Матарам Султанат
Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( январь 2015 г. ) |
Султанат Матарам | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1586–1755 1 | |||||||||||||
Флаг | |||||||||||||
Капитал | Кота Геде (1586–1613) Карта (1613–1645) Плеред (1646–1680) Картосуро (1680–1755) | ||||||||||||
Общие языки | яванский | ||||||||||||
Религия | Суннитский ислам (синкретизированный) | ||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||
Король (Сусухунан / Султан) | |||||||||||||
• 1586–1601 (первый) | Сенопати | ||||||||||||
• 1743–1749 (последний) | Пакубувоно II | ||||||||||||
История | |||||||||||||
• Коронация | 1586 | ||||||||||||
13 февраля 1755 г. 1 | |||||||||||||
| |||||||||||||
Сегодня часть | Индонезия | ||||||||||||
^ 1 Инцидент упоминается на яванском языке как Палихан Нагари . |
История Индонезии |
---|
Хронология |
Индонезийский портал |
Султанат Матарам ( / m ə ˈ t ɑːr əm / ) был последним крупным независимым яванским королевством на острове Ява до того, как он был колонизирован голландцами. Это была доминирующая политическая сила, распространявшаяся во внутренних районах Центральной Явы с конца 16 века до начала 18 века. [ 1 ]
Матарам достиг своего пика могущества во время правления султана Агунга Аньокрокусумо ( годы правления 1613–1645 ) и начал приходить в упадок после его смерти в 1645 году. К середине 18 века Матарам уступил и власть, и территорию Голландской Ост-Индской компании. (Голландский: Vereenigde Oost-Indische Compagnie ; VOC ). К 1749 году он стал вассальным государством компании.
Этимология
[ редактировать ]Само название Матарам никогда не было официальным названием какого-либо государства, поскольку яванцы часто называют свое царство просто Бхуми Джава или Танах Джави ( букв. « Земля Явы » ). Матарам относится к историческим районам равнин к югу от горы Мерапи вокруг современных Мунтилана , Слемана , Джокьякарты и Прамбанана . Точнее, имеется в виду район Кота-Геде , столицы султаната на окраине южной Джокьякарты.
Распространенной практикой на Яве является обращение к своему королевству с помощью метонимии , в частности, по расположению его столицы. Исторически в этом регионе существовало два королевства, и оба назывались Матарам . Более позднее королевство, однако, часто называют Матарам Ислам или «Султанат Матарам», чтобы отличить его от индуистско-буддийского королевства Матарам 9-го века .
Историография
[ редактировать ]Ключевыми источниками для раскрытия истории султаната Матарам являются местные яванские исторические отчеты под названием Бабад и голландские отчеты Голландской Ост-Индской компании (VOC). Проблемы с традиционными яванскими Бабадами заключаются в том, что они часто не датированы, неясны и включают в себя неисторические, мифологические и фантастические элементы, поскольку эти яванские исторические отчеты использовались в качестве инструмента для легитимации власти правителя. Примером мифического элемента являются священные узы между Панембаханом Сенапати и мифическим Рату Кидул , правителем южных морей Явы , в качестве его духовной супруги, как утверждается в Бабад Танах Джави . [ 2 ]
Даты событий перед осадой Батавии во время правления султана Агунга , третьего короля Матарама, определить трудно. Есть несколько анналов, использованных Г. Дж. де Граафом в его историях, таких как Бабад Сангкала и Бабад Момана, которые содержат список событий и дат из яванского календаря (AJ, Anno Javanicus), но помимо сомнительной практики де Граафа просто прибавлять 78 к яванским годам. Чтобы получить соответствующие христианские годы, согласие между самими яванскими источниками также не идеально.
Яванские источники очень избирательны в датировке событий. Такие события, как возвышение и падение кратонов (дворцов), смерть важных князей, великие войны и т. д., являются единственными событиями, которые считаются достаточно важными, чтобы их датировать, используя поэтическую формулу хронограммы, называемую чандрасенгкала , которую можно выразить устно и графически, остальное просто описывается в повествовательной последовательности без дат. Опять же, эти чандрасенгкалы не всегда соответствуют анналам.
Поэтому предлагается следующее практическое правило: даты де Граафа и Риклефса за период до осады Батавии можно принять как наиболее вероятные. Для периода после осады Батавии (1628–1629 гг.) до первой войны за наследство (1704 г.) годы событий, в которых участвовали иностранцы, можно принять как определенные, но – опять же – не всегда согласуются с яванскими версиями история. События периода 1704–1755 годов можно датировать с большей уверенностью, поскольку в этот период голландцы глубоко вмешались в дела Матарама, но события за стенами кратона, как правило, трудно точно датировать.
История
[ редактировать ]Формирование и рост
[ редактировать ]Основание Королевства
[ редактировать ]Подробности в яванских источниках о первых годах королевства ограничены, и грань между историческими записями и мифами неясна, поскольку есть признаки попыток более поздних правителей, особенно Агунга, установить длинную линию законного происхождения путем изобретения предшественников. . Однако к тому времени, когда в середине 17 века начались более надежные записи, королевство было настолько большим и могущественным, что большинство историков сходятся во мнении, что оно существовало уже на протяжении нескольких поколений.
Согласно яванским записям, короли Матарама происходили от некоего Ки Агенга Села (Села — деревня недалеко от современного Демака ). В 1570-х годах один из потомков Ки Агенга Села, Кьяй Геде Паманахан, был награжден правлением землей Матарам королем Паджанга , султаном Хадивиджайей , в качестве награды за его службу по победе над Арья Панангсангом, врагом Хадивиджайи. [ 3 ] Паджанг располагался недалеко от нынешнего места Суракарты , а Матарам изначально был вассалом Паджанга. [ 1 ] Паманахана часто называли Кьяи Геде Матарам. Кьяй — мусульманский священнослужитель , хорошо образованный и пользующийся большим уважением.
Между тем, в Паджанге после смерти султана Хадивиджайи в 1582 году произошла серьезная борьба за власть. Наследник Хадивиджаи, Пангеран (принц) Беново, был изгнан Арьей Пангири из Демака и отправлен в Джипанг. Сын Панемахана, Сутавиджая или Панембахан Сенапати Ингалага, заменил своего отца примерно в 1584 году, и он начал освобождать Матарам из-под контроля Паджанга. При Сутавиджае Матарам существенно вырос за счет военных кампаний против повелителя Матарама в Паджанге и бывшего повелителя Паджанга Демака. Новый султан Паджанга, Арья Пангири, был непопулярным правителем, и Беново быстро заручился поддержкой, чтобы вернуть себе трон, и заручился поддержкой Сутавиджаи против Паджанга. Впоследствии Паджанг подвергся нападению с двух направлений: принцем Беново из Джипанга и Сутавиджайей из Матарама, и в конце концов потерпел поражение. [ 3 ] После поражения Паджанга принц Беново не осмелился выступить против Сенапати и согласился склониться перед ним и подчинить Паджанг правлению Матарама. Это событие 1586 года ознаменовало конец королевства Паджанг и возвышение его бывшего вассала, султаната Матарам.
Возвышение Матарама
[ редактировать ]Сенапати принял королевский статус, нося титул «Панембахан» (буквально «тот, кому поклоняются / семба »). Он раскрыл экспансивный характер своего правления и начал роковую кампанию на Восток вдоль реки Соло , которая повлекла за собой бесконечные конфликты. В 1586 году богатый портовый город Сурабая восстал против Панембахана Сенапати. [ 3 ] Однако Сенапати не смог прорвать защиту Сурабаяна. Затем вместо этого он завоевал Мадиун в 1590–1591 годах и повернул на восток от Мадиуна, чтобы завоевать Кедири в 1591 году и Понорого . [ 4 ] Возможно, в то же время он также завоевал Джипанг (современный Боджонегоро ) и Джагарагу (к северу от современного Магетана). Он достиг востока до Пасуруана , который, возможно, использовал свою угрозу, чтобы уменьшить давление со стороны тогдашнего могущественного Сурабаи. После своей кампании в Центральной и Восточной Яве Панембахан Сенапати обратил свое внимание на Запад, вынудив Чиребона и Галуха на Западной Яве признать господство Матарама в 1595 году. [ 4 ] Его попытка завоевать Бантен на Западной Яве в 1597 году, свидетелями которой стали голландские моряки, потерпела неудачу, возможно, из-за отсутствия водного транспорта. Позже Демак и Пати восстали, и их силы почти достигли столицы Матарама, прежде чем кавалерии Сенапати удалось их уничтожить. [ 4 ] Панембахан Сенапати умер в 1601 году и был похоронен в Кота-Геде. Ему удалось заложить прочный фундамент нового государства. Его преемник Мас Джоланг, позже известный как Сусухунан Аньокравати или Панембахан Седо инг Крапьяк, столкнется с дальнейшим восстанием. [ 4 ]
Во время правления Панембахана Аньокровати ( около 1601–1613 гг.), сына Сенапати, доминировали дальнейшие войны, особенно против могущественного Сурабаи, который уже был крупным центром власти на Восточной Яве. Он столкнулся с восстанием со стороны своих родственников, поселившихся в недавно завоеванных Демаке (1601–1604 гг.), Понорого (1607–1608 гг.) и Кедири (1608 г.). В 1612 году Сурабая снова восстал против Матарама, поскольку в ответ Анокровати завоевал Моджокерто, разрушил Гресик и сжег деревни вокруг Сурабаи. Однако Сурабая все еще оставался неукротимым. [ 4 ]
Первый контакт между Матарамом и Голландской Ост-Индской компанией (VOC) произошел при Сусухунане Аньокровати. Деятельность голландцев в то время ограничивалась торговлей с ограниченными прибрежными поселениями, поэтому их взаимодействие с внутренним королевством Матарам было ограничено, хотя в 1613 году они все же заключили союз против Сурабаи. Сусухунан Аньокровати случайно умер в том же году, когда он был в лесу Крапяк на охоте. для оленей. Ему посмертно был присвоен титул Панембахан Седа инг Крапяк (Его Величество, умерший в Крапяке).
Золотой век
[ редактировать ]Сусухунану Аньокровати наследовал его сын, герцог Мартапура. Герцог Мартапура, однако, имел слабое здоровье, и в 1613 году его быстро заменил его брат Раден Мас Рангсанг, который принял титул Панембахан инг Алага, а позже, в 1641 году, принял титул султана Агунг Аньёкрокусумо («Великий султан »). [ 4 ] Султанат Матарам под властью султана Агунга широко известен как апогей правления Матарама на Яве и золотой век коренного яванского могущества до европейской колонизации в следующем столетии.
Кампания Сурабая и восточные завоевания
[ редактировать ]Панембахан инг Алага был способным военным генералом, а также воинственным амбициозным лидером, и он стремился объединить Яву под знаменем Матарама. [ 5 ] Он ответственен за значительное расширение и прочное историческое наследие Матарама благодаря обширным военным завоеваниям во время его долгого правления с 1613 по 1646 год. [ 6 ] При султане Агунге Матарам смог расширить свою территорию, включив в нее большую часть Явы, после захвата нескольких портовых городов северной Явы. [ 1 ] Сурабая с ее сильными укреплениями и окруженная болотами по-прежнему оставалась самым грозным противником Матарама. В 1614 году Сурабая заключил союз с Кедири, Тубаном и Пасуруаном и начал вторжение в Матарам. В следующем году султану Агунгу удалось отразить союзные силы Сурабая в Вирасабе (ныне Моджоагунг, недалеко от Моджокерто). [ 6 ] Он также завоевал Маланг , к югу от Сурабаи. В 1616 году Сурабая попытался атаковать Матарам, но эта армия была разгромлена войсками султана Агунга в Сивалане, Паджанге (недалеко от Соло). Прибрежный город Ласем , недалеко от Рембанга , был завоеван в 1616 году, а Пасуруан, к юго-востоку от Сурабаи, был взят в 1617 году. Тубан , один из старейших и крупнейших портовых городов на побережье Явы, был взят в 1619 году.
Сурабая был самым злейшим врагом Матарама. Сенапати не был достаточно силен, чтобы атаковать этот могущественный город, и Аньокровати атаковал его, но безуспешно. Султан Агунг пытался ослабить Сурабаю, начав военно-морскую кампанию через Яванское море и захватив в 1622 году Сукадану , союзника Сурабаи на юго-западе Калимантана , а остров Мадура , еще одного союзника Сурабаи, был взят в 1624 году после ожесточенного сражения. [ 6 ] Вскоре укрепления Мадуры в Суменепе и Памекасане пали, Агунг назначил Адипати Сампанга Адипати Мадуры, стилизованного под принца Чакранинграта I. [ 6 ]
После пяти лет войны Агунг наконец завоевал Сурабаю в 1625 году. Город был взят не прямым военным вторжением, а путем осады; Агунг установил жесткую блокаду с суши и моря, заставив Сурабаю подчиниться голодом. [ 6 ] С приходом Сурабаи в состав империи королевство Матарам охватило всю центральную и восточную Яву, а также Мадуру и Сукадану на юго-западе Борнео. [ 5 ] за исключением западной и восточной оконечности острова и его гористого юга (за исключением Матарама, конечно). Султан Агунг укрепил свое политическое единство, заключив брачный союз своей Адипати с принцессами Матарама. Сам Агунг взял руку принцессы Чиребон как свою супругу, пытаясь закрепить за Чиребоном статус верного союзника Матарама. [ 5 ] К 1625 году Матарам был бесспорным правителем Явы. Однако такой могучий подвиг не удержал бывших повелителей Матарама от восстания. Паджанг восстал в 1617 году, а Пати восстал в 1627 году. После захвата Сурабаи в 1625 году экспансия остановилась, пока империю охватили восстания.
Батавская кампания и западные завоевания
[ редактировать ]Вдоль западной Явы Бантен и голландское поселение в Батавии оставались вне контроля Агунга. Пытаясь объединить Яву, Агунг объявил Матарам государством-преемником Демака, который исторически считал Бантен своим вассальным государством. Однако Бантенский султанат выступил против притязаний Агунга, предпочитая оставаться суверенным государством. Поэтому Агунг рассматривал военное завоевание как средство принуждения Бантена к гегемонии Матарама. Однако, если бы Агунг повел свои армии на Бантен, портовый город Батавия стал бы потенциальным противником слишком близко к региону Бантен. Это не помешало Агунгу реализовать свои претензии, поскольку он уже воспринимал голландское правление Батавией как угрозу гегемонии Матарама, тем самым создавая дополнительные причины для похода на Батавию по пути в Бантен. [ 5 ]
В 1628 году Агунг и его армия начали осаду Батавии . [ 1 ] Начальные этапы кампании против Батавии оказались трудными из-за отсутствия материально-технической поддержки войск Агунга. Чтобы избежать повторения такой неадекватности, Агунг основал фермерские поселения вдоль северного побережья Западной Явы. Этому способствовали построенные рисовые амбары и яванские корабли, наполненные рисовыми пайками для поддержки войск Матарама. Однако после обнаружения голландскими кораблями и шпионами работа этих яванских кораблей и рисовых амбаров в конечном итоге была остановлена или сожжена. [ 5 ] В результате большое количество войск Матарама снова пострадало от недостаточной материально-технической поддержки и, в конечном итоге, от голода. Попытка Агунга вторгнуться в Батавию в конечном итоге закончилась неудачей.
Подавление восстаний и восточная кампания
[ редактировать ]В 1630 Матарам подавил восстание в Тембаяте (к юго-востоку от Клатена ), а в 1631–36 Матараму пришлось подавлять восстание Сумеданга и Укура на Западной Яве. Риклефс и де Грааф утверждали, что эти восстания в конце правления султана Агунга произошли главным образом из-за его неспособности захватить Батавию в 1628–1629 годах, что разрушило его репутацию непобедимого и вдохновило вассала Матарама на восстание. Этот аргумент кажется несостоятельным по двум причинам: во-первых, восстания против султана Агунга начались уже в 1617 году и произошли в Пати даже в период его пика непобедимости после взятия Сурабаи в 1625 году. Вторая, и более важная, военная неудача в захвате С яванской точки зрения Батавия не рассматривалась как политическая неудача. После неудачной кампании в Батавии Гресик попытался восстановить власть на Восточной Яве и возглавил восстание, которое быстро было полностью подавлено в 1635 году. [ 7 ]
Султан также начал « священную войну » против все еще индуистского Бламбангана на крайнем востоке Явы. [ 1 ] В то время королевство Бламбанган поддерживалось Королевством Гельгель на Бали , которое рассматривало его как буфер против исламской экспансии мусульманского Матарама. Бламбанган сдался в 1639 году, но быстро восстановил свою независимость в 1659 году и воссоединился с Бали в 1697 году, после того как войска Матарама ушли. [ 7 ]
В 1641 году яванские послы, отправленные Агунгом в Аравию, прибыли домой после получения разрешения на ношение титула «султан» от Мекки . Мекка также отправила ко двору Агунга множество улемов. Его исламское имя и титул, полученные из Мекки, - «Султан Абдул Мухаммад Маулана Матарами». [ 8 ]
В 1645 году султан Агунг начал строительство Имогири , места своего захоронения, примерно в пятнадцати километрах к югу от Джокьякарты. Имогири по сей день остается местом упокоения большей части королевской семьи Джокьякарты и Суракарты. Агунг умер весной 1646 года, оставив после себя империю, которая охватывала большую часть Явы и простиралась до соседних островов.
Отклонить
[ редактировать ]Борьба за власть
[ редактировать ]Заняв трон, сын Агунга Сусухунан Амангкурат I попытался обеспечить долгосрочную стабильность в королевстве Матарама, убивая местных лидеров, которые были недостаточно почтительны к нему, в том числе все еще могущественного дворянина из Сурабаи, Пангерана Пекика, его тестя. и казнил Панембахана Адинингкусуму (посмертно: Панембахан Гирилая), короля Чиребона, своего зятя. Он также закрыл порты и уничтожил корабли в прибрежных яванских городах, чтобы не дать им получить слишком большую власть за счет своего богатства. Это действие разрушило прибрежную экономику Явана и подорвало яванское морское мастерство, которое взращивалось со времен Сингхасари и Маджапахита. Таким образом, на следующие столетия Матарам превратился в преимущественно сельскохозяйственное внутреннее королевство. Из-за этого Амангкурат I был нотариально заверен как безжалостный король. [ 9 ] Он даже убил 5 000–6 000 улемов и членов их семей из-за их предполагаемой причастности к заговору государственного переворота. [ 10 ] Несмотря на свою политическую безжалостность, в отличие от своего отца, Амангкурат I не был опытным военачальником и не смел продолжать конфронтацию с голландцами, поскольку в 1646 году он подписал с ними мирное соглашение. [ 9 ] Чтобы укрепить свою славу, новый король покинул Карта, столицу султана Агунга, и переехал в более величественный дворец из красного кирпича в Плереде (ранее дворец был построен из дерева).
К середине 1670-х годов недовольство королем переросло в открытое восстание, начавшееся с непокорной Восточной Явы и переползшее вглубь страны. Наследный принц (будущий Амангкурат II) чувствовал, что его жизнь не была в безопасности при дворе после того, как он взял наложницу своего отца с помощью своего деда по материнской линии, Пангерана Пекика из Сурабаи, что заставило Амангкурат I подозревать заговор между сурабайскими группировками с целью захвата власти. в столице, используя влиятельное положение внука Пекикса как наследного принца. Он вступил в сговор с Панембаханом Рамой из Каджорана, к западу от Магеланга, который предложил военную стратегию, согласно которой наследный принц финансировал зятя Рамы, Трунаджайю, для начала восстания на Восточной Яве. Раден Трунаджайя , принц из Аросбая, Мадура, возглавил восстание, поддержанное странствующими бойцами из далекого Макассара во главе с Кренгом Галесонгом. [ 9 ] развивалось Восстание Трунаджайи быстро и сильно и в середине 1677 года захватило королевский двор в Плереде в Матараме. Король бежал на северное побережье вместе со своим старшим сыном, будущим королем Амангкуратом II , оставив младшего сына Пангерана Пугера в Матараме. Очевидно, более заинтересованный в прибыли и мести, чем в управлении борющейся империей, мятежник Трунаджайя разграбил двор и удалился в свою цитадель в Кедири, Восточная Ява, оставив принца Пугера под контролем слабого двора. Воспользовавшись этой возможностью, Пугер занял трон в руинах Плереда с титулом Сусуханан инг Алага.
Амангкурат II и начало иностранного участия
[ редактировать ]По пути в Батавию, чтобы попросить помощи у голландцев, Амангкурат I умер в деревне Тегаларум недалеко от Тегала сразу после своего изгнания, сделав Амангкурат II королем в 1677 году. [ 9 ] Он тоже был почти беспомощен, бежав без армии и казны, чтобы ее построить. Пытаясь вернуть себе королевство, он пошел на существенные уступки Голландской Ост-Индской компании (VOC), которая затем начала войну, чтобы восстановить его в должности. Он пообещал передать ЛОС портовый город Семаранг , если они предоставят ему войска. [ 9 ] Для голландцев стабильная империя Матарам, которая была им в большом долгу, помогла бы обеспечить продолжение торговли на выгодных условиях. Они были готовы предоставить свою военную мощь, чтобы сохранить целостность королевства.
Многонациональные голландские войска, состоящие из легковооруженных войск из Макасара и Амбона, а также хорошо оснащенных европейских солдат, сначала разгромили Трунаджайю в Кедири в ноябре 1678 года, а сам Трунаджайя был взят в плен в 1679 году недалеко от Нгантанга к западу от Маланга, затем в 1681 году союз ЛОС и Амангкурата II вынудил Сусухунана инг Алага (Пугера) отказаться от престола в пользу своего старшего брата Амангкурата II. В 1680 году Амангкурат II стал королем Матарама, получив корону от голландцев. В качестве компенсации за голландскую поддержку, кроме Семаранга, Матарам должен передать Богор , Караванг и Прианган ЛОС. [ 9 ] Чиребон также был вынужден перейти от Матарама к голландцам и стал государством-протекторатом голландцев. Поскольку падение Плереда считалось неблагоприятным, Амангкурат II перенес столицу в Картасуру в земле Паджанг (северная часть участка земли между горами Мерапи и горой Лаву, южная часть - Матарам). Голландцы также построили форт в Картасуре, чтобы контролировать и защищать новую столицу. [ 9 ]
Оказав помощь в возвращении своего трона, голландцы взяли Амангкурат II под свой жесткий контроль. Амангкурат II был явно недоволен ситуацией, особенно усилением голландского контроля над побережьем, но он был беспомощен перед лицом огромного финансового долга и угрозы голландской военной мощи. Король участвовал в серии интриг, пытаясь ослабить позиции голландцев, не вступая с ними в прямой бой; например, пытаясь сотрудничать с другими королевствами, такими как Чиребон и Джохор , и суд укрывал людей, разыскиваемых голландцами за нападения на колониальные офисы или нарушение судоходства, таких как Унтунг Сурапати. В 1685 году Батавия послала капитана Тэка, офицера, захватившего Труноджойо, чтобы захватить Сурапати и обсудить дальнейшие детали соглашения между ЛОС и Амангкуратом II, но король устроил уловку, в которой он притворился, что помогает Тэку. Тэк был убит при преследовании Сурапати в Картасуре, тогдашней столице Матарама (ныне Картасура недалеко от Соло), но Батавия решила ничего не делать, поскольку ситуация в самой Батавии была далека от стабильной, как, например, восстание капитана Йонкера, местного командующего Поселение амбонцев в Батавии в 1689 году. В основном из-за этого инцидента к концу его правления Амангкурат II вызвал глубокое недоверие со стороны голландцев, но Батавия также не была заинтересована в провоцировании новой дорогостоящей войны на Яве.
Войны за престолонаследие
[ редактировать ]Амангкурат II умер в 1703 году, и ему на короткое время наследовал его сын Амангкурат III . [ 9 ] Однако на этот раз голландцы считали, что нашли более надежного клиента, и поэтому поддержали его дядю Пангерана Пугера, бывшего Сусухунан инг Алага, который ранее потерпел поражение от ЛОС и Амангкурата II. Перед голландцами он обвинил Амангкурата III в планировании восстания на Восточной Яве. В отличие от Пангерана Пугера, Амангкурат III унаследовал семейные связи с сурабайским правителем Джанграной II от Амангкурата II, и это придало правдоподобность утверждению о том, что он сотрудничал с ныне могущественным Унтунгом Суропати в Пасуруане . Панембахан Чакранинграт II из Мадуры, самый надежный союзник ЛОС, убедил голландцев поддержать Пангерана Пугера. Хотя Чакранинграт II питал личную ненависть к Пугеру, этот шаг понятен, поскольку союз между Амангкуратом III и его родственниками из Сурабаи и Сурапати в Бангиле стал бы большой угрозой положению Мадуры, даже несмотря на то, что отец Джанграны II был зятем Чакранинграта II.
Пангеран Пугер принял титул Пакубуваны I после своего вступления на престол в июне 1704 года. Конфликт между Амангкуратом III и Пакубуваной I, последним в союзе с голландцами, обычно называемый Первой яванской войной за наследство , длился пять лет, прежде чем голландцам удалось установить Пакубувана. В августе 1705 года вассалы Пакубувоно I и силы ЛОС захватили Картасуру без сопротивления Амангкурата III, силы которого трусливо повернули назад, когда враг достиг Унгарана. Войска Сурапати в Бангиле, недалеко от Пасуруана, были разгромлены союзом ЛОС, Картасуры и Мадуры в 1706 году. Джанграна II, который склонялся на сторону Амангкурата III и не отважился оказать какую-либо помощь в захвате Бангила, был призван явиться. перед Пакубуваной I и убит там по запросу ЛОС в том же году. Амангкурат III бежал в Маланг вместе с потомками Сурапати и остатками его сил, но Маланг тогда был ничейной землей и не предлагал никакой славы, достойной короля. Таким образом, хотя союзные операции в восточных внутренних районах Явы в 1706–08 годах не принесли большого успеха в военном отношении, падший король сдался в 1708 году, соблазнившись обещаниями домашнего хозяйства (лунгух) и земли, но был сослан на Цейлон. вместе со своими женами и детьми. Это конец Сурабайской фракции в Матараме, и – как мы увидим позже – эта ситуация приведет к взрыву политической бомбы замедленного действия, заложенной султаном Агунгом при захвате Сурабаи в 1625 году.
С установлением Пакубуваны голландцы существенно усилили свой контроль над внутренними районами Центральной Явы. Пакубувана Я был более чем готов согласиться на все, о чем его просил ЛОС. В 1705 году он согласился уступить ЛОС регионы Чиребон и восточную часть Мадуры (при Чакранинграте II), над которыми Матарам и так не имел реального контроля. ЛОС получил Семаранг в качестве новой штаб-квартиры, право строить крепости в любом месте на Яве, гарнизон в кратоне в Картасуре, монополию на опиум и текстиль, а также право покупать столько риса, сколько они хотят. Матарам будет платить ежегодную дань в размере 1300 тонн риса. Любой долг, сделанный до 1705 года, был аннулирован. В 1709 году Пакубувана I заключил еще одно соглашение с ЛОС, по которому Матарам будет платить ежегодную дань в виде древесины, индиго и кофе (посаженных с 1696 года по просьбе ЛОС) в дополнение к рису. Эта дань, больше чем что-либо еще, сделала Пакубувану I первой настоящей марионеткой голландцев. На бумаге эти условия казались голландцам очень выгодными, поскольку сама ЛОС в период 1683–1710 годов испытывала финансовые трудности. Но способность короля выполнить условия соглашения во многом зависела от стабильности Явы, для которой ЛОС дала гарантию. Позже выяснилось, что военная мощь ЛОС неспособна справиться с такой огромной задачей.
В последние годы правления Пакубуваны, с 1717 по 1719 год, доминировало восстание на Восточной Яве против королевства и его иностранных покровителей. Убийство Джанграны II в 1706 году побудило трех его братьев, регентов Сурабаи, Джанграны III, Джаяпуспита и Суренграны, поднять восстание с помощью балийских наемников в 1717 году. Дань Пакубуваны I ЛОС обеспечила ему власть, которой боялись его подданные в Центральной Яве, но впервые с 1646 года Матарамом правил король, не имеющий какой-либо восточной связи. У Сурабаи больше не было причин подчиняться, и жажда мести заставила братьев-регентов открыто оспаривать власть Матарама на Восточной Яве. Чакранингкрат III, который правил Мадурой после свержения верного союзника ЛОС Чакранинграта II, на этот раз имел все основания встать на сторону своих кузенов. ЛОС удалось захватить Сурабаю после кровопролитной войны в 1718 году, и Мадура была умиротворена, когда Чакранинграт III был убит в бою на борту корабля ЛОС в Сурабае в том же году, хотя балийские наемники разграбили восточную Мадуру и были отброшены ЛОС в тот же год. Однако, как и после восстания Трунаджаи в 1675 году, внутренние регентства Восточной Явы (Понорого, Мадиун, Магетан, Джогорого) массово присоединились к восстанию. Пакубувана I послал своего сына Пангерана Дипанагара (не путать с другим принцем с таким же титулом, который сражался с голландцами в 1825–1830 годах) для подавления восстания во внутренних восточных районах, но вместо этого Дипанагара присоединился к повстанцу и принял мессианский титул Панембахан. Герукакра.
В 1719 году Пакубувана I умер, и в 1719 году на трон вступил его сын Амангкурат IV, но его братья, Пангеран Блитар и Пурбая, оспорили правопреемство. Они атаковали Кратон в июне 1719 года. Когда они были отбиты пушками форта ВОК, они отступили на юг, в землю Матарам. Другой королевский брат, Пангеран Арья Матарам, бежал в Джапару и провозгласил себя королем, таким образом началась Вторая война за наследство. Прежде чем год закончился, Арья Матарам сдался и был задушен в Джапаре по приказу короля, а Блитар и Пурбайя были изгнаны из своей крепости в Матараме в ноябре. В 1720 году эти два принца сбежали во все еще мятежную Восточную Яву. К счастью для ЛОС и молодого короля, мятежные регенты Сурабаи, Джанграна III и Джаяпуспита умерли в 1718–1720 годах, а Пангеран Блитар умер в 1721 году. В мае и июне 1723 года остатки повстанцев и их лидеры сдались, в том числе Суренграна из Сурабая, Пангеран Пурбая и Дипанагара, все из которых были сосланы на Цейлон, за исключением Пурбая, который был доставлен в Батавию, чтобы служить «резервной копией» для замены Амангкурата IV на случай какого-либо нарушения отношений между королем и ЛОС, поскольку Пурбая был замечен. иметь равную «легитимность» со стороны ЛОС. Из этих двух войн за наследство становится очевидным, что, хотя ЛОС была практически непобедима в полевых условиях, простого военного мастерства было недостаточно для умиротворения Явы.
Придворные интриги 1723–1741 гг.
[ редактировать ]После 1723 года ситуация, казалось, стабилизировалась, к большой радости голландцев. Яванская знать усвоила, что союз вооруженных сил ЛОС с любой яванской фракцией делает их почти непобедимыми. Казалось, что план VOC по получению прибыли от стабильной Явы под властью королевства, которое было в большой задолженности перед VOC, вскоре будет реализован. В 1726 году Амангкурат IV заболел болезнью, напоминающей отравление. Его сын вступил на трон как Пакубувана II , на этот раз без какого-либо серьезного сопротивления со стороны кого-либо. В истории периода с 1723 по 1741 год доминировала серия интриг, которые еще раз показали хрупкую природу яванской политики, скрепленной усилиями Датча. В этой относительно мирной ситуации король не мог заручиться поддержкой своих «подданных» и вместо этого руководствовался краткосрочными целями, перейдя на мгновение на сторону этой фракции, а затем на сторону другой. Казалось, у короля никогда не было недостатка в проблемах с его «легитимностью».
Потомки Амангкурата III, которым было разрешено вернуться с Цейлона, и королевские братья, особенно Пангеран Нгабехи Лоринг Пасар и изгнанный Пангеран Арья Мангкунегара, пытались заручиться поддержкой голландцев, распространяя слухи о восстании против короля и патихов. (визирь), Данурея. В то же время патих пытался укрепить свое положение, ставя своих родственников и клиентов в регентства, иногда без согласия короля, в ущерб интересам других дворян, в том числе могущественной вдовствующей королевы Рату Амангкурат (жены Амангкурата IV) и Рату Пакубувана (жена Пакубувана I), к большому замешательству голландцев.
Король пытался сломить господство этого Данурейи, попросив помощи у голландцев, чтобы изгнать его, но преемник Данурейи, Натакусума, находился под сильным влиянием брата королевы, Арья Пурбая, сына мятежника Пангерана Пурбая, который также был братом Натакусумы. -по закону. Беспорядочное поведение Арьи Пурбая в суде, его предполагаемая гомосексуальность, которую ненавидел благочестивый король, и слухи о том, что он планирует восстание против «язычников» (голландцев), вызвали волнения в Картасуре и ненависть со стороны знати. После того, как его сестра, королева, умерла от выкидыша в 1738 году, король попросил голландцев изгнать его, на что голландцы с радостью подчинились. Несмотря на эту фракционную борьбу, ситуация в целом не показывала никаких признаков перерастания в полномасштабную войну. На Восточной Яве было тихо: хотя Чакранинграт IV под разными предлогами отказался отдать дань уважения суду, Мадура находилась под твердым контролем ЛОС, а Сурабая не шевелился. Но темные тучи формировались. На этот раз взрыв произошел с запада: из самой Батавии.
Китайская война 1741–1743 гг.
[ редактировать ]Тем временем голландцы боролись с другими проблемами. Чрезмерное использование земли под плантации сахарного тростника во внутренних районах Западной Явы уменьшило расход воды в реке Чиливунг (протекающей через город Батавия) и превратило городские каналы в идеальную среду для размножения комаров, что привело к серии случаев малярии. вспышки в 1733–1795 гг. Ситуация усугублялась падением цен на сахар на европейском рынке, что привело к банкротству сахарных заводов в окрестностях Батавии (Оммеланден), которыми в основном управляли китайские рабочие. Беспорядки побудили власти ЛОС сократить число не имеющих лицензии китайских поселенцев, которые были контрабандой переправлены в Батавию китайскими владельцами сахарных заводов. Этих рабочих погрузили на корабли из Батавии, но слух о том, что этих людей выбросили в море, как только корабль скрылся за горизонтом, вызвал панику среди оставшихся китайцев. 7 октября 1740 года несколько китайских банд напали на европейцев за пределами города и подстрекали голландцев заказать резню через два дня. Китайское поселение в Батавии несколько дней грабили. 10 000 китайцев были убиты . Китайцы бежали и захватили Бекаси, который был выбит ЛОС в июне 1741 года.
В 1741 году китайские повстанцы присутствовали на Центральной Яве, особенно в окрестностях Танджунга (Велахана), Пати , Гробогана и Каливунгу . В мае 1741 года Джувана была захвачена китайцами. Яванцы сначала встали на сторону голландцев и 10 июня 1741 года усилили Демак. Два дня спустя отряд яванских войск вместе с силами ЛОС европейцев, балийцев и бугинцев в Семаранге защищал Тугу к западу от Семаранга. Китайские повстанцы заманили их к позициям своих основных сил на горе Бергота по узкой дороге и устроили им засаду. Союзные войска были рассредоточены и бежали так быстро, как только могли, обратно в Семаранг. Китайцы преследовали их, но были отбиты голландскими пушками в крепости. Семаранг охватила паника. К июлю 1741 года китайцы оккупировали Калигаве, к югу от Семаранга, Рембанг и осадили Джепару. Это самое опасное время для ЛОС. Военное превосходство позволило бы ЛОС удержать Семаранг без какой-либо поддержки со стороны сил Матарама, но это ничего бы не значило, поскольку неспокойный внутренний мир нарушил бы торговлю и, следовательно, прибыль, что является главной целью ЛОС. Один из высокопоставленных чиновников ЛОС, Авраам Роос, предположил, что ЛОС взяла на себя королевские функции на Яве, отрицая «легитимность» Пакубуваны II и попросив регентов принести присягу на верность суверенитету ЛОС. Это было отклонено Советом Индии (Raad van Indie) в Батавии, поскольку даже если VOC удастся завоевать побережье, он не будет достаточно силен, чтобы завоевать гористую внутреннюю часть Явы, которая не обеспечивает необходимой ровной равнины. западным методом ведения войны. Поэтому Голландская Ост-Индская компания должна поддержать свою превосходящую, но неадекватную армию, выбрав правильных союзников. Один из таких союзников появился, а именно Чакранингкрат IV из Мадуры, на которого можно было положиться, чтобы удержать восточное побережье от китайцев, но внутренние районы Восточной и Центральной Явы были вне досягаемости этого сварливого принца. Поэтому у ЛОС не было другого выбора, кроме как встать на сторону Пакубуваны II.
Тяжелое положение ЛОС после битвы при Тугу в июле 1741 года не ускользнуло от внимания короля, но, как и Амангкурат II, он избежал любого открытого разрыва с ЛОС, поскольку в его собственном кратоне не было недостатка в фракциях, выступающих против него. Он приказал Патиху Натакусуме выполнить всю грязную работу, например, приказать архиерегенту (Адипати) Цзипанга (Боджонегоро), некоему Туменггунг Матауну, присоединиться к китайцам. В сентябре 1741 года король приказал Патиху Натакусуме и нескольким регентам помочь китайцам осадить Семаранг и позволить Натакусуме атаковать гарнизон ЛОС в Картасуре, который в августе был заморен голодом и подчинился. Однако подкрепления с постов ЛОС на Внешних островах прибывали еще в августе, и все они были разумно сконцентрированы, чтобы дать отпор китайцам вокруг Семаранга. В начале ноября голландцы атаковали Калигаве, Торбую в районе Семаранга и отбили союз яванских и китайских войск, которые располагались в четырех отдельных крепостях и не координировали свои действия друг с другом. В конце ноября, Чакранинграт IV контролировал участок восточного побережья от Тубана до Седаю, а голландцы освободили Тегал от китайских повстанцев. Это заставило Пакубувана II перейти на другую сторону и начать переговоры с голландцами.
В следующем 1742 году союз яванцев и китайцев оставил Семаранг в покое и в феврале захватил Кудуса и Пати. В марте Пакубувана II отправил гонца для переговоров с голландцами в Семаранг и предложил им абсолютный контроль над всеми северными побережьями Явы и привилегию назначать патихов. ЛОС немедленно направил ван Хоэндорфа с небольшим отрядом для наблюдения за ситуацией в Картасуре. Дела Пакубуваны II стали ухудшаться. В апреле повстанцы провозгласили королем Радена Мас Гаренди, потомка Амангкурата III, с титулом Сунан Кунинг.
В мае голландцы согласились поддержать Пакубувану II, посчитав, что, в конце концов, регентства на востоке все еще были верны этому слабому королю, но явано-китайский повстанческий союз занял единственную дорогу из Семаранга в Картасуру и захватил Салатигу. Князья Матарама попытались напасть на явано-китайский союз, но были отбиты. 30 июня 1742 года повстанцы захватили Картасуру, и ван Гогендорфу пришлось бежать из дыры в стене кратона с беспомощным Пакубуваной II на спине. Голландцы, однако, проигнорировали судьбу Картасуры в руках повстанцев и сосредоточили свои силы под командованием капитана Геррита-матери и Натаниэля Штайнметса, чтобы дать отпор повстанцам вокруг Демака, Велахана, Джепары, Кудуса и Рембанга. К октябрю 1742 года северное побережье Центральной Явы было очищено от повстанцев, которые, казалось, рассредоточились по традиционному убежищу повстанцев в Маланге на востоке, а в ноябре голландские войска вернулись в Семаранг. Чакранинграт IV, который хотел освободить восточное побережье Явы от влияния Матарама, не смог удержать голландцев от поддержки Пакубуваны II, но ему удалось захватить и разграбить Картасуру в ноябре 1742 года. В декабре 1742 года ЛОС провел переговоры с Чакранингратом и сумел убедить ему освободить Картасуру от мадурских и балийских войск, находящихся под его зарплатой. Однако сокровища остались в руках Чакранинграта.
Восстановление Пакубуваны II в Картасуре 14 декабря 1742 года ознаменовало конец китайской войны. Это показало, кто контролировал ситуацию. Соответственно, Сунан Кунинг сдался в октябре 1743 года, за ним последовали и другие лидеры повстанцев. В середине 18 века Матарам потерял большую часть своих земель, к 1743 году Матарам состоял только из территорий вокруг Суракарты, Джокьякарты, Кеду и Багелена. [ 11 ] Чакранинграта IV такая ситуация явно не устраивала, и он начал заключать союз с Сурабаей, потомками Унтунга Сурапати, и нанял еще балийских наемников. Он перестал платить дань ЛОС в 1744 году, а после неудачной попытки переговоров голландцы напали на Мадуру в 1745 году и изгнали Чакранинграта, который был сослан на мыс в 1746 году.
Дивизия Матарама
[ редактировать ]Падение Картасуры сделало дворец неблагоприятным для короля, и Пакубувана II построил новый кратон в Суракарте или Соло и переехал туда в 1746 году. Однако Пакубувана II был далеко не в безопасности на этом троне. Раден Мас Саид , или Пангеран Самберньява (что означает «Жнец душ»), сын изгнанной Арьи Мангкунегары, который позже основал княжеский дом Мангкунагара в Соло, и несколько других принцев королевской крови все еще поддерживали восстание. Пакубувана II заявил, что любой, кто сможет подавить восстание в Сукавати, районе современного Срагена, будет вознагражден 3000 семьями. Пангеран Мангкубуми , брат Пакуваны II, который позже основал королевский дом Джокьякарты, принял вызов и победил Мас Саида в 1746 году. Но когда он потребовал свой приз, его старый враг, Патих Принггалая, отговорил короля от этого. В разгар этой проблемы генерал-губернатор ЛОС ван Имхофф посетил кратон, первый, кто сделал это за всю историю отношений между Матарамом и ЛОС, чтобы подтвердить фактическое владение голландцами прибрежными территориями. и несколько внутренних регионов. Пакубувана II нерешительно принял уступку вместо 20 000 реалов в год. Мангкубуми был недоволен решением своего брата уступить настоянию ван Имхоффа, которое было сделано без консультации с другими членами королевской семьи и знатными дворянами. У ван Имхоффа не было ни опыта, ни тактичности, чтобы понять деликатную ситуацию в Матараме, и он упрекнул Мангкубуми как «слишком амбициозный» перед всем судом, когда Мангкубуми потребовал 3000 семей. Это позорное обращение со стороны иностранца, отвоевавшего самые процветающие земли Матарама у своего слабого брата, побудило его поднять своих последователей на восстание в мае 1746 года, на этот раз с помощью Мас Саида.
В разгар восстания Мангкубуми в 1749 году Пакубувана II заболел и позвонил ван Гогендорфу, своему верному другу, который спас ему жизнь во время падения Картасуры в 1742 году. Он попросил Гогендорфа взять на себя контроль над королевством. Гогендорф, естественно, удивился и отказался, думая, что его сделают королем Матарама, но когда король настоял на этом, он попросил своего больного друга подтвердить это письменно. 11 декабря 1749 года Пакубувана II подписал соглашение, по которому «суверенитет» Матарама был передан ЛОС.
15 декабря 1749 года Гогендорф объявил о вступлении на престол сына Пакубуваны II в качестве нового короля Матарама с титулом Пакубувана III. Однако тремя днями ранее Мангкубуми в своей цитадели в Джокьякарте также объявил о своем вступлении на престол с титулом Мангкубуми, с Мас Саидом в качестве его патиха. Это восстание крепло день ото дня, и даже в 1753 году к восставшим присоединился наследный принц Суракарты. ЛОС решила, что у нее нет военных возможностей для подавления этого восстания, хотя в 1752 году Мас Саид отделился от Хаменгкубуваны. К 1754 году все стороны устали от войны и были готовы к переговорам.
Королевство Матарам было разделено в 1755 году в соответствии с соглашением, подписанным в Гиянти между голландцами под командованием генерал-губернатора Николааса Хартинга и мятежным принцем Мангкубуми. Договор разделил номинальный контроль над центральной Явой между султанатом Джокьякарта под управлением Мангкубуми и Суракартой под управлением Пакубуваны. [ 11 ] Мас Саид, однако, оказался сильнее объединенных сил Соло, Джокьи и ЛОС. В 1756 году он даже почти захватил Джокьякарту, но понял, что в одиночку ему не справиться с тремя державами. В феврале 1757 года он сдался Пакубуване III и получил 4000 домовладений, все взятые из собственного лунгуха Пакубуваны III, а также участок земли недалеко от Соло, нынешнего дворца Мангкунегаран , и титул « Пангеран Арья Адипати Мангкунегара ». Это урегулирование оказалось успешным, поскольку политическая борьба снова ограничилась дворцовыми или междворцовыми интригами, и мир сохранялся до 1812 года.
Культура
[ редактировать ]Несмотря на то, что Матарам был исламским султанатом, он никогда полностью не перенимал исламскую культуру, системы и институты. Его политическая система больше походила на синкретизм ранней яванской индуистской цивилизации, слившейся с исламскими элементами. Основное формирование произошло во время правления султана Агунга, когда он адаптировал ислам к индуистско-яванской традиции и в 1633 году ввел новый календарь, основанный на исламской и яванской практике. Искусство во время правления султана Агунга представляло собой смесь исламских и индуистско-яванских элементов. [ 1 ] Основной системой верований была традиция Кеджавен , в то время как исламских верований придерживалась горстка кияев или улемов религиозной элиты, сгруппировавшейся в районе Каумана возле придворной мечети. Яванские придворные церемонии, культура и ритуалы Матарама до сих пор несут в себе индуистско-буддийские элементы. Яванские культурные элементы , такие как гамелан , батик , крис , ваянг кулит и яванский танец, были сформулированы, систематизированы и приняли свою нынешнюю форму в этот период и унаследованы его преемниками, дворами Суракарты и Джокьякарты , а также княжествами Мангкунегаран и Пакуаламан. . Ислам представлен на Яве адаптивно к оригинальной яванской культуре. Эта культурная адаптация была приемлема для яванского сообщества, поэтому коренизация ислама считалась успешной, поскольку ислам быстро развивался на Яве естественным путем и посредством культурного процесса самого яванского сообщества. [ 12 ]
Яванское королевство
[ редактировать ]Яванская королевская власть отличается от западной королевской власти, которая по существу основана на идее легитимности со стороны народа ( демократия ), или Бога ( божественная власть ), или того и другого. В яванском языке нет слов с такими значениями. Концепция яванского королевства представляет собой мандалу , или центр мира, в смысле как центрального местоположения, так и центрального существа, сосредоточенного на личности короля (по-разному называемого Шри Бупати, Шри Нарендра, Санг Аджи, Прабу ). Царь рассматривается как полубожественное существо, союз божественного и человеческого аспектов ( бинатхара , пассивная форма «батхара», бог). Яванское королевство — это вопрос королевско-божественного присутствия, а не конкретной территории или населения. Люди могут приходить и уходить, не нарушая идентичности королевства, основанного на преемственности полубожественных королей. Власть, в том числе царская, качественно не отличается от власти дукунов или шаманов , но значительно сильнее. Яванское королевство не основано на легитимности одного человека, поскольку любой может оспорить власть путем тапа или аскетизм, и многие оспаривали царей Матарама.
Список Сусухунанов (царей) Матарама
[ редактировать ]Короли Матарама первоначально носили титул панембахан , а затем сусухунан , титул султана использовался только в 1641-1645 годах во время правления Аньокрокусумо .
- Дананг Сутавиджая ( Панембахан Сенопати ): 1586–1601 гг.
- Раден Мас Джоланг ( Сусухунан Аньокровати / Сунан Крапьяк): 1601–1613 гг.
- Раден Мас Джатмика ( Сусухунан Аньокрокусумо / Султан Агунг): 1613–1645)
- Раден Мас Сайидин ( Сусухунан Амангкурат I / Сунан Тегаларум): 1646–1677 гг.
- Раден Мас Рахмат ( Сушунан Амангкурат II / Сунан Амрал): 1677–1703 гг.
- Раден Мас Сутикна ( Сусухунан Амангкурат III / Сунан Мас): 1703–1704 гг.
- Раден Мас Дараджат ( Сусухунан Пакубувоно I / Сунан Нгалага): 1704–1719 гг.
- Раден Мас Сурьяпутра ( Сусухунан Амангкурат IV / Сунан Джави): 1719–1726 гг.
- Доколониальный Мас Раден ( Последовательность захоронений II / Лампа Сунан): 1726–1721 гг.
- Раден Мас Гаренди ( Сусухунан Амангкурат V / Сунан Кунинг): 1742–1743 гг.
- Доколониальный Мас Раден ( Последовательность захоронений II / Лампа Сунан): 1743–1743 гг.
- Раден Мас Густисуриякусума ( Сусухунан Пакубувоно III / Сунан Прабху): 1749–1755 гг.
Матарам был разделен в 1755 году в результате Третьей яванской войны за наследство . Инцидент на яванском языке называется «Палихан Нагари».
Наследие
[ редактировать ]Султанат Матарам был последним крупным коренным государством на Яве до того, как королевство ворвалось в состав дворов Суракарты и Джокьякарты , а также княжества Мангкунегаран и Пакуаламан , а до этого остров полностью находился под властью голландцев. Для некоторых центральнояванцев, особенно выходцев из Джокьякарты и города Суракарта, султанат Матарам, особенно эпоха султана Агунга, с гордостью вспоминался как славное прошлое, поскольку Матарам стал региональным гегемоном после Маджапахита, почти полностью объединившего остров Ява, и почти добился успеха. изгнать голландцев с Явы. Однако для бывших соперников или вассалов Матарама; Восточно-яванский сурабайан, мадурец и бламбанган, а также Прианган и Чиребон Западной Явы, эпоха Матарама запомнилась как эпоха господства над ними центрально-яванского народа, отмеченная авторитаризмом и произволом феодального яванского режима. В будущем это приведет к межрегиональной враждебности между Мадурой и Центральной Явой. [ 13 ] Также в некоторой степени Приангана соперничество и Матарамана. В царстве Матарам распад султаната Матарам на несколько конкурирующих Кератонов также привел бы к соперничеству Суракарта-Джокьякарта.
В искусстве и культуре султанат Матарам оставил неизгладимый след в яванской культуре , поскольку многие яванские культурные элементы, такие как гамелан , батик , крис , ваянг кулит и яванский танец, были сформулированы, систематизированы и приняли свою нынешнюю форму в этот период. унаследован и старательно сохранен его преемником Keraton s . В период расцвета султаната Матарам в первой половине 17 века яванская культура расширилась, большая часть региона Западной и Восточной Явы подвергается яванизации. Кампания Матарама на восточно-яванские княжества, такие как Сурабая и Пасуруан, расширила влияние Матарамана на Яву. Расширение Матарама включает суданские княжества Прианганского нагорья; из Галух-Чиамиса, Сумеданга, Бандунга и Чианджура. Именно в этот период суданцы подверглись воздействию и ассимилировались с яванской культурой кеджавен . Ваянг Голек - сунданцы, перенявшие яванскую культуру Ваянг Кулит, подобная общая культура, такая как гамелан и батик также процветала . Вероятно, именно в это время Суданский язык начал принимать стратифицированную степень терминов и словарного запаса для обозначения вежливости, как это отражено в яванском языке . Кроме того, яванские сценарии также использовались для записи сунданского языка как какаракан .
В политическом аспекте непрекращающаяся война за престолонаследие, измена, восстание и придворные интриги яванского Матарам кератона в последний период его истории привели к тому, что о Матараме вспоминают весьма нелестно. В сочетании с яванским поведением, таким как одержимость элегантностью и изысканностью (по-явански: alus ), тонкость, вежливость, учтивость, непрямость, эмоциональная сдержанность и осознание своего социального статуса, политика Матарама стала довольно сложной, запутанной и лживой. В результате негативные аспекты яванизации современной индонезийской политики, такие как нечестность, обман, предательство, жесткость социальной иерархии, авторитаризм и произвол, сопровождаемые любовью к демонстрации статуса и высокомерием, часто приписывают и называют «Матарамизацией». [ 14 ] Типичное негативное описание поведения прияи как члена яванского высшего класса.
Саготра Шахматы
[ редактировать ]Чатур Саготра означает четыре сущности, которые до сих пор имеют одно корневое родство, имея в виду королевские семьи, которые стали преемниками исламской династии Матарам. Этими королевствами являются Касунанан Суракарта, Султанат Джокьякарта, Кадипатен Мангкунагаран и Кадипатен Пакуаламан.
Формирование Чатур Саготры началось в 2004 году. Король Суракарты Шри Сусухунан Паку Бувоно XII (перед своей смертью) однажды дал госпоже Нани Соедарсоно мандат на продолжение благородных идеалов Чатур Саготры. Чатур Саготра - это совместная идея четырех яванских королей того времени, а именно Шри Сусухунан Паку Бувоно XII, Шри Султан Хаменгку Бувоно IX, Шри Паку Алам VIII и Шри Мангку Нагоро VIII. Цель Чатур Саготры — объединить четыре породы узами одной культурной философии и исторических связей предков Матарама. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Матарам, Историческое королевство, Индонезия» . Британская энциклопедия . Проверено 1 января 2015 г.
- ^ Бабад Танах Джави, автор Dr. Джей Джей Рас. ISBN 90-6765-218-0 . 34:100–36:1.
- ^ Jump up to: а б с Соекмоно. Введение в историю культуры Индонезии 3 . Канисий. п. 55.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Соекмоно. Введение в историю культуры Индонезии 3 . Канисий. п. 56.
- ^ Jump up to: а б с д и Соекмоно. Введение в историю культуры Индонезии 3 . Канисий. п. 61.
- ^ Jump up to: а б с д и Соекмоно. Введение в историю культуры Индонезии 3 . Канисий. п. 60.
- ^ Jump up to: а б Соекмоно. Введение в историю культуры Индонезии 3 . Канисий. п. 62.
- ^ Соекмоно. Введение в историю культуры Индонезии 3 . Канисий. п. 63.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Соекмоно. Введение в историю культуры Индонезии 3 . Канисий. п. 68.
- ^ Иван Аулия Ахсан, Когда 6000 улемов и их семьи были убиты султаном Матарама Ислама , Tirto.id, 24 октября 2017 г., получено 26 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Соекмоно. Введение в историю культуры Индонезии 3 . Канисий. п. 69.
- ^ «Исламский султанат Матарам» . Ilmusaku.com (на индонезийском языке). 24 апреля 2021 г. . Проверено 25 апреля 2021 г.
- ^ риклефы. История современной Индонезии с 1200 года . п. 100.
- ^ Малдер, Нильс (2005). Глава 3. Яванизация, Внутри индонезийского общества: культурные изменения на Яве . Канисиус. п. 53. ИСБН 9789792109498 . Проверено 7 ноября 2013 г.
- ^ СМИ, КиберКомпас (18 мая 2013 г.). «Чатур Саготра Нусантара, чтобы сохранить четыре дворца» . КОМПАС.com (на индонезийском языке) . Проверено 1 февраля 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Соекмоно, доктор. R. Введение в историю культуры Индонезии 3 . 2-е издание. Kanisius Publishers, 1973. 5-е переиздание, 2003 г. Джокьякарта. ISBN 979-413-291-8 . (на индонезийском языке)
- Андерсон, БРО'Г. Идея власти в яванской культуре Далам Андерсон, БРО'Г. Язык и власть: изучение политических культур в Индонезии. Издательство Корнельского университета. 1990.
- Блусс, Леонард. 2004. Странный союз: китайские поселенцы, перанаканские женщины и голландцы в ЛОС Батавии. ЛКиС: Джокьякарта.
- Кэри, Питер. 1997. Цивилизация взаймы: создание нового государства: Матарам и его преемники, 1600–1830. Современные азиатские исследования 31 (3): 711–734.
- Космополис и нация
- де Грааф, Х.Дж. и Т.Д. Пижо. 2003. Первое исламское королевство на Яве: обзор политической истории 15 и 16 веков. Домашняя библиотека граффити.
- Де Грааф, Х.Дж. Пик могущества Матарама: политика расширения султана Агунга. Главная библиотека граффити 2002.
- Министерство образования и культуры. 1980. Серат Трунаджая.
- Мангунвиджая Ю.Б. 1983. Рара Мендут. Джакарта: Грамедиа.
- Микшич, Джон Н. (общий редактор) и др. (2006) Дворец Суракарта. Взгляд на двор Суракарты Хадининграт, центральная Ява (Впервые опубликовано: «По воле Его Светлости Паку Бувоно XII». Суракарта: Yayasan Pawiyatan Kabudayan Karaton Surakarta, 2004) Marshall Cavendish Editions Singapore ISBN 981-261-226-2
- Реммелинк, Виллем Дж. Дж. 2002. Китайская война и распад яванского государства 1725–1743 гг. Джокьякарта: Издатели Windows.
- Риклефс, MC 2002. Джокьякарта при султане Мангкубуми 1749–1792: История разделения Явы. Джокьякарта: Издательство Матабангса.
- Риклефс, MC 2001. История современной Индонезии с 1200 года . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-4480-7 .
- Риклефс. MC 2001. История современной Индонезии 1200–2004 гг. ПТ. Крыльцо Универсальных наук. Печать I: апрель 2005 г.