Священное природное место
Священное природное место – это природный объект или большая территория земли или воды, имеющая особое духовное значение для народов и сообществ. [1] Священные природные объекты состоят из всех типов природных объектов, включая горы, холмы, леса, рощи , деревья , реки, озера, лагуны, пещеры, острова и источники. Их часто считают священными местами .
Обзор
[ редактировать ]Священные природные объекты – это природные объекты или участки земли или воды, имеющие особое духовное значение для народов и сообществ. [2] Это рабочее определение является широким и может использоваться в качестве основы для более конкретных формулировок. Хотя основным используемым термином является «священные природные места», из соображений разнообразия и удобства чтения другие термины используются взаимозаменяемо, включая священное место , священное место и священную территорию.
Интерес к священным природным местам с точки зрения охраны природы может заключаться в компонентах биологического разнообразия , которые они содержат, таких как виды животных и растений, среда обитания и экосистемы , а также экологическая динамика и функции, которые поддерживают жизнь внутри них. и вне мест. С биологическим разнообразием может быть связана любая из различных человеческих культур , которые заботятся о нем и считают его священным. [3]
Священные природные объекты состоят из всех типов природных объектов, включая горы, холмы, леса, рощи, реки, озера, лагуны, пещеры, острова и источники. Они могут различаться по размеру: от самых маленьких: отдельное дерево, небольшой родник или отдельное скальное образование, до целых ландшафтов и горных хребтов. Они состоят из геологических образований , различных форм рельефа , особых экосистем и естественной среды обитания . Они преимущественно наземные , но также встречаются в прибрежных морских районах, на островах и архипелагах . Они также могут быть местом расположения храмов , святынь , мечетей и церквей , а также могут включать в себя другие особенности, такие как паломничества тропы . В некоторых местах природа священна сама по себе, тогда как в других святость обеспечивается связями с духовными героями, религиозными сооружениями или священными историями.
Религия
[ редактировать ]Священные природные места — лишь одна из многих областей, в которых религии и системы верований взаимодействуют с природой. В большинстве, если не во всех, религиях есть мифология , космология , теология и этика, связанные с землей, природой и землей. В настоящее время такие связи все чаще возрождаются или переформулируются через этические позиции, выраженные, например, в заявлениях многих основных религий, определяющих их отношение к миру природы и их ответственность перед планетой. [ нужна ссылка ]
Священные места, связанные с живыми культурами, могут иметь связанные с ними институты и правила. Эти институты могут носить религиозный или духовный характер и могут отличаться от других частей общества, в то время как в некоторых общинах коренных и традиционных народов институты священных мест тесно интегрированы в общество с небольшим различием между священным и светским, религиозным и гражданским. . Однако необходимо избегать романтизации и священных природных объектов. В некоторых случаях священные природные объекты обычно регулируются табу, ограничивающими въезд определенных маргинализированных социальных групп и женщин, тем самым закрепляя маргинализацию этих групп. Поэтому, оценивая возможность интеграции традиционных систем управления священными природными объектами с формальными подходами к сохранению, стороны должны быть внимательны к тому, как социальная стратификация влияет на то, как эти традиционные системы функционируют, чтобы быть чувствительными к социально-экономическим факторам. экономическая справедливость. [4] [5]
Некоторые священные природные объекты связаны с социокультурными системами и институтами, некоторые из которых более сложны, чем другие, а также с различной динамикой изменений и культурного взаимодействия. Многие священные природные объекты были основаны местными или народными религиями и духовными идеалами , и многие из них впоследствии были приняты или кооптированы основными религиями. Следовательно, происходит значительное «наслоение» и смешение религиозных и других духовных систем или систем верований. Внутри более крупных основных религий может быть множество автономных или полуавтономных подгрупп. В то время как пятьдесят процентов населения мира исповедуют принадлежность либо к христианству , либо к исламу , а многие другие являются индуистами или буддистами , 80 процентов всех людей принадлежат к основной религии, значительная часть которой продолжает придерживаться по крайней мере некоторых традиционных или буддистских взглядов. народная религия . [6]
В истории человечества религия также использовалась (или злоупотреблялась) как инструмент доминирования. Эти проблемы, хотя и значительно уменьшились, не исчезли, и некоторые конфессии все еще ищут новообращенных из других конфессий. Разрушение священных мест было частью этого господства и продолжается до сих пор. И наоборот, большинство конфессий на протяжении долгих периодов времени мирно сосуществовали и делили священные места. Часто достигалось взаимное уважение и согласие. Дальнейшее сострадание и миростроительство лежат в основе многих религиозных традиций и систем убеждений.
Распределение
[ редактировать ]Священные природные объекты, за исключением Антарктиды , встречаются на всех континентах. Некоторые из них относятся к числу старейших почитаемых мест на земле, и в то же время новые священные природные места все еще создаются, в некоторых случаях мигрантами в новые страны. [7] Палеоантропологические данные указывают на то, что более ранние люди, такие как неандертальцы, практиковали культ предков в захоронениях более 60 000 лет назад, что может быть одним из источников возникновения некоторых священных мест. [ нужна ссылка ] . Поклонение предкам и почитание могильников , по-видимому, являются общей чертой каждой культуры современного человека, а также почитание природных объектов, имеющих большое значение, таких как высокие горы или большие реки. Имеющиеся данные указывают на то, что возраст некоторых священных мест Австралии может составлять не менее 50 000 лет; наскальные рисунки, которые сейчас считаются священными, появились 20 000 лет назад, а некоторые из неолитических изгородей датируются 5 000 лет назад.
На ландшафтном уровне антропологи уже давно признали сакральный статус, который культуры придали природе не только в конкретных священных местах, [ нужна ссылка ] но также и на более крупных территориях, имеющих культурное значение, и на целых ландшафтах. Интерес к важности священных мест для живых культур резко возрос с середины 1990-х годов, что способствовало исследованию новых парадигм и междисциплинарных взглядов на благо как понимания, так и сохранения священных мест. [8] [9] [10]
Из-за их разнообразия, происхождения, а также различной степени сакральности их элементов на самом деле невозможно иметь полное представление о количестве священных мест, существующих сегодня в мире. Исчерпывающее документирование священных природных объектов должно осуществляться путем идентификации снизу вверх на уровне сообщества, что на самом деле непрактично. Тем не менее, оценки были сделаны для некоторых стран, особенно Индии, где не менее 13 720 священных рощ , и по оценкам экспертов, общее число в стране может находиться в диапазоне от 100 000 до 150 000. зарегистрировано [11] Индия может быть исключением из-за ее размера, культурного разнообразия и широко распространенных обычаев в отношении священных рощ, но было бы нереально предположить, что священные природные места должны существовать в сотнях тысяч.
Значение для сохранения природы и культуры
[ редактировать ]Многие священные природные объекты хорошо охранялись на протяжении длительного периода времени и использовались в недостаточной степени. Некоторые из них явно отличаются высоким биоразнообразием и представляют собой большие возможности для сохранения биоразнообразия. [ нужна ссылка ] Священные природные объекты также представляют древние и глубокие культурные ценности. Роль хранителей священных мест, принадлежащих коренным народам, местным общинам и основным религиям, является выражением самоотверженных усилий культур, которые специально, хотя и не всегда сознательно, различными способами заботились о природе.
Хотя священные природные объекты связаны с человеческим духом и нематериальным наследием, они также имеют сильную материальную составляющую. Помимо того, что они являются местами, где выживают животные и виды растений, они могут предоставлять такие ресурсы, как вода, лекарства и другие экосистемные услуги , иногда они являются местом проведения мероприятий и церемоний и могут быть традиционными местами образования. Некоторые поддерживают паломничество и туризм , оба из которых имеют крупные сопутствующие отрасли услуг и обеспечивают значительную экономическую активность.
Краткая история консервации
[ редактировать ]После плодотворного семинара, организованного ЮНЕСКО в 1998 году, [12] [13] международные природоохранные организации, такие как WWF и IUCN , работая с группами и сетями коренных народов, такими как Фонд Ригоберта Менчу Тум , начали изучать способы интеграции священных природных объектов в свою работу по сохранению. За этим последовал ряд международных мероприятий и коллоквиумов, а в книгах и журналах начали появляться тематические исследования, научные и практические статьи.
В контексте научных исследований и освоения священных природных объектов концепция свободного предварительного и осознанного согласия (СПОС) стала стандартом взаимодействия с соответствующими коренными народами и местными общинами. Для многих хранителей священных природных мест секретность имеет первостепенное значение и может заслуживать серьезного внимания и уважения. [2] В то же время необходимо признать, что исследования и инвентаризация могут стать мощными инструментами для распространения информации и сохранения священных природных объектов.
В 2003 году Группа специалистов МСОП по культурным и духовным ценностям охраняемых территорий (CSVPA) и ЮНЕСКО начали работу над руководящими принципами управления священными природными объектами. [2] Эта Группа продвинула значительный объем работы по священным природным местам, в том числе посредством конкретных проектов, таких как Инициатива Делоса . [14] [15] Среди международных природоохранных НПО организация The Nature Conservancy разработала инструмент планирования для сохранения священных мест и культурного наследия на охраняемых территориях и протестировала его в странах Центральной Америки, таких как Гондурас , Сальвадор , Мексика и Гватемала . [16] WWF изучил священные места на ста охраняемых территориях. [7] ICIMOD разработал структуру для систематической оценки культурных экосистемных услуг священных природных объектов, чтобы облегчить их включение в официальное планирование сохранения в странах с горными регионами Гималаев и Гиндукуша . [5]
Международное значение
[ редактировать ]Острая необходимость защиты священных природных объектов была признана Конвенцией о биологическом разнообразии (КБР) и Постоянным форумом ООН по вопросам коренных народов . В 2004 году КБР разработал добровольные руководящие принципы «Акве Кон» по проведению оценок культурного, экологического и социального воздействия предлагаемых застроек, которые могут повлиять на священные места, а также на земли и воды, традиционно занимаемые или используемые коренными и местными общинами. [17]
На политическом уровне принятие Декларации ООН о правах коренных народов [18] является важным ориентиром. Статья 12, в частности, обеспечивает значительные политические рычаги для разработки соответствующей политики по защите и признанию священных природных объектов на национальном уровне. В ней говорится: «Коренные народы имеют право исповедовать, практиковать, развивать и обучать своим духовным и религиозным традициям, обычаям и церемониям; право сохранять, защищать и иметь конфиденциальный доступ к своим религиозным и культурным объектам; право на использование и контроль над своими церемониальными объектами, а также право на репатриацию их человеческих останков». [18]
Глобальные изменения
[ редактировать ]Вершурен и др. (2010) выявили значительные глобальные изменения, многие из которых затрагивают священные природные объекты и их сообщества-хранители. К ним относятся: [3]
- глобальный рост численности населения ,
- современность и эрозия традиционной культуры ,
- утрата биоразнообразия , сокращение среды обитания и видов, исчезновение видов и экосистемам , ущерб
- индустриализация сельского хозяйства , лесного хозяйства , рыболовства или других видов землепользования и моря,
- добывающая и энергетическая отрасли,
- рост городов, урбанизация и транспортные сети,
- рост конфликтов из-за природных ресурсов ,
- ослабление систем жизнеобеспечения и бедность ,
- социальные и политические изменения и конфликты в геополитической сфере,
- глобализация доминирующей экономической модели, основанной на постоянном росте, оторванной от экологических реалий,
- падение духовных ценностей,
- изменение климата .
Многие из движущих сил этих глобальных изменений взаимно усиливают друг друга и влияют на культурное и биологическое разнообразие , а также на многочисленные услуги, которые священные природные объекты оказывают на благосостояние человека.
Ожидается, что более широкое признание священных аспектов природы, сосредоточенное на священных природных объектах, станет важным средством обеспечения общественной поддержки политики, направленной на сохранение биоразнообразия, экосистемных услуг и разнообразия адаптации человека к изменяющейся окружающей среде.
Галерея
[ редактировать ]- Священная роща острова Тори, Эстония.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Овьедо, Г. и Жанрено, С. (2007) «Защита священных природных мест коренных и традиционных народов», в Маллараче, Дж. М. и Папайаннисе, Т. (редакторы) (2007) Охраняемые территории и духовность, МСОП и Publicacions de l 'Абадия де Монтсеррат, Гланд, Швейцария.
- ^ Jump up to: а б с Уайлд, Р. и Маклеод, К. (ред.) (2008 г.) «Священные природные объекты: Рекомендации для управляющих охраняемыми территориями». Гланд, Швейцария: МСОП
- ^ Jump up to: а б Вершуурен Б., Уайлд Р., Макнили Дж., Овьедо Г. (ред.), 2010. Священные природные объекты, сохранение культуры и природы. EarthScan, Лондон.
- ^ Панди, Абхиманью; Котру, Раджан; Прадхан, Наврадж (2016). «Священный ландшафт Кайласа: объединение культурного наследия, сохранения и развития посредством трансграничного ландшафтного подхода». В Вершурене, Бас; Фурута, Наоя (ред.). Священные природные объекты Азии: философия и практика охраняемых территорий и сохранения . Рутледж. п. 155.
- ^ Jump up to: а б Панди, Абхиманью; Котру, Абхиманью; Прадхан, Наврадж (2016). Схема оценки культурных экосистемных услуг священных природных объектов в Гималаях Гиндукуша: на основе полевых исследований в регионах священных ландшафтов Кайлас в Индии и Непале (PDF) . Катманду: ICIMOD. стр. 36–42.
- ^ О'Брайен Дж. и Палмер М. (1997) «Атлас религии», Калифорнийский университет Press, Беркли
- ^ Jump up to: а б Дадли Н., Хиггинс-Зогиб Л. и Мансуриан С. (2005) «За гранью веры, объединение вероисповеданий и охраняемых территорий для поддержки сохранения биоразнообразия», WWF, «Равновесие» и Альянс религий и охраны природы (ARC).
- ^ Беркес, Ф. (1999) «Сакральная экология, традиционные экологические знания и управление ресурсами», Тейлор и Фрэнсис, Филадельфия.
- ^ Кармайкл, Д.Л., Хьюберт, Дж., Ривз, Б. и Шанче, А. (1994) «Священные места, священные места», Рутледж, Оксфорд
- ^ Поузи, Д. (редактор) (1999) «Культурные и духовные ценности биоразнообразия», всеобъемлющий вклад в Глобальную оценку биоразнообразия ЮНЕП. Промежуточные технологические публикации, Лондон.
- ^ Малхотра, К.К., Гохале, Ю., Чаттерджи, С. и Шривастава, С. (2001) «Культурные и экологические аспекты священных рощ в Индии», INSA: Нью-Дели.
- ^ Ли С., Шааф Т. (2003) «Важность священных природных объектов для сохранения биоразнообразия», Материалы международного семинара, проведенного в биосферных заповедниках Куньмин и Сишуанбаньна, Китайская Народная Республика, 17–20 февраля 2003 г. ЮНЕСКО, Париж.
- ^ Шааф Т. и Ли, К. (2006) «Сохранение культурного и биологического разнообразия: роль священных природных объектов и культурных ландшафтов», Материалы Международной конференции ЮНЕСКО-МСОП, Токио, Япония. ЮНЕСКО, Париж.
- ^ Малларах, Дж. М. и Папайаннис, Т. (ред.) (2007) «Охраняемые территории и духовность», МСОП и Publicacions de l'Abadia de Montserrat. Гланд, Швейцария.
- ^ Папайаннис Т. и Малларах Дж. М. (редакторы) (2009) «Священное измерение охраняемых территорий», Материалы второго семинара Инициативы Делос - Уранополис, 2007 г. Гланд, Швейцария: МСОП и Афины, Греция: Средиземноморье. -ИНА.
- ^ Секайра, Э. и Молина М.Е., (2005) «Планирование сохранения священных мест в контексте охраняемых территорий», адаптация методологии и уроки ее применения в высокогорьях Западной Гватемалы. Охрана природы, ЮНЕСКО.
- ^ Секретариат Конвенции о биологическом разнообразии, 2004 г., «Аквэ: Добровольные руководящие принципы Кон по проведению оценки культурного, экологического и социального воздействия проектов, которые предлагается осуществить или которые могут оказать воздействие на священные места, земли и Воды, традиционно занимаемые или используемые коренными и местными общинами», Серия руководящих принципов КБР, Монреаль, 25 стр.
- ^ Jump up to: а б ПРООН (2007 г.) «Декларация о правах коренных народов, Организация Объединенных Наций», Генеральная Ассамблея, 61-я сессия, пункт 68 повестки дня, Отчет Совета по правам человека.