История евреев на Кубе
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Кубинские евреи , кубинские евреи или кубинцы еврейского происхождения жили на Кубе на протяжении веков. Некоторые кубинцы ведут еврейское происхождение от марранов (насильственно обращенных в христианство), которые пришли в качестве колонистов, хотя немногие из них исповедуют иудаизм сегодня . Большинство кубинских евреев происходят от европейских евреев, иммигрировавших в начале 20 века. В 1924 году на Кубе проживало более 24 000 евреев , а в 1930-х годах в страну иммигрировало еще больше. После коммунистической революции 1959 года 94% евреев страны эмигрировали, большинство из них в США . [1] По оценкам, в 2007 году в стране оставалось около 1500 известных кубинских евреев, большинство из которых проживали в Гаване . [2] С тех пор несколько сотен иммигрировали в Израиль . считающийся одним из самых важных еврейских объектов Латинской Америки, Храм Бет Шалом, является эпицентром нынешней еврейской жизни на Кубе, и до сих пор здесь проводятся еженедельные субботние службы.
Помимо потомков кубинских евреев, живущих в Соединенных Штатах , существует также значительная часть населения, заявляющая о своем происхождении от некубинских евреев и кубинских неевреев.
До кубинской революции
[ редактировать ]История кубинских евреев, возможно, начинается в 1492 году с прибытием второй экспедиции Христофора Колумба в Америку. В этом путешествии Колумба сопровождал переводчик Луис де Торрес , который, возможно, был еврейским конверсо . Некоторые евреи, бежавшие из Бразилии, находившейся под властью Португалии в 17 веке, поселились на Кубе, и, несмотря на инквизицию и преследования, еврейские купцы, базирующиеся на Кубе, вели процветающую международную торговлю в 17 и 18 веках. Однако современная еврейская община не представляет собой линию преемственности с евреями, поселившимися на Кубе в 17 и 18 веках. Он начал формироваться после того, как Куба получила независимость от Испании в результате испано-американской войны 1898 года. В конце XIX века на острове начали селиться американские еврейские бизнесмены и ветераны войны. Они занимались импортом и экспортом, а также выращиванием сахара и табака. В 1904 году они основали Союз еврейских конгрегаций, а в 1906 году было основано еврейское кладбище. В начале 20 века, еврейские иммигранты-сефарды из Османской империи Стали прибывать , и в 1914 году они основали свою собственную общественную организацию «Союз Гебреа Шевет Ахим». Большинство иммигрантов-сефардов прибыли бедными и занялись торговлей вразнос или сумели построить малый бизнес. [3]
В 1920 году начали прибывать еврейские иммигранты из Восточной Европы. К 1924 году на Кубе проживало 24 000 евреев, многие из которых работали в швейной промышленности. [1] Для большинства еврейских иммигрантов из Восточной Европы Куба была всего лишь транзитным пунктом на пути в Соединенные Штаты. Большинство из тех, кто прибыл между 1920 и 1923 годами, уехали к 1925 году. Однако принятие Закона об иммиграции 1924 года , который серьезно ограничил еврейскую иммиграцию в Соединенные Штаты, оставило тысячи еврейских иммигрантов теперь неспособными переехать в Соединенные Штаты, и в результате они навсегда поселились на Кубе, многие из которых проживали в Центральном парке в Гаване . [4] На протяжении оставшейся части 1920-х и 1930-х годов тысячи еврейских иммигрантов продолжали прибывать на Кубу из Европы, в основном в результате нацистских и фашистских преследований (см. также MS St. Louis ). Еврейские иммигранты из Европы приехали во время экономического спада, и им было трудно интегрироваться в страну, лишенную промышленности и наводненную дешевой рабочей силой из Гаити, и многие обратились к торговле, чтобы свести концы с концами. Еврейские беженцы из Антверпена познакомили Кубу с индустрией огранки алмазов во время Второй мировой войны, открыв за год 24 завода. С ростом еврейской общины возникли различные еврейские общинные организации. Главным общинным органом восточноевропейских еврейских иммигрантов был Centro Israelita, и в 1920-е годы он предлагал широкий спектр мероприятий и услуг: от социальной помощи, клиники, библиотеки, языковой школы, студенческого центра и драматического театра. клуб. Кубинская еврейская община разделилась на три сектора: американцев, сефардов и ашкенази, каждый со своим кладбищем и общественной деятельностью. Экономическое положение евреев постепенно улучшалось, и к 1959 году еврейский рабочий класс почти исчез. [3]
После кубинской революции
[ редактировать ]После революции почти 95% еврейского населения покинуло Кубу и перебралось в Соединенные Штаты , многие из которых поселились в Майами . К сентябрю 1960 года уже 3000 евреев покинули Кубу, а к 1997 году осталось около 1500. Кроме того, в период с 1948 по 1997 год 661 кубинский еврей иммигрировал в Израиль , а в 1999 году еще 400 кубинских евреев также уехали в Израиль. [5]
Многие евреи изначально сочувствовали кубинской революции 1959 года под руководством Фиделя Кастро , рассматривая смену руководства как возможность избавить Кубу от коррупции, которая была связана с диктатурой Фульхенсио Батисты . На ранних этапах революции не было очевидно, что планы Кастро заключались в союзе Кубы с коммунистическим блоком. [6] Когда планы Кастро стали ясны, кубинские евреи, эмигрировавшие из Восточной и Центральной Европы, стали все больше беспокоиться о надвигающейся революции из-за их предыдущего опыта религиозной нетерпимости, связанной с ленинской политикой и большевистской Россией. [7] В первые дни революции самой главной заботой еврейского населения Кубы была национализация промышленности и сельского хозяйства, а также законы, которые ее поддерживали. Эти меры включают первый и второй законы об аграрной реформе, Закон № 851 и Первый Закон о городской реформе. Законы об аграрной реформе 1959 и 1963 годов вызвали раздоры среди еврейских землевладельцев и фермеров, поскольку правительство начало уничтожать все помещичьи владения и земли, принадлежащие иностранцам, а также национализировать всю собственность и здания площадью более 67 гектаров. [8] Закон 851 спровоцировал национализацию бизнеса и промышленности на Кубе, начиная с предприятий, принадлежащих иностранцам. Это повлекло за собой экспроприацию кубинской собственности, не принадлежавшей лидерам предыдущего правительства, впервые в истории Кубы. Это варьировалось от крупного до среднего бизнеса, включая винокуренные заводы, фабрики и универмаги. [6] Наконец, Первый Закон о городской реформе лишил евреев возможности арендовать недвижимость, передав право собственности арендаторам и установив долгосрочную аренду без арендной платы. Этот закон также объявил незаконной частную аренду или субаренду недвижимости. [9]
Такие меры, как второй закон о городской реформе, позволили кубинскому правительству конфисковать собственность и активы тех, кто иммигрировал на остров. [6] В опросе евреев, живущих на Кубе в 2011 году, один респондент описал опыт религиозных евреев в социально-политической среде послереволюционного периода: «Людей преследовали не за то, что они исповедовали религию, но если вы хотели быть членом то же самое произошло с католиками и представителями других вероисповеданий». [10] Язык, используемый для описания евреев, включал в себя «Judio» для некрещеных детей, [11] «Туркиста», «Полако» или «Полакито», которые были синонимами еврея, независимо от страны их происхождения. [12] Наконец, во время эмиграции с Кубы в Израиль евреи были отмечены в паспортах как «репатриадо» (репатриированные), а не как «гусанос» (черви) в качестве эмиграционного знака. Это должно было указать на то, что евреи, отправляющиеся в Израиль для «репатриации на родину», хотя немногие евреи, иммигрировавшие на Кубу, на самом деле были израильтянами. [6]
В 1959 году правительство заявило, что революция будет социалистическим движением и что Куба станет атеистическим государством. Такое избегание религии помогло сформировать религиозную идентичность евреев, оставшихся на Кубе, а также изгнанников, иммигрировавших в Соединенные Штаты , Израиль и другие регионы Северной, Южной и Центральной Америки . [13] Еврейская кубинская идентичность изменилась под влиянием различных революционных влияний, особенно предвзятого отношения к тем, кто исповедовал веру. Те, кто остался на Кубе, либо уклонялись от участия в революции, либо предпочли вообще отказаться от своей еврейской идентичности, чтобы сделать обратное. [10] Вплоть до 1992 года, когда Куба скорректировала свою конституцию, чтобы отразить, что страна больше не является атеистическим государством, а скорее светским или «ла апертурой», евреи в значительной степени отказались от своих уникальных еврейских обычаев и отказались от общественных собраний в таких местах, как общественный центр Эль Патроно и Синагога Шевет Ахим. [7] Для многих кубинских евреев употребление мацы , пресного хлеба, который едят во время празднования Песаха , было единственной практикой, которую они придерживались. [10]
Трое из десяти первоначальных членов Коммунистической партии Кубы были евреями, в том числе Фабио Гробарт , Мануэль (Столик) Новигрод и Энрике Олтуски . [11] Фабио Гробарт, настоящее имя которого было Авраам Симховиц, иммигрировал из Польши на Кубу в возрасте 19 лет и привез с собой знания о радикальных левых движениях из Восточной Европы. Он вступил в Коммунистическую партию Кубы в 1925 году и был одним из ближайших сторонников Кастро как член Центрального комитета партии. Он представлял партию в коммунистической идеологии, так как имел возможность переводить чтения Карла Маркса и Фридриха Энгельса с русского и немецкого на испанский. [14] Мануэль (Столик) Новигрод родился в семье еврейских коммунистов и сражался вместе с Кастро против сил Баутисты в горах Сьерра-Маэстра. [11] Через год после иммиграции его родителей из Польши, Энрике Олтуски родился на Кубе в 1930 году. Его сотрудничество с Эрнесто «Че» Геварой, когда он представлял Лас-Вильяс в качестве лидера Движения 26 июля, позволило ему подняться до самого высокопоставленного еврея в революционное правительство. После революции на Олтуски полагались, поскольку он исполнял обязанности заместителя министра рыбной промышленности, а также работал с Министерством культуры, чтобы вести исторический отчет о революции. [15]
В феврале 2007 года The New York Times подсчитала, что на Кубе проживает около 1500 известных евреев, большинство из них (около 1100) проживают в Гаване . [2] На Кубе есть одна кошерная мясная лавка на всем острове. Какое-то время у него не было раввина , но к 2007 году он появился в синагоге Гаваны. Он часто призывает приезжих евреев оказывать цдаку (благотворительность) кубинским евреям и Израилю. [2] Алан Гросс отправился на Кубу, чтобы помочь небольшой еврейской общине, но он был задержан на Кубе с 2009 по 2014 год. Некоторые американские евреи родом из Кубы также являются яростными критиками кубинского правительства, например, бывший член Палаты представителей Илеана Рос-Летинен . Израиль также продолжает соблюдать эмбарго против Кубы.
Адат Исраэль — единственная номинально православная синагога, оставшаяся на Кубе. [2] Помимо нескольких других кубинских городов, в Гаване есть еще две синагоги. В декабре 2006 года кубинская еврейская община отметила свое 100-летие. [1]
Кубинские евреи в США
[ редактировать ]Поскольку в Южной Флориде и Нью-Йорке проживает большое количество евреев и кубинцев, значительное количество людей в этих районах заявляют о своем происхождении от американских евреев и американцев кубинского происхождения, обычно неевреев-католиков. Американцы еврейского и кубинского происхождения (независимо от того, были ли их предки именно кубинскими евреями) иногда называют себя жубанцами (или евреями или евреями ), что является сочетанием слов «еврей» и «кубинец».
В 1999 году актер и драматург Фрэнк Спейзер представил свою моноспектакль «Евребано » о взрослении еврея и кубинца в Бруклине . [16]
Хотя термин «еврей» в основном используется в положительном смысле, его иногда неверно истолковывают как антисемитское политическое заявление (т.е. пропаганду «запрета» на евреев). В 2003 году Департамент безопасности дорожного движения и транспортных средств Флориды попытался отозвать табличку с надписью «JEWBAN» , которая ранее была выдана Табаресу Гомеру, кубинскому еврею, утверждая, что табличку можно считать антисемитской . Позже департамент уступил и разрешил Гомеру оставить номерной знак себе. [17]
См. также
[ редактировать ]- Кубо-израильские отношения
- Верующие: истории из еврейской Гаваны
- Авраам и Евгения: истории еврейской Кубы
- Бнай Брит Куба
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Куба» , Еврейская виртуальная библиотека
- ^ Перейти обратно: а б с д Гершберг, Карен Остен (4 февраля 2007 г.). «На Кубе: в поисках крошечного уголка еврейской жизни» – через NYTimes.com.
- ^ Перейти обратно: а б «Евреи Кубы» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- ^ Перельмутер, Роза (2009). «Идиш на Кубе: История любви» . Испанофила . 157 (1): 133–140. дои : 10.1353/hsf.2009.0051 . ISSN 2165-6185 . S2CID 145769205 .
- ^ Левинсон, Джей. 2006. Еврейская община Кубы: Золотой век, 1906-1958 гг . (Нэшвилл, Теннесси: Westview Publishing Co.)
- ^ Перейти обратно: а б с д Каплан, Дана. Е. «Бегство от революции: исход кубинских евреев в начале 1960-х годов». Кубинские исследования 36 (2005): 129–56.
- ^ Перейти обратно: а б Вайнреб, Амелия Розенберг. 2017. «Зона контакта еврейской Кубы: транснациональные встречи в синагоге Адат Исраэль в Гаване: зона контакта еврейской Кубы». Журнал латиноамериканской и карибской антропологии 22 (2): 254–75. два : 10.1111/jlca.12258 .
- ^ Хуан Вальдес Пас, «Кубинская аграрная революция: достижения и проблемы», Advanced Studies, Vol. 25, No. 72 (2011), 75.
- ^ Тедди Капур и Аластер Смит. Жилищная политика на Кубе Кастро. (Бостон: Объединенный центр жилищных исследований, 2002 г.), 4.
- ^ Перейти обратно: а б с Свейфач, Джей; Струг, Дэвид; ЛаПорт, Хайди Хефт (2011). «Еврейская идентичность на современной Кубе: взаимодействие преемственности и трансформации» . Шофар: Междисциплинарный журнал иудаики . 30 (1): 1–16. дои : 10.1353/шо.2011.0092 . ISSN 1534-5165 . S2CID 170359493 .
- ^ Перейти обратно: а б с Каплан, Дана Эван (2001). «Евреи Кубы после революции Кастро» . Американский еврейский ежегодник . 101 : 21–87. ISSN 0065-8987 . JSTOR 23604505 – через JSTOR.
- ^ Бехарано, Маргалит. 2014. Еврейская община Кубы: память и история . Под редакцией Хаима Авни. Перевод Сьюзан Астрин. Иерусалим: Еврейский университет Магнес Пресс.
- ^ Голдензил, Джилл И. «Санкционирование веры: религия, государство и американо-кубинские отношения». Журнал права и политики 25, вып. 2 (2009): 184.
- ^ Хендерсон, Кейтлин Д. «Активизм черных в Красной партии: политика черных и Коммунистическая партия Кубы, 1925-1962». Докторская диссертация, Тулейнский университет, 2018.
- ^ Бехар, Рут. Остров, называемый домом: возвращение на еврейскую Кубу . (Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса, 2007), 129–132.
- ^ «Модельное шоу прославляет кубинско-еврейские корни создателя», The Palm Beach Post (22 ноября 2002 г.), стр. 40.
- ^ «Государство позволяет кубинским евреям сохранять номерной знак «еврея», The Orlando Sentinel (15 марта 2003 г.), стр. Б5.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джей Левинсон, Еврейская община Кубы: золотые годы, 1905–1958 , Нэшвилл, Теннесси: издательство Westview, 2005.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт «Евреи Кубы»
- Миссии CHAI, Еврейские миссии на Кубе
- «Гавана». Архивировано 13 февраля 2007 г. в Wayback Machine , Энциклопедия иудаики.
- «Идентичность с двумя дефисами» , журнал «Хадасса».
- ДЭНИЭЛ ШУР-РОТ: «ЕВРЕЙСКИЙ БАН» заявляет: «Руки прочь от моей тарелки!» , Майами Геральд , 14 марта 2003 г.
- Салли Крейгин, «Мамбо менш: межкультурные мемуары Фрэнка Спайзера» ( Jewbano ) , Бостон Феникс, 11–17 июля 2003 г.
- Джон Лантигуа, «Евреи Уэст-Палм визит, чтобы помочь братьям на Кубе» , The Miami Herald , 15 июля 2009 г.
- Пол Хейвен (AP), «Рауль Кастро празднует Хануку с кубинскими евреями» , Seattle Post-Intelligencer , 5 декабря 2010 г.