Нгаджат
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
![]() | |
Родное имя | Танда Нгаджат |
---|---|
Этимология | Согласно второму изданию словаря языка ибан, Dewan Bahasa dan Pustaka Malaysia, термин «ngajat» происходит от глагола «kajat», что означает «прыгать». |
Жанр | Традиционный |
Инструмент(ы) | гонги , кананг , кетебунг , «затягивание». |
изобретатель | Ибан люди |
Год | 16 век [ 1 ] |
Источник | Саравак , Малайзия [ 2 ] [ 3 ] |
Нгаджат — популярная группа танцев среди народа ибан в Сараваке , Малайзия . [ 4 ] [ 5 ] Он также популярен в Брунее и Западном Калимантане , Индонезия . [ 6 ] [ 7 ] В 2007 году Нгаджат был признан нематериальным культурным наследием Малайзии министром культуры, искусства и наследия . [ 8 ]
История
[ редактировать ]История танца Нгаджат начинается с того, что предки общины Ибан следовали движениям обычной холмистой майны и великого аргуса . Согласно устному интервью с ибанцем из Лубук Анту , Саравак , предки общины ибан мечтали приехать в отдаленную деревню. Там они искали место для выращивания риса, место для охоты и наткнулись на следы обычной холмистой майны . Когда они увидели следы, это движение показалось им танцем Нгаджат, который заставил их следовать за движением.

Танцуя, они взглянули на гору и увидели огромного аргуса. Огромный аргус захлопал и расправил крылья, словно это была человеческая рука. Они также следили за его движениями. И в результате движения двух движений был создан «Бунгаи Аджат» или «Бунга Аджат». Вот почему, когда народ ибан танцует и играет музыку, обыкновенная горная майна также двигает ногами, а большой аргус - крыльями.
Неизвестно, когда появился этот танец, но считается, что он связан с этнической группой ибан с 16 века.

Типы
[ редактировать ]Нгаджат состоит из нескольких типов, в том числе:
- Нгаджат Инду [нга-джат ин-дук]
- Нгаят Бебунух [нга-джат бе-бу-нуэх]: этот танец, представленный молодыми людьми общины, представляет собой воспроизведение или повторение того, что делают мужчины, когда сталкиваются с врагами или когда они занимаются повседневными делами, такими как охота.
- Нгаят Лесунг [нга-джат ле-суэн]: иллюстрирует проявление силы и мужественности у мужчин Ибана. В этой традиционной практике воин демонстрирует свою силу, поднимая зубами деревянную рисовую ступку весом около 20 килограммов ( лесунг каю ) во время танца, и завершается тщательным размещением ступки на полу, кульминацией которого является быстрое прикосновение пятки к сцена. [ 9 ] [ 10 ]
- Нгаят Семаин [нга-джат се-ма-йен]
- Танец Берая [нга-джат бе-ра-йа]
- Нгаджат Пуа Кумбу [нга-джат пу-вак кум-бук]: Обычно исполняется женщинами. Поскольку этот танец называется Пуа кумбу, танцоры танцевали, держа Пуа кумбу (цветочная ткань ибан) в качестве инструмента во время выступления. Этот танец обычно исполняется во время Гавай Келингкан. Во время Гавай Келингканга, отмечаемого в целях подготовки или ознаменования успеха пресловутой Нгаяу (охоты за головами), танцоры приветствовали парад воинов, несущих голову врага, приближающегося к длинному дому. Затем главная героиня «Келингканга» клала «мускатный орех» в расческу. С победным криком и звуком летучей мыши танцоры Пуа кумбу возглавляют процессию к «тандзю» (внешней платформе длинного дома), размахивая крокодилом, удерживающим голову врага в спине, призывая к защите от пленника. дух. Прежде чем парад девиц достигнет стадии церемонии, предкам будет предложена свинья. Затем танцоры пуа-кумбу продолжают размахивать головой врага, а за ними следует воин. После семи раундов голову повесят на дерево. Сегодня голова врага заменена символом кокоса. [ 11 ]
- Нгаджат Мука Кута [нга-джат му-как ку-та]: Нгаджат кута — еще один тип танцевального представления, в котором участвуют танцоры мужского и женского пола. Обычно его исполняют по случаю таких торжеств, как открытие культурных мероприятий Ибана.
- Нгаят Нгалу Темуай [нга-джат нга-лу тэ-му-вай]: представлен с целью встречи особых гостей. Обычно этот танец исполняется во время открытия официальной церемонии, на которой присутствует много почетных гостей и публики. Танец исполняется при сопровождении гостей к руководителю длинного дома. Этот танец приветствуется для гостей, которые приходят в длинный дом во время Гавая или других фестивалей. [ 12 ]
- Нгаджат Май Анту Пала [нга-джат ма-йик ан-ту па-лак]: Нгаджат для тех, кто ибан, - это приветственный танец во время Дня Гавай , перед войной и после сезона сбора урожая. В старину танец исполняли после возвращения с войны. Танцоры встают в круг и прыгают под музыку. На Гаваи Сандау Ари для почетных гостей играют на барабане. В другом варианте танцор держит деревянный щит в левой руке и меч в правой и танцует лицом к врагу, раскачиваясь телом влево и вправо.
Музыкальное оборудование
[ редактировать ]Музыкальные инструменты включают большие и средние гонги (тавак и бебендай), барабаны или кетебунг/думба и набор маленьких гонгов энкурумонг . Беликан — еще один струнный инструмент, используемый для исполнения танца нгаят.
Одежда
[ редактировать ]Танцоры-мужчины носят традиционные костюмы, такие как «сетка», «гагун» или одежда птиц. Гагунг — это своего рода толстые и твердые доспехи, сделанные из шкуры животного, например медвежьего , но не прошитые по бокам. Танцоры также носят шляпы, украшенные перьями.
Танцовщицы, получившие прозвище «Куманг», носят такую одежду, как головной убор, крючки высоко на груди, ткань, завязанная на талии, браслеты и серьги на руках и ногах.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Танец Нгаджат» . www.ichlinks.com . Проверено 15 января 2024 г.
- ^ «Нгаджат Ибан: Культурное исследование» (PDF) . Купас Сесни: Журнал искусства и художественного образования (на малайском языке). 8 (2). 2020. doi : 10.37134/kupasseni.vol8.2.6.2020 .
- ^ Ньямбар, Никисон (27 мая 2019 г.). «Танец Нгаджат, самобытность народа Ибан» (на малайском языке) . Проверено 15 января 2024 г.
- ^ «Нгаджат Ибан: Культурное исследование» (PDF) . Купас Сесни: Журнал искусства и художественного образования (на малайском языке). 8 (2). 2020. doi : 10.37134/kupasseni.vol8.2.6.2020 .
- ^ Ньямбар, Никисон (27 мая 2019 г.). «Танец Нгаджат, самобытность народа Ибан» (на малайском языке) . Проверено 15 января 2024 г.
- ^ Хазима, Махира Назатул; Плата, Лиан Квен (2023). «От мигрантов к гражданам: Ибан Мелиласа Лонгхаус, Бруней-Даруссалам» . (Повторно) представляем Бруней-Даруссалам. Азия в переходном периоде . 20 . Сингапур: Спрингер. дои : 10.1007/978-981-19-6059-8_15 .
- ^ Ююн, Чичи Деонезия; Фреттисари, Имма; Муниир, Асфар (2020). «Значение символов одежды танца нгаджат у ибан-даяков из деревни Нгаунг Керух, регентство Капуас Хулу» . Журнал образования и экваториальных исследований . 9 (4). ISSN 2715-2723 . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ «Национальное наследие 2007» (на малайском языке). Департамент национального наследия. 6 июля 2007 года . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Чон, Се Джун (2022). Ибан Аджат: Структура оцифровки для сохранения традиционного танца саравак (PDF) (докторская диссертация). Квинслендский технологический университет . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ «Танец Нгаджат Лесонг» . Национальный департамент культуры и искусств, Саравак . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ «Танец Нгаджат Пуа Кумбу» . Национальный департамент культуры и искусств, Саравак . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ «Танцы встречают гостей» . Национальный департамент культуры и искусств, Саравак . Проверено 22 января 2024 г.