Jump to content

Калпаврикша

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Калпатару )

Божественное дерево Калпаврикша в мифологии, резьба по камню дерева с окружающими его мифическими персонажами.
Калпатару, божественное древо жизни, охраняемое мифическими существами в храме Павон VIII века , буддийском храме на острове Ява , Индонезия.

Калпаврикша [примечание 1] ( санскрит : कल्पवृक्ष , букв. «возрастное дерево», Kalpavṛkṣa) — , исполняющее желания, божественное дерево в таких религиях, как индуизм , джайнизм и буддизм . В буддизме другой термин, ратнаврикша (драгоценное дерево ) также распространен . Самые ранние его описания упоминаются в санскритской литературе. Это также популярная тема в джайнской космологии и буддизме .

Калпаврикша возникла во время Самудра Мантаны или «пахтанья океана » вместе с Камадхену , божественной коровой, обеспечивающей все потребности. Царь богов Индра вернулся с этим деревом в свой рай. Калпаврикшу также отождествляют со многими деревьями, такими как париджата ( Nyctanthes arbor-tristis ), фикус бенгальский , акация , Madhuca longifolia , Prosopis cineraria , Diploknema Butyracea и тутовое дерево ( дерево Morus nigra ). Дерево также превозносится в иконографии и литературе.

Калпаврикша является общей для индуистских Бхагаватов , джайнов и буддистов . [1]

Изображение дерева рядом с Богом Воды (внизу в центре) – возможно, калпаврикша, возникшее во время Самудра Мантаны. Также изображен Париджата рядом с Лакшми.

Калпаврикша, древо жизни, также означающее «Мировое дерево», упоминается в ведических писаниях . В самом раннем рассказе о Самудра Мантане , или «пахтании молочного океана». Калпаврикша возникла из первобытных вод во время процесса пахтанья океана вместе с Камадхену, божественной коровой, удовлетворяющей все потребности. Говорят также, что это дерево является Млечным Путем или местом рождения звезды Сириус . Царь дэвов Индра вернулся с этой Калпаврикшей в свою обитель в раю и посадил ее там. Дерево также упоминается в санскритском тексте «Манасара», входящем в состав Шилпа-шастры . [2] [3]

Другая история гласит, что Калпаврикша находилась на земле и была перенесена в обитель Индры после того, как люди начали злоупотреблять ею, желая зла. [4] В «Девалоке» Индры говорится, что существует пять Кальпаврикш, которые называются Мандана, Париджата , Сантана, Калпаврикша и Харичандана, и все они исполняют различные желания. [4] В частности, говорят, что Калпаврикша высажена на вершине горы Меру , посреди пяти райских садов Индры. Именно из-за этих деревьев, исполняющих желания, асуры вели постоянную войну с дэвами как небесными богами, которые исключительно свободно пользовались «божественными цветами и плодами» Калпаврикши, тогда как асуры жили в сравнительной нищете на нижних уровнях. часть его «ствола и корней». Париджата часто отождествляется со своим земным аналогом, индийским коралловым деревом ( Eyrthrina indica ), но чаще всего изображается как дерево магнолии или франжипани ( санскрит : чампака ). Его описывают как имеющее золотые корни, серебряный живот , лазурита ветви , коралловые листья, жемчужный цветок, бутоны из драгоценных камней и алмазные плоды. [3] Также говорят, что Ашокасундари был создан из дерева Калпаврикша, чтобы облегчить Парвати ее одиночество. [5]

В некоторых версиях индуистской мифологии Шива и Парвати после многих мучительных дискуссий при расставании со своей дочерью Араньяни отдали ее на хранение божественному Калпаврикше, когда демон Андхакасура вел войну. Парвати просила Калпаврикшу воспитать ее дочь в «безопасности, мудрости, здоровье и счастье» и сделать ее Вана Деви, защитницей лесов. [6]

Джайнизм

[ редактировать ]
Художественное изображение Калпаврикши в джайнизме. Настенная картина с изображением дерева на красном фоне.
Настенная роспись Калпаврукши в Саавира Камбада Басади , Мудбидри, Карнатака
Идол 10-го джайнского Тиртханкара Шиталанатхи с его символом Калпаврикши внизу.

В джайнской космологии кальпаврикши — это деревья, исполняющие желания, которые исполняют желания людей на начальных этапах мирового цикла. Вначале дети рождаются парами (мальчик и девочка) и не совершают никакой кармы . [7] Есть 10 калпаврикш, которые исполняют 10 различных желаний, таких как жилище для проживания, одежда, посуда, питание, включая фрукты и сладости, приятная музыка, украшения, ароматные цветы, сияющие лампы и сияющий свет ночью. [7]

Согласно джайнской космологии, в трёх Арах (неравных периодах) нисходящей дуги ( Авасарпини ) Кальпаврикши давали всё необходимое, но к концу третьей Ары урожайность от них уменьшилась. В некоторых текстах описаны восемь типов этих деревьев, в каждом из которых представлены разные объекты. Таким образом, из «дерева Мадьянга» можно было получать вкусные и питательные напитки; из «Бходжананги» вкусная еда; от «йотиранги» — свет, более сияющий, чем солнце и луна; а из «Допанги» исходил внутренний свет. Другие деревья служили домом, музыкальными устройствами, столовой посудой, красивой одеждой, венками и ароматами. [4]

Тилоя Панатти приводят следующий список: Пананга , Туриянга , Бхусананга , Ваттханга , Бхоянга , Алайанга , Дивиянга , Бхайананга , Маланга , Теджанга с превосходными напитками, музыкой, украшениями, одеждой, едой и готовыми блюдами, особняками для проживания, лампами. , посуда и гирлянды из цветов соответственно, в то время как последний тип, а именно Теджанга , кажется самосветящимся и служит небесным светилам. [8]

Беснагар Калпадрума

В буддизме маленькое дерево исполнения желаний изображается украшающим верхнюю часть «вазы долголетия», которую держат «божества долголетия», такие как Амитаюс и Ушнишавиджая . Богиня Шрамана деви держит в левой руке украшенную драгоценными камнями ветвь Калпаврикши. [3]

Поклонение дереву Ньягродха как форма нечеловеческого поклонения изображено в буддийской скульптуре в Беснагаре . [9] Эта скульптура в Беснагаре, известная также как Видиса (Бхилса), датируется третьим веком до нашей эры и выставлена ​​в Калькуттском музее . [10]

В Мьянме , где практикуется буддизм Тхеравады , значение Калпаврикши выражается в форме ежегодного ритуала, известного как Катхина (подношение одежды), во время которого миряне преподносят монахам подарки в виде денежных деревьев. [11] Считается, что у главных ворот царства Кетумати четыре Калпаврикши восстанут из Земли и принесут достаточно ценностей, чтобы удовлетворить всю Джамбудвипу на долгие годы. [12]

Отождествление с деревьями

[ редактировать ]
Дерево Калпаврикша в Биларе, Раджастан

В разных штатах Индии некоторые деревья называются Калпаврикша. Они указаны ниже.

Баньяновое дерево ( Ficus benghalensis ), также называемое деревом Ньягродха , которое растет по всей стране, называют Калпаврикша или Калпатару из-за его способности в достаточной степени обеспечивать потребности человека. [13] [9]

Кокосовая пальма ( Cocos nucifera ), встречающаяся в большинстве регионов страны, называется «Калпаврикша», так как каждая ее часть так или иначе полезна. Кокосовая вода внутри ореха — восхитительный напиток. В высушенном виде она называется копра и используется для производства масла. Кокосовая скорлупа, называемая койрой, используется для изготовления веревок. Из листьев делают шалаши, веера, циновки. Пальмовый сахар изготавливают из распускающегося цветка. Из сушеной жилки делают лодки. [14]

Дерево Ашватха (священное фиговое дерево) также известно как Калапврикша, где, как утверждается, обитают божества и Брахма, и именно здесь мудрец Нарада обучал риши процедуре поклонения дереву и его полезности. [15]

Дерево махуа ( Madhuca longifolia ) занимает важное место в повседневной жизни племен. Это похоже на дерево желаний Калпаврикша, называемое мадху ( Madhuca indica ). [16]

Дерево Шами ( Prosopis cineraria ), встречающееся в пустынных районах страны, называемое на местном диалекте Аджмер или джаант , называется Калпаврикша. В районе пустыни Раджастана его корни уходят на глубину 17–25 метров (56–82 футов). Это останавливает эрозию песчаной почвы пустыни. По этой причине дерево остается зеленым даже в условиях засухи. Поэтому жители Раджастана считают это дерево Калпаврикшей, потому что во время засухи, когда нигде нет ни травы, ни корма, животные могут выжить, поедая его зеленые листья. [17]

Дерево Чюр, растущее на больших высотах Гималаев , растущее на высоте от 500 до 1000 м, известное как индийское масличное дерево ( Diploknema Butyracea ), жители горного региона называют Калпаврискха, или райским деревом, поскольку оно дает мед. , неочищенный пальмовый сахар и топленое масло . Он имеет форму зонтика. [18]

В Джошимате в Уттаракханде тутовое дерево , возраст которого, как говорят, составляет 2400 лет, известно и почитается как Калпаврикша, поскольку это было место, где в 8-м веке Ади Шанкарачарья совершал покаяние под деревом, считая его воплощением Господь Шива . [19] Также считается, что мудрец Дурваса . под этим деревом медитировал [5] в Урге. [20] Утверждается, что на горных склонах Кайласы обитает множество кальпаврикш. [20]

Калпаврикша в Раджастане. Два больших ствола деревьев с привязанными к ним священными нитями.
Калпаврикша в Мангалиявасе (недалеко от Аджмера , Раджастхан в Индии)

В Мангалиявасе недалеко от Аджмера , Раджастхан, есть два почитаемых дерева (мужское и женское), которым более 800 лет, известные как калпаврикшас. Им поклоняются в день Амавасьи индуистского месяца Шраавана . [5]

В Ранчи , Джаркханд , есть три Калпаврикши. Они находятся в местности под названием Хиноо.

Калпаврикша с цветами в Ранчи, Джаркханд

В культуре Тамил Наду тала ( Borassus flabellifer ), разновидность пальмы Пальмиры ( Borassus ), также известная как тодди, называется Калпатару, поскольку все ее части имеют применение. Это дерево также произрастает в Азии и Юго-Восточной Азии , обычно имеет продолжительность жизни 100 лет, вырастает до 20 метров (66 футов) в высоту; его листья в форме веера имеют грубую текстуру. В древности листья использовались для письма. [21]

Дерево Париджата, считающееся Калпаврукшей, видны ветка и ствол дерева.
Дерево Париджата в Кинтуре, Барабанки .

В Хариванш Пуране Париджата, баобаб, называется Калпаврикша, или деревом, приносящим желания, которое, за исключением деревни Кинтур , недалеко от Барабанки , Уттар-Прадеш , как полагают, можно найти только на небесах. Дерево имеет мифологическую связь с принцем Арджуной из клана Пандавов , который, как говорят, принес его с небес. Его мать Кунти , в честь которой названа деревня Кинтур, предлагала цветы с этого дерева для поклонения Господу Шиве. Говорят также, что Господь Кришна принес это дерево с небес, чтобы доставить удовольствие своей жене Сатьябхаме . [22]

Калпалата — еще одно дерево, исполняющее желания, лиана, которую превозносили в конце арийского периода. Говорят, что человек, стоящий под этим деревом, будет благословлен красивыми украшениями, платьями и даже незамужними девушками. [23]

В Таиланде розовое душевое дерево ( Cassia Bakeriana ) на местном диалекте также называют Калпаврикша или Канлапафруек. Считается, что это дерево успеха. [24]

Иконография

[ редактировать ]
Чинатамани Локешвара с капрабрикшьей, 19 век, позолоченная бронза, полудрагоценные камни

В иконографии Калпаврикша, дерево, исполняющее желания, изображается на картине пейзажа, украшенной цветами, шелками и подвешенной драгоценностями. [3] Это узор, имеющий большое символическое значение. [1] Орнаментальный дизайн Калпаврикши был особенностью, которая была использована на реверсах монет и скульптур в период Гуптов . [25]

Калпаврикша также относится к периоду Дхармачакры в буддизме. На картинах этого периода, изображающих дерево с различными ветвями и листьями, в верхней части нарисована женская фигура. Женская фигура изображена снизу вверх с чашей в руке. Подобное изображение женской фигуры с деревом, изображающим ее как верховное божество, было примечательной особенностью периода Сунга , как видно из изображения «Салабханвки» на столбах перил. [26]

В большинстве картин Калпаврикши Шива и Парвати имеют общую черту. Он образует купол над Шивой. На одной из картин Паравати выражает почтение Господу Шиве, подняв руки в поклонении, когда ее благословляет поток воды из Калпаврикши. [27]

Литература

[ редактировать ]

Калпаврикша упоминается в санскритском произведении «Манасара» как королевский знак отличия. В Хемадри работе «Чатурваргачинтама » Калпаврикша названа деревом из золота и драгоценных камней. [28]

В поэзии Калпаврикшу сравнивают с Лакшми как сестрой, вышедшей из моря. Он рождается у царя нагов Кумуды, пятого потомка Такшаки , вместе с его сестрой Кумудавати. Он появился из-под русла реки Сарайю, бросив вызов Кусе, которого считали воплощением Вишну, просто замаскированным под сына. [29]

Калидаса в своей поэзии Мегхадута, олицетворяющей деревья, исполняющие желания, найденные в столице царя Якши, превозносит достоинства Калпаврикши как «лакомства и украшения для прекрасных женщин Алаки, цветную одежду для тела, опьяняющие напитки для волнующих взглядов глаза, цветы для украшения прически и украшения различного дизайна». [30]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также известен как калпатару, калпадрума, калпа врукшам, калпападапа и карпага врикшам.
  1. ^ Jump up to: а б Агравала 2003 , с. 87.
  2. ^ Тул 2015 , с. 73.
  3. ^ Jump up to: а б с д Пиво 2003 , с. 19.
  4. ^ Jump up to: а б с Далал 2014 , с. 620.
  5. ^ Jump up to: а б с «Запись фонового контекста и наблюдений» (PDF) . Священные растения . Национальный центр информатики Департамента лесного хозяйства Раджастана. стр. 23–24. Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2016 года . Проверено 1 сентября 2015 г.
  6. ^ Сивкишен 2015 , с. 578.
  7. ^ Jump up to: а б «Кальчакра» . Джайнизм упрощен . Мичиганский университет.
  8. ^ Умакант П. Шах 1987 , с. 71.
  9. ^ Jump up to: а б Гупта 1991 , с. 48.
  10. ^ Рандхава 1964 , с. 10.
  11. ^ Падма 2013 , с. 83.
  12. ^ Источники, Удая (1993). Хроники Проповедь будущей Мотилал Банарсидасс п. 32.
  13. ^ Джа 2013 , с. 83.
  14. ^ Экологическое образование Allied S для 6 класса . Союзные издательства. п. 18. ISBN  978-81-8424-065-8 .
  15. ^ Самарт и Кендра 2008 , с. 173.
  16. ^ Растоги 2008 , с. 46.
  17. ^ Растоги 2008 , с. 53.
  18. ^ Растоги 2008 , с. 25.
  19. ^ Лимайе, Анита (1 июня 2006 г.). «Посещение 2400-летнего Калпаврикша» . Экономические времена. Архивировано из оригинала 3 октября 2015 года.
  20. ^ Jump up to: а б Наир 2007 , с. 65.
  21. ^ Джа 2013 , с. 111.
  22. ^ Викенс 2008 , с. 61.
  23. ^ Рандхава и Мукхопадхьяй 1986 , стр. 2.
  24. ^ «Калапафруек, благоприятное растение успеха» Kasettoday ( на тайском языке).
  25. ^ Баджпай 2004 , с. 152.
  26. ^ Журнал Бихар Пуравид Паришад . Бихар Пуравид Паришад. 1992. с. 302.
  27. ^ Дехеджия 1999 , стр. 96.
  28. ^ Роджер Бленч; Мэтью Сприггс (2 сентября 2003 г.). Археология и язык IV: Изменение языка и культурная трансформация . Рутледж. ISBN  978-1-134-81623-1 .
  29. ^ Шиварамамурти 1980 , с. 74.
  30. ^ Каннингем 1962 , с. viii.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 250b78c31aa1994ac1593b268756678c__1721442420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/8c/250b78c31aa1994ac1593b268756678c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kalpavriksha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)