Калпаврикша
Калпаврикша [примечание 1] ( санскрит : कल्पवृक्ष , букв. «возрастное дерево», Kalpavṛkṣa) — , исполняющее желания, божественное дерево в таких религиях, как индуизм , джайнизм и буддизм . В буддизме другой термин, ратнаврикша (драгоценное дерево ) также распространен . Самые ранние его описания упоминаются в санскритской литературе. Это также популярная тема в джайнской космологии и буддизме .
Калпаврикша возникла во время Самудра Мантаны или «пахтанья океана » вместе с Камадхену , божественной коровой, обеспечивающей все потребности. Царь богов Индра вернулся с этим деревом в свой рай. Калпаврикшу также отождествляют со многими деревьями, такими как париджата ( Nyctanthes arbor-tristis ), фикус бенгальский , акация , Madhuca longifolia , Prosopis cineraria , Diploknema Butyracea и тутовое дерево ( дерево Morus nigra ). Дерево также превозносится в иконографии и литературе.
История
[ редактировать ]Калпаврикша является общей для индуистских Бхагаватов , джайнов и буддистов . [1]
индуизм
[ редактировать ]Калпаврикша, древо жизни, также означающее «Мировое дерево», упоминается в ведических писаниях . В самом раннем рассказе о Самудра Мантане , или «пахтании молочного океана». Калпаврикша возникла из первобытных вод во время процесса пахтанья океана вместе с Камадхену, божественной коровой, удовлетворяющей все потребности. Говорят также, что это дерево является Млечным Путем или местом рождения звезды Сириус . Царь дэвов Индра вернулся с этой Калпаврикшей в свою обитель в раю и посадил ее там. Дерево также упоминается в санскритском тексте «Манасара», входящем в состав Шилпа-шастры . [2] [3]
Другая история гласит, что Калпаврикша находилась на земле и была перенесена в обитель Индры после того, как люди начали злоупотреблять ею, желая зла. [4] В «Девалоке» Индры говорится, что существует пять Кальпаврикш, которые называются Мандана, Париджата , Сантана, Калпаврикша и Харичандана, и все они исполняют различные желания. [4] В частности, говорят, что Калпаврикша высажена на вершине горы Меру , посреди пяти райских садов Индры. Именно из-за этих деревьев, исполняющих желания, асуры вели постоянную войну с дэвами как небесными богами, которые исключительно свободно пользовались «божественными цветами и плодами» Калпаврикши, тогда как асуры жили в сравнительной нищете на нижних уровнях. часть его «ствола и корней». Париджата часто отождествляется со своим земным аналогом, индийским коралловым деревом ( Eyrthrina indica ), но чаще всего изображается как дерево магнолии или франжипани ( санскрит : чампака ). Его описывают как имеющее золотые корни, серебряный живот , лазурита ветви , коралловые листья, жемчужный цветок, бутоны из драгоценных камней и алмазные плоды. [3] Также говорят, что Ашокасундари был создан из дерева Калпаврикша, чтобы облегчить Парвати ее одиночество. [5]
В некоторых версиях индуистской мифологии Шива и Парвати после многих мучительных дискуссий при расставании со своей дочерью Араньяни отдали ее на хранение божественному Калпаврикше, когда демон Андхакасура вел войну. Парвати просила Калпаврикшу воспитать ее дочь в «безопасности, мудрости, здоровье и счастье» и сделать ее Вана Деви, защитницей лесов. [6]
Джайнизм
[ редактировать ]В джайнской космологии кальпаврикши — это деревья, исполняющие желания, которые исполняют желания людей на начальных этапах мирового цикла. Вначале дети рождаются парами (мальчик и девочка) и не совершают никакой кармы . [7] Есть 10 калпаврикш, которые исполняют 10 различных желаний, таких как жилище для проживания, одежда, посуда, питание, включая фрукты и сладости, приятная музыка, украшения, ароматные цветы, сияющие лампы и сияющий свет ночью. [7]
Согласно джайнской космологии, в трёх Арах (неравных периодах) нисходящей дуги ( Авасарпини ) Кальпаврикши давали всё необходимое, но к концу третьей Ары урожайность от них уменьшилась. В некоторых текстах описаны восемь типов этих деревьев, в каждом из которых представлены разные объекты. Таким образом, из «дерева Мадьянга» можно было получать вкусные и питательные напитки; из «Бходжананги» вкусная еда; от «йотиранги» — свет, более сияющий, чем солнце и луна; а из «Допанги» исходил внутренний свет. Другие деревья служили домом, музыкальными устройствами, столовой посудой, красивой одеждой, венками и ароматами. [4]
Тилоя Панатти приводят следующий список: Пананга , Туриянга , Бхусананга , Ваттханга , Бхоянга , Алайанга , Дивиянга , Бхайананга , Маланга , Теджанга с превосходными напитками, музыкой, украшениями, одеждой, едой и готовыми блюдами, особняками для проживания, лампами. , посуда и гирлянды из цветов соответственно, в то время как последний тип, а именно Теджанга , кажется самосветящимся и служит небесным светилам. [8]
буддизм
[ редактировать ]В буддизме маленькое дерево исполнения желаний изображается украшающим верхнюю часть «вазы долголетия», которую держат «божества долголетия», такие как Амитаюс и Ушнишавиджая . Богиня Шрамана деви держит в левой руке украшенную драгоценными камнями ветвь Калпаврикши. [3]
Поклонение дереву Ньягродха как форма нечеловеческого поклонения изображено в буддийской скульптуре в Беснагаре . [9] Эта скульптура в Беснагаре, известная также как Видиса (Бхилса), датируется третьим веком до нашей эры и выставлена в Калькуттском музее . [10]
В Мьянме , где практикуется буддизм Тхеравады , значение Калпаврикши выражается в форме ежегодного ритуала, известного как Катхина (подношение одежды), во время которого миряне преподносят монахам подарки в виде денежных деревьев. [11] Считается, что у главных ворот царства Кетумати четыре Калпаврикши восстанут из Земли и принесут достаточно ценностей, чтобы удовлетворить всю Джамбудвипу на долгие годы. [12]
Отождествление с деревьями
[ редактировать ]В разных штатах Индии некоторые деревья называются Калпаврикша. Они указаны ниже.
Баньяновое дерево ( Ficus benghalensis ), также называемое деревом Ньягродха , которое растет по всей стране, называют Калпаврикша или Калпатару из-за его способности в достаточной степени обеспечивать потребности человека. [13] [9]
Кокосовая пальма ( Cocos nucifera ), встречающаяся в большинстве регионов страны, называется «Калпаврикша», так как каждая ее часть так или иначе полезна. Кокосовая вода внутри ореха — восхитительный напиток. В высушенном виде она называется копра и используется для производства масла. Кокосовая скорлупа, называемая койрой, используется для изготовления веревок. Из листьев делают шалаши, веера, циновки. Пальмовый сахар изготавливают из распускающегося цветка. Из сушеной жилки делают лодки. [14]
Дерево Ашватха (священное фиговое дерево) также известно как Калапврикша, где, как утверждается, обитают божества и Брахма, и именно здесь мудрец Нарада обучал риши процедуре поклонения дереву и его полезности. [15]
Дерево махуа ( Madhuca longifolia ) занимает важное место в повседневной жизни племен. Это похоже на дерево желаний Калпаврикша, называемое мадху ( Madhuca indica ). [16]
Дерево Шами ( Prosopis cineraria ), встречающееся в пустынных районах страны, называемое на местном диалекте Аджмер или джаант , называется Калпаврикша. В районе пустыни Раджастана его корни уходят на глубину 17–25 метров (56–82 футов). Это останавливает эрозию песчаной почвы пустыни. По этой причине дерево остается зеленым даже в условиях засухи. Поэтому жители Раджастана считают это дерево Калпаврикшей, потому что во время засухи, когда нигде нет ни травы, ни корма, животные могут выжить, поедая его зеленые листья. [17]
Дерево Чюр, растущее на больших высотах Гималаев , растущее на высоте от 500 до 1000 м, известное как индийское масличное дерево ( Diploknema Butyracea ), жители горного региона называют Калпаврискха, или райским деревом, поскольку оно дает мед. , неочищенный пальмовый сахар и топленое масло . Он имеет форму зонтика. [18]
В Джошимате в Уттаракханде тутовое дерево , возраст которого, как говорят, составляет 2400 лет, известно и почитается как Калпаврикша, поскольку это было место, где в 8-м веке Ади Шанкарачарья совершал покаяние под деревом, считая его воплощением Господь Шива . [19] Также считается, что мудрец Дурваса . под этим деревом медитировал [5] в Урге. [20] Утверждается, что на горных склонах Кайласы обитает множество кальпаврикш. [20]
В Мангалиявасе недалеко от Аджмера , Раджастхан, есть два почитаемых дерева (мужское и женское), которым более 800 лет, известные как калпаврикшас. Им поклоняются в день Амавасьи индуистского месяца Шраавана . [5]
В Ранчи , Джаркханд , есть три Калпаврикши. Они находятся в местности под названием Хиноо.
В культуре Тамил Наду тала ( Borassus flabellifer ), разновидность пальмы Пальмиры ( Borassus ), также известная как тодди, называется Калпатару, поскольку все ее части имеют применение. Это дерево также произрастает в Азии и Юго-Восточной Азии , обычно имеет продолжительность жизни 100 лет, вырастает до 20 метров (66 футов) в высоту; его листья в форме веера имеют грубую текстуру. В древности листья использовались для письма. [21]
В Хариванш Пуране Париджата, баобаб, называется Калпаврикша, или деревом, приносящим желания, которое, за исключением деревни Кинтур , недалеко от Барабанки , Уттар-Прадеш , как полагают, можно найти только на небесах. Дерево имеет мифологическую связь с принцем Арджуной из клана Пандавов , который, как говорят, принес его с небес. Его мать Кунти , в честь которой названа деревня Кинтур, предлагала цветы с этого дерева для поклонения Господу Шиве. Говорят также, что Господь Кришна принес это дерево с небес, чтобы доставить удовольствие своей жене Сатьябхаме . [22]
Калпалата — еще одно дерево, исполняющее желания, лиана, которую превозносили в конце арийского периода. Говорят, что человек, стоящий под этим деревом, будет благословлен красивыми украшениями, платьями и даже незамужними девушками. [23]
В Таиланде розовое душевое дерево ( Cassia Bakeriana ) на местном диалекте также называют Калпаврикша или Канлапафруек. Считается, что это дерево успеха. [24]
Иконография
[ редактировать ]В иконографии Калпаврикша, дерево, исполняющее желания, изображается на картине пейзажа, украшенной цветами, шелками и подвешенной драгоценностями. [3] Это узор, имеющий большое символическое значение. [1] Орнаментальный дизайн Калпаврикши был особенностью, которая была использована на реверсах монет и скульптур в период Гуптов . [25]
Калпаврикша также относится к периоду Дхармачакры в буддизме. На картинах этого периода, изображающих дерево с различными ветвями и листьями, в верхней части нарисована женская фигура. Женская фигура изображена снизу вверх с чашей в руке. Подобное изображение женской фигуры с деревом, изображающим ее как верховное божество, было примечательной особенностью периода Сунга , как видно из изображения «Салабханвки» на столбах перил. [26]
В большинстве картин Калпаврикши Шива и Парвати имеют общую черту. Он образует купол над Шивой. На одной из картин Паравати выражает почтение Господу Шиве, подняв руки в поклонении, когда ее благословляет поток воды из Калпаврикши. [27]
Литература
[ редактировать ]Калпаврикша упоминается в санскритском произведении «Манасара» как королевский знак отличия. В Хемадри работе «Чатурваргачинтама » Калпаврикша названа деревом из золота и драгоценных камней. [28]
В поэзии Калпаврикшу сравнивают с Лакшми как сестрой, вышедшей из моря. Он рождается у царя нагов Кумуды, пятого потомка Такшаки , вместе с его сестрой Кумудавати. Он появился из-под русла реки Сарайю, бросив вызов Кусе, которого считали воплощением Вишну, просто замаскированным под сына. [29]
Калидаса в своей поэзии Мегхадута, олицетворяющей деревья, исполняющие желания, найденные в столице царя Якши, превозносит достоинства Калпаврикши как «лакомства и украшения для прекрасных женщин Алаки, цветную одежду для тела, опьяняющие напитки для волнующих взглядов глаза, цветы для украшения прически и украшения различного дизайна». [30]
См. также
[ редактировать ]- Относящиеся к индуизму и буддизму
- День Калпатару
- Кассия фистула , дерево золотого дождя, имеющее особое значение в тайской культуре.
- Словарь индуистских знаний и легенд
- Священное отношение
- Общий
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Также известен как калпатару, калпадрума, калпа врукшам, калпападапа и карпага врикшам.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Агравала 2003 , с. 87.
- ^ Тул 2015 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б с д Пиво 2003 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с Далал 2014 , с. 620.
- ^ Jump up to: а б с «Запись фонового контекста и наблюдений» (PDF) . Священные растения . Национальный центр информатики Департамента лесного хозяйства Раджастана. стр. 23–24. Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2016 года . Проверено 1 сентября 2015 г.
- ^ Сивкишен 2015 , с. 578.
- ^ Jump up to: а б «Кальчакра» . Джайнизм упрощен . Мичиганский университет.
- ^ Умакант П. Шах 1987 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Гупта 1991 , с. 48.
- ^ Рандхава 1964 , с. 10.
- ^ Падма 2013 , с. 83.
- ^ Источники, Удая (1993). Хроники Проповедь будущей Мотилал Банарсидасс п. 32.
- ^ Джа 2013 , с. 83.
- ^ Экологическое образование Allied S для 6 класса . Союзные издательства. п. 18. ISBN 978-81-8424-065-8 .
- ^ Самарт и Кендра 2008 , с. 173.
- ^ Растоги 2008 , с. 46.
- ^ Растоги 2008 , с. 53.
- ^ Растоги 2008 , с. 25.
- ^ Лимайе, Анита (1 июня 2006 г.). «Посещение 2400-летнего Калпаврикша» . Экономические времена. Архивировано из оригинала 3 октября 2015 года.
- ^ Jump up to: а б Наир 2007 , с. 65.
- ^ Джа 2013 , с. 111.
- ^ Викенс 2008 , с. 61.
- ^ Рандхава и Мукхопадхьяй 1986 , стр. 2.
- ^ «Калапафруек, благоприятное растение успеха» Kasettoday ( на тайском языке).
- ^ Баджпай 2004 , с. 152.
- ^ Журнал Бихар Пуравид Паришад . Бихар Пуравид Паришад. 1992. с. 302.
- ^ Дехеджия 1999 , стр. 96.
- ^ Роджер Бленч; Мэтью Сприггс (2 сентября 2003 г.). Археология и язык IV: Изменение языка и культурная трансформация . Рутледж. ISBN 978-1-134-81623-1 .
- ^ Шиварамамурти 1980 , с. 74.
- ^ Каннингем 1962 , с. viii.
Библиография
[ редактировать ]- Агравала, Васудева Шарана (2003). Исследования индийского искусства . Публикации Вишвавидьялаи. ISBN 978-81-7124-335-8 .
- Баджпай, К.Д. (1 октября 2004 г.). Индийские нумизматические исследования . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-035-8 .
- Бир, Роберт (2003). Справочник тибетских буддийских символов . Serindia Publications, Inc. ISBN 978-1-932476-03-3 .
- Каннингем, сэр Александр (1962). Ступа Бхархута: буддийский памятник, украшенный многочисленными скульптурами, иллюстрирующими [sic] буддийские легенды и историю в индологическом книжном доме третьего века до нашей эры.
- Далал, Roshen (18 апреля 2014 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин Букс Лимитед. ISBN 978-81-8475-277-9 .
- Дехеджия, Харша В. (1 января 1999 г.). Парвати: Богиня любви . Mapin Publishing Pvt Ltd. ISBN 81-85822-59-Х .
- Гупта, Шакти М. (1991). Мифы и традиции растений в Индии . Издательство Мунширам Манохарлал.
- Джа, Ашок Кумар (июль 2013 г.). Мегхадутам: переведено на английский язык в Vers Libre . Траффорд Паблишинг. ISBN 978-1-4669-9158-3 .
- Наир, Шанта Н. (1 января 2007 г.). Святые Гималаи: обитель индуистских богов: путешествие по могучим Гималаям . Пустак Махал. ISBN 978-81-223-0967-6 .
- Падма, Шри (17 сентября 2013 г.). Превратности богини: реконструкции Грамадеваты в религиозных традициях Индии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-932504-7 .
- Рандхава, Мохиндер Сингх (1964). Культ деревьев и поклонение деревьям в буддийско-индуистской скульптуре . Всеиндийское общество изящных искусств и ремесел.
- Рандхава, Гурчаран Сингх; Мукхопадхьяй, Амитабха, ред. (1986). Цветоводство в Индии . Союзные издательства. ISBN 978-81-7023-057-1 .
- Растоги, Рекха (2008). Давайте определим полезные деревья (новинка) . Детский книжный фонд. ISBN 978-81-7011-919-7 .
- Самарт, Шри Свами; Кендра, Вишва Калян (1 августа 2008 г.). Гуру Чаритра . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО ISBN 978-81-207-3348-0 .
- Шиварамамурти, К. (1980). Подход к природе в индийском искусстве и мысли . Канакские публикации.
- Сивкишен (23 января 2015 г.). Царство Шивы . Diamond Pocket Books Pvt Ltd. ISBN 978-81-288-3028-0 .
- Тул, SJ (23 июня 2015 г.). Миф обо мне: размышления о нашем происхождении. Создание Лулу . Лулу.com. ISBN 978-1-329-22607-4 .
- Викенс, GE (2 марта 2008 г.). Баобабы: пачикаулы Африки, Мадагаскара и Австралии . Springer Science & Business Media. ISBN 978-1-4020-6431-9 .
- Шах, Умакант П. (1987), Джайна-рупа-мандана: джайнская иконография , Abhinav Publications, ISBN 81-7017-208-Х