Jump to content

Таки Болезнь

Таки Унки ( кечуа , латиноамериканцы и альтернативные варианты написания Таки Онгой , Таки Онкой , Таки Хонкой , Таки Онккой , Таки Онкой ) — тысячелетнее движение коренных народов политического, религиозного и культурного характера, возникшее в перуанских Андах в 16 веке (ок. 1564 г.). - ок. 1572 г.) в противовес недавнему прибытию испанцев .

Историческая справка

[ редактировать ]

Дословный перевод Таки Унки с языка кечуа — «болезнь пения» или «танцевальная болезнь». Внутренний андский оттенок трудно передать.

Название происходит от жителей Анд, современников Конкисты , которые считали, что ваки были раздражены распространением христианства . Вака, андские духи, начали овладевать коренными народами, заставляя их танцевать под музыку и провозглашать божественную волю восстановить доиспанскую культуру, мифологию и политику.

Таки Унки возник в 1560-х годах в Уаманге , Аякучо , Перу, откуда распространился на Уанкавелику , Лиму , Куско , Арекипу , Чукисаку и Ла-Пас . Вначале движение называлось «Восстание вакасов», которое пропагандировало отказ от христианского бога , навязанный путем насильственного принуждения во время испанского завоевания. Более того, движение способствовало возвращению к поклонению вака, которые одновременно являются и доиспанскими богами, и территориями, на которых практиковалось их поклонение.

с изображением «Ла Борачера, Мачаска». Рисунок Гуамана Помы [1] возможно, имеется в виду Таки Онкой. Женщина в тексте ругает Дьявола, вселившего в пьяного мужчину. Текст на языке кечуа гласит : «Ауая аяуая! Махак, мачаклла. Тукуй cay upyac, upyaclla. Tucuy cay quimnac, quipnaclla. Tucuy cay camca serui, suyulla. Mina suyulla». По-английски это переводится как «Прочь, аявая! Пьяный — это просто пьяница, пьющий — просто пьющий, рвота — только рвота. То, что ты делаешь, — это служишь себе, дьявол. Шахты — это то место, где тебе место». [2]

Религиозные характеристики

[ редактировать ]

Согласно новому верованию, силы вака не находились ни в камнях, ни в деревьях, ни в лагунах, как во времена инков, вместо этого они проникали в тела людей: [3]

«Они заставили их говорить об индейцах, и оттуда они начали дрожать, говоря, что у них на телах гуака, и многие из них взяли и раскрасили себе лица красной краской и поместили их в какие-то заборы, и там индейцы поклонялись им за такие гуаки. и идолы, которые, по его словам, вселились в его тело».

Перефразированный перевод:

«Это заставило индейцев заговорить, а затем прийти в трепет, говоря, что в них есть вака, и многие из них пили и красили свои лица в красный цвет, а затем шли в загоны, где индейцы поклонялись вака или идолу, который обладал ими»

Превращение в политический бунт

[ редактировать ]

Из восстания против христианства Таки Унки быстро переросли в политическое восстание с идеологией, соответствующей андским традициям. Считалось, что вака вернутся со всей своей мощью и победят испанского бога, а также захватчиков с полуострова, восстановив равновесие в мире, разрушенном завоеванием.

Репрессии

[ редактировать ]

Видимым лидером движения был индиец по имени Хуан Чокне . Восстание было жестко подавлено католическим геодезистом ( визитядором ) Кристобалем де Альборносом , сотрудничавшим с будущим летописцем Фелипе Гуаманом Пома де Айяла . Он отвез Хокне и других духовных лидеров в Куско, где они должны были публично отвергнуть свои убеждения. Женщины-участницы были заключены в монастыри, а кураки были оштрафованы за участие в восстании.

Заключение

[ редактировать ]

Через несколько лет движение пришло в упадок; предполагается, что эта практика прекратилась в 1572 году, но надежда на «отвоевание» сохранилась в фольклоре и интеллектуальных кругах. Брюс Мангейм утверждает, что страх мог быть настолько сильным, что пятьдесят лет спустя, когда Хуан Перес Боканегра напечатал гимн кечуа « Hanacpachap cussicuinin », он явно избегал термина unquy , хотя он хорошо вписывался в тему наряду с другими именами Плеяд . . [4]

Трансцендентность и важность движения

[ редактировать ]

Эта тема оставалась в безвестности на протяжении десятилетий и была вновь оживлена ​​работой перуанского историка Луиса Миллонеса в 1964 году. С тех пор она стала предметом пересмотра и анализа, что помогло понять проблемы современного Перу, такие как исторические проблемы. Процесс Андского восстания против испанцев. До этого момента считалось, что другие движения, такие как восстание Манко Инки II , Хуана Сантоса Атауальпы или даже позднее восстание Тупака Амару II , имели только политические аспекты, а культурным и религиозным аспектам не придавалось особого значения, что изучение Таки Ункви позволило.

Концепция Taki Unquy вышла за пределы Перу, когда аргентинский певец и композитор Виктор Эредиа опубликовал альбом под названием Taki Ongoy в 1986 году.

Драматург, режиссер и актер Уго Бонне Родригес , родившийся в Азангаро, Пуно , создал пьесу под названием «Таки Онкой». В пьесе рассказывалось о раскаянии жителей Анд после того, как они помогли испанцам уничтожить инков , и об их печали по поводу последующих исторических изменений. Пьесу можно найти в одноименной книге « Таки Онкой» , а также в других произведениях автора.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ (1615:862[876])
  2. ^ Норман, Скотти М. (01 декабря 2019 г.). «Определение идентичности во время возрождения: Таки Онкой в ​​долине Чича-Сорас (Аякучо, Перу)». Международный журнал исторической археологии . 23 (4): 947–979. дои : 10.1007/s10761-018-0486-x . ISSN   1573-7748 .
  3. ^ Мария, Святая; Альберто, Луис (2017). «Таки онкой: эпидемия отравления ртутью в Уаманге XVI века» . Перуанский журнал экспериментальной медицины и общественного здравоохранения . 34 (2): 337–342. дои : 10.17843/rmesp.2017.342.2738 . ISSN   1726-4634 . ПМИД   29177398 . Это произошло потому, что тогда Бог победил гуака, но теперь все они были воскрешены, чтобы сражаться и победить его, и что упомянутые гуака больше не были воплощены в камнях, деревьях или фонтанах, как во времена инга, а, скорее, они проникли в тела индейцев и заставили их говорить, и оттуда они начали дрожать, говоря, что у них на телах гуака, и они взяли многих из них, раскрасили им лица красной краской и поместили их в какие-то вольеры, и там индейцы пошел поклоняться им, такой гуака и идол, который, по его словам, проник в его тело
  4. ^ Брюс Мангейм, «Окруженная нация», в книге « Традиции коренных народов в мире после завоевания » , изд. Элизабет Хилл Бун и Том Камминс, 383–420 (Думбартон-Оукс, 1998), 400–401.

Библиография

[ редактировать ]
  • Дойг, ФК (2002). История и искусство древнего Перу . Том 6, с. 1000. (Дядюшка. Упомянутый отчет поступает из показаний Кристофера Хименеса о Таки Онкой, упомянутом в вышеупомянутой работе).
  • Сориано, МЫ (1987). Инки . Лима: Амару.
  • дель Пино, AT (2001). Иллюстрационная энциклопедия Перу . Лима: ПЕЙСА.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a893c9fd9f29f7203701d24bae84e403__1689091800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/03/a893c9fd9f29f7203701d24bae84e403.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Taki Unquy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)