Jump to content

Первый (божество)

Первый
Богиня вулканов и огня
Пеле, Д. Говард Хичкок , ок. 1929 год
Обитель Туалет
Символ огонь, вулкан
Генеалогия
Родители Грязный
Источники
Братья и сестры Удивительный
Глаза
голова
Король
муж Милохая

В религии гавайской Пеле (произносится [ˈpɛlɛ] ) — богиня вулканов и огня и создательница Гавайских островов . Часто называемая «Мадам Пеле» или «Туту Пеле» в знак уважения, она является известным божеством в гавайской мифологии и примечательна своим современным присутствием и культурным влиянием как устойчивая фигура с древних Гавайев . [1] Эпитеты богини включают Пеле-хонуа-меа («Пеле священной земли») и Ка вахине ай хонуа («Женщина, пожирающая землю»). [2]

В разных историях, рассказывающих о богине Пеле, она родилась от женского духа по имени Хаумеа , потомка Папы , или Матери-Земли, и Вакеа , Небесного Отца, обоих потомков высших существ. Пеле также известна как «Та, кто формирует священную землю», как это говорится в древних гавайских песнопениях. [3] [4] Первые опубликованные рассказы о Пеле записал Уильям Эллис . [5] : 5 

Согласно легенде, Пеле живет в Халемаумау в Килауэа в Национальном парке Гавайских вулканов .

Килауэа — действующий в настоящее время вулкан, расположенный на острове Гавайи и до сих пор тщательно изучаемый. [6] Многие гавайцы верят, что Килауэа населена «семьей богов огня», одной из сестер которых является Пеле, которая, как полагают, управляет Килауэа и отвечает за контроль потоков лавы. [7] В гавайской мифологии с Пеле связано несколько традиционных легенд. Помимо того, что Пеле признана богиней вулканов, она также известна своей силой, страстью, ревностью и капризностью. У нее есть множество братьев и сестер, в том числе Кане Милохай , Камохоали , Намака и многочисленные сестры по имени Хииака , самой известной из которых является Хииакаикаполиопеле (Хииака в лоне Пеле). Их обычно считают потомками Хаумеа . Среди братьев и сестер Пеле есть божества различных типов ветра, дождя, огня, форм океанских волн и форм облаков. Считается, что ее домом является костровая яма под названием Халемаумау на вершине кальдеры Килауэа , одного из самых активных вулканов Земли, но ее владения охватывают всю вулканическую активность на Большом острове Гавайи . [8]

Пеле имеет общие черты с другими злобными божествами, населяющими вулканы, как в случае с дьяволом Гуайотой из мифологии гуанчей на Канарских островах , живущим на вулкане Тейде и считающимся аборигенами гуанчей ответственным за извержения вулкана. [9]

Легенда гласит, что сама Пеле отправилась на своем каноэ с острова Таити на Гавайи. Говорят, что во время своего путешествия она пыталась разжечь костры на разных островах, но ее сестра Намака преследовала ее, желая положить ей конец. В конце концов две сестры поссорились друг с другом, и Пеле был убит. После этого ее тело было уничтожено, но ее дух живет в Халемаумау на Килауэа. Они говорят: «Ее тело — это лава и пар, исходящие из вулкана. Она также может менять форму, появляясь в образе белой собаки, старухи или красивой молодой женщины». [10]

Помимо своей роли богини огня и сильной связи с вулканами, Пеле также считается «богиней хулы». [11] Она является важной фигурой в истории хулы благодаря своей сестре Хииаке, которая считается первым человеком, танцующим хулу. [12] В результате большого значения Пеле в хуле, ей и ее семье было посвящено множество танцев и песнопений хула. Поскольку хула посвящена Пеле, танец часто исполняется таким образом, чтобы передать ее яркую индивидуальность и движение вулканов. [13]

Версия изгнания

[ редактировать ]

В одной из версий истории Пеле — дочь Канехоалани и Хаумеа в мистической стране Куайхелани, плавучей свободной земле, подобной Фата Моргане . Куайхелани находился в районе Кахики ( Кукулу о Кахики ). Она остается рядом с камином своей матери вместе с хранителем огня Лоно-макуа. Ее старшая сестра На-мака-о-Кахаи , морская богиня , опасается, что амбиции Пеле задушат родину, и прогоняет Пеле. Камохоали везет Пеле на юг на каноэ под названием Хонуа-иа-кеа вместе с ее младшей сестрой Хииакой и ее братьями Камохоали, Кане-мило-хай, Кане-апуа, прибывая на островки над Гавайями. Там на Мокупапапе оставлен Кане-мило-хай, всего лишь риф, чтобы привести его в соответствие с условиями проживания человека. На острове Нихоа, на высоте 800 футов над океаном, Пеле покидает Кане-апуа после своего визита в Лехуа и после коронования венка кау-ноа. Пеле жалеет младшего брата и снова забирает его. Пеле использовал волшебную палочку Пааа, чтобы выбрать новый дом. Группа песнопений рассказывает о преследовании Намакаокахаи, который разрывает Пеле на части. Ее кости, КайвиоПеле, образуют холм на Кахикинуи, а ее дух сбежал на остров Гавайи. [14]

Версия наводнения

[ редактировать ]

По другой версии, Пеле родом из страны, которая, как говорят, находится «близко к облакам», с родителями Кане-хоа-лани и Ка-хина-лии, а также братьями Ка-мохо-алии и Кауила-о-ка-лани. От мужа Вахиелоа (также называемого Вахиелоа) у нее есть дочь Лака и сын Менехуне . Пеле-куму-хонуа соблазняет своего мужа, и Пеле отправляется на его поиски. Море льется с ее головы на землю Каналоа (возможно, остров, ныне известный как Кахоолаве ), и ее братья говорят:

О море, великое море!
Вперед рвется море:
Вот, он прорывается на Каналоа!

Море затопляет землю, затем отступает; это наводнение называется Кай а Кахиналии («Море Ка-хина-лии»), поскольку связь Пеле с морем передалась по наследству от ее матери Кахинали. [14] [15] [16]

Пеле и Полиаху

[ редактировать ]

Пеле считается соперником гавайской богини снега Полиаху и ее сестер Лилиноэ (богини мелкого дождя), Вайау (богини озера Вайау) и Кахупокане (изготовителя капы, чья деятельность по изготовлению капы создает гром , дождь и молния). Все, кроме Кахупокане, проживают на Мауна-Кеа . живет капа-изготовитель На Хуалалае .

Один миф гласит, что Полиаху приехала из Мауна-Кеа со своими друзьями, чтобы принять участие в гонках на санях по травянистым холмам к югу от Хамакуа . Пеле пришел, переодевшись красивой незнакомкой, и его приветствовал Полиаху. Однако Пеле ревниво разозлился на богиню Мауна-Кеа. Она открыла пещеры Мауна-Кеа и бросила из них огонь в Полиаху, а снежная богиня бежала к вершине. Полиаху наконец смогла схватить свою горящую снежную накидку и бросить ее через гору. Землетрясения сотрясали остров, когда снежный покров разворачивался, пока не достиг огненных фонтанов, охлаждая и затвердевая лаву. Реки лавы были отброшены обратно в Мауна-Лоа и Килауэа . Более поздние сражения также привели к поражению Пеле и подтвердили господство снежных богинь в северной части острова и Пеле в южной части. [17]

Пеле, Хииака и Лохиау

[ редактировать ]

В одном из рассказов о мифах о Пеле она изгнана из дома на Таити за создание горячих точек своей старшей сестрой Намакаокахаи , которая также убедила остальную часть своей семьи, что Пеле сожжет их всех. Затем Пеле отправляется на каноэ Хонуайакеа, чтобы найти новый дом вместе со своим братом Камохоалии . Ее мать дала ей яйцо, о котором она должна заботиться, и позже из него вылупляется девочка, которую Пеле называет Хииака-и-ка-поли-о-пеле ( «Хииака в лоне Пеле») или для краткости Хииака. Она ее любимая сестра и призвала ее подружиться с жителями Пуны . Однако, когда Хииака подружился с девушкой по имени Хопоэ, Пеле стал завидовать их дружбе. Пеле увидел во сне Лохиау, вождя Кауаи , который послал Хииаку привести его к ней через сорок дней, иначе она накажет их. Когда Хииака ищет Лохиау, она обнаруживает, что он мертв, но призывает силу богини волшебства Ули, чтобы оживить его. [18] Пока Хииака находится в своем путешествии, Пеле теряет терпение и посылает поток лавы в дом Хопоэ до истечения сорока дней. Когда Хииака возвращается на Гавайи с Лохиау, она увидела Хопо, покрытого камнем, и знала, что за этим стоит Пеле. Хииака злобно обнял Лохиау в глазах Пеле, что еще больше разозлило Пеле, который затем также покрыл Лохиау лавой. Сестры увидели, что их гнев привел к смерти двух людей, которые значили для них больше всего, поэтому Пеле извиняющимся тоном вернул Лохиау к жизни и позволил ему решить, кого он выберет. К несчастью для Пеле, Лохиау в конечном итоге выбрал Хииаку, но Пеле благословил их обоих. [19]

В другой версии мифа Пеле слышит бой барабанов и пение, доносящиеся с Кауаи, пока она спит, и путешествует туда в своей духовной форме. Она маскируется под красивую молодую женщину и таким образом встречает Лохиау. После трех дней совместных занятий любовью Пеле возвращается на Гавайи, а Лохиау умирает от разбитого сердца. [20]

Новое время

[ редактировать ]

Вера в Пеле сохранилась и после того, как старая религия была официально отменена в 1819 году. Летом 1823 года английский миссионер Уильям Эллис совершил поездку по острову, чтобы определить места для миссионерских станций. [21] : 236  После долгого путешествия к вулкану Килауэа с небольшим количеством еды Эллис с жадностью ел дикие ягоды, которые он нашел там. [21] : 128  Ягоды растения Охело ( Vaccinium reticulatum ) считаются священными для Пеле. Традиционно перед употреблением ягод всегда возносились молитвы и подношения Пеле. Кратер вулкана представлял собой активное лавовое озеро, что, как опасались туземцы, было признаком того, что Пеле не доволен нарушением. [21] : 143  Хотя резные изделия из дерева и храмы с соломенными крышами легко разрушались, вулкан был природным памятником богине.

Капиолани бросает вызов богине вулканов Пеле

В декабре 1824 года Верховный вождь Капиолани спустилась в Халемаумау после прочтения Пеле христианской молитвы вместо традиционной гавайской. Как и было предсказано, она выжила, и миссионеры часто рассказывали эту историю, чтобы показать превосходство своей веры. [22] Альфред, лорд Теннисон (1809–1892) написал стихотворение об этом инциденте в 1892 году. [23]

Городская легенда гласит, что сама Пеле время от времени предупреждает местных жителей о предстоящих извержениях. Говорят, что Пеле , появляющийся в образе красивой молодой женщины или пожилой женщины с седыми волосами, иногда в сопровождении маленькой белой собаки и всегда одетый в красное муумуу , ходит по дорогам возле Килауэа, но исчезает, если прохожие проходят мимо. остановитесь, чтобы помочь ей, как в случае с Воскресшей Марией или легендой об исчезающем автостопщике . Тогда прохожий обязан предупредить других или потерпеть неудачу при следующем извержении. Другая легенда, «Проклятие Пеле» , гласит, что гнев Пеле обрушится на любого, кто унесет предметы с ее острова. возвращают по почте в Службу национальных парков Ежегодно туристы, ищущие прощения у Пеле, многочисленные мелкие предметы природы. Считается, что «Проклятие Пеле» было изобретено в середине 20-го века для предотвращения набегов туристов. [24]

Когда бизнесмен Джордж Ликург с 1904 по 1921 год управлял отелем на окраине Килауэа, который назывался « Дом Вулкана» , он часто «молился» Пеле ради туристов. Чиновники парка не одобряли его практику бросания в кратер таких предметов, как бутылки из-под джина (после того, как они выпили их содержимое). [25]

Уильям Хайд Райс включил 11-страничное изложение легенд о Пеле в свой сборник гавайских легенд 1923 года, переиздание которого доступно в Интернете в Музея Бернис П. Бишоп . разделе специальных публикаций [26]

В 2003 году Центр искусств Вулкана начала 20 века, провел специальный конкурс на картины Пеле взамен картины Д. Говарда Хичкока выставленной в центре посетителей Национального парка Гавайских вулканов . Существующий портрет женщины, похожей на блондинку европеоидной расы в образе гавайской богини, подвергся критике со стороны многих коренных гавайцев. [27] Было представлено более 140 картин, а финалисты были выставлены на площадках парка. [28] Победителем конкурса стал художник Артур Джонсен из Пуны . [29] В этой версии богиня изображена в оттенках красного, с посохом-копателем Паоа в левой руке и эмбриональной формой ее сестры-богини Хииаки в правой руке. [30] Сейчас картина выставлена ​​в Центре для посетителей Килауэа. [31]

Религиозная группа Love Has Won ненадолго переехала на Гавайи и вызвала бурные протесты местных жителей после того, как заявила, что их основательницей Эми Карлсон была Пеле. [32]

Пеле входит в число богов и богинь, изображенных в «Зачарованной комнате Тики» Уолта Диснея в парках Диснея . Ее озвучивает Джинни Тайлер .

Родственники

[ редактировать ]

Другие известные родственники Пеле:

  • Ай-Канака, друг [18]
  • Аху-и-маиа-па-каналоа, брат, имя переводится как «банановая связка с поля Каналоа». [18]
  • Хаумеа (мифология) , мать Пеле
  • Хииака или Хииака-и-ка-пуа-эна-ена, сестра, дух танца, создательница леев, целительница. [18]
  • Хина-алии , мать и принимает разные формы
  • Камайау, бог войны, родственник Пеле и Хииаки. [18]
  • Ка-мохо-алии , бог-акула и хранитель воды жизни.
  • Кане-апуа, младший брат полубога [18]
  • Камапуаа , купуа, меняющий форму , и повторяющаяся фигура в гавайском фольклоре, иногда описываемая как супруга Пеле.
  • Кане-Хекили , дух грома (горбун)
  • Кане-хоа-лани , отец и дивизия с огнем
  • Ка'Охело , смертная сестра
  • Капо , богиня плодородия
  • Ка-похо-и-кахи-ола , дух взрывов
  • Ке-о-ахи-кама-кауа , дух фонтанов лавы (горбун)
  • Ке-уа-а-ке-по , дух дождя и огня
  • Намака появилась как морская богиня или водный дух в цикле Пеле, сестра Пеле.
  • Тама-эху, брат, бог саламандр и огня на таитянском языке. [18]
  • Улупока , враг из полинезийской мифологии
  • Вахиелоа, муж, от которого она родила сыновей Лаку и Менехуне. [18]

песнопения

[ редактировать ]

Оба приведенных выше песнопения были исполнены в Халемаумау, где, как говорят, в настоящее время проживает Пеле.

Другие данные

[ редактировать ]

Пеле имеет общие черты с другими зловредными божествами, населяющими вулканы, как в случае с дьяволом Гуайотой из мифологии гуанчей на Канарских островах ( Испания ), живущим на вулкане Тейде и считавшимся аборигенами гуанчей ответственным за извержения вулкана. [34]

В геологии

[ редактировать ]
Волосы Пеле, вулканическое стекло в прядях

В ее честь были названы несколько явлений, связанных с вулканизмом, в том числе волосы Пеле , слезы Пеле и Лиму о Пеле (водоросли Пеле). Вулкан на Юпитера спутнике Ио также носит имя Пеле . [35]

Мифы о Пеле кодируют датируемые природные события. [36] : 22  Хронология путешествия Пеле соответствует геологическому возрасту Гавайских островов. [5] : 19 

В 2006 году один вулканолог предположил, что битва между Пеле и Хииакой была вдохновлена ​​геологическими событиями около 1500 года нашей эры. [5] : 49 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ 'Иолана, Патрисия (2006). «ТуТу Пеле: Живая богиня вулканов Гавайев» . Священная история .
  2. ^ Х. Арло Ниммо (2011). Пеле, богиня вулканов Гавайев: история . МакФарланд. п. 208. ИСБН  978-0-7864-6347-3 .
  3. ^ Вонг, Алия (11 мая 2018 г.). «Хватка мадам Пеле на Гавайях» . Атлантика . Проверено 11 мая 2018 г.
  4. ^ «Пеле - богиня огня» . Архивировано 26 марта 2017 г. в Wayback Machine . Coffee Times, получено 8 апреля 2018 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Ниммо, Х. Арло (14 октября 2011 г.). Пеле, богиня вулканов Гавайев: история . МакФарланд. ISBN  978-0-7864-8653-3 .
  6. ^ Дональд А. Суонсон, «Гавайская устная традиция описывает 400 лет вулканической активности в Килауэа», Journal of Volcanology and Geothermal 176 (2008): 427-431. http://pages.mtu.edu/~raman/papers2/SwansonKilaueaMythsJVGR08.pdf . Проверено 6 апреля 2018 г.
  7. ^ Марта Уоррен Беквит, Гавайская мифология (Гонолулу: Гавайский университет Press, 1970).
  8. ^ Уильям Вестервельт (1999). Гавайские легенды о вулканах . Mutual Publishing, первоначально опубликованный в 1916 году издательством Ellis Press.
  9. ^ Этнография и анналы завоевания Канарских островов.
  10. ^ "Кто такая богиня Пеле и как она связана с происхождением Гавайских островов?" Веб-сайт системы Университета штата Орегон, http://volcano.oregonstate.edu/who-goddess-pele-and-how-she-related-origin-hawaiian-islands . Архивировано 21 апреля 2021 г. в Wayback Machine , н/д, получено 9 апреля 2018 г.
  11. ^ Х. Арло Ниммо. «Пеле, древняя богиня современных Гавайев», Pacific Studies vol. 9, нет. 2 (1986): 158-159. http://contentdm.lib.byu.edu/cdm/compoundobject/collection/PacificStudies/id/1232/rec/18 . Проверено 9 апреля 2018 г.
  12. ^ Х. Арло Ниммо. «Пеле, древняя богиня современных Гавайев», Pacific Studies vol. 9, нет. 2 (1986): 158-159. http://contentdm.lib.byu.edu/cdm/compoundobject/collection/PacificStudies/id/1232/rec/18 . Проверено 6 апреля 2018 г.
  13. ^ «База данных древних типов хула», Общество охраны хулы. Проверено 6 апреля 2018 г. http://www.hulapreservation.org/hulatype.asp?ID=18. Архивировано 11 апреля 2021 г. на Wayback Machine.
  14. ^ Jump up to: а б Марта Уоррен Беквит (1940). Гавайская мифология . Забытые книги. ISBN  978-1-60506-957-9 .
  15. ^ name="ФСтС"> Николсон, Генри Уолли (1881). От меча к доле; Или удача за пять лет на Гавайях . Лондон, Англия: WH Allen and Co., стр. 39 . Вот, он прорывается на Каналоа!.
  16. ^ «Пеле и потоп», Access Genealogy, Гавайские народные сказки, Сборник местных легенд [1] , 1907 г., дата обращения 24 октября 2012 г.
  17. ^ WD Вестервельт, Гавайские легенды о вулканах . Бостон, GH Ellis Press, 1916.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шремпп, Грегори; Крейг, Роберт Д. (1991). «Словарь полинезийской мифологии». Журнал американского фольклора . 104 (412): 231. дои : 10.2307/541247 . ISSN   0021-8715 . JSTOR   541247 .
  19. ^ Варес, Дитрих (1991). Пеле, богиня огня . Издательство Музея епископа. ISBN  0930897528 . OCLC   25687609 .
  20. ^ Андраде, Карлос. Хаэна: глазами предков . ISBN  9780824868826 . OCLC   986668949 .
  21. ^ Jump up to: а б с Уильям Эллис (1823 г.). Журнал путешествия по Гавайям, самому большому из Сандвичевых островов . Крокер и Брюстер, Нью-Йорк, переиздано в 2004 г., Mutual Publishing, Гонолулу. ISBN  1-56647-605-4 .
  22. ^ Пенроуз К. Моррис (1920). «Капиолани» . Все о Гавайях: ежегодный и стандартный путеводитель Thrum по Гавайям . Томас Г. Трам, Гонолулу: 40–53.
  23. ^ Альфред Лорд Теннисон (1899). Халлам Теннисон (ред.). Жизнь и творчество Альфреда Лорда Теннисона . Том. 8. Макмиллан. стр. 261–263. ISBN  0-665-79092-9 .
  24. ^ Тележка, Джули; Таймс, Лос-Анджелес (17 мая 2001 г.). «Горячие скалы Гавайев обвиняются туристами в несчастье / Богиня сказала, что проклянет тех, кто отберет кусок ее острова» . СФГейт . Проверено 29 апреля 2019 г.
  25. ^ «Дом Вулкана» . Заметки о природе Гавайских островов . 5 (2). Служба национальных парков . 1953.
  26. ^ Уильям Хайд Райс, предисловие Эдит Дж. К. Райс (1923). «Гавайские легенды» (PDF) . Бюллетень 3 . Музей Бернис П. Бишоп , Гонолулу . Проверено 8 января 2010 г.
  27. ^ Род Томпсон (13 июля 2003 г.). «Визуализация Пеле: художники собирают краски и холст, чтобы быть выбранными портретистами Пеле» . Гонолулу Стар-Бюллетень . Проверено 8 января 2010 г.
  28. ^ «Видения Пеле, гавайского вулканического божества» (PDF) . Пресс-релиз на сайте галереи Volcano Art Center . Август 2003 г. Архивировано из оригинала (PDF) 5 декабря 2010 г. Проверено 8 января 2010 г.
  29. ^ «Свежее лицо в парке вулканов» . Рекламодатель Гонолулу . 16 августа 2003 года . Проверено 28 августа 2018 г.
  30. ^ Ниммо, Х. Арло (2011). Пеле, богиня вулканов Гавайев: история . МакФарланд . п. 170. ИСБН  9780786486533 .
  31. ^ «Артур Джонсен: Художник» . Веб-сайт галереи Артура Джонсена . Проверено 28 апреля 2010 г.
  32. ^ Сэм Табачник (11 сентября 2020 г.). « Культовая» духовная группа из Колорадо во время пребывания на Гавайях встретила жестокие протесты» . Денвер Пост . Проверено 3 сентября 2022 г.
  33. ^ Jump up to: а б Хуманавануи, дядя (2014). Голоса огня: переплетение литературных леев Пеле и Хииаки . ISBN  9780816679225 . OCLC   913842694 .
  34. ^ Этнография и анналы завоевания Канарских островов.
  35. ^ Радебо, Дж.; и др. (2004). «Наблюдения и температуры Пеле Патера Ио по изображениям космических аппаратов Кассини и Галилео». Икар . 169 (1): 65–79. Бибкод : 2004Icar..169...65R . дои : 10.1016/j.icarus.2003.10.019 .
  36. ^ Пиккарди, Луиджи; Масс, В. Брюс (2007). Миф и геология . Геологическое общество Лондона. ISBN  978-1-86239-216-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e22ab11070553d5da322f0101980e0d3__1722746280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/d3/e22ab11070553d5da322f0101980e0d3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pele (deity) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)