Субак (орошение)
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
Балийский алтарь на рисовых террасах возле Гунунг Батукару | |
Официальное название | Культурный ландшафт провинции Бали: система Субак как проявление Три Хита Карана философии |
Расположение | Бали , Индонезия |
Включает |
|
Критерии | Культурные: (iii), (v), (vi) |
Ссылка | 1194об. |
Надпись | 2012 г. (36-я сессия ) |
Область | 19 519,9 га (48 235 акров) |
Буферная зона | 1454,8 га (3595 акров) |
Координаты | 8 ° 15'33 "ю.ш., 115 ° 24'10" в.д. / 8,25917 ° ю.ш., 115,40278 ° в.д. |
Субак — управления водными ресурсами (орошения) система рисовых полей на острове Бали , Индонезия . Он был разработан в 9 веке . Для балийцев ирригация – это не просто обеспечение водой корней растений, а использование воды для создания сложной, пульсирующей искусственной экосистемы. [ 1 ] это одновременно автономно и взаимозависимо. [ 2 ] Система состоит из пяти террасных рисовых полей и водных храмов, занимающих почти 20 000 гектаров (49 000 акров). Храмы являются основным объектом совместного управления водными ресурсами, известного как субак .
Немного истории и этимологии
[ редактировать ]Система субак возникла где-то в 9 веке, когда политический Бали представлял собой лоскутное одеяло из королевств, что дает пищу для размышлений по обоим аспектам: физическому подвигу создания такого чудесного ландшафта и глубокому социальному воздействию от сотрудничества, которое оно наложило. как обязательное условие между такими сущностями, как королевства. [ 3 ]
Первое известное письменное упоминание датируется примерно 11 веком: в тексте того периода оно упоминается под названием касувакара , которое позже стало сувак , а затем субак . Но в других документах того же периода упоминается, что эта система связана с храмом Бесаких , что позволяет предположить, что субак возник еще до 11 века. [ 3 ]
Структура и организация субак системы
[ редактировать ]Субак – традиционный, экологически устойчивый [ 4 ] ирригационная система, которая объединяет балийское аграрное общество в деревенском банджаре. [ а ] (общественный центр) и балийские храмы .
Компоненты Субака — это леса, которые защищают и направляют воду; [ 3 ] террасные рисовые поля или пейзаж рисовых полей; система каналов , тоннелей и плотин ; храмы разного размера и важности, которые отмечают либо источник воды, либо ее проход через храм на пути вниз по склону для орошения земли субак - каждый из этих храмов соответствует водосборному бассейну . Рис, сеть водоснабжения, необходимая для выращивания риса, и кооператив субак , контролирующий эту сеть водоснабжения, вместе формировали ландшафт на протяжении последней тысячи лет. [ 9 ]
По состоянию на 2019 год численность субаков оценивается в 1559 человек. [ 10 ] [ б ] От 50 до 400 фермеров управляют подачей воды из одного источника воды. [ 9 ]
Традиционные графики оказывают важное влияние как на совместное использование воды, так и на борьбу с вредителями. Логистика традиционной системы распределения воды означает, что фермеры должны синхронизировать свои посевы. Это создает короткие периоды пара на больших площадях и лишает популяции вредителей их среды обитания, тем самым значительно сокращая их численность и поддерживая ее на устойчивом уровне. Успех парового периода как метода борьбы с вредителями зависит от его протяженности и продолжительности: все поля на большой территории должны находиться под паром одновременно; в противном случае вредители могут перемещаться с поля на поле. Но в то же время синхронизированная территория не должна быть слишком большой, чтобы не создавать неустойчивых пиков спроса на воду. Таким образом, система субак оптимизирует компромисс между распределением воды и борьбой с вредителями. [ 12 ]
Оптимальное решение этого компромисса зависит от местных условий: оно варьируется от региона к региону. Если воды всегда много, однородная схема посевов позволит получить самые высокие урожаи риса за счет минимизации ущерба от вредителей. Но если вода ограничена, некоторое смещение дат посадки может дать лучший урожай. [ 13 ]
Это также означает, что наилучшие интересы каждого фермера также являются наилучшими интересами для всех фермеров одного и того же субака , особенно для фермеров, расположенных выше, которые не ограничены в воде, но нуждаются в соответствующем времени со стороны фермеров, расположенных ниже по течению, чтобы не увидеть, как их собственный урожай пожирается вредители. [ 13 ]
Практические и духовные отношения
[ редактировать ]Управление водными ресурсами тесно связано с авторитетом жрецов водных храмов, которые исповедуют философию Три Хита Карана , самоописываемые отношения между людьми, землей и богами – другими словами, человеческим миром, миром природы и миром людей. духовный мир. Их вдохновение основано на нескольких различных древних религиозных традициях, включая Шайва-сиддханту и индуизм санкхья , буддизм Ваджраяны и австронезийскую космологию. [ 9 ]
Вся система субак иллюстрирует этот философский принцип. Ритуалы водного храма способствуют гармоничным отношениям между людьми и окружающей их средой посредством активного участия людей, подчеркивая зависимость от жизнеобеспечивающих сил мира природы. Рис считается даром богов; система субак является частью храмовой культуры – и это взаимно. [ 9 ]
- Храм Улун Дану Батура
Высший водный храм острова — храм Пура Улун Дану Батур на берегу озера Батур , кратерного озера вулкана Батур . Балийцы считают его основным источником всех источников и рек на острове. Более того, все остальные водные храмы на Бали, служащие аналогичной цели в сети, считаются связанными с этим храмом — точно так же, как все храмы связаны с Материнским Храмом Бесаких . [ 3 ]
Словарный запас, связанный с субак системой
[ редактировать ]Каждый субак обычно имеет свое название и организационную структуру. [ 14 ] Что касается последнего, здесь перечислены некоторые общие термины для различных уровней практического управления:
- Нравы субака : члены субака ( обычные манеры жителей деревни).
- Субак Праджуру : управление субаком :
- Небольшой субак возглавляет единоличный председатель, которого называют келихан субак или пекасе .
- Праджуру ( председателя более крупного субака включает пекасе ); петахух ( заместитель председателя); писец или писец [ 14 ] или Леттерман [ 15 ] (секретарь); патент [ 14 ] / темный [ 15 ] или казначейство ; казиномен директор или ( распространитель информации); а I (специальный помощник, связанный с религиозной деятельностью); [ 14 ] пятый . (надзиратель за разделением воды в субаке ) [ 15 ]
- Очень большой субак или несколько субаков называются субак геде , возглавляемые пекасе геде и заместителем пекасе геде . [ 14 ] Пекасе геде организует управление водными ресурсами между субаками по системе нёрог : все субаки в субак геде делятся на 3 группы, [ 16 ] верхний, средний и нижний по течению; нгулу выше по , или группа субак течению, первой получает воду; , Следующей его получает маонгин или группа субак в середине; и нгэсеп , или группа субак ниже по течению, получает его последним. Фермеры в каждой группе соответственно рассчитывают время подготовки своей земли, и весь процесс занимает около двух недель. [ 17 ]
- Субак чем может быть разделен на более мелкие части, называемые темпек / мундук , и возглавляться келиханом темпек / мундук с меньшей юрисдикцией, пекасе . [ 14 ]
- Паруман Крама Субак : встреча Субака [ 18 ] члены. [ 15 ] Паруман крама определяет день, когда вода будет течь из реки в оросительный канал - действие, отмеченное церемонией мапаг тойя , проводимой в храме возле соответствующей плотины. Встреча проводится в зале Субака , построенном в центре территории Субака . Это также возможность спланировать различные действия, такие как ремонт ирригационных каналов, начало обработки почвы, посадку семян и т. д., а также ритуалы, сопровождающие каждое из этих действий. [ 15 ] Праджуру также должен проконсультироваться с другими заинтересованными сторонами, особенно с правительством. [ 16 ]
- awig-awig : правила – здесь субака – определяются праджуру ; существуют также перарем (дополнительные правила) и пасвара (решение собрания). [ 15 ]
- Период Керта маса : период посадки риса в сезон дождей.
- Период Гадон : период посадки риса в засушливый сезон. Во время гадона подача воды осуществляется каждому по очереди по решению панглимана .
- Период Палавии : соответствует гадону, но относится к местам с особенно засушливым климатом, где из-за ограничений на воду разрешен посев других культур, кроме риса; соевые бобы являются основной замещающей культурой, но фермеры могут выбирать, что сажать на своих полях (арахис, кукурузу, цветы и т. д.). [ 16 ]
Наследие, нуждающееся в защите
[ редактировать ]Провал «зеленой революции»
[ редактировать ]В 1950-е годы Индонезии приходилось импортировать ежегодно почти миллион тонн риса. Поэтому « Зеленая революция », обещавшая более высокие урожаи риса, была принята очень хорошо: в 1967 году правительство запустило программу «Бимбинган массал» (BIMAS), или программу «массового руководства», которая достигла Бали в 1971 году. Фермерам были предоставлены высокоурожайные сельскохозяйственные культуры. семена риса и легкий доступ к удобрениям и пестицидам, а также поощрялось выращивать три урожая в год, поскольку новые сорта риса росли быстрее, чем местные культуры. [ 12 ] Юридические наказания вынудили фермеров сеять новые семена риса, которые требовали круглогодичного орошения. [ 19 ] Три года спустя, в 1974 году, начались сообщения о «хаосе в распределении водных ресурсов» и «взрывах вредителей риса». Тем не менее, к 1977 году «рисовая революция» охватила 70% рисовых террас на юге Бали, и примерно в то же время Азиатский банк развития начал крупный проект по развитию ирригации на Бали, одновременно продвигая использование пестицидов, а не синхронизируя периоды пара. для борьбы с вредителями. [ 12 ] Это привело к потерям до 50% урожая из-за вредителей в конце 1970-х годов, когда субаки сажали рис непрерывно, а схемы посевов были очень неорганизованными. [ 20 ] В 1988 году исследование представителей Всемирного банка показало, что использование пестицидов «повсеместно загрязнило почву и водные ресурсы острова». [ 12 ] В том же году правительство Индонезии наконец признало кризис и отказалось далее следовать директивам Всемирного банка; Сухарто отменил директивы своего правительства, система субак восстановила свою власть над сельским хозяйством, фермеры вернулись к скоординированным посевным работам, и урожай начал восстанавливаться. [ 10 ]
Существующие угрозы
[ редактировать ]В настоящее время система субак сталкивается с рядом факторов, в том числе: небольшой размер индивидуальных владений, который ограничивает способность фермеров обеспечить достойную жизнь; старение членов субака , средний возраст которых в 2019 году превысил 40 лет; уменьшение количества водных ресурсов и загрязнения; тяжелое финансовое бремя для фермеров, связанных с ведением субака ; и национальное правительство, публикующее нечеткие правила, касающиеся ирригации, включая традиционные ирригации. [ 21 ] Примерно с 2010 года фермеры могут быть освобождены от уплаты налогов на рис и им может быть оказана помощь в страховании урожая, чтобы стимулировать сохранение рисовых плантаций. С 2018 года праджуру , сгруппированные по устойчивой схеме субак , получают ежемесячные поощрения в размере рупий. 1 500 000 (около 100 долларов США) за пекасе и рупий. 650 000 (приблизительно 40 долларов США) для петаджу / панглимана , чтобы помочь им усердно работать над удовлетворением различных потребностей и решением проблем, с которыми сталкиваются субаки . Сельскохозяйственное оборудование, такое как тракторы, и субсидии на удобрения, семена и пестициды, необходимые субаку, предоставляются через совместные фермерские группы ( гапоктан ) или подразделения сервисных предприятий (UPS), созданные праджуру и крама субак . [ 17 ]
- Потеря земли
Наибольшая угроза касается рисовых полей, которые находятся ближе всего к районам, переживающим быстрое развитие в таких секторах, как коммерция, жилищное строительство, промышленность и развитие другой инфраструктуры. [ 22 ] Земля стала товаром и предметом спекуляции. [ 2 ] ) ; Особенно пострадали субаки возле Денпасара: в 1993 году их площадь составляла 5 753,43 га (14 217,0 акров в 2006 году осталось всего 2717 га (6710 акров) - эта последняя цифра сохранялась до 2014 года: 935 га (2310 акров) в Южном Денпасаре, 726 га (1790 акров) в Восточном Денпасаре, 284 га (700 акров) в Западном Денпасаре. Денпасар и 772 га (1910 акров) в Северном Денпасаре. Но к 2018 году почти 300 гектаров (740 акров) были снова потеряны, сократившись до 2444 гектаров (6040 акров). Ежегодно в этом районе теряется в среднем от 20 до 30 га сельскохозяйственных земель и около 1000 га (2500 акров) в год на всем Бали. [ 22 ] Помимо сельскохозяйственной необходимости, ландшафт и культура, на которые негативно влияет неконтролируемый туризм, быстро приближаются к ситуации, когда «туризм убивает туризм». [ 2 ]
В случае с Денпасаром местное правительство работает над тем, чтобы город был внесен в список городов наследия ( Кота Пусака ), и поддержание местной системы субак является частью этих усилий. Статус города-наследия радикально сократит использование рисовых полей в других целях и окажет значительную помощь в сохранении оставшихся субаков . [ 23 ] Праджуру . также начали вводить новое постановление, запрещающее менять использование земли после продажи [ 24 ]
- Вода перенаправляется на нужды туризма и загрязняется
Загрязнение воды и нехватка пресной воды также стали серьезными угрозами, и не только для субака . Вода перенаправляется из сельского хозяйства в туризм, а индустрия массового туризма стала крупнейшим потребителем воды, потребляя 65% пресной воды на Бали и понизив уровень грунтовых вод на острове примерно на 60%. Водоснабжение достигло критической стадии, при этом нехватка воды «напрямую связана с потерей обрабатываемых земель». Это вопрос не только количества, но и качества: более низкий уровень грунтовых вод означает, что соленая вода должна заполнить этот пробел из-за постоянного огромного давления со стороны океана на сушу. [ 25 ] Это уже происходит: по состоянию на 2020 год некоторым жителям Денпасара пришлось покинуть дом своих предков, потому что вода в их колодцах стала соленой. Статья за декабрь 2019 года сигнализирует о том, что такое отведение воды в городские районы и чрезмерное использование подземных вод отелями нарушают работу Субака системы водоснабжения . [ 26 ]
Статус объекта всемирного наследия
[ редактировать ]6 июля 2012 года Субак был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием « Культурный ландшафт провинции Бали: система Субак как проявление философии Три Хита Карана ». Этот объект ЮНЕСКО включает в себя пять объектов, демонстрирующих взаимосвязанные природные, религиозные и культурные компоненты традиционной системы субак : [ 27 ]
- Субакский 974,4 га (2 408 акров), его террасы, упомянутые в надписи 10-го века, делают их одними из пейзаж Чатур Ангга Батуркару: 17 376,1 га (42 937 акров) с буферной зоной старейших на Бали и яркими примерами классической балийской храмовой архитектуры. ;
- Озеро Батур : 1606,4 га (3970 акров) с буферной зоной 210 га (520 акров), которое считается источником всех источников и рек. [ 27 ] в первую очередь Пура Улун Дану Батур, расположенный на берегу кратерного озера и с которым субаков ; связаны все остальные храмы [ 3 ]
- субакский ; ландшафт водораздела реки Пакерисан: 529,1 га (1307 акров) с буферной зоной 188 га (460 акров), старейшая известная ирригационная система на Бали
- Королевский водный храм Таман Аюн : 6,9 га (17 акров) с буферной зоной 51,3 га (127 акров), по данным ЮНЕСКО, «крупнейший и наиболее выдающийся с архитектурной точки зрения региональный водный храм», «служащий примером наиболее полного расширения субак системы ». под самым большим королевством Бали 17 века» [ 27 ] - хотя управляет только 3 субаков ; системами [ 28 ]
- Высший водный храм Пура Улун Дану Батур : 1,4 га (3,5 акра) с буферной зоной 31,1 га (77 акров), на краю кратерного озера горы Батур . [ 27 ]
Общая площадь основных объектов ЮНЕСКО составляет 19 519,3 га (48 233 акра), плюс буферные зоны составляют 1 454,8 га (3 595 акров).
В 2008 году во время оценки предложения Комитетом всемирного наследия рисовые террасы первоначального Джатилувиха [ с ] сайт был значительно расширен; он был переименован в « Пейзаж Субака Чатур Ангга Батукару» и теперь включает в себя 17 учреждений субак геде , 12 традиционных деревень, два озера Тамблинган и Буян, а также лесные массивы природных заповедников Батукару в двух районах Табанан и Булеленг - все из которых экологически и культурно связаны с террасами Джатилуви. [ 30 ]
Музей
[ редактировать ]В 1981 году открылся музей Субака в Регентстве Табанан . [ 31 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Балийская статуя водослива в Гоа Гаджа петиртаан (священный бассейн для купания)
-
Рисовые террасы в Тегалаланге, Гианьяр
См. также
[ редактировать ]- Список индонезийских изобретений и открытий
- Анггабая
- Бауди
- Проверьте плотину
- Джохад
- Степвелл
- Танк
- Табанан
- Отец Рани
- История ступенчатых колодцев в Гуджарате
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^
Традиционные деревни, или деревни пакраман , имеют несколько меньших территорий, называемых банджар , жители которых называются адат банджар .
Членство в традиционном банджаре обязательно для женатых людей, проживающих на территории банджара . Жители, живущие далеко, по-прежнему могут стать членами и обязаны соблюдать правила банджара своих родных деревень.
Каждый банджар возглавляет праджуру (администратор или административный орган) и действует в соответствии с правилами, называемыми авиг-авиг, согласованными крама банджаром (собранием членов банджара , [ 5 ] рассчитывается по принципу «малой семьи» или семьи батих, состоящей из отца, матери и ребенка). [ 6 ]
Каждый банджар имеет свою структуру и количество администраторов. Его возглавляет келиан-банджар приходится только один , из которых на каждый банджар . У некоторых банджаров также может быть петаджу , функция которого состоит в том, чтобы помогать келианскому банджару в качестве клерка; кэсиноман ( переводчик ), служащий своего рода «офицером связи» между келиан-банджаром и крама-банджаром . [ 6 ] Бэйл -банджар является местом встречи банджаров и служит социально-культурным общественным пространством или общественным пространством, где люди взаимодействуют и участвуют в культурной и образовательной деятельности. [ 6 ] Это место для проведения традиционных собраний ( сангкеп / паруман ), подготовки церемоний и их инфраструктуры, занятий искусством (танцы, избиение, мекидунг), практикуемых жителями Банджара , а также просто для отдыха, общения, занятия хобби (включая петушиные бои). ), или даже просто прилечь отдохнуть. Таким образом, тюк-банджар играет важную роль в сплочении сообщества. [ 7 ] укрепление чувства «общности», социальной солидарности и интернализации культурных ценностей [ 8 ] Функции банджара расширились с появлением капиталистической экономики, особенно в городских районах с их быстрым ростом населения и высоким спросом на экономическое пространство. Это особенно верно в отношении таких мест, как Денпасар и туристические Кута (Бадунг), Санур и Убуд , хотя в более сельских районах это не так заметно. Например, в нескольких банджарах в Денпасаре развита оптовая торговля, фруктовые рынки, магазины и врачебная практика. Семь из девяти традиционных банджаров в Сесетане также используются как сберегательные и ссудные кассы; Убунг Бино Келод один из них, Банджар , одновременно служит фитнес-залом. Можно зайти так далеко, что принижают роль тюк-бенджара : в Банджаре Керененг (Денпасар) первый и второй этажи тюка-банджара сдаются под салон «Агунг», поэтому места для проведения социальных мероприятий практически не остается. деятельность; в Банджаре Пиакане (район Убунга) первый из двух этажей банджара изначально был отдан под выставочный зал для мотоциклов, а теперь передан по контракту Alfamart; некоторый тюки банджар в Куте , Керобокане и Далунге используются для продажи сувениров и в качестве гаражей. [ 8 ] - ^ В 1996 году в публикации упоминается «около 1300 субаков на Бали, занимающих примерно 110 000 гектаров, при этом размер одного субака колеблется от нескольких га до почти 800 га, в среднем около 100 га». [ 11 ]
- ^ Рисовые террасы Джатилуви находятся в окрестностях Гунунгсари, в Регентстве Табанан , в 24 километрах (15 миль) к северу от Табанана и в 22 километрах (14 миль) к югу от Бедугула . [ 29 ]
Джатилувих - это административная деревня, образованная двумя традиционными деревнями: Гунунг Сари и Джатилувих. В рамках этих двух традиционных деревень находятся семь традиционных деревень или банджаров . [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лансинг, Дж. С. (1987). «Балийские «водные храмы» и управление ирригацией». Американский антрополог . 89 (2): 326–341. дои : 10.1525/aa.1987.89.2.02a00030 . JSTOR 677758 .
- ^ Jump up to: а б с Вардана 2015 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с д и « Система Субак на Бали: сложная ирригационная система Бали и единственный объект всемирного наследия ЮНЕСКО» . finnsbeachclub.com . Проверено 29 мая 2024 г.
- ^ Норкен 2019 , с. 1.
- ^ Сувардани, Ни Путу; Парамартха, Вайан; Суасти, И Густи Аю (2018). «Бейл-банджар и его влияние на существование социокультурных сообществ Бали». В Сарджане я Путу; Вибава, Я Путу Шастра (ред.). Международный семинар по толерантности и плюрализму в Юго-Восточной Азии (PDF) (Материалы международного семинара, состоявшегося 2 октября 2018 г.). Universitas Hindu Indonesia (Unhi) Денпасар. стр. 83–90. ISBN 978-602-52255-7-4 . См. стр. 83.
- ^ Jump up to: а б с Сувардани, Парамартха и Суасти , с. 84.
- ^ Сувардани, Парамартха и Суасти , стр. 85.
- ^ Jump up to: а б Сувардани, Парамартха и Суасти , с. 86.
- ^ Jump up to: а б с д ЮНЕСКО , «Описание».
- ^ Jump up to: а б Хуан 2020 , с. 13.
- ^ Хорст, Лукас (1996). «Вмешательство в разделение поливной воды на Бали, Индонезия». В Димере, Герт; Хейберс, Франс П. (ред.). Урожай, люди и ирригация; Практика водораспределения фермеров и инженеров (Международный симпозиум по экогидрологии). Лондон: Публикации по промежуточным технологиям. стр. 34–52. ISBN 9781853393044 . Цитируется в Уолтерс, Виллем (2007). «Географические объяснения распределения ирригационных учреждений. Примеры Юго-Восточной Азии». В Бумгаарде, Питер (ред.). Мир воды (PDF) (семинар, 14–16 июня 2001 г., организованный в рамках 150-летнего юбилея KITLV). Труды Королевского института языка, земли и этнографии , том. 240. Лейден: KITLV Press. стр. 209–234 (см. с. 222). ISBN 90 6718 294 Х .
- ^ Jump up to: а б с д Лансинг 1996 г. , «Традиционная ирригация и зеленая революция на Бали».
- ^ Jump up to: а б Лансинг 1996 , «Моделирование: Первые шаги».
- ^ Jump up to: а б с д и ж Норкен 2019 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Норкен 2019 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с Норкен 2019 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Норкен 2019 , с. 11.
- ^ Норкен 2019 , с. 7.
- ^ Хуан 2020 , с. 12.
- ^ Лансинг 1996 , «Тестирование прогнозов модели: Субакс Мануаба».
- ^ Норкен 2019 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Норкен 2019 , с. 3.
- ^ Норкен 2019 , с. 8.
- ^ Норкен 2019 , с. 8-9.
- ^ Хуан 2020 , с. 14.
- ^ Хуан 2020 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с д ЮНЕСКО , «Описание» и «Карты».
- ^ Спирс, Эдвард (24 января 2023 г.). «Храм Таман Аюн: красивый садовый храм» . nowbali.co.id . Проверено 28 мая 2024 г.
- ^ «Рисовые террасы Джатилувих, карта» . openstreetmap.org .
- ^ Jump up to: а б Вардана 2015 , с. 3.
- ^ Сертори, Триша (18 апреля 2013 г.). «Сможет ли Субак выжить через тысячу лет?» . thejakartapost.com . Проверено 11 мая 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ариф, Анита Сьяфитри (2015). «Настоящий Субак - интегрированное органическое земледелие как манифест Три Хита Карана». Сельскохозяйственные ландшафты Азии: изучение, сохранение и переопределение (Балийский международный симпозиум ACLA (Ассоциация азиатских культурных ландшафтов)).
- Хуан, Хао (июль 2020 г.). «Природа и дух: ритуал, окружающая среда и субак на Бали» . ЭнвироЛаб Азия . 3 (2): 1–22 . Проверено 12 мая 2024 г.
- Лансинг, Дж. Стивен ; Кремер, Джеймс Н. (март 1993 г.). «Новые свойства балийских сетей храмов воды: коадаптация в суровых условиях фитнеса» . Американский антрополог . 95 (1): 97–114 . Проверено 11 мая 2024 г.
- Лансинг, Дж. Стивен (2007). Священники и программисты: технологии власти в инженерном ландшафте Бали . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691130668 .
- Лансинг, Дж. Стивен (1996). «7. Имитационное моделирование балийской ирригации» . В Мабри, Дж. (ред.). Каналы и сообщества: Малые ирригационные системы . Тусон: Университет Аризоны Пресс. стр. 139–156.
- Лоренцен, Стефан; Лоренцен, Рэйчел П.; Перес, Паскаль (2005). « Я просто беру воду взаймы, но верну ее через час». Как балийские фермеры договариваются о ежедневном использовании поливной воды» (PDF) . Международный симпозиум по экогидрологии, Бали, 21–25 ноября 2005 г .: 1–6 . Проверено 6 июня 2024 г.
- Норкен, И Нёман (2019). «Усилия по сохранению устойчивости ирригационной системы Суак в городе Денпасар, провинция Бали, Индонезия» (PDF) . Сеть конференций MATEC . 276 : 1–13 . Проверено 11 мая 2024 г.
- Вардана, Агунг (2015). «Создание всемирного наследия в плюралистической правовой и институциональной среде Чатур Ангга Батукару, Бали» . academia.edu (Международный семинар Австралийского исследовательского совета: «Нематериальное культурное наследие через границы: законы, структуры и стратегии в Китае и его соседях по АСЕАН »). Школа права Университета Дикина, Мельбурн, 15–17 апреля 2015 г. Проверено 11 мая 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Культурный ландшафт провинции Бали: система Субак как проявление философии Три Хита Карана » . whc.unesco.org . 2012 . Проверено 11 мая 2024 г.
- Саламанка, Альберт М.; Нугрохо, Агус; Осбек, Мэри; Бхарвани, Сукаина; Двисасанти, Нина (2015). «Объект всемирного наследия Чатур Ангга Батукару. Управление живым культурным ландшафтом: Бали, объект всемирного наследия ЮНЕСКО» (PDF ) jstor.org . Стокгольмский экологический институт . Получено 11 мая. 14 вершин в районе Чатур-Ангга-Батукару внесены в список объектов, внесенных в список ЮНЕСКО.
- «Прямая водная демократия на Бали» . всеиникто.wordpress.com . 2016 . Проверено 11 мая 2024 г.