Африканский национальный конгресс Южной Родезии
Африканский национальный конгресс Южной Родезии | |
---|---|
Аббревиатура | ДЕРЬМО АНК |
Основатель | Джошуа Нкомо Джеймс Чикерема |
Основан | 12 сентября 1957 г. |
Растворенный | 1959 |
Слияние | Городская молодежная лига Булавайо из АНК |
Преемник | Национально-демократическая партия |
Идеология | Антирасизм Ненасильственное сопротивление (первоначально) Антисегрегационизм Антиколониализм Социализм Прогрессизм Черный национализм Панафриканизм |
Политическая позиция | Левый |
( Африканский национальный конгресс Южной Родезии SRANC ) — политическая партия, действовавшая в период с 1957 по 1959 год в Южной Родезии (ныне современное Зимбабве ). Приверженная делу содействия благосостоянию коренного населения Африки, это была первая полноценная чернокожая националистическая организация в стране. Хотя оно просуществовало недолго (в 1959 году оно было объявлено вне закона правительством преимущественно белого меньшинства), оно ознаменовало начало политических действий в направлении правления черного большинства в Южной Родезии и стало первоначальным воплощением Национальной демократической партии (НДП); ( Союз африканского народа Зимбабве ЗАПУ); ( Африканский национальный союз Зимбабве ZANU); и Африканский национальный союз Зимбабве — Патриотический фронт (ZANU–PF), который непрерывно управлял Зимбабве с 1980 года. Многие политические деятели, которые позже стали известными, в том числе Роберт Мугабе и Джошуа Нкомо , были членами SRANC. [ 1 ]
Начало
[ редактировать ]К 1950-м годам коренные народы Южной Родезии становились все более недовольными обращением с ними со стороны правительства белого меньшинства. В сельской местности земли коренных заповедников были затоварены и находились в ухудшающемся состоянии. В ответ на усиление эрозии почвы правительство приняло Закон о землепользовании 1951 года . Законопроект оказался провальным и не принял во внимание экологическое разнообразие перераспределенной земли. Проблемы с Законом о землепользовании можно было бы исправить, чтобы лучше удовлетворить коренное население, но в интересах поселенцев было держать людей в резервациях бедными, тем самым поддерживая неравномерное распределение богатства, которым так наслаждались поселенцы. [ нужна ссылка ] Законопроект встретил резкое сопротивление как со стороны сельских фермеров, так и городских рабочих. [ 2 ] [ 3 ]
Строгая сегрегация в городских районах разделяла черное и белое население в больницах, отелях и школах и не позволяла африканцам употреблять алкогольные напитки. Закон о разделе земли 1930 года ввел жесткую политику в отношении внутренних поездок внутри страны; требование от чернокожих предъявлять документы при поездках между районами. Закон о землевладении того же года перераспределил землю африканцев, вытеснив семьи из своих домов и предоставив белые поселенцам лучшие территории. Несмотря на то, что белые поселенцы были меньшинством, им было выделено 49 100 000 акров (19 900 000 га), в то время как черное большинство получило непропорционально небольшие 21 100 000 акров (8 500 000 га). [ 4 ] [ нужен лучший источник ] Более того, чернокожие были переселены в районы с некачественной почвой, эндемической малярией и заражением мухой цеце . В городах рабочие имели мало контроля над условиями, поскольку профсоюзы имели ограниченную власть из-за жестких правительственных ограничений. Несмотря на то, что к 1950 году было открыто всего двенадцать государственных школ для чернокожих детей, в городах развивалась растущая образованная элита богатых африканцев. [ 5 ] Однако крайний расизм не позволял черным буржуазии идентифицировать себя со своими белыми экономическими коллегами, и вместо этого они сочувствовали бедным сельским фермерам в резервациях. [ 6 ]
Формирование
[ редактировать ]Джошуа Нкомо был выпускником колледжа Адамс в Натале и Школы социальной работы Яна Х. Хофмейра в Йоханнесбурге . После работы в Ассоциации африканских служащих Родезийских железных дорог он был избран президентом (АНК) в Булавайо южнородезийского отделения Африканского национального конгресса в 1952 году. [ 7 ] В то время в состав АНК входили Найт Т.Т. Марипе , Джейсон Зияпапа Мойо , Эдвард Ндлову и Фрэнсис Нехвати . В сентябре 1956 года Объединенная транспортная компания планировала повысить тарифы на проезд до такого уровня, чтобы рабочие тратили от 18% до 30% своего дохода только на перевозки. В ответ на повышение цен Джеймс Чикерема , Джордж Ньяндоро , Дудзие Чисиза и Эдсон Ситхол основали Солсбери в Городскую молодежную лигу (позже Африканскую молодежную лигу) и организовали массовый бойкот, который успешно предотвратил изменение цен. [ 8 ]
12 сентября 1957 года практически бездействующий АНК и Городская молодежная лига объединились и основали Африканский национальный конгресс Южной Родезии. Дата была знаменательной: 67-я годовщина Дня оккупации , праздника, отмечаемого белыми поселенцами . Проявив себя сильным организатором и сильным переговорщиком, Джошуа Нкомо вступил в должность президента. Джеймс Чикерема стал вице-президентом, Джордж Ньяндаро - секретарем, Зияпапа Мойо - вице-секретарем, Джозеф Мсика - казначеем и Пол Мушонга - заместителем казначея. [ 9 ] SRANC взяла на себя многоэтническое исполнительное руководство со всей страны, что создало единую национальную организацию, и включало в себя белых членов, таких как Гай Клаттон-Брок , агроном, выступающий против апартеида . [ 10 ]
Идеология и организация
[ редактировать ]Африканский национальный конгресс Южной Родезии зарекомендовал себя как ненасильственная реформаторская группа, действующая на платформах всеобщего избирательного права , борьбы с дискриминацией, повышения уровня жизни африканских народов, искоренения расизма, расширения и дерасиализации системы образования, бесплатного проезда для всех родезийцев внутри страны, установление демократической системы и прямое участие в правительстве. [ 11 ] [ 12 ]
Приняв конституцию, они зарекомендовали себя как первое массовое движение сопротивления в Южной Родезии. [ 13 ]
SRANC был уникален тем, что он заручился поддержкой в основном сельского населения и рассмотрел жалобы фермеров в заповедниках. Они занимались вербовкой от дома к дому, от деревни к деревне и призывали к массовым организациям и церквям. Они проводили митинги, демонстрации прямой конфронтации и добивались поддержки на международном уровне.
Нкомо успешно приостановил действие Закона о землепользовании и открыто осудил законопроект в публичном заявлении, в котором говорилось:
- «Любое действие, последствия которого подрывают безопасность наших небольших земельных прав, лишают нас нашего небольшого богатства в виде скота, выгоняют нас из домов наших предков в резервации и низводят нас до статуса бродяг и источника дешевой рабочей силы. для фермеров, шахтеров и промышленников – такой Закон настроит африканский народ против общества в ущерб миру и прогрессу этой страны». [ 14 ]
Конгрессу удалось предотвратить вмешательство правительства в традиционные брачные обычаи, он сыграл важную роль в запрете Депо Провера (противозачаточного соединения) и выразил «глубокое подозрение... что за схемой контроля над рождаемостью стоят политические мотивы». » [ 15 ]
Приверженность ненасилию, гражданское неповиновение и панафриканизм создали сходство между SRANC и движением за гражданские права, происходящим в то же время в Соединенных Штатах. Сказал преподобный доктор Мартин Лютер Кинг-младший из Конгресса:
- «Хотя нас разделяют мили, мы ближе друг к другу во взаимной борьбе за свободу и человеческое братство... нет никакой принципиальной разницы между колониализмом и сегрегацией... наша борьба не только схожа; она в действительности едина. " [ 16 ]
До 1958 года SRANC находила союзника в лице премьер-министра Гарфилда Тодда , который регулярно встречался с ними и пытался провести реформы, чтобы «постепенно продвигать права 7 000 000 чернокожих, не нарушая при этом правления 250 000 белых». [ 17 ] При его администрации была повышена минимальная заработная плата для чернокожих рабочих, ресторанам и аналогичным заведениям была предоставлена возможность быть многорасовыми, а ограничения на употребление алкоголя были смягчены. [ 18 ] Летом 1957 года Тодд провел реформу, которая увеличила число голосующих африканцев с 2% до 16%, к большому разочарованию его партии. [ 19 ]
Несмотря на изменение международного мнения о колониализме, появление независимых африканских государств и растущую динамику движений за гражданские права по всему миру в 1950-х и 1960-х годах, поселенческое правительство Южной Родезии продолжало упорно сопротивляться имперским реформам. Белым поселенцам в Южной Родезии угрожала идея продвижения черного большинства; поскольку страна в значительной степени зависела от экспорта хлопка и табака, их средства к существованию требовали доступа к дешевой рабочей силе. Английские поселенцы в Родезии обнаружили значительно улучшенный уровень жизни и большое богатство, и они считали, что улучшение условий для коренного большинства представляет собой угрозу их вновь обретенной роскоши. [ 20 ]
Падение Тодда и запрет SRANC
[ редактировать ]В 1958 году, после месячного отпуска в Южной Африке, Тодд вернулся в Южную Родезию и обнаружил, что его кабинет подал в отставку в знак протеста против его либеральной расовой политики, и только 14 из 24 законодателей его партии поддержали его сохранение на своем посту. Тодд отказался уйти в отставку, но 8 февраля он был отклонен на съезде Объединенной федеральной партии и заменен Эдгаром Уайтхедом . [ 21 ] [ 22 ]
29 февраля 1959 г. [ нужна проверка ] Администрация Уайтхеда объявила чрезвычайное положение и приняла Закон о незаконных организациях, который запретил несколько организаций, включая SRANC, и разрешил правительству конфисковывать собственность. Законопроект был защищен утверждением, что SRANC подстрекал к насилию, неповиновению правительства и «подорвал [] престиж местных комиссаров и лояльность африканской полиции», говорится в отчете разведки. [ 23 ] В период с 1960 по 1965 год 1610 африканцев были привлечены к ответственности и 1002 осуждены по этому закону. [ 24 ]
Закон о превентивном задержании позволил правительству задерживать несколько сотен членов SRANC без суда; некоторые участники содержались под стражей на четыре года в «шокирующе оскорбительных» условиях, а белый участник Гай Клаттон-Брок был освобожден менее чем через месяц. [ 10 ] [ 25 ] Нкомо, который присутствовал на конференции в Каире по пути в Лондон, не был задержан; он оставался в Лондоне, организуя туры или выступая с лекциями для мобилизации поддержки, до возвращения домой 1 октября 1960 года. [ 26 ]
Закон о внесении поправок в дела коренных народов пошел еще дальше в предотвращении националистической деятельности, запретив собрания 12 или более коренных жителей, которые «подорвали бы авторитет» правительства. Это препятствовало организации сельских организаций, строго ограничивало свободу слова и положило конец ненасильственному сопротивлению в Южной Родезии. Чтобы успокоить черную элиту, Уайтхед согласился на несколько либеральных реформ в интересах богатых, образованных городских африканцев. [ 22 ]
Более поздняя история и независимость Зимбабве
[ редактировать ]Несмотря на попытки администраций Уайтхеда и Смита предотвратить национализм и противостоять антидискриминационной реформе, Африканский национальный конгресс Южной Родезии несколько раз возрождался с тем же руководством и идеологией под разными названиями. Постоянные репрессии со стороны правительства белого меньшинства способствовали растущей милитаризации этих отколовшихся организаций, кульминацией которой стала 15-летняя война, приведшая к международно признанной независимости Зимбабве в 1980 году.
НДП, ЗАПУ и «мать всех расколов» сформировали ЗАНУ в 1963 году.
[ редактировать ]1 января 1960 года Национально-демократическая партия заменила Африканский национальный конгресс Южной Родезии, Чикерема и Ньяндоро стали ее членами, еще находясь под стражей, а 28 ноября 1960 года Нкомо стал президентом. [ 26 ] НДП была идеологически идентичной организацией SRANC, хотя после принятия Закона о внесении поправок в Закон о делах коренных народов организация в сельской местности была практически невозможна . [ 27 ] Через несколько лет НДП была запрещена, но вскоре после этого ее заменила ЗАПУ, которую возглавил Нкомо, а затем ЗАНУ, группа, отколовшаяся от ЗАПУ в основном по этническому признаку, которую возглавил Ндабанинги Ситхоле , а позже Роберт Мугабе.
Раскол был назван «Матерью всех расколов», потому что ЗАНУ откололся от нескольких других значительных попыток достижения единства между ЗАПУ и ними; в частности соглашения «ZIPA» (1975 г. и PF (1979–80). Некоторые историки [ ВОЗ? ] предполагают, что Кен Флауер, бывший агент МИ-6, сыграл важную роль в формировании ЗАНУ в интересах сохранения и увековечивания доминирования белых и имперской программы над африканцами. В 1963 году обе организации были запрещены, но в июле 1964 года началась Вторая Чимуренга (также известная как « Освободительная война Зимбабве » или «Война Родезийского Буша» ), и обе организации вновь появились с вооруженными крыльями — Народно-революционной армией Зимбабве (Зимбабвийская народно-революционная армия ). ЗИПРА) и Африканская национально-освободительная армия Зимбабве (ЗАНЛА). Этим группам было предоставлено оружие из коммунистических стран, включая Советский Союз , а затем Китай, и они использовали партизанскую и традиционную войну. [ 11 ] Война продолжалась до подписания Ланкастерского соглашения 1979 года, и Мугабе стал премьер-министром Зимбабве в апреле 1980 года.
Джошуа Нкомо стал первым министром внутренних дел в 1980 году до тех пор, пока ЗАНУ под руководством Мугабе и Цвангираи (тогдашнего молодежного председателя ЗАНУ-Джонгве) не развязал насилие и не уничтожил членов ЗАПУ в Матабабелэнде, Мидлендсе, Маникалленде, Западном Машоналенде, Машоналенде. Восток и часть провинции Масвинго, место, ныне широко известное как резня в Гукурахунди.
В 1987 году Нкомо был назначен вице-президентом и занимал эту должность двенадцать лет. Администрация Мугабе оказалась противоречивой, и как лидер он столкнулся с серьезной оппозицией и критикой по причине нарушений прав человека.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Роберт Габриэль Мугабе» Кто есть кто: Южная Африка. 2010. WhosWho.co.za. 1 декабря 2010 г. [1]
- ^ Фимистер, Ян. «Переосмысление заповедников: пересмотр Закона о землепользовании Южной Родезии». Журнал южноафриканских исследований. 19.2 (1993): стр. 226–29.
- ^ Сибанда, Элиаким М. «Союз африканского народа Зимбабве 1961–87: политическая история повстанческого движения в Южной Родезии». 1-е изд. Асмэра, ЭРИТРЕЯ: Africa World Press, Inc. (2005): стр. 38.
- ^ Вайнтрауб, Сидней (1978). «Рецензируемая работа: Денежная мысль Кейнса: исследование ее развития, Дон Патинкин» (PDF) . Журнал экономической истории . 38 (2): 595–597. дои : 10.1017/S0022050700105959 . JSTOR 2119914 . S2CID 154336029 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 февраля 2020 года.
- ^ Сибанда, Элиаким М. «Союз африканского народа Зимбабве 1961–87: Политическая история повстанческого движения в Южной Родезии». 1-е изд. Асмэра, ЭРИТРЕЯ: Africa World Press, Inc. (2005): стр. 39–42.
- ^ Мсиндо, Эносент. «Этническая принадлежность и национализм в городских колониальных Зимбабве: Булавайо, 1950–1963 годы». Журнал южноафриканских исследований. 48,2 (2007): 274
- ^ "Джошуа Мкабуко Нкомо". Энциклопедия мировой биографии. 2004. Энциклопедия.com. (9 декабря 2010 г.). [2]
- ^ «TheMukiwa.com, 1 декабря 2010 г.» . Архивировано из оригинала 18 июня 2011 года . Проверено 6 декабря 2010 г.
- ^ Сибанда, Элиаким М. «Союз африканского народа Зимбабве 1961–87: Политическая история повстанческого движения в Южной Родезии». 1-е изд. Асмэра, ЭРИТРЕЯ: Africa World Press, Inc. (2005): стр. 34–36.
- ^ Перейти обратно: а б День, Джон. «Обзор: холодный комфорт и черные родезийцы за решеткой». Журнал южноафриканских исследований. 1,2 (1975): 265–66
- ^ Перейти обратно: а б «Потоки оружия в Зимбабве, Мозамбике и Свазиленде», Монографии № 34. 1999. Iss.co.za. 1 декабря 2010 г. [3] Архивировано 5 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Gutterage, Уильям и Спенс, JE «Насилие в Южной Африке». 1-е изд. Лондон: Ньюбери Хаус. (1997): стр. 61.
- ^ Сибанда, Элиаким М. «Союз африканского народа Зимбабве 1961–87: политическая история повстанческого движения в Южной Родезии». 1-е изд. Асмэра, ЭРИТРЕЯ: Africa World Press, Inc. (2005): стр. 37.
- ^ Фимистер, Ян. «Переосмысление заповедников: пересмотр Закона о землепользовании Южной Родезии». Журнал южноафриканских исследований. 19.2 (1993): стр. 227–28.
- ^ Калер, Эми. «Угроза нации и угроза мужчинам: запрет Депо-Провера в Зимбабве» Журнал южноафриканских исследований. 24.2 (1981): стр. 356.
- ^ Сибанда, Элиаким М. «Союз африканского народа Зимбабве 1961–87: политическая история повстанческого движения в Южной Родезии». 1-е изд. Асмэра, ЭРИТРЕЯ: Africa World Press, Inc. (2005): стр. 41.
- ^ «Центральная Африка: кто такой либерал?» Время . 27 января 1958 г.
- ^ Сибанда, Элиаким М. «Союз африканского народа Зимбабве 1961–87: Политическая история повстанческого движения в Южной Родезии». 1-е изд. Асмэра, ЭРИТРЕЯ: Africa World Press, Inc. (2005): стр. 45–47.
- ↑ 27 января 1958 года . Время . 1 декабря 2010 г. «Центральная Африка: кто такой либерал?»
- ^ Фимистер, Ян. «Переосмысление заповедников: пересмотр Закона о землепользовании Южной Родезии». Журнал южноафриканских исследований. 19.2 (1993): стр. 230–31.
- ^ "Центральная Африка: Кто либерал?" Журнал ТАЙМ. 27 января 1958 года. Time.com. 1 декабря 2010 г. [4]
- ^ Перейти обратно: а б Сибанда, Элиаким М. «Союз африканского народа Зимбабве 1961–87: политическая история повстанческого движения в Южной Родезии». 1-е изд. Асмэра, ЭРИТРЕЯ: Africa World Press, Inc. (2005): стр. 51–53.
- ^ Сибанда, Элиаким М. «Союз африканского народа Зимбабве 1961–87: Политическая история повстанческого движения в Южной Родезии». 1-е изд. Асмэра, ЭРИТРЕЯ: Africa World Press, Inc. (2005): стр. 50.
- ^ Боуман, Ларри В. «Политика в Родезии: сила белых в африканском государстве». Издательство Гарвардского университета. (1973): 59–61.
- ^ «Южная Родезия: Заявление о личности Министерства юстиции» Архивы в Лондоне и районе M25. 2001. Aim25.ac.uk. 1 декабря 2010 г. [5] [ мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б «Чиуме и Нкомо отправятся в тур по США» Africa Today. 6,4 (1959): 2
- ^ Сибанда, Элиаким М. «Союз африканского народа Зимбабве 1961–87: Политическая история повстанческого движения в Южной Родезии». 1-е изд. Асмэра, ЭРИТРЕЯ: Africa World Press, Inc. (2005): стр. 52–53.