Нассим Шамама
Нассим Шамама или Нессим Сцемама ( араб . Насим Шамама ) (родился в Тунисе , Османская империя , 1805 г. – умер в Ливорно , Италия, 24 января 1873 г.) [ 1 ] был тунисским бизнесменом и филантропом. Будучи тунисским евреем , он занимал должность каида (главы) еврейской общины страны. Он также работал на Хусейнидских беев , занимая должность генерального приемщика. [ 2 ] а затем финансовый директор. Накопив огромное состояние на своих официальных должностях, он покинул Тунис, а после его смерти его поместье стало предметом нескольких известных и длительных международных судебных процессов.
Ранняя жизнь и общественная карьера
[ редактировать ]Сын раввина Саломона Самамы и Азизы Криф, [ 1 ] его считали «главой самой богатой и уважаемой еврейской семьи во всем регентстве Туниса». Нам ничего не известно о его юности, но Нессим Сцемама очень рано начал заниматься тканевым бизнесом. Его магазин в Харе , еврейском квартале, едва зарабатывал достаточно, чтобы позволить ему жить и содержать свою семью, включая трех жен. Один из его клиентов, генерал Бенаид, был поражен его навыками, речью и способностями к расчету, и это позволило ему общаться с высшим руководством регентства. Покинув свою лавку, он согласился стать слугой генерала и занял должность кассира у Махмуда Бен Айеда . [ 1 ] По крайней мере, с 1843 года он отвечал за сбор налогов. В 1849 году он получил контроль над общими таможенными доходами, за которыми позже последовали концессии на таможенные доходы от Сфакса и Суса , а также на мыло, известь, кирпичи, соль и древесный уголь. [ 1 ] В 1852 или 1853 году он поступил на службу к великому визирю Мустафе Хазнадару , став генеральным получателем финансов или генеральным казначеем. [ 1 ] [ 3 ] Он занимал пост финансового директора с апреля 1860 года и стал настолько богатым, что в мае 1862 года предложил Хазнадару ссуду в десять миллионов риалов под процентную ставку 12%. [ 1 ]
Я победил дело Сфеза
[ редактировать ]В июне 1856 года Нассим Шамама оказался вовлеченным в дело Батто Сфеса , которое касалось суда и последующей казни его кучера. После дорожно-транспортного происшествия и ссоры с мусульманином Сфеза обвинили в оскорблении ислама. Признанный виновным, он был приговорен шариатским судом к смертной казни за богохульство и обезглавлен 24 июня 1857 года. [ 4 ] Таким образом Мохаммед-бей стремился смягчить общественное негодование, возникшее в связи с более ранней казнью мусульманина, обвиненного в убийстве еврея. [ 5 ] Сам Шамама был в безопасности от тунисских властей, поскольку пользовался защитой французского консульства. [ 6 ] Жесткость приговора, вынесенного Сфесу, вызвала большое волнение в еврейской общине, а также среди консулов Франции и Великобритании Леона Роша и Ричарда Вуда. Они оказали давление на бея, чтобы он издал декларацию либеральных реформ, аналогичную тем, которые были обнародованы в Османской империи в 1839 году. [ 4 ]
Лидерство сообщества
[ редактировать ]В октябре 1859 года, после смерти его вероятного дяди, служанки Джозефа Шемамы, [ 1 ] Британские и французские консулы успешно лоббировали бея, чтобы сделать Нессима Самаму опекуном еврейской общины в Тунисе. [ 7 ] Он способствовал строительству и благоустройству культовых сооружений, в том числе строительству Большой синагоги Туниса. Он также убедил бея освободить еврейскую общину от барщинного труда . Местные источники хранят память о нем как о беспримерном филантропе: он женился, давал приданое бедным девушкам, помогал нуждающимся в городе. Он построил для себя большой дом (известный сегодня как Дар Каид Нессим Самама ) на улице Эль-Мехнака, в котором позже разместилась школа для девочек Вселенского израильского союза , синагога, носящая его имя, и очень хорошо оснащенная библиотека. Он был одним из архитекторов сближения Туниса и Франции; в 1860 году он познакомился с императрицей Евгенией и Наполеоном III , которые сделали его кавалером Почётного легиона через несколько лет .
Бегство и изгнание
[ редактировать ]После восстания Меджбы и приостановки действия Конституции 1861 года Шемама 8 июня 1864 года уехал в Париж, официально с миссией договориться о новом кредите, но фактически сбежал из страны, взяв с собой ключевые финансовые досье, компрометирующие документы и двадцать миллионов долларов. риалы, накопленные за счет злоупотреблений своим положением. [ 8 ] [ 9 ] 47 Он переехал на улицу Фобур-Сен-Оноре, , купил отели на улице Шайо, загородный дом в Бомон-сюр-Уаз и недвижимость в Севре . [ 1 ]
Франко -прусская война 1870 года вынудила его уехать в Италию. В 1871 году он поселился на постоянной основе в Ливорно , откуда продолжал управлять своей собственностью в Харе . Король Виктор-Эммануил II закрепил за ним звание папского графа , что сделало его первым евреем, получившим этот титул. [ 1 ]
Наследие и судебные процессы
[ редактировать ]Шамама умер бездетным, и ряд членов семьи как в Тунисе, так и за рубежом пытались заявить права на его огромное состояние. Кроме того, его имущество преследовал бей Туниса, который стремился вернуть часть средств, украденных Шамамой. [ 10 ] [ 11 ] Премьер-министр Мустафа Хазнадар заключил сделку с тремя наследниками Шамамы об урегулировании всех претензий в обмен на 5% их наследства, но выяснилось, что эти деньги остались бы у самого Хазнадара и не были бы переведены в государственную казну. Наследники в Тунисе затем обратились за помощью к французским и итальянским консулам и уехали из Туниса в Ливорно. [ 12 ] Центральное место в спорах занимали разногласия по поводу того, кто обладает юрисдикцией над делами Шамамы; родившийся тунисцем, он, по слухам, принял итальянское гражданство. В 1878 году суд Ливорно постановил, что он умер без гражданства, отказавшись от тунисского гражданства. [ 1 ] Эти последовательные судебные дела длились в общей сложности более пятнадцати лет. [ 8 ]
Бей возбудил во Франции дело против старого покровителя Шамамы Махмуда Бен Айеда; Как только французская арбитражная комиссия установила, что Бен Айед обязан выплатить бею крупную сумму, Бен Айед начал собственное дело против поместья Шамама, утверждая, что Шамама был в сговоре со своими врагами, чтобы лишить его законного имущества. Дело Бена Айеда провалилось, но, поскольку бей Туниса все еще добивался реституции, наследники Шамамы продали свою долю в поместье барону Эрлангеру за 11 миллионов франков в 1879 году. В октябре 1881 года Эрлангер подписал соглашение с правительством Туниса, согласно которому поместье было разделено на 72 человека. % осталось у Эрлангера и всего 22% у правительства Туниса. В последующие годы правительство Туниса фактически вернуло менее 8 миллионов франков, в то время как Эрлангер сохранил за собой 20 миллионов. [ 1 ] [ 13 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Марглин, Дж. (2018). Гражданство на суде: международное частное право в странах Средиземноморья. Анналы. История, Социальные науки, 73 (1), 81–113. doi:10.1017/ahsse.2020.12
- Марглин, Дж. (2022) Дело Шамамы: оспаривание гражданства в современном Средиземноморье
- Бен Слиман, Фатма (2015). Определите, что значит быть тунисцем. Споры вокруг гражданства Нессима Шемамы (1873-1881). Обзор мусульманских умов и Средиземноморья. 137, 31-48
- Харуви, Ю. (2007). Согласно некоторым еврейским источникам, конфликты вокруг воли Каида Нессима Шемамы. В: Д. Коэн-Таннуджи, Между Востоком и Западом: евреи и мусульмане в Тунисе (стр. 143-156). Париж: Éditions de l’Éclat
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Булю, Жиль (2005). «Хозяин Нессим Биши Сцемама (1805-1873)». Исследование сцемамы или самамы Туниса . Париж: Историческое общество евреев Туниса. стр. 22–29.
- ^ Артур Пеллегрин (1951). Права Франции и французов в Тунисе: историко-правовое исследование с четырьмя внетекстовыми гравюрами . Книжный магазин Намура. п. 59 . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Мухаммад аль-Салих Мазали; Хайр ад-Дин Туниси (1971). Хередин, государственный деятель: аннотированные исторические документы . Тунисское издательство. п. 259 . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Себаг, Пол (1991). История евреев Туниса от истоков до наших дней . Париж: Editions L'Harmattan. стр. 117–8. ISBN 978-2-296-24036-0 .
- ^ Бен Реджеб, Рида (2003). «Еврейский вопрос и конституционные реформы в Тунисе». В Соне Феллоус (ред.). Евреи и мусульмане Туниса: братство и разногласия . Париж: Сомоги. п. 133. ИСБН 978-2-850-56632-5 .
- ^ Асса Окот (2006). История Африки: африканские общества и установление колониального правления, 1800-1915 гг . Восточноафриканские издатели. п. 297. ИСБН 978-9966-25-357-6 . Проверено 31 июля 2021 г.
- ^ Аллали, Жан-Пьер. «НЕССИМ САМАМА, ХАИД ЕВРЕЕВ ТУНИСА» . Харисса.com . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аллагуи, Абделькрим (2016). Евреи и мусульмане в Тунисе от истоков до наших дней . Париж: Проект Талландье/Аладин. стр. 40–42. ISBN 979-10-210-2077-1 .
- ^ Тунисское обозрение: орган Карфагенского института (Тунисская ассоциация литературы, наук и искусств) . В Генеральном секретариате Карфагенского института. 1938. с. 100 . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Мхамед Уальди (4 февраля 2020 г.). Раб между империями: трансимперская история Северной Африки . Издательство Колумбийского университета. п. 112. ИСБН 978-0-231-54955-4 . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ Бешир Тлили (1974). Культурные и идеологические отношения между Востоком и Западом в Тунисе в XIX веке (1830-1880) . Университет Туниса. п. 509. ИСБН 9789973069719 . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ Израильская Вселенная: Журнал консервативных принципов иудаизма . 1873. с. 459 . Проверено 31 июля 2021 г.
- ^ Мустафа Крайем (1973). Доколониальный Тунис: Государство, правительство, администрация . Тунисская телерадиокомпания. п. 344.