Удивительный
В религии гавайской Хииака — дочь Хаумеа и Кейна .
Хиакаикаполиопеле — гавайская богиня-покровительница танцоров хула, пения, колдовства и медицины. Хииака родилась на Таити и привезена своей сестрой на Гавайи Пелехонуамеа , также известна как богиня хула. Она сыграла значительную роль в истории Лохиау, где отправилась в опасное путешествие, чтобы доставить его к Пеле. В ходе своих поисков Хииака обнаружила в себе способности целительницы земли, делая ее плодородной и вызывая рост. Она также победила множество монстров и столкнулась с различными испытаниями с помощью товарищей и подарков Пеле. В конце концов, после того, как Пеле уничтожил священный лес и возлюбленную Хииаки, Лохиау получил выбор, с кем быть, что привело к появлению разных версий завершения легенды. У Хииаки было несколько сестер, и вместе они представляли различные аспекты природы и жизни на Гавайях.
Атрибуты и история
[ редактировать ]Хииака — богиня-покровительница танцоров хула , пения, колдовства и медицины. [ 1 ] [ 2 ] Совы — ее посланники и священны для нее. Зачатая на Таити , Хииака была перевезена в виде яйца на Гавайи своей сестрой Пеле , которая всегда держала яйцо при себе, чтобы инкубировать его. Таким образом, имя «Хиака» означает «несённое яйцо», поскольку «хии» означает держать или носить на руках (в детстве), а «ака» означает «эмбрион». Полное имя Хииаки, Хииака-и-ка-поли-о-Пеле, также относится к этой истории, поскольку переводится как «Хииака на лоне Пеле». Ее семейная линия называется Хииака, и они берут на себя задачу нести облака, обеспечивая дождь, гром и молнии, которые по-разному производятся штормами и вулканами Пеле. [ 3 ] Хииака жила в священной для нее роще лехуа , где она проводила дни, танцуя с лесными духами. Хииака — любимая и самая преданная сестра Пеле, хотя у них тоже есть свои разногласия. Хииака был первым богом семьи Пеле, родившимся на Гавайях.

Богиня Хула и важность традиций
[ редактировать ]Хииака была первой, кто танцевал хулу после того, как ее старшая сестра Пеле попросила ее сделать это. Поэтому Хииака известна как богиня хулы , наряду с Лакой и Капо (другими сестрами Пеле). В хула халау ( школах) проводятся церемонии в честь этих богинь. [ 5 ]
Оли кахеа - это песнопения с просьбой разрешить войти в какое-либо место (например, в чей-то дом или на церемонию). Эти песнопения также используются, когда просят кого-то умного, например учителя, поделиться своими знаниями. Оли кахеа используются для того, чтобы попросить разрешения войти в лес, поскольку многие леса считаются домами богов. В хула халау ( хаумана оли и меле кахеа ) поют ученики , которые используют их, чтобы попросить своих куму (учителей) разрешить им войти в халау . Воспевая оли кахеа , гавайцев учат быть смиренными и иметь хорошее ано (правильный дух и намерения). [ 6 ]
Важность меле кахеа и ответственность тех, кто получает меле кахеа, видны в разных частях поисков Хииаки на Лохиау. Например, когда вождь Мауи отказал Хииаке в гостеприимстве после того, как она попросила разрешения войти в его дом через свою меле кахеа , Хииака наказал его. Когда вождь спал, Хииака поймал его дух после того, как он покинул его тело, и убил его, тем самым убив его самого. Поэтому гавайцев учат, что участие как в дающей, так и в принимающей части оли (песен) требует уважения и внимательности к нашим действиям. [ 6 ]
Скучный
[ редактировать ]В самой известной истории Пеле однажды погрузилась в глубокий сон и оставила свое тело блуждать, и ее соблазнил звук хула-барабана в сопровождении чудесного голоса. В «Эпосе о Хииакаикаполиопеле» говорится, что Пеле не случайно услышал звуки барабанов и голоса. Вместо этого в этой версии говорится, что Каникави и Каникава (боги Лохиау и его народ) хотели, чтобы Пеле специально услышал Лохиау, а затем стал его женой. [ 7 ] Духовно она появилась на фестивале на Кауаи (в большинстве версий легенды; в другом варианте она физически посетила Кауаи, когда сначала искала дом). [ 8 ] где она влюбилась в певца, молодого вождя по имени Лохиау. Хииака присматривал за ней, и через девять дней она забеспокоилась и спела заклинание, чтобы вернуть Пеле. [ 9 ] По ее возвращению Пеле тосковал по Лохиау и решил послать гонца, чтобы тот привел его к ней. Хииака вызвался отправиться в опасное путешествие при условии, что Пеле будет защищать свою священную рощу деревьев Лехуа и своего возлюбленного Хопоэ (что означает «окруженный, как леями или любящими руками»).
Пеле согласился на просьбу Хииаки, но настоял на том, чтобы она вернулась с Лохиау в течение 40 дней. Она также посоветовала Хииаке не влюбляться в Лохиау и даже не обнимать его.
Подарки/Инструменты
[ редактировать ]Прежде чем Хииака отправилась на поиски, Пеле подарил ей три инструмента, которые помогут ей справиться с испытаниями на протяжении всего путешествия. Первым даром был Авихикалани (критический взгляд), который помогал ей предсказывать будущие встречи, с которыми ей придется столкнуться, общаться с духами и даровал ей способность обладать сверхъестественными знаниями. Второй дар назывался Ка лима икаика о Килауэа («сильная рука» Килауэа), чтобы помочь ей победить своих противников в битве с помощью сверхсилы. Последним подарком была Пау уила (юбка-молния). Эта юбка обладала разными способностями, которые помогали ей в ее путешествии. Эта юбка также имела чрезвычайную важность, поскольку это женская одежда, демонстрирующая значение сверхъестественных женщин на Гавайях, не находящихся под властью богов-мужчин. [ 10 ]
Компаньоны
[ редактировать ]Пауопапалалай (Юбка из папоротника) была верной служанкой семьи Пеле так долго, что стала подобна духу. Поэтому ей доверили быть попутчиком Хииаки в путешествии. После того, как эти двое покинули Килауэа , они встретили очень набожную и набожную женщину по имени Вахине Омао (Зеленая женщина), которая присоединилась к ним в путешествии после того, как она сделала свои подношения Пеле . [ 11 ] Вахине Омао была полубогиней. Она была единственной спутницей Хииаки, которая прошла с ней все путешествие. [ 12 ]
Путешествие/Битвы при Хииаке
[ редактировать ]Путешествие Хииаки было наполнено множеством приключений, таких как дуэли с купуа (демонами) островных лесов.
Когда путешественники прибыли в Пуна ма Кай, они встретили великолепную принцессу по имени Папулеху. Она подарила им красные лехуа и мэйле леи (гирлянду) . Это растения, которыми славится Пуна. Она была добра и милостива, однако не была набожна и не уделяла времени молитвам. Поэтому она не выдержала первого сражения пути. Поскольку она не молилась, у нее не было духовного зрения во время битвы с мо Панаевой, которым она была съедена. [ 11 ] Панаева могла принимать разные формы, такие как кино-оху (туман), кино-ау-ава (резкий дождь) и кукуи (свечное ореховое дерево). Хииака победил Панаеву, заперев ее и ее последователей в зарослях виноградных лоз. Многие другие моо, а также другие монстры потерпели поражение, путешествуя по Гавайям. Им также помогали боги войны (по имени Кулилиаукауа и Кекакои), а также воздуходувки из раковин (по имени Камайау, Кахинихини и Мапу). [ 12 ]
Проезжая через Мауи , Хииака и Вахине Омао лишены гостеприимства со стороны вождя Олепау в долине Иао. Хииака наказал его смертью, поймав его вторую душу (после того, как она покинула его тело и бродила, пока он спал). Она ударила его телом о Пахалеле, скале возле Вайхеэ.
Хииака и Вахине Омао направились в сторону Оаху, миновав чрезвычайно ветреную сторону Молокаи , называемую Каунакакай. Женщины столкнулись с племенем моо, которое причиняло опустошение местным женщинам, забирая их мужей. Поэтому Хииака и Вахине Омао изгнали племя мо. Они также победили Кикипуа, женщину мо'о, которая съедала путников, обманывая их, утверждая, что ее язык — это мост. После того, как она потерпела поражение, Хииака использовала свой пау как мост к Оаху для безопасного перехода.
Хииака проявила уважение к своим сверхъестественным родственникам, скалам Мака-пуу и Малей, когда они прибыли на скалистой склон Оаху через оли (песни). На Оаху она также разгромила Моколи, злого мо'о, в Куалоа. Когда они прибыли в мыс Каэна, Хииака умоляла Скалу Кауаи прислать ей каноэ, чтобы она доплыла до Кауаи . Скала Кауаи восходит к Мауи (мифология) , когда ее оставили в море после того, как у него порвалась леска. Просьба Хииаки была удовлетворена, и она прибыла на Кауаи в Хаэну, чтобы наконец достичь Лохиау.
Когда наконец Хииака добралась до Кауаи, она обнаружила, что молодой вождь умер от тоски по Пеле. Она смогла оживить его пением и молитвой, но не смогла вернуться к Пеле в течение 40 дней. Пеле, опасаясь, что Хииака предала ее и оставила красивого вождя себе, пришла в ярость и не только уничтожила священный лес Хииаки Лехуа, но и убила Хопоэ, превратив ее в камень.
Когда Хииака вернулась, увидев, что ее возлюбленный мертв, а ее лес разорен, она отомстила Пеле и обняла Лохиау. В отместку Пеле обрушил на пару волны лавы. Хииака не пострадал, но Лохиау был убит лавой. И снова Хииака оживил его, таким образом дважды вернув его к жизни. [ 13 ]
Пеле, сожалея о своих действиях по отношению к лесу и возлюбленной Хииаки, решила позволить Лохиау выбрать, с кем он хочет быть. В некоторых версиях легенды говорится, что Лохиау предпочел Хииаку Пеле и вернулся с ней на Кауаи. Другие говорят, что он решил остаться с ними обоими. Третьи говорят, что он отступил на Кауаи в одиночку.
На образовательном гавайском веб-сайте Living Hawaiian Culture Kumukahi говорится: «Во время этого долгого и опасного путешествия Хииака осознает свои силы богини. Она целительница земли. Пеле создает новую землю, а Хииака следует за ней, исцеляя землю, делая ее плодородный и заставляющий все расти». [ 14 ]
Красивые сестры
[ редактировать ]Было «двенадцать» или «сорок сестер», [ 15 ] все дочери Хаумеа. [Слово /hiʻi-aka/ имеет значение «эмбрион», [ 16 ] и представляет собой соединение /hiʻi/ «держать или носить на руках (слово, ребенок)» и /aka/ «эмбрион в момент зачатия»; осторожно'.]
Красавица в красном цветке
[ редактировать ]Среди одной из сестер была Хииака-и-ка-пуа-энаэна: «Кожа любого человека, которым она владела, покраснела. Она была также известна как Куку-эна-и-ке-ахи-хоомау-хонуа (горячая в вечном земном огне). , и в этом обличье она была... проводником путников, заблудившихся в пустыне и исчезнувших, когда они нашли свой путь. Ее также называли. Hi'iaka-i-ka-puaaneane (Хииака в глубокой старости Букв ., Хииака в дымящейся жаре). [ 17 ]
Красивый до блеска Пеле
[ редактировать ]В их число также входила Хииака-и-ка-поли-о-Пеле: «Одной из ее форм был кружевной папоротник палаа … одно из первых растений, выросших на новой лаве… Она ввела в пищу рыбу с головы к хвосту... Букв ., Хииака на лоне Пеле». [ 18 ]
Победа над монстрами
[ редактировать ]Путешествие души в «глубоком сне, во время которого дух покидает тело»: [ 19 ] - «Хииака сражается и побеждает множество… монстров.
- Женщина мо`о Панаева, преграждающая ей путь сначала в виде тумана (кино-оху), затем резкого дождя (кино-ау-ава), затем свечного ореха (кукуи) дерева, она запутывает... виноградной лозы....
- Два мо'о, Киха и Пуаа-лоа (Длинный боров), попадают в поток лавы...
- Акулу в устье долины Вайпио, которая хватает пловцов, пересекающих залив, встречают и убивают.
- Моолау, вождю прыгающих мо'о (махики) в стране Махики-ваэна, бросают вызов...
- Два месяца, Пили и Нохо, которые заставляют путешественников платить за проезд по мосту через реку Вайлуку, разорваны челюсть в челюсть, и путь открыт для свободного движения».
Шаманский захват душ
[ редактировать ]- «Отказавшись от гостеприимства в доме вождя Олепау [или Каулахеа] в долине Иао, Хииака мстит за оскорбление, ловя свою вторую душу, когда она порхает, пока он спит, и разбивая ее о скалу Палахеле недалеко от Вайхеэ». [ 20 ]
- «Пелеула — известная макаула или провидица, но Хииака одерживает над ней верх. Вайхинано, дерзкая волшебница, бросающая ей вызов на Мауи, была воспитана Капо и Пуа, но Хииака ловит и разбивает до смерти душу вождя Мауи, ради чего они оба утверждают... Пеле отдает Хииаку Паоа в жены, и он возвращается с ней на Кауаи». [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- «Лило и Стич 2» , частично основанный на истории Хииаки.
- Хииака , спутник планеты Хаумеа , карликовая планета, названная в честь матери Хииаки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Легенды и мифы Гавайев, Дэвид Калакауа, 1888.
- ^ Мифы и легенды Гавайев, WD Westervelt, 2005.
- ^ Гавайские легенды о вулканах, Уильям Д. Вестервельт, 1916.
- ^ «Конец Хииаки» . www.hawaiiannativeplants.com . Проверено 8 мая 2024 г.
- ^ Ниммо, Гарри Арло. «Культ Пеле на традиционных Гавайях» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 20 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Типы Меле, используемые как Оли | 'Ōlelo» . apps.ksbe.edu . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 7 апреля 2019 г.
- ^ Вдохновляюще. (2013). Эпическая история Хииакаикаполиопеле . Авайаулу Пр. ISBN 978-0988262911 . OCLC 850856673 .
- ^ «Часть вторая: Дети богов XI: Миф о Пеле» с сайта Sacred-Texts.com
- ^ Гавайские легенды о вулканах, Уильям Д. Вестервельт, 1916.
- ^ Терпение, Ку'уалоха (01 мая 2014 г.). Голоса Огня . Университет Миннесоты Пресс. дои : 10.5749/Миннесота/9780816679218.001.0001 . ISBN 9780816679218 .
- ^ Jump up to: а б «Ка Хуакай о Хииака - Путешествие Хииаки» . Путешествие на Гавайи . 04.08.2016 . Проверено 7 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Беквит, Марта Уоррен, 1871–1959. (2008). Гавайская мифология . БиблиоБазар. ISBN 9780559118623 . OCLC 501998421 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Глен Грант 1999.
- ^ «Кумукахи | Исследуй» . www.kumukahi.org . Проверено 7 апреля 2019 г.
- ^ Уильям Д. Вестервельт: Гавайские легенды о вулканах . 1916. с. 69
- ^ Мэри Кавена Пукуи и Сэмюэл Х. Элберт: Гавайский словарь . У Пр ХИ, Гонолулу, 1971. с.64а, св "Хии-ака"
- ^ Мэри Кавена Пукуи и Сэмюэл Х. Элберт: Гавайский словарь . U Pr of HI, Гонолулу, 1971. с. 383б
- ^ Мэри Кавена Пукуи и Сэмюэл Х. Элберт: Гавайский словарь . U Pr of HI, Гонолулу, 1971. с. 383а
- ^ Марта Беквит: Гавайская мифология . Йельский университет, 1940. с. 173
- ^ Марта Беквит: Гавайская мифология . Йельский университет, 1940. с. 174
- ^ Марта Беквит: Гавайская мифология . Йельский университет, 1940. с. 184