Призраки в полинезийской культуре
В полинезийской культуре была широко распространена вера в призраков , некоторые из которых сохраняются и сегодня. человека После смерти призрак обычно отправляется в небесный мир или подземный мир , но некоторые могут остаться на земле. Во многих полинезийских легендах призраки часто вмешивались в дела живых. Призраки также могут вызывать болезни или даже проникать в тела обычных людей, чтобы их изгнать с помощью сильных лекарств. [1]
Призрачный дух
[ редактировать ]В реконструированном протополинезийском языке слово «*qaitu» [2] относится к призраку, духу умершего человека, тогда как слово «*тупука» имеет более широкое значение, включая всех сверхъестественных существ. [3] Некоторые из древних легенд Мауи , распространенных на полинезийских островах, включают идею о двойной душе, населяющей тело. Одна была душой, которая никогда не покидает человека, а другая — душой, которую можно было отделить или увести от тела с помощью заклинаний, — «хау». [4]
В некоторых обществах татуировки на лице полинезийцев указывали на их культ. Спиральный символ означал, что человек отдает предпочтение небесному миру, но прежде чем вознестись туда в вихре, его призрак должен был отправиться на родину своего народа, расположенную в пупе мира. Различные отметки указывали на то, что призрак предпочел жить в подземном мире. [5] Гавайцы верили в «аумакуа», призраков, которые не спускались в По, землю короля Милу . Эти призраки остались на земле живых, охраняя свои прежние семьи. [6]
В полинезийской культуре считается, что человек не может видеть души, уже перешедшие в потусторонний мир, хотя считалось, что их могут видеть некие необыкновенные личности, обладающие определенными способностями. Однако души, которые не пересеклись, остаются в реальном мире в своем первоначальном облике. Люди могут видеть этих бродячих духов в основном ночью, а иногда и днем. [7] Призраки мертвых обычно бродят по пляжу между закатом и восходом солнца. [8] Эти духи блуждали, потому что у них не было надлежащих церемоний или потому, что демоны причинили им вред и сбили их с пути, чтобы перейти в другой мир. Со временем эти блуждающие духи в конечном итоге стали злыми демонами и обычно бродили по важным местам, таким как место рождения или место их смерти, и ждали своего шанса причинить вред невинной живой душе. [7] Этих духов также можно изгнать по имени. [8] Подземный мир считался местом, куда отправлялись души простых людей. Полинезийцы рассматривали подземный мир как царство сумерек, теней и бесплодную пустошь без воды, травы, цветов и деревьев. [7] Духи, проникшие в подземный мир, были невидимы, но те, кто по тем или иным причинам оставался на земле, могли являться смертным. [9]
Легенды
[ редактировать ]Во всех полинезийских обществах есть много историй о призраках или духах, которые играли роль в их традиционных легендах. Уильям Дрейк Вестервельт собрал и опубликовал восемнадцать из них в «Гавайских легендах о призраках и богах-призраках» (1915). [10] Легенда о Пеле, гавайской богине вулканического огня, повествует о том, как она влюбилась в мужчину, но обнаружила, что он умер. Она нашла его призрак в виде тонкого существа в пещере и с огромным трудом использовала свои магические силы, чтобы вернуть его к жизни. Он был снова уничтожен, но его призрак снова был найден, на этот раз в виде птицы, порхающей над водами, и снова вернулся к жизни. [11]
Тинирау , рыбный бог или «бесчисленный», был морским богом с двумя лицами, известным по всей Полинезии. [12] Его изображали на картинах и резных камнях от Самоа до Гавайев, и у него множество предысторий, в зависимости от того, где вы находитесь и кого спрашиваете. Жители Мангайя с островов Кука изображают его получеловеком-полурыбой. [13] Другие культуры определяют его как вождя или сына вождя. Говорят, что он пообещал островам бесконечное количество рыбы, и многие гавайцы до сих пор молятся ему об удаче во время рыбалки. [14] Пеле, богиня лавы и вулканов, уже давно является частью гавайской культуры и, как полагают, способна принести несчастья как местным жителям, так и гостям. Пеле считается создателем островов и воплощением гнева и ревности. [15] Коренные гавайцы знают ее под более традиционным именем Халемаумау, что переводится как «создательница огненной ямы». [16] Однако со временем легенда изменилась. Первоначально считалось, что если на вулкане потревожат камни или землю, Пеле вызовет извержение в знак недовольства. [17] В последние годы широко распространено мнение, что если туристы унесут с собой куски камня или черного песка с островов, Пеле проклянет их и причинит им большие несчастья, пока они не будут возвращены туда, откуда пришли. Это убеждение заставляет сотни людей ежегодно отправлять посылки с камнями, которые они собрали во время отпуска, и обвинять богиню во всех плохих вещах, которые произошли с ними с тех пор, как они вернулись домой. [18]
Другая гавайская легенда рассказывает о юноше, который попал в руки жрецов высокого храма, которые схватили его и принесли в жертву своему богу, а затем планировали бесчестно обращаться с его костями. Призрак молодого человека открыл ситуацию его отцу во сне и помог отцу, приложив большие усилия, достать кости и поместить их в его собственную секретную погребальную пещеру. Тогда призрак юноши смог с радостью спуститься в духовный мир. [19]
Влияние призраков
[ редактировать ]Болезнь призраков в Полинезии принимает две формы: одержимость и странное поведение, когда жертва часто разговаривает голосом мертвого человека, а также замедленное исцеление, вызванное призраком или злым духом. Пациента лечат сильно пахнущими растениями, такими как пляжный горох, островная рута или растение ти ( Cordyline fruticosa ), а в случае одержимости - посредством рассуждений с призраком. [20] То, что эта болезнь может быть вызвана колдовством и излечена мистическими средствами, по-видимому, было распространенным полинезийским верованием. Самоанцы думали, что души умерших могут ночью вернуться в землю живых и вызвать болезни и смерть, проникая в тела их друзей или врагов. Чтобы вылечить болезнь, самоанцы полагались не на медицину, а на экзорцизм. [21] Полинезийцы обычно не боялись этих духов, если только они не были умершими врагами отдельного человека или членами племени, причинившего им вред. [7] Калипсо, тип-призрак, который обычно называют полинезийцы, привлекает мужчин, находящихся в море, к этому конкретному острову со своими женами. [22] Когда они приезжают, мужчине сразу становится плохо, и они оба отправляются домой. Все, чего хотят призраки, — это защитить свою родину, где когда-то жили их семьи, в результате чего отпугивают людей, пытающихся пересечь их границы. [23]
В искусстве
[ редактировать ]О своей таитянской картине 1892 года «Манао Тупапау» Поль Гоген сказал, что «согласно таитянским верованиям, название «Манао Тупапау» имеет двойное значение… либо она думает о призраке, либо призрак думает о ней». [24]
Роберт Льюис Стивенсон писал о полинезийских верованиях и обычаях, в том числе о вере в привидения, в своем последнем сборнике рассказов « Island Nights' Entertainment» . Он написал книгу о Самоа в 1893 году в реалистическом стиле, который не был хорошо принят критиками, но рассказы, повествующие о ложных и реальных сверхъестественных событиях, теперь считаются одними из его лучших. [25] [26]
Роберт Льюис Стивенсон также был писателем-путешественником, и ранее он уже упоминался в этом разделе. О своих путешествиях он написал множество книг, которые сами по себе являются искусством. [27] Искусство помогает читателю понять концепцию того периода времени, о котором идет речь. Книга «В южных морях» была описательным произведением, показывающим, что значит путешествовать по этим местам, включая Полинезию.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уильям Дрейк Вестервельт (1985). Гавайские легенды о призраках и богах-призраках . Забытые книги. ISBN 1-60506-964-7 .
- ^ *q в реконструированных протополинезийских словах указывает на голосовую перемычку .
- ^ Патрик Винтон Кирч, Роджер Кертис Грин (2001). Гавайки, исконная Полинезия: очерк исторической антропологии . Издательство Кембриджского университета. п. 240 . ISBN 0-521-78879-Х .
- ^ В. Д. Вестервельт (1910). Легенды Мауи, полубога Полинезии .
- ^ Дональд А. Маккензи (2003). Миграция символов . Издательство Кессинджер. п. xvi. ISBN 0-7661-4638-3 .
- ^ «Аумакуас, или Призраки-предки» . Священные тексты . Проверено 11 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бучкова, Мартина. «СРАВНЕНИЕ И АНАЛИЗ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИХ ТЕМ В ПОЛИНЕЗИЙСКОЙ МИФОЛОГИИ КАК ПЕРЕЖИВШЕЙ ПРОТОПОЛИНЕЗИЙСКОГО ЕДИНСТВА». Азиатские и африканские исследования (13351257) 20,1 (2011). https://www.sav.sk/journals/uploads/091911126_Buckov%c3%a1.pdf
- ^ Jump up to: а б Киртли, Бэсил Ф. (30 сентября 2019 г.). Указатель мотивов традиционных полинезийских повествований . Издательство Гавайского университета. дои : 10.2307/j.ctvp2n3hb . ISBN 978-0-8248-8407-9 .
- ^ Шремпп, Грегори; Крейг, Роберт Д. (1991). «Словарь полинезийской мифологии». Журнал американского фольклора . 104 (412): 231. дои : 10.2307/541247 . ISSN 0021-8715 . JSTOR 541247 .
- ^ Роберт Д. Крейг (2004). Справочник по полинезийской мифологии . АВС-КЛИО. п. 112 . ISBN 1-57607-894-9 .
- ^ «Пе-ле, гавайская богиня вулканического огня» . Священные тексты . Проверено 11 марта 2010 г.
- ^ Хаммонд, Джойс Д. (1995), «Туристический фольклор Пеле», Out Of The Ordinary , издательство Университета штата Юта, стр. 159–179, doi : 10.2307/j.ctt46nwn8.16 , ISBN 9780874213201
- ^ Хаммонд, Джойс Д. (1995), «Туристический фольклор Пеле», Out Of The Ordinary , издательство Университета штата Юта, стр. 159–179, doi : 10.2307/j.ctt46nwn8.16 , ISBN 9780874213201
- ^ Хаммонд, Джойс Д. (1995), «Туристический фольклор Пеле», Out Of The Ordinary , издательство Университета штата Юта, стр. 159–179, doi : 10.2307/j.ctt46nwn8.16 , ISBN 9780874213201
- ^ Брэй, Кэролайн Х. (02 апреля 2016 г.). «Пеле в поисках дома: образы женской самости». Юнгский журнал . 10 (2): 10–23. дои : 10.1080/19342039.2016.1158580 . ISSN 1934-2039 . S2CID 171307315 .
- ^ Горрелл, Майкл Горрелл (2011). «Электронные книги на EBSCOhost: объединение электронных книг NetLibrary с платформой EBSCOhost». Информационные стандарты Ежеквартально . 23 (2): 31. doi : 10.3789/isqv23n2.2011.07 . ISSN 1041-0031 .
- ^ Хаммонд, Джойс Д. (1995). «Туристический фольклор Пеле:: Встречи с другим». У Уокера, Барбара (ред.). Необычное: фольклор и сверхъестественное . Фольклор и сверхъестественное. Университетское издательство Колорадо. стр. 159–179. дои : 10.2307/j.ctt46nwn8.16 . ISBN 9780874211917 . JSTOR j.ctt46nwn8.16 .
- ^ Уокер, Барбара, изд. (1 октября 1995 г.). Необычное: фольклор и сверхъестественное . Издательство Университета штата Юта. дои : 10.2307/j.ctt46nwn8.16 . ISBN 9780874213201 . JSTOR j.ctt46nwn8 .
- ^ «Призрак храма Вахаула» . Священные тексты . Проверено 11 марта 2010 г.
- ^ «Полинезийская фитотерапия» (PDF) . Гавайский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 2 сентября 2006 г. Проверено 11 марта 2010 г.
- ^ Льюис, Роберт Э. «Душа и загробный мир в гавайском мифе и в других полинезийских культурах». (1980). https://scholarspace.manoa.hawaii.edu/bitstream/10125/21180/Lewis_1980.pdf
- ^ Беквит, Марта (1944). «Полинезийская сюжетная композиция» . Журнал Полинезийского общества . 53 (4): 177–203. ISSN 0032-4000 . JSTOR 20702987 .
- ^ «Аумакуас, или Призраки-предки» . www.sacred-texts.com . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Ли Уоллес. «Тропическое окно во двор: Манао Тупапау Гогена и примитивистская амбивалентность» . Гендеры 28 1998 года . Архивировано из оригинала 23 марта 2010 г. Проверено 11 марта 2010 г.
- ^ Островные ночные развлечения . Чарльз Скрибнер . Проверено 11 марта 2010 г.
- ^ Стивен Арата (2006). Оксфордская энциклопедия британской литературы. Том. 5:99-102: Роберт Льюис Стивенсон .
- ^ «Электронная книга Роберта Льюиса Стивенсона «Проект Гутенберга об Острове сокровищ»» . www.gutenberg.org . Проверено 2 декабря 2020 г.