Ньяй Роро Кидул
![]() | Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики, стиля, связности, тона или орфографии . ( Октябрь 2023 г. ) |
Ньи Роро Кидул (кадита) | |
---|---|
Правитель Южного моря Королева южных морей , Южный океан | |
![]() Популярное суданское изображение Ньяи Роро Кидул. | |
Обитель | Индийский океан |
Цвет | Аква-зеленый |
Область | Индонезия |
Ньи Роро Кидул (или Ньяи Рара Кидул ) — сверхъестественное существо в индонезийском фольклоре . Она — царица Южного моря в сунданской и яванской мифологии .
В яванской мифологии Кандженг Рату Кидул — творение Девы Капинг Телу, которая наполняет царство жизни как богиня урожая и другие богини природы. Между тем, Ньи Роро Кидул изначально была дочерью Королевства Сунда , которую изгнал отец из-за мачехи.
Некоторые приравнивают Ньи Роро Кидул к Кандженг Рату Кидул, хотя, по мнению Кеджавена , Ньи Роро Кидул является верным подчиненным Кандженг Рату Кидул.
Положение Ньи Роро Кидул как Призрачной королевы Явы является популярным мотивом в фольклоре и мифологии, а также связано с красотой суданских принцесс.
Этимология
[ редактировать ]Ньи Роро Кидул также известна под разными именами, которые отражают различные истории ее происхождения, легенды, мифологию и наследственные истории. Ее обычно называют по именам Рату Лаут Селатан и Густи Кандженг Рату Кидул. Согласно яванским обычаям, использование почетных знаков, таких как Ньяи , Кандженг и Густи, при обращении к ней необходимо из соображений вежливости.
Иногда люди также называют ее Ньяй Лоро Кидул. Яванский лоро — омограф слов «два — 2» и «боль, страдание». В то время как яванское слово «рара» (или «роро ») означает «девушка». Голландский , что орфограф предсказал изменение старого яванского роро на новое яванское лоро привело к изменению значения слова «красивая девушка» на «больной человек». [ 1 ]
Происхождение и история
[ редактировать ]Легенда о Ньи Рара Кидул возникла в Королевстве Сунда Паджаджаран 15 века и старше, чем легенда исламского королевства Матарам 18 века. Однако исследования культурной антропологии яванских и сунданских народов показывают, что легенда о Яванской царице Южного моря могла возникнуть из гораздо более древней доисторической анимистической веры в доиндуистско-буддийскую богиню южного океана. Свирепые волны Индийского океана у южного побережья Явы, его штормы, а иногда и цунами , возможно, вызывали чувство почтения и страха перед силами природы, которые стали рассматриваться как духовное царство богов и предков, населявших южные моря. их королевой, богиней, позже идентифицированной как Рату Кидул.
Богиня Кадита
[ редактировать ]Одна из сунданских сказок рассказывает историю Деви Кадиты, прекрасной принцессы королевства Сунда Паджаджаран, которая сбежала в южный океан после проклятия. Проклятие было наложено шаманом по велению соперника во дворце и оставило принцессу отвратительной кожной болезнью. Она прыгнула в бушующие волны океана, но вместо этого вылечилась и вернула себе красоту. Затем фантомы сделали ее легендарной Призрачной королевой Южного моря. [ 2 ]
Аналогичная версия — Кандита, единственная дочь короля Мундинга Ванги Галуха Пакуана . За ее красоту ее прозвали Деви Сренгенге («Богиня Солнца»). Несмотря на то, что у него была красивая дочь, король Мундинг Ванги был опечален тем, что у него не было сына, который стал бы его преемником на посту короля. Затем король женился на Деви Мутиаре, и от их брака у них родился сын.
Деви Мутиара хочет, чтобы ее сын в будущем беспрепятственно стал королем, поэтому она пытается избавиться от Кандиты. Деви Мутиара пошла к королю и попросила его изгнать Кандиту из дворца. Король заявил, что не позволит никому, кто захочет нагрубить его дочери. Услышав это, Деви Мутиара улыбнулась и произнесла приятные слова, пока Король больше не злился на нее.
На следующий день, перед восходом солнца, Деви Мутиара послала свою служанку вызвать шамана. Она сказала шаману наложить проклятие на Кандиту. К вечеру тело Кандиты начало чесаться, иметь неприятный запах и покрыться фурункулами. Она плакала, не зная, что делать. Царь пригласил многих целителей, чтобы вылечить Кандиту, и понял, что болезнь не естественная, а, должно быть, возникла в результате проклятия. Деви Мутиара заставила короля прогнать свою дочь, так как она принесет неудачу всему королевству. Поскольку король не хотел, чтобы о его дочери говорило все королевство, он был вынужден согласиться на предложение Деви Мутиары изгнать его дочь из королевства.
Кандита бесцельно бродил один и уже почти не мог плакать. Она не держала зла на мачеху, но попросила Сангхьянга Керсу сопровождать ее в ее страданиях. Спустя почти семь дней и семь ночей она наконец достигла Южного моря. Океанская вода была чистой и прозрачной, в отличие от других океанов, которые были голубыми или зелеными. Внезапно она услышала сверхъестественный голос, говорящий ей прыгнуть в Южное море. Она прыгнула и поплыла, и воды Южного моря удалили ее нарывы, не оставив и следа, сделав ее еще прекраснее. Она имела власть над Южным морем и стала богиней по имени Ньи Роро Кидул, которая жила вечно. место залива Палабуханрату С этой легендой особенно связано .
Браслет Princess Banyu Bening Kencana
[ редактировать ]В другой суданской сказке упоминается, что Баньё Бенинг (что означает «чистая вода ») стала королевой королевства Джоджо Коэлон. Она страдала от проказы и позже отправилась на юг, где была подхвачена огромной волной и исчезла в океане. [ 3 ]
Легенда и вера
[ редактировать ]Ньи Роро Кидул иногда изображается в виде русалки с нижней частью тела в виде змеи или рыбы, иногда изображается также в виде очень красивой женщины. Считается, что она забирает душу любого, кого захочет. [ 4 ] Иногда говорят, что она имеет форму змеи. Это поверье может быть связано с легендой о принцессе Паджаджаранской, страдавшей проказой. Ее кожное заболевание, вероятно, считалось таким же, как у змеи, сбрасывающей кожу. [ 5 ]
Пати армии Южного моря
[ редактировать ]Считается, что Ньи Роро Кидул — это пати Кандженг Рату Кидул, который возглавляет армию призраков в южном море. Киай Иман Сампурно из Блитара , Восточная Ява (19 век) издал пророчество о том, что Ньи Роро Кидул и Сунан Лаву возглавят свои армии и распространят чуму среди людей, которые ведут себя плохо.
Запрет на зеленую одежду
[ редактировать ]Существует местное поверье, что ношение зеленой одежды принесет ее владельцу неудачу, поскольку зеленый — любимый цвет Ньи Роро Кидула. [ 6 ] Морской цвет ( gadhung m'lathi на яванском языке ) — любимый цвет Ньи Роро Кидула, и никто не должен носить этот цвет на южном побережье Явы. [ 7 ] Людей, посещающих южное побережье, всегда предупреждают не носить зеленую одежду. Миф заключается в том, что Ньяи Рара Кидул могла стать их целью, чтобы они стали ее солдатами или слугами (рабами). Логично, что причина заключается в том, что вода на южном побережье имеет тенденцию быть зеленоватого цвета, поэтому утопающих в зеленой одежде будет трудно найти.
Серат Чентини упоминает, что у Густи Кандженг Ньяи Рара Кидул есть кампух гадхунг млати , или «длинная зеленая ткань додот с белым центром», имеющая золотистый оттенок. [ 8 ]
Ласточкино гнездо
[ редактировать ]Саранг Бурунг — яванские птичьи гнезда, одни из лучших в мире. Съедобные птичьи гнезда в виде супа из птичьих гнезд или саранг бурунга находят готовый рынок в Таиланде , Малайзии и Сингапуре . Они посвящены Ньи Роро Кидулу, упомянутому в отчетах султана Агунга.
Есть три урожая, которые известны как Ундуан-Кесонго , Ундуан-Телор и Ундуан-Кепат , и собираются в апреле, во второй половине августа (самый крупный) и в декабре. Места Ронгкоб и Каранг Болонг вдоль южного побережья центральной Явы славятся съедобными птичьими гнездами, сделанными маленькими морскими ласточками (так называемыми, а на самом деле ласточками ), называемыми Salanganen или Collocalia fuciphaga . Урожай известен благодаря ваянг проводимым представлениям и яванским ритуальным танцам, которые исполняются под музыку гамелана в качестве традиционной церемонии.
Это происходит в пещере (Каранг Болонг), а когда они заканчиваются, в сарае в так называемом «Ранджанг Ньи Роро Кидул» делаются специально подготовленные подношения. Эта реликвия увешана красивой шелковой одеждой из батика , а на фоне зеленых подушек кровати размещено туалетное зеркало. [ 9 ]
Ньи Роро Кидул — богиня-покровительница собирателей птичьих гнезд на Южной Яве. Собиратели спускаются по отвесной скале на веревках из кокосового волокна к выступу примерно в тридцати футах над водой, где шаткая бамбуковая построена платформа. Отсюда они должны дождаться своей волны, прыгнуть в нее и унестись под навес в пещеру. Здесь они бродят в полной темноте, наполняя свои сумки птичьими гнездами. Возвращение назад требует очень точного выбора времени, чтобы не ошибиться в оценке приливов и не попасть в сильные волны. [ 10 ]
Палабуханрату
[ редактировать ]Палабуханрату , небольшой рыбацкий городок на Западной Яве , Индонезия , 6 апреля отмечает ежегодный праздник в ее честь. День памяти местных жителей, предлагающих множество церемониальных «подарков», чтобы умилостивить королеву. Местные рыбаки ежегодно устраивают церемонию седека лаут , предлагая дары и жертвоприношения; от риса , овощей и сельскохозяйственных продуктов до курицы, тканей батика и косметики, которые нужно было отправить на плаву в море и, наконец, вытащить в море, чтобы умилостивить королеву. Местные рыбаки полагают, что церемония доставит удовольствие царице Южного моря, взамен это обеспечит обильный улов на промысле и благословит окрестные районы лучшей погодой, меньшим количеством штормов и волн.
Ньи Роро Кидул также связан с Парангтритисом , Парангкусумо, Пангандараном , Каранг Болонгом , Нглиепом , Пугером, Баньюванги и другими местами вдоль южного побережья Явы. Существует местное поверье, что ношение в этих местах зеленой одежды вместо синей, фиолетовой, лавандовой, пурпурной, розовой и фиолетовой разозлит ее и принесет несчастье владельцу, поскольку зеленый - ее священный цвет. [ 11 ]
Самудра Бич Отель
[ редактировать ]В отеле Samudra Beach в Палабуханрату , Западная Ява, есть номер 308, оформленный в зеленых тонах и предназначенный для Ньяи Лоро Кидул. [ 12 ] Первый президент Индонезии Сукарно был причастен к точному местоположению и идее отеля Samudra Beach. Перед комнатой 308 растет дерево Кетапанг , где Сукарно черпал свое духовное вдохновение. [ 13 ] картина Ньяи Рара Кидул работы Басуки Абдуллы В этом зале выставлена , известного индонезийского художника.
Джокьякарта и Центральная Ява
[ редактировать ]Легенда о королеве Кидул часто связана с пляжами Джокьякарты, особенно Парангкусумо и Парангтритис . В частности, Парангкусумо является особенным, поскольку именно здесь, как полагают, произошла первая духовная встреча королевы с Панембаханом Сенопати . Легенды повествуют о ее любви к Сенопати и знаменитому султану Агунгу из Матарама, о которой до сих пор рассказывают в ритуальном танце Бедхая королевской линии Суракарты , и ее почитают сусухунанцы Соло/Суракарты и султаны Джокьякарты, Центральной и Южной Америки. Ява. Когда Шри Султан Хаменгкубувоно IX 3 октября 1988 года умерла, новостной журнал Tempo сообщил, что ее видели дворцовые слуги, которые были уверены, что она отдает последнюю дань уважения умершему королю. [ 14 ]
Королева Юга
[ редактировать ]Ньи Роро Кидул часто отождествляют с Кандженг Рату Кидул, хотя это разные личности.
Кандженг Рату Кидул часто изображается в виде русалки с хвостом, а также нижней частью тела рыбы. Утверждается, что мифическое существо способно забрать душу любого, кого пожелает. [ 15 ] Согласно местным поверьям, живущим в прибрежных деревнях на Южной Яве, королева часто уносит жизни рыбаков или посетителей, купающихся на пляже, и обычно предпочитает красивых молодых мужчин.
Роль Кандженг Рату Кидул как яванской королевы духов стала популярным мотивом в традиционном яванском фольклоре и дворцовой мифологии, а также была связана с красотой сунданских и яванских принцесс. Еще одним аспектом ее мифологии была ее способность менять форму и внешний вид несколько раз в день. [ 16 ] Султан Хаменгкубувоно IX из Джокьякарты описал свой опыт духовных встреч с Королевой духов в своих мемуарах; королева могла менять форму и внешний вид, как красивая молодая женщина, обычно в полнолуние, а в другое время выглядеть как старуха. [ 17 ]
Кандженг Рату Кидул управляет бушующими волнами Индийского океана из своего жилища в самом сердце океана, в значительной части окружающего ее фольклора. Иногда ее называют одной из духовных королев или жен Соло или Суракарты и султана Джокьякарты Сусухунана . Считается, что ее буквальное расположение соответствует оси Мерапи – Кратон – Южное море в Султанате Соло и Султанате Джокьякарта. [ 18 ]
Другая широко распространенная часть окружающего ее фольклора - это цвет морской волны, гадхунг м'лати на яванском языке, который она предпочитает и называет, и поэтому его запрещено носить на южном побережье Явы. [ 19 ] Ее часто описывают как носящую одежду или селенданг (шелковистые пояса) этого цвета.
В популярной культуре
[ редактировать ]• Миф о Ньи Лоро Кидул как о королеве южного океана стал популярным источником вдохновения в индонезийской культуре, как традиционной, так и современной.
• Некоторые местные традиционные театры, особенно сунданский «Сандивара» и яванский «Кетопрак» , могут пересказывать эту легенду в своих спектаклях. Он стал основной темой детективных, ужасных и эпических жанров индонезийских фильмов и «синетрон» . сериалов [ 20 ]
• Сказка о королеве Южного океана стала источником одного из персонажей Mobile Legends: Bang Bang , Кадиты из Королевства Сунда . [ 21 ] Она также является вдохновителем песни «Queen of the South» бандунгской группы The Panturas .
См. также
[ редактировать ]- Опасность
- Народные сказки
- Яванские священные места
- Это случилось
- Манимекхала , морская богиня, которой поклоняются в соседнем Индокитае.
- Мазу , китайская богиня моря
- Деви Ланджар , богиня северного моря, противоположность Ньяи Роро Кидул.
- Деви Шри , богиня риса, которой поклоняются яванцы, балийцы и суданцы.
Примечания
[ редактировать ]- Беккер, Джудит. Истории гамелана: тантризм, ислам и эстетика в Центральной Яве . Программа Университета штата Аризона по исследованиям Юго-Восточной Азии, 1993 г. ISBN 1-881044-06-8 (Журнал азиатских исследований, том 56, № 1 (февраль 1997 г.), стр. 246–247).
- Фишер, Джозеф. при содействии Джеймса Дананджаджа ... [и др.]. Народное искусство Явы /Куала-Лумпура; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1994. ISBN 967-65-3041-7 . Раздел – 8. Образы Рату Кидул, царицы Южного моря
- Олтхоф В.Л.Дж.Дж. Мейнсма, Дж.Дж. Рас Бабад Танах Джави . Публикации Foris Дордрехт-Голландия/Провиденс-США, 1987. ISBN 90-6765-218-0
- Муджанто, Г. Концепция власти в яванской культуре . Издательство Университета Гаджа Мада, 1986. ISBN 978-979-420-024-7
- Малдер, Нильс. Внутри индонезийского общества Культурные изменения на острове Ява . Pepin Press, Амстердам – Куала-Лумпур, 1996. ISBN 90-5496-026-4
- Малдер, Нильс. Мистика и повседневная жизнь на современной Яве . Издательство Сингапурского университета, второе издание, 1980 г.
- Блэкторн, Джудит. Морская царица Юга Рату Кидул . Дитрих Раймер Верлаг, Берлин, 1998 г. ISBN 3-496-02657-X
- Блэкторн, Джудит. Версии водного мира: Королева призраков в южном яванском море . Б. Хаузер-Шойблин (редактор). Сценарий этнологического женского исследования, Берлин, 1991 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джордаан, Рой Э. Тара и Ньяи Лара Кидул - Азиатские фольклорные исследования, том 56, 1997: стр. 303
- ^ Мейбум, Джос - яванские саги, мифы и легенды, Зутфен - WJ Thieme & Cie, 1924, стр. 204–243, ISBN 90-03-91270-X
- ↑ Нджай Лоро Кидоэль, автор Интен Баян, он же Рене Адебой, Моессон, Гаага, 1967 г.
- ^ Беккер, Джудит. Морская царица Юга Рату Кидул. Хэл. 142, Ньи Блоронг, Женщина-Змея - ISBN 3-496-02657-X
- ^ Джордаан, Рой Э. Тара и Ньяй Лара Кидул - Азиатские фольклорные исследования, том 56, 1997: 285-312
- ^ Легенда о Боробудуре , зал. 114: Доктор. CW Вормсер - Het Hooge Heiligdom - Уитгеверий В. Ван Хове Девентер, Невада Маатшаппий Воркинкинк Бандоенг
- ^ Робсон, Стюарт. Кратон, KITLV Press 2003, Лейден, ISBN 90-6718-131-5
- ^ Ранггасутрасна, Нгабей (1991). Чентини: Тамбанграрас-Амонграга, Том I, стр. 53 . Джакарта: Балай Пустака. ISBN 979-407-358-Х .
- ^ Де Кок Уитли, гл. В королевствах мистической королевы, Inter-Ocean, 12–13, 1931–32 – KITLV Leiden Holland, стр. 205–210.
- ^ Блэр, Лоуренс и Лорн. Огненное кольцо - индонезийская одиссея, Park Street Press, Гонконг, 1991 г. ISBN 0-89281-430-6
- ↑ Легенда о Боробудуре, стр. 114: Dr. CW Wormser – Het Hooge Heiligdom – Uitgeverij W. Van Hoeve Deventer, NV Maatschappij Vorkink Bandoeng
- ^ Дёне, Рой Джеймс. «Комната 308. Комната яванской богини Южного моря» . Сайт Роя Джеймса . Проверено 5 июля 2007 г.
- ^ Хоу, Ида Индастри. «Комната № 308 до сих пор сохраняет свою тайну» . Джакарта Пост . Получено 20 . декабря
- ^ PDAT, вопросы и ответы (15 марта 1997 г.). «Интервью со Шри Султаном Хаменгкубувоно X» (на индонезийском языке). Национальная погода.
- ^ Беккер, Джудит. Морская царица Юга Рату Кидул. стр. 142, Ньи Блоронг, женщина-змея – ISBN 3-496-02657-X
- ^ Богертс, Элс. Надпись Ван сунанс, султаны и султаны; Рату Кидул в Панитик Султан Агунган – магистерская диссертация, Рейскуниверситет Лейден, Голландия
- ^ Мемуары султана Хаменгкубувоно IX «Трон для народа»
- ^ Тролль, Валентин Р.; Диган, Фрэнсис М.; Серафина, Надира (2021). «Древняя устная традиция Центральной Явы предупреждает о взаимодействии вулкана и землетрясения» . Геология сегодня . 37 (3): 100–109. Бибкод : 2021GeolT..37..100T . дои : 10.1111/gto.12350 . ISSN 1365-2451 . S2CID 236573835 .
- ^ Робсон, Стюарт. Кратон, KITLV Press 2003, Лейден, ISBN 90-6718-131-5
- ^ «Wake Up Your Roro Dawn» , IMDb , получено 28 декабря 2018 г.
- ^ Лиз/внг. «Персонаж, вдохновленный мифической королевой Южного моря, появляется в Mobile Legends» . Джакарта Пост . Проверено 28 декабря 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ньяи Роро Кидул, на Викискладе?
- Статья International Herald Tribune об отношениях султана с богиней. Архивировано 24 декабря 2005 г. в Wayback Machine.
- Сайт, посвященный Густи Кандженг Рату Кидулу - на английском языке
- «Гавань королевы» на английском языке
- Ньяй Лоро Кидул, королева Южного моря
- Индонезийская мистическая поэма в честь Ньи Роро Кидула
- Султан Агунг женится на Ньи Роро Кидул
- Султан и Королева русалок: необычайные азиатские люди и места, а также вещи, которые трясутся в ночи. Пол Спенсер Сохачевски (2008) Сингапур: Издания Дидье Милле. ISBN 978-981-4217-74-3 . Содержит длинную главу о королеве Южного океана и ее отношениях с нынешними султанами Явы.