Таки Болезнь
Таки Унки ( кечуа , латиноамериканцы и альтернативные варианты написания Таки Онгой , Таки Онкой , Таки Хонкой , Таки Онккой , Таки Онкой ) — тысячелетнее движение коренных народов политического, религиозного и культурного характера, возникшее в перуанских Андах в 16 веке (ок. 1564 г.). - ок. 1572 г.) в противовес недавнему прибытию испанцев .
Историческая справка
[ редактировать ]Дословный перевод Таки Унки с языка кечуа — «болезнь пения» или «танцевальная болезнь». Внутренний андский оттенок трудно передать.
Название происходит от жителей Анд, современников Конкисты , которые считали, что ваки были раздражены распространением христианства . Вака, андские духи, начали овладевать коренными народами, заставляя их танцевать под музыку и провозглашать божественную волю восстановить доиспанскую культуру, мифологию и политику.
Таки Унки возник в 1560-х годах в Уаманге , Аякучо , Перу, откуда распространился на Уанкавелику , Лиму , Куско , Арекипу , Чукисаку и Ла-Пас . Вначале движение называлось «Восстание вакасов», которое пропагандировало отказ от христианского бога , навязанный путем насильственного принуждения во время испанского завоевания. Более того, движение способствовало возвращению к поклонению вака, которые одновременно являются и доиспанскими богами, и территориями, на которых практиковалось их поклонение.

Религиозные характеристики
[ редактировать ]Согласно новому верованию, силы вака не находились ни в камнях, ни в деревьях, ни в лагунах, как во времена инков, вместо этого они проникали в тела людей: [3]
«Они заставили их говорить об индейцах, и оттуда они начали дрожать, говоря, что у них на телах гуака, и многие из них взяли и раскрасили себе лица красной краской и поместили их в какие-то заборы, и там индейцы поклонялись им за такие гуаки. и идолы, которые, по его словам, вселились в его тело».
Перефразированный перевод:
«Это заставило индейцев заговорить, а затем прийти в трепет, говоря, что в них есть вака, и многие из них пили и красили свои лица в красный цвет, а затем шли в загоны, где индейцы поклонялись вака или идолу, который обладал ими»
Превращение в политический бунт
[ редактировать ]Из восстания против христианства Таки Унки быстро переросли в политическое восстание с идеологией, соответствующей андским традициям. Считалось, что вака вернутся со всей своей мощью и победят испанского бога, а также захватчиков с полуострова, восстановив равновесие в мире, разрушенном завоеванием.
Репрессии
[ редактировать ]Видимым лидером движения был индиец по имени Хуан Чокне . Восстание было жестко подавлено католическим геодезистом ( визитядором ) Кристобалем де Альборносом , сотрудничавшим с будущим летописцем Фелипе Гуаманом Пома де Айяла . Он отвез Хокне и других духовных лидеров в Куско, где они должны были публично отвергнуть свои убеждения. Женщины-участницы были заключены в монастыри, а кураки были оштрафованы за участие в восстании.
Заключение
[ редактировать ]Через несколько лет движение пришло в упадок; предполагается, что эта практика прекратилась в 1572 году, но надежда на «отвоевание» сохранилась в фольклоре и интеллектуальных кругах. Брюс Мангейм утверждает, что страх мог быть настолько сильным, что пятьдесят лет спустя, когда Хуан Перес Боканегра напечатал гимн кечуа « Hanacpachap cussicuinin », он явно избегал термина unquy , хотя он хорошо вписывался в тему наряду с другими именами Плеяд . . [4]
Трансцендентность и важность движения
[ редактировать ]Эта тема оставалась в безвестности на протяжении десятилетий и была вновь оживлена работой перуанского историка Луиса Миллонеса в 1964 году. С тех пор она стала предметом пересмотра и анализа, что помогло понять проблемы современного Перу, такие как исторические проблемы. Процесс Андского восстания против испанцев. До этого момента считалось, что другие движения, такие как восстание Манко Инки II , Хуана Сантоса Атауальпы или даже позднее восстание Тупака Амару II , имели только политические аспекты, а культурным и религиозным аспектам не придавалось особого значения, что изучение Таки Ункви позволило.
Концепция Taki Unquy вышла за пределы Перу, когда аргентинский певец и композитор Виктор Эредиа опубликовал альбом под названием Taki Ongoy в 1986 году.
Драматург, режиссер и актер Уго Бонне Родригес , родившийся в Азангаро, Пуно , создал пьесу под названием «Таки Онкой». В пьесе рассказывалось о раскаянии жителей Анд после того, как они помогли испанцам уничтожить инков , и об их печали по поводу последующих исторических изменений. Пьесу можно найти в одноименной книге « Таки Онкой» , а также в других произведениях автора.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ (1615:862[876])
- ^ Норман, Скотти М. (01 декабря 2019 г.). «Определение идентичности во время возрождения: Таки Онкой в долине Чича-Сорас (Аякучо, Перу)». Международный журнал исторической археологии . 23 (4): 947–979. дои : 10.1007/s10761-018-0486-x . ISSN 1573-7748 .
- ^ Мария, Святая; Альберто, Луис (2017). «Таки онкой: эпидемия отравления ртутью в Уаманге XVI века» . Перуанский журнал экспериментальной медицины и общественного здравоохранения . 34 (2): 337–342. дои : 10.17843/rmesp.2017.342.2738 . ISSN 1726-4634 . ПМИД 29177398 .
Это произошло потому, что тогда Бог победил гуака, но теперь все они были воскрешены, чтобы сражаться и победить его, и что упомянутые гуака больше не были воплощены в камнях, деревьях или фонтанах, как во времена инга, а, скорее, они проникли в тела индейцев и заставили их говорить, и оттуда они начали дрожать, говоря, что у них на телах гуака, и они взяли многих из них, раскрасили им лица красной краской и поместили их в какие-то вольеры, и там индейцы пошел поклоняться им, такой гуака и идол, который, по его словам, проник в его тело
- ^ Брюс Мангейм, «Окруженная нация», в книге « Традиции коренных народов в мире после завоевания » , изд. Элизабет Хилл Бун и Том Камминс, 383–420 (Думбартон-Оукс, 1998), 400–401.
Библиография
[ редактировать ]- Дойг, ФК (2002). История и искусство древнего Перу . Том 6, с. 1000. (Дядюшка. Упомянутый отчет поступает из показаний Кристофера Хименеса о Таки Онкой, упомянутом в вышеупомянутой работе).
- Сориано, МЫ (1987). Инки . Лима: Амару.
- дель Пино, AT (2001). Иллюстрационная энциклопедия Перу . Лима: ПЕЙСА.