Амба ( Махабхарата )
Амба | |
---|---|
Махабхараты персонаж | |
Информация | |
Пол | Женский |
Семья | Родители
|
Вторая половинка | Сохранять |
Дом | Кость |
Амба ( санскрит : अम्बा , латинизировано : Амба ) — персонаж индуистского эпоса Махабхарата . Она старшая и самая красивая дочь Кашьи, царя Каши , и сестра Амбики и Амбалики . [ 1 ]
Амба вместе со своими сестрами были похищены Бхишмой во время церемонии сваямвары в качестве невест для выхода замуж за Вичитравирью , царя Хастинапура . Перед свадебной церемонией принцесса подходит к Бхишме и сообщает ему о своей любви к королю Сальве , после чего ей разрешается пойти к последнему и убедить его принять ее в жены. К ее разочарованию, Сальва отвергает ее, считая, что Бхишма обычно принимал ее в качестве своей жены. Несмотря на ее усилия, как и на усилия Парашурамы , Бхишма отказывается жениться на ней. дарует ей благословение Амба возлагает на Бхишму ответственность за ее несчастье, берет на себя аскезу, а Шива . Она перерождается как Шикханди , дитя царя Друпады и сестра главной героини эпоса Драупади . [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Амба — широко используемое слово на санскрите , означающее мать, также имеющее ведическую связь с матерью Вед . [ 3 ] [ 4 ]
Легенда
[ редактировать ]Сваямвара
[ редактировать ]Ади Парва Махабхараты повествует о Амбы событиях сваямвары в царстве Каши. Амба и Сальва, король Сальвы , были тайно влюблены, и Амба пообещала надеть вармалу ему на шею, тем самым выбрав его своим женихом. Бхишма узнал о церемонии трех добродетельных принцесс и отправился на сваямвару, чтобы завоевать принцесс для своего сводного брата Вичитравирьи . По прибытии Бхишма объявил о своем намерении похитить невест, призвав собравшихся женихов остановить его. Затем Бхишма посадил принцесс в свою колесницу и уехал. Цари последовали за ним и осыпали Бхишму стрелами; однако Бхишма ответил атакой и победил их. Сальва вызвал Бхишму на дуэль; Бхишма одолел и ранил Сальву, но сохранил ему жизнь. Не зная о чувствах Амбы, Бхишма отправился в Хастинапур и представил их Сатьявати , которая организовала их брак с Вичитравирьей. Амба подошла к Бхишме и совету брахманов и рассказала, что они с Шальвой влюблены друг в друга и что она собиралась выбрать его своим мужем на сваямваре. Бхишма признал, что она должна принять собственное решение по этому поводу, и с почестями отправил ее в Шальву, в то время как Амбика и Амбалика были женаты на Вичитравирье. [ 5 ] [ 6 ]
Отказ Сальвы
[ редактировать ]В главе «Амбопахьянапарван» книги « Удьога Парва Махабхараты » остальная часть истории Амбы рассказана Бхишмой, когда Дурьодхана спрашивает его, почему он не убил Шикханди , союзника Пандавов , двоюродных братьев и врагов Кауравов . [ 4 ]
Бхишма позаботился о том, чтобы Амбу благополучно доставили в королевство Сальвы . Амба сообщил Сальве, что она пришла за ним. Сальва ответил, что он больше не желает ее, поскольку она должна выйти замуж за другого мужчину. Он заявил, что ее по праву завоевал Бхишма, который победил и оскорбил его и других царей. Он обвинил ее в том, что она ушла с ним по собственному желанию. Амба умоляла Сальву, которого она считала своей настоящей любовью, принять ее. Но Сальва повторил свою кшатрия дхарму и отказался принять ее. Получив отказ, убитый горем Амба покинул королевство Сальва и удалился в лес. [ 7 ]
По другой версии, Амба, уязвленная этим отказом, пошла к Бхишме и обратилась к нему, заявив, что он несет ответственность за все ее проблемы. Бхишма пытался убедить Вичитравирью выйти замуж за Амбу, но тот отверг ее, заявив, что она любит кого-то другого. Затем она обратилась к Бхишме с предложением жениться на ней. Он также отказался из-за своего обета безбрачия . Это еще больше разозлило Амбу, поскольку теперь ее отвергли трое холостяков. Она обратилась к разным королям с просьбой победить Бхишму и восстановить справедливость, но все они отказались, зная способности Бхишмы. Наконец разъяренная Амба отправилась в лес, чтобы доставить удовольствие дэвам и отомстить Бхишме. [ 8 ]
Посредничество Паршурамы
[ редактировать ]Амба размышляла о своем тяжелом положении и считала ответственными за это всех людей, включая себя (поскольку она не сбежала из колесницы Бхишмы, когда Бхишма сражался с Сальвой), Бхишму (который ее похитил), Сальву (который отверг ее) и ее отца (который устроил ее сваямвара). В конце концов она пришла к выводу, что главным виновником был Бхишма, и поклялась уничтожить его аскезами или битвой. Той ночью она нашла убежище у группы аскетов и рассказала им свою историю. Там ученый мудрец Шайхаватья утешал Амбу и обещал направлять ее в ее аскезе. [ 9 ] [ 10 ]
Другие мудрецы обсудили между собой ситуацию Амбы, обдумали ее альтернативы и посоветовали ей вернуться к отцу, поскольку есть только два истинных защитника женщины: отец и муж. Однако Амба отказался, решив практиковать аскезу. На следующий день мимо этого места проходил мудрец Хотравахана (из расы Сринджайя), бывший король и дедушка Амбы по материнской линии. Выслушав горе Амбы, мудрец посоветовал ей не возвращаться к отцу и вместо этого обратиться к мудрецу Парашураме . Акритаврана, один из учеников Парашурамы, также прибыл на место. Хотравахана представил Амбу Акритавране, и они оба рассказали ему об испытаниях Амбы. [ 11 ] Акритаврана предложил Амбе два варианта: либо Парашурама должен подойти к Сальве, чтобы жениться на ней, либо Бхишма должен потерпеть поражение от Парашурамы. Амба попросила Акритаврану решить, кто ее виновник. Акритаврана согласился с Амбой, что Бхишма был основной причиной ее тяжелого положения и должен стать целью ее мести. Акритаврана и Хотравахана объяснили затруднительное положение Амбы Парашураме, которому сама Амба молилась о помощи. Парашурама дал слово Амбе, что убьет Бхишму, который был его учеником в прошлом, и уничтожит его гордость. [ 12 ] [ 13 ]
Когда Парашурама прибыл со своей свитой на Курукшетру и отправил Бхишме сообщение о своем прибытии, Бхишма пришел навестить своего гуру, выразив ему традиционное почтение. Довольный Парашурама приказал Бхишме принять Амбу. Бхишма отказался, повторив, что принял обет безбрачия. Разъяренный Парашурама пригрозил Бхишме смертью. Бхишма пытался успокоить мудреца, но тщетно, и в конце концов он согласился сразиться со своим гуру, чтобы защитить свой кшатрия долг . Ганга попыталась остановить битву, умоляя своего сына и великого мудреца, но потерпела неудачу. [ 14 ] Великая битва длилась 23 дня, но безрезультатно. На 24-й день, когда Бхишма решил применить смертоносное оружие, по велению божественного мудреца Нарады и дэвов Парашурама положил конец конфликту, и битва была объявлена ничьей. [ 9 ] [ 15 ] Парашурама рассказал Амбе об этих событиях и посоветовал ей искать защиты у Бхишмы. Однако Амба отказалась прислушаться к совету Парашурамы и ушла, сердито заявив, что достигнет своей цели аскетизмом. [ 16 ]
Аскетизм
[ редактировать ]Амба отказался от еды и сна и практиковал аскетизм, стоя на месте в течение шести месяцев в долине реки Ямуны , выживая только на воздухе. Она исхудала, у нее появились спутанные локоны. После этого она стояла в водах Ямуны без еды и практиковала аскезу. После этого она некоторое время стояла на цыпочках, съев лишь один опавший лист с дерева. Ее епитимья в течение двенадцати лет начала сжигать небеса и землю. Затем она отправилась в царство Ватса , в котором жило много известных мудрецов. Она странствовала по королевству, купаясь в священных водах Ганги ( Ганги ) и Ямуны. Затем она посетила ашрамы многих мудрецов, таких как Нарада , Улука , Чьявана , Вишвамитра , Мандавья и Гарга , а также священные места, такие как Праяга , Бхогавати и священные рощи. Во время своего путешествия она соблюдала трудные обеты и совершала омовения в святых водах. [ 16 ]
Богиня Ганга предстала перед Амбой и выслушала рассказ Амбы о том, что ее аскезы были направлены на уничтожение Бхишмы , сына Ганги. Разгневанная богиня Ганга ответила, что, поскольку ум Амбы искривлен, она превратится в кривую и извилистую реку, которая будет оставаться сухой в течение восьми месяцев и течь все четыре месяца сезона дождей. Ганга заявил, что места для купания вдоль течения реки будут находиться в труднопроходимой местности и будут кишать крокодилами и другими свирепыми существами. Амба месяцами скитался, соблюдая суровые обеты и отказываясь от еды и воды. она посетила множество тиртх За это время и, наконец, вернулась в Ватсу , где материализовалось проклятие Ганги. Хотя половина ее стала рекой Амбой, другая половина осталась человеком благодаря ее аскетическим заслугам. [ 9 ] [ 16 ]
Благо Шивы и смерть Амбы
[ редактировать ]Аскеты Ватсы отговорили ее от аскезы, но Амба сохранила свою решимость и сказала им, что ее желанием было родиться мужчиной и убить Бхишму, чтобы отомстить за свои страдания. Бог Шива явился ей и благословил ее, чтобы в следующем рождении она стала человеком и уничтожила Бхишму. Амба родился у царя Друпады Панчалы и стал великим воином. Амба помнит свое предыдущее рождение и ненависть к Бхишме. Довольный этим даром, Амба развел погребальный костер из дров на берегу Ямуны и прыгнул в огонь, говоря: «Ради уничтожения Бхишмы!». [ 9 ] [ 17 ] [ 18 ]
Гирлянда из вечно свежих лотосов
[ редактировать ]Другой вариант повествует, что Амба совершал аскезу и доставлял удовольствие Картикее , богу войны и сыну Шивы. Он подарил ей гирлянду из вечно свежих лотосов и заявил, что тот, кто ее носит, уничтожит Бхишму. С этой гирляндой Амба предприняла еще одну попытку обратиться за помощью ко многим королям и принцам, чтобы те поддержали ее в ее правом деле. Однако никто из них не ответил, чтобы помочь ей, поскольку они не хотели оказаться не на той стороне Бхишмы. В последней попытке она обратилась к Друпаде, но даже он отказался; в отчаянии она сбросила гирлянду со столба возле дворца Друпады и снова отправилась на аскезу в лес. Пока Амба убивает себя, никто не смеет прикоснуться к гирлянде. [ 8 ] [ 19 ] [ 20 ]
Возрождение как Шикханди
[ редактировать ]У Друпады не было детей, и поэтому он занимался аскезами в лесу, ища благословения Шивы на рождение сына. Шива даровал ему дар: у него родится девочка, но позже она превратится в мальчика. Как и было предсказано, Амба переродилась в Шикханди, настоящий пол которой не разглашался, и воспитывалась мальчиком. Когда Друпада выдал свою дочь в одеянии сына замуж за дочь Хираньяварны, царя Дашарны , ее истинная личность раскрылась не только к огорчению девушки, ее отца, но и самой Шикханди. Взволнованный Хираньяварна объявил Панчале войну. Обеспокоенная поворотом событий, Шикханди пошла в лес, чтобы встретиться с якшей (духом природы) Стхунакарной, который помог ей, предложив на время поменяться полом. Таким образом, Шикханди стал биологически мужчиной. проклял якшу После смерти Хираньяварны Шикханди вернулся, чтобы поменяться полом с якшей, но узнал, что Кубера оставаться женщиной до смерти Шикханди. [ 9 ]
В варианте, где упоминается гирлянда из вечно свежих лотосов, Шикханди носит гирлянду один раз, и Друпада понимает, что она убьет Бхишму. [ 8 ]
Между тем, с течением времени у Амбики и Амбалики появились внуки: Кауравы и Пандавы , которые стали заклятыми врагами. Драупади , дочь Друпады, была замужем за Пандавами. Когда последовала великая война Курукшетра между Пандавами и Кауравами, Шикханди встал на сторону своих зятьев, а Бхишма встал на сторону Кауравов. Бхишма поклялся «не стрелять в женщину, в любого, кто раньше был женщиной, носит женское имя или выглядит женщиной». [ 21 ] историю об Амбе и поэтому он рассказал Дурьодхане и отказался сражаться с Шикханди. Когда Бхишма возглавлял армию Кауравов, Шикханди ехал в качестве колесничего Арджуны , третьего из братьев Пандавов. Увидев Шикханди, Бхишма опустил оружие. Шикханди и Арджуна пронзили тело Бхишмы, хотя все стрелы Шикханди не смогли ранить Бхишму. На этом этапе Бхишма также хотел умереть. Прежде чем упасть в обморок, он закричал, что его убила стрела Арджуны, а не Шикханди. Бхишма несколько дней лежал на ложе из стрел и умер в священный день Уттараяны . Таким образом, месть Амбы осуществилась, когда Шикханди стал причиной смерти Бхишмы. [ 9 ] [ 22 ]
Шикханди убит в бою на мечах с Ашваттхамой, когда он, Крипачарья и Критаварма напали на лагерь Пандавов в ночь последнего дня войны. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ www.wisdomlib.org (15 июня 2012 г.). «Амба, Амба, Амба, Амба: 27 определений» . www.wisdomlib.org . Проверено 16 ноября 2022 г.
- ^ www.wisdomlib.org (28 января 2019 г.). «История Амбы» . www.wisdomlib.org . Проверено 16 ноября 2022 г.
- ^ Саймон Бродбек; Профессор Брайан Блэк (2007). Гендер и повествование в Махабхарате . Рутледж. п. 205. ИСБН 978-1-134-11995-0 .
- ^ Jump up to: а б ТБ Коберн (1988). Деви-махатмья: Кристаллизация традиции Богини . Мотилал Банарсидасс. п. 201. ИСБН 978-81-208-0557-6 .
- ^ Кисари Мохан Гангули . «Раздел CII» . Махабхарата, Книга 1: Ади Парва . Sacred-texts.com .
- ^ Джон Гарретт (1989). Классический словарь Индии, иллюстрирующий мифологию, философию, литературу, древности, искусство, нравы, обычаи и т. д. из индусов . Atlantic Publishers & Distri. п. 27. ГГКЛЮЧ: YTLNG1DG7JN.
- ^ Кисари Мохан Гангули . «Раздел CLXXVI» . Махабхарата, книга 5: Удьога Парва . Sacred-texts.com.
- ^ Jump up to: а б с «4. Амба и Бхишма» . Махабхаратаонлайн.com . Проверено 30 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мани, Веттам (1975). «Амба». Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. 27–29. ISBN 978-0-8426-0822-0 .
- ^ Кисари Мохан Гангули . «Раздел CLXXVII» . Махабхарата, книга 5: Удьога Парва . Sacred-texts.com.
- ^ Кисари Мохан Гангули . «Раздел CLXXVIII» . Махабхарата, книга 5: Удьога Парва . Sacred-texts.com.
- ^ Кисари Мохан Гангули . «Раздел CLXXIX» . Махабхарата, книга 5: Удьога Парва . Sacred-texts.com.
- ^ Кисари Мохан Гангули . «Раздел CLXXX» . Махабхарата, книга 5: Удьога Парва . Sacred-texts.com.
- ^ Кисари Мохан Гангули . «Раздел CLXXXI» . Махабхарата, книга 5: Удьога Парва . Sacred-texts.com.
- ^ Кисари Мохан Гангули . «Раздел CLXXVIII» . Махабхарата, книга 5: Удьога Парва . Sacred-texts.com.
- ^ Jump up to: а б с Кисари Мохан Гангули . «Раздел CLXXXIX» . Махабхарата, книга 5: Удьога Парва . Sacred-texts.com.
- ^ Кисари Мохан Гангули . «Раздел СХС» . Махабхарата, книга 5: Удьога Парва . Sacred-texts.com.
- ^ Ганга Рам Гарг (1992). Энциклопедия индуистского мира: Ак- Ак Концептуальное издательство. п. 371. ИСБН 978-81-7022-375-7 .
- ^ Девдутт Паттанаик (2002). Мужчина, который был женщиной, и другие странные истории из индуистских преданий . Харрингтон Парк Пресс. п. 60. ИСБН 978-1-56023-180-6 .
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 62 .
- ^ Венди Донигер (1999). Разделение различий: гендер и миф в Древней Греции и Индии . Издательство Чикагского университета. п. 284. ИСБН 978-0-226-15641-5 .
- ^ Дэвид В. Мачачек; Мелисса М. Уилкокс (2003). Сексуальность и мировые религии . АВС-КЛИО. п. 126. ИСБН 978-1-57607-359-9 .
- ^ К. М. Гангули (1883–1896). Книга 10 Махабхараты: Сауптика Парва, раздел 8, Ашваттхама убивает Шикиндина, октябрь 2003 г., дата обращения 2 октября 2015 г.