Колотомия

Колотомия — это индонезийское описание ритмических и метрических рисунков музыки гамелана . Это относится к использованию определенных инструментов для обозначения вложенных временных интервалов или к процессу разделения ритмического времени на такие вложенные циклы. В гамелане это обычно делается гонгами разного размера: кемпьянг , кетук , кемпул , кэнонг , гонг сувукан и гонг агенг . Быстроиграющие инструменты кемпьянг и кетук поддерживают равномерный ритм . Гонги большего размера группируют эти удары в более крупные группы, играя один раз в каждой группе. Самый большой гонг, гонг аген , представляет собой самый большой временной цикл и обычно указывает на то, что этот раздел будет повторен или произведение перейдет к новому разделу.
Детали ритмических рисунков зависят от колотомической структуры ( яванский : бентук ), также известной как гендинга структура . Существует множество различных структур, которые сильно различаются по длине и сложности; однако все они имеют некоторые колотомические характеристики.
В гамелане инструменты, которые артикулируют эту структуру, иногда называют колотомическими инструментами (также интерпунктирующими инструментами или структурными инструментами , в то время как Линдсей называет их «инструментами для создания фраз»). [ 2 ] ). Яванские названия этих инструментов звукоподражательны, при этом относительный резонанс слов гонг , кемпул , кенонг и кетук сравним с таковым у инструментов, которые они называют. [ 3 ] В системе шифрованной нотации гамелана ( нотация кепатихан ) колотомные части обозначаются диакритическими знаками на числах, используемых для обозначения основной мелодии ( балунган ).
История и использование
[ редактировать ]Англоязычный голландском термин был придуман, предположительно, на языке . [ 4 ] от греческого — единица ритма ( двоеточие ) и то, что разделяет ( -tomy / -tomic ), [ 5 ] этномузыковеда Яапа Кунста . [ 6 ]
Хотя термин «колотомный» заимствован из индонезийской теории музыки, его можно применять и к другим музыкальным традициям. В частности, его использовали для описания японского гагаку и тайского пипхата . [ 7 ]
Пример колотомной структуры
[ редактировать ]Ланкаран кетег представляет собой цикл из 16 ударов ( ) в следующем порядке:
TWTN TPTN TPTN TPTG
где Т обозначает удар кетука , Р – кемпула , N – кенонга , а G – одновременного удара гонга и кенонга . Буква W обозначает вела , паузу, в которой кемпул опускается. Таким образом, гонг играет один раз, кэнонг делит его на четыре части, кемпул делит каждую из них на две, а кетук делит каждую из них еще на две. Обратите внимание, что, за исключением кенонга , играющего на гонге, инструменты не играют, когда играет следующий. (Помните, что гатры в музыке гамелан имеют сильную долю ( селе ) в конце, а не в начале, как это часто считается нормальным для западной музыки. Таким образом, наиболее важные структурные инструменты совпадают с ударными долями.)
Колотомные структуры встречаются даже в больших масштабах в большинстве частей гамелана. Например, типичный ланкаран имеет четыре гонга. [ нужны разъяснения ] в конце которого больший гонг аген разыгрывается . Группы из четырех человек наиболее распространены на всех уровнях структуры, хотя на более высоких уровнях есть многочисленные исключения.
Колотомическая структура пьесы — это продолжительность цикла и то, как в течение этого цикла играют пересекающиеся инструменты, но они также являются музыкальными формами , которые связаны с конкретными структурными паттернами в более крупном масштабе, чем колотомический цикл, а также руководящими принципами относительно того, какие темпы и ираму можно использовать .
Колотомные структуры яванского гамелана
[ редактировать ]Колотомные структуры или структура Гендинга относятся к колотомной структуре композиций гамелана в целом. Гендхинг (также пишется, как и в старой орфографии, гендинг ) также может использоваться для обозначения определенного класса колотомных структур, используемых в яванской гамелан музыке .
В самом простом смысле слово «колотомия» можно понимать как «циклически пунктуационное». [ 8 ] Более ясно, что «гонги разных размеров используются для обозначения круговых сегментов или циклов музыкального времени». [ 9 ] Хотя колотомная структура может иметь длину в сотни единиц и обычно четко указывается, она подобна иерархическому западному размеру . [ 9 ]
Большинство гендингов в яванской музыке соответствуют одной из этих структур, за исключением некоторых особых церемониальных пьес и новых экспериментальных композиций.
Общий
[ редактировать ]Колотомные структуры из общего репертуара.
Барабан
[ редактировать ]Гендхинг — самая длинная и сложная из структур гендинга. Обычно в него играют в медленном ираме , хотя могут быть и более быстрые разделы. Гендхинг иногда классифицируют по тому, какой инструмент разработки является наиболее известным: гендинг бонанг или гендинг ребаб . Гендхинг никогда не использует кемпул или гонг сувукан .
Гендхинг состоит из двух частей: меронг и минга (или «ингга»). Оба состоят из одного гонгана, состоящего из четырех нонганов , но нонган может быть разной длины. Гендинг затем классифицируется в соответствии с количеством ударов кетук в нонгане в каждом разделе. В разделе меронг не используется кемпьянг , а в разделе минга используется. В меронге есть два образца кетука: аранг («редкий, редкий») и кереп («частый»). В обоих случаях кетук играет только в конце гатры , но в модели кереп он находится в конце всех гатр с нечетными номерами, тогда как в аранге он находится в конце гатр с удвоенными нечетными числами (что то есть гатры 2, 6, 10, 14 и т. д.). В разделе минга кемпьянг и кетук играют по той же схеме, что и в кетаванге , но без каких-либо других промежуточных инструментов .
В качестве примера структуры гендинга рассмотрим «гендинг кетук 2 кереп минга кетук 4». Это означает, что в меронге будет два удара кетук, которые происходят на гатре с нечетным номером, а в минге будет четыре гатры на каждый нонган. Тогда структура будет выглядеть так:
Есть:
...T .... ...T ...N
...T .... ...T ...N
...T .... ...T ...N
...T .... ...T ...G
Загрузить:
pTp. pTp. pTp. pTpN
pTp. pTp. pTp. pTpN
pTp. pTp. pTp. pTpN
pTp. pTp. pTp. pTpG
где "." указывает на отсутствие перемежающихся игр на инструментах, p указывает на удар кемпьянга , T - на кетук , N - на кенонг , а G - на одновременный удар гонга и кенонга. Таким образом, в каждой секции гонг играет один раз, кэнонг делит его на четыре части, а затем он делится на части согласно заданной структуре. Здесь в каждой части каждый нонган длится 16 ударов ( кетег ), а таким образом гонган длится 64.
Это был довольно короткий пример; Например, меронг «кетук 4 аранг» будет выглядеть так:
.... ...T .... .... .... ...T .... .... .... ...T .... .... .... ...T .... ...N
.... ...T .... .... .... ...T .... .... .... ...T .... .... .... ...T .... ...N
.... ...T .... .... .... ...T .... .... .... ...T .... .... .... ...T .... ...N
.... ...T .... .... .... ...T .... .... .... ...T .... .... .... ...T .... ...G
и, таким образом, нонган будет длиться 16 гатр (64 удара), а гонган - 64 гатра (256 ударов). Очевидно, что в такой длинной структуре, особенно в медленном темпе, один гонган может длиться много минут.
Секция меронг может включать в себя нгелик , длина которого также будет равна длине одного гонгана. В разделе минга также может использоваться одна из других структур, особенно ладранг . В этом случае произведение будет отмечено примерно так: «мингах ладранг». Если другой раздел имеет другое имя, оно также будет указано.
Между меронгом и ингахом находится участок моста, называемый омпак . Обычно он имеет длину в один нонган и мелодию балунгана , контрастирующую с меронгом.
Смех
[ редактировать ]
T = кетхук , P = кемпул , N = кенонг , гонг = гонг агенг .
Кетаванг . — одна из структур гендинга, используемая в яванской музыке гамелан
Его колотомная структура:
pTpW pTpN pTpP pTpG
где p обозначает удар кемпьянга , Т — кетук , P — кемпул , N — кенонг , а G — одновременный удар гонга и кенонга. Буква W обозначает вела , паузу, в которой кемпул опускается. Таким образом, гонг играет один раз, кэнонг делит его на две части, кемпул (или вела) делит каждую из них на две части, кетук делит каждую из них еще на две части и, наконец, кемпьянг делит каждую из них на две части. Кендханг обычно играет в стиле кендханг кали.
Кетаванг обычно имеет особую форму омпака , который длится один гонган и может повторяться несколько раз, и нгелик , который может длиться три или четыре гонгана. У некоторых кетавангов один и тот же омпак, но разные нгелики. Кетаванг часто начинается с ирама тангунг , а затем замедляется до ирама дади или медленнее.
Кетаванг возник при дворе принца Мангкунегара IV (годы правления 1853–1881) из Суракарты .
Знаменитый кетаванг: Пуспаварна .
Гладкий
[ редактировать ]Ланкаран используемая - одна из структур гендинга, в яванской гамелан музыке . Это самая короткая из структур гендинга, не принадлежащих к репертуару ваянга . Гангсаран и бубаран представляют собой родственные структуры, имеющие одну и ту же колотомную структуру.
Группы из четырех человек наиболее распространены на всех уровнях этой структуры. Основная колотомная структура представляет собой цикл из 16 ударов ( кетег ) в следующем порядке:
TWTN TPTN TPTN TPTG
где Т обозначает удар кетука , Р – кемпула , N – кенонга , а G – одновременного удара гонга и кенонга. Буква W обозначает вела , паузу, в которой кемпул опускается. Таким образом, гонг играет один раз, кэнонг делит его на четыре части, кемпул делит каждую из них на две, а кетук делит каждую из них еще на две. Обратите внимание, что, за исключением кенонга, играющего на гонге, инструменты не играют, когда играет следующий. Кендханг играет в стиле кендханг кали. Типичный ланкаран имеет четыре гонга, на конце которых в гонг играют большего размера.
В Ланкаране обычно играют быстро, обычно в плавном ритме . с четырьмя гонгами В некоторых ланкаранах есть отдельная часть, которую можно играть между повторениями омпака , известного как ньекар или лагу . Ланкаран часто пишут балунганом нибани .
На бубаране играют более умеренно, обычно на ирама тангунг , но обычно пишут на балунган млаку . Они также используют характерный узор кендханг. Бубаран используется в качестве финальной пьесы, которую нужно сыграть, пока публика уходит. Самый известный бубаран — Удан Мас .
Гангсаран — это разновидность ланкарана, состоящая из просто повторяющегося тона. Он берет свое начало из репертуара ваянга . Он также может появиться в конце композиции.
Ладранг
[ редактировать ]
Ладранг используемая — одна из гендинга, структур в яванской гамелан музыке .
Основная колотомная структура представляет собой цикл из 32 ударов ( кетег ) в следующем порядке:
pTpW pTpN pTpP pTpN pTpP pTpN pTpP pTpG
где p обозначает удар кемпьянга , Т – кетук , P – кемпул , N – кенонг , а G – одновременный удар гонг агенга и кенонга . Буква W обозначает вела , паузу, в которой кемпул опускается. Таким образом, гонг играет один раз, кэнонг делит его на четыре части, кемпул делит каждую из них на две части, кетук делит каждую из них на две части, а кемпьянг делит каждую из них на две части. Кендханг обычно играет в стиле кендханг кали . [ 11 ]
Ладранг за подобен кетавангу, четыре (вместо двух) нонганов составляют исключением того, что гонган . Он также похож на ланкаран , за исключением того, что он в два раза медленнее, а кемпьян играет между каждым ударом ланкарана . [ 11 ]
Многие ладранги состоят из двух частей: омпак и нгелик , каждая из которых обычно длится один гонган . В Ладранг можно играть в любой ираме, кроме ланчара . [ 11 ]
Кукольный
[ редактировать ]В яванской музыке гамелан есть несколько структур гендинга, заимствованных из репертуара ваянг : аяк-аякан , сампак и срепег .
Просейте это
[ редактировать ]Сито представляет собой единую конструкцию.
Колотомная структура:
...P ...P
TNTN TNTN
обе линии играются вместе, и T указывает на удар кетука , P - на кемпула , а N - на кенонга . Кенонг и кемпул всегда играют на селе . В слендро манюре гонг сувукан вместо кемпула используется .
, гонганы Согласно патете имеют разную длину . Окончание ( суук ) может произойти в разные моменты цикла, учитывая намек на кендханг или кепьяк .
Обычно он начинается в плавном ритме , а затем замедляется до безответственного, дадо или рангкепа.
Аяк-аякан часто используется для сопровождения выхода марионеток или перехода между патетами .
Сампак
[ редактировать ]Сампак – это другая структура. Сампак часто следует за срепегом . Это самая быстрая из структур ваянга.
Колотомная структура:
NNNNNNNN NNNNNNNN
TPTPTPTP TPTPTPTP
обе линии играются вместе, и T указывает на удар кетука , P - на кемпула , а N - на кенонга . Кенонг и кемпул всегда играют на селе . Он не использует кемпьянг .
Гонганы имеют разную длину, обычно две, три или четыре гатры , в зависимости от сигнала кендханга . Окончание ( суук ) может произойти в любой момент цикла, учитывая сигнал кендханга или кепьяка , и состоит из гатры, играемой после гонга . Мелодическая форма сампака характерна, поскольку гатры представляют собой повторяющиеся ноты в папете . В нее играют в Ирама Ланкаре .
Пример
[ редактировать ]Пакет товара :
2222 3333 7777
7777 2222 6666
6666 3333 2222
- Жидкость :
xx22
В этом сампаке три гонгана. Сигнал об окончании может поступить в любой гонг, где игрок играет следующие две ноты как обычно, а затем 22 (на что указывает xx22
).
Срепег
[ редактировать ]Срепег - еще одна колотомная структура:
...P...P ...P...P
TNTNTNTN TNTNTNTN
обе линии играются вместе, и T указывает на удар кетука , P - на кемпула , а N - на кенонга . Кенонг и кемпул всегда играют на селе .
, гонганы Согласно патете имеют разную длину . Окончание ( суук ) может произойти в любой момент цикла, учитывая намек на кендханг или кепьяк . Мелодическая форма срепега своеобразна, так как состоит в основном из селе, чередующихся с соседним тоном .
Обычно он быстрый, и в него играют в ирама-ланчаре .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Линдси, Дженнифер (1992). Яванский гамелан , стр.48-49. ISBN 0-19-588582-1 .
- ^ Линдси (1992), стр.10.
- ^ Линдси (1992), стр.14.
- ^ Пикванс, Ричард (2005). Руководство по гамелану: Путеводитель по центральнояванскому гамелану , стр.63. ISBN 9780955029509 .
- ^ Спиллер, Генри (2004). Гамелан: Традиционные звуки Индонезии, Том 1 , стр.69. ISBN 9781851095063 .
- ^ Мальм, Уильям П. (1977). Музыкальные культуры Тихого океана, Ближнего Востока и Азии , 2-е изд. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. Страница 43.
- ^ Мальм, 123 и 194–195.
- ^ Даунинг, Соня Линн (2008). Ангелы Арджуны: Девочки изучают музыку гамелана на Бали , стр.304. ISBN 9780549702917 .
- ^ Jump up to: а б Тензер, Майкл (2000). Гамелан Гонг Кебьяр: Искусство балийской музыки двадцатого века , стр.7. ISBN 9780226792835 .
- ^ Мальм, Уильям П. (1977). Музыкальные культуры Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Азии , 2-е изд., стр.53. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. ISBN 0131823876 .
- ^ Jump up to: а б с Соррелл, Нил (1990). Путеводитель по Гамелану , стр.68-69. Лондон: Фабер и Фабер.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нил Соррелл. Путеводитель по Гамелану . Лондон: Фабер и Фабер, 1990. Стр. 67–73.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Майкл Тензер . Отрывок из балийской музыки, описывающий колотомные структуры в балийской музыке (требуется подписка)