танец ножниц
Жанр | Люди танцуют |
---|---|
Источник | Народ чанка , Перу |
Сиккорс танец | |
---|---|
Страна | Перу |
Ссылка | 00391 |
Область | Латинская Америка и Карибский бассейн |
История надписи | |
Надпись | 2010 г. (5-я сессия) |
Список | Представитель |
Танец ножниц ( Испанское произношение: [ˈdansa ðe tiˈxeɾas] ; Английский: танец ножниц; Кечуа: Supaypa Wasin Tusuq, также Galas , Laijas ) — оригинальный танец чанкаского происхождения с юга Анд , в Перу . Танец состоит из двух или более танцоров, за которыми следуют соответствующие оркестры скрипки и арфы . Танцоры танцуют по очереди, выполняя явные движения и сложные шаги, например, танцуя на одной ноге.
Места, где этот танец имеет наибольшее влияние: Уанкавелика , Аякучо , Хунин , Апуримак и Лима .
В 2010 году ЮНЕСКО объявила «Танец ножниц» нематериальным культурным наследием . [1]
Танец с ножницами может быть разных типов, например, большой или соревновательный танец, меньший танец или «Колла альва», который танцуют ночью; и сапатеос, казненные во время рождественских праздников. В соревновательном танце два танцора (также называемые «данзак» или «тусук») танцуют по очереди, бросая друг другу вызов, чтобы преодолеть риск выполняемых ими шагов. Это соревнование известно как «Атипанакуй», «Хапинакуй», «Тупанакуй». среди других. [2]
История
[ редактировать ]Данзантес де тихерас (танцоры с ножницами) — потомки «тусук лайкас», доиспанских священников, гадалок, целителей и шаманов, испытавших преследования во время колонии. В этот колониальный период они стали называться «супайпа ваман» ( сын дьявола на языке кечуа ) и нашли убежище в самых высоких районах. Со временем колонизаторы согласились с возвращением, но приучили их танцевать во имя католического Бога и святых. Таким образом, они начали исполнять danza de tijeras на праздниках патроналей .
В настоящее время это магически-религиозный и ритуальный танец, который посредством своей хореографии представляет духов пачамамы, якумамы, ханачпачи, укупачи и других.
Перуанский писатель Хосе Мария Аргедас (1911-1969) увековечил танцующих тихерас в нескольких романах, даже в рассказе «Агония де Расу Нити» (1962) главный герой — один из них. [3] [4]
Символизм
[ редактировать ]Танцоры-ножницы отождествляются с ритуальными навыками и вызовом с точки зрения постороннего. По сути, танец ножниц — впечатляющее проявление физического искусства и навыков, но для жителя Анд он представляет собой сложный ритуал. Ряд загадок окружает танцоров (тех, кто совершает ритуал), которые в порыве силы и эластичности проверяют свои навыки в гимнастическом прыжке под звуки арфы и скрипки, разрезая воздух. своими ножницами.
По словам жрецов колонии, ее магическая сторона подчиняется договору с дьяволом благодаря неожиданным движениям или испытаниям, которые они совершают в танце. Эти тесты обозначают Атипанакуй .
Центральным инструментом танца являются сложные ножницы из двух независимых металлических пластин размером примерно 25 см, которые при сращении двух пластин образуют форму ножниц с тупыми концами. Ножницы заменили плоские камни, использовавшиеся в древности, из-за схожего звука, который они издают. Считается большим унижением, если ножницы выпадают из рук танцора во время танца.
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на испанском языке) Габриэль Аллер, «Танцы с ножницами» .
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Танец ножниц» . Сектор культуры ЮНЕСКО . Проверено 25 ноября 2011 г.
- ^ ножниц и присутствие религиозной магии через «Вамани» и «Ванику» (на испанском языке Танец ). Святого Марка. 1976.
- ^ Различные авторы, изд. (1998). «Фольклор». Большая энциклопедия Перу . Том. Барселона: Лексус. ISBN 9972-625-13-3 .
- ^ Агония Расу Нити