Jump to content

История евреев в городе Газа

Статья с расширенной защитой

Византийская мозаика, изображающая царя Давида в образе Орфея в древней синагоге Газы.

История евреев в городе Газа была прерывистой: со второго века до нашей эры до палестинских беспорядков 1929 года и арабо-израильской войны 1948 года . Еврейская община города на протяжении всей своей истории выпускала раввинов и известных деятелей. [ нужна ссылка ] Еврейское присутствие в городе Газа характеризовалось периодами сосуществования, экономическими проблемами и периодическими трениями с другими общинами.

В средние века, на протяжении примерно трех столетий, на территории Газы процветала еврейская община, пока крестоносцы не разрушили Газу и ближайшие к ней города в 12 веке. В период Османской империи, под руководством Натана из Газы в 17 веке, Газа стала центром еврейского мистицизма и местом зарождения крупнейшего современного еврейского мессианского движения. События арабо-израильской войны 1948 года стали важным поворотным моментом, приведшим к эвакуации еврейского населения из сектора Газа. Израильские еврейские общины, созданные в секторе Газа после Шестидневной войны 1967 года и позднее эвакуированные в 2005 году , не включали еврейскую общину в самом городе Газа.

Библейское повествование

Самсон, последний из судей древних израильтян, упомянутых в Книге Судей (главы с 13 по 16), отправился в Газу , где увидел проститутку ( иврит : אִשָּׁ֣ה זוֹנָ֔ה ) и навещает ее. [ 1 ] Его враги ждут у ворот города, чтобы устроить ему засаду, но он срывает ворота с самых петель и рамы и переносит их на «холм, который перед Хевроном ».

Позже он был схвачен филистимлянами и доставлен в город Газа, чтобы молоть зерно на мельнице. После восстановления своих физических сил его доставили в храм Дагона , где он обрушил колонны, разрушив храм, убив себя, а также всех филистимлян. [ 2 ]

Последнее упоминание о Газе в еврейской Библии произошло, когда царь Езекия напал на Газу и ее аванпосты (4 Царств 18:1-8). Однако ему не удалось завоевать этот город.

Эллинистический и римский периоды

Город Газа , расположенный вдоль побережья Средиземного моря был частью империи Селевкидов , в эллинистический период , а позже перешел под Рима . власть [ 3 ] В эллинистический период, который начался с завоеваний Александра Македонского проживало большое еврейское население в конце 4-го века до нашей эры, в соседней Иудее , а еврейские общины также существовали в других частях региона. Этот период характеризовался влиянием эллинистической культуры и взаимодействием различных этнических и религиозных групп. В это время впервые упоминается существование еврейской общины в Газе. [ 3 ]

Иллюстрация гравировки меноры на колонне внутри Великой мечети Газы. [ 4 ]

В 145 г. до н.э. еврейский хасмонейский лидер Ионафан Апфус осадил Газу, находясь на службе в армии селевкидского царя Антиоха VI . Он сжег поля, и жители города сдались. Газа оставалась враждебной хасмонеям до ее разрушения хасмонейским царем Александром Яннеем в 96 г. до н.э. Газа была восстановлена ​​римским генералом Помпеем Магнусом и передана Ироду Великому тридцать лет спустя. На протяжении всего римского периода Газа продолжала процветать, получая гранты от нескольких римских императоров. Городом управлял сенат из 500 членов, в котором тогда проживало разнообразное население, состоящее из греков, римлян, евреев, египтян , персов и набатеев . [ 5 ] Во время правления Ирода (37–4 гг. до н. э.) Газа находилась под его властью. После его смерти в 4 г. до н. э. он был присоединен к провинции Сирия . В 66 году нашей эры, на ранних этапах Первой еврейско-римской войны , город подвергся нападению еврейских повстанцев и был сожжен во время их восстания против римлян. [ 6 ]

На одной из колонн Великой мечети Газы надпись на иврите и греческом языке гласила: «Ханания, сын Иакова». Над ним была вырезана менора с шофаром с одной стороны и этрогом с другой. В конце 19 века колонна была частью старой синагоги в Кесарии Приморской и была перенесена в мечеть из-за ее предполагаемой религиозной ценности, поскольку церковь Кесарии появилась на карте Мадабы . Тот факт, что этот еврейский символ сохранялся на протяжении десятилетий внутри мечети, ученый Зиад Шехада назвал демонстрацией «мирного сосуществования». [ 7 ] Он был сильно поврежден в феврале 1987 года во время Первой интифады . [ 8 ]

По всем раввинистическим мнениям, сектор Газа входит в границы, которые «олеи Мицраим» было повелено завоевать во времена Иисуса Навина, и он входил в наследство Иуды, как написано: «И Газа с окрестностями ее города и поселения вплоть до Нахаль-Мицраима и границы Средиземного моря» (Иисус Навин 15:47). [ 8 ]

Византийский период

К концу византийского периода Газа была важным еврейским центром на юге Палестины. [ 9 ] Газа вместе с Тверией стала альтернативным местом паломничества евреев, когда доступ евреев в Иерусалим был запрещен. По словам караимского источника, в этот период, «до арабского завоевания Земли Израиля, они не могли прийти в Иерусалим, и с четырех концов земли они пришли в Тверию и Газу по желанию Храма. " Это поселение продолжалось до конца византийского периода, о чем свидетельствует арабское завоевание Газы и ее окрестностей (в феврале 634 г., после осады окрестностей города, она была осаждена, завершившаяся взятием города в июле) в сирийская хроника: «И было убито там около четырех тысяч бедных крестьян из Земли Израиля: христиан, иудеев и самаритян . И арабы опустошили всю землю». [ 10 ]

Рядом с портом Газы были обнаружены остатки древней синагоги на юге Газы , построенной около 508 года нашей эры в византийский период. На мозаичном полу синагоги изображены различные африканские животные и медальоны, а у входа - изображение фигуры, играющей на музыкальном инструменте в окружении животных, с именем «Давид» вверху. Центральная надпись на мозаике на греческом языке гласит: «Мы, Менахем и Иешуа, сыновья Иессея, торговцы древесиной, в знак уважения к святейшему месту подарили эту мозаику в месяце Лоуосе 569 года» (еврейский счет Год в Газе начался с изгнания Габинуса ). Сообщество Газы также упоминается в каирских документах Генизы . [ 10 ]

Ранний исламский период

В районе Газы, включая город Рафах на протяжении почти 300 лет процветала еврейская община , на протяжении почти 300 лет в Средние века , причем ряд еврейских реликвий, таких как письма и переписка членов общины, позже были найдены в Каирской Генизе , что свидетельствует о том, что такое еврейская община. описывается как «процветающее» еврейское присутствие до XII века, когда крестоносцы разрушили территорию Газы. [ 11 ]

С появлением ислама в VII веке Газа была завоевана армией халифата Рашидун . Завоевания зимми характеризовались определенным уровнем религиозной терпимости, что позволяло евреям и христианам исповедовать свою религию на условиях защищенного статуса для немусульман.

Газа стала частью Омейядов , а затем и халифата Аббасидов . Во время арабского завоевания арабские завоеватели не изгоняли еврейских и христианских жителей города, и на протяжении всего исламского правления еврейское поселение в Газе непрерывно сохранялось до середины 11 века, когда город был опустошен.

Среди примечательных фигур этого периода — пунктуатор Моше аль-Азати (около 800–825 гг.) и раввин Эфраим бен Шемария аль-Азати, лидеры еврейской общины в Фустате , Египет, выходцы из Газы. Сохранилась переписка того времени между мудрецами Фустата и мудрецами Газы, в которой рассматриваются споры о наследстве, лежащие в основе юридического спора между ними. Письмо, подписанное пятнадцатью руководителями города во главе с Иешуа бен Натаном, «Иешуа, членом Великого Синедриона, сыном рабби Натана, потомком Львенка», приписываемое вождям из колена Иуды , является частью этой переписки. Рукопись, обнаруженная в каирской Генизе, свидетельствует о споре между Давидом бен Даниэлем из известной еврейской общины Вавилонии и семьей Гаон относительно того, были ли Газа и Ашкелон включены в границы Земли Израиля. Этот спор указывает на существование еврейской общины в секторе Газа в этот период. [ 12 ]

Существует неопределенность относительно существования небольших еврейских поселений вокруг Газы в начале второго тысячелетия. По словам Шмуэля Асафа, рассеянные по Газе евреи в этот период были вынуждены переселиться в город. Однако, по мнению Бенджамина Зеэва Кедара, это предположение не имеет достаточных доказательств. Пийют (литургическая поэма) того времени, написанная поэтом раввином Шмуэлем бен Йеруби Хаушаной, ссылается на указ , который коснулся евреев в этом регионе в тот же период: « И сыновья Газы были истреблены, и собрание дворы его были разогнаны ». Версия «дворы» подтверждает существование еврейского поселения вокруг сектора Газа. Однако параллельная версия гласит: « И собрание его дворов (Хацерим) было изгнано », а « Хацерим » — древнееврейский термин, обозначающий Рафах , что позволяет предположить, что поэт, возможно, имел в виду евреев Рафаха, а не обращался к ним. существование еврейского поселения вокруг Газы, вызывающее сомнения в его существовании. [ 12 ]

В 1077 году Атсиз ибн Увак, подавляя восстание против сельджуков , захватил Газу и полностью разрушил город. Население обновилось только через два поколения. Еврейские путешественники, посетившие Землю Израиля в этот период, такие как Вениамин Туделинский и Петахия Регенсбургский , вообще не упоминают Газу. Даже Иегуда Альхаризи , проехавший через Газу в 1218 году по пути из Египта в Иерусалим, не упоминает о встрече с евреями в городе.

Мамлюкские периоды

С завоеванием крестоносцами и созданием Иерусалимского королевства в начале 12 века жители Газы покинули свой город, и он был передан ордену тамплиеров , которые его и заселили. Сведения о евреях, находившихся в городе в тот период, отсутствуют, что позволяет предположить, что их судьба была аналогична судьбе других мусульманских жителей. Еврейское поселение в секторе Газа в это время прекратило свое существование вплоть до периода мамлюков . [ нужна ссылка ]

В 13 веке раввин Авраам Абулафия упомянул «комментарий к Торе, составленный раввином Цдакой Халеви из города Газа». Однако ведутся научные споры о том, указывает ли это на еврейское поселение в городе в тот период. [ 13 ]

После завоевания мамлюками евреи вернулись в Газу, и в городе возникла процветающая еврейская община. В 1384 году итальянский путешественник-христианин по имени Готи сообщил о еврейском поселении в Газе, отметив, что евреи занимались производством вина , заявив, что «и вино у них хорошее». Другой христианский путешественник, Де Анджели, посетивший город в 1395 году, описал разделение города на кварталы или улицы: на одной улице проживали евреи, на другой — самаритяне, и так далее. Чтобы различать жителей разного вероисповедания, жители Газы были обязаны носить головные уборы разного цвета: мусульмане носили белые тюрбаны , христиане носили тюрбаны синеватого цвета, самаритяне носили белые тюрбаны со светло-красным оттенком, а евреи носили желтые головы. покрытия. [ нужна ссылка ]

Около 1432 года бургундский шпион Бертрандон де ла Брокьер сообщил о встрече с сицилийскими евреями в секторе Газа. Хотя это упоминание само по себе не подтверждает постоянное еврейское присутствие в городе в начале 15 века, похоже, что постоянное еврейское присутствие сохранялось, о чем свидетельствуют упоминания второй половины того века. [ нужна ссылка ]

Еврейский путешественник из Флоренции Соломон Молхо описал Газу в 1481 году во время своего путешествия в Святую Землю, отметив процветающий город с хорошей землей, скотом, хлебом и вином, производимыми евреями. Он сообщил о большом населении, в том числе около 70 еврейских семей и четырех самаритянских семей. По его словам, евреи проживали в верхней части города, называемой «Йехудика» (еврейский квартал), и там располагался дом Далилы , связанный с библейским Самсоном . Он также заметил большой двор, предположительно разрушенный, который даже в свое время считал важным. Мешуллам из Вольтерры (1481 г.) сообщил о 60 раввинитских и четырех самаритянских еврейских семьях и отметил, что евреи несут ответственность за выращивание вина в регионе. [ 14 ] Авдия Бертиноро (1488 г.) отметил 70 раввинитских и два самаритянских дома, [ 15 ] и упоминает присутствие в Газе раввина Моисея из Праги, переехавшего туда из Иерусалима. [ 14 ] [ 16 ]

Османский период

Есть свидетельства наличия еврейского населения в Газе в 16 веке, вероятно, большего, чем в 15 веке. Согласно османским налоговым отчетам с 1525 по 1526 год, в тот год в Газе проживало 95 еврейских семей. [ 9 ]

В начале 17 века еврейской общине Газы служил известный каббалист и поэт раввин Исраэль Наджара до своей смерти и похорон на еврейском кладбище Газы в 1625 году. [ 11 ] На посту раввина общины его сменил его сын, раввин Моше бен Исраэль Наджара. [ нужна ссылка ] Самуил бен Давид основал в городе синагогу в 1641 году. [ 6 ]

В 1660-х годах Газа стала центром мистического еврейского учения Каббалы и местом, где зародилось всемирное движение « Саббатианцы еврейское мессианское » под руководством Натана из Газы , который переехал из Иерусалима, чтобы жить с семьей своей жены среди еврейской общины Газы. [ 17 ] Переезд Натана в Газу стал поворотным моментом в его осознании необходимости «придерживаться аскетического образа жизни, увлекаться мистикой и углубляться» в сочинения раввинских переводчиков; после того, как с детства в Иерусалиме хорошо разбирался в толкованиях Торы , а также в еврейских комментариях. [ 17 ] В Газе Натан был быстро окружен молодыми апостолами из-за его «настойчивости, смелости и оригинального богословия, красноречивого выражения и социальных навыков», причем апостолы описывались как «горячо распевающие» древние пиютимские литургические стихи деятеля Газы раввина Исраэля Наджары и «восторженно танцуя» на пляже Газы. Учение Натана на побережье Газы было описано апостолом как «склонность «Пророка» проповедовать тайны» Зогара , фундаментальной книги еврейского мистицизма. [ 17 ] Во время еврейского праздника Шавуот в 1660-х годах Саббатай Цви отправился из Иерусалима в Газу, чтобы получить исцеляющую епитимью от Натана, который провозгласил его Мессией, основав крупнейшее еврейское мессианское движение в современную эпоху. [ 18 ] [ 19 ] [ 17 ]

В 1674 году священник -иезуит, посетивший Газу, сообщил, что евреи составляют четверть населения города. Другой христианский священник, прибывший в Газу в 1726 году, упомянул еврейскую общину, занимавшуюся торговлей и работавшую переводчиками. [ 19 ]

В феврале 1799 года, когда французские войска под предводительством Наполеона захватили город и возникла чума, большая часть еврейской общины бежала из Газы. [ 20 ]

19 век

К началу 19 века от еврейской общины мало что осталось: в 1903 году было зарегистрировано всего 90 евреев. [ 21 ] В 1869 году две семьи марокканского еврейского происхождения поселились в Газе, положив начало новому еврейскому поселению в городе. Во время Первой алии (1880-е гг.) предпринимались попытки обновить еврейское население в секторе Газа. В рамках этих усилий Залман Давид Левонтин посетил город в 1882 году и сообщил, что не встретил никаких евреев. Он предложил основать еврейское поселение в районе Али-Монтар. [ 22 ]

В 1885 году Зев Клонимус Виссоцкий , лидер движения Ховевей Цион , призвал к созданию еврейских поселений в центре арабских городов, включая Газу, Лод и Наблус , чтобы обеспечить иммигрантам дополнительный источник средств к существованию, в дополнение к сельскохозяйственные поселения, возникшие в то время. В 1886 году Йехиэль Брилл [ он ] сообщил, что в Газе уже проживает 50 еврейских семей. Члены обновленной общины в основном происходили из старой еврейской общины Иерусалима, в первую очередь из сефардской общины, а также некоторых русских еврейских иммигрантов. [ нужна ссылка ]

Синагога, обслуживавшая местную общину в XVIII веке, если и находилась в отдельном здании, то либо разрушалась, либо попадала под контроль мусульман. Обновленная община первоначально совершала свои молитвы в отведенной для этого квартире. К 1895 году в городе осталась небольшая еврейская община, состоявшая примерно из двенадцати семей, поддерживавших прекрасные отношения с мусульманским населением. [ нужна ссылка ]

20 век

С 1907 года раввином общины Газы был раввин Ниссим Охана. Он основал школу по изучению Танаха и Талмуда на иврите, инициировал строительство мики для женщин, а также создание кладбища.

Во время Первой мировой войны многие евреи из Газы были изгнаны, а некоторые даже депортированы из Земли Израиля. [ 23 ] До этой волны перемещения значительная часть оставшегося еврейского населения Газы была вовлечена в торговлю и владела монополией на экспорт арбузов («хандол») через порт Газы в порт Гамбург . Урожай арбуза выращивался бедуинами в песках Негева , а также служил популярным средством от запоров. Другая отрасль сельского хозяйства, выращивание ячменя для пивоваренной промышленности, привлекала многие еврейские семьи до 1916 года, когда османские и немецкие войска эвакуировали всех жителей этого района, готовясь к конфронтации с британскими и союзными войсками . После войны евреи вернулись в Газу (в 1922 году было зарегистрировано около 50 евреев), но были вынуждены снова покинуть Газу из-за палестинских беспорядков 1929 года . [ нужна ссылка ]

В ходе обследования деревень 1945 года в районе Газы было насчитано 150 евреев, а в самом городе - 80. Однако после палестинской войны 1948 года в городе не осталось еврейских поселений. [ нужна ссылка ] Город Газа некоторое время находился под израильской военной администрацией во главе с подполковником Хаимом Гаоном во время Суэцкого кризиса со 2 по 3 ноября 1956 года по 7 марта 1957 года.

После Шестидневной войны 1967 года Израиль оккупировал сектор Газа , и в районе Газы были построены новые израильские поселения , считающиеся незаконными в соответствии с международным правом , включая Гуш-Катиф , Кфар-Даром и Нецарим , а также северные поселения Элей-Синай . Нисанит и Дугит . Однако в городе Газа не было еврейского поселения. [ нужна ссылка ]

В 1987 году израильские архитекторы Гершон Цапор и Бенджамин Эдельсон спроектировали расширение больницы Аль-Шифа . [ 24 ] [ 25 ] Расширение и реконструкция были направлены на улучшение условий жизни жителей Газы . [ 26 ]

21 век

После ухода Израиля из сектора Газа в 2005 году Израиль закрыл сектор Газа для израильтян. [ 27 ] (Египет в основном держит свой переход закрытым и утверждает, что Израиль, как оккупирующая держава, должен решать, кто может въезжать). [ 27 ]

Вторжение

Израильские войска вторглись и оккупировали город Газа во время войны между Израилем и ХАМАСом в 2023 году , в ходе которой они временно установили меноры для праздника Ханука в районе Шуджаия и в соседнем городе Бейт-Ханун . [ 28 ]

Ссылки

  1. ^ Хоффман, Ави «Газа в Библии», блоги Times of Israel , 11 октября 2023 г. https://blogs.timesofisrael.com/gaza-in-the-bible/
  2. Бритт, Брайан «Самсон в Газе», Школа богословия Чикагского университета , 25 января 2024 г. https://divinity.uchicago.edu/sightings/articles/samson-gaza
  3. ^ Jump up to: а б Филфил, Рания. «Другое лицо Газы: континуум Газы» . Эта неделя в Палестине . Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 г. Проверено 28 ноября 2023 г.
  4. ^ Археологические исследования в Палестине 1873–1874 гг . Том. 2. Перевод Макфарлейна Дж. Лондона: Фонд исследования Палестины. 1896. с. 392.
  5. ^ 1 Маккавеи 11: 61–62.
  6. ^ Jump up to: а б Эйзенштейн, доктор медицинских наук , изд. (1912). «עזה» . Озар Исраэль (на иврите). Том. 8. Нью-Йорк: Дж. Д. Эйзенштейн. стр. 42–43.
  7. ^ Шехада, Зиад (декабрь 2020 г.). «Отражение межрелигиозного сосуществования в культурной морфологии Большой мечети Омари» . Журнал исторических исследований культуры и искусства . 9 (4): 146. дои : 10.7596/taksad.v9i4.2751 .
  8. ^ Jump up to: а б «Границы Земли Израиля» . 26 января 2018 г.
  9. ^ Jump up to: а б Шарон, Моше (2009). «Газа (Газза)» . Справочник востоковедения . Том. 4. Брилл. стр. 19–24. ISBN  978-90-04-17085-8 .
  10. ^ Jump up to: а б Иш-Шалом, Михаил. В тени царей - История еврейского поселения в Земле Израиля (на иврите) п. 172.
  11. ^ Jump up to: а б Фройнд, Майкл (21 октября 2023 г.). «Богатая еврейская история и судьба Газы – мнение» . «Джерузалем Пост» . Проверено 1 января 2024 г.
  12. ^ Jump up to: а б Барнаи, Джейкоб (1987). «Тенденции в историографии средневековья и раннего Нового времени еврейской общины в Эрец-Исраэль». Кафедра: К истории Эрец Исраэль и ее ишува . 42 : 87–120. JSTOR   23399904 .
  13. ^ Крессель, Гетцель (1976). Преемственность еврейского поселения в Палестине (на иврите).
  14. ^ Jump up to: а б  Франко, М.; Готтейл, Ричард (1903). «Газа» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 577–578.
  15. ^ Кенаани, Дж. (1937). «Еврейское население Газы в средние века». Бюллетень Еврейского общества исследования Палестины на иврите) 5 (1–2): (   33–41 .
  16. ^ Маламат, А.; Бен-Сассон, HH (1976). История еврейского народа Издательство Гарвардского университета. п. 572. ИСБН  978-0-674-39731-6 .
  17. ^ Jump up to: а б с д «Газа прежде всего: человек, который положил начало крупнейшему мессианскому движению в еврейской истории» . Ану – Музей еврейского народа . Перевод Шпигеля, Варда. 25 ноября 2019 года . Проверено 7 декабря 2023 г.
  18. ^ Уик, Синтия (24 февраля 1974 г.). «Склоняясь к Смирне» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 декабря 2023 г.
  19. ^ Jump up to: а б Филиу, Жан-Пьер (2014). Газа: История . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-020189-0 .
  20. ^ Бенаягу, М. (1956). «К истории еврейского поселения в Газе (с конца XVII века по 1878 год)» Бюллетень Израильского исследовательского общества (на иврите). 20 (1–2): 21–30. JSTOR   23729416 .
  21. ^ Гилберт, Мартин (12 сентября 2023 г.). Атлас еврейской истории Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. п. 12. ISBN  978-1-000-86355-0 .
  22. ^ Эльмалих, Авраам (29 января 1943 г.). «Как ликвидировали еврейское поселение в секторе Газа (воспоминания из недавнего прошлого)» . Хед ха-Мицрах (на иврите). Том. 6, нет. 8. Иерусалим. стр. 6–7.
  23. ^ Эльмалих, Авраам (12 февраля 1943 г.). «Как ликвидировали еврейское поселение в секторе Газа (конец предыдущего номера)» . Хед ха-Мицрах (на иврите). Том. 6, нет. 9. Иерусалим. п. 5.
  24. ^ Альхайни, Цви (7 ноября 2023 г.). Вид на больницу Шифа в секторе Газа, построенную израильскими архитекторами . Йнет (на иврите) . Проверено 8 ноября 2023 г.
  25. ^ Альхайни, Цви (28 июля 2014 г.). «Редкий взгляд: так израильские архитекторы спроектировали и построили больницу Шифа в Газе» [Редкий взгляд: так израильские архитекторы спроектировали и построили больницу Шифа в Газе]. Йнет (на иврите) . Проверено 26 ноября 2023 г.
  26. ^ Харель, Амос (1 декабря 2009 г.). «Лидеры ХАМАС прячутся в подвале построенной Израилем больницы в секторе Газа» . Гаарец . Архивировано из оригинала 13 марта 2009 года.
  27. ^ Jump up to: а б «Не хочу или не могу» . Хьюман Райтс Вотч . 2017-04-02.
  28. ^ «Израильские войска устанавливают еврейские свечи-меноры на фоне разрушений Газы» . Новый араб . 8 декабря 2023 г. . Проверено 2 января 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d6f02b8afc630ef111ffffa84d9496df__1722769020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/df/d6f02b8afc630ef111ffffa84d9496df.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Gaza City - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)