История евреев в Зимбабве
Общая численность населения | |
---|---|
200 | |
Языки | |
английский , иврит , идиш | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Южноафриканские евреи |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История Зимбабве | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Древняя история
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Белое поселение до 1923 г.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История евреев Зимбабве в насчитывает более ста лет. Современная Зимбабве раньше была известна как Южная Родезия , а затем как Родезия .
История
[ редактировать ]В XIX веке евреи-ашкенази из Российской империи, Украинской Польской России и Белорусской Литвы поселились в Родезии после того, как эта территория была колонизирована британцами, и стали активно заниматься торговой деятельностью. была основана первая синагога В 1894 году в палатке в Булавайо . Вторая община возникла в Солсбери (позже переименованном в Хараре ) в 1895 году. Третья община была основана в Гвело в 1901 году. К 1900 году в Родезии проживало около 300 евреев.
В 1930-е годы ряд евреев-сефардов прибыли в Родезию с греческого острова Родос и в основном поселились в Солсбери. За этим последовала еще одна волна в 1960-х годах, когда евреи бежали из Бельгийского Конго . Синагога сефардской еврейской общины была основана в Солсбери в 1950-х годах. [1]
В конце 1930-х годов немецкие евреи, в колонии поселились спасавшиеся от нацистских преследований. В 1943 году были созданы Родезийский сионистский совет и Родезийский еврейский совет депутатов, которые в 1946 году были переименованы в Центральноафриканский сионистский совет и Центральноафриканский совет еврейских депутатов. [2] После Второй мировой войны еврейские иммигранты прибыли из Южной Африки и Великобритании . К 1961 году еврейское население достигло максимума в 7060 человек. [ нужна ссылка ]
В первой половине 20-го века наблюдался высокий уровень ассимиляции родезийских евреев в родезийское общество, и уровень смешанных браков был высоким. Рой Веленски , второй и последний премьер-министр Федерации Родезии и Ньясаленда , был сыном литовского еврея и матери -африканера . [3] К 1957 году каждый седьмой еврей, вступивший в брак в Родезии, женился на нееврее. [4]
В дополнение к Родезийскому сионистскому совету и Родезийскому еврейскому совету депутатов еврейская община создала учреждения для обслуживания и укрепления общины, включая две еврейские дневные школы (одну в Хараре, называемую школой Шарона, и одну в Булавайо, называемую школой Кармель), общественные центры, еврейские дневные школы. Кладбища, сионистские молодежные движения, спортивные клубы, принадлежащие евреям, дом престарелых Савьон в Булавайо и несколько женских организаций. Ряд евреев из сионистских молодежных движений эмигрировали в Израиль . [5]
В 1965 году правительство белого меньшинства Южной Родезии под руководством премьер-министра Яна Смита в одностороннем порядке провозгласило независимость Родезии в ответ на требования Великобритании передать колонию под власть черного большинства. Тогда Родезия подверглась международным санкциям, и черные националистические организации начали восстание, известное как Родезийская война Буша , которое продолжалось до 1979 года, когда правительство Родезии согласилось договориться с черными националистами. К моменту окончания Родезийской войны Буша в 1979 году большая часть еврейского населения страны эмигрировала. [ нужна ссылка ] наряду со многими другими белыми.
Некоторые евреи предпочли остаться, когда в 1980 году страна перешла под власть черного большинства и была переименована в Зимбабве. Однако эмиграция продолжалась, и к 1987 году из первоначального населения в 7000 человек осталось только 1200 евреев. Большинство родезийских евреев эмигрировали в Израиль или Южную Африку в поисках лучших экономических условий и перспектив еврейских браков. До конца 1990-х годов раввины проживали в Хараре и Булавайо , но покинули их, поскольку экономика и община начали приходить в упадок. Сегодня здесь нет постоянного раввина. [ нужна ссылка ]
В 1992 году президент Роберт Мугабе расстроил еврейскую общину Зимбабве, заметив, что «[белые] коммерческие фермеры - жестокосердные люди, можно подумать, что они евреи». [6]
В 2002 году, после того как выживанию еврейской общины угрожала нехватка продовольствия и бедность в стране, мэр Ашкелона , города на юге Израиля, предложил зимбабвийским евреям иммигрировать в Израиль и предложил помощь в обустройстве в Ашкелоне. Несколько зимбабвийских евреев приняли его предложение. [ нужна ссылка ]
В 2003 году синагога Булавайо сгорела, и небольшая община не восстановила здание. Молитвы обычно проводятся в Синайском зале или Савион Лодже в Булавайо. В Хараре у сефардской общины есть собственная синагога, а у ашкеназской общины — отдельная синагога. Сегодня из-за небольшого числа прихожан молитвы в двух синагогах чередуются. [5]
Сегодня в Зимбабве проживает около 200 евреев, главным образом в Хараре и Булавайо . евреев не осталось В Квекве , Гверу и Кадоме . Две трети зимбабвийских евреев старше 65 лет. Последняя бар-мицва состоялась в 2006 году. [7]
Год | Еврейское население Зимбабве |
---|---|
1894 | 20 [8] |
1900 | 300 |
1921 | 1,289 [8] |
1936 | 2,219 [9] |
1947 | 2,021 [10] |
1951 | 4,760 [9] |
1961 | 7,061 [8] |
1970-е годы | 7,500 [11] |
1980 | 1,550 [12] |
1987 | 1,200 |
1989 | 1,168 [13] |
2001 | 800 |
2004 | 400 |
2006 | 99 [14] |
2011 | 119 [14] |
2014 | 120 [7] |
2016 | 120 [14] |
2019 | 200 [15] |
Пишите людям
[ редактировать ]Народ лемба говорит на языках банту, на которых говорят их географические соседи, и внешне напоминает их, но у них есть некоторые религиозные обычаи и верования, сходные с таковыми в иудаизме и исламе . [ нужна ссылка ] которые, как они утверждают, были переданы устно.{cn}} У них есть традиция древнего еврейского или южноаравийского происхождения по мужской линии.{cn}} [16] Генетический анализ Y-ДНК , проведенный в 2000-х годах, установил частично ближневосточное происхождение части мужской популяции лемба. [17] [18] Более поздние исследования утверждают, что исследования ДНК не подтверждают утверждения об специфическом еврейском генетическом наследии. [19] [20]
См. также
[ редактировать ]- История евреев в Малави
- История евреев в Мозамбике
- История евреев в Южной Африке
- История евреев в Южной Африке
- История евреев в Замбии
- Отношения Израиля и Зимбабве
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сефардская еврейская конгрегация Зимбабве
- ^ Еврейские общины мира , Энтони Лерман,Спрингер, 1989, стр. 195.
- ↑ Сэр Рой Веленски, 84 года, премьер-министр Африканской федерации, мертв , New York Times , 7 декабря 1991 г.
- ^ Смешанные браки среди евреев в Родезии рассматриваются как «тревожные» , Еврейское телеграфное агентство , 16 октября 1957 г.
- ^ Jump up to: а б Еврейская община Зимбабве
- ↑ Евреи расстроены комментарием Мугабе , The Independent , 20 июля 1992 г.
- ^ Jump up to: а б Берг, Элейн (март 2014 г.). «Наш месяц с лемба, еврейским племенем Зимбабве» . Еврейская ежедневная газета Форвард . Ассоциация Форвард . Проверено 19 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Виртуальный тур по еврейской истории Зимбабве» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 24 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Зимбабве» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ Истман Ирвин, Э., изд. (1947). Всемирный альманах и книга фактов за 1947 год . п. 219.
- ^ «Путешествующий раввин сражается с пчелами-убийцами в Зимбабве» . www.thejc.com . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ ДЕЛЛА ПЕРГОЛА, СЕРДЖИО (1982). Еврейское население мира . п. 278.
- ^ Лерман, Энтони (18 июня 1989 г.). Еврейские общины мира . Спрингер. п. 197. ИСБН 978-1-349-10532-8 .
- ^ Jump up to: а б с «Еврейское население Виктории» (PDF) .
- ^ «Еврейское население мира, 2019 год» (PDF) .
- ^ ван Вармело, Нью-Джерси (1966). «О языке и происхождении лембы». Вклад Гамбурга в африканистику . 5 . Немецкий институт африканских исследований: 273, 278, 281–282.
- ^ Спердл, AB; Дженкинс, Т. (ноябрь 1996 г.), «Происхождение лемба, «черных евреев» южной Африки: данные p12F2 и других маркеров Y-хромосомы», Am. Дж. Хум. Жене. , 59 (5): 1126–33, PMC 1914832 , PMID 8900243
- ^ Клейман, Яаков (2004). ДНК и традиции – Hc: Генетическая связь с древними евреями . Издательство Девора. п. 81. ИСБН 1-930143-89-3 .
- ^ Тофанелли Серджио, Тальоли Лука, Бертончини Стефания, Франкалаччи Паоло, Клёсов Анатоль , Пагани Лука, «Мотивы гаплотипов митохондрий и Y-хромосомы как диагностические маркеры еврейского происхождения: пересмотр», Frontiers in Genetics Volume 5, 2014, [1] DOI = 10.3389/fgene.2014.00384
- ^ Химла Судьял; Дженнифер Дж. Р. Кромберг (29 октября 2015 г.). «Генетика и геномика человека, а также социокультурные верования и практики в Южной Африке» . В Кумаре — Дхавендра; Чедвик, Рут (ред.). Геномика и общество: этические, юридические, культурные и социально-экономические последствия . Академическая Пресса/Эльзевир. п. 316. ИСБН 978-0-12-420195-8 .