Я победил в деле Сфеза
Сэмюэл «Батто» Сфез ( араб . باتو سفس ) ( иврит : באטו ספז ) был молодым тунисским евреем, который работал водителем телеги у Нассима Шамамы, служанки или официально признанного лидера еврейской общины в Тунисе . [ 1 ] Его казнь за богохульство в 1857 году стала проверкой статуса евреев и христиан в Тунисе и претензий европейских держав на осуществление юрисдикции над немусульманами в стране. Это дело вызвало международный дипломатический инцидент и привело к предоставлению первой в Тунисе гарантии равных прав для всех граждан, независимо от их веры.
Фон
[ редактировать ]В 1855 году новый правитель Туниса Мухаммад II ибн аль-Хусейн отменил многие мелкие ограничения, ранее посягавшие на еврейскую жизнь. [ 2 ] Он также нанял Нассима Шамаму на должность генерального финансового управляющего. [ 1 ] В то время отношения между Тунисом и европейскими державами регулировались капитуляциями , которые предоставили экстерриториальность европейским подданным, освободив их от тунисских судов. [ 3 ] Капитуляции позволили европейским державам распространить свою защиту и щит экстерриториальности на тех, кто на них работал, но беи Туниса стремились ограничить это узко. Так, Хаммуда-бей (1782–1814) отказался признать регистрацию тосканского еврея из Ливорно, поселившегося в Тунисе в качестве французского протеже. Он утверждал, что евреи Ливорно, приехавшие в Тунис несколькими поколениями ранее, были его подданными и не имели права на защиту, как если бы они были французами. Тем не менее договор о капитуляции 1824 года между Францией и Тунисом предусматривал, что еврейские агенты на службе Франции будут продолжать пользоваться теми привилегиями, которые были определены при предыдущих капитуляциях для тунисских портов. [ 4 ] Таким образом, в основе дела Батто-Сфеса лежала степень, в которой Франция могла защитить тунисского еврея, защищая его от тунисского правосудия. Поскольку Сфез родился в Тунисе, он не имел права на консульскую защиту. [ 5 ]
Арест, суд и казнь
[ редактировать ]В 1856 году Сфез ехал на телеге своего хозяина по многолюдным улицам Туниса, когда случайно наехал и убил мусульманского ребенка. [ 6 ] [ 7 ] В последовавшей за этим ссоре он, очевидно, оскорбил ислам, что считалось тяжким преступлением. Было много свидетелей, которые слышали, как Сфез ругал своего противника и его религию, а также показали, что во время аварии он был пьян. [ 8 ] В ходе судебного разбирательства еврейская община предложила очень крупную сумму денег за освобождение Сфеза. [ 9 ] Однако Шамама ранее вызвал недовольство бея, заставив его заняться делом мусульманина, убившего еврея. Всего за несколько дней до ареста Батто Сфеза это привело к непопулярной казни мусульманина. [ 8 ] В результате его представления бею от имени своего сотрудника не увенчались успехом, и вместо этого он обратился за поддержкой к французским и британским консулам. Однако Мухаммад-бей издал приказ о казни в тот же день, когда суд вынес обвинительный приговор, и 24 июня 1857 года Сфез был обезглавлен. [ 8 ] Затем его голову пинали по городу, а затем разбили камнями. [ 10 ] и власти отказались выдать его тело для надлежащего еврейского захоронения. [ 8 ]
В интервью консулу Вуду через несколько недель после казни Сфеза Мухаммад-бей прокомментировал:
«Если быстрое внедрение инноваций и реформ создаст опасения, что наша Вера находится в опасности, люди поднимутся до мужского уровня, и мое правительство падет... Я был обязан подчиниться решению Шераа (так в оригинале) (исламского Закон). Если бы я отказался сделать это, непосредственные последствия были бы более катастрофическими. Несколько сотен мавров, населявших квартал Баб-Суэка, вооружились и были готовы в случае любого колебания с моей стороны привести в исполнение приговор, напасть на евреев и христиан, две или три сотни из которых (приняли) меры для их защиты. Имело ли я право пойти на такой риск и подвергнуть их и себя этой ужасной катастрофе? В случае с мусульманином (так в оригинале) , осужденным за богохульство, не был ли мой родственник обязан улемами и народом утвердить приговор и принести в жертву богохульника, чтобы избежать восстания и пролития тысячной крови? Тем не менее, в течение шести дней и ночей я и мой министр размышляли над этим вопросом в надежде найти способ спасти обвиняемого, чью жизнь я призываю к свидетелю Бога, который будет судить меня в будущем, которого я бы пощадил, если бы это было в моя сила. [ 11 ]
Международный ответ
[ редактировать ]Эти события вызвали большую обеспокоенность местной еврейской общины, а также европейских бизнесменов и, следовательно, французских и британских консулов Леона Роша и Ричарда Вуда. [ 12 ] Еврейская и христианская общины направили делегацию к французскому императору Наполеону III, рассказывая об опасности, с которой они столкнулись. В ответ Франция направила военно-морскую эскадру из девяти кораблей и семисот пушек. [ 13 ] Ла Гулетту, чтобы настоять на том, чтобы Мухаммад-бей незамедлительно принял ряд реформ по образцу Османского Танзимата . [ 14 ]
Поэтому Мухаммад-бей согласился на то, что стало известно как « Фундаментальный пакт» ( араб . عهد الأمان ) ( «Ахд аль-Аман или залог безопасности»), составленный Ахмадом ибн Аби Дияфом 10 сентября 1857 года. [ 15 ] Пакт гарантировал людям безопасность их жизни и имущества, равенство налогообложения (тем самым косвенно отменяя дискриминационный налог джизья , взимаемый с немусульман), религиозную свободу и равенство перед законом. Он также разрешал иностранцам владеть землей, участвовать во всех видах бизнеса и создавать отдельные коммерческие суды. [ 16 ]
Варианты повествования
[ редактировать ]Некоторые рассказы указывают на то, что приведенное выше общепринятое описание не является полным, и добавляют детали, для которых может не быть надежных источников. К ним относится, например, то, что ссора между Батто Сфесом произошла в таверне, а не на улице, где и он, и несколько мусульман пили. [ 1 ] Другая причина заключается в том, что после его казни еврейская община была вынуждена выкупить его голову, которую мусульмане использовали как футбольный мяч. [ 1 ] Еще один факт заключается в том, что Сфеза линчевала толпа, а не казнили по приказу суда. [ 17 ] В некоторых сообщениях также упускаются подробности о том, что причиной ссоры стало убийство мусульманского ребенка. Один источник утверждает, что причиной французского вмешательства было то, что Сфез был подданным Франции. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фундаментальный пакт (pdf, текст на французском языке) в Wayback Machine (архивировано 27 мая 2016 г.)
- статья (на арабском языке) о смертной казни в Тунисе и о том, как дело Батто Сфеса стало этапом на пути к ее отмене в Wayback Machine (архивировано 11 октября 2019 г.)
- портрет британского консультанта сэра Ричарда Вуда в Wayback Machine (архивировано 3 августа 2012 г.)
- Трагическая судьба еврея Байту , роман Хатема Каруи (2004)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Qui était Batto Sfez» . Сарфатит (на французском языке). Архивировано из оригинала 23 декабря 2016 г. Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Джейкобс, Джозеф; Бройде, Исаак. «Тунис» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Мэри Дьюхерст Льюис, «География власти: тунисский гражданский порядок, юрисдикционная политика и имперское соперничество в Средиземноморье, 1881–1935», Журнал современной истории 80 (4): 791–830 https://dash.harvard. edu/handle/1/2665770 по состоянию на 23.12.2016
- ^ «Капитуляции» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 6 сентября 2022 г.
- ^ Нелида Фуккаро (редактор), Насилие и город на современном Ближнем Востоке <, Stanford University Press, 2016, стр. 101
- ^ Джулия-Энн Клэнси-Смит, Жители Средиземноморья: Северная Африка и Европа в эпоху миграции, 1800-1900 гг., University of California Press, 2011 г.
- ^ Кеннет Перкинс, История современного Туниса, Cambridge University Press, 2014, стр.18.
- ^ Jump up to: а б с д «Еврейско-арабские отношения в Тунисе с 1857 года до наших дней: Фундаментальный пакт, Вивиан Лессельбаум Сцемама» . www.harissa.com (на французском языке). 6 марта 2016 г. Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Сара Тайеб-Карлен, Евреи Северной Африки: от Дидоны до Де Голля, University Press of America, 2010, стр.35
- ^ Александр Бодди, Кайрвану Святому: Сцены в мусульманской Африке, Кеган Пол, Trench & Co, Лондон, 1885, стр.244
- ^ Нелида Фуккаро (редактор), Насилие и город на современном Ближнем Востоке, Stanford University Press, 2016, стр. 101
- ^ Кеннет Перкинс, История современного Туниса, Cambridge University Press, 2004, стр.18.
- ^ «История тунисских буларов» (на французском языке). Архивировано из оригинала 02 марта 2014 г. Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Сара Тайеб-Карлен, Евреи Северной Африки: от Дидоны до Де Голля, University Press of America, 2010, стр.36
- ^ Питер И. Меддинг, Сефардское еврейство и евреи-мизрахи, Том 22, Oxford University Press, 2008 г.
- ^ «Le Pacte Fondamental» [Фундаментальный пакт] (PDF) (на французском языке). 10 сентября 1857 года. Архивировано из оригинала (PDF) 27 мая 2016 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Розенцвейг, Александр. «История евреев Туниса» . сайт sefarad.org . Архивировано из оригинала 23 ноября 2020 г. Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Марк Аврум Эрлих, Энциклопедия еврейской диаспоры: истоки, опыт и культура, том 1 ABC-CLIO 2009, стр.210