Jump to content

Хуан Сантос Атауальпа

Хуан Сантос Атауальпа
Сапа Инка Империи Инков
Царствование в. Май 1742 г. - ок. 1756 г.
Предшественник Тупак Амару
(как Сапа Инка из государства нео-инков )
Пол Инка
(как марионетка Сапа Инка Империи инков )
Атауальпа
(как законный Сапа Инка Империи инков)
Преемник Тупак Амару II (как косвенный преемник)
Рожденный в. 1710 г.
Куско , вице-королевство Перу
Умер в. 1756 г.
Вице-королевство Перу
Религия христианство
Хуан Сантос Атауальпа
Хуан Сантос Атауальпа находится в Перу.
Хуан Сантос Атауальпа
Местоположение Кимири, одна из миссий, уничтоженных Хуаном Сантосом.
Координаты: 11 ° 01'55 "ю.ш. 75 ° 19'01" з.д.  /  11,032 ° ю.ш. 75,317 ° з.д.  / -11,032; -75,317
Высота
719 м (2358 футов)

Хуан Сантос Атауальпа Апу-Инка Уайна Капак [1] (ок. 1710 – ок. 1756) был мессианским лидером успешного восстания коренных народов в бассейне Амазонки и предгорьях Анд против вице-королевства Перу в Испанской империи . Восстание началось в 1742 году в Гран-Паджонале среди народа ашанинка . Коренные жители изгнали римско-католических миссионеров и уничтожили или заставили эвакуировать 23 миссии, многие из которых защищались, в центральной части джунглей Перу. Несколько испанских военных экспедиций пытались подавить восстание, но потерпели неудачу или потерпели поражение. В 1752 году Сантос попытался распространить свое восстание на Анды и заручиться поддержкой горцев. Он захватил город Андамарка и удерживал его три дня, прежде чем отступить в джунгли. Сантос исчез из исторических источников после 1752 года.

Сантос, иезуит , воспитанный как на христианских, так и на милленаристских идеях, утверждал, что является реинкарнацией Атауальпы , императора инков во время испанского завоевания Перу. Его целью, судя по всему, было изгнание испанцев из Перу и восстановление Империи инков . Ему не удалось достичь этой амбициозной цели, но ему и его последователям удалось изгнать католических миссионеров и предотвратить поселение испанцев и перуанцев на большой территории перуанских юнгас (высокие джунгли или Монтанья ) на протяжении более ста лет. «Восстание Сантоса дало коренным народам джунглей ранее неизвестное единство и пробудило в них древний вкус к свободе и независимости». [2]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Мало что можно сказать с уверенностью о ранней жизни Хуана Сантоса. Он был коренным жителем , родившимся около 1710 года, вероятно, в Куско , хотя предполагалось и несколько других мест рождения. У него было три брата. Он получил образование у иезуитов в Куско. Он рассказал, что посетил Европу и Анголу , предположительно в качестве слуги иезуитов. Кечуа был его родным языком, а также он говорил на испанском, латыни и языке ашанинка . Сантос, очевидно, давно подумывал о революции. Испанцы говорили, что в молодости он много путешествовал по Перу, чтобы проповедовать свое послание и сеять семена восстания. Эти путешествия, по-видимому, включали Гран-Пахонал, где Сантос научился говорить на языке ашанинка. Позже францисканцы утверждали , что он бежал из Куско в джунгли Амазонки, скрываясь от правосудия, потому что убил своего хозяина, священника-иезуита, хотя никакие современные доказательства не подтверждают эту историю. [3]

Имя Атауальпа происходит от правителя инков Атауальпы, правителя Империи инков ( Тавантинсую ) во времена испанского завоевания в 16 веке. Сантос присвоил себе имена Атауальпа и Уайна Капак, поскольку утверждал, что является реинкарнацией бывших императоров инков. [4]

Коренные жители

[ редактировать ]

Народ ашанинка был самым густонаселенным из коренных жителей перуанской Амазонки, занимая территорию площадью около 100 000 квадратных километров (39 000 квадратных миль) от 10 до 14 градусов южной широты в предгорьях Анд и в низинах бассейна Амазонки. . Их насчитывалось около 52 000 человек. [5] Не все широко рассредоточенные Ашанинка и другие группы участвовали в восстании. Восстание Хуана Сантоса началось на Гран-Паджонале (Великие луга), возвышенном плато, и его область влияния простиралась на регионы Серро- де-ла-Саль (Соляная гора); и Чанчамайо . Другими группами коренных народов, поддержавшими восстание, были народы Амуеша и Номацигенга . [6]

Район восстания был ближайшей и наиболее доступной частью бассейна Амазонки к Лиме , ​​столице и крупнейшему городу Перу, и поэтому события там представляли особый интерес и беспокойство для испанцев.

Миссионерская деятельность францисканцев началась в 1635 году. С самого начала возникло сопротивление со стороны ашанинков и других. Ашанинка убили несколько священников, а миссии часто прекращались из-за враждебности местного населения. Решительные и обширные попытки сделать коренное население христианами начались в 1709 году, когда было основано множество миссий. Усилия францисканцев достигли изолированного Гран-Паджоналя в 1733 году. [7] В 1736 году миссионеры со базы в Санта-Роза-де-Окопа сообщили, что они основали 24 миссионерских станции с 4835 жителями. [8] Францисканцы поддерживали дисциплину в своих миссиях с помощью вооруженных людей, часто африканских рабов. В некоторых миссиях были военные гарнизоны, вооруженные мушкетами и пушками. Францисканцы также поощряли поселение импортированных фермеров и ремесленников, которые использовали рабский труд коренных народов на своих рабочих местах. [9]

Коренные жители были привлечены к участию в миссиях по трем причинам. Первым мог быть интерес к христианской религии. Во-вторых, миссионеры раздавали стальные инструменты, такие как топоры и лопаты, которые облегчили жизнь фермера Ашанинка , проводившего рубку и поджоги , а также позволили превратить стальные инструменты в оружие, давая владельцу преимущество перед врагами на войне. . В-третьих, коренным народам соль была нужна в качестве приправы и для сохранения продуктов питания, и миссионеры пытались контролировать доступ к соляной жиле на Серро-де-ла-Саль. Уравновешивание этих стимулов было нежелательной чертой жизни в миссиях. Миссионеры пытались заставить полукочевое коренное население вести оседлый образ жизни и строго регламентировать его жизнь. Это создало проблемы с производством продуктов питания, поскольку почвы джунглей были неплодородными и легко истощались, а оседлые люди с трудом выращивали достаточно еды. Однако самой серьезной проблемой сокращений , как испанцы называли политику поощрения или принуждения коренных народов к проживанию в постоянных поселениях, были пандемии европейских болезней, которые опустошали население коренных народов по всей Америке, особенно тех, кто проживал в тесных близость друг к другу в населенных пунктах. [10] Например, эпидемия в миссии Энено в 1722-1723 годах привела к уменьшению численности населения миссии с 800 до 220 человек, так как большая часть жителей умерла от болезни или покинула поселение. [11]

Восстания против францисканцев и миссий были частыми. Последнее восстание перед приходом к власти Хуана Сантоса произошло в 1737 году. Глава ашанинка по имени Игнасио Тороте уничтожил две миссии, в результате чего погибло 13 человек, в том числе пять священников. Выживший сообщил, что Тороте объяснил священнику причины восстания: «Вы и ваши люди убиваете нас каждый день своими проповедями и доктринами, лишая нас свободы». [12] Двадцать последователей Тороте были схвачены и казнены испанцами, а он исчез в джунглях. [13]

Около 1740 года Хуан Сантос стал помощником францисканских миссионеров провинции Чанчамайо , в центральных джунглях. Эти миссии способствовали прибытию испанцев, заинтересованных в добыче соли Серро-де-ла-Саль. Они использовали аборигенов Ашанинки в качестве рабочей силы, что привело к ряду жестокостей. [14]

В это время Хуану Сантосу было от 30 до 40 лет. Он носил кушму или ночную рубашку, типичную для индейцев джунглей, и всегда носил на груди деревянный крест чонта с серебряными углами. Он жевал большое количество листьев коки, которые называл «травой Бога». Его черты были метисами. Один из посетивших его монахов-францисканцев описал его как высокого человека с загорелой кожей, добавив: «У него волосы на руках, у него очень маленькое лицо, он выглядит хорошо выбритым… у него хорошее лицо; бледный; волосы сострижены от лба до бровей, а остальные от челюсти вокруг хвоста», то есть собраны в хвост, по западной моде восемнадцатого века. [15]

Восстание

[ редактировать ]

План Хуана Сантоса Атауальпы

[ редактировать ]

В мае 1742 года Хуан Сантос вместе с йине (Пиро) по имени Бисабеки появился во францисканской миссии под названием Кизопанго на южной окраине Гран-Пахонала, в нескольких километрах к северу от города Пуэрто-Окопа XXI века. Что он сделал или сказал, неизвестно, но он получил поддержку среди амуеша и других коренных народов, помимо ашанинка. В течение нескольких дней коренные жители покинули полдюжины миссий в Серро-де-ла-Саль и Чанчамайо. [16]

Степень движения

[ редактировать ]

Его знание языка кечуа и нескольких амазонских языков позволило Хуану Сантосу быть легко понятым коренными жителями центральных джунглей, которые с большим энтузиазмом присоединились к его борьбе. Восстанию удалось объединить народы центральных джунглей: Ашанинку , Янешу и даже Шипибо , то есть население, населявшее бассейны рек Тамбо , Перене и Пичис. Вся эта территория была известна под названием Гран-Паджонал и была территорией францисканских миссий. [17]

У Хуана Сантоса было более 2000 человек, с помощью которых ему удалось контролировать центральные джунгли, территорию, которая в противном случае не контролировалась эффективно властью вице-короля. [18]

Развитие восстания

[ редактировать ]

Первой целью повстанцев было сокращение Энено, чтобы позже продолжить его с Матрансой , Киспаньго, Пичаной и Нихандарисом. Они уничтожили в общей сложности 27 миссионерских баз и угрожали атаковать Сьерру. [19]

Вице-король маркиз де Вильягарсия приказал губернаторам границы Хаухи и Тармы Бенито Тронкосо и Педро де Милья Кампо войти в неспокойный регион и окружить мятежника. Это было сделано, и Тронкосо достиг Кизопанго, где встретил некоторое сопротивление, но удалось прогнать индейцев. Хуан Сантос, избегавший этой встречи, направился в город Уанкабамба. Колониальные силы покинули Тарму, чтобы найти его, но лидеру метисов удалось бежать.

В июне священник Сантьяго Васкес де Кальседо отправился в Кизопанго, чтобы встретиться с Хуаном Сантосом. Благодаря этому контакту и другим, о которых сообщили лидеры коренных народов, некоторые личности и цели Сантоса стали более ясными. Сантос сказал, что он христианин, и прочитал символ веры на латыни. Он прибыл в Паджонал, чтобы вернуть себе «свое королевство». Он утверждал, что является реинкарнацией Атауальпы , последнего императора инков. Он собирался осуществить эту рекультивацию с помощью коренного населения. Сантос заявил, что выступает против насилия, но собирается изгнать испанцев и их африканских рабов из Перу с помощью британцев. (Нет никаких доказательств того, что Сантос был в контакте с британцами, но его заявления о помощи с их стороны обеспокоили испанцев.) Ученый Стефано Варезе говорит, что Сантос «отношения были умеренными людьми», полными «мистического вдохновения». Он основал свое восстание, типичное для милленаризма в колониальных обществах , на религии. [20] Хуан Сантос пообещал, что восстание принесет мир и процветание всем Андам , начиная с джунглей и распространяясь на высокогорье и побережье. Хуан Сантос сказал, что кульминацией его восстания станет его коронация как Сапа Инка (верховный правитель Тавантинсуйу). [21]

Цели Сантоса, казалось, были больше направлены на горные народы, которые были подданными Империи инков, а не на ашанинку и другие народы джунглей, которые не были подданными и, вероятно, не разделяли его амбициозные цели. [22] Как рассказали двум африканским пленникам, их мотивацией в поддержке Сантоса было то, что «они не хотели священников и не хотели быть христианами». Первоначальная враждебность Сантоса к африканцам быстро изменилась, и несколько бывших африканских рабов францисканцев стали важными сторонниками восстания. Африканцев ценили за знание европейского оружия и тактики боя. Многие коренные жители и метисы Анд также присоединились к восстанию. [23] [24]

В следующем году испанцы организовали экспедицию в Кимири (сегодня Ла-Мерсед ), в долине Чанчамайо . Они находились под командованием мэра Тармы Альфонсо Санта-и-Ортеги в сопровождении губернатора границы Бенито Тронкосо. 27 октября 1743 года они достигли Кимири, где построили цитадель, которую завершили в ноябре. [25] Он был оснащен четырьмя пушками и четырьмя камушками с соответствующим запасом боеприпасов. 11 ноября мировой судья Санта отправился в центральный штаб, оставив капитана Фабрисио Бертоли с 60 солдатами в цитадели Кимири. Хуан Сантос, который знал обо всех движениях своего противника, планировал атаковать небольшой гарнизон. Сначала он захватил партию продовольствия, шедшую в замок, затем начал осаду. Многие испанские солдаты тогда погибли в результате эпидемии и деморализации, распространившейся среди остальных. Это продолжалось до такой степени, что солдаты страдали от голода и некоторые дезертировали. Тогда Хуан Сантос потребовал от Бертоли сдаться, но тот отказался, полагая, что запрошенное им подкрепление вскоре прибудет через проповедника, сумевшего ускользнуть от повстанцев. Наконец Хуан Сантос решил атаковать форт, и все испанцы были перебиты. года Это произошло в последние дни 1743 . [26]

Тем временем к власти пришел новый наместник Хосе Антонио Мансо де Веласко , будущий граф Суперунда, многоопытный военный. Хуан Сантос продолжал атаковать его. 24 июня 1746 года он взял город Монобамба, расширив масштабы своего движения. Он даже рассказал о демонстрациях в его пользу в далекой провинции Канта.

Вице-король Мансо де Веласко назначил Жозефа де Льямаса, маркиза Менаэрмосы, главой третьей экспедиции. Тем не менее Хуан Сантос взял на себя инициативу, взяв Сономоро в 1751 году и Андамарку 4 августа 1752 года. Последнее уже означало серьезную угрозу, поскольку Андамарка находилась на горном массиве и недалеко от Тармы , Хаухи и Окопы. Восстание могло распространиться на горы, с их многочисленным коренным населением, восстание которых придало бы ему грозный и решительный поворот. [27]

Маркиз Менаэрмоса попытался догнать Хуана Сантоса, но ему удалось уйти. Это привело вице-короля в ярость, поскольку жизненно важная битва закончилась неудачей, и повстанцы продолжали контролировать большую территорию в джунглях. Распространились слухи, что Хуан Сантос нападет на Паукартамбо и что Тарма падет вместе с разрушенной Хаухой. Но ничего из этого не произошло. Загадочным образом лидер метисов не осуществил свои смелые атаки, и жители региона снова наслаждались миром. [28]

Хуан Сантос и его сторонники противостоят францисканским священникам.

Францисканские священники, миряне и новообращенные, жившие в двадцати одной из двадцати трех миссий в центральных джунглях, бежали в две уцелевшие миссии: Кимири, недалеко от города Ла-Мерсед XXI века , и Сономоро, недалеко от города XXI века. Сан-Мартин-де-Пангоа . Хуан Сантос переместил свою оперативную базу на 110 километров (68 миль) к востоку от Кизопанго в менее изолированную и более стратегически расположенную миссию Энено на реке Перене в регионе Серро-де-ла-Саль. [29]

Первое насилие восстания произошло в сентябре 1742 года, когда собранные на месте отряды ополчения во главе с тремя францисканцами совершили вылазку из Кимири, попали в засаду и были убиты. В том же месяце два испанских отряда регулярных солдат были отправлены из Анд для подавления восстания, но им не удалось найти Хуана Сантоса. Испанцы построили форт в Кимири и оставили 80 солдат с артиллерией, а большая часть армии отошла в город Тарма в Андах. Сантос окружил форт и предложил испанцам безопасный проход в Тарму, но они отклонили это предложение. Пытаясь снабдить форт продовольствием, испанский отряд помощи из Тармы попал в засаду, в результате чего 17 человек были убиты. Позже отчаявшиеся и голодающие испанские солдаты решили бежать из форта, но их перехватили местные силы, и все 80 человек были убиты. Когда в январе 1743 года в форт прибыл отряд помощи из 300 человек, местные силы встретили их артиллерийским огнем. Силы помощи отошли. Только Сономоро среди бывших миссий остался в руках испанцев, а Сантос и его последователи остались безоговорочно контролировать большую часть территории более двух лет. [30] [31]

В 1746 году вице-король Хосе Мансо де Веласко послал на территорию Ашанинки отряд численностью около 1000 человек. Он потерпел поражение больше из-за дождя и джунглей, чем из-за местной армии, численность которой, по оценкам испанцев, составляла 500 человек, но на самом деле это были лишь широко рассредоточенные части комбатантов. После этой неудачи испанцы отказались от попыток подавить восстание, но вместо этого построили крепости в Чанчамайо и Оксапампе, чтобы не допустить распространения восстания на высокогорье Анд и его относительно большое население. Тем не менее, в трех горных городах вспыхнули зарождающиеся восстания, которые были жестоко подавлены испанцами. Францисканец выразил испанский страх. «Если бы этот (Сантос)... направился в Лиму с 200 индийскими лучниками, можно было бы опасаться... всеобщего восстания среди всех индейцев в провинциях Королевства». В 1750 году испанцы отправили еще одну военную экспедицию на территорию повстанцев, и она была легко разбита партизанской тактикой ашанинка и их союзников. [32]

В 1751 году группы Ашанинка и их союзников Пиро двинулись на юг, проводя скорее иммиграционную, чем военную операцию по возвращению бывших территорий в районе городов Сатипо и Мазамари и вынуждая к эвакуации испанской крепости в Сономоро. последняя из 23 миссий в центральных джунглях. [33] В августе 1752 года восстание Сантоса достигло своего апогея, когда он возглавил силы Ашанинка, которые захватили горный город Андамарка в провинции Хауха и удерживали его в течение трех дней, прежде чем уйти. Надеясь, возможно, спровоцировать восстание в горах, Сантос не стал убивать жителей и священников города. [34]

Вернув себе территорию и изгнав испанцев, активная фаза восстания закончилась. Территория, освобожденная коренными народами от испанцев, составляла около 200 километров (120 миль) от Посузо на севере до Андамарки на юге и отмечена местом слияния юнги с высокими Андами. Он простирался примерно на 170 километров (110 миль) на восток до реки Укаяли и ее верхних притоков. [35]

Исчезновение Хуана Сантоса

[ редактировать ]

года С 1756 о Хуане Сантосе ничего не было известно. Вице-король Мансо де Веласко в памяти о нем, датированной 1761 годом, писал: «с 1756 года… непокорный индеец не ощущается и его положение и даже его существование неизвестны». Одна из версий гласит, что среди повстанцев произошло восстание и что Хуану Сантосу пришлось приказать убить Антонио Гатику, своего лейтенанта и других людей за возможную измену. [36]

Самые разнообразные версии касались конца Хуана Сантоса. Один из них утверждает, что он умер в Метраро, став жертвой камня, брошенного из пращи во время публичного праздника; другие утверждают, что он был отравлен. Другая возможность состоит в том, что он умер от старости. Говорят даже, что у него в Метраро был бы своего рода мавзолей, где покоились его человеческие останки и были объектом почитания. [ нужна ссылка ]

Его исчезновение и вероятная смерть имели в памяти альпинистов легендарный и чудесный оттенок. Для некоторых он не умер, полагая, что он бессмертен. Для других он вознесся бы на небо, окруженное облаками, и в будущем вернулся бы на землю. [37]

Фрай Хосе Мигель Сальседо утверждал, что, когда он прибыл в Сан-Мигель-дель-Куниво, его встретили четырнадцать каноэ с примерно восемьюдесятью людьми со странной демонстрацией радости, включая двух капитанов повстанцев, которые заверили его, что Хуан Сантос «… умер в Метраро, и спросив их, куда он делся, они сказали мне, что к черту, и что перед ними тело его исчезло, дымясь...». [38]

Договоры Хуана Сантоса Атауальпы

[ редактировать ]

Что касается предполагаемых связей Хуана Сантоса с англичанами, то никаких дополнительных документальных сведений, подтверждающих это, нет. Однако можно сделать некоторые предположения, исходя из определенных обстоятельств, произошедших в то время, как это делает Франсиско Лоайса.

Известна, например, давняя борьба, которую вели англичане с испанцами в поисках большей торговли и новых рынков в Америке, ревностно охраняемой колониальными силами. Ряд соглашений и уступок, напоминающих нам о разрешении на судно, которое испанская корона предоставила Англии после подписания Утрехтского договора. Разумеется, это были факты, известные хорошо информированному и образованному Хуану Сантосу Атауальпе. [39] В записях о нем говорится, что «он говорил с англичанами, которые согласились помочь ему по морю, и что он придет по суше, собрав свой народ, чтобы спасти свою корону». Для Лоайзы этот пакт не является маловероятным. в связи с вышеупомянутыми событиями и мог быть основан в 1741 году. [40]

Смерть и наследие

[ редактировать ]
Чучело Хуана Сантоса Атауальпы в Пантеоне де лос Просерес в Лиме.

Дата и обстоятельства смерти Хуана Сантоса неизвестны. [41] После захвата Андамарки в 1752 году он исчез. Большинство испанских источников полагают, что он умер в 1755 или 1756 году, хотя францисканский священник думал, что он был еще жив в 1775 году. В 1766 году два последователя Сантоса ашанинка сказали, что «его тело исчезло в облаке дыма». Его память увековечена небольшой кучей камней на Серро-де-ла-Саль. [42]

В 1788 году испанцы снова попытались проникнуть на территорию, отторгнутую у них восстанием Сантоса. Испанцы основали две крепости на южной окраине региона Чанчамайо в Витоке и Учубамбе . Однако только в 1868 году и до основания города Ла-Мерсед (недалеко от старой францисканской миссии Кимири) большая часть регионов Чанчамайо и Серро-де-ла-Саль была открыта для заселения некоренными жителями. [43]

  1. ^ Браун, Майкл Ф.; Фернандес, Эдуардо (1991). Война теней . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 32. ISBN  0520074483 .
  2. ^ Варезе, Стефано (2002). Соль горы . Норман: Университет Оклахомы Пресс. п. 107. ИСБН  0806134461 .
  3. ^ Варезе 2002 , стр. 87–90.
  4. ^ Хиннеллс, Джон Р. (12 декабря 1991 г.). Кто есть кто из мировых религий . Спрингер. п. 198. ИСБН  9781349095001 .
  5. ^ Виджил Оливерос, Нила (2018). «Заселение и оккупация Центральных джунглей Перу» . Анналы антропологии . 52 (2): 157. doi : 10.22201/iia.24486221e.2018.2.64951 .
  6. ^ Джонс 2016 , стр. 325, 331.
  7. ^ Варезе 2002 , стр. 82–85.
  8. ^ Джонс 2016 , с. 331.
  9. ^ Вебер, Ханне (2003). «Мессианизм Ашанинка: создание черной дыры в этнографии Западной Амазонии». Современная антропология . 44 (2): 192. дои : 10.1086/346028 . S2CID   143791663 . . Скачано с JSTOR.
  10. ^ Джонс 2016 , стр. 331–333.
  11. ^ Браун и Фернандес 1991 , стр. 28–29.
  12. ^ Veber 2003 , p. 194.
  13. ^ Варезе 2002 , с. 87.
  14. ^ "КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ Биография Хуана Сантоса Атауальпы - КТО БЫЛ?" . biographydee.com (на испанском языке) . Проверено 15 мая 2021 г.
  15. ^ Джонс, Кэмерон Д. (июль 2016 г.). «Эволюция испанского управления в ранний период Бурбонов в Перу: восстание Хуана Сантоса Атауальпы и миссионеры Окопы» . Америки . 73 (3): 325–348. дои : 10.1017/tam.2016.62 . ISSN   0003-1615 . S2CID   151375229 .
  16. ^ Варезе 2002 , стр. 88–91.
  17. ^ Пирс, Адриан Дж. (2020). «Пример отношений Анд и Амазонии в условиях колониального правления». В Пирсе, Адриан Дж.; Бересфорд-Джонс, Дэвид Г.; Хеггарти, Пол (ред.). Тематическое исследование отношений Анд и Амазонии в условиях колониального правления: Восстание Хуана Сантоса Атауальпы (1742–1752 гг.) . Междисциплинарное исследование. УКЛ Пресс. стр. 325–331. дои : 10.2307/j.ctv13xps7k.33 . ISBN  978-1-78735-741-9 . JSTOR   j.ctv13xps7k.33 . S2CID   226352281 . Проверено 21 мая 2021 г.
  18. ^ Габриэль, Кабрера М. (2009), «Восстание Хуана Сантоса Атауальпы» , Международная энциклопедия революции и протеста , Американское онкологическое общество, стр. 1–2, doi : 10.1002/9781405198073.wbierp0830 , ISBN  978-1-4051-9807-3 , получено 25 мая 2021 г.
  19. ^ «ВОЛЯ БОГА И ВОЛЯ ЦАРЯ» .
  20. ^ Варезе 2002 , стр. 90–92.
  21. ^ Браун и Фернандес 1991 , с. 44.
  22. ^ «Атауальпа (Хуан Сантос) (1710? – ок. 1756) | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 29 июля 2021 г.
  23. ^ Браун и Фернандес 1991 , стр. 44, 48–49.
  24. ^ Veber 2003 , p. 195.
  25. ^ «Перуанское восстание» . Перуанский исследователь . 16 декабря 2019 г. Проверено 8 июня 2021 г.
  26. ^ «Переосмысление водораздела Анд и Амазонии» (PDF) .
  27. ^ «МИССИОНЕРЫ ОКОПА И КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ» .
  28. ^ «Атауальпа (Хуан Сантос) (1710? – ок. 1756) | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 20 июля 2021 г.
  29. ^ Джонс, Кэмерон Дэвид (2013). «На службе Богу и королю: конфликты между реформаторами Бурбонов и миссионерами Санта-Роза-де-Окопа» . Диссертация . Университет штата Огайо. стр. 70, 81–82 . Проверено 1 августа 2020 г.
  30. ^ Джонс 2016 , стр. 335–336.
  31. ^ Джонс 2013 , стр. 81–86.
  32. ^ Варезе 2002 , стр. 100–105.
  33. ^ Браун и Фернандес 1991 , с. 49.
  34. ^ Варезе 2002 , стр. 105–106.
  35. ^ Google Земля
  36. ^ «Атауальпа (Хуан Сантос) (1710? – ок. 1756) | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 22 июня 2021 г.
  37. ^ Фриджерио, Хосе Оскар (21 декабря 2014 г.). Креольское восстание Оруро рассматривалось в Буэнос-Айресе . АСИН   1505641713 .
  38. ^ Чанг-Родригес, Ракель; Чанг-Родригес, Ракель (1999). Скрытые сообщения: репрезентация и сопротивление в андской колониальной драме . Издательство Бакнеллского университета. ISBN  978-0-8387-5421-4 .
  39. ^ Пирс, Адриан Дж. (2020). «Пример отношений Анд и Амазонии в условиях колониального правления». В Пирсе, Адриан Дж.; Бересфорд-Джонс, Дэвид Г.; Хеггарти, Пол (ред.). Тематическое исследование отношений Анд и Амазонии в условиях колониального правления: Восстание Хуана Сантоса Атауальпы (1742–1752 гг.) . Междисциплинарное исследование. УКЛ Пресс. стр. 325–331. дои : 10.2307/j.ctv13xps7k.33 . ISBN  978-1-78735-741-9 . JSTOR   j.ctv13xps7k.33 . S2CID   226352281 . Проверено 13 июля 2021 г.
  40. ^ Мученик, Народ (27 августа 2016 г.). «ХУАН САНТОС АТАУАЛЬПА. Франсиско Лоайса» . ЛЮДИ МАРТИР (на европейском испанском языке) . Проверено 13 июля 2021 г.
  41. ^ «Перуанское восстание» . Перуанский исследователь . 16 декабря 2019 г. Проверено 22 июня 2021 г.
  42. ^ Варезе 2002 , стр. 106–109.
  43. ^ Варезе 2002 , стр. 107–109.

Библиография

[ редактировать ]
  • Андские миры: история, культура и сознание коренных народов под властью Испании, 1532–1825 гг . Кеннет Дж. Андриен. 2001. Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN   0-8263-2359-6
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff59147a71e2cd15fa127193425d543e__1716905280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/3e/ff59147a71e2cd15fa127193425d543e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Juan Santos Atahualpa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)