Jump to content

Кордилина кустарниковая

Кордилина кустарниковая
Листва и плоды
Зеленый C. fruticosa в лесном заповеднике Макавао, Мауи
Научная классификация Изменить эту классификацию
Королевство: Растения
Клэйд : Трахеофиты
Клэйд : покрытосеменные растения
Клэйд : Однодольные
Заказ: Спаржа
Семья: Спаржевые
Подсемейство: Ломандроиды
Род: Кордилина
Разновидность:
С. фрутикоза
Биномиальное имя
Кордилина кустарниковая
Синонимы [ 1 ]

Конваллярия кустистая L.
спаржа Терминальная L.
Кордилина терминалис Кунт
Dracaena terminalis Lam.
Драцена формоза W.Bull Terminalis fruticosa (L.) Kuntze

Кордилина кустарниковая вечнозеленое цветущее растение семейства Спаржевые . Растение имеет большое культурное значение для традиционных жителей островов Тихого океана и островов Юго-Восточной Азии . Его также выращивают в пищу, в традиционной медицине и как декоративное растение из-за разноцветных листьев. Он имеет множество общих названий , в том числе растение ти , пальмовая лилия , капустная пальма .

Описание

[ редактировать ]

Это пальмоподобное растение, вырастающее до 4,5 метров (15 футов) в высоту. [ 2 ] с привлекательной веерообразной спирально расположенной гроздью широко вытянутых листьев на кончике тонкого ствола. Листья варьируются от красного до зеленого [ 2 ] и пестрые формы. Это древесное растение с листьями длиной 30–60 см (12–24 дюйма) (редко 75 см или 30 дюймов) и шириной 5–10 см (2–4 дюйма) на верхушке деревянистого стебля. длиной 40–60 см (16–24 дюйма) Он дает метелки с маленькими ароматными цветками от желтоватого до красного цвета , которые созревают в красные ягоды .

Таксономия

[ редактировать ]

Cordyline fruticosa ранее входила в состав семейств Agavaceae и Laxmanniaceae (теперь оба подсемейства Asparagaceae в системе APG III ).

Реконструированное прото-малайско-полинезийское слово для обозначения растения - * siRi. Родственники включают малагасийский syly ; Палауская сестренка ; Эре и Курути говорят : Араки — город ; Ароси руководил ; Чуукский чай-н ; Шерсть си или ти ; Тонга тоже ; Самоа , Таити и Маори чай ; и гавайское ки Названия на некоторых языках также применялись к ботанически неродственным садовым кротонам ( Codiaeum variegatum ), которые также имеют красные или желтые листья. Родственные прото-западно-малайско-полинезийскому *sabaqaŋ аналогичным образом применялись как к садовым кротонам, так и к чайным растениям. [ 3 ] [ 4 ]

На Филиппинах они также известны под именами, происходящими от протоавстронезийского *kilala , «знать», из-за его использования в гадания ритуалах . Родственные слова, полученные от этого использования, включают тагальский sagilala ; и Висаян и Бикол килала или килаа , хотя в Центральных Висайях это растение называется ти-ас . [ 3 ] В Новой Зеландии термины для ti были также перенесены на местное и близкородственное капустное дерево ( Cordyline australis ), как tī kōuka . [ 3 ]

Распространение и история

[ редактировать ]
Cordyline fruticosa (под синонимом Terminalis ) на марке Питкэрна

Его первоначальное аборигенное распространение неизвестно, но считается, что он произрастает в регионе от Бангладеш до материковой части Юго-Восточной Азии , Южного Китая , Тайваня , островов Юго-Восточной Азии , Новой Гвинеи и Северной Австралии . Он обладает самым высоким морфологическим разнообразием в Новой Гвинее и, как полагают, там широко культивируется. [ 5 ] [ 6 ]

Он был разнесен по всей Океании австронезийцами, достигнув Гавайев , Новой Зеландии (включая острова Кермадек ) и острова Пасхи в самой дальней степени. Особенно важным типом ти в восточной Полинезии является крупный сорт с зелеными листьями, выращиваемый из-за увеличенных съедобных корневищ. В отличие от популяций ти в Юго-Восточной Азии и Ближней Океании , этот сорт почти полностью бесплоден на дальних островах восточной Полинезии. Размножить его можно только черенками от стеблей или корневищ . Предполагается, что это стало результатом целенаправленного искусственного отбора , вероятно, потому, что они производят более крупные и менее волокнистые корневища, более пригодные для использования в пищу. [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ]

В Европу как комнатное растение он был завезен в 1771 году. [ 9 ]

Использование

[ редактировать ]

Социально-культурное и духовное использование

[ редактировать ]

Он имеет множество применений, но наиболее известен как одно из наиболее важных растений, связанных с социокультурной практикой коренных народов Тихого океана и островов Юго-Восточной Азии. В частности, он распространялся людьми по всему австронезийскому языковому ареалу не столько из-за его пищевой ценности (хотя некоторые формы съедобны), сколько главным образом по социокультурным причинам. [ 7 ] В различных культурах он широко считается имеющим мистическое и духовное значение. Его часто сажают на могилах, используют в магических и ритуальных практиках, в том числе для исцеления. [ 10 ] Он также используется в качестве декоративной одежды и украшений, а также в качестве пограничных знаков. Обычно красные и зеленые сорта используются в ритуалах по-разному. Красные растения ти обычно символизируют кровь, войну и связи между живыми и мертвыми; в то время как зеленые растения ти обычно символизируют мир и исцеление. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Их ритуальное использование на островах Юго-Восточной Азии в значительной степени было скрыто с появлением индуизма, буддизма, ислама и христианства, но они все еще сохраняются в определенных областях или используются для ритуалов новых религий. [ 11 ]

В филиппинском анитизме ти обычно использовались бабайланами (женщинами -шаманами ) при проведении медиумических или лечебных ритуалов. В филиппинских культурах распространено мнение, что растение обладает врожденной способностью принимать духов . У народа Ифугао на Северном Лусоне его сажают вокруг террас и общин, чтобы отогнать злых духов, а также обозначить границы возделываемых полей. Считается, что красные листья привлекают духов, и их носят во время важных ритуалов как часть головных уборов и заправляют в нарукавные повязки. В прошлом его также носили во время церемониальных танцев бангибанг , которые исполнялись как мужчинами, так и женщинами в честь воинов, погибших в бою или насильственным путем. Их также используют для украшения ритуальных предметов. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] У народа Палаван его сажают на могильниках, чтобы предотвратить превращение мертвых в злых духов. [ 18 ] В Индонезии красные ти используются так же, как и на Филиппинах. У даяков , сунданцев , каянов , кенийцев , бераванов , ибанов и монгондоу красный ти используется как защита от злых духов и как пограничный знак. Они также используются в ритуалах, таких как исцеление и похороны, и очень часто высаживаются в священных рощах и вокруг святынь. [ 11 ] [ 19 ] Даяки также извлекают из ти натуральный зеленый краситель. [ 20 ] Во время лечебных ритуалов народа ментавай животворящий дух соблазняется песнями и подношениями, чтобы войти в храмы, которые затем примиряются с больным человеком. [ 21 ] У народа сасак шаманами как часть подношений духам зеленые листья ти используются белианскими . [ 20 ] У народа бадуй зеленый ти представляет тело, а красный ти представляет душу. Оба используются в ритуалах посадки риса. Их также высаживают на могильниках. [ 22 ] [ 23 ] У балийцев и каро растения ти сажают возле деревенских или семейных святынь в священной роще . [ 24 ] [ 25 ] У народа Тораджа красные растения ти используются в ритуалах и в качестве украшения ритуальных предметов. Считается, что они встречаются как в материальном, так и в духовном мире (распространенное убеждение в австронезийском анимизме). В духовном мире они существуют как плавники и хвосты духов. В материальном мире они наиболее полезны в качестве проводников, используемых для привлечения внимания духов. Красные листья также символизируют кровь и, следовательно, жизнь и жизненную силу. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] У народа нгаджу растения ти были символом священных рощ предков. Они также имели важное значение в ритуальных обещаниях, посвященных высшим богам. Они считались символами мужского «Древа жизни» в отличие от видов фикусов , которые символизируют женское «Древо мертвых». [ 11 ]

В Новой Гвинее ти обычно сажают в знак владения землей для возделывания, а также вокруг церемониальных мужских домов. Они также используются в различных ритуалах и обычно ассоциируются с кровью и войной. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Среди народа Цембага Маринг считается, что в них обитают «красные духи» (духи людей, погибших в бою). Перед началом весьма ритуализированной (но смертельной) войны за владение землей их выкорчевывают, а свиней приносят в жертву духам. После боевых действий их вновь высаживают в новых границах земель в зависимости от исхода боя. Участвующие в нем мужчины ритуально помещали свои души в растения. Ритуальные войны были подавлены правительством Папуа-Новой Гвинеи , но некоторые ритуалы все еще сохранились. [ 13 ] [ 32 ] У народа Анкаве красное ти является частью мифа о сотворении мира , который, как полагают, возник на месте первого убийства. [ 33 ] У народов менди и сулка из них делают красители, используемые в качестве краски для тела, а их листья используют для украшения тела и ритуалов очищения. [ 34 ] У народа никгини листья обладают магическими способностями приносить удачу и используются при гадании и украшении ритуальных предметов. [ 35 ] Среди народа капауку растения ти считаются волшебными растениями и сами считаются духовными существами. В отличие от других магических растений, которыми управляют другие духи, эти растения обладают собственными духами и достаточно сильны, чтобы управлять другими духовными существами. Красные растения используются в ритуалах белой магии , а зеленые растения – в ритуалах черной магии . Они также широко используются в защитных и охранительных ритуалах. У народа бактаман красные растения используются для обрядов инициации, а зеленые – для исцеления. Окскоязычные народы также считают растения своим коллективным тотемом . [ 11 ]

На острове Меланезия ти считается священным у различных австронезийских народов и используется в ритуалах для защиты, гадания и плодородия. [ 11 ] У народа Квайо красный ти ассоциируется с враждой и местью, а зеленый ти ассоциируется с духами предков, указателями священных рощ и защитой от зла. Квайо выращивают эти сорта в своих общинах. [ 36 ] У народа мэнге в Новой Британии женщины носят листья ти в качестве повседневной юбки. Цвет и размер листьев могут варьироваться в зависимости от личных предпочтений и моды. Регулярно продаются новые сорта разного цвета, а рядом с деревней выращивают пряди ти. Красные листья могут носить только женщины, достигшие половой зрелости. Ти также является самым важным растением в магических и лечебных ритуалах Менге. Некоторые сорта ти связаны со сверхъестественными духами и имеют имена и фольклор. [ 37 ] В Вануату Маулуулу листья кордилины , известные на местном уровне под бислама названием нанггария , носят заправленными за пояс в традиционных танцах, таких как , причем различные сорта имеют особое символическое значение. Кордилины часто высаживают возле накамалей . построек [ 38 ] На Фиджи красные листья ти используются в качестве юбок для танцовщиц и используются в ритуалах, посвященных духам умерших. Их также высаживают вокруг церемониальных зданий, используемых для ритуалов инициации. [ 11 ]

В Микронезии листья закапывают под недавно построенными домами в Понпеи, чтобы защититься от злого колдовства. [ 29 ] В случаях неизвестной смерти шаманы Микронезии общаются с мертвым духом через растения, называя различные причины смерти, пока растение не задрожит. [ 7 ] Существуют также археологические свидетельства того, что корневища растений употреблялись в пищу в прошлом на Гуаме, до периода Латте . [ 39 ]

В Полинезии зеленый ти широко выращивали в пищевых и религиозных целях. Их обычно сажают вокруг домов, в священных местах (включая Мараэ и Хэйау ) и на могилах. Листья также носят с собой как оберег во время путешествий и используют в ритуалах общения с видами. Как и в Юго-Восточной Азии, широко распространено мнение, что они защищают от злых духов и невезения; а также способность принимать духов умерших людей, а также духов природы. [ 5 ] [ 7 ] [ 40 ]

На древних Гавайях считалось, что это растение обладает огромной духовной силой; только кахуна (шаманы) и алии (вожди) могли носить листья на шее во время определенных ритуальных действий. Ти был посвящен богу плодородия и земледелия Лоно , а также богине леса и хула танца Лаке . Листья ти также использовались для изготовления леев , а для обозначения границ между владениями их также сажали по углам дома, чтобы отгонять злых духов. По сей день некоторые гавайцы сажают ти возле своих домов, чтобы принести удачу. Листья также используются для катания на лавовых санях . Несколько листьев связаны вместе, и люди катаются на них с холмов. Листья также использовались для изготовления предметов одежды, в том числе юбок, которые носили на танцевальных представлениях. Гавайская представляет собой юбка хула плотную юбку с непрозрачным слоем не менее пятидесяти зеленых листьев и плоско выбритым низом (верхней частью листьев). Тонганское тупэну танцевальное платье, сиси , представляет собой фартук из примерно 20 листьев, надеваемый поверх и украшенный желтыми или красными листьями. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ]

В Аотеароа некоторые топонимы произошли от использования и фольклора ти, например, Лес Пукети и Темука . Растения ти в Кайнгароа известны как nga tī wakāwe o Kaingaroa («призрачные деревья Кайнгароа»), основанные на легенде о двух женщинах, которые превратились в растения ти и, по-видимому, следуют за людьми, путешествующими по этой местности. [ 40 ]

Другое использование

[ редактировать ]
Дерево Ти как свадебное украшение в Чиребоне , яванская культура

Корни и молодые листья можно приготовить и съесть в качестве пищи для выживания. Из листьев можно сделать дождевик. [ 2 ] Растения также широко используются в традиционной медицине, красителях и украшениях по всей Австронезии и Новой Гвинее . [ 10 ]

Цветки кордилина кустарникового являются традиционным средством лечения астмы, и содержание в них антоцианов было оценено, чтобы определить, могут ли они быть коммерческим растительным лекарственным средством. [ 44 ]

На Филиппинах корни использовались для ароматизации традиционных тростника вин из сахарного народа Лумад на Минданао . [ 45 ]

В Полинезии листья зеленолистной формы используются для обертывания продуктов питания, облицовки земляных печей и ям для брожения плодов хлебного дерева , а их корневища собирают и перерабатывают в сладкую, похожую на патоку мякоть, которую едят как конфеты или используют для производства медообразного напитка. жидкость, используемая в различных сладостях. На Гавайях корни, смешанные с водой и подвергнутые ферментации, также перегоняются в алкогольный напиток, известный как околехао . [ 5 ] [ 40 ] [ 46 ] [ 47 ] Волокна, извлеченные из листьев, также используются в веревках и при изготовлении ловушек для птиц. [ 40 ] Употребление ти в пищу, считавшегося священным растением и поэтому изначально находившееся под запретом , считается смелым нововведением полинезийских культур как ответом на условия голода. Считается, что снятие табу связано с развитием ритуала хождения по огню . [ 11 ]

Ти — популярное декоративное растение , существует множество сортов , многие из которых выбраны из-за зеленой, красноватой или фиолетовой листвы.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ « Кордилина кустистая » . Информационная сеть по ресурсам зародышевой плазмы . Служба сельскохозяйственных исследований Министерства сельского хозяйства США . Проверено 17 ноября 2009 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Полное руководство по съедобным дикорастущим растениям . Министерство армии США . Нью-Йорк: Издательство Skyhorse . 2009. с. 104. ИСБН  978-1-60239-692-0 . ОСЛК   277203364 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  3. ^ Перейти обратно: а б с Бласт, Роберт; Трассел, Стивен (2013). «Австронезийский сравнительный словарь: работа в стадии разработки» . Океаническая лингвистика . 52 (2): 493–523. дои : 10.1353/ол.2013.0016 . S2CID   146739541 .
  4. ^ "*Ти" . Те Мара Рео: Языковой сад . Семейный фонд Бентонов . Проверено 15 января 2019 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Хинкль, Аня Э. (май 2007 г.). «Структура населения тихоокеанской Cordyline fruticosa (Laxmanniaceae) с последствиями для населенных пунктов Полинезии». Американский журнал ботаники . 94 (5): 828–839. дои : 10.3732/ajb.94.5.828 . ПМИД   21636452 .
  6. ^ Филип, Симпсон (9 сентября 2012 г.). « Кордилина fruticosa (ти растение)» . Справочник инвазивных видов . Международный центр сельского хозяйства и биологических наук . Проверено 19 января 2019 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Хинкль, Аня Э. (2004). «Распространение мужской стерильной формы ти ( Cordyline fruticosa ) в Полинезии: случай человеческого отбора?» (PDF) . Журнал Полинезийского общества . 113 (3): 263–290. Архивировано из оригинала (PDF) 5 июля 2022 г. Проверено 19 января 2019 г.
  8. ^ Триша, Борланд (2009). « Кордилина fruticosa : распространение и преемственность священного растения» (PDF) . Класс UCB Муреа: Биология и геоморфология тропических островов . Студенческие исследовательские работы, осень 2009 г. Калифорнийский университет.
  9. ^ Хорвуд, Кэтрин (2007). Горшечная история: история растений в доме . Лондон: Фрэнсис Линкольн. п. 70. ИСБН  978-0-7112-2800-9 . OCLC   155682753 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Ленсе, Обед (1 апреля 2012 г.). «Дикие растения, используемые коренными жителями Маноквари, Западное Папуа, в качестве традиционных лекарств» . Биоразнообразие . 13 (2): 98–106. дои : 10.13057/biodiv/d130208 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Эрлих, Селия (2000). « От несъедобного к съедобному: хождение по огню и растение ти [ Cordyline fruticosa (L.) A. Chev.]» . Журнал Полинезийского общества . 109 (4): 371–400. Архивировано из оригинала 01 декабря 2019 г. Проверено 21 января 2019 г.
  12. ^ Эрлих, Селия (1989). «Специальные проблемы поиска этноботанической литературы: Cordyline Terminalis (L.) Kunth, «гавайское растение ти» » (PDF) . Журнал этнобиологии . 9 (1): 51–63.
  13. ^ Перейти обратно: а б Раппапорт, Рой А. (1989). Свиньи для предков: Ритуал в экологии народа Новой Гвинеи, второе издание . Уэйвленд Пресс. стр. 19, 125, 231. ISBN.  9781478610021 .
  14. ^ ван Шуневелд, Инге (18 июля 2018 г.). «Ритуал сбора риса Пуннук прославляет изобилие Земли» . Синчи . Проверено 19 января 2019 г.
  15. ^ де Гузман, Даниэль (6 июля 2018 г.). «Флора де Филиппинас: краткий обзор филиппинских растений» . Проект Асванг . Проверено 19 января 2019 г.
  16. ^ Ритуалы сбора урожая в Хапао (PDF) . Социальные практики, ритуалы и праздничные мероприятия. Международный информационный и сетевой центр нематериального культурного наследия в Азиатско-Тихоокеанском регионе под эгидой ЮНЕСКО (ICHCAP). Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2018 г. Проверено 21 января 2019 г.
  17. ^ Балангкод, ТД; Балангкод, АК (январь 2009 г.). «Недостаточно используемые растительные ресурсы в Тиноке, Ифугао, административный район Кордильеры, остров Лусон, Филиппины» Acta Horticulturae (806): 647–654. doi : 10.17660/ActaHortic.2009.806.80 .
  18. ^ Новеллино, Дарио (2001). «Отношение Палавана к болезням» (PDF) . Филиппинские исследования . 49 (1): 78–93.
  19. ^ Гунаван (2013). «Изучение этноботаники растений андонг рода Cordyline в даякнесе деревни Мератус Лок Лахунг, Локсадо, Южное Борнео» . 4-я Международная конференция по сохранению глобальных ресурсов и 10-й Конгресс Индонезийского общества таксономии растений . Университет Бравиджая. Архивировано из оригинала 26 января 2020 г. Проверено 21 января 2019 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Рахаю, Муляти; Рустиами, Химма; Ругая (2016). «Этноботаническое исследование сасакской народности, Восточный Ломбок, Западная Нуса-Тенгара» (PDF) . Журнал тропической биологии и охраны природы : 85–99.
  21. ^ Леб, Э.М. (1929). «Шаман и Провидец». Американский антрополог . 31 (1): 60–84. дои : 10.1525/aa.1929.31.1.02a00050 .
  22. ^ Хаким, Нурул (2006). Культурные и духовные ценности лесов региона Бади, Бантен, Индонезия . Магистр лесной и природоохранной политики. Вагенингенский университет.
  23. ^ Искандар, Йохан; Искандар, Будиавати С. (15 марта 2017 г.). «Различные растения традиционной обрядности: этноботанические исследования среди бадуйской общины» . Биосаинтификация: Журнал биологии и биологического образования . 9 (1): 114. doi : 10.15294/biosaintifika.v9i1.8117 .
  24. ^ Домениг, Гауденц (2014). Хофте, Розмари; Нордхольт, Хенк Шульте (ред.). Религия и архитектура в домодернистской Индонезии: исследования в области пространственной антропологии . Документы Королевского института лингвистики, географии и этнологии. Том. 294. БРИЛЛ. п. 74. ИСБН  9789004274075 .
  25. ^ Сумантера, И. Вайан (1999). «Растения, переплетенные с культурой» . Корни . 1 (19). Архивировано из оригинала 19 января 2019 г. Проверено 21 января 2019 г.
  26. ^ Нуй-Палм, Хетти (1979). Садан-Тораджа: исследование их общественной жизни и религии . Документы Королевского института лингвистики, географии и этнологии. Том. 87. Спрингер. п. 225. ИСБН  9789401771504 .
  27. ^ Волкман, Тоби Элис (1985). Праздники почета: ритуалы и перемены в нагорье Тораджа . Исследования Иллинойса в области антропологии. Том. 16. Издательство Университета Иллинойса. ISBN  9780252011832 .
  28. ^ Фокс, Джеймс Дж. (2006). Внутри австронезийских домов: перспективы внутреннего дизайна для жизни . АНУ Э Пресс. п. 21. ISBN  9781920942847 .
  29. ^ Перейти обратно: а б Шеридан, Майкл (1 января 2016 г.). «Пограничные растения, социальное производство пространства и вегетативная деятельность в аграрных обществах». Окружающая среда и общество . 7 (1): 29–49. дои : 10.3167/ares.2016.070103 .
  30. ^ Уэст, Пейдж (2006). Сохранение природы теперь наше правительство: экологическая политика в Папуа-Новой Гвинее . Издательство Университета Дьюка. п. 22. ISBN  9780822388067 .
  31. ^ Моррис, Брайан (2006). Религия и антропология: критическое введение . Издательство Кембриджского университета. п. 249. ИСБН  9780521852418 .
  32. ^ Раппапорт, Рой А. (1967). «Ритуальное регулирование экологических отношений среди жителей Новой Гвинеи». Этнология . 6 (1): 17–30. CiteSeerX   10.1.1.460.3366 . дои : 10.2307/3772735 . JSTOR   3772735 .
  33. ^ Боннемер, Паскаль (март 2018 г.). «Действия, отношения и трансформации: жизненный цикл согласно Анкаве Папуа-Новой Гвинеи» (PDF) . Океания . 88 (1): 41–54. дои : 10.1002/ocea.5180 .
  34. ^ Хилл, Ровена Кэтрин (2011). Цвет и церемония: роль красок у народов менди и сулка в Папуа-Новой Гвинее (магистр наук). Даремский университет.
  35. ^ Номбо, Порер; Лич, Джеймс (2010). «Растения реите: этноботаническое исследование на ток-писине и английском языке» (PDF) . Монография по окружающей среде Азиатско-Тихоокеанского региона . Том. 4. АНУ Э Пресс. ISBN  9781921666018 .
  36. ^ Кизинг, Роджер М. (сентябрь 2012 г.). «О непонимании символов». HAU: Журнал этнографической теории . 2 (2): 406–430. дои : 10.14318/hau2.2.023 . S2CID   143871873 .
  37. ^ Панофф, Франсуаза (2018). Барбира-Фридман, Франсуаза (ред.). Сады Мэнге: исследование отношений Мэнге с домашними животными . Публикации pacific-credo. дои : 10.4000/books.pacific.690 . ISBN  9782956398189 .
  38. ^ Грей, Эндрю (2012). Языки острова Пятидесятницы Издательство Manples (BFoV). ISBN  9780956098542 .
  39. ^ Мур, Дарлин Р. (2005). «Археологические свидетельства доисторической техники земледелия на Гуаме» (PDF) . Микронесика . 38 (1): 93–120.
  40. ^ Перейти обратно: а б с д Симпсон, Филип (1 января 1997 г.). «Стоят ли чего-нибудь капустные деревья? Связь экологических и человеческих ценностей в капустном дереве, tī kōuka» . Журнал новозеландских исследований . 7 (1). дои : 10.26686/jnzs.v7i1.395 .
  41. ^ Кавате, М.; Учида, Дж.; Кофлин, Дж.; Мельцер, М.; Кадука, К.; Кам, Дж.; Сугано, Дж.; Фукуда, С. (2014). «Болезни листьев ( Cordyline Terminalis или Fruticosa ) в коммерческих садах Гавайев» (PDF ) Hānai'Ai/Поставщик еды : 1–11. Архивировано из оригинала (PDF) 1 декабря 2015 г. Получено 2 января 2019 г.
  42. ^ Гамайо, Дарде (4 августа 2016 г.). «Лист: растение каноэ на древних Гавайях» . Большой остров сейчас Получено 21 января.
  43. ^ Да Силва, Александр (24 июля 2005 г.). «Азартная поездка» . Звездный вестник . Проверено 21 января 2019 г.
  44. ^ Адаку, Кристофер; Скаар, Ирен; Господи, Роберт! Йордхейм, Моника; Андерсен, Ойвинд М. (2020). «Антоциановый профиль и антиоксидантные свойства противоастматических цветков Cordyline Terminalis (L.) Kunth (Agavaceae)» . о натуральных продуктах Коммуникации 15 (5): 1934578X2092263. дои : 10.1177/1934578X20922637 . ISSN   1934-578X . S2CID   218954103 .
  45. ^ Гарван, Джон М. (1912). «Отчет о напитках и питье среди племен Мандайя, Манобо и Мангуанган» . Филиппинский научный журнал: раздел A. 7 : 106–114.
  46. ^ Ланье, Клинт (10 ноября 2016 г.). «Околехао, сладкий гавайский самогон с отвратительным прошлым» . Пожиратель . Проверено 21 января 2019 г.
  47. ^ Гриффит, Роберт Эглсфельд (1847). Медицинская ботаника . Леа и Бланшар. п. 655 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a79094388c633a54954f588c64b0d777__1722485760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/77/a79094388c633a54954f588c64b0d777.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cordyline fruticosa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)