Избегать
![]() | Возможно, эту статью необходимо реорганизовать, чтобы она соответствовала рекомендациям Википедии по оформлению . ( Июль 2014 г. ) |
Ликай ( тайский : Ликай , RTGS : лайк , произносится [líʔ.kēː] ) — форма популярного народного театра из Центрального Таиланда (не в Бангкоке, где опера Теочью — это народный театр). [ нужна ссылка ] ). Его уникальность заключается в сочетании экстравагантных костюмов с едва оборудованными сценами и неясно выраженными сюжетными линиями, так что спектакль зависит главным образом от мастерства импровизации актеров и воображения зрителей. [1] [2]
Источник
[ редактировать ]
Существует несколько конкурирующих идей о происхождении и развитии ликая. Однако наиболее вероятно, что корни ликая происходят от малайского джикей , исламского песнопения . Поскольку между этим религиозным представлением и народными развлечениями существует большой разрыв, вполне возможно, что Ликай происходит из Индии, тем более что множество индийских танцевальных жестов. в выступлениях актеров встречается [1] [3]
Отсутствие исторических ссылок также порождает разногласия по поводу первого появления ликая, но, скорее всего, он возник как отдельная форма театра в конце 19 века. [1] [3] Сегодня представления в основном проходят в сельской местности, на храмовых ярмарках и частных мероприятиях. Несмотря на то, что телевидение и радио по-прежнему транслируют представления ликая, эта форма народного театра становится все более редкой. [1] [2]
Репертуар
[ редактировать ]Истории
[ редактировать ]Репертуар ликайских историй варьируется от исторических происшествий до хорошо известных народных сказок, насыщенных юмористическими анекдотами. Главными героями являются Пхра (герой), Нанг (героиня), Конг (злодей), Итча (злодейка) и Джокер (клоуны мужского или женского пола) в ролях стереотипных принцесс, королей и представителей низшего сословия с карикатурной внешностью и много свободы в словах. [4] Их судьбы разворачиваются в историях любви, обычно предполагающих преодоление препятствий, а также в семейных драмах, всегда имеющих счастливый конец . Хотя язык и характер некоторых фигур грубы и едва ли отражают надлежащую порядочность, хорошее и плохое четко различаются, и труппы оставляют зрителя с ясной моралью: хорошее всегда побеждает плохое. [1] [3] [5]
Популярные персонажи
[ редактировать ]Фигуры Кхун Чанг и Кхун Пэн - одни из самых популярных персонажей в Ликае. Основанный на известной тайской фольклорной сказке (названной в честь двух главных героев Кхун Чанг Кхун Фаен ) о драматическом любовном треугольнике, двое мужчин соревнуются за одну красивую женщину и вновь появляются в бесчисленных представлениях-ликай. [1] [5]
Еще один популярный персонаж, заимствованный из местного фольклора о привидениях, — Мае Нак Пхра Кханонг . Ее история, также о любви и смерти, сосредоточена на ее загробной жизни в качестве призрака. Ее нерушимая любовь к мужу, даже после смерти, и ужас, который она сеет от ревности и гнева, неоднократно находят новые интерпретации в народном театре Ликая. [5]
Производительность
[ редактировать ]«Awk khaek» ( тайский : ออกแขก ; RTGS : ok khaek ) — это представление перед началом ликая, когда исполнитель выходит в индийско-малазийском костюме, чтобы спеть и потанцевать под песню. [6] [7] Авк-кхаек пришел из Индии вместе с группой Малайского полуострова, пришедшей в Сиам в период Аюттхая (1259-1767 гг. н. э.). [8] [9] но это представление со временем изменилось. Существуют разногласия относительно происхождения этого названия, но Л. Аллан Юбэнк говорит, что слово «awk» означает «вне», а слово «кхаек» - это тайское слово, обозначающее индейца. [9] Важность аук хаек заключается в том, чтобы сообщить всем, что ликай скоро начнется.
В целом, после часовой прелюдии под музыку пифат , сюжет и диалог следуют основной схеме, заданной рассказчиком труппы, разворачиваясь через импровизированные стихи актеров, тексты песен и действие. Это импровизированное выступление поддерживается музыкантами, которые улавливают и подчеркивают спонтанное развитие с помощью своих инструментов, часто включая как современную поп-музыку, так и традиционную музыку кантри. Танцы появляются лишь изредка, когда актер или актриса чувствует, что этого требует ситуация. [1] [3] [4]
Первоначально актерами трупп были мужчины, но в настоящее время мужчины и женщины играют вместе. [1] Похоже, что между аудиторией и исполнителями существует прочная связь, поэтому история очень часто разворачивается так, чтобы доставить удовольствие публике, или когда она обращается непосредственно к аудитории. Особенно это касается джокера, которому разрешено переключаться между спектаклем и публикой, добавляя ощущение открытого взаимодействия. Зрителей в спектакль вовлекает и потребность в воображении. Поскольку труппы ликай перемещаются и не имеют фиксированного места проведения, импровизированная сцена и репертуар обычно не предлагают ничего, кроме скамейки (тианг), которая позволяет актерам играть большинство сцен, и грубой обстановки дворцового сада и леса. Зрителю приходится внимательно слушать объяснения актеров или рассказчика о пространстве и времени и самим представлять себе декорации. [1] [5] [2] [4]
Костюмы
[ редактировать ]
Ликай славится своими яркими костюмами. Обильный макияж, от самой темной черной подводки для глаз до самой яркой красной помады, а также яркие, блестящие искусственные драгоценности как для мужчин, так и для женщин являются стандартными. Актеры, ответственные за большую часть экипировки, не только приносят свои костюмы, но и создают свои собственные маски. Мужской костюм включает в себя разноцветные или золотистые набивные бриджи, длинные белые носки, блузки и жилеты с обильным орнаментом, блестящие серьги и повязки на голову с перьями. Женщины носят одежду как современного, так и традиционного фасона из блестящего шелка и атласа. [1] [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж http://www.siamese-heritage.org/jsspdf/1951/JSS_039_1d_Smithies_LikayOriginFormAndFutureOfSiameseFolkOpera.pdf [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б с Сукфисит, Сутон (1995). Исчезновение Таиланда: народное искусство и народная культура .
- ^ Перейти обратно: а б с д Азиатско-Тихоокеанский культурный центр ЮНЕСКО (ACCU). «Лакхон Чатри» .
- ^ Перейти обратно: а б с д http://wrap.warwick.ac.uk/14443/1/WRAP_THESIS_Tungtang_2011.pdf [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б с д http://110.102.33.234/journals/asian_theatre_journal/v021/21.1diamond.pdf [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Тайский театр и тайский танец» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 г. Проверено 19 ноября 2013 г.
- ^ «Ага, возьми» .
- ^ «Ликай... Драматическое представление тайской жизни» . энциклопедиятай.орг. Архивировано из оригинала 28 октября 2009 года.
- ^ Перейти обратно: а б Аллан, Юбанк. «Танцевальная драма перед престолом» . Тайский христианский фонд . Проверено 9 марта 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]