Кунтао
Письменный китайский | Бокс |
Бопомофо : | ㄑㄩㄢㄉㄠ |
Пиньинь | Куандао |
Пех-э-джи | Кун-ту |
индонезийский | Кунтао |
малайский | Кунтау |
Филиппинский | Кунтау |
Кунтао или кунтау ( китайский : 拳道 ; пиньинь : quándào ; Pe̍h-ōe-jī : kûn-thâu , тагальский : kuntaw ) — термин на языке хоккиен, обозначающий боевые искусства китайской общины Юго-Восточной Азии , особенно Малайского архипелага . Чаще всего это практикуется и ассоциируется с Индонезией , Малайзией , Филиппинами и Сингапуром .
Этимология
[ редактировать ]для кунтао не существует Стандартных ханзи , но наиболее распространенным прочтением является «путь кулака», от «кун» 拳, означающего «кулак», и «тао », означающего «путь». В менее распространенных прочтениях может использоваться иероглиф кун 棍, означающий посох, или тоу 头, означающий голову, так что его можно перевести как «путь посоха» или примерно «знание кулаков». В провинции Фуцзянь и других южных регионах этот термин первоначально использовался для обозначения китайских боевых искусств в целом и был синонимом цюаньфа (拳法, Pe̍h-ōe-jī: kûn-hoat). Это слово записано на классическом малайском и индонезийском языках , что делает его старейшим известным термином для китайских боевых искусств на этих языках до современного принятия термина кунгфу . В английском языке и даже в современном китайском использовании слово «кунтао» обычно относится конкретно к стилям, пришедшим в Юго-Восточную Азию, и часто не включает другие китайские боевые системы.
История
[ редактировать ]Присутствие китайских боевых искусств на Малайском архипелаге восходит к древним контактам между Китаем и Юго-Восточной Азией. Донн Ф. Дрегер доходит до того, что называет их старейшей крупной организованной системой боевых действий в Индонезии, предшествовавшей структурированному обучению силату . [ 1 ] Культуры Тораджа . , Батак и Даяк демонстрируют китайское влияние, а китайское оружие часто изображается в древнем суматранском искусстве Некоторые доколониальные китайские храмы в Индонезии демонстрируют боевые изображения, характерные для южно-китайских форм, а многие техники и оружие силата имеют китайское и индийское влияние. [ 1 ] Многие перанаканские семьи до сих пор могут проследить историю своих кланов в этом регионе, начиная с путешествий адмирала Чжэн Хэ . [ 2 ] но большинство китайцев из Юго-Восточной Азии были привезены на Малайский архипелаг в качестве иммигрантов из рабочего класса в колониальную эпоху. [ 3 ] [ 4 ] В частности, в Индонезии каждая китайская община имела ту или иную форму кунтао, но традиционно была окутана тайной. [ 1 ] Еще в 1970-х годах кунтао часто практиковали тайно, чтобы избежать раскрытия его техник посторонним, как китайцам, так и некитайцам. [ 1 ] Это не демонстрировалось открыто, а публичные демонстрации скрывали истинные формы. [ 1 ] Ситуация изменилась во второй половине 20-го века, и теперь кунтао преподается обычно и без секретности. Кунтао был представлен США мастером боевых искусств и военным ветераном Джо Росси, который научился этому у своего филиппинского мастера во время Второй мировой войны. Его обучали боевому искусству в качестве члена спецназа ВМС США для применения в боевых операциях. После войны Росси начал преподавать Кунтао в своей частной студии в Уотербери, штат Коннектикут. Дальнейшую популяризацию он получил благодаря Виллему Ридерсу и Виллему де Туару в 1960-х годах.
Стили
[ редактировать ]В кунтао представлены боевые искусства как северного, так и южного Китая, но большинство систем происходят из тех же южных штатов, что и китайские общины Юго-Восточной Азии, которые их практикуют. Фуцзянь , Шаньдун , Конгфу и Гуандун Преобладают стили . Некоторые системы были напрямую импортированы из Китая и практически не претерпели изменений, например Пакуа ( багуачжан ) и Пэ-хо ( Фуцзяньский белый журавль ). Среди наиболее распространенных из них — Саолим ( Шаолиньцюань ), Нгочокун ( узуцюань или кулак пяти предков ) и Тайкек ( тай-чи ). Другие стили могут представлять собой конгломерат нескольких разных школ. [ 5 ] в результате предположения, что им пришлось адаптироваться к оружию и окружающей среде Юго-Восточной Азии. [ 6 ] Форма санчиан является общей основой всех основных стилей кунтао.
Кунтао в Джакарте преимущественно выходцев из провинции Фуцзянь, для которых характерна фронтальная и правая стойка (правая нога выдвинута вперед). Все позиции провинции Фуцзянь основаны на наблюдениях не только за животными, но и за людьми, такими как новорожденный ребенок или пьяный мужчина. В отличие от низких стоек других систем, формы Фуцзянь в основном переключаются между стойкой тинг и шагом , обе из которых созданы для того, чтобы чувствовать себя естественно с нормально расставленными ступнями и ногами. Стили Шаньдун, практикуемые на Яве и Мадуре , являются производными от Саолима , идентифицируемыми по расположению большого пальца на сжатом кулаке, а также по левой стойке. Их техника включает высокие удары ногами, перекатывание, прыжки, а также короткие и длинные движения руками. Стили происхождения кунг-фу (не путать с неправильно понятым термином « кунг-фу ») известны своей жесткостью и статичностью поз. Стили Гуандуна быстрые и энергичные, в них используются размахивающие движения руками, тонкие движения рук и полусжатые построения для парирования и блокировки.
В Малайзии слово «кунтао» в настоящее время наиболее распространено в Сараваке, но само искусство широко практикуется по всей стране. Хорошо представлены как внутренние, так и внешние системы. Большинство из них имеют хоккиенское, кантонское, хакка или юньнаньское происхождение (последний известен на малайском языке как Лиан Юнань ). Среди старейших — южный Саолим и три основные внутренние школы ( нэйдзя ), каждая из которых сильно повлияла на местный силат. Доминируют Луоханцюань (кулак Архата) и Тайкек . Школа Чуга Сиулам (Шаолинь семьи Чу или кулак глаза феникса) на Пенанге является хранителем линии этой дисциплины и восходит непосредственно к основателям искусства. Венчунь ( Вин Чун ) становится все более популярным с начала 20 века. Кулак пяти предков практикуется в основном на юге и известен среди местных жителей как Гочо . Это наиболее распространенный стиль кунтао в Сингапуре и на Филиппинах, хотя Тайкек также широко практикуется. Сингапур известен как хайнаньским стилем, так и кантонским хунгакуном , особенно формой «Тигр и журавль».
Кунтао в Сараваке (на местном языке пишется как кунтау) был распространен китайско-ибанскими народами и принят более широким народом ибан . К мастерам обращаются как к гуро , а тренировочная площадка представляет собой открытое пространство, называемое келанг . Кунтау и сегодня по-прежнему охраняется тайной, его редко показывают публике и редко преподают за пределами сообщества. Хотя традиционно кунтау передавался внутри семьи, его популярность среди молодежи снизилась. В настоящее время в штате осталось всего 24 келанга и осталось 14 стилей. Сюда входят Ланг Нгинау, Тепис Мемало и Синдинг Уджан Панас. Стили, известные как «Весна 12» и «Весна 24», очень напоминают Вин Чун . Как и в случае с Лианом Падуканом , они восходят к китайцу из Юньнани. В 2017 году для сохранения Ибан кунтау была создана Национальная ассоциация Ибан Кунтау (Ника), которая утвердила избранные образцы для показа публике.
Кунтао на Филиппинах пишется как кунтау . Некоторые стили обычно ведут свое происхождение от буддийского монаха по имени Дармон (на основе легенды о Бодхидхарме ), который бежал из Китая в Индонезию во время монгольского вторжения в 13 веке. Нгочокун ( узуцюань ) и Пакуадзен ( багуачжан ) широко распространены, в то время как Тайкэк ( тайцзицюань ) в основном практикуется как оздоровительное упражнение. И кунтау, и силат также существуют как танцевальное искусство филиппинского (или для ясности исключительно мусульманского народа Минданао) исполнительского искусства, в то время как боевой аспект передавался в частном порядке от родителя к ребенку. Ярким примером этого был Карлито А. Ланада-старший, унаследовавший искусство Кунтау Лимы Лимы . Он сын Йонг Ибана Ланады, чей отец Юйонг Хуэньо происходил из племени Таусуг на южном мусульманском острове Минданао. [ 7 ]
Интегрированные системы
[ редактировать ]Тысячелетия взаимного обмена порой стирали грань между кунтао и силатом . В некоторых школах эти термины могут использоваться почти как взаимозаменяемые, как на Бали . Другие включают в свое имя оба слова, как, например, Силат Кунтау Текпи. В самых крайних случаях определенная линия передается внутри коренного сообщества Юго-Восточной Азии до тех пор, пока не потеряет всякую внешнюю китайскую принадлежность. Иногда это делалось намеренно, особенно после китайской коммунистической революции . Между 1949 и серединой 80-х некоторые школы были переименованы в силат, чтобы дистанцироваться от маоистского Китая. Кроме того, создание в 1948 году руководящего органа силата Индонезии IPSI стало мотивирующим фактором для признания школ боевых искусств ассоциацией, если они считаются силатом. Рост расизма в последние десятилетия привел к дальнейшим изменениям в устных традициях и историях, принижая значение их зарождения как продукта китайской культуры. Ниже приведены примеры такой доработки. Все они являются типично китайскими в своих методах, тактике и медицинской практике.
Цингкрик
[ редактировать ]От на языке бетави слова jingkrik , означающего «проворство», легенда связывает Cingkrik с обезьяньим стилем кунтао, созданным женщиной, которая основала эту технику на группе обезьян, свидетелем которой она сражалась. В начале 1900-х годов этот кунтао в конце концов дошел до человека из Рава Белонга по имени Конг Маинг, который развил его после того, как обезьяна украла его трость и уклонилась от всех его попыток вернуть. Современная версия полностью приписывает Конг Маингу, игнорируя его происхождение кунтао.
Бекси
[ редактировать ]Бекси был основан в 1800-х годах из Тионгхоа перанаканцем по имени Ли Ченг Хок, который взял в ученики как китайцев, так и коренных индонезийцев. Его преемником был бетави , и с тех пор он передается в Тангеранге . Согласно редакции, сам Ли Чэн Хок был учеником таинственного пещерного отшельника по имени Ки Цзидан, которого сейчас многие считают прародителем.
Квитанг
[ редактировать ]В отличие от большинства последних поправок, спор по поводу Мустики Квитанга существует уже несколько десятилетий. Все согласны с тем, что все началось со спарринга между мастером боевых искусств Тионгхоа по имени Кви Тан Киам и (традиционно неназванным) травником из Бетави в 17 веке. Проигравший станет учеником победителя, но кто победит, является предметом споров. Некоторые говорят, что Кви Тан Киам стал логичным победителем, поскольку стиль до сих пор носит его имя. Другие говорят, что он потерял и женился на дочери местного жителя. Поскольку искусство передавалось внутри семьи, они продолжали использовать имя Квитанг.
Белая цапля
[ редактировать ]Система белых журавлей, основанная Субуром Рахарджей в Богоре, Западная Ява, в 1952 году. В детстве Субур Рахарджа изучал боевые искусства у нескольких учителей, а также у своего отца и других членов семьи. Он был признанным наследником пяти мастеров разных линий. Наиболее заметным среди них был его дядя по отцовской линии Лием Ким Боу, среди других учителей были Мпе Сутур, основатель школы Чиманде Пенчак Силат, Асук Як Лонг и Густи Джелантик. https://www.silat.de/flashback_of_pgb_en.html
Лиан Юнань
[ редактировать ]Семья, состоящая примерно из 22 человек, сосредоточена в основном в Джохоре , Малайзия. Они удивительно похожи на Вин Чун , с которым они имеют общее происхождение в Юньнани , Китай, в 1700-х годах. Самый известный стиль — Лиан Падукан , который сам по себе является производным от Буах Пукул из района Мерсинг в Джохоре. Говорят, что он был введен человеком Хуэй , который сделал себе имя, сражаясь в доках Сингапура и Джохора 1920-х годов. Путаница по поводу идентичности Хуэй привела к тому, что ревизионисты заменили китайское наследие основателя арабским.
Кунтау
[ редактировать ]Его прибытие на Филиппины неясно, поскольку даже среди жителей Минданао нет исследований, посвященных отслеживанию происхождения или импортера этого боевого искусства, а также того, когда было первое зарегистрированное упоминание об этом боевом искусстве, а если и есть, то вопрос в аутентичности. возникает. То же самое можно сказать и о силуте , который культурно практикуется в самых южных частях архипелага. Можно с уверенностью сказать, что до тех пор, пока не будет опубликована новая статья о прослеживании его истории на островах, этот метод борьбы начал «выходить» в страну только в середине 20 века. На Филиппинах его пишут как кунтау , китайское происхождение кунтао редко отрицается, но оно часто ассоциируется с филиппинскими мусульманами, обычно среди магинданаонов , маранао и таусугов, но оно также связано с филиппинской мусульманской общиной индонезийского или борнео происхождения. , учитывая , что южные филиппинцы более культурно связаны с малайцами , чем филиппинцы с Лусона и Висайских островов . Этот термин иногда ошибочно переводят как «священный удар» с сансаградо хават .
Оружие
[ редактировать ]Огромное количество оружия, найденного в Китае, естественным образом отражено в кунтао, наиболее известными образцами являются меч, сабля, посох, копье и мечи-бабочки . Ниже перечислены некоторые виды оружия, используемые в традиционных стилях кунтао. Произношение и написание различаются в зависимости от используемого диалекта и системы транслитерации. китайского языка В скобках даны словоформы .
- Киам ( цзянь ): прямой обоюдоострый меч.
- Тоу ( дао ): любой однолезвийный клинок, обычно относящийся к сабле.
- Тойя ( пистолет ): шест, обычно из дерева или железа.
- Чио ( цян ): копье, часто с конским волосом, прикрепленным возле лезвия, чтобы кровь не капала на древко.
- Тайчиу: трезубец с короткой ручкой.
- Кван-тоу ( Гуань дао ): шестовая глефа, названная в честь Гуань Юя из романа о трех королевствах .
- Хонкиам-кек ( джи ): копье в форме полумесяца.
- Хва-кек: древковое оружие, напоминающее джи , но с двумя серповидными лезвиями, по одному на каждой стороне наконечника копья.
- Сангкау ( шуангоу ): мечи-крючки.
- Санх-чат ( санцзе-гун ): посох, разделенный на три части одинаковой длины и соединенные между собой цепью.
- Лян-чат ( ляньцзе-гун ): цепная палка, разделенная на две части: длинную и короткую, или миниатюрную версию , в которой обе имеют одинаковую длину.
- Квай ( гуай ): дубинка, похожая на костыль, обычно парная.
- Сук пяо ( шэн бяо ): веревка с металлическим дротиком, прикрепленным к одному концу.
См. также
[ редактировать ]- Силат
- Китайские боевые искусства
- Филиппинские боевые искусства
- избавляться от
- Лю Сон Кунтао
- Кун Кхмер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Донн Ф. Дрегер (1992). Оружие и боевые искусства Индонезии Ратленд, штат Вермонт. : Компания Чарльза Э. Таттла. ISBN 978-0-8048-1716-5 .
- ^ Ван, Ма Рози; «Китайские мусульмане в Малайзии, история и развитие»; 2000, http://210.0.141.99/eng/malaysia/ChineseMuslim_in_Malaysia.asp. Архивировано 17 июля 2006 г. на Wayback Machine , просмотрено 16 июня 2013 г.
- ^ Хиршман, Чарльз (1986). «Создание расы в колониальной Малайе: политическая экономия и расовая идеология». Социологический форум . 1 (2): 330–361. дои : 10.1007/BF01115742 . S2CID 53659419 .
- ^ Боначич, Эдна; «Теория посреднических меньшинств»; 1978 JSTOR 2094409
- ^ Wiley, Mark V. & Co, Александр Л.; «Кунтао в Юго-Восточной Азии»; 1997, http://www.bengkiam.com/bengkiam/archive/Kuntao%20in%20Southeast%20Asia%20-%20Mark%20Wiley%20and%20Alex%20Co.pdf , просмотрено 16 июня 2013 г.
- ^ Пуланко, Карлос; «История филиппинских боевых искусств – Часть 1»; 2003 г., http://www.bagongkatipunan.de/historie_fma1.htm, просмотрено 16 июня 2013 г.
- ^ GGM Карлито А. Ланада, Древние филиппинские боевые искусства, мягкая обложка - ISBN 978-1881116622