Первый (божество)
Первый | |
---|---|
Богиня вулканов и огня | |
![]() Пеле, Д. Говард Хичкок , ок. 1929 год | |
Обитель | Туалет |
Символ | огонь, вулкан |
Генеалогия | |
Родители | Грязный Источники |
Братья и сестры | Удивительный Глаза голова Король муж Милохая |
В религии гавайской Пеле (произносится [ˈpɛlɛ] ) — богиня вулканов и огня и создательница Гавайских островов . Часто называемая «Мадам Пеле» или «Туту Пеле» в знак уважения, она является известным божеством в гавайской мифологии и примечательна своим современным присутствием и культурным влиянием как устойчивая фигура с древних Гавайев . [1] Эпитеты богини включают Пеле-хонуа-меа («Пеле священной земли») и Ка вахине ай хонуа («Женщина, пожирающая землю»). [2]
В разных историях, рассказывающих о богине Пеле, она родилась от женского духа по имени Хаумеа , потомка Папы , или Матери-Земли, и Вакеа , Небесного Отца, обоих потомков высших существ. Пеле также известна как «Та, кто формирует священную землю», как это говорится в древних гавайских песнопениях. [3] [4] Первые опубликованные рассказы о Пеле записал Уильям Эллис . [5] : 5
Легенды
[ редактировать ]
Килауэа — действующий в настоящее время вулкан, расположенный на острове Гавайи и до сих пор тщательно изучаемый. [6] Многие гавайцы верят, что Килауэа населена «семьей богов огня», одной из сестер которых является Пеле, которая, как полагают, управляет Килауэа и отвечает за контроль потоков лавы. [7] В гавайской мифологии с Пеле связано несколько традиционных легенд. Помимо того, что Пеле признана богиней вулканов, она также известна своей силой, страстью, ревностью и капризностью. У нее есть множество братьев и сестер, в том числе Кане Милохай , Камохоали , Намака и многочисленные сестры по имени Хииака , самой известной из которых является Хииакаикаполиопеле (Хииака в лоне Пеле). Их обычно считают потомками Хаумеа . Среди братьев и сестер Пеле есть божества различных типов ветра, дождя, огня, форм океанских волн и форм облаков. Считается, что ее домом является костровая яма под названием Халемаумау на вершине кальдеры Килауэа , одного из самых активных вулканов Земли, но ее владения охватывают всю вулканическую активность на Большом острове Гавайи . [8]
Пеле имеет общие черты с другими злобными божествами, населяющими вулканы, как в случае с дьяволом Гуайотой из мифологии гуанчей на Канарских островах , живущим на вулкане Тейде и считающимся аборигенами гуанчей ответственным за извержения вулкана. [9]
Легенда гласит, что сама Пеле отправилась на своем каноэ с острова Таити на Гавайи. Говорят, что во время своего путешествия она пыталась разжечь костры на разных островах, но ее сестра Намака преследовала ее, желая положить ей конец. В конце концов две сестры поссорились друг с другом, и Пеле был убит. После этого ее тело было уничтожено, но ее дух живет в Халемаумау на Килауэа. Они говорят: «Ее тело — это лава и пар, исходящие из вулкана. Она также может менять форму, появляясь в образе белой собаки, старухи или красивой молодой женщины». [10]
Помимо своей роли богини огня и сильной связи с вулканами, Пеле также считается «богиней хулы». [11] Она является важной фигурой в истории хулы благодаря своей сестре Хииаке, которая считается первым человеком, танцующим хулу. [12] В результате большого значения Пеле в хуле, ей и ее семье было посвящено множество танцев и песнопений хула. Поскольку хула посвящена Пеле, танец часто исполняется таким образом, чтобы передать ее яркую индивидуальность и движение вулканов. [13]
Версия изгнания
[ редактировать ]В одной из версий истории Пеле — дочь Канехоалани и Хаумеа в мистической стране Куайхелани, плавучей свободной земле, подобной Фата Моргане . Куайхелани находился в районе Кахики ( Кукулу о Кахики ). Она остается рядом с камином своей матери вместе с хранителем огня Лоно-макуа. Ее старшая сестра На-мака-о-Кахаи , морская богиня , опасается, что амбиции Пеле задушат родину, и прогоняет Пеле. Камохоали везет Пеле на юг на каноэ под названием Хонуа-иа-кеа вместе с ее младшей сестрой Хииакой и ее братьями Камохоали, Кане-мило-хай, Кане-апуа, прибывая на островки над Гавайями. Там на Мокупапапе оставлен Кане-мило-хай, всего лишь риф, чтобы привести его в соответствие с условиями проживания человека. На острове Нихоа, на высоте 800 футов над океаном, Пеле покидает Кане-апуа после своего визита в Лехуа и после коронования венка кау-ноа. Пеле жалеет младшего брата и снова забирает его. Пеле использовал волшебную палочку Пааа, чтобы выбрать новый дом. Группа песнопений рассказывает о преследовании Намакаокахаи, который разрывает Пеле на части. Ее кости, КайвиоПеле, образуют холм на Кахикинуи, а ее дух сбежал на остров Гавайи. [14]
Версия наводнения
[ редактировать ]По другой версии, Пеле родом из страны, которая, как говорят, находится «близко к облакам», с родителями Кане-хоа-лани и Ка-хина-лии, а также братьями Ка-мохо-алии и Кауила-о-ка-лани. От мужа Вахиелоа (также называемого Вахиелоа) у нее есть дочь Лака и сын Менехуне . Пеле-куму-хонуа соблазняет своего мужа, и Пеле отправляется на его поиски. Море льется с ее головы на землю Каналоа (возможно, остров, ныне известный как Кахоолаве ), и ее братья говорят:
О море, великое море!
Вперед рвется море:
Вот, он прорывается на Каналоа!
Море затопляет землю, затем отступает; это наводнение называется Кай а Кахиналии («Море Ка-хина-лии»), поскольку связь Пеле с морем передалась по наследству от ее матери Кахинали. [14] [15] [16]
Пеле и Полиаху
[ редактировать ]Пеле считается соперником гавайской богини снега Полиаху и ее сестер Лилиноэ (богини мелкого дождя), Вайау (богини озера Вайау) и Кахупокане (изготовителя капы, чья деятельность по изготовлению капы создает гром , дождь и молния). Все, кроме Кахупокане, проживают на Мауна-Кеа . живет капа-изготовитель На Хуалалае .
Один миф гласит, что Полиаху приехала из Мауна-Кеа со своими друзьями, чтобы принять участие в гонках на санях по травянистым холмам к югу от Хамакуа . Пеле пришел, переодевшись красивой незнакомкой, и его приветствовал Полиаху. Однако Пеле ревниво разозлился на богиню Мауна-Кеа. Она открыла пещеры Мауна-Кеа и бросила из них огонь в Полиаху, а снежная богиня бежала к вершине. Полиаху наконец смогла схватить свою горящую снежную накидку и бросить ее через гору. Землетрясения сотрясали остров, когда снежный покров разворачивался, пока не достиг огненных фонтанов, охлаждая и затвердевая лаву. Реки лавы были отброшены обратно в Мауна-Лоа и Килауэа . Более поздние сражения также привели к поражению Пеле и подтвердили господство снежных богинь в северной части острова и Пеле в южной части. [17]
Пеле, Хииака и Лохиау
[ редактировать ]В одном из рассказов о мифах о Пеле она изгнана из дома на Таити за создание горячих точек своей старшей сестрой Намакаокахаи , которая также убедила остальную часть своей семьи, что Пеле сожжет их всех. Затем Пеле отправляется на каноэ Хонуайакеа, чтобы найти новый дом вместе со своим братом Камохоалии . Ее мать дала ей яйцо, о котором она должна заботиться, и позже из него вылупляется девочка, которую Пеле называет Хииака-и-ка-поли-о-пеле ( «Хииака в лоне Пеле») или для краткости Хииака. Она ее любимая сестра и призвала ее подружиться с жителями Пуны . Однако, когда Хииака подружился с девушкой по имени Хопоэ, Пеле стал завидовать их дружбе. Пеле увидел во сне Лохиау, вождя Кауаи , который послал Хииаку привести его к ней через сорок дней, иначе она накажет их. Когда Хииака ищет Лохиау, она обнаруживает, что он мертв, но призывает силу богини волшебства Ули, чтобы оживить его. [18] Пока Хииака находится в своем путешествии, Пеле теряет терпение и посылает поток лавы в дом Хопоэ до истечения сорока дней. Когда Хииака возвращается на Гавайи с Лохиау, она увидела Хопо, покрытого камнем, и знала, что за этим стоит Пеле. Хииака злобно обнял Лохиау в глазах Пеле, что еще больше разозлило Пеле, который затем также покрыл Лохиау лавой. Сестры увидели, что их гнев привел к смерти двух людей, которые значили для них больше всего, поэтому Пеле извиняющимся тоном вернул Лохиау к жизни и позволил ему решить, кого он выберет. К несчастью для Пеле, Лохиау в конечном итоге выбрал Хииаку, но Пеле благословил их обоих. [19]
В другой версии мифа Пеле слышит бой барабанов и пение, доносящиеся с Кауаи, пока она спит, и путешествует туда в своей духовной форме. Она маскируется под красивую молодую женщину и таким образом встречает Лохиау. После трех дней совместных занятий любовью Пеле возвращается на Гавайи, а Лохиау умирает от разбитого сердца. [20]
Новое время
[ редактировать ]Вера в Пеле сохранилась и после того, как старая религия была официально отменена в 1819 году. Летом 1823 года английский миссионер Уильям Эллис совершил поездку по острову, чтобы определить места для миссионерских станций. [21] : 236 После долгого путешествия к вулкану Килауэа с небольшим количеством еды Эллис с жадностью ел дикие ягоды, которые он нашел там. [21] : 128 Ягоды растения Охело ( Vaccinium reticulatum ) считаются священными для Пеле. Традиционно перед употреблением ягод всегда возносились молитвы и подношения Пеле. Кратер вулкана представлял собой активное лавовое озеро, что, как опасались туземцы, было признаком того, что Пеле не доволен нарушением. [21] : 143 Хотя резные изделия из дерева и храмы с соломенными крышами легко разрушались, вулкан был природным памятником богине.

В декабре 1824 года Верховный вождь Капиолани спустилась в Халемаумау после прочтения Пеле христианской молитвы вместо традиционной гавайской. Как и было предсказано, она выжила, и миссионеры часто рассказывали эту историю, чтобы показать превосходство своей веры. [22] Альфред, лорд Теннисон (1809–1892) написал стихотворение об этом инциденте в 1892 году. [23]
Городская легенда гласит, что сама Пеле время от времени предупреждает местных жителей о предстоящих извержениях. Говорят, что Пеле , появляющийся в образе красивой молодой женщины или пожилой женщины с седыми волосами, иногда в сопровождении маленькой белой собаки и всегда одетый в красное муумуу , ходит по дорогам возле Килауэа, но исчезает, если прохожие проходят мимо. остановитесь, чтобы помочь ей, как в случае с Воскресшей Марией или легендой об исчезающем автостопщике . Тогда прохожий обязан предупредить других или потерпеть неудачу при следующем извержении. Другая легенда, «Проклятие Пеле» , гласит, что гнев Пеле обрушится на любого, кто унесет предметы с ее острова. возвращают по почте в Службу национальных парков Ежегодно туристы, ищущие прощения у Пеле, многочисленные мелкие предметы природы. Считается, что «Проклятие Пеле» было изобретено в середине 20-го века для предотвращения набегов туристов. [24]
Когда бизнесмен Джордж Ликург с 1904 по 1921 год управлял отелем на окраине Килауэа, который назывался « Дом Вулкана» , он часто «молился» Пеле ради туристов. Чиновники парка не одобряли его практику бросания в кратер таких предметов, как бутылки из-под джина (после того, как они выпили их содержимое). [25]
Уильям Хайд Райс включил 11-страничное изложение легенд о Пеле в свой сборник гавайских легенд 1923 года, переиздание которого доступно в Интернете в Музея Бернис П. Бишоп . разделе специальных публикаций [26]
В 2003 году Центр искусств Вулкана начала 20 века, провел специальный конкурс на картины Пеле взамен картины Д. Говарда Хичкока выставленной в центре посетителей Национального парка Гавайских вулканов . Существующий портрет женщины, похожей на блондинку европеоидной расы в образе гавайской богини, подвергся критике со стороны многих коренных гавайцев. [27] Было представлено более 140 картин, а финалисты были выставлены на площадках парка. [28] Победителем конкурса стал художник Артур Джонсен из Пуны . [29] В этой версии богиня изображена в оттенках красного, с посохом-копателем Паоа в левой руке и эмбриональной формой ее сестры-богини Хииаки в правой руке. [30] Сейчас картина выставлена в Центре для посетителей Килауэа. [31]
Религиозная группа Love Has Won ненадолго переехала на Гавайи и вызвала бурные протесты местных жителей после того, как заявила, что их основательницей Эми Карлсон была Пеле. [32]
Пеле входит в число богов и богинь, изображенных в «Зачарованной комнате Тики» Уолта Диснея в парках Диснея . Ее озвучивает Джинни Тайлер .
Родственники
[ редактировать ]Другие известные родственники Пеле:
- Ай-Канака, друг [18]
- Аху-и-маиа-па-каналоа, брат, имя переводится как «банановая связка с поля Каналоа». [18]
- Хаумеа (мифология) , мать Пеле
- Хииака или Хииака-и-ка-пуа-эна-ена, сестра, дух танца, создательница леев, целительница. [18]
- Хина-алии , мать и принимает разные формы
- Камайау, бог войны, родственник Пеле и Хииаки. [18]
- Ка-мохо-алии , бог-акула и хранитель воды жизни.
- Кане-апуа, младший брат полубога [18]
- Камапуаа , купуа, меняющий форму , и повторяющаяся фигура в гавайском фольклоре, иногда описываемая как супруга Пеле.
- Кане-Хекили , дух грома (горбун)
- Кане-хоа-лани , отец и дивизия с огнем
- Ка'Охело , смертная сестра
- Капо , богиня плодородия
- Ка-похо-и-кахи-ола , дух взрывов
- Ке-о-ахи-кама-кауа , дух фонтанов лавы (горбун)
- Ке-уа-а-ке-по , дух дождя и огня
- Намака появилась как морская богиня или водный дух в цикле Пеле, сестра Пеле.
- Тама-эху, брат, бог саламандр и огня на таитянском языке. [18]
- Улупока , враг из полинезийской мифологии
- Вахиелоа, муж, от которого она родила сыновей Лаку и Менехуне. [18]
песнопения
[ редактировать ] Жена Пеле находится в Кахики | Пеле активен на Таити |
— [33] |
Я родом из Луа, из Килауэа, | Из кратера я пришел, из Килауэа, |
— [33] |
Оба приведенных выше песнопения были исполнены в Халемаумау, где, как говорят, в настоящее время проживает Пеле.
Другие данные
[ редактировать ]Пеле имеет общие черты с другими зловредными божествами, населяющими вулканы, как в случае с дьяволом Гуайотой из мифологии гуанчей на Канарских островах ( Испания ), живущим на вулкане Тейде и считавшимся аборигенами гуанчей ответственным за извержения вулкана. [34]
В геологии
[ редактировать ]
В ее честь были названы несколько явлений, связанных с вулканизмом, в том числе волосы Пеле , слезы Пеле и Лиму о Пеле (водоросли Пеле). Вулкан на Юпитера спутнике Ио также носит имя Пеле . [35]
Мифы о Пеле кодируют датируемые природные события. [36] : 22 Хронология путешествия Пеле соответствует геологическому возрасту Гавайских островов. [5] : 19
В 2006 году один вулканолог предположил, что битва между Пеле и Хииакой была вдохновлена геологическими событиями около 1500 года нашей эры. [5] : 49
См. также
[ редактировать ]- Картина Пеле
- Тиитии , бог огня в самоанской мифологии .
- Мауика , богиня огня в мифологии маори .
- Руумоко , бог землетрясений , вулканов и времен года в мифологии маори .
- Вулкан , древнеримский бог огня
- Аганджу , бог вулканов в религии Лукуми/Сантерия.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ 'Иолана, Патрисия (2006). «ТуТу Пеле: Живая богиня вулканов Гавайев» . Священная история .
- ^ Х. Арло Ниммо (2011). Пеле, богиня вулканов Гавайев: история . МакФарланд. п. 208. ИСБН 978-0-7864-6347-3 .
- ^ Вонг, Алия (11 мая 2018 г.). «Хватка мадам Пеле на Гавайях» . Атлантика . Проверено 11 мая 2018 г.
- ^ «Пеле - богиня огня» . Архивировано 26 марта 2017 г. в Wayback Machine . Coffee Times, получено 8 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Ниммо, Х. Арло (14 октября 2011 г.). Пеле, богиня вулканов Гавайев: история . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-8653-3 .
- ^ Дональд А. Суонсон, «Гавайская устная традиция описывает 400 лет вулканической активности в Килауэа», Journal of Volcanology and Geothermal 176 (2008): 427-431. http://pages.mtu.edu/~raman/papers2/SwansonKilaueaMythsJVGR08.pdf . Проверено 6 апреля 2018 г.
- ^ Марта Уоррен Беквит, Гавайская мифология (Гонолулу: Гавайский университет Press, 1970).
- ^ Уильям Вестервельт (1999). Гавайские легенды о вулканах . Mutual Publishing, первоначально опубликованный в 1916 году издательством Ellis Press.
- ^ Этнография и анналы завоевания Канарских островов.
- ^ "Кто такая богиня Пеле и как она связана с происхождением Гавайских островов?" Веб-сайт системы Университета штата Орегон, http://volcano.oregonstate.edu/who-goddess-pele-and-how-she-related-origin-hawaiian-islands . Архивировано 21 апреля 2021 г. в Wayback Machine , н/д, получено 9 апреля 2018 г.
- ^ Х. Арло Ниммо. «Пеле, древняя богиня современных Гавайев», Pacific Studies vol. 9, нет. 2 (1986): 158-159. http://contentdm.lib.byu.edu/cdm/compoundobject/collection/PacificStudies/id/1232/rec/18 . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Х. Арло Ниммо. «Пеле, древняя богиня современных Гавайев», Pacific Studies vol. 9, нет. 2 (1986): 158-159. http://contentdm.lib.byu.edu/cdm/compoundobject/collection/PacificStudies/id/1232/rec/18 . Проверено 6 апреля 2018 г.
- ^ «База данных древних типов хула», Общество охраны хулы. Проверено 6 апреля 2018 г. http://www.hulapreservation.org/hulatype.asp?ID=18. Архивировано 11 апреля 2021 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Марта Уоррен Беквит (1940). Гавайская мифология . Забытые книги. ISBN 978-1-60506-957-9 .
- ^ name="ФСтС"> Николсон, Генри Уолли (1881). От меча к доле; Или удача за пять лет на Гавайях . Лондон, Англия: WH Allen and Co., стр. 39 .
Вот, он прорывается на Каналоа!.
- ^ «Пеле и потоп», Access Genealogy, Гавайские народные сказки, Сборник местных легенд [1] , 1907 г., дата обращения 24 октября 2012 г.
- ^ WD Вестервельт, Гавайские легенды о вулканах . Бостон, GH Ellis Press, 1916.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шремпп, Грегори; Крейг, Роберт Д. (1991). «Словарь полинезийской мифологии». Журнал американского фольклора . 104 (412): 231. дои : 10.2307/541247 . ISSN 0021-8715 . JSTOR 541247 .
- ^ Варес, Дитрих (1991). Пеле, богиня огня . Издательство Музея епископа. ISBN 0930897528 . OCLC 25687609 .
- ^ Андраде, Карлос. Хаэна: глазами предков . ISBN 9780824868826 . OCLC 986668949 .
- ^ Jump up to: а б с Уильям Эллис (1823 г.). Журнал путешествия по Гавайям, самому большому из Сандвичевых островов . Крокер и Брюстер, Нью-Йорк, переиздано в 2004 г., Mutual Publishing, Гонолулу. ISBN 1-56647-605-4 .
- ^ Пенроуз К. Моррис (1920). «Капиолани» . Все о Гавайях: ежегодный и стандартный путеводитель Thrum по Гавайям . Томас Г. Трам, Гонолулу: 40–53.
- ^ Альфред Лорд Теннисон (1899). Халлам Теннисон (ред.). Жизнь и творчество Альфреда Лорда Теннисона . Том. 8. Макмиллан. стр. 261–263. ISBN 0-665-79092-9 .
- ^ Тележка, Джули; Таймс, Лос-Анджелес (17 мая 2001 г.). «Горячие скалы Гавайев обвиняются туристами в несчастье / Богиня сказала, что проклянет тех, кто отберет кусок ее острова» . СФГейт . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ «Дом Вулкана» . Заметки о природе Гавайских островов . 5 (2). Служба национальных парков . 1953.
- ^ Уильям Хайд Райс, предисловие Эдит Дж. К. Райс (1923). «Гавайские легенды» (PDF) . Бюллетень 3 . Музей Бернис П. Бишоп , Гонолулу . Проверено 8 января 2010 г.
- ^ Род Томпсон (13 июля 2003 г.). «Визуализация Пеле: художники собирают краски и холст, чтобы быть выбранными портретистами Пеле» . Гонолулу Стар-Бюллетень . Проверено 8 января 2010 г.
- ^ «Видения Пеле, гавайского вулканического божества» (PDF) . Пресс-релиз на сайте галереи Volcano Art Center . Август 2003 г. Архивировано из оригинала (PDF) 5 декабря 2010 г. Проверено 8 января 2010 г.
- ^ «Свежее лицо в парке вулканов» . Рекламодатель Гонолулу . 16 августа 2003 года . Проверено 28 августа 2018 г.
- ^ Ниммо, Х. Арло (2011). Пеле, богиня вулканов Гавайев: история . МакФарланд . п. 170. ИСБН 9780786486533 .
- ^ «Артур Джонсен: Художник» . Веб-сайт галереи Артура Джонсена . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ Сэм Табачник (11 сентября 2020 г.). « Культовая» духовная группа из Колорадо во время пребывания на Гавайях встретила жестокие протесты» . Денвер Пост . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Хуманавануи, дядя (2014). Голоса огня: переплетение литературных леев Пеле и Хииаки . ISBN 9780816679225 . OCLC 913842694 .
- ^ Этнография и анналы завоевания Канарских островов.
- ^ Радебо, Дж.; и др. (2004). «Наблюдения и температуры Пеле Патера Ио по изображениям космических аппаратов Кассини и Галилео». Икар . 169 (1): 65–79. Бибкод : 2004Icar..169...65R . дои : 10.1016/j.icarus.2003.10.019 .
- ^ Пиккарди, Луиджи; Масс, В. Брюс (2007). Миф и геология . Геологическое общество Лондона. ISBN 978-1-86239-216-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]