Дахман
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
Дахман или Дахман Африн [ произношение? ] — это авестийское языковое название зороастрийской концепции, позже считавшейся воплощением молитвы, а в конечном итоге (также) божеством, одним язата из .
Дахман Африн в своем истинном смысле буквально переводится как «благочестивое благословение(я)», а божественность Дахман является активным принципом и ипостасью гатического авестийского Дахма Африти призыва ( Ясна 60.2-7). Ясна 61 также называет эту молитву Дахма Вангуи Африти и считает ее четвертым по силе заклинанием. Молитва произносится как благословение на дом ашавана , что можно перевести как «справедливый» или «истинный» человек. Эта концепция берет свое начало в более древней индо-иранской религии и похожа на ведическую концепцию Дхармы. [ 1 ]
В зороастрийской традиции божество Дахман появляется как среднеперсидский Дахм .
В Священном Писании
[ редактировать ], используемый в Ясне Термин дахма 60 и 61, по-видимому, означает «благочестивый» или «добрый», но первоначально он, возможно, использовался для обозначения того, кто был посвящен в зороастрийскую религию. Зендские переводы Ясны 61 и среднеперсидских глоссариев, по-видимому, считали этот термин настолько незнакомым, что требовали объяснения. В них дахм считается сущностью праведного человека, а название молитвы переводится как «благословение добрых/благочестивых». Однако, по мнению Бойса (1982), авторы Зенда ошиблись . По ее словам, дахм было не существительным (мужского рода во множественном числе), а прилагательным (винительный падеж единственного числа женского рода), «используемым исключительно по отношению к Африти среди божественных существ». Неправильный перевод стал стандартным названием молитвы и в конечном итоге воплотился в язату .
Сила призыва Дахма Африти также упоминается в Вендидаде как награда Ахура Мазды за исцеление от болезней ( Вендидад 22.5). Это также плата, которую священник может дать за оказанные ему медицинские услуги ( Вендидад 7.41, 9.37), которая, как поясняет комментарий Зенда , более ценна, чем любая другая форма оплаты.
Как сущность справедливого человека, дахман со временем персонифицировался как божество Дахман Африн , или просто Дахман . Как божество Дахман появляется только трижды в сохранившихся текстах Авесты ( один раз в Сирозе 33 и по одному разу во фрагментах P31 и P32) и один раз в зендском переводе утраченного Судгара Наска .
По традиции
[ редактировать ]Кроме того, Дахман несколько раз появляется в Денкарде как величайший спаситель от ( даэвов 815.4-815.8), описание также содержится в дополнении « Шайест не шайест» (13.43). 33 эпохи Сасанидов В комментарии к Сирозе отмечается, что собственность, приобретенная честно, находится под защитой Дахмана Африна .
Бойс (1982) предполагает, что Дахману , возможно, когда-то был посвящен двадцать третий день месяца зороастрийского календаря были назначены три дополнительных дня , но он был смещен, когда Ахура Мазде . Дахмана по-прежнему призывают вместе с Апамом Напатом (среднеперсидский: Бурз Язад ) и Хаомой ( Хом ) вместе с Анагра Раоча ( Анеран ), божеством тридцатого дня месяца.
Однако в зороастрийской космогонии Дахман был создан и связан с Амешой Спента Шахреваром (авестийский: Кшатра [Вайрья] ), хранителем металлов и минералов. ( Бундахишн 3.16)
Дахман также играет роль язаты , который принимает души праведных/благочестивых на восходе солнца на четвертый день после смерти. В этом Афрингане («ритуале благословения») Дахмана вызывают, чтобы он принял душу умершего от Сароша души (под опекой которого она оставалась в течение предыдущих четырех дней) и сопровождал ее до тех пор, пока Фраваши не соединится с ней. (Дхалла, 1938)
Помимо этих упоминаний, Дахман Африн не имеет большого значения в современном зороастризме и затмевается Сарошем , с которым Дахман часто ассоциируется. , не существует Яшта, посвященного Дахману , но было высказано предположение, что божественность молитвы когда-то была важна для зороастрийского духовенства. (Бойс, 1993b)
В отличие от большинства других язата , Дахман представляет собой чисто зороастрийскую концепцию, не имеющую дозороастрийского эквивалента, и не был унаследован как сущность более поздней персидской мифологией.
Библиография
[ редактировать ]- Бойс, Мэри (1993a). «Дахма Африти и некоторые связанные с этим проблемы». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 56 (2): 209–218. дои : 10.1017/S0041977X00005474 . S2CID 162403128 .
- Бойс, Мэри (1993b). «Дам Язад». Энциклопедия Ираника . Том. 6. Коста Меса: паб Mazda.
- Бойс, Мэри (1982). История зороастризма . Том. 2. Лейден: Брилл.
- Дхалла, Манекджи Нуссерванджи (1938). История зороастризма . Нью-Йорк: ОУП. ISBN 0-404-12806-8 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Дхарма | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 28 августа 2020 г.