Кубинский музыкальный театр
Кубинский музыкальный театр имеет свой неповторимый стиль и историю. С XVIII века (по крайней мере) до наших дней популярные театральные представления включали музыку, а часто и танцы. Многие композиторы и музыканты начали свою карьеру в театрах, многие произведения впервые прозвучали на сцене. Помимо постановки некоторых европейских опер и оперетт, кубинские композиторы постепенно разрабатывали идеи, которые лучше подходили их креольской аудитории. Персонажи на сцене начали включать элементы кубинской жизни, а музыка стала отражать слияние африканского и европейского вклада.
Записанная музыка должна была стать каналом распространения кубинской музыки по всему миру. Самым записываемым артистом на Кубе до 1925 года был певец в Альгамбре . [1] Адольфо Коломбо . Записи показывают, что в период с 1906 по 1917 год он записал около 350 номеров. [2]
Первый театр в Гаване открылся в 1775 году и назывался « Колизео» , а позже — « Театро Принципал» . [3] Первая кубинская опера появилась в 1807 году. Театральная музыка имела огромное значение в XIX веке. [4] и первая половина 20 века; его значение начало ослабевать только с изменением политической и социальной погоды во второй половине 20 века. Радио, возникшее на Кубе в 1922 году, способствовало развитию популярной музыки, поскольку обеспечивало известность и новый источник дохода для артистов.
Кубинский театр начала 19 века.
[ редактировать ]В 1810 году, рассказывает Алехо Карпентье , в Гавану прибыла испанская труппа, которая выступала более 22 лет. В этой компании были художники серьезных заслуг. [5] В состав труппы входили Андрес Прието (известный актер), Мануэль Гарсия (сыгравший злодея), певица Мария дель Росарио Сабатини, Антонио Эрмосилья и другие. Через несколько месяцев к нему присоединились еще испанские таланты: Мариана Галино, Изабель Гамборино (знаменитая Тонадилья). [6] певица) и ее сестра, балерина Мануэла Гамборино, которую Карпентье описывает как «проворную и сочную бомбу, которая очаровала мужчин Гаваны».
Жизнь некоторых из этих актеров сама была театром: Марина Галино провоцировала мужа на ревность, после чего он зарезал ее и оставил умирать, в конце концов перерезав себе вены. Но дама не умерла и в конце концов выздоровела, чтобы давать выставки европейских танцевальных стилей, таких как болеро (испанский стиль), менуэты , гавоты -польки , фолиас (Канарские острова), качучас (андалузские сольные песни и танцы), манчегас (из Ла-Манча), Эль-Пан-де-Харабе , Эль-Кабаллито-Халеадо и так далее. Многим из них обучали в танцевальных академиях Гаваны, но контрданца и вальс фаворитами навсегда остались . Через двадцать лет после прибытия контрадансы из-за границы в ее ритме начали проявляться признаки кубинизации. Это было началом слияния, которое в конечном итоге повлияло на музыку и жизнь Кубы в целом.
Кубинский актер Франсиско Коваррубиас был видным членом труппы и фигурировал на ее афишах. Он был бассо-буффо и автором антремез (одноактных фарсов), сарсуэл и сэнетов . Когда мода на театр в испанском стиле пошла на убыль, Коваррубиас проложил путь к подлинно кубинским театральным форматам.
Оперетта
[ редактировать ]Сарсуэла – небольшой формат легкой оперетты . Начавшись с импортированного испанского контента ( Список композиторов сарсуэлы ), он превратился в постоянный комментарий к социальным и политическим событиям и проблемам Кубы. Сарсуэла стала первым на Кубе записывающимся исполнителем: сопрано Розалия «Чалия» Диас де Эррера сделала за пределами Кубы первые записи кубинского исполнителя. В 1898 году она записала номера сарсуэлы Кадис на ненумерованных цилиндрах Беттини . [7]
Сарсуэла достигла своего пика в первой половине 20 века. Музыкальный руководитель Хорхе Анкерманн продюсировал сарсуэлы, рецензии и комедии в Альгамбре . Ряд выдающихся композиторов, таких как Гонсало Роиг , Элисео Грене , Эрнесто Лекуона и Родриго Пратс, создали хиты для театров Регина и Марти в Гаване. Великие звезды, такие как ведетта Рита Монтанер , которая умела петь, играть на фортепиано, танцевать и играть, были кубинскими эквивалентами Мистингетта и Жозефины Бейкер в Париже. Некоторые из самых известных сарсуэл: La Virgen Morena (Грене), Нина Рита (Грене и Лекуона), Мария ла О , Эль Батей , Роза ла Чайна (все Лекуона); Гонсало Роиг с La Habana de noche ; Родриго Пратс с Амалией Батиста и La Perla del Caribe ; и, прежде всего, Сесилия Вальдес (мюзикл по самому известному кубинскому роману XIX века на музыку Ройга и сценарий Пратса и Агустина Родригеса). В число артистов, представленных публике в лирическом театре, входят Каридад Суарес , Мария де лос Анхелес Сантана , Эстер Борха и Игнасио Вилья, у которого было такое круглое черное лицо, что Рита Монтанер называла его Бола де Ньеве («Снежок»). [8]
Буфо
[ редактировать ]Кубинский театр Буфо является примером формы комедии, непристойной и сатирической, с актерами, имитирующими персонажей, которых можно встретить где угодно в стране. Буфо возник примерно в 1800-15 годах, когда более старая форма, тонадилла , начала исчезать из Гаваны. Франсиско Коваррубиас Его создателем был «карикатурист» (1775–1850). Постепенно комические типы отбросили свои европейские модели и стали все более креолизированными и кубинскими. Параллельно звучала музыка. Аргот из бараков рабов и бедных баррио нашел свое отражение в текстах песен гуарача :
У меня умер мулат!
И не арестовать того мулата?
Как человеку остаться в живых?
Если они не арестуют того, кто убивает!
Мулатка как хлеб;
следует есть горячим,
чем дать ему остыть
Даже дьявол не влезет в это! [9]
(Мулатка готова!
Более того, ее не арестовывают!
Как может жить человек
Если они не возьмут этого убийцу?
Мулатка как свежий хлеб
Ты должен съесть это, пока оно горячее
Если ты оставишь это, пока она не остынет
Даже дьявол не может укусить!)
Так театр буфо стал благодатной почвой для типично кубинской музыкальной формы — гуарача . [10] [11]
Другие театральные формы
[ редактировать ]Водевиль
[ редактировать ]Народный театр различных типов часто включает музыку. Форматы, подобные британскому мюзик-холлу или американскому водевилю , все еще встречаются, где публику угощают попурри из певцов, комиков, групп, скетчей и специальных выступлений. Даже в кинотеатрах во время немого кино в антракте появлялись певцы и инструменталисты, а во время фильмов играл пианист. Бола де Ньеве и Мария Тереза Вера - две звезды, которые в первые годы играли в кинотеатрах. Бурлеск также был распространен в Гаване до 1960 года.
Африканский «театр»
[ редактировать ]Все африканские культуры, привезенные на Кубу, имели традиции, хаотично сохранившиеся до наших дней, не всегда в деталях, но в общем стиле. Лучше всего сохранились африканские политеистические религии, где, по крайней мере на Кубе, довольно хорошо сохранились инструменты, язык, песнопения, танцы и их интерпретации.
Лишь после Второй мировой войны мы находим на Кубе подробные печатные описания или записи африканских священных церемоний. Внутри культов музыку, песни, танцы и церемонии заучивали (и до сих пор изучают) наизусть посредством демонстрации, включая такие церемониальные процедуры, которые проводятся на африканском языке. Этот опыт был (а некоторые и до сих пор) частным для посвященных, вплоть до работы этнолога Фернандо Ортиса , который посвятил большую часть своей жизни исследованию влияния африканской культуры на Кубе. Первые подробные транскрипции ударных инструментов, песен и песнопений можно найти в его великих произведениях. [12] [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ список театров Оровио, Хелио, 1981. Словарь кубинской музыки . p401 и последующие.
- ^ Диас Айала, Кристобаль 1994. Куба поет и танцует: дискография кубинской музыки 1898–1925 гг . p193 и след. Последние две записи Коломбо были сделаны в 1929 году (Каталог коллекции Кристобаля Диаса в библиотеке Международного университета Флориды).
- ^ Робреньо, Эдуардо 1961. История кубинского популярного театра . Гавана. стр.15
- ^ Леал, Райн 1986. Театр 19 века . Гавана.
- ^ Карпентье, В гостях, 2001 [1945]. Музыка на Кубе Миннеаполис, Миннесота. p172 и последующие.
- ^ Испанская музыкальная форма театрального происхождения; не танцевал
- ^ Диас Айала, Кристобаль 1994. Куба поет и танцует: дискография кубинской музыки 1898–1925 гг . Фонд Musicalia, Сан-Хуан, PR, стр. 49 и 297.
- ^ Статья «Сарсуэла на Кубе» в Оровио, Хелио, 1981. Словарь кубинской музыки . стр.440
- ^ Карпентье, Алехо 2001 [1945]. Музыка на Кубе . Миннеаполис, Миннесота. стр.218
- ^ Леал, Райн 1982. Темные джунгли, от Буфоса до неоколонии: история кубинского театра с 1868 по 1902 год . Гавана.
- ^ Леаль, Райн 1975. Театр XIX века: Антология . 2 тома, Гавана. Содержит полные сценарии и тексты важных примеров, но не содержит партитур.
- ^ Ортис, Фернандо 1950. Афрокания фольклорной музыки Кубы . Гавана, исправленное издание 1965 г.
- ^ Ортис, Фернандо 1951. Танцы и театр чернокожих в фольклоре Кубы . Кубинские письма, Гавана. Продолжение предыдущей книги.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- [1] Архивировано 16 февраля 2011 г. в Wayback Machine. Избранные цифровые изображения из театральных коллекций, хранящихся в Коллекции кубинского наследия библиотек Университета Майами .