История евреев в городе Газа
История евреев в городе Газа была прерывистой: со второго века до нашей эры до палестинских беспорядков 1929 года и арабо-израильской войны 1948 года . Еврейская община города на протяжении всей своей истории выпускала раввинов и известных деятелей. [ нужна ссылка ] Еврейское присутствие в городе Газа характеризовалось периодами сосуществования, экономическими проблемами и периодическими трениями с другими общинами.
В средние века, на протяжении примерно трех столетий, на территории Газы процветала еврейская община, пока крестоносцы не разрушили Газу и ближайшие к ней города в 12 веке. В период Османской империи, под руководством Натана из Газы в 17 веке, Газа стала центром еврейского мистицизма и местом зарождения крупнейшего современного еврейского мессианского движения. События арабо-израильской войны 1948 года стали важным поворотным моментом, приведшим к эвакуации еврейского населения из сектора Газа. Израильские еврейские общины, созданные в секторе Газа после Шестидневной войны 1967 года и позднее эвакуированные в 2005 году , не включали еврейскую общину в самом городе Газа.
Библейское повествование
Самсон, последний из судей древних израильтян, упомянутых в Книге Судей (главы с 13 по 16), отправился в Газу , где увидел проститутку ( иврит : אִשָּׁ֣ה זוֹנָ֔ה ) и навещает ее. [ 1 ] Его враги ждут у ворот города, чтобы устроить ему засаду, но он срывает ворота с самых петель и рамы и переносит их на «холм, который перед Хевроном ».
Позже он был схвачен филистимлянами и доставлен в город Газа, чтобы молоть зерно на мельнице. После восстановления своих физических сил его доставили в храм Дагона , где он обрушил колонны, разрушив храм, убив себя, а также всех филистимлян. [ 2 ]
Последнее упоминание о Газе в еврейской Библии произошло, когда царь Езекия напал на Газу и ее аванпосты (4 Царств 18:1-8). Однако ему не удалось завоевать этот город.
Эллинистический и римский периоды
Город Газа , расположенный вдоль побережья Средиземного моря был частью империи Селевкидов , в эллинистический период , а позже перешел под Рима . власть [ 3 ] В эллинистический период, который начался с завоеваний Александра Македонского проживало большое еврейское население в конце 4-го века до нашей эры, в соседней Иудее , а еврейские общины также существовали в других частях региона. Этот период характеризовался влиянием эллинистической культуры и взаимодействием различных этнических и религиозных групп. В это время впервые упоминается существование еврейской общины в Газе. [ 3 ]

В 145 г. до н.э. еврейский хасмонейский лидер Ионафан Апфус осадил Газу, находясь на службе в армии селевкидского царя Антиоха VI . Он сжег поля, и жители города сдались. Газа оставалась враждебной хасмонеям до ее разрушения хасмонейским царем Александром Яннеем в 96 г. до н.э. Газа была восстановлена римским генералом Помпеем Магнусом и передана Ироду Великому тридцать лет спустя. На протяжении всего римского периода Газа продолжала процветать, получая гранты от нескольких римских императоров. Городом управлял сенат из 500 членов, в котором тогда проживало разнообразное население, состоящее из греков, римлян, евреев, египтян , персов и набатеев . [ 5 ] Во время правления Ирода (37–4 гг. до н. э.) Газа находилась под его властью. После его смерти в 4 г. до н. э. он был присоединен к провинции Сирия . В 66 году нашей эры, на ранних этапах Первой еврейско-римской войны , город подвергся нападению еврейских повстанцев и был сожжен во время их восстания против римлян. [ 6 ]
На одной из колонн Великой мечети Газы надпись на иврите и греческом языке гласила: «Ханания, сын Иакова». Над ним была вырезана менора с шофаром с одной стороны и этрогом с другой. В конце 19 века колонна была частью старой синагоги в Кесарии Приморской и была перенесена в мечеть из-за ее предполагаемой религиозной ценности, поскольку церковь Кесарии появилась на карте Мадабы . Тот факт, что этот еврейский символ сохранялся на протяжении десятилетий внутри мечети, ученый Зиад Шехада назвал демонстрацией «мирного сосуществования». [ 7 ] Он был сильно поврежден в феврале 1987 года во время Первой интифады . [ 8 ]
По всем раввинистическим мнениям, сектор Газа входит в границы, которые «олеи Мицраим» было повелено завоевать во времена Иисуса Навина, и он входил в наследство Иуды, как написано: «И Газа с окрестностями ее города и поселения вплоть до Нахаль-Мицраима и границы Средиземного моря» (Иисус Навин 15:47). [ 8 ]
Византийский период
К концу византийского периода Газа была важным еврейским центром на юге Палестины. [ 9 ] Газа вместе с Тверией стала альтернативным местом паломничества евреев, когда доступ евреев в Иерусалим был запрещен. По словам караимского источника, в этот период, «до арабского завоевания Земли Израиля, они не могли прийти в Иерусалим, и с четырех концов земли они пришли в Тверию и Газу по желанию Храма. " Это поселение продолжалось до конца византийского периода, о чем свидетельствует арабское завоевание Газы и ее окрестностей (в феврале 634 г., после осады окрестностей города, она была осаждена, завершившаяся взятием города в июле) в сирийская хроника: «И было убито там около четырех тысяч бедных крестьян из Земли Израиля: христиан, иудеев и самаритян . И арабы опустошили всю землю». [ 10 ]
Рядом с портом Газы были обнаружены остатки древней синагоги на юге Газы , построенной около 508 года нашей эры в византийский период. На мозаичном полу синагоги изображены различные африканские животные и медальоны, а у входа - изображение фигуры, играющей на музыкальном инструменте в окружении животных, с именем «Давид» вверху. Центральная надпись на мозаике на греческом языке гласит: «Мы, Менахем и Иешуа, сыновья Иессея, торговцы древесиной, в знак уважения к святейшему месту подарили эту мозаику в месяце Лоуосе 569 года» (еврейский счет Год в Газе начался с изгнания Габинуса ). Сообщество Газы также упоминается в каирских документах Генизы . [ 10 ]
Ранний исламский период
В районе Газы, включая город Рафах на протяжении почти 300 лет процветала еврейская община , на протяжении почти 300 лет в Средние века , причем ряд еврейских реликвий, таких как письма и переписка членов общины, позже были найдены в Каирской Генизе , что свидетельствует о том, что такое еврейская община. описывается как «процветающее» еврейское присутствие до XII века, когда крестоносцы разрушили территорию Газы. [ 11 ]
С появлением ислама в VII веке Газа была завоевана армией халифата Рашидун . Завоевания зимми характеризовались определенным уровнем религиозной терпимости, что позволяло евреям и христианам исповедовать свою религию на условиях — защищенного статуса для немусульман.
Газа стала частью Омейядов , а затем и халифата Аббасидов . Во время арабского завоевания арабские завоеватели не изгоняли еврейских и христианских жителей города, и на протяжении всего исламского правления еврейское поселение в Газе непрерывно сохранялось до середины 11 века, когда город был опустошен.
Среди примечательных фигур этого периода — пунктуатор Моше аль-Азати (около 800–825 гг.) и раввин Эфраим бен Шемария аль-Азати, лидеры еврейской общины в Фустате , Египет, выходцы из Газы. Сохранилась переписка того времени между мудрецами Фустата и мудрецами Газы, в которой рассматриваются споры о наследстве, лежащие в основе юридического спора между ними. Письмо, подписанное пятнадцатью руководителями города во главе с Иешуа бен Натаном, «Иешуа, членом Великого Синедриона, сыном рабби Натана, потомком Львенка», приписываемое вождям из колена Иуды , является частью этой переписки. Рукопись, обнаруженная в каирской Генизе, свидетельствует о споре между Давидом бен Даниэлем из известной еврейской общины Вавилонии и семьей Гаон относительно того, были ли Газа и Ашкелон включены в границы Земли Израиля. Этот спор указывает на существование еврейской общины в секторе Газа в этот период. [ 12 ]
Существует неопределенность относительно существования небольших еврейских поселений вокруг Газы в начале второго тысячелетия. По словам Шмуэля Асафа, рассеянные по Газе евреи в этот период были вынуждены переселиться в город. Однако, по мнению Бенджамина Зеэва Кедара, это предположение не имеет достаточных доказательств. Пийют (литургическая поэма) того времени, написанная поэтом раввином Шмуэлем бен Йеруби Хаушаной, ссылается на указ , который коснулся евреев в этом регионе в тот же период: « И сыновья Газы были истреблены, и собрание дворы его были разогнаны ». Версия «дворы» подтверждает существование еврейского поселения вокруг сектора Газа. Однако параллельная версия гласит: « И собрание его дворов (Хацерим) было изгнано », а « Хацерим » — древнееврейский термин, обозначающий Рафах , что позволяет предположить, что поэт, возможно, имел в виду евреев Рафаха, а не обращался к ним. существование еврейского поселения вокруг Газы, вызывающее сомнения в его существовании. [ 12 ]
В 1077 году Атсиз ибн Увак, подавляя восстание против сельджуков , захватил Газу и полностью разрушил город. Население обновилось только через два поколения. Еврейские путешественники, посетившие Землю Израиля в этот период, такие как Вениамин Туделинский и Петахия Регенсбургский , вообще не упоминают Газу. Даже Иегуда Альхаризи , проехавший через Газу в 1218 году по пути из Египта в Иерусалим, не упоминает о встрече с евреями в городе.
Мамлюкские периоды
С завоеванием крестоносцами и созданием Иерусалимского королевства в начале 12 века жители Газы покинули свой город, и он был передан ордену тамплиеров , которые его и заселили. Сведения о евреях, находившихся в городе в тот период, отсутствуют, что позволяет предположить, что их судьба была аналогична судьбе других мусульманских жителей. Еврейское поселение в секторе Газа в это время прекратило свое существование вплоть до периода мамлюков . [ нужна ссылка ]
В 13 веке раввин Авраам Абулафия упомянул «комментарий к Торе, составленный раввином Цдакой Халеви из города Газа». Однако ведутся научные споры о том, указывает ли это на еврейское поселение в городе в тот период. [ 13 ]
После завоевания мамлюками евреи вернулись в Газу, и в городе возникла процветающая еврейская община. В 1384 году итальянский путешественник-христианин по имени Готи сообщил о еврейском поселении в Газе, отметив, что евреи занимались производством вина , заявив, что «и вино у них хорошее». Другой христианский путешественник, Де Анджели, посетивший город в 1395 году, описал разделение города на кварталы или улицы: на одной улице проживали евреи, на другой — самаритяне, и так далее. Чтобы различать жителей разного вероисповедания, жители Газы были обязаны носить головные уборы разного цвета: мусульмане носили белые тюрбаны , христиане носили тюрбаны синеватого цвета, самаритяне носили белые тюрбаны со светло-красным оттенком, а евреи носили желтые головы. покрытия. [ нужна ссылка ]
Около 1432 года бургундский шпион Бертрандон де ла Брокьер сообщил о встрече с сицилийскими евреями в секторе Газа. Хотя это упоминание само по себе не подтверждает постоянное еврейское присутствие в городе в начале 15 века, похоже, что постоянное еврейское присутствие сохранялось, о чем свидетельствуют упоминания второй половины того века. [ нужна ссылка ]
Еврейский путешественник из Флоренции Соломон Молхо описал Газу в 1481 году во время своего путешествия в Святую Землю, отметив процветающий город с хорошей землей, скотом, хлебом и вином, производимыми евреями. Он сообщил о большом населении, в том числе около 70 еврейских семей и четырех самаритянских семей. По его словам, евреи проживали в верхней части города, называемой «Йехудика» (еврейский квартал), и там располагался дом Далилы , связанный с библейским Самсоном . Он также заметил большой двор, предположительно разрушенный, который даже в свое время считал важным. Мешуллам из Вольтерры (1481 г.) сообщил о 60 раввинитских и четырех самаритянских еврейских семьях и отметил, что евреи несут ответственность за выращивание вина в регионе. [ 14 ] Авдия Бертиноро (1488 г.) отметил 70 раввинитских и два самаритянских дома, [ 15 ] и упоминает присутствие в Газе раввина Моисея из Праги, переехавшего туда из Иерусалима. [ 14 ] [ 16 ]
Османский период
Есть свидетельства наличия еврейского населения в Газе в 16 веке, вероятно, большего, чем в 15 веке. Согласно османским налоговым отчетам с 1525 по 1526 год, в тот год в Газе проживало 95 еврейских семей. [ 9 ]
В начале 17 века еврейской общине Газы служил известный каббалист и поэт раввин Исраэль Наджара до своей смерти и похорон на еврейском кладбище Газы в 1625 году. [ 11 ] На посту раввина общины его сменил его сын, раввин Моше бен Исраэль Наджара. [ нужна ссылка ] Самуил бен Давид основал в городе синагогу в 1641 году. [ 6 ]
В 1660-х годах Газа стала центром мистического еврейского учения Каббалы и местом, где зародилось всемирное движение « Саббатианцы еврейское мессианское » под руководством Натана из Газы , который переехал из Иерусалима, чтобы жить с семьей своей жены среди еврейской общины Газы. [ 17 ] Переезд Натана в Газу стал поворотным моментом в его осознании необходимости «придерживаться аскетического образа жизни, увлекаться мистикой и углубляться» в сочинения раввинских переводчиков; после того, как с детства в Иерусалиме хорошо разбирался в толкованиях Торы , а также в еврейских комментариях. [ 17 ] В Газе Натан был быстро окружен молодыми апостолами из-за его «настойчивости, смелости и оригинального богословия, красноречивого выражения и социальных навыков», причем апостолы описывались как «горячо распевающие» древние пиютимские литургические стихи деятеля Газы раввина Исраэля Наджары и «восторженно танцуя» на пляже Газы. Учение Натана на побережье Газы было описано апостолом как «склонность «Пророка» проповедовать тайны» Зогара , фундаментальной книги еврейского мистицизма. [ 17 ] Во время еврейского праздника Шавуот в 1660-х годах Саббатай Цви отправился из Иерусалима в Газу, чтобы получить исцеляющую епитимью от Натана, который провозгласил его Мессией, основав крупнейшее еврейское мессианское движение в современную эпоху. [ 18 ] [ 19 ] [ 17 ]
В 1674 году священник -иезуит, посетивший Газу, сообщил, что евреи составляют четверть населения города. Другой христианский священник, прибывший в Газу в 1726 году, упомянул еврейскую общину, занимавшуюся торговлей и работавшую переводчиками. [ 19 ]
В феврале 1799 года, когда французские войска под предводительством Наполеона захватили город и возникла чума, большая часть еврейской общины бежала из Газы. [ 20 ]
19 век
К началу 19 века от еврейской общины мало что осталось: в 1903 году было зарегистрировано всего 90 евреев. [ 21 ] В 1869 году две семьи марокканского еврейского происхождения поселились в Газе, положив начало новому еврейскому поселению в городе. Во время Первой алии (1880-е гг.) предпринимались попытки обновить еврейское население в секторе Газа. В рамках этих усилий Залман Давид Левонтин посетил город в 1882 году и сообщил, что не встретил никаких евреев. Он предложил основать еврейское поселение в районе Али-Монтар. [ 22 ]
В 1885 году Зев Клонимус Виссоцкий , лидер движения Ховевей Цион , призвал к созданию еврейских поселений в центре арабских городов, включая Газу, Лод и Наблус , чтобы обеспечить иммигрантам дополнительный источник средств к существованию, в дополнение к сельскохозяйственные поселения, возникшие в то время. В 1886 году Йехиэль Брилл сообщил, что в Газе уже проживает 50 еврейских семей. Члены обновленной общины в основном происходили из старой еврейской общины Иерусалима, в первую очередь из сефардской общины, а также некоторых русских еврейских иммигрантов. [ нужна ссылка ]
Синагога, обслуживавшая местную общину в XVIII веке, если и находилась в отдельном здании, то либо разрушалась, либо попадала под контроль мусульман. Обновленная община первоначально совершала свои молитвы в отведенной для этого квартире. К 1895 году в городе осталась небольшая еврейская община, состоявшая примерно из двенадцати семей, поддерживавших прекрасные отношения с мусульманским населением. [ нужна ссылка ]
20 век
С 1907 года раввином общины Газы был раввин Ниссим Охана. Он основал школу по изучению Танаха и Талмуда на иврите, инициировал строительство мики для женщин, а также создание кладбища.
Во время Первой мировой войны многие евреи из Газы были изгнаны, а некоторые даже депортированы из Земли Израиля. [ 23 ] До этой волны перемещения значительная часть оставшегося еврейского населения Газы была вовлечена в торговлю и владела монополией на экспорт арбузов («хандол») через порт Газы в порт Гамбург . Урожай арбуза выращивался бедуинами в песках Негева , а также служил популярным средством от запоров. Другая отрасль сельского хозяйства, выращивание ячменя для пивоваренной промышленности, привлекала многие еврейские семьи до 1916 года, когда османские и немецкие войска эвакуировали всех жителей этого района, готовясь к конфронтации с британскими и союзными войсками . После войны евреи вернулись в Газу (в 1922 году было зарегистрировано около 50 евреев), но были вынуждены снова покинуть Газу из-за палестинских беспорядков 1929 года . [ нужна ссылка ]
В ходе обследования деревень 1945 года в районе Газы было насчитано 150 евреев, а в самом городе - 80. Однако после палестинской войны 1948 года в городе не осталось еврейских поселений. [ нужна ссылка ] Город Газа некоторое время находился под израильской военной администрацией во главе с подполковником Хаимом Гаоном во время Суэцкого кризиса со 2 по 3 ноября 1956 года по 7 марта 1957 года.
После Шестидневной войны 1967 года Израиль оккупировал сектор Газа , и в районе Газы были построены новые израильские поселения , считающиеся незаконными в соответствии с международным правом , включая Гуш-Катиф , Кфар-Даром и Нецарим , а также северные поселения Элей-Синай . Нисанит и Дугит . Однако в городе Газа не было еврейского поселения. [ нужна ссылка ]
В 1987 году израильские архитекторы Гершон Цапор и Бенджамин Эдельсон спроектировали расширение больницы Аль-Шифа . [ 24 ] [ 25 ] Расширение и реконструкция были направлены на улучшение условий жизни жителей Газы . [ 26 ]
21 век
После ухода Израиля из сектора Газа в 2005 году Израиль закрыл сектор Газа для израильтян. [ 27 ] (Египет в основном держит свой переход закрытым и утверждает, что Израиль, как оккупирующая держава, должен решать, кто может въезжать). [ 27 ]
Вторжение
Израильские войска вторглись и оккупировали город Газа во время войны между Израилем и ХАМАСом в 2023 году , в ходе которой они временно установили меноры для праздника Ханука в районе Шуджаия и в соседнем городе Бейт-Ханун . [ 28 ]
Ссылки
- ^ Хоффман, Ави «Газа в Библии», блоги Times of Israel , 11 октября 2023 г. https://blogs.timesofisrael.com/gaza-in-the-bible/
- ↑ Бритт, Брайан «Самсон в Газе», Школа богословия Чикагского университета , 25 января 2024 г. https://divinity.uchicago.edu/sightings/articles/samson-gaza
- ^ Jump up to: а б Филфил, Рания. «Другое лицо Газы: континуум Газы» . Эта неделя в Палестине . Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 г. Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Археологические исследования в Палестине 1873–1874 гг . Том. 2. Перевод Макфарлейна Дж. Лондона: Фонд исследования Палестины. 1896. с. 392.
- ^ 1 Маккавеи 11: 61–62.
- ^ Jump up to: а б Эйзенштейн, доктор медицинских наук , изд. (1912). «עזה» . Озар Исраэль (на иврите). Том. 8. Нью-Йорк: Дж. Д. Эйзенштейн. стр. 42–43.
- ^ Шехада, Зиад (декабрь 2020 г.). «Отражение межрелигиозного сосуществования в культурной морфологии Большой мечети Омари» . Журнал исторических исследований культуры и искусства . 9 (4): 146. дои : 10.7596/taksad.v9i4.2751 .
- ^ Jump up to: а б «Границы Земли Израиля» . 26 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Шарон, Моше (2009). «Газа (Газза)» . Справочник востоковедения . Том. 4. Брилл. стр. 19–24. ISBN 978-90-04-17085-8 .
- ^ Jump up to: а б Иш-Шалом, Михаил. В тени царей - История еврейского поселения в Земле Израиля (на иврите) п. 172.
- ^ Jump up to: а б Фройнд, Майкл (21 октября 2023 г.). «Богатая еврейская история и судьба Газы – мнение» . «Джерузалем Пост» . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Барнаи, Джейкоб (1987). «Тенденции в историографии средневековья и раннего Нового времени еврейской общины в Эрец-Исраэль». Кафедра: К истории Эрец Исраэль и ее ишува . 42 : 87–120. JSTOR 23399904 .
- ^ Крессель, Гетцель (1976). Преемственность еврейского поселения в Палестине (на иврите).
- ^ Jump up to: а б
Франко, М.; Готтейл, Ричард (1903). «Газа» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 577–578.
- ^ Кенаани, Дж. (1937). «Еврейское население Газы в средние века». Бюллетень Еврейского общества исследования Палестины на иврите) 5 (1–2): ( 33–41 .
- ^ Маламат, А.; Бен-Сассон, HH (1976). История еврейского народа Издательство Гарвардского университета. п. 572. ИСБН 978-0-674-39731-6 .
- ^ Jump up to: а б с д «Газа прежде всего: человек, который положил начало крупнейшему мессианскому движению в еврейской истории» . Ану – Музей еврейского народа . Перевод Шпигеля, Варда. 25 ноября 2019 года . Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ Уик, Синтия (24 февраля 1974 г.). «Склоняясь к Смирне» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Филиу, Жан-Пьер (2014). Газа: История . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-020189-0 .
- ^ Бенаягу, М. (1956). «К истории еврейского поселения в Газе (с конца XVII века по 1878 год)» Бюллетень Израильского исследовательского общества (на иврите). 20 (1–2): 21–30. JSTOR 23729416 .
- ^ Гилберт, Мартин (12 сентября 2023 г.). Атлас еврейской истории Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. п. 12. ISBN 978-1-000-86355-0 .
- ^ Эльмалих, Авраам (29 января 1943 г.). «Как ликвидировали еврейское поселение в секторе Газа (воспоминания из недавнего прошлого)» . Хед ха-Мицрах (на иврите). Том. 6, нет. 8. Иерусалим. стр. 6–7.
- ^ Эльмалих, Авраам (12 февраля 1943 г.). «Как ликвидировали еврейское поселение в секторе Газа (конец предыдущего номера)» . Хед ха-Мицрах (на иврите). Том. 6, нет. 9. Иерусалим. п. 5.
- ^ Альхайни, Цви (7 ноября 2023 г.). Вид на больницу Шифа в секторе Газа, построенную израильскими архитекторами . Йнет (на иврите) . Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ Альхайни, Цви (28 июля 2014 г.). «Редкий взгляд: так израильские архитекторы спроектировали и построили больницу Шифа в Газе» [Редкий взгляд: так израильские архитекторы спроектировали и построили больницу Шифа в Газе]. Йнет (на иврите) . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Харель, Амос (1 декабря 2009 г.). «Лидеры ХАМАС прячутся в подвале построенной Израилем больницы в секторе Газа» . Гаарец . Архивировано из оригинала 13 марта 2009 года.
- ^ Jump up to: а б «Не хочу или не могу» . Хьюман Райтс Вотч . 2017-04-02.
- ^ «Израильские войска устанавливают еврейские свечи-меноры на фоне разрушений Газы» . Новый араб . 8 декабря 2023 г. . Проверено 2 января 2023 г.