Jump to content

Призраки в полинезийской культуре

Дух мертвых, наблюдающих ( Манао тупапау ) Поля Гогена (1892)

В полинезийской культуре была широко распространена вера в призраков , некоторые из которых сохраняются и сегодня. человека После смерти призрак обычно отправляется в небесный мир или подземный мир , но некоторые могут остаться на земле. Во многих полинезийских легендах призраки часто вмешивались в дела живых. Призраки также могут вызывать болезни или даже проникать в тела обычных людей, чтобы их изгнать с помощью сильных лекарств. [1]

Призрачный дух

[ редактировать ]

В реконструированном протополинезийском языке слово «*qaitu» [2] относится к призраку, духу умершего человека, тогда как слово «*тупука» имеет более широкое значение, включая всех сверхъестественных существ. [3] Некоторые из древних легенд Мауи , распространенных на полинезийских островах, включают идею о двойной душе, населяющей тело. Одна была душой, которая никогда не покидает человека, а другая — душой, которую можно было отделить или увести от тела с помощью заклинаний, — «хау». [4]

В некоторых обществах татуировки на лице полинезийцев указывали на их культ. Спиральный символ означал, что человек отдает предпочтение небесному миру, но прежде чем вознестись туда в вихре, его призрак должен был отправиться на родину своего народа, расположенную в пупе мира. Различные отметки указывали на то, что призрак предпочел жить в подземном мире. [5] Гавайцы верили в «аумакуа», призраков, которые не спускались в По, землю короля Милу . Эти призраки остались на земле живых, охраняя свои прежние семьи. [6]

В полинезийской культуре считается, что человек не может видеть души, уже перешедшие в потусторонний мир, хотя считалось, что их могут видеть некие необыкновенные личности, обладающие определенными способностями. Однако души, которые не пересеклись, остаются в реальном мире в своем первоначальном облике. Люди могут видеть этих бродячих духов в основном ночью, а иногда и днем. [7] Призраки мертвых обычно бродят по пляжу между закатом и восходом солнца. [8] Эти духи блуждали, потому что у них не было надлежащих церемоний или потому, что демоны причинили им вред и сбили их с пути, чтобы перейти в другой мир. Со временем эти блуждающие духи в конечном итоге стали злыми демонами и обычно бродили по важным местам, таким как место рождения или место их смерти, и ждали своего шанса причинить вред невинной живой душе. [7] Этих духов также можно изгнать по имени. [8] Подземный мир считался местом, куда отправлялись души простых людей. Полинезийцы рассматривали подземный мир как царство сумерек, теней и бесплодную пустошь без воды, травы, цветов и деревьев. [7] Духи, проникшие в подземный мир, были невидимы, но те, кто по тем или иным причинам оставался на земле, могли являться смертным. [9]

Во всех полинезийских обществах есть много историй о призраках или духах, которые играли роль в их традиционных легендах. Уильям Дрейк Вестервельт собрал и опубликовал восемнадцать из них в «Гавайских легендах о призраках и богах-призраках» (1915). [10] Легенда о Пеле, гавайской богине вулканического огня, повествует о том, как она влюбилась в мужчину, но обнаружила, что он умер. Она нашла его призрак в виде тонкого существа в пещере и с огромным трудом использовала свои магические силы, чтобы вернуть его к жизни. Он был снова уничтожен, но его призрак снова был найден, на этот раз в виде птицы, порхающей над водами, и снова вернулся к жизни. [11]

Тинирау , рыбный бог или «бесчисленный», был морским богом с двумя лицами, известным по всей Полинезии. [12] Его изображали на картинах и резных камнях от Самоа до Гавайев, и у него множество предысторий, в зависимости от того, где вы находитесь и кого спрашиваете. Жители Мангайя с островов Кука изображают его получеловеком-полурыбой. [13] Другие культуры определяют его как вождя или сына вождя. Говорят, что он пообещал островам бесконечное количество рыбы, и многие гавайцы до сих пор молятся ему об удаче во время рыбалки. [14] Пеле, богиня лавы и вулканов, уже давно является частью гавайской культуры и, как полагают, способна принести несчастья как местным жителям, так и гостям. Пеле считается создателем островов и воплощением гнева и ревности. [15] Коренные гавайцы знают ее под более традиционным именем Халемаумау, что переводится как «создательница огненной ямы». [16] Однако со временем легенда изменилась. Первоначально считалось, что если на вулкане потревожат камни или землю, Пеле вызовет извержение в знак недовольства. [17] В последние годы широко распространено мнение, что если туристы унесут с собой куски камня или черного песка с островов, Пеле проклянет их и причинит им большие несчастья, пока они не будут возвращены туда, откуда пришли. Это убеждение заставляет сотни людей ежегодно отправлять посылки с камнями, которые они собрали во время отпуска, и обвинять богиню во всех плохих вещах, которые произошли с ними с тех пор, как они вернулись домой. [18]

Другая гавайская легенда рассказывает о юноше, который попал в руки жрецов высокого храма, которые схватили его и принесли в жертву своему богу, а затем планировали бесчестно обращаться с его костями. Призрак молодого человека открыл ситуацию его отцу во сне и помог отцу, приложив большие усилия, достать кости и поместить их в его собственную секретную погребальную пещеру. Тогда призрак юноши смог с радостью спуститься в духовный мир. [19]

Влияние призраков

[ редактировать ]

Болезнь призраков в Полинезии принимает две формы: одержимость и странное поведение, когда жертва часто разговаривает голосом мертвого человека, а также замедленное исцеление, вызванное призраком или злым духом. Пациента лечат сильно пахнущими растениями, такими как пляжный горох, островная рута или растение ти ( Cordyline fruticosa ), а в случае одержимости - посредством рассуждений с призраком. [20] То, что эта болезнь может быть вызвана колдовством и излечена мистическими средствами, по-видимому, было распространенным полинезийским верованием. Самоанцы думали, что души умерших могут ночью вернуться в землю живых и вызвать болезни и смерть, проникая в тела их друзей или врагов. Чтобы вылечить болезнь, самоанцы полагались не на медицину, а на экзорцизм. [21] Полинезийцы обычно не боялись этих духов, если только они не были умершими врагами отдельного человека или членами племени, причинившего им вред. [7] Калипсо, тип-призрак, который обычно называют полинезийцы, привлекает мужчин, находящихся в море, к этому конкретному острову со своими женами. [22] Когда они приезжают, мужчине сразу становится плохо, и они оба отправляются домой. Все, чего хотят призраки, — это защитить свою родину, где когда-то жили их семьи, в результате чего отпугивают людей, пытающихся пересечь их границы. [23]

В искусстве

[ редактировать ]

О своей таитянской картине 1892 года «Манао Тупапау» Поль Гоген сказал, что «согласно таитянским верованиям, название «Манао Тупапау» имеет двойное значение… либо она думает о призраке, либо призрак думает о ней». [24]

Роберт Льюис Стивенсон писал о полинезийских верованиях и обычаях, в том числе о вере в привидения, в своем последнем сборнике рассказов « Island Nights' Entertainment» . Он написал книгу о Самоа в 1893 году в реалистическом стиле, который не был хорошо принят критиками, но рассказы, повествующие о ложных и реальных сверхъестественных событиях, теперь считаются одними из его лучших. [25] [26]

Роберт Льюис Стивенсон также был писателем-путешественником, и ранее он уже упоминался в этом разделе. О своих путешествиях он написал множество книг, которые сами по себе являются искусством. [27] Искусство помогает читателю понять концепцию того периода времени, о котором идет речь. Книга «В южных морях» была описательным произведением, показывающим, что значит путешествовать по этим местам, включая Полинезию.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уильям Дрейк Вестервельт (1985). Гавайские легенды о призраках и богах-призраках . Забытые книги. ISBN  1-60506-964-7 .
  2. ^ *q в реконструированных протополинезийских словах указывает на голосовую перемычку .
  3. ^ Патрик Винтон Кирч, Роджер Кертис Грин (2001). Гавайки, исконная Полинезия: очерк исторической антропологии . Издательство Кембриджского университета. п. 240 . ISBN  0-521-78879-Х .
  4. ^ В. Д. Вестервельт (1910). Легенды Мауи, полубога Полинезии .
  5. ^ Дональд А. Маккензи (2003). Миграция символов . Издательство Кессинджер. п. xvi. ISBN  0-7661-4638-3 .
  6. ^ «Аумакуас, или Призраки-предки» . Священные тексты . Проверено 11 марта 2010 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д Бучкова, Мартина. «СРАВНЕНИЕ И АНАЛИЗ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИХ ТЕМ В ПОЛИНЕЗИЙСКОЙ МИФОЛОГИИ КАК ПЕРЕЖИВШЕЙ ПРОТОПОЛИНЕЗИЙСКОГО ЕДИНСТВА». Азиатские и африканские исследования (13351257) 20,1 (2011). https://www.sav.sk/journals/uploads/091911126_Buckov%c3%a1.pdf
  8. ^ Jump up to: а б Киртли, Бэсил Ф. (30 сентября 2019 г.). Указатель мотивов традиционных полинезийских повествований . Издательство Гавайского университета. дои : 10.2307/j.ctvp2n3hb . ISBN  978-0-8248-8407-9 .
  9. ^ Шремпп, Грегори; Крейг, Роберт Д. (1991). «Словарь полинезийской мифологии». Журнал американского фольклора . 104 (412): 231. дои : 10.2307/541247 . ISSN   0021-8715 . JSTOR   541247 .
  10. ^ Роберт Д. Крейг (2004). Справочник по полинезийской мифологии . АВС-КЛИО. п. 112 . ISBN  1-57607-894-9 .
  11. ^ «Пе-ле, гавайская богиня вулканического огня» . Священные тексты . Проверено 11 марта 2010 г.
  12. ^ Хаммонд, Джойс Д. (1995), «Туристический фольклор Пеле», Out Of The Ordinary , издательство Университета штата Юта, стр. 159–179, doi : 10.2307/j.ctt46nwn8.16 , ISBN  9780874213201
  13. ^ Хаммонд, Джойс Д. (1995), «Туристический фольклор Пеле», Out Of The Ordinary , издательство Университета штата Юта, стр. 159–179, doi : 10.2307/j.ctt46nwn8.16 , ISBN  9780874213201
  14. ^ Хаммонд, Джойс Д. (1995), «Туристический фольклор Пеле», Out Of The Ordinary , издательство Университета штата Юта, стр. 159–179, doi : 10.2307/j.ctt46nwn8.16 , ISBN  9780874213201
  15. ^ Брэй, Кэролайн Х. (02 апреля 2016 г.). «Пеле в поисках дома: образы женской самости». Юнгский журнал . 10 (2): 10–23. дои : 10.1080/19342039.2016.1158580 . ISSN   1934-2039 . S2CID   171307315 .
  16. ^ Горрелл, Майкл Горрелл (2011). «Электронные книги на EBSCOhost: объединение электронных книг NetLibrary с платформой EBSCOhost». Информационные стандарты Ежеквартально . 23 (2): 31. doi : 10.3789/isqv23n2.2011.07 . ISSN   1041-0031 .
  17. ^ Хаммонд, Джойс Д. (1995). «Туристический фольклор Пеле:: Встречи с другим». У Уокера, Барбара (ред.). Необычное: фольклор и сверхъестественное . Фольклор и сверхъестественное. Университетское издательство Колорадо. стр. 159–179. дои : 10.2307/j.ctt46nwn8.16 . ISBN  9780874211917 . JSTOR   j.ctt46nwn8.16 .
  18. ^ Уокер, Барбара, изд. (1 октября 1995 г.). Необычное: фольклор и сверхъестественное . Издательство Университета штата Юта. дои : 10.2307/j.ctt46nwn8.16 . ISBN  9780874213201 . JSTOR   j.ctt46nwn8 .
  19. ^ «Призрак храма Вахаула» . Священные тексты . Проверено 11 марта 2010 г.
  20. ^ «Полинезийская фитотерапия» (PDF) . Гавайский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 2 сентября 2006 г. Проверено 11 марта 2010 г.
  21. ^ Льюис, Роберт Э. «Душа и загробный мир в гавайском мифе и в других полинезийских культурах». (1980). https://scholarspace.manoa.hawaii.edu/bitstream/10125/21180/Lewis_1980.pdf
  22. ^ Беквит, Марта (1944). «Полинезийская сюжетная композиция» . Журнал Полинезийского общества . 53 (4): 177–203. ISSN   0032-4000 . JSTOR   20702987 .
  23. ^ «Аумакуас, или Призраки-предки» . www.sacred-texts.com . Проверено 2 декабря 2020 г.
  24. ^ Ли Уоллес. «Тропическое окно во двор: Манао Тупапау Гогена и примитивистская амбивалентность» . Гендеры 28 1998 года . Архивировано из оригинала 23 марта 2010 г. Проверено 11 марта 2010 г.
  25. ^ Островные ночные развлечения . Чарльз Скрибнер . Проверено 11 марта 2010 г.
  26. ^ Стивен Арата (2006). Оксфордская энциклопедия британской литературы. Том. 5:99-102: Роберт Льюис Стивенсон .
  27. ^ «Электронная книга Роберта Льюиса Стивенсона «Проект Гутенберга об Острове сокровищ»» . www.gutenberg.org . Проверено 2 декабря 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6ef80b1857b533a87f986a6ba1d5b399__1720003380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/99/6ef80b1857b533a87f986a6ba1d5b399.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ghosts in Polynesian culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)