Jump to content

Деви Шри

Деви Шри

ꦢꦺꦮꦶꦱꦿꦶ

ᬤᬾᬯᬶᬲ᭄ᬭᬶ

ᮑᮄ ᮕᮧᮠᮎᮤ ᮞᮀᮠᮡᮀ ᮃᮞᮢᮤ
Богиня риса
Изображение Деви Шри в бронзовом искусстве Центральной Яваны 9-го века, коллекция музея Сонобудойо.
Принадлежность Фосоп , Инари , Церера
Обитель Рисовое поле
Символ Рис
Пол Женский
Область Ява , Бали , Ломбок , Сулавеси

Деви Шри или Шридеви ( яванский : ꦢꦺꦮꦶꦱꦿꦶ, балийский : ᬤᬾᬯᬶᬲ᭄ᬭᬶ, Деви Шри , сунданская : ᮑᮄ ᮕᮧᮠᮤᮠᮠᮠᮠᮠᮠ ᮞᮢ ᮤ , Nyai Pohaci Sanghyang Asri ) — яванская , сунданский и балийская индуистская богиня риса . и плодородия , до сих пор широко почитаемая на островах Ява , Бали и Ломбок , Индонезия . [ 1 ] Ее часто связывают или приравнивают к индуистской богине Лакшми , шакти (супруга) Вишну . [ 2 ]

История и происхождение

[ редактировать ]

Культ в первобытной богини риса берет свое начало в доисторическом одомашнивании , развитии и распространении выращивания риса Азии, возможно, принесенном австроазиатским или австронезийским населением, которое в конце концов мигрировало и поселилось на архипелаге. Похожие, но немного разные мифологии о рисовых духах и рисовых божествах широко распространены среди индонезийских этнических групп , а также в соседних странах, например, в Таиланде и Камбодже.

Древняя статуя Деви Шри

Имя «Шри» произошло от санскрита ( श्री ), что означает богатство, процветание, здоровье, красоту, удачу, а также другое имя индуистской богини Лакшми . [ 3 ]

Денис Ломбард в своей книге «Яванский карфур». В «Очерке глобальной истории» утверждается, что мифологический персонаж Деви Шри произошел из Индии. [ 4 ] В индуизме богиня Шри известна как Лакшми , Шакти или супруга Вишну . Однако культ богини риса на Индонезийском архипелаге, связанный с Деви Шри, получил широкое распространение даже в районах, не подвергавшихся индийскому влиянию .

Однако Тити Сурти Настити, исследователь Pusat Penelitian Arkeologi Nasional , предполагает, что культ богини риса имеет более древнее происхождение: богине риса поклонялись с доисторического периода, предшествовавшего индуистско-буддийскому влиянию на архипелаге. Несколько статуй из камня и бронзы, идентифицированных как «Деви Шри» (богиня Шри), были найдены в Индонезии, а точнее на древней Яве. При рассмотрении мудры (положений рук) и лакшаны (атрибутов) статуи индонезийская иконография Деви Шри отличается от мурти богини Шри Лакшми, найденного в Индии. В Индии Лакшми часто изображают держащей падму в руках (красный лотос). Изображение Деви Шри в Индонезии всегда считалось богиней риса. Практика почитания богини риса или богини плодородия существовала еще до того, как на архипелаг оказали индуистско-буддийское влияние. [ 5 ]

Поэтому сиплин (скульптор или статуэтка) древней Явы часто изображал богиню Шри как богиню риса. Сиплин на древней Яве имеет другое представление о богине Шри как о шакти Вишну. Изображение богини Шри неотделимо от представления о ней как о богине риса, которой поклонялись с доисторического периода. Поэтому у Деви Шри есть отличительный атрибут, который изображает это: ее левая рука держит веточку риса . В индонезийском обществе почитание богини риса очень тесно связано с культом плодородия и его важной ролью в сельском хозяйстве. [ 5 ]

Региональные варианты

[ редактировать ]
Изображение Деви Шри в искусстве Центральной Явы.

Мифология Деви Шри является родной для Явы, среди яванского и сунданского населения, а также связана с индуизмом на архипелаге еще с первого века. Ее приравнивали к индуистской богине Шри Лакшми и часто считали воплощением или одним из ее проявлений. Богиня также связана с богатством и процветанием. [ 2 ]

На Яве старейшим яванским манускриптом, в котором упоминается легенда о Деви Шри, является Танту Пагеларан . Танту Пангеларан — яванское литературное произведение на средневековом яванском языке, который является переходным языком между древним яванским и современным яванским языком . Предполагается, что оно было написано в эпоху Маджапахита , примерно в 15 веке. [ 4 ]

На Западной Яве Деви Шри известен как Ньяи Похачи Сангхьянг Асри. Суданские рукописи, в которых упоминаются легенды о Ньяи Похачи, среди прочих, - это Вавакан ​​Похачи , Карийос Саваргалока , Вавакан ​​Сангхьянг Шри , Вавакан ​​Пухачи Дандаянг , Вавакан ​​Деви Шри и Вавакан ​​Суланджана . [ 4 ]

Тем временем на Центральной Яве одна из легенд, связанных с Деви Шри, — это Шри Седана. На острове Мадура фигура Деви Шри идентифицирована как Ратна Думила. На Бали Деви Шри также известен как Шри Садхана, Рамбут Садхана, Деви Дану или Дева Аю Маник Галих. На Северной Суматре мифологическая фигура Деви Шри появляется в истории Дару Даянга. [ 4 ]

У бугинцев Южного Сулавеси есть миф о Сангинг Серри. написано в древних рукописях Сурека Галиго . [ 6 ] Основная тема истории Сангианга Серри на самом деле почти такая же, как история Деви Шри на Яве. Как и в Энде , история Деви Шри присутствует в истории Боби и Номби. Деви Шри также известна как Ине Паре или Ине Мбу. Существует также история, в которой упоминается Деви Шри на острове Кей , Малуку , через историю о молодом человеке по имени Летвир. Считается, что за созданием этой истории стоит яванское и балийское влияние, поскольку рис и рис не являются основной пищей народа Кей. [ 4 ]

Атрибуты и легенды

[ редактировать ]
Яванская пряжка для ремня со змеиным орнаментом под названием Тиманг Улар-улар . Змеи могут быть связаны с Ньи Похачи или Деви Шри, богиней плодородия.

Считается, что Деви Шри властвует над рисом, основным продуктом питания индонезийцев; отсюда жизнь и богатство или процветание ; [ 2 ] особенно излишки риса для богатства королевств на Яве, таких как Сунда , Маджапахит и Матарам ; и их обратные стороны: нищета , голод , голод , болезни (в определенной степени). Ее часто ассоциируют с рисовой змеей ( улар савах ). [ 7 ]

Мифология

[ редактировать ]

Большинство историй о Деви Шри связаны с мифическим происхождением риса , основного продукта питания в этом регионе. Примеры этого можно найти в « Вавакан ​​Суланджана »: [ 8 ] [ 9 ]

Однажды на небесах Батара Гуру (который в древнем яванском индуизме ассоциировался с Шивой ), высший бог повелел всем богам и богиням пожертвовать свою силу, чтобы построить новый дворец. Любой, кто не подчинится этой заповеди, будет считаться ленивым и потеряет руки и ноги. Услышав повеление Батара Гуру, один из богов, Антабога (Ананта Бога), бог нагов , очень встревожился. У него не было рук и ног, и он не был уверен, как сможет выполнить эту работу. Анта имел форму змеи и не мог работать. Он обратился за советом к Батаре Нараде, младшему брату Батара Гуру. Но, к сожалению, Нараду тоже смутило невезение Анты. Анта очень расстроилась и заплакала.

Пока он плакал, на землю упали три слезы. Чудесным образом, коснувшись земли, слезинки превратились в три прекрасных сияющих яйца, похожих на драгоценные камни или жемчуг . Батара Нарада посоветовал ему предложить эти «драгоценности» Батара Гуру, надеясь, что подарок умилостивит его и он вынесет справедливое суждение, принимая во внимание инвалидность Анты.

С тремя яйцами во рту Анта отправился во дворец Батара Гуру. По дороге к нему подошел орел и задал ему вопрос. Анта молчал и не мог ответить, так как держал яйца во рту. Из-за его кажущегося нежелания отвечать птица подумала, что Анта высокомерен, пришла в ярость и начала нападать на Анту. В результате одно яйцо упало на землю и разбилось. Анта быстро попытался спрятаться в кустах, но птица его поджидала. В результате второй атаки у Анты осталось только одно яйцо, которое он мог предложить Батара Гуру. Два яйца, упавшие на землю, превратились в кабанов- близнецов Калабуат и Будуг Басу. [ 10 ]

Наконец он прибыл во дворец и предложил свою слезинку в форме блестящего яйца Гуру Батара. Предложение было любезно принято, и Батара Гуру попросил его спрятать яйцо, пока оно не вылупится. Чудесным образом из яйца вылупилась очень красивая девочка. Он отдал девочку Батара Гуру и его жене.

Деви Шри в суданском Ваянг Голек театре деревянных кукол

Ньяи Похачи (иногда пишется «Пва Ачи») Сангхьянг Асри звали ее, и она выросла в прекрасную принцессу. Каждый бог, увидевший ее, привязывался к ней, даже ее приемный отец, Батара Гуру, начал чувствовать к ней влечение. Видя желание Батара Гуру получить его приемную дочь, боги забеспокоились. Они боялись, что этот скандал может разрушить гармонию на небесах, поэтому, в конце концов, они сговорились разделить Ньи Похачи и Батара Гуру.

Чтобы сохранить мир на небесах и защитить целомудрие Ньи Похачи, все боги планировали ее смерть. Ее отравили, а тело ее похоронили где-то на земле, в далеком и потаенном месте. Однако из-за невиновности и божественности Шри Похачи ее могила явила чудесное знамение; ибо во время ее погребения из земли выросли некоторые растения, которые навсегда принесут пользу человечеству. Из ее головы вырос кокос ; из ее носа, губ и ушей росли различные специи и овощи , из ее волос росла трава и различные цветущие растения , из ее груди росли различные фруктовые растения, из ее рук и рук росли тик и различные деревья , из ее гениталий рос Кавунг ( Арен или Энау : сахарная пальма ), из ее бедер росли различные виды бамбука , из ее ног - различные клубневые растения и, наконец, из ее пупка выросло очень полезное растение, которое называется пади ( рис ). В некоторых версиях белый рис рос из ее правого глаза, а красный рис - из левого.

Считается, что все полезные растения, необходимые для нужд и благополучия человека, происходят из остатков тела Деви Шри. С этого времени жители острова Ява почитали и почитали ее как доброжелательную «Богиню риса» и плодородия. В древнем королевстве Сунда она считалась высшей богиней и самым важным божеством для земледельческого общества.

В большинстве мифов о Деви Шри упоминаются Деви Шри (также известная как Деви Асри, Ньи Похачи и другие) и ее брат Седана (также известный как Седхана, Садхана, Садоно и другие), действие которых происходит либо в королевстве Меданг Камулан (соответствует историческое Королевство Меданг ) или на Небесах (с участием таких богов, как Батара Гуру), или и то, и другое. Во всех версиях, где Седана появляется с Деви Шри , они в конечном итоге оказываются разлученными друг с другом либо из-за смерти, скитаний, либо из-за отказа вступить в брак.

В некоторых версиях проводится корреляция между Шри и большой рисовой змеей ( улар савах ) и садханой с рисовой ласточкой ( шрити ).

Нага , в отличие от того , или змея , особенно королевская кобра, является распространенным символом плодородия по всей Азии что считается представителем искушения , греха или зла, как в иудео-христианских верованиях.

Описание

[ редактировать ]
Балийский Деви Шри

Деви Шри всегда изображается молодой, красивой, стройной, но с пышными формами женщиной со стилизованными чертами лица, характерными для соответствующего региона, по сути, женщиной на пике своей женственности и плодовитости. В яванской иконографии Деви Шри обычно изображается в зеленой, белой или золотисто-желтой одежде с царственными драгоценностями, подобной индуистской богине Лакшми , и держащей рисовое в одной руке растение с полными рисовыми зернами в качестве своего атрибута ( лакшана ). Высокая яванская культура, отражающая эстетику ваянга , требует, чтобы ее изображали с белым лицом, тонкими опущенными вниз глазами и безмятежным выражением лица. Между качествами, эстетикой и т. д. между божеством Деви Шри и ваянга персонажем Синтой в яванской версии Рамаяны происходит много перекрестного опыления , а также между Рамой и Седханой .

Статуя лоро блоньо (два «пьедестала» или фундамента) также в некоторой степени пересекается со статуями Деви Шри и Седханы . У балийцев есть определенные ритуалы в честь Дэви Шри, создавая джанура ее изображение из ( молодого кокосового листа), листа лонтара или из лепешек из рисовой муки .

Ритуал и обычай

[ редактировать ]
Яванское традиционное шествие кирабов с изображением Деви Шри, сделанным из риса.

Деви Шри по-прежнему очень почитается, особенно яванцами , балийцами и сунданцами Индонезии , хотя по всей Индонезии существует множество региональных аналогов или вариаций ее легенды. Несмотря на то, что большинство индонезийцев являются соблюдающими суннитами мусульманами- или балийскими индуистами, коренные, лежащие в основе анимистических верования эпохи, особенно Сунда Вивитан и Кеджавен , остаются очень сильными, им поклоняются без конфликтов параллельно с исламом, буддизмом, индуизмом и христианством; и выращиваются королевскими дворами , особенно Чиребона , Убуда , Суракарты и Джокьякарты , которые также являются популярными местными и международными туристическими достопримечательностями. Яванская церемония сбора урожая называется Секатен или Гребег Мулуд, что также соответствует Маулид Наби ; рождение Мухаммеда .

Небольшой храм Деви Шри на рисовом поле Карангтенга.

Традиционные яванцы, особенно те, кто соблюдает кеджавен , в частности, имеют в своем доме небольшую святыню под названием Пасреан (место Шри), посвященную Деви Шри , украшенную ее бюстом , идолом или другим ее подобием; или с Седаной и, возможно, с церемониальным или функциональным ани-ани или кетам : небольшим ножом для сбора пальм, или арит : маленьким серповидным для сбора риса ножом . Это святилище обычно украшается замысловатыми резными изображениями змей (иногда змей-драконов: нага ). Прихожане делают символические подношения еды и молятся Деви Шри , чтобы она могла даровать здоровье и процветание семье. Традиционная скульптура пары мужчина-женщина Лоро Блоньо считается олицетворением Шри и Седаны или Камарати и Камаджая , символа домашнего счастья и семейной гармонии.

Церемония Нгидер Буми в Баньюванги . Деви Шри в образе богини риса, едущей на носилках, которые тянут два человека, одетых как водяные буйволы.

У сельских яванцев существует народная традиция: если змея, проникнув в дом, ее не прогонят. Вместо этого жители дома будут делать ей подношения, поскольку змея — хорошее предзнаменование успешного урожая. или шаман будет использовать церемониальный или благоприятный керис Кроме того, народный целитель, прорицатель, паранормальный в извилистой обходной церемонии , чтобы благословить и защитить жителей деревни, деревню, их святыни и семена риса, которые будут посажено.

существует традиционная церемония под названием мапаг Шри У яванцев и сунданцев перед сбором риса . Мапаг Шри в буквальном смысле означает «забрать Шри», или, если быть точным, «позвонить или пригласить Шри». Церемония означает призыв духа Шри прийти в их деревню, а также благодарность за предстоящий успешный урожай.

Суданская церемония сбора риса Серен Таун .

У сунданцев , особенно соблюдающих Сунда Вивитан , есть свой собственный уникальный фестиваль, посвященный ей, такой как ежегодный фестиваль урожая риса Серен Таун , традиция, восходящая к эпохе древнего Королевства Сунда . Во время церемонии освящения семян риса перед посадкой семян или во время церемонии сбора урожая сунданцы, а также народность бадуй поют определенные песни, такие как Пангемат и Ангин-ангин . Эти песни были предназначены для того, чтобы призвать и пригласить богиню спуститься на землю и благословить семена риса, благословить фермеров и нгаруват или толак бала ; чтобы отогнать неудачу и предотвратить все несчастья, постигшие людей.

Пура Беджи Сангсит на севере Бали , посвященный Деви Шри, богине земледелия.

Балийцы устраивают на рисовых полях специальные святилища, посвященные Деви Шри . Изображение клейкого богини риса часто изготавливается из тщательно сплетенного джанура (молодого кокосового листа), листа лонтара или пандана или цветного риса и называется «Цили». В современной балийской индуистской соответствует слиянию индуистских Деви богинь Лакшми , вере Деви Шри и Шри . Деви Шри почитается в одном балийском водном храме , который связан с системой Субак , которая управляет распределением воды для выращивания риса. Для нее были построены и посвящены святыни, например, в Пура Беджи Сангсит на севере Бали. Она также ассоциировалась с рисом , плодородием, успешным урожаем, семейным процветанием и гармонией.

Подобные богини риса также можно найти в других азиатских странах, таких как Мае По Соп ; сиамская богиня риса в Таиланде и кхмерская По Ино Ногар; рисовая богиня Камбоджи .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Агус Дермаван Т (25 сентября 2021 г.). «Встреча с Деви Шри в День фермера» . kompas.id (на индонезийском языке) . Проверено 14 февраля 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Мухаммад, Фикри (24 августа 2021 г.). «Деви Шри, женская фигура, хранительница процветания Вселенной» . National Geographic Indonesia (на индонезийском языке) . Проверено 16 февраля 2023 г.
  3. ^ «Санскрит — Словарь» . www.learnsanskrit.cc . Проверено 14 февраля 2023 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Аулиани, Палупи Анниса (4 августа 2021 г.). «Легенда о Деви Шри: символ плодородия, жизни и страдания» . КОМПАС.com (на индонезийском языке) . Проверено 13 февраля 2023 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Настити, Тити Сурти (26 июня 2020 г.). «Деви Шри в верованиях индонезийского народа» . Журнал Tumotowa, Министерство образования и культуры Республики Индонезия (на индонезийском языке).
  6. ^ bpnbsulsel (19 июня 2018 г.). «Сангиан Серри» . Центр сохранения культурных ценностей Южного Сулавеси (на индонезийском языке) . Проверено 14 февраля 2023 г.
  7. ^ Джен (25 сентября 2021 г.). «Фольклор Деви Шри Деви Плодородия» . Tribunjateng.com (на индонезийском языке) . Проверено 16 февраля 2023 г.
  8. ^ «Ранняя мифология — Деви Шри» . Сунда.орг. Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 г. Проверено 26 августа 2012 г.
  9. ^ «(Индонезийский) Миф о Ньи Похачи/Сангьянге Асри/Деви Шри» . Мой.opera.com. 01.03.2008 . Проверено 26 августа 2012 г ..
  10. ^ Эди Сухарди Экаджати; Пригласить А. Дарса; Оман Фатурахман (1999). Западная Ява, совокупность пяти учреждений . Яясан Обор Индонезия, Французская школа Дальнего Востока. ISBN  9789794613313 . Проверено 29 марта 2012 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 486dee8bccd90ad474e06959f9c9cfae__1712674740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/ae/486dee8bccd90ad474e06959f9c9cfae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dewi Sri - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)