Jump to content

Архитектура Кубы

Красочная и эклектичная колониальная уличная архитектура в Гаване , столице Кубы.

Архитектура Кубы относится к зданиям, сооружениям и архитектурной истории на всей территории карибского островного государства Куба . Уникальное сочетание культурных и художественных влияний на протяжении всей истории привело к тому, что Куба стала известна своей эклектичной и разнообразной архитектурой, которую можно определить как уникальное сочетание многочисленных хорошо изученных архитектурных стилей со всего мира.

После кругосветного плавания мореплавателя Себастьяна де Окампо в 1508 году Куба была заселена испанцами в 1511 году. [1] Кубинская архитектура, находившаяся под властью Испании в течение более 400 лет после этого, глубоко отражает этот колониальный период. Различные исторические события этого времени, такие как либерализация торговли вследствие крупных торговых реформ в 1778 и 1791 годах, а также рост иммиграции, способствовали дальнейшему структурному и художественному влиянию. [2] Это включает в себя плавное слияние архитектурных стилей неоклассицизма и барокко с кубинским дизайном.

После колониального периода Куба продолжала видеть разнообразные архитектурные проекты и в 20 веке. Это произошло в основном из-за увеличения финансирования архитектурных проектов из-за национального процветания благодаря экспорту сахара во время Первой мировой войны . [3] Период ар-деко также является важным ориентиром для кубинской архитектуры начала века.

В наше время кубинская архитектура постоянно восхваляется как историками, так и туристами. Современные вопросы, такие как приватизация и то, как сама архитектура рассматривается как профессия в Латинской Америке, являются актуальными темами при рассмотрении будущего кубинской архитектуры.

Ранняя история

[ редактировать ]
Хижина из пальмового дерева , построенная коренными индейцами на Кубе и демонстрирующая раннюю историю кубинской архитектуры. [4]

До высадки Христофора Колумба на Кубе в 1492 году остров был населен индейцами цибони и индейцами араваками , мигрировавшими по Карибскому морю. Таким образом, ранняя архитектура на Кубе была рудиментарной и основывалась на культуре и образе жизни этих групп охотников-собирателей. [5] Группы во время этой миграции коренных народов не имели иерархической структуры, занимались сельским хозяйством и жили в трех основных типах временных жилищ. Сюда входили приюты Кейни, хижины Барбакоа (первые Пилоти ) и Бохио, построенные из пальм и листьев. [6]

Первое официальное поселение на Кубе возникло только в 1511 году под руководством губернатора Дона Диего Веласкеса, и поэтому на Кубе сохранилось ограниченное количество архитектурных памятников доколониального периода. [7] Кроме того, использование пальмовых листьев в качестве основного материала означает, что элементарные архитектурные решения были быстро заменены более постоянными постройками под руководством испанских поселенцев.

Колониальный период (1511–1898 гг.)

[ редактировать ]

Колониальная архитектура на Кубе относится к зданиям и сооружениям, которые были созданы во время испанской колонизации . Поскольку Куба минимально пострадала от разрушений Первой и Второй мировых войн , эти структуры остаются относительно нетронутыми. [8] Ключевые тенденции этой эпохи включают военные сооружения и укрепления, а также неоклассицизм под влиянием европейских тенденций.

Сохранению в 1982 ключевых колониальных структур также способствовало включение Старой Гаваны , известной на местном уровне как Гавана Вьеха, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО году. [8] Старая Гавана относится к юго-западному побережью Кубы, где Гавана была первоначально основана в 16 веке Панфило де Нарваэсом , испанским конкистадором . [9] По данным ЮНЕСКО, Гавана — «самый впечатляющий исторический центр города на Карибах и один из самых примечательных на американском континенте в целом». [10] Таким образом, Старая Гавана представляет собой регион, богатый исторической архитектурой этого периода, включая как военные укрепления , так и испанские колониальные постройки.

Военная архитектура

[ редактировать ]
Кастильо-де-Хагуа в Сьенфуэгосе , типичный образец военной архитектуры колониального периода.

Колониальный период характеризовался нестабильностью, а это означает, что военная архитектура этого периода примечательна. Военную архитектуру можно определить как сложные структуры и укрепления, предназначенные для защиты региона во время нежелательных атак. [11] Итальянский инженер Баттиста Антонелли был первым, кто представил на Кубе этот стиль военных сооружений эпохи Возрождения , которые он спроектировал и построил незадолго до начала 17 века. Работы Антонелли включали Кастильо-де-Иос-Трес-Рейес-дель-Морроу и Кастильо Сан-Сальвадор-де-ла-Пунта , оба расположены в Гаване . Эти сооружения также были признаны ЮНЕСКО в качестве укреплений, включенных в список Всемирного наследия в 1982 году. [12]

Форт Ла-Кабанья в Гаване — еще один ключевой пример военной архитектуры, основанный на элементах французского дизайна и, следовательно, являющийся отражением франко-испанского союза, повлиявшего на колониальную Кубу. [13] Это укрепление, на строительство которого ушло более 10 лет и занимает 10 гектаров земли, является крупнейшим испанским военным сооружением как в Северной, так и в Южной Америке . [14]

Гаванский собор , построенный в 1748–1777 годах, с элементами барочного дизайна, включая две башни и театральный фасад.

Архитектура барокко начала влиять на кубинские проекты в середине 1700-х годов, примерно через 50 лет после ее первоначального появления в качестве архитектурного стиля в Италии. [8] В то время как традиционное барокко определяется величием, замысловатыми украшениями и королевскими дворцами, кубинский стиль был адаптирован, включив в него узнаваемые «тропические» черты. [15] [8] Проекты барокко на Кубе также считаются упрощенной версией европейского барокко из-за нехватки квалифицированных мастеров в стране. В отличие от Европы, африканские рабы строили большинство архитектурных проектов на Кубе на протяжении 17 и 18 веков. [16]

Этот модифицированный стиль архитектуры барокко на Кубе, известный как испанское барокко , включает в себя множество характерных черт. Например, реджас представляли собой металлические решетки на окнах, которые позволяли улучшить циркуляцию воздуха, что, очевидно, было уникальным географическим требованием для кубинского ландшафта. Точно так же к традиционным величественным экстерьерам в стиле барокко были добавлены крытые дорожки, известные как порталы, чтобы обеспечить защиту от кубинского солнца и дождя. [8] Одним из самых известных проектов в стиле барокко на Кубе является Гаванский собор , построенный с 1748 по 1777 год. На строительство собора повлиял Франческо Борромини , который был одним из самых знаменитых архитекторов эпохи римского барокко . [17]

Неоклассицизм

[ редактировать ]
Симметричный и пропорциональный отель Inglaterra в Гаване, выполненный в неоклассическом стиле.

Из-за увеличения количества французских иммигрантов на Кубе в 19 веке, кубинская архитектура также оказалась под сильным влиянием неоклассицизма , который отражал архитектурные проекты, реализуемые во Франции. Город Сьенфуэгос , расположенный на южном побережье, испытал большое влияние этих тенденций и считается одним из самых неоклассических городов Кубы. Город был основан французскими иммигрантами в 1819 году и отличается неоклассическими стилями, такими как элегантные фасады и пастельные тона. [16]

В столице страны Гаване известные неоклассические здания включают Эль-Шаблон и отель Инглатерра . [8] Здания Ведадо , района Гаваны, основанного в 1859 году, также отражают популярность неоклассицизма на Кубе в этот период. Об этом свидетельствуют «сбалансированные пропорции» всех построек района, что является узнаваемой характеристикой неоклассического дизайна. [7] Неоклассические архитектурные особенности, такие как симметрия, также начали появляться к середине 19 века в других кубинских городах, таких как Тринидад и Камагуэй . [16]

В этот период неоклассицизм также стал популярным в городском дизайне и жилых проектах. Многие дома в Старой Гаване и ее окрестностях следовали традиционным кубинским принципам дизайна, но были дополнены тонкими неоклассическими изделиями из железа и колоннами. [18] К концу 19-го века дома в районах Серро и Эль-Ведадо испытали сильное влияние неоклассического дизайна с современными постройками и просторными садами. [19]

Архитектура Кубы на протяжении 20-го века находилась под влиянием приезжающих архитекторов со всего мира и поэтому характеризуется международными художественными тенденциями, такими как стили модерн и ар-деко . Политические и социальные изменения также привели к увеличению количества общественных работ , и поэтому гражданская архитектура этого периода примечательна. На Кубе также произошел строительный бум после революции из-за притока богатства, а архитектурный выбор отражал ценности кубинского общества того времени. [20]

Ар-нуво и ар-деко

[ редактировать ]
Геометрический фокус архитектуры ар-деко можно увидеть через здание Бакарди в Гаване, 2006 год.

Пытаясь идти в ногу с быстро развивающимися культурными стилями за рубежом, Куба быстро последовала тенденциям архитектуры в стиле модерн и ар-деко в начале 20-го века.

Ар-нуво, что переводится с французского как «новое» искусство, был декоративным стилем архитектуры, который стал чрезвычайно популярным в Европе на рубеже веков . [21] Впервые этот стиль был представлен на Кубе во время Парижской выставки 1905 года. [22]

в стиле ар-деко Вскоре последовало вдохновение , ставшее стилистическим выбором как для общественных, так и для жилых проектов частных архитекторов на Кубе, особенно в 1930-х годах. Ключевым примером этого является здание Bacardi , расположенное в Гаване, которое считается культовым зданием, черпающим вдохновение из периода ар-деко. В результате конкурса архитектурного дизайна здание отличается фасадом из мрамора и красного гранита . [23] Здание Бакарди также было первым небоскребом, построенным в Гаване. [24]

Гражданская архитектура

[ редактировать ]
Здание Lonja del Comercio в Гаване , намеренно спроектированное для гражданского использования в качестве банка и фондовой биржи .

После обретения независимости в 1902 году на Кубе произошел огромный строительный бум, при этом особое внимание уделялось строительным работам. [5] Во многом это было обусловлено ростом населения: число жителей столицы Гаваны удвоилось с 1900 по 1930 год, в основном из-за новых законов, которые способствовали более высокому уровню иммиграции. [25]

Здание Lonja del Comercio было построено в 1908 году архитекторами Томасом Оуром и Хосе Мата для использования в качестве коммерческого банка и фондовой биржи . Дизайн фасада в стиле эпохи Возрождения стал отражением новых архитектурных предпочтений начала 20-го века. [26]

Точно так же середина 20 века характеризовалась туристическим бумом, который способствовал развитию гостиничной архитектуры. Ключевые примеры включают отель Havana Riveria, построенный в 1957 году, и отель Habana Hilton . [27] Отель Habana Hilton, ныне известный как Hotel Tryp Habana Libre , был спроектирован североамериканским архитектором Уэлтоном Бекетом . [28]

Постреволюция (1959–1999)

[ редактировать ]

Из-за строгого государственного регулирования после Кубинской революции необходимость тщательного планирования и одобрения правительства значительно замедлила архитектурное развитие. Кроме того, эмбарго Соединенных Штатов против Кубы , которое началось в октябре 1960 года, означало, что архитектурные проекты часто сталкивались с трудностями с точки зрения получения ресурсов и материалов для строительства, особенно в первое десятилетие после действия эмбарго. [20]

Национальные школы искусств

[ редактировать ]
Школа балета Витторио Гаратти (1961–65), состоящая из купольных театров, созданных с использованием каталонской техники свода .

Одним из крупнейших архитектурных проектов этого раннего послереволюционного периода были здания Национальной школы искусств в Гаване. Спроектированный кубинским архитектором Рикардо Порро и итальянскими архитекторами Роберто Готтарди и Витторио Гаратти , нехватка традиционных материалов из-за торгового эмбарго США привела к решению использовать в первую очередь местный кирпич и терракотовую плитку. [29] Амбициозный дизайн художественных школ действительно является отражением утопического социалистического и идеалистического оптимизма , присутствовавшего на Кубе после революции. [30]

Строительство проекта, состоящего из пяти уникальных зданий для каждой школы искусств, началось 13 марта 1961 года. [31] стремясь органично переплести природные кубинские пейзажи с уникальными архитектурными приемами со всего мира. Одним из ключевых моментов было использование каталонской структуры свода , техники строительства многослойной кирпичной кладки , вдохновленной работами Антонина Гауди в Испании. [32] [33]

Однако строительство Национальных художественных школ так и не было завершено. Работы были остановлены в 1965 году по разным причинам, главным образом из-за новых национальных предпочтений в пользу архитектуры советского стиля и разрушительных экономических последствий кубинского ракетного кризиса . [33] Несмотря на то, что художественные школы были незавершенными, с тех пор они получили значительное признание за свои новаторство и красоту как архитектурной формы. В 2011 году Национальный совет по культурному наследию объявил школы национальными памятниками. [34]

Современная архитектура

[ редактировать ]

В то время как богатая история кубинской архитектуры прославляется, современная архитектура получает меньше освещения на Кубе . Некоторые ученые отмечают, что современная архитектура не играет важной роли в кубинской культуре и что в наше время архитектура не обязательно рассматривается как желательная профессия. [35] [36] Журнал Arquitectura de Cuba был перезапущен в 1960-х годах, однако издание не имеет финансирования. Других современных средств массовой информации, включая печатные и телевизионные, посвященных архитектуре Кубы на национальном уровне, не осталось. [35] Кубинские архитекторы и историки предполагают, что решение правительства остановить строительство национальных художественных школ стало концом архитектурного «золотого века» Кубы. [37]

Однако, хотя современная архитектура на Кубе и не играет большой роли в общественном дискурсе, она все еще существует. Одним из недавних проектов является арт-пространство Factoria Habana, спроектированное Абиэлем Сан-Мигелем в 2009 году. Здание было преобразовано из старого промышленного здания и имеет элементы, характерные для современной архитектуры, такие как высокие потолки, бетонные полы и открытая планировка . [36]

Здания отелей также все чаще переосмысливаются, особенно потому, что кубинское правительство открыто для участия частного сектора. [38] оригинального коммерческого Ключевым примером этого является отель Gran Hotel Manzana в Гаване, где в 2012 году французская компания Bouygues Bâtiment International начала реконструкцию здания , известного как Manzana de Gómez . [39] Сохранив оригинальные черты ар-деко , отель был перепроектирован с использованием современных элементов и удобств, включая террасу на крыше и бассейн. [39] Благодаря таким зданиям становится очевидным, что современные архитектурные сооружения начинают интегрироваться и сосуществовать с историческими кубинскими сооружениями и зданиями.

Было несколько заметных дебатов о будущем направлении архитектуры на Кубе. Многие современные архитекторы утверждают, что гражданская инфраструктура Кубы, особенно в Гаване, устарела и, следовательно, больше не обеспечивает своих граждан. [40] Хотя было проведено много работ по архитектурной реставрации и город, тем не менее, пользуется популярностью у туристов, в Старой Гаване все еще есть много зданий, которые находятся в ветхом состоянии, в плохом состоянии или заброшены. [41] Многими из этих текущих проектов реставрации руководит Управление историка Гаваны. [36]

Однако такие проекты реставрации обычно выгодны только зданиям, которые способствуют развитию туризма. В более широком масштабе, если не считать восстановления, финансируемого государством, экономика Кубы остается слабой. Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в 2016 году составил всего 12 300 долларов США; особенно низкий из-за нефтяного кризиса в Венесуэле , стране, которая является важным торговым партнером Кубы. [42] [39] Таким образом, без иностранных инвестиций, совместных предприятий или реструктуризации кубинской экономики возможности реализации роскошных архитектурных проектов в будущем ограничены. [38]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Стейтен, Клиффорд Л. (2015). История Кубы (Второе изд.). Санта-Барбара, Калифорния. п. 18. ISBN  9781786844910 . ОСЛК   1005001178 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ Стейтен, Клиффорд Л. (2015). История Кубы (Второе изд.). Санта-Барбара, Калифорния. п. 16. ISBN  9781786844910 . ОСЛК   1005001178 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. ^ Корона, Даниэла. «Коллаж красочных и эклектичных памятников – лучшее из архитектуры Кубы и места, где это можно увидеть» . cubaholidays.co.uk . Архивировано из оригинала 12 мая 2019 года . Проверено 12 мая 2019 г.
  4. ^ КЛАРК, Уильям Джаред. (1899). Коммерческая Куба. Книга для деловых людей... Иллюстрированная . Чепмен и Холл. OCLC   557985820 .
  5. ^ Jump up to: а б Стейтен, Клиффорд Л. (2015). История Кубы (Второе изд.). Санта-Барбара, Калифорния. стр. XIII. ISBN  9781786844910 . ОСЛК   1005001178 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  6. ^ Обрегон, Джессика (1 декабря 2014 г.). «Куба: архитектура и социальный порядок» . Подготовка дипломной работы по архитектуре .
  7. ^ Jump up to: а б «Презентация кубинской архитектуры от Authentic Cuba Travel» . authentubatours.com . Проверено 6 июня 2019 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж «Архитектура Гаваны в Гаване, Куба» . Одинокая планета . Проверено 19 мая 2019 г.
  9. ^ «Откройте для себя яркое архитектурное наследие Старой Гаваны» . Путешествовать . 12 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 12 сентября 2018 г. Проверено 6 июня 2019 г.
  10. ^ ЮНЕСКО. «Старая Гавана и ее система укреплений» . Конвенция о всемирном наследии . Проверено 6 июня 2019 г.
  11. ^ Бевилаква, Марко Джорджио (2014). «Военная архитектура и математика» . Сетевой журнал Nexus . 16 (3): 517–521. дои : 10.1007/s00004-014-0220-x . ISSN   1590-5896 .
  12. ^ Ниглио, Олимпия (1 декабря 2014 г.). «Геометрия и гений места: укрепления Баттисты Антонелли в Гаване» . Сетевой журнал Nexus . 16 (3): 723–735. дои : 10.1007/s00004-014-0202-z . HDL : 2433/200221 . ISSN   1522-4600 .
  13. ^ Луенго, Педро (2017). «Военная инженерия в Гаване и Маниле восемнадцатого века: опыт Семилетней войны». Война в истории . 24 (1): 4–27. дои : 10.1177/0968344515620829 . ISSN   0968-3445 . S2CID   164280974 .
  14. ^ «Крепость Сан-Карлос-де-ла-Кабанья | Достопримечательности Гаваны, Кубы» . www.lonelyplanet.com . Проверено 12 мая 2019 г.
  15. ^ Занлунго, Клаудия (2012). История архитектуры барокко . Престель. ISBN  9783791345956 . OCLC   794176255 .
  16. ^ Jump up to: а б с Сейнсбери, Брендан. «Электичная архитектура Кубы» . Би-би-си . Проверено 19 мая 2019 г.
  17. ^ Кауп, Моника (2009). « Вперёд, папайя!»: кубинское барокко и визуальная культура в Алехо Карпентье, Рикардо Порро и Рамоне Алехандро. ПМЛА . 124 (1): 156–171. дои : 10.1632/pmla.2009.124.1.156 . ISSN   0030-8129 . JSTOR   25614255 . S2CID   162576195 .
  18. ^ «Старая Гавана и ее укрепления» . Организация городов всемирного наследия . Проверено 6 июня 2019 г.
  19. ^ Нуньес, Клара (25 августа 2018 г.). «ГАВАНА СОЛАР / НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ СОЛНЕЧНЫЙ ХАБАНЕРО» . Империя Амано . Проверено 7 июня 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  20. ^ Jump up to: а б Линч, Джеймс (1979). «Кубинская архитектура времен революции». Художественный журнал . 39 (2): 101. дои : 10.2307/776395 . ISSN   0004-3249 . JSTOR   776395 .
  21. ^ Блэк, Иэн (1 ноября 2000 г.). «Ар нуво 1890–1914». Лондонский журнал . 25 (2): 110–118. дои : 10.1179/ldn.2000.25.2.110 . ISSN   0305-8034 . S2CID   161429517 .
  22. ^ Родригес, Эдуардо Луис; Бестериен, Джон; Менокал, Нарцисо Г. (1996). «Архитектурный авангард: от ар-деко к современному регионализму». Журнал декоративно-пропагандистского искусства . 22 :256. дои : 10.2307/1504156 . ISSN   0888-7314 . JSTOR   1504156 .
  23. ^ «Здание Бакарди» . Путеводитель по Гаване . 17 декабря 2013 года. Архивировано из оригинала 23 августа 2016 года . Проверено 19 мая 2019 г.
  24. ^ «Бакарди Билдинг» . Атлас Обскура . Проверено 19 мая 2019 г.
  25. ^ Лежен, Жан-Франсуа; Бестериен, Джон; Менокал, Нарцисо Г. (1996). «Город как пейзаж: Жан-Клод Николя Форестье и великие городские сооружения Гаваны, 1925–1930». Журнал декоративно-пропагандистского искусства . 22 :158. дои : 10.2307/1504152 . ISSN   0888-7314 . JSTOR   1504152 .
  26. ^ Лежен, Жан-Франсуа; Бестериен, Джон; Менокал, Нарцисо Г. (1996). «Город как пейзаж: Жан-Клод Николя Форестье и великие городские сооружения Гаваны, 1925–1930». Журнал декоративно-пропагандистского искусства . 22 :159. дои : 10.2307/1504152 . ISSN   0888-7314 . JSTOR   1504152 .
  27. ^ Торрес, Марио (2014). «За Суперплощадью». За пределами суперплощади: искусство и архитектура в Латинской Америке после модернизма . Фордэмский университет. п. 84. дои : 10.2307/j.ctt1c5chz5 . ISBN  9780823260799 . JSTOR   j.ctt1c5chz5 .
  28. ^ «Отель Гавана Либре – Архитектура» . hotelhabanalibre.com . Проверено 7 июня 2019 г.
  29. ^ «AD Classics: Национальные художественные школы Кубы / Рикардо Порро, Витторио Гаратти, Роберто Готтарди» . АрчДэйли . 12 сентября 2013 года . Проверено 14 мая 2019 г.
  30. ^ «Революция форм: забытые художественные школы Кубы» . Revolutionofforms.com . Архивировано из оригинала 19 августа 2018 года . Проверено 14 мая 2019 г.
  31. ^ Линч, Джеймс (1979). «Кубинская архитектура времен революции». Художественный журнал . 39 (2): 103. дои : 10.2307/776395 . ISSN   0004-3249 . JSTOR   776395 .
  32. ^ Раджабзаде, Шагайег; Сассоне, Марио (апрель 2017 г.). «Кирпичный узор на поверхностях произвольной формы» . Сетевой журнал Nexus . 19 (1): 5–25. дои : 10.1007/s00004-016-0305-9 . ISSN   1590-5896 .
  33. ^ Jump up to: а б Лумис, Джон (2002). «Мечта Кастро» . Всемирный фонд памятников . Проверено 14 мая 2019 г.
  34. ^ «Национальные художественные школы» . Всемирный фонд памятников . Проверено 14 мая 2019 г.
  35. ^ Jump up to: а б Панеке, Майя Кирога. «О новой непризнанной архитектуре Кубы» . Архивировано из оригинала 10 мая 2021 года . Проверено 6 июня 2019 г.
  36. ^ Jump up to: а б с «Молодые архитекторы изо всех сил пытаются обновить лицо Кубы» . Наблюдатель за дизайном . Проверено 20 мая 2019 г.
  37. ^ Коннорс, Майкл (2014). Гавана современная – архитектура и интерьеры двадцатого века . Риццоли. ISBN  9780847843466 . OCLC   1023162753 .
  38. ^ Jump up to: а б Фриман, Бельмонт (1 декабря 2014 г.). «История настоящего: Гавана» . Журнал «Места» (2014). дои : 10.22269/141201 .
  39. ^ Jump up to: а б с МакКоннон, Айли (9 мая 2017 г.). «Новые роскошные отели Кубы призваны привлечь потоки туристов из США» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 7 июня 2019 г.
  40. ^ Булливант, Люси (ноябрь 2010 г.). «Революция в кубинской архитектуре? Кастро открывает частный сектор» . Архитектурный обзор . 228 : 29–30.
  41. ^ Перротте, Нестор Марти Тони. «Человек, который спас Гавану» . Смитсоновский институт . Проверено 20 мая 2019 г.
  42. ^ «Центральная Америка :: Куба - Всемирная книга фактов - Центральное разведывательное управление» . cia.gov . Проверено 7 июня 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3890123fd1d0e77aaf65f38818315699__1720563480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/99/3890123fd1d0e77aaf65f38818315699.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Cuba - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)