Jump to content

Медда

Османская миниатюра Медды, выступающей в кофейне

Медда — это имя, данное традиционному турецкому рассказчику , который выступал перед небольшой группой зрителей, например, публикой в ​​кофейне . Эта форма выступления была особенно популярна в Османской империи, начиная с 16 века. Пьеса, как правило, была посвящена одной теме, медда играла разных персонажей, и обычно начиналась с привлечения внимания к морали, содержащейся в истории. Меддах использовал такой реквизит , как зонтик, носовой платок или другие головные уборы, чтобы сигнализировать об изменении характера, и умел манипулировать своим голосом и имитировать различные диалекты . Шоу не было ограничено по времени; хороший медда умел корректировать историю в зависимости от взаимодействия с аудиторией.

Медды обычно были странствующими художниками, чей маршрут пролегал из одного большого города в другой, например, по городам Дороги специй ; традиция предположительно восходит ко . временам Гомера Методы медды были такими же, как и методы странствующих рассказчиков, которые рассказывали греческие эпосы, такие как « Илиада» и «Одиссея» , даже несмотря на то, что главными историями теперь были «Ферхат иле Ширин» или «Лейла и Меджнун» . В репертуар медды входили и правдивые истории, видоизменяемые в зависимости от аудитории, исполнителя и политической ситуации.

Известно, что стамбульские медды включали в свои истории музыкальные инструменты: в этом заключалось главное отличие между ними и восточноанатолийскими Денгбеджинами .

В 2008 году искусство медды было перезанесено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества .

Медда . первоначально начинались как рассказчики религиозных и героических сказаний [1] имеющая свои корни в традиции турецкой устной литературы . в значительной степени основано на турецких кочевнических и шаманских традициях, привезенных из Центральной Азии, а не на внешнем влиянии, к XI-XIII векам на него повлияли арабские и персидские традиции, и оно стало формой театра одного актера. Хотя турецкое повествование [2] [3] Эти рассказчики в основном эпических сказок были известны как кыссахан , их истории содержали сильные исламские элементы, которые укрепляли веру мусульман в аудитории и пытались обратить немусульман в свою веру. [3] [1] Такие кыссаханы существовали в период Сельджуков и обычно рассказывали арабские и персидские эпосы, истории об Али и Хамзе , а также сказки из «Тысячи и одной ночи» . Эти истории со временем расширились и включили в себя такие истории, как Баттал Гази . [4]

Традиция киссахана продолжалась и в османский период, о чем свидетельствуют документы о киссахане, работавшем в королевском дворце по имени Мустафа во время правления Мехмеда II . Со временем все рассказчики стали известны как медда , и их истории становились все более и более светскими. Они начали подражать животным и делать инсинуации, чтобы привлечь внимание зрителей. [3] По словам ученого, это произошло «когда магометанское духовенство запретило любое упоминание святых в пьесах». Таким образом, представления медды стали театральными действиями, основанными на сатире : их темы включали как героические рассказы, так и случаи повседневной жизни; юмористические анекдоты, имитация стереотипов и знакомых людей, «издевательство над общественными нравами» и критика чиновников, порой даже султана, стали квинтэссенцией их пьес. [1]

Между 16 и 18 веками медда усилила свое влияние в обществе. Они оставались популярными и в 20 веке. [3] Однако традиция медды закончилась к середине 20 века, и Сурури , действовавший до 1930-х годов, считался последним представителем этого вида искусства. В то время как традиционное рассказывание историй в турецком обществе ослабло, небольшую функцию медды взял на себя ашик . [5]

  1. ^ Jump up to: а б с Халман, Талат Саит; Уорнер, Джейн Л. (2008). Ибрагим Безумный и другие пьесы . Издательство Сиракузского университета. стр. XIII – XIV. ISBN  9780815608974 .
  2. ^ Каим, Агнешка Айшен (2006). «МЕСТО ВСТРЕЧИ УСТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР «МЕДДА»» (PDF) . Журнал факультета языка, истории и географии Университета Анкары . 46 (1): 271–282.
  3. ^ Jump up to: а б с д «Медда» (PDF) . Энциклопедия ислама . Том. 28. Турецкий религиозный фонд. 2003.стр. 293–4.
  4. ^ Бахадыроглу, Диба. «Медда и традиция Медды из зрелищных народных танцев» . статьи.com . Проверено 20 января 2016 г.
  5. ^ Чевик, Мехмет (2014). «КУЛЬТУРНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ, ТРАДИЦИИ И ТУРЕЦКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ» . Турецкие исследования . 9 (12): 113–123. doi : 10.7827/TurkishStudies.7482 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9e86191dacfea6b7cb7c1a37c8377a03__1714069620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/03/9e86191dacfea6b7cb7c1a37c8377a03.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Meddah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)