Jump to content

Хваренах

(Перенаправлено из Хварра )

Хварена (также написана Хварена или Ксварра (H) : Avestan : 𐬓𐬀𐬭𐬆𐬥𐬀𐬵 xᵛarənah ) - это слово «авестана» для зороастрийской концепции, буквально обозначающей «славу» или «великолепие», но понимаемое как божественная мистическая сила или сила, проецируя и помогая на назначенной. Таким образом, существительное стерилизации также означает «Божественную) Королевскую славу», отражая воспринимаемое божественное расширение прав и возможностей королей. Термин также несет вторичное значение «(хорошего) состояния»; Те, кто обладает этим, могут выполнить свою миссию или функцию.

в 3-м-7-м веке, В надписях с сасанидом а также в текстах зороастрийских традиций 9-го-12-го века, это слово появляется как зороастрийская средняя персидская кхварра , созданное с помощью Pahlavi Ideogram GDE , отражая арамайскую гада «состояния». Средняя персидская хварра продолжается как новый персидский k (h) Орра . Эти варианты, которые, как предполагается, изучаются заимствования от Авестана, являются единственными формами иранского языка с начальными «xᵛ-». На всех других диалектах слово имеет начальный F- (см. Подробности в соответствии с соответствующими терминами ниже).

[ редактировать ]

Авестан Хварена, вероятно [ 1 ] Получен из прото -авестана *hvar «сиять», номинализовано с суффиксом -nah . Proto-avestan * Hvar , в свою очередь, связан со старым индикатом с тем же значением и вместе, спускающимися от прото-индоиранского * сурха «чтобы сиять», в конечном счете, от прото-индоевропейского * sóhr «сиять». Другие предложения предполагают лингвистические отношения с Avestan xᵛar- «есть».

Из многочисленных иранских языков, на которых свидетельствует слово, первоначальный Xᵛ- очевиден только как Авестан Хвар (e) нет и как зороастрийский средний персидский хварра , из которого тогда происходит новая персидская Хорра . На других иранских диалектах слово имеет форму , например, в качестве медианного и старого персидского фарна , из которого происходят средний и новый персидский фар (ах) и прилагательный Фарро . В течение многих десятилетий, как полагают, представляла собой конкретное медианное изменение звука протоиранского xᵛ- до f- . С тех пор было показано, что гипотеза является несостоятельной, а протоиранская форма сегодня реконструируется как *hu̯ , [ 2 ] сохраняется в Авестане как xᵛ- и распределен как F- в других иранских диалектах.

Дохристианские грузинские короли династии Франвазидов были божественно назначены Kxwarrah , и ее потеря обычно привела к неизбежной смерти или свержению монарха в Грузинском царствовании. У многих из монархов были названия, основанные на этом этимологическом корне, как Фарнаваз , Фарнахом и Фарасманы . [ 3 ] Слово было заимствовано в грузинском языке как p'ar [n] . [ 4 ] [ 5 ]

Монета из кушанской линейки Huvishka , с божеством Фарро («φαρρρο»). Около 152-192 гг.

В иранских языках среднего периода слово также подтверждается как бактрийский далеко (r) o , хотанзе -фарра , парфян -фар , согдийский f (a) rn и ossetic farnæ и farn , хотя на этих языках слово не обязательно делает не обязательно слова не обязательно Ознакомьтесь с «славой» или «удачением»: В буддизме Согдиан Фарн и Хотансе Фарра ознаменовали «позицию будды», то есть с «достоинством» или «высокой позицией». Это значение впоследствии перешло в Tocharian . В манихеанизме Sogdian Frn означал «удачу» и был назначением «первого светильника». Манихский Парфян Фарх снова означает «славу». В Scytho - Sarmatian и Alan Culture, Digor-Ossetic Farnæ и железной осетичке Фарна означали «мир, счастье, изобилие, удачу».

Термин также появляется как заимствование в армянском Песарте , но с большим диапазоном значения, чем на иранских языках.

В Писании

[ редактировать ]

Бисиллабическая хварена засвидетельствована только однажды в Гатхах , самых старых гимнах зороастризма и считается, что он был составлен самим Пророком. Один пример Gathic Khvarenah встречается в Ясне 51.18, где это слово, по -видимому, означает Королевскую славу. Основной источник информации о Хварене исходит от Яшта , коллекции младшего Авесты из 21 гимна, посвященных индивидуальным божествам.

Две отдельные формы хварены различимы в Яште 19: [ 6 ]

  • Кавам Хварена ( Каууатем xᵛarənah ), Фортуна Кави С, Каянские Короли
  • akhvaretem khvarenah ( axᵛarətəm xᵛarənah ), слава, к которой должны стремиться и божества, и смертные.

Точно так же Yasht 18, хотя и номинально посвящен Arshtat , является короткой 9-обратной одой для третьего варианта Хварены ; Иранская ) , хварена ( Airiianəm xᵛarənah созданная Ахурой Маздой , и это «полна молока и пастбищ», побеждает Даева и иранцы .

Яшт 19, который номинально посвящен Зам "Земля", еще больше типизирует Хварена как Yazata , [ 7 ] То есть, сам «достойный поклонения». Тот же гимн включает в себя список божеств и смертных, которые выполняют свои обязанности из -за власти Хварены . Среди них мифологические каянские цари - Кави С ( Каууи ) - которые являются правителями по благодати и уполномоченным Хварены .

Хварена , однако, также слава, придерживаясь божества: Ахура Мазда имеет это (19,9-13), у амешских балсов есть (19.14-20), другие Yazatas а также (19.21-24). Има теряет это трижды, в свою очередь, в Митру , Тратеану и Кересаспу . Хварена принимает форму птицы, покидая Иму. (19.35-36, 19,82)

Согласно Yasht вперед, и ветры продувают сквозь хварены Фраваши 13.14, вода течет, растения возникают . В Ясне 68.11 вода Арредви Сура вызывают, чтобы даровать сияние и славу. Хварена также связана с водами в других текстах; с мировым Vourukasha в Яште 19,51 и 19,56-57; с рекой Гельменд в Яште 19.66ff. Он также идентифицируется с HAOMA , с которой он играет основополагающую роль в легенде о рождении Зороастра. В этих отрывках Хварена имеет основополагающее значение и зародыше всего, будучи огненной жидкостью и живыми семенами.

В Ясне 60.2 Семейный священник просит радость и благословения для праведной, хорошей природы, правды, процветания, силы и славы дома, в котором он предлагает молитвы. Гимн Митра говорит о божественности как о «дозаторе Хварены » ( Yasht 10.16, 10.128, 10.141). Другие тексты описывают Митру как «наиболее наделенную славой» ( Yasht 19.35, Vendidad 19.15).

В Яште 19.46 Акем Мана , демон «злой цели» пытается (но не терпит) захватить Хварену . Иранская Хварена и Дахман , Гипостаз молитвы, визуализируя Бусаста - демонессы «ленивца» - бессильна ( Yasht 10.97, 13.4).

В финальном ремонте мира Королевская слава будет следовать за Saoshyant S ( Yasht 19.89).

В традиции

[ редактировать ]

В 9-12-м веке тексты зороастрийской традиции Хварена (→ Средняя персидская хварра )-это духовная сила, которая существует до создания Тан -Гора , смертного тела ( Бундахин II.7ff, Zadspram 3.75). В этих более поздних текстах слава, по -видимому, приобретается посредством обучения и знаний ( Bundahishn II.9ff).

Хварра по-прежнему идентифицирована с астральными телами ( Дадистан-Иджиг I.25, I.35-36), но его основная функция заключается в его роли как божественной славы царей, продолжение представления о Кавам Хварене . Новое в традиции -это идентификация Хварры с религией, как в «Великой Хварре, протягивающей силу чистой религии» ( Dadistan -I Denig I.36)

Kar -Namag I Ardashir , коллекция хагиографических легенд, связанных с Ардаширом , основателем империи Сасанида , включает в себя (4.11.16 и 4.11.22-23) сказка, в которой Ардашир, который в этот момент в истории все еще Васал парфян арсацида - убегает от суда последнего короля арсакида, Арддаван . В этой истории Ардашир делает много сокровищ Арддавана, а также любимой наложной Арддавана, и его преследуют Ардаван и его войска. На дороге Арддаван и его контингент настигнуты огромным оперативным операцией, который также следует за Ардаширом. Религиозные советники Арддавана объясняют, что Рам является проявлением хварры древних иранских королей, которые оставляют Ардаван и парфянам в пользу нового императора.

Представление Хварры в качестве оперативной памяти вновь появляется на сасанидских печатях и как украшение в архитектуре сасанидов. Хварра также появляется в сасанианских коронах как птица с жемчугом в клюве. Описания Хварры как птицы-это намеки на миф о Яште 19.35-36, 19,82, в котором Хварена принимает форму птицы, когда она оставляет Йима (MP: Jamshid), метаморфоза, сходная с изображением Yazata Victory, Verethragn Полем [ 8 ] Корона как хранилище Хварра также засвидетельствована в надписи Нарсея Пакули, которая описывает наказание, которое было назначено человеку, которого «управляли Ариманом и разработчиком » , чтобы украсть Хварру , положив корону на голову ложный правитель. [ 9 ] Другим вездесущим мотивом в сасанианском искусстве является символ кабана, который является представлением защиты язаты веретраньи ( MP: Wahram), данной правителям, которые держат Хварра .

Кольцо короля, которое появляется в сасанианских облегчениях инвестиций, часто идентифицируется как представляющий кхарру . [ 10 ] Это также относится к кольцу, удерживаемому бородатой фигурой в символе с крылатым солнцем Ахеменидом, который традиционно считается фраваши ( MP: Fravahr ). Ахэменидный крылатый солнце-диск во всей территории также иногда интерпретировался как представление о Хварене . [ 10 ]

То, что Хварра -в дополнение к своему значению как «Королевская удача»-также означало «удачу» в общем смысле, демонстрируется использованием арамейской идеограммы GDE в средних персидских текстах сасанидных и пост-сананидных периодов. [ 11 ] Обычай использования этой арамической идеограммы для представления Хварены , вероятно, наследуется от ахэменидных времен. [ 11 ]

Синкретические влияния

[ редактировать ]

«Фундаментальный мотив иранского царствования, наследственной династической харизмы [...], которая, однако, может быть потеряна, находился в основе идей, которые были широко распространены в эллинистические и римские периоды». [ 11 ] Например, как Tyche Basileos, Fortuna Regia, спасительная грация (удача) состояния короля; и, вероятно, также королевская фарра в тише различных эллинистических правителей периодов селевейда и арсацида, а также королей Кушан . [ 11 ]

Поскольку концепции Хварены / Хварра и арамейского GD (Y), распространяемых в тех же областях и имеют много общих характеристик, возможно, что мезопотамская концепция повлияла на зороастрийскую. [ 8 ] С другой стороны, Хварена также может быть аспектом индоиранского культурного наследования зороастризма, поскольку Хварена , по-видимому, имеет параллель в Indic Tejas, в котором царство также связано с ярким оскорблением и силой света и огня. [ 8 ]

Концепция Королевской Хварры пережила падение 7-го века империи Сасанида и оставалась центральным мотивом (например, как Фарр-Элахи ) в культуре, философии и эпопея исламского Ирана. [ 11 ]

В культуре

[ редактировать ]
  • фильм 1995 года Осетианский «Фарн» (EN: FARN), созданный для Северного Осетианского телевидения Муратом Джусуайтитом. [ 12 ]

Смотрите также

[ редактировать ]
Цитаты
  1. ^ Гноли 1999 , с. 313
  2. ^ Гноли 1996 , с. 171.
  3. ^ и Ирановым Содружество Рапп, Ш. М.Р. ( 2016) Сасанианский мир Грузинскими глазами Кавказей , ISBN   978-1-4724-2552-2 ; Расположение: 6731
  4. ^ Canepa, Matthew P. (2018). Иранское пространство: трансформация королевской идентичности через архитектуру, ландшафт и построенную среду, 550 г. до н.э. - 642 года . Калифорнийский университет. п. 114. ISBN  978-0-520-96436-5 .
  5. ^ Рапп, Стивен Х. младший (2014). Сасанийский мир Грузинскими глазами: кавказия и иранское Содружество в поздней антикварной грузинской литературе . Routledge. с. 151, 228. ISBN  978-1-4724-2552-2 .
  6. ^ Любоцкий 1998 , с. 480.
  7. ^ Бойс 1975 , с. 66–68.
  8. ^ Jump up to: а беременный в Гноли 1999 , с. 316
  9. ^ de Jong 2004 , p. 364
  10. ^ Jump up to: а беременный ср. Гноли 1999 , с. 316
  11. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Гноли 1999 , с. 315
  12. ^ «Фарн (1995)» , www.kino-teatr.ru
Библиография
  • Бойс, Мэри (1975), История зороастризма , вып. 1, Лейден: Брилл .
  • De Jong, Albert (2004), «Sub Specie Maiestatis: размышления о ритуалах сасаниского суда», в Стаусберге, Майкл (ред.), Зороастрийские ритуалы в контексте , Нумен 102, Лейден: Брилл, с. 345–365 .
  • Gnoli, Gherardo (1996), «О иранском языке *hu̯ar-nah- : громкие, морфологические и этимологические проблемы. О состоянии исследований», Old Oriental Research , 23 : 171–180, doi : 10.1524/aofo.1996.23.1.171 , S2CID   163727744 .
  • Gnoli, Gherardo (1999), «Farr (AH)» , Encyclopaedia Iranica , Vol. 9, Costa Mesa: Mazda, с. 312–316, архивировано из оригинала на 2008-05-27 , извлеченные 2007-08-04 .
  • Любоцкий, Александр (1998), "Avestan xᵛarənah-: этимология и концепция", в Meid, W. (ed.), Язык и культура. Файлы X. Конференции индоевропейского общества Innsbruck, 22-й-28-й Сентябрь 1996 г. , Инсбрук: IBS, с. 479–488 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3be7aa2fa9a97b1a6819e94e2f42917d__1714568820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/7d/3be7aa2fa9a97b1a6819e94e2f42917d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khvarenah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)