Гунунган (вайанг)
Гора | |
---|---|
![]() Типичный яванский гунунган с изображением входа в центре и головой Кала в верхнем центральном изображении. | |
Типы | Традиционный кукольный театр |
Искусство предков | Яванский народ |
Зародившаяся культура | Индонезия |
Начальная эпоха | Индуистско-буддийские цивилизации |
Кукольный театр Ваянг | |
---|---|
![]() Горы в ваянга исполнении | |
Страна | Индонезия |
Критерии | Исполнительское искусство, Традиционное мастерство |
Ссылка | 063 |
Область | Азия и Тихоокеанский регион |
История надписи | |
Надпись | 2008 г. (3-я сессия) |
Список | Репрезентативный список |
![]() Ваянг Кулит (кожаная теневая марионетка), Ваянг Клитик (плоская деревянная марионетка), Ваянг Голек (трехмерная деревянная марионетка) |

Гора ваянг ( яванский : ꦒꦸꦤꦸꦔꦤ꧀ ; «гора»), также известная как кайон или кайонан (от каю , «дерево» или «дерево») на Бали, является фигурой в индонезийском театральном представлении , например, ваянг кулит , ваянг клитик , Ваянг Голек и Ваянг Бебер .
Гунунган — это коническая или треугольная структура (коническая вершина), вдохновленная формой горы ( вулкана ).
В ваянге гунунганы представляют собой особые фигурки в виде изображений гор и их окрестностей. Гунунган выполняет множество функций в представлениях ваянгов, поэтому существует множество различных изображений.
В стандартной функции открытия и закрытия сцены две вещи изображаются с двух разных сторон. С одной стороны внизу изображение ворот, охраняемых двумя ракшасами с мечами и щитами в руках. Он символизирует дворцовые ворота, а при игре на гунунгане используется как дворец. На вершине горы находится дерево жизни ( калпатару ), опутанное драконом. На ветке дерева изображены несколько лесных животных, например , тигры , быки , обезьяны и птицы . Картина в целом отображает ситуацию в пустыне. Эта сторона символизирует состояние мира и его содержание. На другой стороне изображен пылающий огонь. Он символизирует хаос и ад.
Перед игрой с марионеткой гунунган застревает в середине экрана, слегка наклонившись вправо, что означает, что игра ваянг еще не началась, как мир, о котором еще не рассказали. После игры Гунунган удаляется и выстраивается справа.
Гунунган используется как знак смены этапов пьесы/рассказа. Для этого горы затыкаются посередине, наклоняясь влево. Кроме того, гунунган также используется как символ огня или ветра. В данном случае сторона горы перевернута, с другой стороны нанесена только красно-красная краска, и этот цвет символизирует огонь.
Гунунган может действовать как земля, лес, дороги и т. д., следуя диалогу дхалангов . После окончания пьесы Гунунган снова появляется в центре экрана, символизируя окончание истории.
Гунунган бывает двух видов: Гунунган Гапуран и Гунунган Блюмбанган. Гунунган Блюмбанган был написан Сунаном Калиджагой в эпоху Королевства Демак . Затем, в эпоху Картасуры , он был снова составлен с использованием Гунунгана Гапурана. Гунунган в кукольном смысле называется Кайон. Кайон происходит от слова Каюн. Гунунган содержит высокие философские учения, а именно учение мудрости. Все это означает, что пьеса ваянг содержит ценные уроки. Это означает, что представления ваянгов также содержат представления ваянгов, которые также содержат высокие философские учения.
За пределами Индонезии
[ редактировать ]Малайзия
[ редактировать ]В Келантане , на полуострове Малайзия , подобная фигура установлена в местной версии представления, известного как похон берингин (« баньян »). [ 1 ] [ 2 ] Берингин часто изображается в начале и в конце представления, символизируя «мир, наполненный жизнями... в воде, на земле и в воздухе ». [ 3 ]
Галерея
[ редактировать ]-
яванский гунунган с закрытой верандой и двумя большими якшами по бокам. Корни дерева поднимаются в воду. В кроне дерева есть несколько животных, но голова демона (кала) отсутствует.
-
Фигура Апи («огонь»), балийского огненного демона, имеющего схожую форму с кайонаном.
-
Гунунган из разновидности ваянг кулит Ломбока, с помощью которого история Серата Менака Сасака. рассказывается
-
Ваянг бебер во дворце Мангкунегаран в Суракарте. Типичная боевая сцена, горы чуть правее центра.
-
Гунунган используется в качестве официального логотипа саммита G20 на Бали в 2022 году.
-
Гунунган, изображенный на реверсе номиналом 100 рупий 1978 года выпуска. монеты
-
Гунунган как мотив нового халяльного логотипа Индонезии, принятого в 2022 году.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кустопо (сентябрь 2020 г.). Знакомство с национальным искусством 1: Ваянг (на индонезийском языке). Альприн. п. 43. ИСБН 978-623-263-487-9 .
- ^ Вонг, Фиона Э Чионг; Гулам-Сарвар, Юсуф (декабрь 2018 г.). «Визуальные элементы в фигуре похонских берингинов из келантанской игры теней» . Малайзийский журнал исполнительских и визуальных искусств . 4 . Культурный центр Университета Малайи: 63–78. дои : 10.22452/MJPVA.vol4no1.4 .
- ^ «Баньяновое дерево» . Совет государственного музея Келантана (на малайском языке). 27 февраля 2020 г. Проверено 27 февраля 2021 г.
- Основные источники
- Харниш, Дэвид (2003). «Миры Ваянг Сасака: музыка, исполнение и переговоры о религии и современности». Азиатская музыка . 34 (2). Кёльн.
- Кант-Ахиллес, Малли; Зельтманн, Фридрих; Шумахер, Рюдигер (1990). Ваянг Бебер. Вновь открытая драма Центральной Явы с картинками [ Ваянг Бебер. Вновь открытая свитковая драма Центральной Явы ] (на немецком языке). Штутгарт: Франц Штайнер.
- Спитцинг, Гюнтер (1981). Индонезийская игра теней. Бали – Ява – Ломбок [ Индонезийская игра теней. Бали – Ява – Ломбок ] (на немецком языке). Кельн: ДюМон.
