Хваренах
Часть серии на |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
Хварена (также написана Хварена или Ксварра (H) : Avestan : 𐬓𐬀𐬭𐬆𐬥𐬀𐬵 xᵛarənah ) - это слово «авестана» для зороастрийской концепции, буквально обозначающей «славу» или «великолепие», но понимаемое как божественная мистическая сила или сила, проецируя и помогая на назначенной. Таким образом, существительное стерилизации также означает «Божественную) Королевскую славу», отражая воспринимаемое божественное расширение прав и возможностей королей. Термин также несет вторичное значение «(хорошего) состояния»; Те, кто обладает этим, могут выполнить свою миссию или функцию.
в 3-м-7-м веке, В надписях с сасанидом а также в текстах зороастрийских традиций 9-го-12-го века, это слово появляется как зороастрийская средняя персидская кхварра , созданное с помощью Pahlavi Ideogram GDE , отражая арамайскую гада «состояния». Средняя персидская хварра продолжается как новый персидский k (h) Орра . Эти варианты, которые, как предполагается, изучаются заимствования от Авестана, являются единственными формами иранского языка с начальными «xᵛ-». На всех других диалектах слово имеет начальный F- (см. Подробности в соответствии с соответствующими терминами ниже).
Этимология и связанные с ними термины
[ редактировать ]Авестан Хварена, вероятно [ 1 ] Получен из прото -авестана *hvar «сиять», номинализовано с суффиксом -nah . Proto-avestan * Hvar , в свою очередь, связан со старым индикатом с тем же значением и вместе, спускающимися от прото-индоиранского * сурха «чтобы сиять», в конечном счете, от прото-индоевропейского * sóhr «сиять». Другие предложения предполагают лингвистические отношения с Avestan xᵛar- «есть».
Из многочисленных иранских языков, на которых свидетельствует слово, первоначальный Xᵛ- очевиден только как Авестан Хвар (e) нет и как зороастрийский средний персидский хварра , из которого тогда происходит новая персидская Хорра . На других иранских диалектах слово имеет форму , например, в качестве медианного и старого персидского фарна , из которого происходят средний и новый персидский фар (ах) и прилагательный Фарро . В течение многих десятилетий, как полагают, представляла собой конкретное медианное изменение звука протоиранского xᵛ- до f- . С тех пор было показано, что гипотеза является несостоятельной, а протоиранская форма сегодня реконструируется как *hu̯ , [ 2 ] сохраняется в Авестане как xᵛ- и распределен как F- в других иранских диалектах.
Дохристианские грузинские короли династии Франвазидов были божественно назначены Kxwarrah , и ее потеря обычно привела к неизбежной смерти или свержению монарха в Грузинском царствовании. У многих из монархов были названия, основанные на этом этимологическом корне, как Фарнаваз , Фарнахом и Фарасманы . [ 3 ] Слово было заимствовано в грузинском языке как p'ar [n] . [ 4 ] [ 5 ]

В иранских языках среднего периода слово также подтверждается как бактрийский далеко (r) o , хотанзе -фарра , парфян -фар , согдийский f (a) rn и ossetic farnæ и farn , хотя на этих языках слово не обязательно делает не обязательно слова не обязательно Ознакомьтесь с «славой» или «удачением»: В буддизме Согдиан Фарн и Хотансе Фарра ознаменовали «позицию будды», то есть с «достоинством» или «высокой позицией». Это значение впоследствии перешло в Tocharian . В манихеанизме Sogdian Frn означал «удачу» и был назначением «первого светильника». Манихский Парфян Фарх снова означает «славу». В Scytho - Sarmatian и Alan Culture, Digor-Ossetic Farnæ и железной осетичке Фарна означали «мир, счастье, изобилие, удачу».
Термин также появляется как заимствование в армянском Песарте , но с большим диапазоном значения, чем на иранских языках.
В Писании
[ редактировать ]Бисиллабическая хварена засвидетельствована только однажды в Гатхах , самых старых гимнах зороастризма и считается, что он был составлен самим Пророком. Один пример Gathic Khvarenah встречается в Ясне 51.18, где это слово, по -видимому, означает Королевскую славу. Основной источник информации о Хварене исходит от Яшта , коллекции младшего Авесты из 21 гимна, посвященных индивидуальным божествам.
Две отдельные формы хварены различимы в Яште 19: [ 6 ]
- Кавам Хварена ( Каууатем xᵛarənah ), Фортуна Кави С, Каянские Короли
- akhvaretem khvarenah ( axᵛarətəm xᵛarənah ), слава, к которой должны стремиться и божества, и смертные.
Точно так же Yasht 18, хотя и номинально посвящен Arshtat , является короткой 9-обратной одой для третьего варианта Хварены ; Иранская ) , хварена ( Airiianəm xᵛarənah созданная Ахурой Маздой , и это «полна молока и пастбищ», побеждает Даева и иранцы .
Яшт 19, который номинально посвящен Зам "Земля", еще больше типизирует Хварена как Yazata , [ 7 ] То есть, сам «достойный поклонения». Тот же гимн включает в себя список божеств и смертных, которые выполняют свои обязанности из -за власти Хварены . Среди них мифологические каянские цари - Кави С ( Каууи ) - которые являются правителями по благодати и уполномоченным Хварены .
Хварена , однако, также слава, придерживаясь божества: Ахура Мазда имеет это (19,9-13), у амешских балсов есть (19.14-20), другие Yazatas а также (19.21-24). Има теряет это трижды, в свою очередь, в Митру , Тратеану и Кересаспу . Хварена принимает форму птицы, покидая Иму. (19.35-36, 19,82)
Согласно Yasht вперед, и ветры продувают сквозь хварены Фраваши 13.14, вода течет, растения возникают . В Ясне 68.11 вода Арредви Сура вызывают, чтобы даровать сияние и славу. Хварена также связана с водами в других текстах; с мировым Vourukasha в Яште 19,51 и 19,56-57; с рекой Гельменд в Яште 19.66ff. Он также идентифицируется с HAOMA , с которой он играет основополагающую роль в легенде о рождении Зороастра. В этих отрывках Хварена имеет основополагающее значение и зародыше всего, будучи огненной жидкостью и живыми семенами.
В Ясне 60.2 Семейный священник просит радость и благословения для праведной, хорошей природы, правды, процветания, силы и славы дома, в котором он предлагает молитвы. Гимн Митра говорит о божественности как о «дозаторе Хварены » ( Yasht 10.16, 10.128, 10.141). Другие тексты описывают Митру как «наиболее наделенную славой» ( Yasht 19.35, Vendidad 19.15).
В Яште 19.46 Акем Мана , демон «злой цели» пытается (но не терпит) захватить Хварену . Иранская Хварена и Дахман , Гипостаз молитвы, визуализируя Бусаста - демонессы «ленивца» - бессильна ( Yasht 10.97, 13.4).
В финальном ремонте мира Королевская слава будет следовать за Saoshyant S ( Yasht 19.89).
В традиции
[ редактировать ]В 9-12-м веке тексты зороастрийской традиции Хварена (→ Средняя персидская хварра )-это духовная сила, которая существует до создания Тан -Гора , смертного тела ( Бундахин II.7ff, Zadspram 3.75). В этих более поздних текстах слава, по -видимому, приобретается посредством обучения и знаний ( Bundahishn II.9ff).
Хварра по-прежнему идентифицирована с астральными телами ( Дадистан-Иджиг I.25, I.35-36), но его основная функция заключается в его роли как божественной славы царей, продолжение представления о Кавам Хварене . Новое в традиции -это идентификация Хварры с религией, как в «Великой Хварре, протягивающей силу чистой религии» ( Dadistan -I Denig I.36)
Kar -Namag I Ardashir , коллекция хагиографических легенд, связанных с Ардаширом , основателем империи Сасанида , включает в себя (4.11.16 и 4.11.22-23) сказка, в которой Ардашир, который в этот момент в истории все еще Васал парфян арсацида - убегает от суда последнего короля арсакида, Арддаван . В этой истории Ардашир делает много сокровищ Арддавана, а также любимой наложной Арддавана, и его преследуют Ардаван и его войска. На дороге Арддаван и его контингент настигнуты огромным оперативным операцией, который также следует за Ардаширом. Религиозные советники Арддавана объясняют, что Рам является проявлением хварры древних иранских королей, которые оставляют Ардаван и парфянам в пользу нового императора.
Представление Хварры в качестве оперативной памяти вновь появляется на сасанидских печатях и как украшение в архитектуре сасанидов. Хварра также появляется в сасанианских коронах как птица с жемчугом в клюве. Описания Хварры как птицы-это намеки на миф о Яште 19.35-36, 19,82, в котором Хварена принимает форму птицы, когда она оставляет Йима (MP: Jamshid), метаморфоза, сходная с изображением Yazata Victory, Verethragn Полем [ 8 ] Корона как хранилище Хварра также засвидетельствована в надписи Нарсея Пакули, которая описывает наказание, которое было назначено человеку, которого «управляли Ариманом и разработчиком » , чтобы украсть Хварру , положив корону на голову ложный правитель. [ 9 ] Другим вездесущим мотивом в сасанианском искусстве является символ кабана, который является представлением защиты язаты веретраньи ( MP: Wahram), данной правителям, которые держат Хварра .
Кольцо короля, которое появляется в сасанианских облегчениях инвестиций, часто идентифицируется как представляющий кхарру . [ 10 ] Это также относится к кольцу, удерживаемому бородатой фигурой в символе с крылатым солнцем Ахеменидом, который традиционно считается фраваши ( MP: Fravahr ). Ахэменидный крылатый солнце-диск во всей территории также иногда интерпретировался как представление о Хварене . [ 10 ]
То, что Хварра -в дополнение к своему значению как «Королевская удача»-также означало «удачу» в общем смысле, демонстрируется использованием арамейской идеограммы GDE в средних персидских текстах сасанидных и пост-сананидных периодов. [ 11 ] Обычай использования этой арамической идеограммы для представления Хварены , вероятно, наследуется от ахэменидных времен. [ 11 ]
Синкретические влияния
[ редактировать ]«Фундаментальный мотив иранского царствования, наследственной династической харизмы [...], которая, однако, может быть потеряна, находился в основе идей, которые были широко распространены в эллинистические и римские периоды». [ 11 ] Например, как Tyche Basileos, Fortuna Regia, спасительная грация (удача) состояния короля; и, вероятно, также королевская фарра в тише различных эллинистических правителей периодов селевейда и арсацида, а также королей Кушан . [ 11 ]
Поскольку концепции Хварены / Хварра и арамейского GD (Y), распространяемых в тех же областях и имеют много общих характеристик, возможно, что мезопотамская концепция повлияла на зороастрийскую. [ 8 ] С другой стороны, Хварена также может быть аспектом индоиранского культурного наследования зороастризма, поскольку Хварена , по-видимому, имеет параллель в Indic Tejas, в котором царство также связано с ярким оскорблением и силой света и огня. [ 8 ]
Концепция Королевской Хварры пережила падение 7-го века империи Сасанида и оставалась центральным мотивом (например, как Фарр-Элахи ) в культуре, философии и эпопея исламского Ирана. [ 11 ]
В культуре
[ редактировать ]- фильм 1995 года Осетианский «Фарн» (EN: FARN), созданный для Северного Осетианского телевидения Муратом Джусуайтитом. [ 12 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Гноли 1999 , с. 313
- ^ Гноли 1996 , с. 171.
- ^ и Ирановым Содружество Рапп, Ш. М.Р. ( 2016) Сасанианский мир Грузинскими глазами Кавказей , ISBN 978-1-4724-2552-2 ; Расположение: 6731
- ^ Canepa, Matthew P. (2018). Иранское пространство: трансформация королевской идентичности через архитектуру, ландшафт и построенную среду, 550 г. до н.э. - 642 года . Калифорнийский университет. п. 114. ISBN 978-0-520-96436-5 .
- ^ Рапп, Стивен Х. младший (2014). Сасанийский мир Грузинскими глазами: кавказия и иранское Содружество в поздней антикварной грузинской литературе . Routledge. с. 151, 228. ISBN 978-1-4724-2552-2 .
- ^ Любоцкий 1998 , с. 480.
- ^ Бойс 1975 , с. 66–68.
- ^ Jump up to: а беременный в Гноли 1999 , с. 316
- ^ de Jong 2004 , p. 364
- ^ Jump up to: а беременный ср. Гноли 1999 , с. 316
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Гноли 1999 , с. 315
- ^ «Фарн (1995)» , www.kino-teatr.ru
- Библиография
- Бойс, Мэри (1975), История зороастризма , вып. 1, Лейден: Брилл .
- De Jong, Albert (2004), «Sub Specie Maiestatis: размышления о ритуалах сасаниского суда», в Стаусберге, Майкл (ред.), Зороастрийские ритуалы в контексте , Нумен 102, Лейден: Брилл, с. 345–365 .
- Gnoli, Gherardo (1996), «О иранском языке *hu̯ar-nah- : громкие, морфологические и этимологические проблемы. О состоянии исследований», Old Oriental Research , 23 : 171–180, doi : 10.1524/aofo.1996.23.1.171 , S2CID 163727744 .
- Gnoli, Gherardo (1999), «Farr (AH)» , Encyclopaedia Iranica , Vol. 9, Costa Mesa: Mazda, с. 312–316, архивировано из оригинала на 2008-05-27 , извлеченные 2007-08-04 .
- Любоцкий, Александр (1998), "Avestan xᵛarənah-: этимология и концепция", в Meid, W. (ed.), Язык и культура. Файлы X. Конференции индоевропейского общества Innsbruck, 22-й-28-й Сентябрь 1996 г. , Инсбрук: IBS, с. 479–488 .