Семар
![]() Ваянг , представляющий Семара | |
Группировка | Легендарное существо |
---|---|
Подгруппа | Нежить |
Страна | Индонезия |
Область | Ява |
Семар — персонаж яванской мифологии, часто появляющийся в пьесах теней ваянг . Он один из пунокаванов (клоунов), но божественный и очень мудрый. Он дханьян (дух-хранитель) Явы, [ 1 ] и рассматривается некоторыми как самая священная фигура ваянга . [ 2 ] Говорят, что это бог Санг Хьянг Исмайя в человеческом обличии. [ 3 ] [ 4 ]
Говорят, что имя Семар происходит от яванского слова samar («тусклый, неясный, таинственный»). [ 3 ] Его часто называют почетным обращением «Кьяи Лура Семар» («почтенный вождь»). [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]
На изображениях Семар предстает с плоским носом, выступающей нижней челюстью, усталым глазом, выпирающими задом, животом и грудью. Он носит клетчатую набедренную повязку, символизирующую святость. Как и другой панакаван, кукла ваянг кулит не имеет сложного ажура и орнамента, свойственного героям. [ 2 ] В ваянг вонг Семар всегда наклоняется вперед, положив одну руку ладонью вверх на спину, а другую вытянув частично вперед, двигаясь вверх и вниз, с вытянутым указательным пальцем. [ 5 ]
По традиции у Семара трое сыновей, другие пунакаваны ваянга: Гаренг, Петрук и Багонг (Багонг не появляется в ваянге в стиле Суракарты ). [ 6 ] В некоторых ваянгах у него есть брат Тогог (или Хьянг Антага), который является слугой-клоуном демонического героя. [ 7 ]
Источник
[ редактировать ]
Поскольку Семар — один из немногих персонажей историй о ваянгах, не принадлежащих индийской мифологии , его происхождение неясно. Одна из гипотез состоит в том, что он и его сыновья — древние местные божества, которые были прокляты и понижены в звании до слуг с появлением героев -кшатриев из индийского эпоса. [ 8 ] [ 9 ] Семар также напоминает фигуру клоуна видусака из индийской санскритской драмы. [ 10 ]
Первое известное появление Семара относится к эпохе Маджапахита . В 1358 году рельеф Судамалы в Канди Тигаманги и в Канди Сукух , датированный 1439 годом. Рельеф был скопирован с истории ваянга того периода, когда, как известно, впервые появился Семар. [ 11 ]
Истории
[ редактировать ]В одной из версий « Бабад Танах Джави» (яванского мифа о сотворении мира) Семар возделывал небольшое рисовое поле возле горы Мербабу в течение десяти тысяч лет, прежде чем на нем появились люди. Его потомки, духи острова, вступали в конфликт с людьми, расчищая поля и заселяя остров. Могущественный священник, неспособный отступить от приказа своего короля продолжать обработку острова, предоставил Семару роль, которая позволила бы его детям и внукам остаться. Роль Семара заключалась в том, чтобы быть духовным наставником и магической поддержкой королевской семьи, и те из его потомков, которые также защищают людей Явы, могут остаться там. [ 1 ]
Одна из генеалогий Семара состоит в том, что он является старшим потомком Бога и старшим братом Батара Гуру , царя других богов; однако Семар стал мужчиной. [ 12 ] Другая генеалогия гласит, что он сын Адама и Евы . Его брат, Пророк Шит (библейский Сет ) был предком различных пророков, таких как Иисус и Мухаммед , от которых произошли различные западные народы, в то время как Семар (известный как «Саян Сис») был предком как индусов, так и яванцы. [ 12 ] В том и другом случае Семар в своем неуклюжем, уродливом человеческом облике представляет собой одновременно бога и шута, самого духовно утонченного и внешне грубого. [ 12 ]
Использование в фильмах
[ редактировать ]

Семар и его сыновья впервые появляются во второй части пьесы ( патет санга ), [ 13 ] как слуги и советники того, кем бы ни был герой пьесы ваянг. [ 14 ] В сюжетах ваянгов Семар никогда не ошибается и обладает обманчивой силой. Он единственный персонаж, который осмеливается протестовать против богов, включая Батара Гуру ( Шиву ) и Батари Дургу , и даже заставлять их действовать или воздерживаться. [ 7 ]
Он часто представляет реалистический взгляд на мир в отличие от идеалистического. Его роль как слуги – подбадривать отчаявшихся и притуплять гордыню победителей. Клиффорд Гирц сравнил свою роль по отношению к Арджуне с ролью принца Хэла и его отца в шекспировском « Генрихе IV» , а его роль критика мировоззрения пьесы и противоядия от гордости аналогична роли Фальстафа . [ 15 ]
Также было высказано предположение, что Семар является символом крестьянства, не включенного иным образом в дворцовую иерархию; что в некоторых более популярных формах драмы он и другие клоуны доминируют над королевскими героями, поддерживающими эту идею. [ 15 ] [ 16 ]
Келантанские практикующие ваянг кулит (известный в местном масштабе как Ваянг Сиам), которых сами обучали и вдохновляли коллеги на Яве, однажды призвали Семара (известного здесь как Пак Догол или Пак Дога ) вместе с Шивой и Вишну перед началом своих выступлений. [ 17 ] Пак Догол также является наиболее ритуально важной фигурой в пантеоне Ваянг Сиам. [ 18 ]
Другие представления
[ редактировать ]Семар также появляется на некоторых церемониальных орудиях, пусаках важных семей. В этой роли он представляет фигуру предка. [ 19 ]
есть невысокий прямоугольный канди, На плато Диенг известный как Канди Семар , возможно, первоначально это была сокровищница. [ 20 ] но ученые обычно предполагают, что это имя было дано храму спустя столетия после его возведения. [ 21 ]
В балийской мифологии аналогом Семара является Твален . [ 22 ] В Ваянг кулит Келантан аналогом Семара является Пак Догол. [ 23 ]
Во время перехода к новому порядку в марте 1966 года Сухарто силы окрестили документ Приказа одиннадцатого марта « Суперсемаром ». Хотя это аббревиатура его официального названия («Сурат Перинтах Себелас Марет»), академические историки, такие как Клэр Холт и Дэвид Буршье, пришли к единому мнению, что Сухарто намеренно связал свой образ с образом Семара, чтобы обратиться к яванскому населению Индонезии. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Буршье, Дэвид. Нелиберальная демократия в Индонезии: идеология семейного государства . Оксфорд: Рутледж, 2015.
- Брэндон, Джеймс Р. На золотых престолах: три яванских пьесы теней . Кембридж: Гарвардский университет, 1970.
- Гирц, Клиффорд. Религия Явы . Гленко, Иллинойс: Свободная пресса, 1960.
- Холт, Клэр. Искусство в Индонезии: преемственность и изменения . Итака: Корнеллский университет, 1967.
- Хун Чой Ли. Хрупкая нация: индонезийский кризис . Всемирный научный, 1999.
- Юсуф, Гулам-Сарвар. «Словарь традиционного театра Юго-Восточной Азии». Куала-Лумпур: Оксфорд, 1994.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гирц, 23 года.
- ^ Перейти обратно: а б Холт, 144.
- ^ Перейти обратно: а б с Будихарджа, «Grepen uit de Wajang», Джава II (1922), 22–23; цитируется по Holt, 145.
- ^ Брэндон, 13.
- ^ Холт, 160.
- ^ Брэндон, 24.
- ^ Перейти обратно: а б Холт, 145.
- ^ Дж. Кац, "Какой Семар?" Джава III (1923), 55 лет; цитируется по Holt, 145.
- ^ Брэндон, 18.
- ^ Брэндон, 3-4.
- ^ Хун, 106
- ^ Перейти обратно: а б с Гирц, 276.
- ^ Брэндон, 79.
- ^ Фриц А. Вагнер, Индонезия: Искусство островной группы . Нью-Йорк: Издательство Crown Publishers, 1959; 130.
- ^ Перейти обратно: а б Гирц, 277.
- ^ HO, «Петроек альс Ворст», Джава , III (1922), 169–172; цитируется по Holt, 145.
- ^ С. Сингаравелу (июль 1970 г.). «Обращения к Натарадже в играх теней Юго-Восточной Азии: с особым упором на келантанскую игру теней». Журнал Сиамского общества . 58 : 47.
- ^ Проект, ~ Кобой (13 сентября 2023 г.). «Пак Догол и Вак Лонг» . Проект Кобой . Проверено 03 июля 2024 г.
- ^ Вагнер, 162.
- ^ Ананда К. Кумарасвами, История индийского и индонезийского искусства , Нью-Йорк: Дувр, 1985, 202.
- ^ Холт, 53.
- ^ Джин Скотт-Кембалл, Яванские теневые куклы: Коллекция Лотереи в Британском музее , Попечители Британского музея, 1970, 18.
- ^ Юсуф, Гулам-Сарвар; Хор, Хенг-Киа (2017). «Ваянг Кулит Келантан: исследование характеристик и марионеток» . Азиатский театральный журнал . 34 (1): 1–25. дои : 10.1353/atj.2017.0002 . ISSN 1527-2109 .
- ^ Холт, 144–45; цитируется по Bourchier, 130.