Нахна индуистские храмы
Нахна индуистские храмы | |
---|---|
Храм Парвати | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Помещать [ 1 ] |
Божество | Шива , Парвати , Дурга , Вишну , другие |
Расположение | |
Расположение | Гандж |
Состояние | Мадхья -Прадеш |
Страна | Индия |
Географические координаты | 24 ° 23′57,3 ″ с.ш. 80 ° 26′51,2 ″ E / 24,399250 ° N 80,447556 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Страна |
Завершенный | 5 -й или 6 век |
Возвышение | 225 м (738 футов) |
Нахна индуистские храмы , также называемые храмами нахана или индуистскими храмами в Начна-Кутаре , [ 2 ] [ 3 ] в районе Панна , Мадхья -Прадеш , Индия являются одними из самых ранних выживших каменных храмов в центральной Индии вместе с храмами в Бхумаре и Деогархе. Их датирование неопределенно, но сравнение их стиля с структурами, которые могут быть датированы, некоторые из храмов Нахны по-разному датируются эпохой империи Гупта 5-го или 6-го века . Храм Чатурмуха датируется 9 веком. [ 4 ] Эти храмы иллюстрируют северный индийский стиль архитектуры индуистского храма. [ 5 ] [ 6 ]
Большинство храмов в этом районе находятся в руинах. Лучший сохранившийся и наиболее изученный памятник - храм Парвати в Начне. Храмы построены на приподнятом и формованном плинтусе, квадратном плане, квадратном святилище, окруженном проходом по обходу с перфорированными каменными окнами. Вход в святилище окружен богиней Гангой и Ямуной. В храме Парвати есть верхний этаж с дверным проемом. Храм включает в себя как религиозные мотивы, так и светские сцены, такие как любовные пары Mithuna . [ 6 ] [ 4 ] Храмы примечательны некоторыми из самых ранних известных каменных фризов, рассказывающих о нескольких сценах индуистской эпической Рамаяны . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Храмы находятся рядом с Национальным лесом Панна, теперь являются местом паломничества, которое также называется Chaumukhnath .
Расположение
[ редактировать ]Храмовая площадка находится недалеко от деревни Гандж. Он получает свое название от первой публикации в 1885 году Каннингемом, которое привело его к сведению западных археологов в британскую колониальную эру. Каннингем назвал это храмами Нахна-Кутара в томе 21 отчет Археологической службы Индии, выводя его от имени округа и другой деревни в регионе. Участок составляет около 60 километров (37 миль) к юго -западу от Сатки , в 100 километрах (62 мили) к юго -востоку от Хаджурахо , в 100 километрах (62 миль) к северу от Катни и примерно в 400 километрах (250 миль) к северо -востоку от Бхопала . Ближайшая железнодорожная станция расположена в городе Сатна , а ближайший крупный аэропорт с ежедневными службами - Хаджурахо ( IATA : HJR). [ 10 ]
Участок находится глубоко внутри лесной территории, у входа в трудную долину в горах Виндхья. Это, предположительно Каннингем, возможно, способствовало выживанию храма во время вторжения мусульман в этом регионе. [ 11 ]
История
[ редактировать ]
Ранняя история сайта не известна. Каннингем, в своей первой публикации, упомянул, что путь к месту был полон руин и частично кирпичами, за исключением двух каменных храмов с каменными рельефами на месте, были в удивительно хорошо сохранившемся состоянии. По его словам, региональные люди знали об этих храмах, посещали их и думали, что Накна-Кутара была древней столицей региона Бундельханд. [ 11 ] Другие выводы показывают, что сайт привлек значительное количество паломников на протяжении веков и вплоть до сегодняшнего дня. После визита Каннингема верхняя почела храма Парвати рухнула, и позже она была реконструирована. Сайт изначально не давал никаких надписей в непосредственной близости, но позже в месте Ganj были обнаружены две надписи в скале. Они были датированы периодом 470–490 гг . [ 12 ] Одна теория идентифицирует Вьяградеву с королем Учхакалпа Вьягра, но эта идентификация опровергается. [ 13 ] Тем не менее, открытие подтверждает, что регион Начна был геополитически важен в 5-м веке, и он политически связывает этот регион с эпохой, когда пещеры Аджанта . также строились [ 12 ] По словам Пии Бранкаччо, художники, которые построили буддийские пещеры Аурангабад и индуистские храмы Начна, могли прийти из одной и той же школы, потому что «визуальные и дизайнерские элементы пещеры 3 в Аурангабаде демонстрировали удивление сходства с изображениями и декоративными узорами», особенно когда сравниваются Скульптура на окне храма Парвати к тем, кто в Аурангабаде. Она заявляет, что, по крайней мере, некоторые из ремесленников 5-го века, строящих буддийских, индуистских и джайнских изображений в регионах Начны, Аджанта и Аурангабада, возможно, исходили от одной и той же гильдии или школы, даже если места отделены на расстоянии около 1000 километров ( 620 миль). [ 14 ]
Дата
[ редактировать ]Два значимых храмов на участке Нахны - храм Парвати , построенный ранее, и храм Чаумухнатха Махадева (Шива), вероятно, построил столетия спустя. [ 15 ] Храм Чаумуханатха показывает признаки дополнений и реконструкции в более поздние века, что затрудняет его размещение в хронологии. [ Цитация необходима ] Регион дал много руин в форме останков фундамента, скульптуры и декоративных частей из того, что Мадхусудан Дакки называет некоторыми древними индуистскими храмами, которые «сейчас не существуют». [ 16 ]
Большинство ученых, таких как Радхкумуд Мукерджи, размещают храм Парвати Начна в эпоху империи Гупта , в частности, вторую половину 5 -го века). [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Майкл Мейстер, историк искусства и профессор, специализирующийся на архитектуре индийского храма, ставит его более конкретно в 465 г. н.э. [ 20 ] Джордж Мишелл, еще один профессор, специализирующийся на архитектуре индийского храма, заявляет, что знакомства с этим храмом затруднен и ставит его через несколько десятилетий в 6 -м веке. [ 6 ]
Храм Чаумуханатха обычно расположен в 9 -м веке, [ 4 ] или, по крайней мере, несколько веков после каменного храма, посвященного богине Парвати. Например, первоначальная оценка Каннингема в 1885 году для храма Чаумуханатха составила от 600 до 700 г. н.э., в отличие от его оценки 400 г. н.э. для храма Парвати. [ 11 ]
Храмы
[ редактировать ]
Два наиболее важных храма Нахны близки друг к другу. Храм Чаумухнатх (переведенный как «Человек с четырьмя лицами») посвящен Шиве с четырьмя разными и имеет в своем святилище мухалинга . Он стоит перед «Храмом Парвати», но его изображение святилища отсутствует. [ 4 ]
Храм Парвати
[ редактировать ]Архитектура
[ редактировать ]Храм Парвати представляет собой двухэтажное здание с почти идеальным квадратным планом толстостенным святилищем со счетом 15 футов (4,6 м) снаружи и составляет 8 футов (2,4 м), боковой квадрат внутри (Гарбхагрия - куб). Храм открывается на запад и стоит на джагати (платформе), которая находится на 4,5 фута (1,4 м) над землей. Пилигрим достигает своего святилища, используя лестницу, и после прохождения через мандапу площадью 12 футов (3,7 м). Святилище окружено крытой прадакшиной patha (путем обходной связи), который составляет 33 фута (10 м) снаружи и 26 футов (7,9 м) внутри. [ 4 ] [ Примечание 1 ]
Внешние стены имеют перфорированные каменные окна (следов), чтобы обеспечить естественный свет. Верхняя старь относительно проста. У него не хватает крыши или башни, но структура предполагает, что это был плоский храм крыши. Этот стиль строительства виден в нескольких ранних храмах (таких как Санчи , храм № 45; Деогарх , Храм Курайя-Бир, Храм Лад Хан в Айхоле ). [ 21 ]
Храм Нахана - один из прототипах стилей индуистского храма, который выжил из древней Индии. Он включает в себя кубическое святилище, рассказывает духовные легенды с резами божественных легенд и светских тем в определенной последовательности как снаружи, так и внутри храма. [ 22 ] [ 15 ]
Вход в святилище, дверные рельефы
[ редактировать ]Вход в святилище ( Гарбхагриха ) имеет несколько колонн, каждая из которых украшена резьбой, без монолита. У их базы ( Калаша ). Гинота также замысловато вырезана. Дверной проем окружен защитными фигурами в нижней части с Ганга с рекой крокодилом и ямуной с речной черепахой. Рядом с ними на внутренней стороне симметрично расположены изящные Шайва Дварапалас (дверные опекуны), каждый из которых держит трезубец. Каждый из них относительно больше, чем речные богини, но около 1 фута (0,30 м) в высоту. Концентрическими к входу являются панелями замысловатой резьбы. Первая панель имеет цветочные и геометрические мотивы 5 -го века. Концентрические к ним 10 фриза, 5 с каждой стороны над богинями реки. Эти резьбы показывают ухаживания и сцены любви ( Mithunas ). На вершине перемычки дверного проема находятся сидящие мужчины и миниатюры женщин, как будто они наклоняются и вглядываются в центр святилища. Стиль дверей святилища имеет стилистическое сходство с теми, которые находятся в храме Лакшманы в Группа памятников Сирпур в Чхаттисгархе . [ 4 ] [ 15 ] [ 21 ]
-
Митуна
-
Митуна
-
Гнома с усиками
Перфорированное окно
[ редактировать ]Два из самых старых решетков ( Джалис , перфорированные окна) из храмового шоу Парвати Ган, играющих музыку, танцы или абстрактный декор. Это, вероятно, датируется третьим периодом 5 -го века.
В «скалистом ландшафте» стен платформы было создано несколько небольших животных (отдыхающие газели и т. Д.), Из которых были сохранены лишь немногие.
Храм Часкххет
[ редактировать ]Храм Чаумухнатх, также называемый храмом Чатурмукха Махадева, назван в честь колоссальной линги внутри храма, поверхность которой вырезана с четырьмя лицами на четырех кардинальных направлениях. [ 11 ] Считается, что пять лиц выражают пять аспектов Шивы, а именно: Создание ( вамадева ), поддержание ( татпуруша ), разрушение ( агора ), за пределами космоса ( Исана ) и самоанализ ( садюаджата ). Стены Храма имеют изображения божественных служителей, и в каждом углу изображен дикпалака. Есть пять этажей с изображениями резьбы Ганах и речной богини на окнах и дверях. [ 23 ]
Архитектура
[ редактировать ]По сравнению с планом основного плана и измерений в храме Парвати - храм Чаумухнатх. В храме также есть квадратный план и имеет дизайн двери, похожий на храм Парвати, но в остальном он очень отличается по стилю. Здание представляет собой концентрические квадраты, 16,75 футов (5,11 м) снаружи и 11,75 футов (3,58 м) внутри. У него нет двухэтажной структуры храма Парвати, но представляет собой еще один стиль в форме шпиля ( Шихара ) вместо этого символически имитировать гору Шивы. Шихара слегка изогнута, когда она поднимается к небу, общая высота около 40 футов (12 м). Этот храм тоже стоит на платформе Джагати , но в отличие от храма Парвати, у него есть лестница, чтобы войти в храм с разных направлений. [ 11 ] [ 22 ] [ 15 ]
Смещение от храма Парвати, он открывается на восток, к восходящему солнцу. Архитектурная история храма необычная и сложная. Вполне вероятно, что здесь был храм Шива с его лингой, но храм был в значительной степени восстановлен в 9-м веке на первоначальной платформе 5-го века, и он повторно использовал как можно больше частей, таких как окна конца 5-го. -Целью Храм. Внешняя стена храма разделена в нескольких местах с богатым архитектурным украшением, состоящим из решетки, фигур ( митуны ), ниши и декоративные панели ( удгамы ) стиля Пратихара , прикрепленного на разных уровнях, что придает храм необычный и интересный появление. Визуально и архитектурно отделяется периферическим выступлением во внешней стене, ее башня была установлена вскоре после этого. [ 15 ]
Лингам
[ редактировать ]
Внутренний интерьер небольшого святилища ( Гарбхагриха ) содержит примерно 4,67 фута (1,42 м) высокого уровня Шивалингама с четырьмя лицами ( мухалинга ) с тщательно продуманной прической, три из которых излучают спокойствие с медитативным закрытым глазом, улыбающимся позой. Четвертая сторона Шивы показана как энергичная и в действии, с широким открытым ртом, поднятыми ноздрями и слегка выпирающими глаза, вероятно, ужасный аспект в его форме как Бхайрава . Стелла Крамриш встречается с лингой в этом храме до 8 -го века. [ 24 ] Лица Мухалинги представляют собой аспекты Панчамуха иконографии Шивы, где Татпуруша, Агора (Бхайрава, Рудра), Вамадева и Садиоджата сталкиваются с четырьмя кардинальными направлениями, в то время как Ишана Пятая находится за пределами космоса, все направления и время, как и не формируют абсолютные в индуистских богословие. Они символизируют творение (вамадева), обслуживание (татпуруша), разрушение (агора) и интроспективные тонкие рефлексивные аспекты Шивы в качестве метафизического Брахмана . [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Треллис: каменное окно
[ редактировать ]
Три окна джали , которые пропускают маленький свет в темный святилище, входят в число достопримечательностей храма. Его многослойная композиция и декоративные фигуры значительно более сложны, чем Джалис в храме Парвати, и более репрезентативные для местных украшений художественно говорящих. Фактическая оконная панель состоит из двух раковинов с богатыми профилированными - подверженными деревянной модели - рутиса внутри и трех маленьких аркад снаружи, образованными как подкова . Полигональные сломанные колонны, стоящие на кубической основе, имеют тыквенную вершину ( амалака ) и заканчиваются на блоке, похожей на прикрепление с панелью ABACO .
Все три окна демонстрируют музыку, играющие и танцующие ганы внизу, с симметрично аранжированным речным богинями Ганга и Ямуна, появляющимися в дополнение к их ваханам , в данном случае, каждая река -монстр ( Макара ). Утопленные рамы ( Шахас ) богато украшены.
Другие храмы
[ редактировать ]Приблизительно в 400 метрах к югу от археологического места Нахны больше, относительно новыми храмами (храм Телии Мадх, Храм Рупани), в которых при его более позднем учреждении были установлены много веков, и запасные части из разрушенных храмов Гупты. Руины вокруг сайта предполагают, что в Начне раньше было еще несколько храмов из эпохи Гупты.
Старое каменное окно с 5-го века с подковы в форме отверстия для замочной скважины и несколько найденных скульптур было установлено в непосредственной близости от основной зоны.
Среда
[ редактировать ]Несколько небольших археологических участков встречаются в радиусе 15 км в Нахне: Пипария, Хох, Бхумара и другие. Они также связаны с периодом Гупты, но гораздо менее известны и изучены. В 1979 году был восстановлен храм Шива Бхумары; Это один из лучших сохранившихся. Храм Гупта Тигава расположен около 80 км к юго-западу, с еще одним храмом Гупта в Санчи . Руины буддийских стулей Бхархута находятся в 12 км восток. Храм Дашаватара находится в Деогархе.
Значение
[ редактировать ]Каменная архитектура и произведения искусства на месте храма сохранились, а кирпичные храмы-нет. появляется перед Ситой, притворяющими Среди каменных рельефов - одни из самых ранних известных фризов Рамаяны, такие как сцена , где Равана ее. [ 8 ] Другие сцены Рамаяна , изображенные на панелях сайтов Нахны, являются одними из самых устойчивых древних визуальных повествований об эпическом, [ Примечание 2 ] сравнимо по значению с теми, которые обнаружены в храме Вишну в Деогархе. Тем не менее, это не самое старое известное изображение Рамаяны, такое как те, которое встречается на участке Бхархута, датированного 2 -го века до нашей эры, и на участке Санчи, как правило, датируемого до до нашей эры до 1 -го века. [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Храм Парвати находился в лучшем состоянии в конце 19-го века с его амбулаторными стенами и масонством на втором этаже. Это рухнуло и научные исследования после 1950 года полагались на фотографии колониальной эпохи в дополнение к посещениям места и археологическим открытиям на месте. [ 15 ]
- ^ Четыре из изученных сцен, найденных на месте Нахны: [А] Равана, притворяясь, что просит милостыню из Ситы в качестве монаха; [b] расстроил Ситу, упрекаясь Лакшману, который положил руку ему на уши, потому что он не хочет этого слышать; [C] Рама колебался, стреляя в свою стрелу, чтобы убить героического Вали, который похож на Сугриву; [D] Лидеры армии обезьян, включая Ханумана, предлагают уважение к Раме. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Храм Начна Кутара Парвати» . Археологическая служба Индии, Бхопал Круг.
- ^ Харди, Адам (2014). «Храмовые формы Нагара: реконструкция потерянного происхождения» . Журнал истории и социальных наук . 5 ISSN 2229-5798 .
- ^ Пол Ниетупский; Джоан О'Мара (2011). Чтение азиатского искусства и артефактов: Windows to Asia в американских кампусах колледжа . Университетское издательство Lehigh. п. 52. ISBN 978-1-61146-072-8 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Ульрих Виснер (1978). Архитектура непальского храма: ее характеристики и его отношения с развитием индийского развития . Брилль С. 45–51. ISBN 90-04-05666-1 .
- ^ Радхакумуд Мукерджи (1959). Империя Гупта . Motilal Banarsidass. П. 146. ISBN 978-81-208-0440-1 .
- ^ Jump up to: а беременный в Джордж Мишелл (1977). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Университет Чикагской Прессы. С. 95–96. ISBN 978-0-226-53230-1 .
- ^ BC Shukla (1990), самая ранняя надпись поклона Рамы , Труды Индийского исторического конгресса, вып. 51, с. 838-841
- ^ Jump up to: а беременный Kodaganallur Ramaswami Srinivasa Iyengar (2005). Азиатские вариации в Рамаяне . Sahitya akademi. стр. 126–127, 9 с фотографической тарелкой 3. ISBN 978-81-260-1809-3 .
- ^ Jump up to: а беременный в Shock Bose (2004). Рамаяна повторно Издательство Оксфордского университета. Стр. 337, 355. ISBN 978-0-19-516832-7 .
- ^ Свати Митра. Храмы Мадхья -Прадеш . Goodearth. С. 40–41. ISBN 978-93-80262-49-9 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и A. Cunningham, Bundelkhand и Rewa , ASI Report Vol. 21, страницы 95-99
- ^ Jump up to: а беременный Pia Brancaccio (2010). Буддийские пещеры в Аурангабаде: преобразования в искусстве и религии . Брилль С. 100–101. ISBN 978-90-04-18525-8 .
- ^ Аджай Митра Шастри (1997). Вакахакас: источники и история . Aryan Books International. п. 179. ISBN 978-81-7305-123-4 .
- ^ Pia Brancaccio (2010). Буддийские пещеры в Аурангабаде: преобразования в искусстве и религии . Брилль С. 99–101 с изображениями на страницах 308–310. ISBN 978-90-04-18525-8 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Джоанна Готфрид Уильямс (1982). Искусство Гупта Индия: Империя и провинция . ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА. стр. 40–48, 105–107 с тарелкой 149. ISBN 978-0-691-10126-2 .
- ^ Мадхусудан А. Дхаки (2005). Индийский храм трасеи Американский институт индийских исследований. Стр. 60–6 ISBN 978-81-246-0223-2 .
- ^ Мукерджи, Радхакумуд (2007). Империя Гупта . Motilal Banarsidass. П. 146. ISBN 9788120804401 .
- ^ Уильямс, Джоанна Готфрид (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . Брилль п. 160. ISBN 9789004064980 .
- ^ Библиотеки Вашингтонского университета, отдел специальных коллекций Начна Кутар Храм Парвати . UW Цифровые коллекции. Получено 20 июля 2015 года
- ^ Майкл У. Мейстер (1986), о разработке морфологии для символической архитектуры: Индия , Res: антропология и эстетика, № 12 (осень, 1986), Университет Чикагской Прессы, стр. 45 с рисунком 4.
- ^ Jump up to: а беременный Sambit Datta; Дэвид Бейнон (2016). Цифровые архетипы: адаптация ранней храмовой архитектуры в Южной и Юго -Восточной Азии . Тейлор и Фрэнсис. С. 54–59. ISBN 978-1-317-15093-0 .
- ^ Jump up to: а беременный Майкл У. Мейстер (1986), о развитии морфологии для символической архитектуры: Индия , Res: Антропология и эстетика, № 12 (осень, 1986), Университет Чикагской Прессы, страницы 33-50
- ^ Рамакришна, Лалита (сентябрь 2018 г.). «Великие храмы Мадхья -Прадеша». Таттвалока . XLI (6). Шрингри : Шри Абхинава Видьятеертха Махасвамигал Образовательный доверие: 47–52. ISSN 0970-8901 .
- ^ Стелла Крамриш (30 апреля 1994 г.). Изучение священного искусства Индии . Motilal Banarsidass. С. 258–259. ISBN 978-81-208-1208-6 .
- ^ Стелла Крамриш (30 апреля 1994 г.). Изучение священного искусства Индии . Motilal Banarsidass. С. 143–145. ISBN 978-81-208-1208-6 .
- ^ Pratapaditya Pal (1985). Искусство Непала: каталог коллекции искусств округа Лос -Анджелес . Калифорнийский университет. С. 109–110. ISBN 978-0-520-05407-3 .
- ^ Махадев Чакраварти (1986). Концепция Рудра-Ива на протяжении веков . Motilal Banarsidass. Стр. 160–173. ISBN 978-81-208-0053-3 .
Библиография
[ редактировать ]- Прасанна Кумар Ачарья (2010). Энциклопедия индуистской архитектуры . Издательство Оксфордского университета (переиздано мотилал Banarsidass). ISBN 978-81-7536-534-6 .
- Прасанна Кумар Ачарья (1997). Словарь индуистской архитектуры: лечение санскритских архитектурных терминов с иллюстративными цитатами . Издательство Оксфордского университета (перепечатано в 1997 году Motilal Banarsidass). ISBN 978-81-7536-113-3 .
- Винаяк Бхарн; Krupali Krusche (2014). Вновь открытие индуистского храма: священная архитектура и урбанизм Индии . Кембриджские ученые издательство. ISBN 978-1-4438-6734-4 .
- Алиса Бонер (1990). Принципы композиции в индуистской скульптуре: Певальный период Храма . Motilal Banarsidass. ISBN 978-81-208-0705-1 .
- Наводнение; Садашива Рат Штанд (2005). Сила Сила . Brill Academic (ouceret с мотилами Baarciddes). ISBN 978-8120820524 .
- А.К. Кумарасвами; Майкл У. Мейстер (1995). Эссе в архитектурной теории . Индира Ганди Национальный центр искусств. ISBN 978-0-19-563805-9 .
- Dehejia, V. (1997). Индийское искусство . Файдон: Лондон. ISBN 0-7148-3496-3 .
- Адам Харди (1995). Архитектура индийского храма: форма и трансформация . Абхинавские публикации. ISBN 978-81-7017-312-0 .
- Адам Харди (2007). Храмовая архитектура Индии . Уайли. ISBN 978-0470028278 .
- Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самара -гасутрадхара Бходжи и рисунки линии Бхаджпура . Индира Ганди Национальный центр искусств. ISBN 978-93-81406-41-0 .
- Harle, JC, Искусство и архитектура индийского субконтинента , 2 -е изд. 1994, издательство Йельского университета Пресс Пеликан История искусства, ISBN 0300062176
- Моника Джунжа (2001). Архитектура в средневековой Индии: формы, контексты, истории . Ориент Блэксван. ISBN 978-8178242286 .
- Стелла Крамриш (1976). Объем индуистского храма 1 . Motilal Banarsidass (Перепечатано 1946 г. издательство Принстонского университета). ISBN 978-81-208-0223-0 .
- Стелла Крамриш (1979). Объем индуистского храма 2 . Motilal Banarsidass (Перепечатано 1946 г. издательство Принстонского университета). ISBN 978-81-208-0224-7 .
- Майкл У. Местер; Мадхусудан Дакки (1986). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры Американский институт индийских исследований. ISBN 978-0-8122-7992-4 .
- Майкл У. Мейстер и соавт. (Ред.): Энциклопедия индийской храмовой архитектуры. Северная Индия - Обзимания издательства Принстонского университета в северном индийском стиле, Принстон, 1988, ISBN 0-691-04053-2 , P. 39f.
- Майкл У. Мейстер, Ма Дхаки (ред.): Энциклопедия индийской храмовой архитектуры: Северная Индия - Период издательства Раннего зрелости Принстонского университета, Принстон, 1991, ISBN 0-691-04053-2 , p. 69ff.
- Джордж Мишелл (1988). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Университет Чикагской Прессы. ISBN 978-0-226-53230-1 .
- Джордж Мишелл (2000). Индуистское искусство и архитектура . Темза и Хадсон. ISBN 978-0-500-20337-8 .
- Та Гопинатха Рао (1993). Элементы индуистской иконографии . Motilal Banarsidass. ISBN 978-81-208-0878-2 .
- Аджай Дж. Синха (2000). Представляя архитекторы: творчество в религиозных памятниках Индии . Университет Делавэр Пресс. ISBN 978-0-87413-684-5 .
- Бертон Стейн (1978). Южно -индийские храмы . Викас. ISBN 978-0706904499 .
- Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26693-2 .
- Бертон Стейн; Дэвид Арнольд (2010). История Индии . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-2351-1 .
- Джоанна Готфрид Уильямс: Искусство Гупты Индия: Империя и провинция Принстонская университет издательство, Принстон 1982, ISBN 0-691-03988-7 , стр. 105-114.
- Rd Triedi: храмы периода Пратихара в центральной Индии Археологическая служба Индии, Нью -Дели 1990, с. 125ff.
- Джордж Мишелл: Индусский храм: архитектура мировой религии Дюмон, Кельн 1991, ISBN 3-7701-2770-6 , с. 122f.
- Kapila Vatsyayan (1997). Квадрат и круг индийского искусства . Абхинавские публикации. ISBN 978-81-7017-362-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Проблема храмов плоской крыши в Северной Индии , Одетт Венот, Азиатское искусство (1968, на французском языке, рис. 22-24: 1919 Фотографии храмов Нахны, Обсуждение: с. 30–32)