Кабекар люди
Общая численность населения | |
---|---|
17,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Кабекар , испанский | |
Родственные этнические группы | |
Брибри |

Кабекар — коренная группа отдаленного региона Таламанка на востоке Коста-Рики . Они говорят на кабекарском языке, принадлежащем к чибчан языковой семье Истмо-колумбийской области нижней части Центральной Америки и северо-западной Колумбии . Согласно переписи данным Национального института статистики и переписи населения Коста-Рики (Instituto Nacional de Estadística y Censos, INEC), кабекары являются крупнейшей коренной группой Коста-Рики с населением около 17 000 человек. [ 1 ]
Территория Кабекара простирается на северо-запад от реки Коэн до реки Берст. [ 2 ] Многие поселения Кабекар сегодня расположены на территории заповедников, созданных законом Коста-Рики в 1976 году для защиты исконных земель коренных народов. [ 3 ] Эти заповедники демонстрируют экологическое разнообразие, в том числе обширные участки тропических лесов, покрывающие крутые откосы, и большие речные долины, где многие кабекарцы до сих пор ведут традиционный образ жизни и придерживаются культурных традиций.
История
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Кабекар — один из шестнадцати оставшихся языков языковой семьи чибчан Истмо -Колумбийской области , региона южной части Центральной Америки (в частности, восточного Гондураса , Никарагуа , Коста-Рики и Панамы ) и северо-западной Колумбии, разделяющего области мезоамериканского и южноамериканского лингвистических языков. традиции. [ 4 ] Обширное географическое распространение языковой семьи чибчан вызвало споры среди ученых относительно происхождения и распространения языков чибчан. Для описания возможных сценариев возникли две концептуальные модели: теория северной миграции и теория центробежной экспансии . Первый постулирует, что Колумбия является историческим эпицентром, из которого лингвистические группы чибчан мигрировали на северо-запад в современную Панаму, Коста-Рику, Никарагуа и Гондурас. [ 4 ] Однако антропологические и археологические данные (см. Cooke and Ranere 1992; Fonseca and Cooke 1993; Fonseca 1994), [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] в сочетании с глоттохронологическими исследованиями (см. Constenla 1981, 1985, 1989, 1991, 1995), [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] предпочитают теорию центробежного расширения, предполагающую, что группы, говорящие на языке чибчан, развивались на месте в течение длительного периода времени, начиная с горного хребта Таламанка на территории современных Коста-Рики и Панамы. Оттуда лингвистические группы чибчан мигрировали и расселились на севере до восточного Гондураса и на юге до Колумбии. [ 4 ]
Коренные народы Таламанкана
[ редактировать ]Сегодня коренные народы брибри и кабекар известны под общим названием Таламанка . Термин Таламанка не является коренным; оно было принято в начале 17 века в испанском городе Сантьяго-де-Таламанка как общее обозначение для групп аборигенов, живущих между нынешней границей Коста-Рики и Панамы и рекой Рио-Коэн в Коста-Рике. [ 2 ] [ 13 ] В испанских записях зафиксированы названия многих тесно связанных групп (Ара, Атео, Абисетаба, Бланкос, Бисейтас или Вицеитас, Корруэ, Укабаруа и Валиентес), проживающих в этой области, которые стали известны под общим названием Таламанка. [ 2 ] [ 13 ]
Нехватка исторических документов, описывающих группы аборигенов на юго-востоке Коста-Рики, затруднила ученым дифференциацию истории культуры современных брибри и кабекар. Испанские отцы -францисканцы в начале 17 века отмечали лингвистические различия между различными племенами Таламанка, упомянутыми выше, но в целом эти группы стали известны более широко как брибри или кабекар в зависимости от их географического положения к востоку или западу от дамбы Рио. [ 2 ] Старейшины Брибри утверждают, что их имя является производным от слова «дерерри» , термина Брибри, означающего «сильный» или «твердый». И наоборот, старейшины Кабекар предполагают, что их имя происходит от слов кабе ( кетсаль ) и ка (место), что указывает на традицию предков Кабекар есть кетсаль. [ 2 ] Современные языки брибри и кабекар схожи по лексике , орфографии и тональным уровням (высоким и низким тонам), но они не являются взаимозаменяемыми. [ 2 ]
Средства к существованию
[ редактировать ]Кабекара характеризуются разнообразием видов деятельности Сегодня средства к существованию . К ним относятся мелкое сельское хозяйство, охота, рыбная ловля и сбор дикой флоры для производства продуктов питания, лекарств , материалов для дома и множества других целей. Существование Кабекара в естественной среде происходит в двух сферах: «ближнее пространство» внутри и вокруг дома или деревни, где человеческая деятельность изменила ландшафт; и «дальний космос», где естественные, девственные леса остаются неизменными и где человеческая деятельность должна гармонично сосуществовать с окружающей средой. [ 14 ] Натуральное сельское хозяйство в ближнем космосе является одним из наиболее важных видов деятельности, в котором домохозяйства Кабекара используют три различные сельскохозяйственные системы: тропические домашние сады, подсечно-огневую систему и выращивание подорожника . [ 14 ]
Тропические домашние сады
[ редактировать ]Домохозяйства Кабекара содержат тропические приусадебные сады с разнообразными деревьями и растениями для внутреннего потребления. Эти сады обычно очень густые, с многоярусным пологом . Кедр ( Cedrela odorata ), лавр ( Cordia alliodora ), бальза ( Ochroma пирамидале ) и персиковая пальма ( pejibaye или Bactris gasipaes ) относятся к числу самых высоких деревьев, часто встречающихся в тропических домашних садах Кабекара. Нижние слои включают многолетние культуры, такие как кофе ( Coffea arabica ) и какао ( Theobroma cacao ). Самый нижний ярус характеризуется лекарственными растениями, кустарниками и клубневыми растениями, в том числе перцем чили ( Capsicum annuum ), маниокой ( Manihot esculenta ) и тикиском ( Xanthosoma violaceum ). Кабекар поддерживают свои тропические домашние сады, удаляя нежелательный подлесок, чтобы обеспечить рост диких видов, которые также можно собирать для удовлетворения повседневных потребностей Кабекар. [ 14 ]
Подсечно-огневое земледелие
[ редактировать ]Фермеры Кабекара, ведущие натуральное хозяйство, практикуют чередование подсечно-огневого земледелия для удовлетворения основных потребностей в продуктах питания. Этот метод используется в самый засушливый месяц для расчистки участка от густого подлеска с помощью мачете или топора. Растительная биомасса подвергается обезвоживанию и разложению в течение нескольких недель, а затем уничтожается путем контролируемого сжигания . После того, как участок остынет, фермер может посеять основные зерна, поместив семена в неглубокие отверстия в верхнем слое почвы, сделанные заостренным кончиком ветки, сделанной из пальмы педжибайе ( Bactris gasipaes ). [ 14 ]

Фермеры Кабекара обычно выбирают участок площадью примерно один гектар либо в аллювиальных долинах, либо на крутых горных склонах, где основные зерновые культуры, такие как рис ( Oryza sativa ) и кукуруза ( Zea mays ), выращиваются с фасолью ( Phaseolus vulgaris ) и чередуются с паром (остальная часть). ) периоды. [ 14 ] Нередко одно домохозяйство Кабекар обрабатывает два или три участка, чередуя возделываемые культуры как внутри них, так и между ними. После того как участок принес два или три урожая зерна, его оставляют под паром на срок до двенадцати лет, чтобы восстановить плодородие. В течение этого периода участок покрывает вторичный рост, и кабекар собирают некультивируемые виды, чтобы удовлетворить свои диетические, лекарственные и материальные потребности. [ 14 ]
Выращивание подорожника
[ редактировать ]Выращивание экзотического гибрида подорожника ( Musa x paradisiaca ) как на монокультурных , так и на поликультурных участках становится все более распространенным в общинах Кабекар и изменило структуру их традиционных тропических домашних садов. Домохозяйства Кабекара теперь полагаются на бананы для внутреннего потребления и как источник денежного дохода для получения денежного дохода. Домашние сады, в которых выращиваются бананы, как правило, демонстрируют меньшее разнообразие растений и меньшую плотность, а некоторые фермеры Кабекара отказались от традиционных местных агроэкосистем в пользу более крупных участков монокультуры подорожников. [ 14 ]
Социальная организация
[ редактировать ]Деревни
[ редактировать ]В деревнях Кабекара есть дома и другие постройки, которые не сосредоточены вокруг центра. Вместо этого жилища часто рассредоточены, иногда на расстоянии нескольких километров друг от друга. Идея густонаселенных городов или деревень была введена в регионе испанцами в колониальную эпоху, чтобы принудить группы коренных народов Таламанки к созданию концентрированных поселений, но эти попытки встретили сопротивление. Стоун отмечает, что слова «город» или «город» даже не существует в языках брибри и кабекар; вместо этого «город» представлен в Брибри как «большое место или пристройка», а в Кабекаре как «место многих домов». [ 2 ] Большинство деревень Кабекар и Брибри отражают сегодняшнюю модель рассредоточенного поселения, что является показателем географической изоляции региона Таламанка и ограниченных контактов этих групп коренных народов с испанцами.
Кланы
[ редактировать ]Кабекар Социальная организация основана на матрилинейных кланах , в которых мать является главой семьи. Брачные нормы запрещают человеку вступать в брак с родственником той группы крови, которая принадлежит его матери. Со стороны отца не запрещены браки, кроме сестер и двоюродных братьев и сестер отца. [ 2 ] Каждый матрилинейный клан контролирует возможности вступления в брак, регулирует землевладение и определяет наследование имущества для своих членов. Частное землевладение, как и зародившаяся деревенская система, было чуждо Кабекару до контакта с испанцами. Каждый клан традиционно имел свою собственную территорию для жизнедеятельности своих членов. [ 2 ]
Личное имущество передается по наследству или переходит родственникам по роду после смерти человека. Когда мужчина умирает, его личные вещи могут быть унаследованы его братьями и сестрами, если только его мать еще не жива, и в этом случае она перейдет во владение. После ее смерти имущество наследует тот, кого она назначила последующим владельцем. Контакты с некоренными народами привели кабекар к западным формам землевладения, основанным на частной собственности. Некоторые деревни Кабекара начали признавать землю собственностью, о чем свидетельствует строительство заборов, разграничивающих границы сельскохозяйственных участков или приусадебных участков, но традиционные режимы землевладения Кабекара, при которых земля контролируется коллективно матрилинейным кланом, все еще сохраняются. [ 2 ]
Преследование
[ редактировать ]Суверенитет племени над своей землей находится под угрозой со стороны латиноамериканских фермеров, которые убивали вождей и разоружали племена в 21 веке. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Таламанканская мифология
- Сибу , главное божество мифологии Кабекара.
- Коренные народы Коста-Рики
- Коренные народы Америки
- Истмо-Колумбийская зона
- Чибчанские языки
- Брибри люди
- Горный хребет Таламанка
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перепись 2011 года» . ИНЕК Коста-Рика . Национальный институт статистики и переписи населения. 2011. Архивировано из оригинала 20 ноября 2015 г. Проверено 18 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Стоун, Дорис (1962). Племена Таламанка в Коста-Рике . Кембридж, Массачусетс: Музей Пибоди.
- ^ Бергер, Маркос Гевара и Рубен Чакон Кастро (1992). Территории Коста-Рики: происхождение, текущая ситуация и перспективы . Сан-Хосе, Коста-Рика: García Hermanos SA
- ^ Jump up to: а б с Кесада, Дж. Диего (2007). Чибчанские языки . Картаго, Коста-Рика: Editorial Tecnológica de Costa Rica.
- ^ Кук, Ричард Г. и Энтони Дж. Ранер (1992). Происхождение богатства и иерархии в центральном регионе Панамы (12000–2000 гг. до н. э.) с наблюдениями о его значении для истории и фиолгении чибчан-язычных государств в Панаме и других странах . В Ланге (ред.). стр. 243–326.
- ^ Фонсека, Оскар и Ричард Кук (1993). Юг Центральной Америки: вклад в изучение исторического региона Чибча . Мадрид: FLACSO: В Кармаке (ред.) «Всеобщая история Центральной Америки». стр. 217–282.
- ^ Фонсека, Оскар (1994). «Концепция территории чибчоидных традиций и ее значение для понимания Большой Никойи». Ссылки . 18 (19): 209–227.
- ^ Констенла, Адольфо (1981). Сравнительная фонология чибчан . Пенсильванский университет: неопубликованный доктор философии. Диссертация.
- ^ Констенла, Адольфо (1985). «Лексико-статистическая классификация языков семьи чибча». Чибча-лингвистические исследования . 2 :15–66.
- ^ Констенла, Адольфо (1989). «Подгруппа языков чибча: некоторые новые сравнительные и лексико-статистические данные». Чибча-лингвистические исследования . 8 : 17–72.
- ^ Констенла, Адольфо (1991). Языки Промежуточного региона . Сан-Хосе, Коста-Рика: Редакция Университета Коста-Рики.
- ^ Констенла, Адольфо (1995). «О диахроническом изучении чибченских языков и их вкладе в познание прошлого их носителей». Вестник Музея золота . 38–39: 13–55.
- ^ Jump up to: а б Леманн, Вальтер (1920). Центральная Америка, Часть I. Берлин, Германия: Королевские музеи в Берлине.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гарсиа-Серрано, Карлос Рамос и Хуан Пабло Дель Монте (2004). «Использование тропического леса (агроэкосистемы и сбор диких растений) в качестве источника пищи в культурах брибри и кабекар на карибском побережье Коста-Рики». Экономическая ботаника . 58 (1): 58–71. doi : 10.1663/0013-0001(2004)058[0058:tuotfa]2.0.co;2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бергер, Маркос Гевара и Рубен Чакон Кастро (1992). Территории Коста-Рики: происхождение, текущая ситуация и перспективы . Сан-Хосе, Коста-Рика: Печать García Hermanos SA.
- Констенла, Адольфо (1991). Языки промежуточного региона . Сан-Хосе, Коста-Рика: Издательство Университета Коста-Рики. Распечатать.
- Гарсиа-Серрано, Карлос Рамос и Хуан Пабло Дель Монте (2004). «Использование тропического леса (агроэкосистемы и сбор диких растений) в качестве источника пищи в культурах брибри и кабекар на карибском побережье Коста-Рики». Экономическая ботаника , Том. 58, № 1: 58–71. Распечатать.
- Хупс, Джон В. (2005). «Появление социальной сложности в мире чибчан на юге Центральной Америки и Северной Колумбии, 300–600 гг. Н.э.». Журнал археологических исследований, Vol. 13, № 1: 1-88. Распечатать.
- Кесада, Диего Дж. (2007). Чибчанские языки . Картаго, Коста-Рика: Editorial Tecnológica de Costa Rica. Распечатать.
- Стоун, Дорис (1962). Племена Таламанкан в Коста-Рике . Музей археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет, Том. XLIII, № 2. Печать.