Чандрахаса
Чандрахаса | |
---|---|
Король Кунталы | |
![]() Вишайя встречает спящего Чандрахасу. | |
Символ | Шалиграма |
Тексты | Махабхарата |
Область | Карнатака |
Супруги | Вишая и Чампакамалини |
Потомство | Падмакша и Макаракша |

Чандрахаса ( санскрит : चन्द्रहास , букв. «смех луны»). [ 1 ] ) — король королевства Кунтала в индуистской мифологии . [ 2 ] История Чандрахасы описана в Ашвамедхика Парве эпоса Махабхарата . Чандрахаса подружился с Арджуной , которого сопровождал Кришна, охранявший церемонию ашвамедхи в Юдхиштхире . Чандрахаса помазывает своего сына Макаракшу царем и сопровождает армию Арджуны на помощь ашвамедхе .
История Чандрахасы также изображена в эпосе каннада «Джаймини Бхарата» поэта Лакшмиши . Популярная история о принце Чандрахасе также разыгрывается в популярных фильмах и в театре Якшагана .
Легенда
[ редактировать ]Детство
[ редактировать ]Принц Чандрахаса родился в семье и имел раджи Декана шесть пальцев на левой ноге, что является неблагоприятным знаком. Раджа был убит в бою, и его королева последовала за ним в погребальный костер, оставив их сына без средств к существованию. Служанка ребенка сбежала с ним в королевство Кунтала, но через три года скончалась, так и не раскрыв личность принца. Чандрахаса вырос, чтобы постоять за себя, и нашел Шалиграму , священный мрамор Вишну , который служил его талисманом. [ 3 ]
Однажды Душтабуддхи (злой), министр царя Кунталы, проводил аннасантарпану , церемонию кормления людей. Собравшиеся там жрецы заметили царственные черты лица Чандрахасы и велели министру особенно заботиться о мальчике. Но Душтабуддхи, у которого были злые замыслы, хотел узурпировать трон и поэтому стремился избавиться от мальчика. Для этой цели он нанял наемников, которые взяли мальчика в плен в джунглях и приготовились убить его. Не имея возможности совершить грязное дело, они отрезали ему шестой палец на ноге и показали его Душтабуддхи как свидетельство смерти Чандрахасы. Калинда, вассал Кунталы, увидела ребенка, блуждающего и плачущего в джунглях. Поскольку у него не было собственных детей, он привел его домой и воспитал как собственного сына, назвав его Чандрахасой, поскольку всякий раз, когда он смеялся, его лицо сияло, как луна. Чандрахаса изучил все аспекты королевского образования и был назначен наследником своего приемного отца. Дустабуддхи посетил Чанданавати, королевство Калинда, и увидел Чандрахасу, поняв, что его обманули. Он написал письмо своему сыну Мадане, прося Чандрахасу стать его посланником. [ 4 ]
Коронация
[ редактировать ]Чандрахаса отправился в королевство Кунтала и отдыхал в саду на окраине города. Вишайя, дочь Душтабуддхи, которая также пришла туда со своими служанками, случайно наткнулась на спящего Чандрахасу и была привлечена его красотой. Она открыла письмо, адресованное брату, и узнала в нем записку отца. Письмо, адресованное Мадане, предписывало ему не заботиться ни о ранге, ни о молодости посланника, а дать ему вишу (яд). Вишая, очарованная юношей, решила, что ее отец в спешке намеревался вместо этого написать Вишая , добавив к письму последние символы, используя ее косметику и стебель. [ 5 ]

Чандрахаса передал записку Мадане, сыну Душтабуддхи, который в тот же вечер выполнил повеление своего отца, женив принца на его прекрасной сестре. [ нужна ссылка ]

Дустабуддхи вернулся в Кунталу с большой помпой и быстро понял, что произошло, задаваясь вопросом, действительно ли он совершил такую ошибку. Он задумал еще один заговор с целью убийства, попросив Чандрахасу посетить в тот вечер семейный храм Кали в одиночестве, заверив его, что это их обычай. Тем временем раджа Кунталы решил отречься от своего трона из-за одной из своих мечтаний, решив назвать Чандрахасу своим наследником и выдать его замуж за свою дочь.

Мадану попросили передать это сообщение. Мадана встретил Чандрахасу, попросил его немедленно поспешить во дворец и занял его место, чтобы пойти в храм. Там он был немедленно убит убийцами, подосланными Душтабуддхи. Чандрахаса отправился во дворец, немедленно женился на принцессе Чампакамалини и был коронован как король. Когда весть о трагической смерти его сына достигла Душтабуддхи, он был опустошен и решил покончить с собой, отправившись в храм Кали и обезглавив себя. Когда Чандрахаса узнал об этой трагедии близнецов, он пошел в храм и помолился богине Кали, чтобы она вернула их к жизни. Когда ответа не последовало, он начал предлагать себя в жертву богине, после чего Кали предстала перед ним и исполнила его желание. Чандрахаса правил как царь Кунталы и Чанданавати со своими двумя королевами. [ 6 ]

Ашвамедха
[ редактировать ]Чандрахаса правил своим королевством долгие годы, пригласив Кулинду в Кунталу. У него были сын по имени Падмакша от Чампакамалини и Макаракша от Вишая, дочери министра. Однажды, когда эти два мальчика гуляли по окраине города, они случайно натолкнулись на жеребца Ашвамедха-ягны Юдхиштхиры; встревоженные, они вернулись и сообщили об этом своему отцу. Чандрахас встретил Кришну и Арджуну и отнесся к ним по-королевски, предложив им обильное богатство и людей для яджны. Он помазал своего сына Макаракшу царем и присоединился к Кришне и Арджуне вместе с армией своего царства. [ 7 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]История Чандрахасы была изображена в ряде индийских фильмов, в том числе: «Чандрахаса» (1921) и «Чандрахаса» (1928) Канджибхая Ратода , «Чандрахаса» (1929) Дхундираджа Говинда Пхалке , «Чандрахаса» (1933) Сарвоттама Бадами , «Чандрахасан» (1936). Профулла Гош, Чандрахаса (1941) М.Л. Рангаиа, Чандрахаса (1947) Гунджал, Чандрахаса (1947) Шантеша Пателя, Чандрахаса (1965) Б.С. Ранги на телугу (с Хара Надхом и Кришной Кумари, Гуммади в главных ролях и каннада с Раджем Кумаром и Лилавати. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бхалла, Дипти Омчери (1990). Исследования в области индийской музыки и смежных искусств . Сандип Пракашан. ISBN 978-81-85067-58-2 .
- ^ Индийский антиквар . Публикации Свати. 1985.
- ^ Мурти, Судха (26 октября 2016 г.). Месть змея: необычные рассказы из Махабхараты . Пингвин Великобритания. ISBN 978-93-85990-17-5 .
- ^ Майсур.), Джон Гарретт (директор общественного образования в (1871 г.). Классический словарь Индии, иллюстрирующий мифологию, философию, литературу [и т. д.] индусов. [С] . стр. 128–129.
- ^ Мурти, Судха (26 октября 2016 г.). Месть змея: необычные рассказы из Махабхараты . Пингвин Великобритания. ISBN 978-93-85990-17-5 .
- ^ Майсур.), Джон Гарретт (директор общественного образования в (1871 г.). Классический словарь Индии, иллюстрирующий мифологию, философию, литературу [и т. д.] индусов. [С] . стр. 129–130.
- ^ Уилер, Джеймс Талбойс (1867). История Индии с древнейших времен: Ведический период и Маха Бхарата . Н. Трюбнер. п. 413.
- ^ Раджадхьякша, Ашиш; Виллемен, Пол (1999). Энциклопедия индийского кино . Британский институт кино . Проверено 12 августа 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Джаймини Бхарата, Лакшмиша, Шатпади 50 59, Каннада
- Хавьякара Итихаса, Видван Манджаппа Каласи, 1993.
- Махабхарата, Ашвамедхика Парва, санскритский эпос.
- [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- Монеты Кунталы [2]