Битва десяти королей
Битва десяти королей | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
Бхарата Трцу | Первый этап:
Второй этап: | ||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
Судас Пайджавана Вашишта | Первый этап:
Второй этап: |
Битва Десяти Королей ( санскрит : दाशराज्ञ युद्ध , IAST : Dāśarājñá yuddhá впервые упоминается в 7-й Мандале Ригведы Бхарат (RV) и произошла между царем по ) имени Царь Судас против конфедерации. племен. Это привело к решающей победе Бхаратов и последующему образованию государства Куру . Битва десяти королей, упомянутая в Ригведе, возможно, «образовала «ядро» истории» войны Курукшетра в Махабхарате . [5]
Боевой
[ редактировать ]В книге 3 Ригведы говорится, что племя Бхарата пересекло реки Беас и Сатледж , двигаясь к (будущему) району Курукшетры , где они столкнулись с зарождающимся (и временным) межплеменным союзом. [6] как индоарийцев, так и неиндоарийцев . Этот союз столкнулся в битве, которая описана в 18-м гимне (стихи 5–21) Книги 7. Точные мотивы неясны; Майкл Витцель утверждает, что это могло быть продуктом внутриплеменной обиды или интриг свергнутого семейного священника . [а] в то время как Ранбир Чакраварти утверждает, что битва, вероятно, велась за контроль над реками, которые были источником орошения. [6] [7] [8] [2] В гимнах также упоминаются сражающиеся племена, стремящиеся украсть коров у Бхараты. [2]
Ханнс-Петер Шмидт , который, по мнению Витцеля, дал самую «подробную и гениальную интерпретацию» гимнов, обнаруживает уникальный поэтический момент в корпусе RV, в их чрезвычайно обильном использовании саркастических намеков, сравнений и каламбуров, чтобы высмеять племенные традиции. альянс. [6] [8] [9] Некоторые из этих намеков кажутся сильно зависящими от контекста и (до сих пор) остаются нераспознанными; существуют серьезные споры по поводу интерпретации отдельных слов в свете используемых фигур речи и других поэтических приемов. [8] [2]
Первый этап
[ редактировать ]Первая фаза сражения произошла на берегу реки Рави (тогда Парусни) возле деревни Мануса , к западу от Курукшетры . [6] [10] Царь Бхараты и их священник упоминаются в Ригведе как Судас Паджавана и Васиштха соответственно; однако названия меняются в Самаведе и Яджурведа Самхите . [6] Главный антагонист сомнительный, [б] а названия участвующих племен трудно восстановить из-за фонологических деформаций их названий. [6] [8] [2] Возможные воюющие стороны племенного союза включают (по порядку) Пурус (первоначальное племя Бхарат), Яду (вероятно, под командованием Турвасы), Яксу (относительно неважный или игра слов для Яду), Матсьяс , Друхьюс , Пакты , Бхаланас , Алинас , Вишанины , Сивас, Вайкарна и Ану . [6] [8]
Несмотря на кажущуюся неравную битву, судя по численности (этот аспект неоднократно подчеркивается в гимнах), Судас решительно одержал победу над племенным союзом, стратегически прорвав дамбу на реке, тем самым утопив большую часть (?) противников. [6] [9] Эту внезапную перемену в судьбе приписывают доброжелательности и стратегии Индры , бога-покровителя Бхараты, чьи благословения были обеспечены поэтикой Васиштхи. [6] [2]
Второй этап
[ редактировать ]После этого поле битвы (вероятно) переместилось на берега реки Ямуны , где местный вождь Бхида потерпел поражение вместе с тремя другими племенами — аджас, сиграс и якшу. [6] [2]
Последствия
[ редактировать ]Битва десяти королей привела к тому, что Бхараты заняли всю территорию Пуру в Западном Пенджабе (тогда Панчанада) с центром вокруг реки Сарасвати и завершили миграцию на восток. [6] Судас отпраздновал свою победу ритуалом Ашвамедха в ознаменование создания царства, свободного от врагов с севера, востока и запада. У него все еще были враги в лесу Хандава на юге, где жили презираемые (неизвестно, индоарийцы или неиндоарийцы) киката . [6]
Политическая реорганизация между Пурусом и Бхаратами, вероятно, последовала достаточно скоро и могла включать и другие фракции племенного союза; Об этом свидетельствует то, что в основной коллекции RV заметное место занимают клановые гимны обеих сторон. [12] [6]
Эта территория в конечном итоге станет первым южноазиатским «государством» под властью племени Куру после распада РВ. Он стал сердцем брахманической культуры и чистоты, которые в конечном итоге повлияли и изменили индийскую культуру, слившись с местными традициями. [ сломанный якорь ] и развивается в историческую ведическую религию . [6] [12] Пурус продолжали существовать как маргинальная сила в Пенджабе; Витцель и некоторые другие ученые полагают, что Порус (ок. начала 300 г. до н. э.) был царем того же племени. [6] [12]
Историчность
[ редактировать ]Многие переводчики, начиная с 1800-х годов, в том числе К. Ф. Гельднер, рассматривали битву как историческое событие, основываясь на повествовательных особенностях стихов. [8] Витцель датирует битву примерно между 1450 и 1300 годами до нашей эры; он считает, что соответствующие гимны представляют собой поздние вставки. [13] Стефани В. Джеймисон предостерегает от использования его в качестве основного источника для реконструкции истории, поскольку описание битвы «далеко не ясно». [2] [10]
И Витцель, и Джеймисон считают, что уже в следующем гимне (7.19, стих 3) показан поразительный сдвиг в преданности: Индра помогает Судасу, а также Пурусу, завоевавшему землю. [6] [2]
Стефани В. Джеймисон отмечает, что это был самый известный исторический конфликт в РВ — поскольку он обеспечил господство Бхараты над ведическими племенами, как и Витцель. [2] [9]
Возможный прототип войны на Курукшетре
[ редактировать ]Витцель отмечает, что эта битва является вероятным архетипом/прототипом войны на Курукшетре , рассказанной в Махабхарате . [14] Джон Брокингтон придерживается аналогичного подхода. [15] SSN Murthy доходит до того, что предлагает битву как самое «ядро» войны на Курукшетре ; Вальтер Рубен придерживается аналогичной позиции. [5] [16] Однако Витцель утверждает, что основной текст Махабхараты описывает какое-то событие поздневедического периода; С тех пор он был изменен (и расширен) за столетия передачи и воссоздания, чтобы (вероятно) отразить Битву Десяти Королей. [6] Альф Хильтебейтель отвергает аргументы Витцеля и Брокингтона как «непонятную фантазию» и отмечает полное отсутствие средств связать битву с «братоубийственной борьбой» Махабхараты. [17] [15]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Книга 3 была написана Вишвамитрой , семейным священником Бхаратов, и в ней не упоминается битва. Книга 7 была написана Васиштхой , заменившим Вишвамитру. Однако Джеймисон отвергает существование каких-либо доказательств вражды Васиштхи и Вишвамитры в RV. [2]
- ↑ Карл Фридрих Гельднер ошибочно считал, что это Бхеда. Витцель предлагает Трасадасю. Палихавадана предлагает Пурукуцу, отца Трасадасью. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 12 августа 2021 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Бреретон, Джоэл П.; Джеймисон, Стефани В., ред. (2014). Ригведа: самая ранняя религиозная поэзия Индии . Том. Я. Издательство Оксфордского университета. стр. 880, 902–905, 923–925, 1015–1016. ISBN 9780199370184 .
- ^ Витцель, Майкл (1997). «Развитие ведического канона и его школ: социальная и политическая среда» (PDF) . Гарвардская восточная серия, Опера Минора . 2 : 264.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 12 августа 2021 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Мурти, SSN (8 сентября 2016 г.). «Сомнительная историчность Махабхараты» . Электронный журнал ведических исследований . 10 (5): 1–15. дои : 10.11588/ejvs.2003.5.782 . ISSN 1084-7561 . Архивировано из оригинала 26 января 2019 года . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Витцель, Майкл (1995). «4. Ранняя история Индии: лингвистические и текстовые параметры» . В Эрдоси, Джордж (ред.). Индоарийцы Древней Южной Азии: язык, материальная культура и этническая принадлежность . Индийская филология и исследования Южной Азии. Де Грютер. стр. 85–125. дои : 10.1515/9783110816433-009 . ISBN 978-3-11-081643-3 . S2CID 238465491 . Архивировано из оригинала 12 августа 2021 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ Синха, Канада (2015). «ДОКУМЕНТ, ПРИЗНАННЫЙ МЕМОРИАЛОМ ПРОФЕССОРА В.К. ТАКУРА: КОГДА БХУПАТИ ИСКАЛ БОГАТСТВО ГОПАТИ: РАСПОЛОЖЕНИЕ «ЭКОНОМИИ МАХАБХАРАТЫ» . Труды Индийского исторического конгресса . 76 : 67–68. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44156566. . Архивировано из оригинала 12 Апрель 2021 г. Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шмидт, Ханс-Петер (март 1980 г.). «Заметки к Ригведе 7.18.5–10». Индика . 17 : 41–47. ISSN 0019-686X .
- ^ Jump up to: а б с Штурманн, Райнер (11 октября 2016 г.). «Die Zehnkönigsschlacht am Ravifluß» . Электронный журнал ведических исследований (на немецком языке). 23 (1): 1–61. дои : 10.11588/ejvs.2016.1.933 . ISSN 1084-7561 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 года . Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Бреретон, Джоэл П.; Джеймисон, Стефани В., ред. (2020). Ригведа: Путеводитель . Издательство Оксфордского университета. п. 34. ISBN 9780190633363 .
- ^ Палихавадана, Махинда (2017). Мумм, Питер-Арнольд; Уэст, Тина (ред.). «Культ Индры как идеология, ключ к борьбе за власть в древнем обществе». Электронный журнал ведических исследований . 24 (2): 51.
- ^ Jump up to: а б с Витцель, Майкл (1997). «Развитие ведического канона и его школ: социальная и политическая среда» . crossasia-repository.ub.uni-heidelberg.de : 263, 267, 320. doi : 10.11588/xarep.00000110 (неактивен 25 апреля 2024 г.). Архивировано из оригинала 12 августа 2021 года . Проверено 15 апреля 2021 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка ) - ^ Витцель, Майкл (2000). «Языки Хараппы: ранние лингвистические данные и цивилизация Инда» : 37. doi : 10.11588/xarep.00000120 . Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Витцель, Майкл (1997). «Истоки ранней санскритизации и развитие государства Куру» . В Кёльвере, Бернхард (ред.). Закон, государство и управление в классической Индии / Государство, право и управление в классической Индии . Сочинения Исторической коллегии. Ольденбургское научное издательство. дои : 10.1524/9783486594355 . ISBN 978-3-486-59435-5 . Архивировано из оригинала 12 апреля 2021 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Хилтебейтель, Альф (30 октября 2001 г.). "Введение". Переосмысление Махабхараты: Руководство для читателей по образованию короля Дхармы . Издательство Чикагского университета. п. 2. ISBN 978-0-226-34054-8 .
- ^ Рубен, Вальтер (1977). «Кришна, Париж и семь подобных героев» . Летопись Бхандаркарского института восточных исследований . 58/59: 299. ISSN 0378-1143 . JSTOR 41691699 . Архивировано из оригинала 12 апреля 2021 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ Хилтебейтель, Альф (1 июня 2000 г.). «Джон Брокингтон, Санскритские эпопеи». Индо-иранский журнал . 43 (2): 162. дои : 10.1163/000000000124993958 . ISSN 1572-8536 . S2CID 189772160 .