Колониальная история Южной Родезии
История Зимбабве | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Древняя история
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Белое поселение до 1923 г.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колониальной историей Южной Родезии считается период времени от создания британским правительством правительства Южной Родезии 1 октября 1923 года до премьер-министром Яном Смитом в одностороннего провозглашения независимости 1965 году. Родезия первоначально называлась «Южная Замбезия», но название «Родезия» вошло в употребление в 1895 году. Обозначение «Южная» было принято в 1901 году и исключено из обычного употребления в 1964 году после распада Федерации Родезии и Родезии. Ньясаленд и Родезия стали названием страны до создания Зимбабве Родезия в 1979 году. Юридически, с британской точки зрения, название Южная Родезия продолжало использоваться до 18 апреля 1980 года, когда название Республика Зимбабве было официально провозглашено .
Источник
[ редактировать ]
«Родезия» была названа в честь Сесила Родса , строителя Британской империи, который был одной из самых важных фигур в британской экспансии на юг Африки и который получил права на добычу полезных ископаемых в 1888 году от самых влиятельных местных традиционных лидеров посредством таких договоров, как Концессия Радда. и Договор Моффата, королем Лобенгулой Ндебеле подписанный . Британское правительство согласилось, что компания Родса, Британская южноафриканская компания (BSAC), получит эксклюзивные права на добычу полезных ископаемых на территории от Лимпопо до озера Танганьика . Королева Виктория подписала хартию в 1889 году. Родс использовал этот документ в 1890 году, чтобы оправдать отправку Колонны пионеров , группы белых поселенцев, охраняемых хорошо вооруженной британской полицией Южной Африки (BSAP) и управляемых охотником на крупную дичь Фредериком Селусом , через Матабелеленд. и на территорию Шона, чтобы основать форт Солсбери (ныне Хараре ). В 1893–1894 годах с помощью своих новых ружей Максима BSAP нанесла поражение ндебеле в Первой войне Матабеле , войне, которая также привела к смерти короля Лобенгулы и гибели большинства членов Шанганский патруль . Вскоре после катастрофического рейда Джеймсона BSAP на Республику Трансвааль , ндебеле возглавил свой духовный лидер Млимо против белых колонистов и, таким образом, начал Вторую войну Матабеле (1896–97). После нескольких месяцев кровопролития Млимо был найден и застрелен американским разведчиком Фредериком Расселом Бернхэмом , и вскоре после этого Роудс без оружия вошел в крепость Ндебеле в Матобо-Хиллз и убедил импи сложить оружие, тем самым фактически положив конец восстанию. [1]
В 1899 году был создан Законодательный совет с меньшинством избираемых мест, через который BSAC должен был принимать правительственные меры. Электорат состоял почти исключительно из белых поселенцев, и доля выборных мест со временем неуклонно росла. Примерно до 1918 года мнение избирателей поддерживало продолжение правления BSAC, но мнение изменилось из-за развития страны и увеличения количества поселений. Кроме того, большой импульс кампании за самоуправление дало решение британских судов о том, что земля, не находящаяся в частной собственности, принадлежит британской короне, а не BSAC.
Самоуправление
[ редактировать ]
Родезия сохранила систему Капской колонии, которая давала право голоса чернокожим и белым, владевшим собственностью минимальной стоимостью 150 фунтов стерлингов или имевшими годовой доход не менее 100 фунтов стерлингов. Оба теста нуждаемости сопровождались простым языковым тестом на английском языке. Эти избирательные требования, которые гарантировали де-юре равенство между расами, сохранялись до 1951 года, когда были повышены финансовые требования. [2] Всеобщие выборы в Южной Родезии 29 апреля 1924 года были первыми выборами в Законодательное собрание Южной Родезии после предоставления колонии ответственного правительства. Это была полная победа Партии Родезии, сформированной сторонниками ответственного правительства.
С сентября 1953 по 1963 год Южная Родезия входила в состав многорасовой Центральноафриканской федерации, также известной как Федерация Родезии и Ньясаленда . Федерация была создана с целью объединения ресурсов и рынков. Экономика в то время процветала благодаря буму после Второй мировой войны . Африканское население выступило против этого, потому что опасалось, что оно не сможет добиться самоуправления с федеральной структурой, в которой доминируют белые жители Южной Родезии.
Федерация распалась в 1963 году после большого кризиса и беспорядков, а Северная Родезия и Ньясаленд стали независимыми государствами Замбии и Малави в 1964 году. Южная Родезия вернулась к своему статусу королевской колонии Великобритании, но теперь была известна как Родезия . С 1957 по 1960 год Африканский национальный конгресс Южной Родезии , организация, возглавляемая чернокожими, стремилась получить политический контроль над черным африканским большинством.
Правительство Южной Родезии под руководством Гарфилда Тодда пыталось провести либеральные реформы с 1953 по 1958 год, чтобы повысить благосостояние чернокожего населения за счет расширения доступа к образованию для черного большинства, а также путем предоставления лучшего жилья и здравоохранения. Тодд, однако, был отстранен от власти, когда попытался увеличить число чернокожих, имеющих право голоса, с 2% до 16%. Были разработаны планы отказаться от некоторых правил апартеида, обеспечивая большее расовое равенство.
Недовольство чернокожих в сельской местности росло в основном из-за разрушительного воздействия Закона о землепользовании 1951 года . Он был разработан для обеспечения соблюдения частной собственности на землю и улучшения сельской экономики в африканских заповедниках, которые испытывали давление растущего населения на фиксированных территориях. Однако его положения нарушали традиционную практику. Вместо того, чтобы расширять размеры заповедников, закон ограничивал выпас скота в определенных районах и предусматривал сокращение поголовья африканских стад; оно позволяло чиновникам диктовать методы возделывания и выращивания сельскохозяйственных культур, а также закреплять жилые помещения на сельскохозяйственных землях; он запретил возделывание земли или выпас скота без разрешения и ввел обязательный труд для безработных сельских африканцев. Реализация закона означала истощение ценных стад, сокращение обрабатываемых земель и принудительное изгнание семей и целых деревень. Недовольство социально-экономическими условиями росло и среди городских африканцев. Рецессия 1957–1958 годов сильно ударила по чернокожим; рост безработицы и неадекватное жилье в поселках усилили их чувство лишений и предоставили организаторам АНК готовые проблемы.
Беспорядки на территории Северной Родезии в 1959 году и насилие против белых в Бельгийском и Французском Конго в начале 1959 года создали атмосферу страха среди белого населения. Как следствие, в Родезии произошли репрессии, которые в значительной степени представляли собой упреждающий удар по дальнейшим националистическим организациям чернокожих и потенциальным беспорядкам в Африке.
Чрезвычайная ситуация оказалась контрпродуктивной во многих отношениях. Это разрушило перспективы подлинного расового партнерства, сделало задержанных героями и оттолкнуло умеренных африканцев от правительства. Действительно, в этот момент черная оппозиция начала приобретать агрессивный характер. Репрессии против черного большинства со стороны белого меньшинства способствовали возникновению терроризма, который будет преследовать страну на протяжении десятилетий. Чтобы ослабить кризисную атмосферу чрезвычайного положения и при этом сохранить свои широкие полномочия в качестве страховки от будущего, режим стремился нормализовать исключительные меры, включив их в статутное право. Таким образом, официальное чрезвычайное положение подошло к концу.
Репрессивные действия
[ редактировать ]Закон о незаконных организациях 1959 года (UOA) объявил некоторые организации вне закона. Он запрещал Африканский национальный конгресс Северной Родезии и предусматривал запрет дополнительных организаций, если их деятельность считалась «вероятной» нарушающей общественный порядок, «наносящей ущерб» спокойствию нации, ставящей под угрозу «конституционное правительство» или «способствующей чувству зла». воля или враждебность» между расами. Кроме того, UOA объявило вне закона любую организацию, которая «контролировалась, была связана с ней или участвовала в ее деятельности, продвигала объекты или пропагандировала мнения любой организации за пределами колонии». Запрет исполнительной власти организации «не подлежит сомнению ни в одном суде», и бремя доказывания того, что человек не является членом запрещенной организации, легло на обвиняемых. Посещение собраний или владение книгами, сочинениями, отчетами, документами, транспарантами или знаками отличия, «относящимися к незаконной организации», являлись доказательством prima facie членства, «пока не доказано обратное». Преследование за подобные правонарушения может проводиться в закрытом порядке. Наконец, закон предусматривал полное возмещение ущерба полицейским и государственным служащим за действия, связанные с исполнением этой меры. В период с 1960 по 1965 год 1610 африканцев были привлечены к ответственности и 1002 осуждены по этому закону. [3]
Закон о превентивном задержании (ЗПЗ) был принят для продолжения содержания под стражей членов АНК, которые были арестованы и содержались под стражей без предъявления обвинений во время чрезвычайного положения. Закон разрешал задержание лиц, «заинтересованных», «связанных» или «поддерживающих» «любую деятельность любой организации, которая привела к нынешнему чрезвычайному положению», а также лиц, считающихся «потенциально опасными для общественной безопасности или общественного порядка». Решение о том, являются ли отдельные лица «потенциально опасными», было оставлено за губернатором, что на практике означало министра юстиции и внутренних дел.
Закон учредил Суд по пересмотру, состоящий из судьи, магистрата и местного комиссара, который ежегодно рассматривает дело каждого задержанного и рекомендует освободить или продолжить содержание под стражей. Судебное разбирательство проходило в закрытом режиме; обсуждение во многом зависело от показаний специального отдела полиции; и министр не был обязан следовать рекомендациям трибунала. Трибунал редко давал рекомендации об освобождении задержанных, а его необъективность нашла отражение в его общем отчете о чрезвычайных ситуациях и задержаниях в 1959 году, который полностью обелял действия режима. Эти положения были широко восприняты как декорация, призванная обеспечить легитимность приостановления действия хабеас корпус без какого-либо реального судебного контроля. [4]
В 1959 году была принята поправка к Закону о делах коренных народов, запрещающая любому «туземцу» делать заявления или действовать таким образом, который «может подорвать авторитет» или нанести «дурную репутацию» правительственным чиновникам, вождям или старостам. Закон отменил собрания двенадцати или более «туземцев» без разрешения местного комиссара. Таким образом, сельские районы стали гораздо менее доступными для черных националистических организаторов. Этот акт серьезно ограничил свободу слова большинства и заставил многих почувствовать, что у них нет или очень мало законных механизмов для рассмотрения их жалоб. [5]
Усиление оппозиции
[ редактировать ]В январе 1960 года на руинах АНК возникла Национально-демократическая партия (НДП). Его цели включали всеобщее избирательное право для взрослых, более высокую заработную плату, улучшение жилищного строительства и образования в Африке, а также отмену Закона о распределении земли и Закона о землепользовании. Как и АНК, НДП имела элементарную организацию, ограниченные ресурсы и не имела доступа к прессе; многие из его потенциальных лидеров остались за решеткой. Учитывая далеко идущие ограничения безопасности, принятые в 1959 году, деятельность партии была ограничена жесткими параметрами. Организоваться в сельской местности было практически невозможно. Однако в городских районах она собирала на свои митинги до десяти тысяч человек, и к середине 1961 года у нее было более двухсот пятидесяти тысяч членов, плативших членские взносы. [5]
Чрезвычайное положение, призванное парализовать черную оппозицию и предотвратить политическое насилие, оказалось самоисполняющимся пророчеством. Государственные репрессии усилили отчуждение чернокожих от режима и заставили некоторых предположить, что мирная политическая организация зашла в тупик. Когда черное руководство оказалось под стражей, политический вакуум был заполнен более воинственно настроенными. В июле и октябре 1960 г. в черных поселках вспыхнули крупномасштабные демонстрации и беспорядки. [6]
В результате нетерпения африканцев темпами реформ, а затем в результате противодействия усилению репрессий сформировались новые политические партии чернокожих. Они вели как политическую, так и жестокую агитацию, иногда прибегая к спорадическим актам саботажа. В авангарде этого шага был Союз африканских народов Зимбабве (ЗАПУ), в основном Ндебеле , во главе с Джошуа Нкомо . Вскоре к нему присоединился Африканский национальный союз Зимбабве (ZANU), в основном Шона , отколовшаяся группа под руководством Ндабанинги Ситхоле . После распада федерации в 1963 году ЗАПУ и ЗАНУ были запрещены, а большинство их лидеров заключено в тюрьму.
1958 по 1965 год
[ редактировать ]Начиная с 1958 года, политика белых поселенцев консолидировалась и закостенела вокруг одного вопроса – сопротивления правлению большинства. Конституция 1961 года управляла Южной Родезией, а затем и независимой Родезией вплоть до 1969 года. Она использовала Вестминстерскую парламентскую систему, модифицированную системой отдельных списков избирателей с разными имущественными и образовательными цензами. Система гарантировала, что белые будут иметь большинство мест в Ассамблее. В 1962 году на выборах победила Партия Родезийского фронта (РФ) под руководством Уинстона Филда . Оно решительно отвергло приемлемое решение и усилило расовую поляризацию. Черное большинство надеялось, что британское правительство положит конец правлению белого меньшинства. На этом фоне правительство хотело добиться независимости, чтобы предотвратить правление черного большинства. Коллеги Филда по кабинету считали его слишком слабым, чтобы предъявить Великобритании ультиматум о независимости, и оказывали на него давление, чтобы тот ушел. Он ушел в отставку в апреле 1964 года, и его сменил Ян Смит , ярый сторонник безусловной независимости. В На всеобщих выборах 1965 года Смит получил мандат на энергичное стремление к независимости, а при необходимости — незаконно и в одностороннем порядке. Родезийский фронт набрал 79,3 процента голосов (по сравнению с 56,5 процента в 1962 году), и его победа подтвердила, что старая ОФП — ныне партия Родезии — исчерпала себя. [7]
1965 года Ян Смит и РФ в одностороннем порядке провозгласили независимость , и британская колония Южная Родезия стала непризнанным государством Родезия 11 ноября .
Кратковременное возвращение к колониальному статусу
[ редактировать ]1 июня 1979 года белое меньшинство, правившее Республикой Родезия, на короткое время было заменено Республикой Зимбабве Родезия . В рамках подготовки к правлению большинства Ланкастерское соглашение Палаты представителей предусматривало, что контроль над страной будет возвращен Соединенному Королевству в рамках подготовки к выборам, которые состоятся весной 1980 года. 11 декабря 1979 года была принята Конституция Зимбабве-Родезии (поправка) ( № 4) Закон получил одобрение президента, и лорд Сомс, на следующий день прибыл чтобы взять управление на себя. В это время название страны формально вернулось к Южной Родезии , хотя название Зимбабве Родезия осталось во многих учреждениях страны. С 12 декабря 1979 года по 17 апреля 1980 года Зимбабве-Родезия снова была британской колонией Южная Родезия. 18 апреля Южная Родезия стала независимой Республикой Зимбабве .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фарвелл, Байрон (2001). Энциклопедия сухопутной войны девятнадцатого века: иллюстрированный взгляд на мир . WW Нортон и компания. п. 539. ИСБН 0-393-04770-9 .
- ^ «РОДЕЗИЯ – МЗИЛИКАЗЕ ТО СМИТ» . Бюллетень Института Африки, том. 15, 1977 .
- ^ «Политика в Родезии: сила белых в африканском государстве. Ларри В. Боуман» . Издательство Гарвардского университета . 1973. ISBN 9780674687868 .
- ^ «Трибунал по пересмотру, Закон о превентивном задержании (временные положения) 1959 года, Общий отчет, представленный Законодательному собранию, CSR 27 (Солсбери, Родезия), Т. Бидл, президент». 1959.
- ^ Jump up to: а б «Трансформация государств-поселенцев: межобщинный конфликт и внутренняя безопасность в Северной Ирландии и Зимбабве» . Издательство Калифорнийского университета . 1990.
- ^ «Фрэнсис Нехвати, «Социальная и общественная подоплека «Чии»: африканские беспорядки в Булавайо, Южная Родезия, в 1960 году», «Дела Африки 69» (июль 1970 г.): 252».
- ^ «Огромная победа Смита на выборах в Родезии» . Новости Би-би-си . 7 мая 1965 года.