Jump to content

Гаджеты Даяка

Гаджеты Даяка
Девушки Ибан, одетые в традиционные костюмы во время фестиваля Гавай в Дебаке , Бетонг регион , Саравак
Официальное название Гаджеты Даяка
Также называется Ари Гавай ( народ ибан ), Анду Гавай ( бидаю )
Наблюдается Саравак, Западный Калимантан
Тип Религиозный, социальный, традиционный этнический фестиваль
Торжества Гаджеты Даяка
Начинается 1 июня
Заканчивается 2 июня
Дата 1 июня
В следующий раз 1 июня 2025 г. ( 01.06.2025 )
Частота ежегодный
Первый раз 1965 год Саравак , , Малайзия.

Гавай Даяк (ранее известный как День Даяка или День Саравака) — ежегодный фестиваль и государственный праздник, отмечаемый народом Даяк в Сараваке , Малайзия , 1 и 2 июня. День Саравака теперь отмечается 22 июля каждого года. [1] Гавай Даяк был задуман радиопродюсерами Таном Кингсли и Оуэном Ляном, а затем подхвачен сообществом даяков. Британское Днем колониальное правительство отказывалось признавать День даяка до 1962 года. Они назвали его Саравака для включения всех сараваков в качестве национального дня, независимо от этнического происхождения. Это одновременно религиозное и общественное событие, признанное с 1957 года.

1 июня 1963 года Датук Майкл Бума, уроженец Бетонга, устроил празднование первого Гавай Даяка в своем доме в Сиол Кандис, Кучинг . [2] 25 сентября 1964 года День Саравака был объявлен государственным праздником в честь образования Федерации Малайзии . Праздник впервые отметили 1 июня 1965 года и стал символом единства, стремления и надежды общины даяков. Это неотъемлемая часть общественной жизни Даяка. Это день благодарения, отмечающий обильный урожай, и время планировать новый сельскохозяйственный сезон или другие предстоящие начинания.

В тот же день он также отмечается даяками в Западном Калимантане , Индонезия , хотя и не является государственным праздником, как и другие диаспоры даяков (особенно ибан и бидаюх) по всей Малайзии, Индонезии и в целом.

Введение

[ редактировать ]

Гавай Даяк происходит от Гавай, что означает фестиваль , и Даяк, собирательное название коренных народов Саравака , индонезийского Калимантана и внутренних районов Борнео . Численность населения составляет от двух до четырех миллионов человек. Даяки, ранее известные как морские даяки , в основном состоят из народа ибан . другие этнические группы, такие как народ бидаю ( Лэнд-Даяк ) и оранг-улу Признаны и . Оранг Улу включают каянцев , кенийцев и лунбавангов . В регионе насчитывается более 200 речных и горных этнических подгрупп. Хотя эти народы имеют общие черты, каждый из них имеет свой диалект , обычаи, законы, территорию и культуру. Даякские языки относятся к австронезийским языкам . Даяки приняли анимизм и язычество , но в последнее время многие из них обратились в христианство.

Подготовка

[ редактировать ]

По мере приближения дня фестиваля все будут заняты генеральной уборкой, посещением могил, сушкой и измельчением риса, сбором и приготовлением еды и окончательным украшением дома, где это необходимо. Порядок празднования Гавай Даяка варьируется от места к месту, и подготовка начинается заранее.

Еда и напитки

[ редактировать ]

Когда длинный дом соглашается принять Гавай Даяк с большими ритуальными фестивалями, им, возможно, придется посадить дополнительный рис и организовать биржу труда ( бедурок ). Рис можно купить в городах, если фестиваль проводится в месте, где рисовое земледелие отсутствует или недостаточно. [3] Традиционный ликер Даяк — это рисовое вино , называемое туак , сваренное как минимум за месяц до Гавай Даяк. Напиток варится из клейкого риса недавнего урожая, смешанного с домашними дрожжами , называемыми ципингом . Традиционно туак готовили только из рисового молока, но теперь его нарезают сахаром и водой в процессе, называемом мандок . Более крепкий алкогольный напиток, производимый ибаном, — это лангкау (называемый «арак тонок» бидаю , «сожженный дух»). Этот напиток готовят путем перегонки туака на огне.

Традиционные торты-лакомства готовят из клейкой рисовой муки, смешанной с сахаром. Торты включают саранг семут (торт из муравьиного гнезда), куван (лепной торт) и куих сепит (скрученный пирог). Пирожные могут хорошо храниться в банке, поскольку их обжаривают во фритюре до затвердевания. Пенганан ири ( пирожные в форме диска ) готовят непосредственно перед праздником, потому что они плохо хранятся. Это связано с тем, что пирог поднимается из горячего масла для жарки, еще не полностью затвердев. Используемый сахар может быть коричневым сахаром нипах или тростниковым сахаром .

Накануне Гавая жители длинного дома могут организовать охоту или рыбалку, чтобы добыть дикое мясо и рыбу. И то и другое можно консервировать с солью в банке или коптить на дровяной площадке над очагом. Несъедобные части животных, такие как рога, зубы, когти и перья, используются для украшения и ремонта традиционных костюмов.

Украшение длинного дома

[ редактировать ]

Длинный дом чистится, ремонтируется и перекрашивается при сотрудничестве его жителей. Длинный дом построен как уникальное место для жизни и поклонения. Его главный пост ( тианг пемун ) является назначенной отправной точкой всех строительных материалов ( пан раму ) и должен оставаться нетронутым. [4] Древесину и древесные материалы для ремонта приобретают в близлежащих заповедниках ( пулау-галау или пулау-бан ) или покупают в городах. Пантар ( длинный стул) можно построить вдоль верхней части руай (галереи). Сиденье поднимается, а тандзю ( стена веранды в качестве спинки используется ). Некоторые старые деревянные длинные дома ( румах каю ) отремонтированы с использованием бетона и кирпича, чтобы сделать террасную структуру ( румах бату ).

Внутренние стены длинного дома украшены укира фресками деревьев и диких животных , изображающими мотивы . Мужчины, обладающие навыками декорирования, создают конструкции из разделенного бамбука. Женщины украшают стены гостиной, развешивая церемониальную одежду ручной работы, называемую пуа кумбу , и другие изделия ручной работы. Оранг Улу известны своими красочными изображениями древа жизни на стенах своих домов, а их столбы домов искусно вырезаны. [5] Возле двери семейной комнаты выставлены богато украшенные щиты. Фамильные кувшины, медная посуда и старые человеческие черепа, полученные во время набегов или торговых путешествий, если они еще сохранились, очищаются и выставляются напоказ. К столбам длинного дома можно прикрепить оленьи рога, чтобы в них можно было держать богато украшенные мечи и другие предметы домашнего обихода.

Гаджет Даяк Ева

[ редактировать ]

В канун Гавая люди собирают побеги саго , обезьяны , савита или кокосовой пальмы, которые используются для приготовления мясных рагу. такие овощи, как дикий мидин папоротник , папоротник-скрипка , побеги бамбука, листья тапиоки и круглые баклажаны Также собираются даяка из близлежащих джунглей, ферм или садов.

После сбора растений и овощей рано утром птицу забивают. В тонкостенных бамбуковых бревнах среднего возраста готовят достаточно мяса, чтобы приготовить традиционное блюдо под названием пансо (ибан: лулун ). Мясо сначала смешивают с традиционными травами, такими как лемонграсс , имбирь , листья бунгканга и соль. Оставшееся мясо консервируют в соли и смешивают с листьями кепаянга и очищенными от токсинов семенами. Головы животных обжаривают на открытом огне и подают горячими с туаком . Деревянные кухонные принадлежности изготавливаются из небольших бревен.

Некоторые виды клейкого риса готовят в бамбуковых узлах, чтобы впитать аромат бамбука. Обычный рис будет готовиться в горшочках на кухонном очаге. Добавление листьев пандана также придает особый аромат. Дым от дров также придает характерный аромат. Некоторые даяки, особенно оранг-улу, заворачивают рис в длинные зеленые листья ( даун лонг ), прежде чем готовить его на пару в кастрюле. Рис также можно приготовить на газовой плите или в рисоварке .

На галерее длинного дома, которая проходит по всей длине длинного дома, разложены богато украшенные циновки для сидения гостей. Акт называется беранчау («расстилание и примыкание циновки») и знаменует открытие гавая. Даяки изготавливают различные виды традиционных циновок ручной работы. Есть тростниковые циновки с яркими узорами, циновки из ротанга лампит , циновки из коры дерева бидай и циновки перадани . Стены большинства семейных комнат и галерей украшены традиционными одеялами, такими как тканые одеяла Пуа Кумбу и одеяла из связанной ткани ( каин кебат ), изготовленные с уникальным узором даяков. Во время фестиваля женщины стремятся продемонстрировать результаты своего мастерства и упорного труда по изготовлению циновок и ручному ткачеству. Также можно увидеть некоторые традиционные корзины. В галерее также представлены некоторые наборы традиционных музыкальных инструментов.

Традиционное платье

[ редактировать ]

Мужчины и женщины могут носить нгепан , традиционный костюм, особенно когда приходят гости. Традиционная одежда мужчин представляет собой набедренную повязку ( сират или кават ), пальто из шкур животных ( гагонг ), головной убор из павлиньих перьев и птиц-носорогов ( леланджанг ), цепи на шее ( марик ), серебряные браслеты и браслеты, а также щит, меч и копье. Мужчины украшены племенными татуировками ( калингай или пантанг на Ибане), которые символизируют их жизненный опыт и путешествие. Рисунок лягушки на передней части шеи мужчины и/или узоры тегулуна на тыльной стороне руки указывают на то, что владелец отрубил человеческую голову или убил человека в военном бою. Однако некоторые модели основаны на морских обитателях и предназначены для защиты и спасения владельцев на воде.

Женщины носят ткань ручной работы ( каин бэтатинг ), которую носят вокруг талии, высокий корсет из ротанга и латунного кольца вокруг верхней части тела, селампай (длинный кусок скальпа), который носят на плечах, плетеную цепочку из бисера на шее и плечах ( марик). эмпанг ), украшенный высокий гребень ( сугу тингги ) над комком волос ( сангул ), серебряный пояс ( лампит ), нарукавник, ножной браслет и кошелек с фруктами в форме шара. В прошлом у женщин даяков было принято обнажать грудь в знак красоты. В обществе Бидаю Даяк Даюнг Борис - девушки фестиваля Гавай.

Подношения и жертвы

[ редактировать ]

Торжества начинаются вечером 31 мая с церемонии изгнания духа жадности ( Муай Анту Руа ). Двое детей или мужчин, каждый из которых тащит веялку ( чапан ), проходят мимо комнаты семьи. Каждая семья бросает в корзину какую-нибудь ненужную вещь. Ненужные предметы затем будут брошены на землю с конца длинного дома.

В сумерках ритуальная церемония подношения ( майринг или бедара в каждой семейной комнате одна за другой пройдет ). Перед церемонией ритуальная музыка, называемая генданг райах исполняется . Старые керамические тарелки, табакки (большие латунные чаши) или контейнеры из расколотой бамбуковой шкуры ( келингканг ) наполняются едой и напитками, которые предлагаются божествам.

Ибан-даяки верят в семь божеств (люди из гнезда птицы-носорога, Оранг Тансанг Кеньяланг ), чьи имена: Сенгаланг Буронг (бог войны, представленный коршуном -брахманом ); Бику Бунсу Петара (великий жрец, заместитель начальника), Менджая Мананг (первый шаман и бог медицины), Семпуланг Гана с Семеругой (бог земледелия и земли), Селампандай (бог созидания и деторождения), Ини Ине/Андан (бог справедливости) и Анда Мара (бог удачи). [6] Ибан-даяки также призывают легендарных и мифических жителей Пангау-Либау и Гелонга, а также других добрых, полезных духов или призраков присутствовать на празднике. На праздник Гавай радушно приглашается весь пантеон богов.

Подношения божествам размещаются в стратегически важных местах: в четырех углах каждой семейной комнаты для защиты душ; на кухне; в банке с рисом; в галерее; тандзю ; и ферма. Другие высоко ценимые вещи, такие как драгоценные старые кувшины и современные предметы, такие как двигатели для рисовой мельницы, лодочные двигатели или автомобиль, также могут быть помещены в подношения. Для этой церемонии будет использован любой пенгаро (амулет), чтобы обеспечить ее постоянную эффективность и избежать безумия, поразившего владельца. Кошельки кладут среди подношений, чтобы увеличить туах или состояние владельцев.

Каждый набор подношений обычно содержит определенные нечетные числа (1, 3, 5, 7) традиционных предметов: сигаретные листья нипах и табак, орех бетеля и листья сире, клейкий рис в сплетенном вручную контейнере для листьев ( сенупат ), рисовые лепешки. ( тумпи ), сунгки (клейкий рис, приготовленный в листьях бувана), клейкий рис, приготовленный в бамбуковых бревнах ( аси пулут лулун ), пенганан ири (лепешки из клейкой рисовой муки, смешанной с сахаром нипах ), лепешки из муравьиных гнезд и формованные лепешки, поприс (приготовленный из клейких рисовых зерен, нагретых в воке или кастрюле), сваренных вкрутую куриных яиц и рисового вина туак , залитого или помещенного в небольшую бамбуковую чашку.

После того, как все наборы подношений завершены, руководитель фестиваля благодарит богов за хороший урожай и просит руководства, благословения и долгой жизни, размахивая петушком над подношениями ( бебиау ). Петушка приносят в жертву, перерезав ему шею. Перья его крыльев выдергивают и притирают к кровоточащей шее, после чего каждое перо кладут в качестве жертвоприношения ( генселан ) на каждый из наборов подношений. Затем подношения размещаются в обозначенных местах. [7]

После завершения церемонии подношения семья садится за ужин: макай ди руай (обед в галерее) или макай рами (праздничный обед) в галерее длинного дома. Каждый член семьи внес свой вклад. На выставке представлены все лучшие традиционные блюда, деликатесы и напитки, которые были приготовлены.

приветствующее духов шествие ( Нгалу Петара Незадолго до полуночи по галерее несколько раз совершается конкурс красоты для выбора королевы и короля фестиваля ( Куманг и Келинг Гавай ). Иногда проводится ). Победителей выбирают по полноте традиционных костюмов и красоте. Вождь и старейшины проводят бегелигу , чтобы напомнить всем о необходимости соблюдать порядок, мир и согласие. Крупные штрафы ( уком ) налагаются на тех, кто нарушает обычный адат и праздничные правила, приводя к дракам, ссорам, пьянству или вандализму.

В полночь звонит гонг, чтобы привлечь внимание жителей. Вождь длинного дома ( туай румах ) или хозяин возглавит тост за долголетие ( Ай Пенгаю ) и новый год короткой молитвой ( сампи ). Праздничное приветствие « Гаю Гуру, Герай Ньямаи, Сенанг Лантанг Нгуан Менуа» («Желаю вам долголетия, здоровья и процветания») повторяется друг другу. Ошибки прощаются, споры разрешаются. Если есть бард , его могут попросить прочитать короткое песнопение под названием «тиманг ай пенгаю» («Воспевание воды долголетия»), чтобы благословить воду долголетия, прежде чем вождь произнесет короткую молитву.

После ужина

[ редактировать ]
Мужчина-даяк исполняет танец Нгаджат ( Нгаджат ). Танец

После ужина торжества менее формальные. древо жизни ( раньяй В центре галереи возведено ), которое символизирует ритуальную святыню с ценными плодами. Вокруг него представления танца нгжат , танца с мечами ( бепенча ) или боевого искусства самообороны ( бекунтау после некоторых символических традиционных действий проводятся ). Первым делом после ужина является бадигир , выстраивание старейшин и/или гостей, если таковые имеются, в соответствии с их социальным статусом. Табак . (чаша) с едой и напитками предлагается каждому старшему в очереди несколькими женщинами высокого социального положения в длинном доме, обычно это жена, предлагающая своему мужу Группа женщин в костюмах во главе с экспертом поет пантун (хвалебную песню), соответствующую статусу каждого старейшины, одновременно предлагая джалонг (миску) туака и несколько табас (деликатесов) нескольким ключевым старейшинам, добившимся каких-либо выдающихся жизненных достижений.

Затем главному из них будет предложено символически расколоть кокос. который символизирует трофеи-черепа, традиционно ценимые ибан-даяками, поскольку считается, что череп представляет собой различные виды ценных семян для мужчин, будь то для сельского хозяйства или для целей деторождения. В более сложных мероприятиях главный воин совершает символический акт расчистки пути ( нгеранданг джалай ). Затем за ним следуют его воины, совершающие символический акт ограждения тропы ( нгелау джалай ).

Затем следует процессия мужчин и женщин, женщин, молодежи и детей в традиционных костюмах по галерее в честь старших в очереди, обычно три раунда, в зависимости от длины длинного дома. Одним из результатов этого шествия является помазание куманга ( принцессы) и килинга (принца). После этого некоторые участники процессии могут пойти за туаком , содержащимся в нескольких банках среднего размера ( кебок или пасу ), после того как они выразят свою признательность соответствующим владельцам, которые обычно являются опытными пивоварами. Этот туак обычно представляет собой чистую жидкость клейкого риса, имеющую сладкий вкус, но содержащую высокую концентрацию алкоголя. Туак обычно пьют после еды, как виноградное вино. Ко всем подаркам были поданы некоторые блюда и напитки. Рисовые лепешки едят как десерты.

Еще одним важным занятием является пение традиционных стихов. К ним относятся пантун , рамбан , джаванг , сангай и пеландай . [8] Любого почетного гостя в длинных домах можно попросить разбить кокос, чтобы символизировать действия Сенгаланга Буронга (бога войны) во время заклинания Ибан Тиманг , которое называется нгеланпанг (очищение черепа, чтобы подарить человечеству различные виды полезных семян). . При фактическом очищении только что отнятых голов командир отряда съедал немного мозга с куском клейкого риса, а затем выбрасывал остальную часть мозга, используя кусок ротанга, который он крутил внутри черепа, и затем выбрасывал остальную часть мозга. вырежьте плоть, используя свой боевой меч. Эта церемония раскалывания кокосов является знаком уважения и почета к гостям, которым предлагается это сделать.

Другие веселые мероприятия, которые могут продлиться на следующий день, включают соревнования на духовой трубке ( сампит ) и традиционные игры, такие как армрестлинг ( бибат ленган ), перетягивание небольшого бревна ( бетарит лампонг ), перетягивание веревки ( тарит тали ) и удары ногами ( бапатис ). Некоторые занимаются петушиными боями . [9] В современных условиях виды спорта включают футбол, сепак такрав (кикбол из ротанга) и мини-футбол . Играют и в другие салонные игры, такие как катание яиц , передача тарелок под музыку табо , бег в мешках и надувание воздушных шаров, а джогет также популярны караоке и танцы .

Существует множество вариаций традиционного танца нгжат или аджат . Мужские и женские танцы состоят из изящных, точных и неожиданных движений тела, рук и ног с редкими выкриками боевого клича. Примерами являются вольный мужской танец аджат , танец воина, нгажат лесонг (танец с рисовой ступкой), охотничий танец нгасу или комический танец муар кеса (сбор урожая муравьев) для мужчин. Женщины исполняют вольный женский танец аджат или нгачат пуа кумбу (ритуальный танец размахивания тканью). Мужской танец демонстрирует силу и храбрость и может имитировать движения птицы-носорога, которая считается царем мирских птиц. Танец нгжат сопровождается традиционным оркестром, состоящим из сета энкерумонг (ударные инструменты), тавак (большой гонг), бебендай (маленький гонг) и бедуп (барабан). Музыка Оранг Улу исполняется с помощью сапе . Вместо живого выступления можно использовать записи.

Танцы Бидаю Даяк включают толак бала (отмена опасности), танец, исполняемый перед сбором урожая с просьбой о благословении и защите общины; танец тотокнг , который исполняется во время праздника урожая, чтобы приветствовать рисовую душу и гостей; ланги джуланг , который исполняется в конце праздника урожая, чтобы поблагодарить богов за дарованное им хорошее здоровье и богатый урожай; и боевой танец орла-воина, исполняемый после сезона сбора урожая. Руки вытянуты, имитируя движения орлов, хлопающих крыльями в полете. В конце концов орел теряет сознание, оставляя воина победителем. Его выполняют мужчины, ищущие партнершу-женщину.

Туак широко употребляют во время Гавая.

В первый день июня дома даяков открываются для гостей. Эта практика называется нгабанг . Дни открытых дверей также могут быть организованы ассоциациями даяков или неправительственными организациями. Это будет продолжаться до конца июня, когда гавай закроется церемонией нгилинг бидай (свертывание циновки).

Когда приходят гости, предлагают туак , и женщины выстраиваются в два ряда по обе стороны лестницы ( ньямбут пенгабанг ) . За приветственным напитком ( ай тики ) следует утоляющий жажду напиток ( ай аус ). Затем, когда гости рассаживаются, дополнительные порции туака в качестве напитка для мытья ( ай басу ), напитка прибыли ( ай тононг ) и напитка уважения ( ай баса подаются ). Это занятие называется напоением гостей или ньибур темуай .

Произносятся речи, например, джаку анса (острая речь), которая представляет почетного гостя. Почетного гостя встречают церемонией подношения возле длинного дома. Подойдя к лестнице длинного дома, почетного гостя просят открыть форт ( мука кута ). Это представлено разрезанием бамбукового забора мечом и стихотворением. Затем у подножия лестницы длинного дома протыкают животное ( манкан ).

В нгалу пенгабанге гости во главе с танцорами нгжат и сопровождаемые оркестром занимают свои места на галерее длинного дома. После этого гостевую молитву ( биау пенгабанг , читает талантливый оратор, такой как староста или бард -лемамбанг ) , пока он покачивается, держа курицу над головами гостей. Прежде чем гостям предложат еду, произносится особая речь ( мука куджук на ибанском языке), при которой открываются традиционные тканевые покрытия контейнеров с едой.

После еды семьи длинного дома посещают гости. В коротком длинном доме может быть от десяти до тридцати семейных комнат, а в умеренно длинном - от тридцати до пятидесяти семейных комнат. В очень длинном доме может быть от пятидесяти до ста семейных комнат. Даяки обычно пересказывают и обсуждают свою генеалогию ( тусут на ибане), чтобы укрепить родство. В ходе мероприятия, называемого бантил (убежденное питье), женщины предлагают мужчинам напитки, чтобы помочь им преодолеть застенчивость. Мужчины традиционно отвергают первые предложения в знак уважения к хозяину. Женщины поют традиционное стихотворение « пантун», предлагая туак . В ходе мероприятия под названием «ути » специального гостя просят открыть кокос, положенный на керамическую тарелку, с помощью тупого ножа, не трогая кокос и не разбивая тарелку. Кокос, предложенный простым гостям расколоть, рассказывает о чьем-то сердце и судьбе: белая мякоть – хорошо, черная – плохо.

Пре-Гавай и закрытие

[ редактировать ]

В городских районах пре-гавай проводится в мае перед собственно гаваем, прежде чем горожане вернутся в свои деревни.

Гавай заканчивается примерно в конце июня. Церемония закрытия обозначается символическим откатыванием циновки для церемонии замачивания называет бидай , которую каждая семья в длинном доме он известен как Нгилинг Бидай . Среди ибан-даяков .

Настоящие ритуальные фестивали

[ редактировать ]

Празднование Гавай Даяк может длиться целый месяц. Именно в это время года многие даяки проводят настоящие ритуальные фестивали и свадьбы ( Мела Пинанг). [10] или Гавай Лелаби ).

Большинство ибанов проводят незначительные обряды, называемые бедара , которые могут быть бедара мата (незрелое подношение) в семейной комнате билек или бедара мансау (зрелое подношение) в семейной галерее руай . Берунсур (очищение) совершается на семейном танджу (веранде). Ритуалы, называемые гава, — это Сандау Ари (полуденный фестиваль); Тресанг Мансау (красный бамбуковый шест); и Гавай Калингканг . [11]

Ритуальные праздники в регионах Сарибас и Скранг включают Гавай Бумаи (сельскохозяйственный фестиваль), который состоит из Гавай Бату (фестиваль точильных камней), Гавай Бених (фестиваль семян риса) и гавай басимпан (фестиваль хранения риса); [12] и Гавай Буронг (фестиваль птиц). [13] [14] [15] Фестиваль птиц проводится раньше в праздничный период, чтобы избежать порчи рисового вина духом Индай Билай , если праздник погребения мертвых ( Гавай Анту или Нгелумбонг ) также проводится в том же длинном доме.

В регионе Балех ритуальные фестивали Ибана включают Гавай Баинту-инту (фестиваль здоровья); Гавай Бумай (фермерский фестиваль); Гавай Амат (подходящий праздник для просьбы о божественной сверхъестественной помощи); [16] Гавай Нгелумбунг (фестиваль строительства гробниц) и Гавай Мимпи (фестиваль, основанный на посланиях духов во сне).

Фестивали, связанные с удачей, включают Гавай Мангконг Тианг (фестиваль забивания молотком в главном доме) для любых недавно построенных длинных домов; [17] Гавай Туах (фестиваль удачи), который состоит из трех этапов: Гавай Нгига Туах (фестиваль поиска удачи), Гавай Намака Туах (фестиваль встречи удачи), Гавай ниндокка туах (фестиваль сохранения удачи) и Гавай Таджау (фестиваль банок). [18] Разрешаются проводить фестивали, связанные со здоровьем: Гавай Сакит (фестиваль исцеления). [19] Это происходит, если белианские ритуалы, суги сакит (сверхъестественное очищение) или Ренонг сакит (сверхъестественное исцеление) не увенчались успехом.

На большинстве этих традиционных фестивалей священные призывы и заклинания, называемые пенгап или тиманг, исполняются в течение ночи бардом ( лемамбангом ) и его помощниками или манангом (целителем). [20]

Христианские праздники

[ редактировать ]

Христианские даяки заменяют традиционную церемонию подношения молитвенным собранием в семейной комнате. Соответствующего руководителя церковной службы зовут туай сембианг .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Декларация независимости Саравака, Сабаха и Сингапура» . Discovery.nationalarchives.gov.uk . Национальный архив. 1963.
  2. ^ Когда закончится гавай. Веб-сайт Borneo Post, 1 января 2012 г.
  3. ^ Санг, Анисия Джати; Тай, Кай Мэн; Лим, Чи Пэн; Саид, Нахаванди (2018). «Применение генетико-нечеткого FMEA к производству риса на богарных землях в Сараваке: перспективы окружающей среды, здоровья и безопасности» (PDF) . Доступ IEEE . 6 : 74628–74647. Бибкод : 2018IEEA...674628S . дои : 10.1109/ACCESS.2018.2883115 .
  4. ^ Анггат С. Блог Iban Longhouse Gnmawar о культурном наследии Ибана.
  5. ^ Подъем А. Базовая конструкция Ибана .
  6. ^ Сандин Б. Раджа Дуронг
  7. ^ Ариф Т. Празднование праздников урожая на Борнео. Архивировано 17 августа 2011 года в Wayback Machine Министерства туризма Малайзии.
  8. ^ [1] Анализ Leka Main Puisi Rakyat Iban Satu в формате pdf.
  9. ^ Дункан В. Булу Манок Ибан: Буджанг Суги и Рукун Сабонг.
  10. ^ Маджанг А. Мела Пинанг .
  11. ^ Сандин Б. и Сатер К. Ибан Адат и Авгури .
  12. ^ Каменные гаджеты Бенедикта Сандина
  13. ^ Сандин Б. Гавай Буронг
  14. ^ Сандин Б. Гавай Анту
  15. ^ Гриджи Х. Гавай Анту, Ибан Праздник Ушедших .
  16. ^ Пенье Дж. Тиманг Гавай Амат: исследование заклинания Тиманга Ибана Балеха .
  17. ^ Сандин Б. Гавай Пангконг Тианг
  18. ^ С Э. Пенгапом Гаваи Таджау
  19. ^ Сандин Б. Больные гаджеты .
  20. ^ Анализ Leka Main Puisi Rakyat Iban Satu. PDF.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0a77d7d09144075d75f141680b5646dd__1717544940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/dd/0a77d7d09144075d75f141680b5646dd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gawai Dayak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)