Jump to content

Кабекар люди

Кабекар
Общая численность населения
17,000
Регионы со значительной численностью населения
 Коста-Рика
Языки
Кабекар , испанский
Родственные этнические группы
Брибри
Территории Кабекар в Коста-Рике
Традиционное жилище Кабекар

Кабекар коренная группа отдаленного региона Таламанка на востоке Коста-Рики . Они говорят на кабекарском языке, принадлежащем к чибчан языковой семье Истмо-колумбийской области нижней части Центральной Америки и северо-западной Колумбии . Согласно переписи данным Национального института статистики и переписи населения Коста-Рики (Instituto Nacional de Estadística y Censos, INEC), кабекары являются крупнейшей коренной группой Коста-Рики с населением около 17 000 человек. [ 1 ]

Территория Кабекара простирается на северо-запад от реки Коэн до реки Берст. [ 2 ] Многие поселения Кабекар сегодня расположены на территории заповедников, созданных законом Коста-Рики в 1976 году для защиты исконных земель коренных народов. [ 3 ] Эти заповедники демонстрируют экологическое разнообразие, в том числе обширные участки тропических лесов, покрывающие крутые откосы, и большие речные долины, где многие кабекарцы до сих пор ведут традиционный образ жизни и придерживаются культурных традиций.

Кабекар — один из шестнадцати оставшихся языков языковой семьи чибчан Истмо -Колумбийской области , региона южной части Центральной Америки (в частности, восточного Гондураса , Никарагуа , Коста-Рики и Панамы ) и северо-западной Колумбии, разделяющего области мезоамериканского и южноамериканского лингвистических языков. традиции. [ 4 ] Обширное географическое распространение языковой семьи чибчан вызвало споры среди ученых относительно происхождения и распространения языков чибчан. Для описания возможных сценариев возникли две концептуальные модели: теория северной миграции и теория центробежной экспансии . Первый постулирует, что Колумбия является историческим эпицентром, из которого лингвистические группы чибчан мигрировали на северо-запад в современную Панаму, Коста-Рику, Никарагуа и Гондурас. [ 4 ] Однако антропологические и археологические данные (см. Cooke and Ranere 1992; Fonseca and Cooke 1993; Fonseca 1994), [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] в сочетании с глоттохронологическими исследованиями (см. Constenla 1981, 1985, 1989, 1991, 1995), [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] предпочитают теорию центробежного расширения, предполагающую, что группы, говорящие на языке чибчан, развивались на месте в течение длительного периода времени, начиная с горного хребта Таламанка на территории современных Коста-Рики и Панамы. Оттуда лингвистические группы чибчан мигрировали и расселились на севере до восточного Гондураса и на юге до Колумбии. [ 4 ]

Коренные народы Таламанкана

[ редактировать ]

Сегодня коренные народы брибри и кабекар известны под общим названием Таламанка . Термин Таламанка не является коренным; оно было принято в начале 17 века в испанском городе Сантьяго-де-Таламанка как общее обозначение для групп аборигенов, живущих между нынешней границей Коста-Рики и Панамы и рекой Рио-Коэн в Коста-Рике. [ 2 ] [ 13 ] В испанских записях зафиксированы названия многих тесно связанных групп (Ара, Атео, Абисетаба, Бланкос, Бисейтас или Вицеитас, Корруэ, Укабаруа и Валиентес), проживающих в этой области, которые стали известны под общим названием Таламанка. [ 2 ] [ 13 ]

Нехватка исторических документов, описывающих группы аборигенов на юго-востоке Коста-Рики, затруднила ученым дифференциацию истории культуры современных брибри и кабекар. Испанские отцы -францисканцы в начале 17 века отмечали лингвистические различия между различными племенами Таламанка, упомянутыми выше, но в целом эти группы стали известны более широко как брибри или кабекар в зависимости от их географического положения к востоку или западу от дамбы Рио. [ 2 ] Старейшины Брибри утверждают, что их имя является производным от слова «дерерри» , термина Брибри, означающего «сильный» или «твердый». И наоборот, старейшины Кабекар предполагают, что их имя происходит от слов кабе ( кетсаль ) и ка (место), что указывает на традицию предков Кабекар есть кетсаль. [ 2 ] Современные языки брибри и кабекар схожи по лексике , орфографии и тональным уровням (высоким и низким тонам), но они не являются взаимозаменяемыми. [ 2 ]

Средства к существованию

[ редактировать ]

Кабекара характеризуются разнообразием видов деятельности Сегодня средства к существованию . К ним относятся мелкое сельское хозяйство, охота, рыбная ловля и сбор дикой флоры для производства продуктов питания, лекарств , материалов для дома и множества других целей. Существование Кабекара в естественной среде происходит в двух сферах: «ближнее пространство» внутри и вокруг дома или деревни, где человеческая деятельность изменила ландшафт; и «дальний космос», где естественные, девственные леса остаются неизменными и где человеческая деятельность должна гармонично сосуществовать с окружающей средой. [ 14 ] Натуральное сельское хозяйство в ближнем космосе является одним из наиболее важных видов деятельности, в котором домохозяйства Кабекара используют три различные сельскохозяйственные системы: тропические домашние сады, подсечно-огневую систему и выращивание подорожника . [ 14 ]

Тропические домашние сады

[ редактировать ]

Домохозяйства Кабекара содержат тропические приусадебные сады с разнообразными деревьями и растениями для внутреннего потребления. Эти сады обычно очень густые, с многоярусным пологом . Кедр ( Cedrela odorata ), лавр ( Cordia alliodora ), бальза ( Ochroma пирамидале ) и персиковая пальма ( pejibaye или Bactris gasipaes ) относятся к числу самых высоких деревьев, часто встречающихся в тропических домашних садах Кабекара. Нижние слои включают многолетние культуры, такие как кофе ( Coffea arabica ) и какао ( Theobroma cacao ). Самый нижний ярус характеризуется лекарственными растениями, кустарниками и клубневыми растениями, в том числе перцем чили ( Capsicum annuum ), маниокой ( Manihot esculenta ) и тикиском ( Xanthosoma violaceum ). Кабекар поддерживают свои тропические домашние сады, удаляя нежелательный подлесок, чтобы обеспечить рост диких видов, которые также можно собирать для удовлетворения повседневных потребностей Кабекар. [ 14 ]

Подсечно-огневое земледелие

[ редактировать ]

Фермеры Кабекара, ведущие натуральное хозяйство, практикуют чередование подсечно-огневого земледелия для удовлетворения основных потребностей в продуктах питания. Этот метод используется в самый засушливый месяц для расчистки участка от густого подлеска с помощью мачете или топора. Растительная биомасса подвергается обезвоживанию и разложению в течение нескольких недель, а затем уничтожается путем контролируемого сжигания . После того, как участок остынет, фермер может посеять основные зерна, поместив семена в неглубокие отверстия в верхнем слое почвы, сделанные заостренным кончиком ветки, сделанной из пальмы педжибайе ( Bactris gasipaes ). [ 14 ]

Подсечно-огневое земледелие

Фермеры Кабекара обычно выбирают участок площадью примерно один гектар либо в аллювиальных долинах, либо на крутых горных склонах, где основные зерновые культуры, такие как рис ( Oryza sativa ) и кукуруза ( Zea mays ), выращиваются с фасолью ( Phaseolus vulgaris ) и чередуются с паром (остальная часть). ) периоды. [ 14 ] Нередко одно домохозяйство Кабекар обрабатывает два или три участка, чередуя возделываемые культуры как внутри них, так и между ними. После того как участок принес два или три урожая зерна, его оставляют под паром на срок до двенадцати лет, чтобы восстановить плодородие. В течение этого периода участок покрывает вторичный рост, и кабекар собирают некультивируемые виды, чтобы удовлетворить свои диетические, лекарственные и материальные потребности. [ 14 ]

Выращивание подорожника

[ редактировать ]

Выращивание экзотического гибрида подорожника ( Musa x paradisiaca ) как на монокультурных , так и на поликультурных участках становится все более распространенным в общинах Кабекар и изменило структуру их традиционных тропических домашних садов. Домохозяйства Кабекара теперь полагаются на бананы для внутреннего потребления и как источник денежного дохода для получения денежного дохода. Домашние сады, в которых выращиваются бананы, как правило, демонстрируют меньшее разнообразие растений и меньшую плотность, а некоторые фермеры Кабекара отказались от традиционных местных агроэкосистем в пользу более крупных участков монокультуры подорожников. [ 14 ]

Социальная организация

[ редактировать ]

В деревнях Кабекара есть дома и другие постройки, которые не сосредоточены вокруг центра. Вместо этого жилища часто рассредоточены, иногда на расстоянии нескольких километров друг от друга. Идея густонаселенных городов или деревень была введена в регионе испанцами в колониальную эпоху, чтобы принудить группы коренных народов Таламанки к созданию концентрированных поселений, но эти попытки встретили сопротивление. Стоун отмечает, что слова «город» или «город» даже не существует в языках брибри и кабекар; вместо этого «город» представлен в Брибри как «большое место или пристройка», а в Кабекаре как «место многих домов». [ 2 ] Большинство деревень Кабекар и Брибри отражают сегодняшнюю модель рассредоточенного поселения, что является показателем географической изоляции региона Таламанка и ограниченных контактов этих групп коренных народов с испанцами.

Кабекар Социальная организация основана на матрилинейных кланах , в которых мать является главой семьи. Брачные нормы запрещают человеку вступать в брак с родственником той группы крови, которая принадлежит его матери. Со стороны отца не запрещены браки, кроме сестер и двоюродных братьев и сестер отца. [ 2 ] Каждый матрилинейный клан контролирует возможности вступления в брак, регулирует землевладение и определяет наследование имущества для своих членов. Частное землевладение, как и зародившаяся деревенская система, было чуждо Кабекару до контакта с испанцами. Каждый клан традиционно имел свою собственную территорию для жизнедеятельности своих членов. [ 2 ]

Личное имущество передается по наследству или переходит родственникам по роду после смерти человека. Когда мужчина умирает, его личные вещи могут быть унаследованы его братьями и сестрами, если только его мать еще не жива, и в этом случае она перейдет во владение. После ее смерти имущество наследует тот, кого она назначила последующим владельцем. Контакты с некоренными народами привели кабекар к западным формам землевладения, основанным на частной собственности. Некоторые деревни Кабекара начали признавать землю собственностью, о чем свидетельствует строительство заборов, разграничивающих границы сельскохозяйственных участков или приусадебных участков, но традиционные режимы землевладения Кабекара, при которых земля контролируется коллективно матрилинейным кланом, все еще сохраняются. [ 2 ]

Преследование

[ редактировать ]

Суверенитет племени над своей землей находится под угрозой со стороны латиноамериканских фермеров, которые убивали вождей и разоружали племена в 21 веке. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Перепись 2011 года» . ИНЕК Коста-Рика . Национальный институт статистики и переписи населения. 2011. Архивировано из оригинала 20 ноября 2015 г. Проверено 18 февраля 2016 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Стоун, Дорис (1962). Племена Таламанка в Коста-Рике . Кембридж, Массачусетс: Музей Пибоди.
  3. ^ Бергер, Маркос Гевара и Рубен Чакон Кастро (1992). Территории Коста-Рики: происхождение, текущая ситуация и перспективы . Сан-Хосе, Коста-Рика: García Hermanos SA
  4. ^ Jump up to: а б с Кесада, Дж. Диего (2007). Чибчанские языки . Картаго, Коста-Рика: Editorial Tecnológica de Costa Rica.
  5. ^ Кук, Ричард Г. и Энтони Дж. Ранер (1992). Происхождение богатства и иерархии в центральном регионе Панамы (12000–2000 гг. до н. э.) с наблюдениями о его значении для истории и фиолгении чибчан-язычных государств в Панаме и других странах . В Ланге (ред.). стр. 243–326.
  6. ^ Фонсека, Оскар и Ричард Кук (1993). Юг Центральной Америки: вклад в изучение исторического региона Чибча . Мадрид: FLACSO: В Кармаке (ред.) «Всеобщая история Центральной Америки». стр. 217–282.
  7. ^ Фонсека, Оскар (1994). «Концепция территории чибчоидных традиций и ее значение для понимания Большой Никойи». Ссылки . 18 (19): 209–227.
  8. ^ Констенла, Адольфо (1981). Сравнительная фонология чибчан . Пенсильванский университет: неопубликованный доктор философии. Диссертация.
  9. ^ Констенла, Адольфо (1985). «Лексико-статистическая классификация языков семьи чибча». Чибча-лингвистические исследования . 2 :15–66.
  10. ^ Констенла, Адольфо (1989). «Подгруппа языков чибча: некоторые новые сравнительные и лексико-статистические данные». Чибча-лингвистические исследования . 8 : 17–72.
  11. ^ Констенла, Адольфо (1991). Языки Промежуточного региона . Сан-Хосе, Коста-Рика: Редакция Университета Коста-Рики.
  12. ^ Констенла, Адольфо (1995). «О диахроническом изучении чибченских языков и их вкладе в познание прошлого их носителей». Вестник Музея золота . 38–39: 13–55.
  13. ^ Jump up to: а б Леманн, Вальтер (1920). Центральная Америка, Часть I. Берлин, Германия: Королевские музеи в Берлине.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г Гарсиа-Серрано, Карлос Рамос и Хуан Пабло Дель Монте (2004). «Использование тропического леса (агроэкосистемы и сбор диких растений) в качестве источника пищи в культурах брибри и кабекар на карибском побережье Коста-Рики». Экономическая ботаника . 58 (1): 58–71. doi : 10.1663/0013-0001(2004)058[0058:tuotfa]2.0.co;2 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бергер, Маркос Гевара и Рубен Чакон Кастро (1992). Территории Коста-Рики: происхождение, текущая ситуация и перспективы . Сан-Хосе, Коста-Рика: Печать García Hermanos SA.
  • Констенла, Адольфо (1991). Языки промежуточного региона . Сан-Хосе, Коста-Рика: Издательство Университета Коста-Рики. Распечатать.
  • Гарсиа-Серрано, Карлос Рамос и Хуан Пабло Дель Монте (2004). «Использование тропического леса (агроэкосистемы и сбор диких растений) в качестве источника пищи в культурах брибри и кабекар на карибском побережье Коста-Рики». Экономическая ботаника , Том. 58, № 1: 58–71. Распечатать.
  • Хупс, Джон В. (2005). «Появление социальной сложности в мире чибчан на юге Центральной Америки и Северной Колумбии, 300–600 гг. Н.э.». Журнал археологических исследований, Vol. 13, № 1: 1-88. Распечатать.
  • Кесада, Диего Дж. (2007). Чибчанские языки . Картаго, Коста-Рика: Editorial Tecnológica de Costa Rica. Распечатать.
  • Стоун, Дорис (1962). Племена Таламанкан в Коста-Рике . Музей археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет, Том. XLIII, № 2. Печать.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 77ad0755cd1017e08ee82e4df7137cb0__1691995500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/b0/77ad0755cd1017e08ee82e4df7137cb0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cabécar people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)