Квай люди
Общая численность населения | |
---|---|
13 200 в 1999 г. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Соломоновы Острова | 13,200 [1] |
Языки | |
Квайо | |
Религия | |
традиционное поклонение предкам | |
Родственные этнические группы | |
Другие малайские народы |
Квайо — этническая группа, проживающая в центральной части Малаиты на Соломоновых островах . По данным Ethnologue , в 1999 году их насчитывалось 13 249 человек. [1] Многое из того, что известно о квайо, связано с работами антрополога Роджера М. Кизинга , который жил среди них начиная с 1960-х годов.
Их основным видом экономической деятельности традиционно было натуральное хозяйство таро , которое можно было постоянно сажать и собирать в подпольном сельском хозяйстве . Другие важные культуры включают ямс и бананы . Птицы , насекомые , рыба и кускусы время от времени добавлялись к вегетарианской диете. Производство таро сильно пострадало в 1950-х годах, и его заменил сладкий картофель , продукт гораздо более низкого престижа. [2]
Поселение Квайо традиционно представляло собой очень маленькие поселения, расположенные близко друг к другу. Миссионерская деятельность, преимущественно в прибрежных районах, способствовала росту более крупных поселений.
Согласно устному преданию, земля была впервые расчищена 1200–2000 лет назад. Участки, расчищенные в это время, отмечены святынями и, по сути, установили титул для кланов, происходящих по мужской линии от этих предков. На практике другие неродственные потомки имеют вторичные права на землю, которые могут быть подкреплены проживанием, особенно в детстве, и участием в делах потомственных групп. Поскольку люди могут иметь претензии в нескольких разных группах по происхождению, права на землю обладают некоторой степенью гибкости. [3]
Квайо проявили большее сопротивление, чем другие близлежащие народы, в продолжении своих верований. Традиционная религия — это форма поклонения предкам , которая признает право умершего вмешиваться в дела. Существуют строгие правила относительно табу (квайо: абу ), и нарушения их должны возмещаться жертвоприношениями. Одним из примеров мощной силы предков является Лаака , страх перед которым привел к движению Маасина Руру .
Квайо впервые вступили в контакт с внешним миром в 1868 году, когда двух мужчин вытащили из каноэ, а затем вернулись со стальными инструментами, новинками и рассказами об их опыте. За небольшой промежуток времени многие молодые люди Квайо искали приключений и были привезены на плантации сахарного тростника в Квинсленде и на Фиджи для работы . Появление стали (заменившей грубые кремниевые лезвия) и огнестрельного оружия произвело революцию в образе жизни Квайо, поскольку свободное время значительно увеличилось за счет новых инструментов, а кровная месть обострилась. Квайо также пытались отомстить за смерть тех, кто погиб за границей, и заработали репутацию жестокой и опасной группировки. Миссионеры из Евангелической церкви Южных морей были приглашены для поддержки тех в Квинсленде, которые стали там христианами, и в низинах были созданы анклавы.
Усилия австралийского окружного офицера Уильяма Р. Белла заключались в том, чтобы умиротворить этот район, создать средства для сбора подушного налога и капитулировать перед британским колониальным режимом. Во время своего пятого ежегодного сбора налогов в октябре 1927 года он был убит вместе с еще одним белым человеком и 13 находившимися под его опекой жителями Соломоновых Островов. массовая карательная экспедиция , известная как резня в Малаите Последовала ; по меньшей мере 60 человек погибли, [4] и почти 200 задержаны в Тулаги (тогдашняя столица), где еще 30 умерли от дизентерии и других проблем. [5] Более того, родственники убитых жителей Соломоновых Островов стремились к духовной мести путем преднамеренного осквернения священных мест и предметов, что, по мнению выживших старейшин, является источником многих проблем, от которых люди страдают в последнее время, включая эпидемии, распад традиционных устоев. мораль и болезнь листьев Таро . [6] Культура Квайо сильно трансформировалась, но через несколько лет смогла восстановить свои традиционные обычаи и социальную структуру. Однако у молодых людей больше личной независимости, и кровная месть больше не практикуется.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Язык квайо в Ethnologue (16-е изд., 2009 г.)
- ^ Кизинг, 28.
- ^ Кизинг, 16-18.
- ^ Кизинг и Коррис, 178.
- ^ Кизинг и Коррис, 184.
- ^ Кизинг и Коррис, 202-203.
Ссылки
[ редактировать ]- Роджер М. Кизинг . Религия Квайо . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1982.
- Роджер М. Кизинг и Питер Коррис. Молния встречает западный ветер: резня в Малаите . Мельбурн: Издательство Оксфордского университета, 1980.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Коллекция Роджера М. Кизинга , Библиотека Калифорнийского университета в Сан-Диего.