Jump to content

Я победил в деле Сфеза

Сэмюэл «Батто» Сфез ( араб . باتو سفس ) ( иврит : באטו ספז ) был молодым тунисским евреем, который работал водителем телеги у Нассима Шамамы, служанки или официально признанного лидера еврейской общины в Тунисе . [ 1 ] Его казнь за богохульство в 1857 году стала проверкой статуса евреев и христиан в Тунисе и претензий европейских держав на осуществление юрисдикции над немусульманами в стране. Это дело вызвало международный дипломатический инцидент и привело к предоставлению первой в Тунисе гарантии равных прав для всех граждан, независимо от их веры.

Мохаммед Бей ( Бей Туниса , Тунис)

В 1855 году новый правитель Туниса Мухаммад II ибн аль-Хусейн отменил многие мелкие ограничения, ранее посягавшие на еврейскую жизнь. [ 2 ] Он также нанял Нассима Шамаму на должность генерального финансового управляющего. [ 1 ] В то время отношения между Тунисом и европейскими державами регулировались капитуляциями , которые предоставили экстерриториальность европейским подданным, освободив их от тунисских судов. [ 3 ] Капитуляции позволили европейским державам распространить свою защиту и щит экстерриториальности на тех, кто на них работал, но беи Туниса стремились ограничить это узко. Так, Хаммуда-бей (1782–1814) отказался признать регистрацию тосканского еврея из Ливорно, поселившегося в Тунисе в качестве французского протеже. Он утверждал, что евреи Ливорно, приехавшие в Тунис несколькими поколениями ранее, были его подданными и не имели права на защиту, как если бы они были французами. Тем не менее договор о капитуляции 1824 года между Францией и Тунисом предусматривал, что еврейские агенты на службе Франции будут продолжать пользоваться теми привилегиями, которые были определены при предыдущих капитуляциях для тунисских портов. [ 4 ] Таким образом, в основе дела Батто-Сфеса лежала степень, в которой Франция могла защитить тунисского еврея, защищая его от тунисского правосудия. Поскольку Сфез родился в Тунисе, он не имел права на консульскую защиту. [ 5 ]

Арест, суд и казнь

[ редактировать ]

В 1856 году Сфез ехал на телеге своего хозяина по многолюдным улицам Туниса, когда случайно наехал и убил мусульманского ребенка. [ 6 ] [ 7 ] В последовавшей за этим ссоре он, очевидно, оскорбил ислам, что считалось тяжким преступлением. Было много свидетелей, которые слышали, как Сфез ругал своего противника и его религию, а также показали, что во время аварии он был пьян. [ 8 ] В ходе судебного разбирательства еврейская община предложила очень крупную сумму денег за освобождение Сфеза. [ 9 ] Однако Шамама ранее вызвал недовольство бея, заставив его заняться делом мусульманина, убившего еврея. Всего за несколько дней до ареста Батто Сфеза это привело к непопулярной казни мусульманина. [ 8 ] В результате его представления бею от имени своего сотрудника не увенчались успехом, и вместо этого он обратился за поддержкой к французским и британским консулам. Однако Мухаммад-бей издал приказ о казни в тот же день, когда суд вынес обвинительный приговор, и 24 июня 1857 года Сфез был обезглавлен. [ 8 ] Затем его голову пинали по городу, а затем разбили камнями. [ 10 ] и власти отказались выдать его тело для надлежащего еврейского захоронения. [ 8 ]

В интервью консулу Вуду через несколько недель после казни Сфеза Мухаммад-бей прокомментировал:

«Если быстрое внедрение инноваций и реформ создаст опасения, что наша Вера находится в опасности, люди поднимутся до мужского уровня, и мое правительство падет... Я был обязан подчиниться решению Шераа (так в оригинале) (исламского Закон). Если бы я отказался сделать это, непосредственные последствия были бы более катастрофическими. Несколько сотен мавров, населявших квартал Баб-Суэка, вооружились и были готовы в случае любого колебания с моей стороны привести в исполнение приговор, напасть на евреев и христиан, две или три сотни из которых (приняли) меры для их защиты. Имело ли я право пойти на такой риск и подвергнуть их и себя этой ужасной катастрофе? В случае с мусульманином (так в оригинале) , осужденным за богохульство, не был ли мой родственник обязан улемами и народом утвердить приговор и принести в жертву богохульника, чтобы избежать восстания и пролития тысячной крови? Тем не менее, в течение шести дней и ночей я и мой министр размышляли над этим вопросом в надежде найти способ спасти обвиняемого, чью жизнь я призываю к свидетелю Бога, который будет судить меня в будущем, которого я бы пощадил, если бы это было в моя сила. [ 11 ]

Международный ответ

[ редактировать ]
Первая страница Основополагающего пакта 1857 года

Эти события вызвали большую обеспокоенность местной еврейской общины, а также европейских бизнесменов и, следовательно, французских и британских консулов ​​Леона Роша и Ричарда Вуда. [ 12 ] Еврейская и христианская общины направили делегацию к французскому императору Наполеону III, рассказывая об опасности, с которой они столкнулись. В ответ Франция направила военно-морскую эскадру из девяти кораблей и семисот пушек. [ 13 ] Ла Гулетту, чтобы настоять на том, чтобы Мухаммад-бей незамедлительно принял ряд реформ по образцу Османского Танзимата . [ 14 ]

Поэтому Мухаммад-бей согласился на то, что стало известно как « Фундаментальный пакт» ( араб . عهد الأمان ) ( «Ахд аль-Аман или залог безопасности»), составленный Ахмадом ибн Аби Дияфом 10 сентября 1857 года. [ 15 ] Пакт гарантировал людям безопасность их жизни и имущества, равенство налогообложения (тем самым косвенно отменяя дискриминационный налог джизья , взимаемый с немусульман), религиозную свободу и равенство перед законом. Он также разрешал иностранцам владеть землей, участвовать во всех видах бизнеса и создавать отдельные коммерческие суды. [ 16 ]

Варианты повествования

[ редактировать ]

Некоторые рассказы указывают на то, что приведенное выше общепринятое описание не является полным, и добавляют детали, для которых может не быть надежных источников. К ним относится, например, то, что ссора между Батто Сфесом произошла в таверне, а не на улице, где и он, и несколько мусульман пили. [ 1 ] Другая причина заключается в том, что после его казни еврейская община была вынуждена выкупить его голову, которую мусульмане использовали как футбольный мяч. [ 1 ] Еще один факт заключается в том, что Сфеза линчевала толпа, а не казнили по приказу суда. [ 17 ] В некоторых сообщениях также упускаются подробности о том, что причиной ссоры стало убийство мусульманского ребенка. Один источник утверждает, что причиной французского вмешательства было то, что Сфез был подданным Франции. [ 18 ]

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д «Qui était Batto Sfez» . Сарфатит (на французском языке). Архивировано из оригинала 23 декабря 2016 г. Проверено 23 декабря 2016 г.
  2. ^ Джейкобс, Джозеф; Бройде, Исаак. «Тунис» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 23 декабря 2016 г.
  3. ^ Мэри Дьюхерст Льюис, «География власти: тунисский гражданский порядок, юрисдикционная политика и имперское соперничество в Средиземноморье, 1881–1935», Журнал современной истории 80 (4): 791–830 https://dash.harvard. edu/handle/1/2665770 по состоянию на 23.12.2016
  4. ^ «Капитуляции» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 6 сентября 2022 г.
  5. ^ Нелида Фуккаро (редактор), Насилие и город на современном Ближнем Востоке <, Stanford University Press, 2016, стр. 101
  6. ^ Джулия-Энн Клэнси-Смит, Жители Средиземноморья: Северная Африка и Европа в эпоху миграции, 1800-1900 гг., University of California Press, 2011 г.
  7. ^ Кеннет Перкинс, История современного Туниса, Cambridge University Press, 2014, стр.18.
  8. ^ Jump up to: а б с д «Еврейско-арабские отношения в Тунисе с 1857 года до наших дней: Фундаментальный пакт, Вивиан Лессельбаум Сцемама» . www.harissa.com (на французском языке). 6 марта 2016 г. Проверено 23 декабря 2016 г.
  9. ^ Сара Тайеб-Карлен, Евреи Северной Африки: от Дидоны до Де Голля, University Press of America, 2010, стр.35
  10. ^ Александр Бодди, Кайрвану Святому: Сцены в мусульманской Африке, Кеган Пол, Trench & Co, Лондон, 1885, стр.244
  11. ^ Нелида Фуккаро (редактор), Насилие и город на современном Ближнем Востоке, Stanford University Press, 2016, стр. 101
  12. ^ Кеннет Перкинс, История современного Туниса, Cambridge University Press, 2004, стр.18.
  13. ^ «История тунисских буларов» (на французском языке). Архивировано из оригинала 02 марта 2014 г. Проверено 23 декабря 2016 г.
  14. ^ Сара Тайеб-Карлен, Евреи Северной Африки: от Дидоны до Де Голля, University Press of America, 2010, стр.36
  15. ^ Питер И. Меддинг, Сефардское еврейство и евреи-мизрахи, Том 22, Oxford University Press, 2008 г.
  16. ^ «Le Pacte Fondamental» [Фундаментальный пакт] (PDF) (на французском языке). 10 сентября 1857 года. Архивировано из оригинала (PDF) 27 мая 2016 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
  17. ^ Розенцвейг, Александр. «История евреев Туниса» . сайт sefarad.org . Архивировано из оригинала 23 ноября 2020 г. Проверено 23 декабря 2016 г.
  18. ^ Марк Аврум Эрлих, Энциклопедия еврейской диаспоры: истоки, опыт и культура, том 1 ABC-CLIO 2009, стр.210
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5a234f2e55ecc63a089f32ee5bb88364__1662449700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/64/5a234f2e55ecc63a089f32ee5bb88364.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Batto Sfez Affair - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)