарон Берман (1990), соч. цит. стр. 96–97
  27. ^ Джеффри С. Гурок (1998) Американский сионизм: миссия и политика Тейлор и Фрэнсис, ISBN   0-415-91932-0 стр. 348
  28. ^ Менахем Кауфман (1991) Неоднозначное партнерство: несионисты и сионисты в Америке, 1939–1948 Издательство Wayne State University Press, ISBN   0-8143-2370-7
  29. ^ Эван М. Уилсон, Уильям Б. Квандт , Рассчитанный риск, Решение США признать Израиль , Menasha Ridge Press, 2008, стр. 190
  30. ^ Израиль Гольдштейн (1984) Мой мир как еврея: Мемуары Израиля Гольдштейна Associated University Press, ISBN   0-8453-4780-2 стр. 331
  31. ^ Говард М. Сачар, Курс современной еврейской истории , Делл, 1977. ISBN   0-679-72746-9 стр.478
  32. ^ Ноам Хомский, Судьбоносный треугольник: Соединенные Штаты, Израиль и палестинцы, ред. 1999 Плутон Пресс, Лондон. ISBN   0-920057-21-7 стр. 97
  33. ^ Офира Селиктар, Мы разделены: американские евреи, Израиль и мирный процесс , Greenwood Press, 2002, стр.13
  34. Журнал Time Justice on Trial, понедельник , 13 июня 1960 г.
  35. ^ «Мемориальный фонд еврейской культуры» (PDF) . Претензии швейцарских банков . Проверено 11 июля 2023 г.
  36. ^ Jump up to: а б «Мемориальный фонд еврейской культуры» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 11 июля 2023 г.
  37. ^ «Мемориальный фонд еврейской культуры» (PDF) . Претензии швейцарских банков . Проверено 11 июля 2023 г.
  38. ^ «Интернет-журнал «Еврейское наследие» . Мемориальный фонд еврейской культуры . Проверено 11 июля 2023 г.
  39. ^ Jump up to: а б «Там, где собирается еврейский мир: некоторые размышления о стипендии Наума Гольдмана» . Электронная еврейская филантропия. 16 июля 2017 г. Проверено 11 июля 2023 г.
  40. ^ Jump up to: а б "О" . Программа стипендий Наума Гольдмана . Проверено 11 июля 2023 г.
  41. ^ «Стипендия Наума Гольдмана: модель передового опыта в развитии еврейских общинных лидеров» . Бней Брит. 18 сентября 2018 г. Проверено 11 июля 2023 г.
  42. ^ «Спустя почти 60 лет на Кубе пройдет еврейский семинар» . Времена Израиля . Проверено 11 июля 2023 г.
  43. Гаарец , 27 декабря 2002 г. «Еврей без границ», Том Сегев.
  44. Из журнала Foreign Relations , апрель 1970 г. «Будущее Израиля», Наум Гольдманн.
  45. Проект доклада Франкеля-Хекстера о политических, образовательных и социальных проблемах [в Палестине] Всемирной сионистской организации… отношения между арабами и евреями оказались под угрозой из-за стойкого убеждения многих сионистов, «что араб — это нарушитель, а не нарушитель». иметь равные гражданские права с евреями» Рафаэль Медофф (2001) Дипломатия Бакшиша: секретные переговоры между американскими еврейскими лидерами и арабскими официальными лицами накануне Второй мировой войны Lexington Books, ISBN   0-7391-0204-4 стр. 18
  46. ^ «Польский протокол встречи лидеров советского блока (и Тито) в Москве, 9 ноября 1967 года» . Legacy.wilsoncenter.org. 9 ноября 1967 года. Архивировано из оригинала 11 июля 2012 года . Проверено 18 августа 2013 г.
  47. ^ Мордехай Газит (2002) Израильская дипломатия и поиски мира Routledge, 2002 ISBN   0-7146-5233-4 стр. 79–80.
  48. ^ Питер Ю. Меддинг (1989) Исследования современного еврейства: государство и общество, 1948–1988 Издательство Оксфордского университета, США, ISBN   0-19-505827-5 стр. 390
  49. Нью-Йоркский обзор книг , том 29, номер 15, 7 октября 1982 г. «Куда движется Израиль?» Наум Гольдманн
  50. ^ Томас, Бэйлис; Бейлис, Томас А. (1999). Как был завоеван Израиль: краткая история арабо-израильского конфликта . ISBN  9780739100646 .
  51. ^ Хомский, Ноам (1999). Судьбоносный треугольник . Кембридж, Массачусетс: South End Press. п. 98. ИСБН  0-89608-601-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Медофф, Рафаэль (2001) Дипломатия Бакшиша: секретные переговоры между американскими еврейскими лидерами и арабскими официальными лицами накануне Второй мировой войны Lexington Books, ISBN   0-7391-0204-4
  • Патай, Рафаэль (2004) Наум Гольдманн: его миссии в отношении нееврейского университета Алабамы Press, ISBN   0-8173-5095-0
  • Рейдер, Марк А. Редактор (2009) Наум Гольдманн, Государственный деятель без государства : частично онлайн в Google Книгах
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b309724d8061b7e9bd1515429e42195f__1720619340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/5f/b309724d8061b7e9bd1515429e42195f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nahum Goldmann - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)