Критерий смущения
В этой статье отсутствует информация об обсуждении того, используется ли этот критерий за пределами библейской истории, а также мнения небиблеистов относительно надежности этого критерия. ( январь 2024 г. ) |

Критерий смущения — это тип библейского исторического анализа, в котором историческое повествование считается вероятным при условии, что у автора не будет причин изобретать историческое повествование, которое могло бы поставить его в неловкое положение. Некоторые ученые-библеисты использовали это в качестве показателя для оценки того, являются ли Нового Завета рассказы Иисуса о действиях и словах исторически вероятными . [1]
Критерий смущения является одним из критериев аутентичности, используемых учеными, другими являются критерий несходства , критерий языка и среды, критерий связности и критерий множественной аттестации . [2]
История
[ редактировать ]Критерий смущения – давний инструмент исследования Нового Завета. Эту фразу использовал Джон П. Мейер в своей книге 1991 года «Маргинальный еврей» ; он приписал его Эдварду Шиллебексу (1914–2009), который, похоже, на самом деле не использовал этот термин в своих письменных работах. Возможно, самое раннее использование этого подхода было у Пауля Вильгельма Шмиделя в Библейской энциклопедии (1899 г.). [3]
Примеры
[ редактировать ]Предположение критерия смущения состоит в том, что ранняя церковь вряд ли изо всех сил старалась бы создать или фальсифицировать исторический материал, который поставил бы в неловкое положение ее автора или ослабил ее позицию в спорах с оппонентами. Скорее, смущающие материалы, исходящие от Иисуса, будут либо подавлены, либо смягчены на более поздних стадиях евангельской традиции . Этот критерий редко используется сам по себе и обычно является одним из ряда критериев, таких как критерий несходства и критерий множественной аттестации , наряду с историческим методом . Распятие Иисуса является примером события, отвечающего критерию смущения. Этот метод казни считался самым постыдным и унизительным в римском мире , и сторонники этого критерия утверждают, что поэтому этот метод казни с наименьшей вероятностью был изобретен последователями Иисуса. [1] [4] [5] [6] [7]
Ограничения
[ редактировать ]Критерий смущения имеет свои ограничения и почти всегда используется вместе с другими критериями. [ по мнению кого? ] Одним из ограничений критерия смущения является то, что явных случаев такого смущения немного. [ по мнению кого? ] Очевидно, что контекст важен, поскольку то, что могло считаться смущающим в одну эпоху и в социальном контексте, возможно, не было таковым в другую. Смущающие подробности могут быть включены в качестве альтернативы еще более смущающему описанию того же события. В качестве гипотетического примера: отречение святого Петра от Иисуса могло быть заменой еще большего проступка Петра. [8]
Пример второго пункта можно найти в рассказах « Детских Евангелий» . В одном из рассказов из « Евангелия детства от Фомы» говорится, что очень юный Иисус использовал свои сверхъестественные способности , чтобы сначала убить, а затем оживить товарища по играм, который случайно наткнулся на него. [9] Если бы эта традиция была признана достойной включения в какой-то ключевой момент формирования христианской Библии (и, следовательно, тем или иным образом интегрирована в канонические Евангелия ), возможно, многие современные христиане сочли бы ее весьма смущающей, особенно строго верующие в библейская непогрешимость . Но, как следует из существования этого раннего неканонического перикопа , он не должен был смущать некоторых ранних христиан . [10] [11] [12]
Еще одним ограничением является возможность того, что то, что можно классифицировать как смущающее, также может быть намеренно созданным аккаунтом, призванным спровоцировать реакцию. Например, отречение Святого Петра от Иисуса могло быть описано как пример последствий отрицания. От Матфея 10:32–33 : «Кто признает Меня перед людьми, того признаю и Я перед Отцом Моим Небесным. А кто отречется от Меня перед людьми, от того отрекусь Я перед Отцом Моим Небесным».
См. также
[ редактировать ]- Критерий контекстуальной достоверности
- Критерий несходства
- Критерий множественной аттестации
- Читать сложнее
- Декларация против процентов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кэтрин М. Мерфи, Исторический Иисус для чайников , паб. For Dummies, 2007. стр. 14.
- ^ Татум, В. Барнс (1982). В поисках Иисуса . Нэшвилл: Абингдон Пресс. п. 106.
- ^ Стэнли Э. Портер, Критерии подлинности в исторических исследованиях Иисуса (Continuum, 2004), страницы 106–7.
- ↑ Гай Давенпорт и Бенджамин Уррутиа, Логия Иешуа , Вашингтон, округ Колумбия, 1996.
- ^ Джон П. Мейер, Маргинальный еврей , Издательство Йельского университета, 2009 г.
- ↑ NSGill, Обсуждение исторического Иисуса. Архивировано 16 марта 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ «Образование Блю Батлера, историческое изучение Иисуса из Назарета – Введение » . Blue.butler.edu. 04.03.2005 . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ Джон П. Мейер, Маргинальный еврей , издательство Йельского университета, 2009. стр. 170.
- ^ Кэмерон, Рон (1982), Другие Евангелия: неканонические евангельские тексты , Home Base, Нью-Йорк: Вестминстер Джон Нокс Пресс, стр. 124–130.
- ^ Барт Д. Эрман, Иисус: апокалиптический пророк нового тысячелетия , Оксфорд, 1999. стр. 90–91.
- ^ Стэнли Э. Портер, Критерии подлинности в исторических исследованиях Иисуса: предыдущее обсуждение и новые предложения Sheffield Academic Press, 2000.
- ^ Герд Тиссен и Дагмар Винтер. В поисках правдоподобного Иисуса: вопрос критериев , Вестминстер Джон Нокс Пресс, 2002.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мейер, Джон П., Маргинальный еврей: переосмысление исторического Иисуса , Doubleday: 1991. Том 1: с. 168–171.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Критерий смущения и крещение Иисуса Иоанном
- Вайнерсмит, Зак (12 апреля 2015 г.). «Библейский буквализм» . Субботний утренний хлопья для завтрака . www.smbc-comics.com.