Маслия бен Соломон ха-Коэн
Машлия бен Соломон ха-Коэн | |
---|---|
Преемник Бена Шломо ХаКоэна | |
Заголовок | Гаон , Раис аль-Яхуд |
Персональный | |
Умер | 1139 |
Религия | иудаизм |
Дети | Ниссим, Эзра, Сар Шалом, Мажир |
Родитель |
|
Эра | 12 век |
Известный | Гаон Палестинского Гаоната в Фустате, Раис аль-Яхуд (глава евреев) |
Старшая должность | |
Предшественник | Соломон бен Илия ха-Коэн |
Преемник | Авраам бен Мажир (в Дамаске) |
Машлиах бен Соломон ха-Коэн ( иврит : משליץ бен Шломо ха-Коэн , арабский : אבו מנסור סאלה בנ סולים אל- הרוני , Абу Мансур Сали Х бин Сулейман аль-Харуни ; [ 1 ] умер в 1139 г.), альтернативно Мацлиах , был гаоном и лидером палестинского гаоната в Фустате , главной талмудической академии и центральном законническом органе еврейской общины в Палестине. Он также носил титул Раис аль-Яхуд (Глава евреев). [ 2 ] по крайней мере, с 1127 года до его возможного убийства в 1139 году. После его смерти Гаонат раскололся между Дамаском в Сирии и Фустатом в Египте.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Маслия был сыном предыдущего Гаона, Соломона бен Илии ха-Коэна , члена семьи Священников, правивших палестинским Гаонатом с середины 11 века. [ 2 ] В колофоне 1184 года записано, что у Маслии был брат по имени Садок и сестра или невестка аль-Куль Мубарака. [ 3 ] Два сына Маслии упоминаются в письме Генизы. [ 4 ] Больше о них ничего не известно. Дочь Алмаа появляется в колофоне копии произведения Самуила бен Хофни . [ 5 ] Манн предполагает, что гаон Дамаска Авраам бен Мажир , сменивший Маслию, был зятем Маслии. [ 6 ] Маслия первоначально учился в палестинском Гаонате у своего отца в Дамаске; во фрагменте Генизы упоминается, что он достиг ранга «Четвертого» в управлении ешивой. [ 7 ]
Царствование
[ редактировать ]К 1127 году он был Гаоном в Фустате; в честь его приезда в город было написано стихотворение. [ 8 ] власти оказали Маслии большую честь Правящие мусульманские , наградив ее почетным плащом и титулами Джалал аль-Мульк (Блеск Империи) и Тадж ар-Рияса (Корона лидерства). [ 9 ]
На авторитет Маслии обычно ссылались в юридических документах и во время совершения определенных ритуалов. [ 2 ] Его влияние простиралось за пределы Египта; ему был отправлен запрос из Йемена относительно статуса китайского фарфора, [ 10 ] и документ об освобождении индийского раба был написан под его руководством в Мангалоре , Индия, в 1132 году. [ 11 ] [ 12 ] Кроме того, Ктуба была написана под его руководством в Дамаске , в которой указывалось, что Сирия находилась под его юрисдикцией, несмотря на присутствие там других членов ешивы. [ 13 ] Однако его авторитет не остался незамеченным. Ему противостояли иракские евреи в Каире. [ 14 ] Споры разгорелись в Адене , Йемен, в 1130-х годах, когда его противники публично заставили человека отказаться от упоминания Маслии в публичной клятве верности. Мадмун бин Хасан-Джафет , последователь Маслии, пытался придерживаться примирительного курса действий. [ 14 ]
Сохранившиеся сочинения
[ редактировать ]Многие документы, написанные под руководством Маслии, сохранились в Каирской Генизе . [ 15 ] Израильский ученый-талмудист Иегуда Зеевальд выявил и опубликовал несколько проповедей Маслии, найденных в Каирской Генизе, в том числе посвященных праздникам Пурима . еврейским [ 16 ] Песах , [ 17 ] Шавуот , [ 18 ] и Йом Кипур . [ 19 ] По словам Зевальда, Маслия имел близость к Саадиа Гаону , чьи сочинения составляют основу большей части проповедей Маслии. [ 20 ]
Маслия был владельцем ряда ценных книг и рукописей, в том числе Ленинградского кодекса . [ 21 ] копия Трактата Эрувина , [ 22 ] и копия комментария рабейну Хананеля к указанному трактату. [ 23 ] Имя Маслии также добавлено к копии «Китаб Хальк аль-Инсан» Ибн ат-Тильмида . [ 1 ]
Помимо литературы Торы, Маслия ценил поэзию и песни. В Генизе сохранился ряд стихотворений, написанных в его кругу. [ 24 ]
Смерть
[ редактировать ]Ученый Мордехай Акива Фридман считает, что Маслия вместе с другими представителями еврейской элиты был убит в 1139 году во время преследований Ридвана ибн Валахши , визиря Фатимидского халифата , на основании письма Генизы. [ 25 ] и свидетельство средневекового историка аль-Макризи о том, что Ридван убил Раиса аль-Яхуда (главу евреев). [ 26 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б См. примечание к фрагменту JRL Gaster heb. мс 1760/3
- ^ Jump up to: а б с Франклин 2010 .
- ^ примечания см. здесь относительно г-жи ЭВР II C 1 (на иврите).
- ^ Фрагмент Генизы Бодл. MS евр. д 74/32
- ^ Фрагмент Генизы TS 8K11 F.2r
- ^ Манн 1935 , с. 250.
- ^ Манн 1920 , стр. 234–235, Том. 2.
- ^ Манн 1920 , стр. 197, Том 1.
- ^ Фридман 2013 , с. 239.
- ^ Фридман и Гойтеин 2007 , стр. 382–389.
- ^ Фридман и Гойтеин 2007 , стр. 632–634.
- ^ Фрагмент Генизы IOM D 55.10 , составленный Авраамом Бен Иджу.
- ^ Ашур 2013 , стр. 165–166.
- ^ Jump up to: а б Фридман и Гойтейн, 2007 , стр. 40–41.
- ^ См. списки в Princeton Genizah Project.
- ^ Зеевальд 2020b .
- ^ Зеевальд 2020a .
- ^ Зеевальд 2019b .
- ^ Зеевальд 2019a .
- ^ Подробности и примеры этого явления см. в цитируемых выше статьях Зеевальда.
- ^ Фридман 2018 , с. 104.
- ^ Манн 1920 , стр. 276, Том 2.
- ^ Манн 1920 , стр. 195, Том 1.
- ^ Флейшер 2005 , стр. 180–196.
- ^ С.Д. Гойтен; Мордехай Акива Фридман, ред. (2013). «ТС 24.47». Ученый-путешествующий торговец: Каирские документы Генизы . Том. 4.
- ^ Фридман 2013 , стр. 238–246.
Библиография
[ редактировать ]- Ашур, Амир (2013). «Брачный договор, составленный согласно Эрец-Исраэльской традиции, написанный под руководством Маслии Гаона из Дамасской Генизы» . Пеамим (на иврите). 135 : 163–170 . Проверено 29 мая 2023 г.
- Франклин, Арнольд (2010). «Машлиах бен Соломон ха-Коэн» . Энциклопедия евреев в исламском мире . Лейден: Брилл . Проверено 14 мая 2023 г.
- Флейшер, Эзра (2005). «Из Дивана светской поэзии раввина Натана бен Самуэля Незер ха-Хаверим » . Кобез Аль Яд (на иврите). 18 (XXVIII): 139–196.
- Фридман, Мордехай Акива (2018). «Молитвенники в палестинском стиле, написанные переписчиком Ленинградского кодекса» . Гинзей Кедем (на иврите). 14 : 89–165 . Проверено 29 мая 2023 г.
- Фридман, Мордехай Акива (2013). Индийская книга: Халфон и Иуда ха-Леви - жизнь ученого-торговца и поэта-лауреата согласно каирским документам Генизы (иврит) . Том. IV/А. Институт Бен Цви.
- Фридман, Мордехай Акива; Гойтейн, Шеломо Дов (2007). Индийские торговцы средневековья: документы из Каирской Генизы: «Индийская книга» . Исследования средневекового иудаизма. Том 31. Брилл. ISBN 9789047423072 .
- Манн, Джейкоб (1935). Тексты и исследования по еврейской истории и литературе . Мемориальные публикации Авраама и Ханны Оппенгейм. Том. 1. Еврейская пресса Еврейского издательского общества Америки.
- Манн, Джейкоб (1920). Евреи в Египте и Палестине под властью халифов Фатимидов; вклад в их политическую и общественную историю, основанный главным образом на до сих пор неопубликованных материалах генизы . Том. 1–2. Издательство Оксфордского университета.
- Зеевальд, Иегуда (2020a). «Пасхальная проповедь раввина Мацлиаха Гаона» . Бейт Аарон в'Исраэль (на иврите). 208 . Иерусалим: 5–20 . Проверено 25 мая 2023 г.
- Зеевальд, Иегуда (2020b). «Пуримская проповедь раввина Мацлиаха Гаона и краткий комментарий Расага к Эстер» . Бейт Аарон в'Исраэль (на иврите). 207 . Иерусалим: 5–19 . Проверено 25 мая 2023 г.
- Зеевальд, Иегуда (2019a). «Проповедь на Йом Кипур рабби Мацлиаха Гаона» . Бейт Аарон в'Исраэль (на иврите). 205 . Иерусалим: 5–9 . Проверено 25 мая 2023 г.
- Зеевальд, Иегуда (2019b). «Проповедь на Шавуот, из серии проповедей и очерков из бейт-мидраша Расага в Каире» . Бейт Аарон в'Исраэль (на иврите). 203 . Иерусалим: 14–33 . Проверено 25 мая 2023 г.