Душа
Во многих религиозных и философских традициях душа — это нематериальная сущность человека, включающая в себя его личность , личность и воспоминания , нематериальный аспект или сущность живого существа , которое, как полагают, способно пережить физическую смерть . Понятие души обычно применяется к людям, хотя его также можно применять и к другим живым или даже неживым существам, как в анимизме . [1]
Этимология
[ редактировать ]Современное английское существительное «душа» происходит от древнеанглийского sāwol, sāwel . Самые ранние свидетельства, опубликованные в Оксфордском словаре английского языка, относятся к VIII веку. В короля Альфреда переводе «De Consolatione Philosophiae» оно используется для обозначения нематериального, духовного или мыслительного аспекта человека, в отличие от его физического тела; в Псалтири Веспасиана 77.50 это означает «жизнь» или «одушевленное существование». Древнеанглийское слово родственно другим историческим германским терминам, обозначающим ту же идею, в том числе древнефризскому sēle, sēl (что также может означать «спасение» или «торжественная клятва»), готскому saiwala , древневерхненемецкому sēula, sēla , древнесаксонскому. сеола и древнескандинавская сала . Современные родственники включают голландский ziel и немецкий Seele . [2]
Религиозные взгляды
[ редактировать ]В иудаизме и некоторых христианских конфессиях только люди имеют бессмертную душу. Бессмертие оспаривается в иудаизме, и концепция бессмертия, скорее всего, возникла под влиянием Платона . [3] Например, Фома Аквинский , заимствуя непосредственно из Аристотеля книги «О душе », приписывал «душу» ( anima ) всем организмам, но утверждал, что только человеческие души бессмертны. [4] Другие религии (особенно индуизм и джайнизм ) верят, что все живые существа, от мельчайших бактерий до крупнейших млекопитающих, сами являются душами ( Атман и джива ) и имеют своего физического представителя (тело) в мире. Настоящее «я» — это душа, тогда как тело — лишь механизм для переживания кармы этой жизни. Таким образом, если кто-то видит тигра, то в нем обитает самосознательная личность (душа) и физический представитель (все тело тигра, которое можно наблюдать) в мире. Многие люди верят, что небиологические объекты, такие как реки и горы, тоже обладают душой. Это убеждение называется анимизмом . [5]
Древний Ближний Восток
[ редактировать ]В древнеегипетской религии считалось, что человек состоит из различных элементов, как физических, так и духовных. Подобные идеи встречаются в древней ассирийской и вавилонской религии. Стела Куттамува , погребальная стела королевского чиновника 8-го века до нашей эры из Самала , описывает Куттамуву , просящего его скорбящих почтить память его жизни и его загробной жизни пирами «для моей души, которая находится в этой стеле». Это одно из самых ранних упоминаний души как отдельной сущности от тела. стела весом 800 фунтов (360 кг) Базальтовая имеет высоту 3 фута (0,91 м) и ширину 2 фута (0,61 м). Он был обнаружен в третьем сезоне раскопок экспедицией Нойбауэра Восточного института в Чикаго, штат Иллинойс. [6]
Вера Бахаи
[ редактировать ]утверждает Вера Бахаи , что «душа - это знак Бога, небесная драгоценность, реальность которой не смогли постичь даже самые образованные люди и чью тайну ни один ум, каким бы острым он ни был, не может когда-либо надеяться разгадать». [7] Бахаулла заявил, что душа не только продолжает жить после физической смерти человеческого тела, но фактически бессмертна. [8] Рай можно рассматривать отчасти как состояние близости души к Богу, а ад — как состояние удаленности от Бога. Каждое состояние является естественным следствием индивидуальных усилий или их отсутствия в духовном развитии. [9] Бахаулла учил, что люди не существовали до своей жизни здесь, на земле, и что эволюция души всегда направлена к Богу и вдали от материального мира. [9]
буддизм
[ редактировать ]Традиционная доктрина буддизма относительно души, «я» или эго заключается в том, что она не существует как отдельная, постоянная сущность. Несуществование «я» ( анатман ), непостоянство всех вещей ( анитья ) и страдания ( дуккха ), испытываемые живыми существами из-за привязанности к идеям «я» и постоянства, являются центральными концепциями почти во всех буддийских школах . Доктрина о природе Будды зависит от принятия концепции анатмана . , хотя ее иногда неправильно интерпретируют как относящуюся к «истинному я» или некой «душе», на самом деле для правильного понимания [10]
христианство
[ редактировать ]According to some Christian eschatology, when people die, their souls will be judged by God and determined to go to Heaven or to Hades awaiting a resurrection. The oldest existing branches of Christianity, the Catholic Church and the Eastern and Oriental Orthodox churches, adhere to this view, as well as many Protestant denominations. Some Protestant Christians understand the soul as life, and believe that the dead have no conscious existence until after the resurrection (this is known as Christian conditionalism). Some Protestant Christians believe that the souls and bodies of the unrighteous will be destroyed in Hell rather than suffering eternally (annihilationism). Believers will inherit eternal life either in Heaven, or in a Kingdom of God on earth, and enjoy eternal fellowship with God. Other Christians reject the punishment of the soul.[11]
Paul the Apostle used psychē (ψυχή) and pneuma (πνεῦμα) specifically to distinguish between the Jewish notions of nephesh (נפש) and ruah (רוח), meaning spirit,[12] (also in the Septuagint, e.g. Genesis 1:2 רוּחַ אֱלֹהִים = πνεῦμα θεοῦ = spiritus Dei = "the Spirit of God"). Christians generally believe in the existence and eternal, infinite nature of the soul.[13]
Origin of the soul
[edit]The "origin of the soul" has provided a vexing question in Christianity. The major theories put forward include soul creationism, traducianism, and pre-existence. According to soul creationism, God creates each individual soul directly, either at the moment of conception or at some later time. According to traducianism, the soul comes from the parents by natural generation. According to the preexistence theory, the soul exists before the moment of conception. There have been differing thoughts regarding whether human embryos have souls from conception, or whether there is a point between conception and birth where the fetus acquires a soul, consciousness, and/or personhood. Stances in this question play a role in judgments on the morality of abortion.[14][15][16]
Trichotomy of the soul
[edit]Some Christians espouse a trichotomic view of humans, which characterizes humans as consisting of a body (soma), soul (psyche), and spirit (pneuma);[17] however, the majority of modern Bible scholars point out how the concepts of "spirit" and of "soul" are used interchangeably in many biblical passages, and so hold to dichotomy: the view that each human comprises a body and a soul. Paul said that the "body wars against" the soul, "For the word of God is living and active and sharper than any two-edged sword, and piercing as far as the division of soul and spirit" (Heb 4:12 NASB), and that "I buffet my body", to keep it under control.
Tota in toto corpore
[edit]According to Thomas Aquinas, the soul is tota in toto corpore.[18][19][20] This means that the soul is entirely contained in every single part of the human body, and therefore ubiquitous and cannot be placed in a single organ, such as heart or brain, nor it is separable from the body (except after the body's death). In the fourth book of De Trinitate, Augustine of Hippo states that the soul is all in the whole body and all in any part of it.[21]
Views of various denominations
[edit]- Roman Catholicism
The present Catechism of the Catholic Church states that "[The term 'soul'] refers to the innermost aspect of [persons], that which is of greatest value in [them], that by which [they are] most especially in God's image: 'soul' signifies the spiritual principle in [humanity]."[22] All souls living and dead will be judged by Jesus Christ when he comes back to earth. The Catholic Church teaches that the existence of each individual soul is dependent wholly upon God, stating: "The doctrine of the faith affirms that the spiritual and immortal soul is created immediately by God."[23]
- Protestantism
Protestants generally believe in the soul's existence and immortality, but fall into two major camps about what this means in terms of an afterlife. Some, following John Calvin, believe that the soul persists as consciousness after death.[24] Others, following Martin Luther, believe that the soul dies with the body, and is unconscious ("sleeps") until the resurrection of the dead.[25][26]
- Adventism
Various new religious movements deriving from Adventism including Christadelphians,[27] Seventh-day Adventists,[28][29] and Jehovah's Witnesses,[30][31] similarly believe that the dead do not possess a soul separate from the body and are unconscious until the resurrection.
- Latter-day Saints (Mormonism)
The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints teaches that the spirit and body together constitute the Soul of Man (Mankind), stating: "The spirit and the body are the soul of man."[32] Latter-day Saints believe that the soul is the union of a pre-existing, God-made spirit,[33][34][35] and a temporal body, which is formed by physical conception on earth. After death, the spirit continues to live and progress in the spirit world until the resurrection, when it is reunited with the body that once housed it. This reuniting of body and spirit results in a perfect soul that is immortal, and eternal, and capable of receiving a fulness of joy.[36][37] Latter-day Saint cosmology also describes "intelligences" as the essence of consciousness or agency. These are co-eternal with God, and animate the spirits.[38] The union of a newly-created spirit body with an eternally-existing intelligence constitutes a "spirit birth",[citation needed] and justifies God's title "Father of our spirits".[39][40][41]
Confucianism
[edit]Some Confucian traditions contrast a spiritual soul with a corporeal soul.[42]
Hinduism
[edit]Ātman is a Sanskrit word that means inner self or soul.[43][44][45] In Hindu philosophy, especially in the Vedanta school of Hinduism, Ātman is the first principle,[46] the true self of an individual beyond identification with phenomena, the essence of an individual. In order to attain liberation (moksha), a human being must acquire self-knowledge (atma jnana), which is to realize that one's true self (Ātman) is identical with the transcendent self Brahman according to Advaita Vedanta.[44][47] The six orthodox schools of Hinduism believe that there is Ātman (self, essence) in every being.[48]
In Hinduism and Jainism, a jiva (Sanskrit: जीव, jīva, alternative spelling jiwa; Hindi: जीव, jīv, alternative spelling jeev) is a living being, or any entity imbued with a life force.[49] The concept of jiva in Jainism is similar to atman in Hinduism; however, some Hindu traditions differentiate between the two concepts, with jiva considered as individual self, while atman as that which is universal unchanging self that is present in all living beings and everything else as the metaphysical Brahman.[50][51][52] The latter is sometimes referred to as jiva-atman (a soul in a living body).[50]
Islam
[edit]The Quran, the holy book of Islam, uses two words to refer to the soul: rūḥ (translated as spirit, consciousness, pneuma, or soul) and nafs (translated as self, ego, psyche, or soul),[53][54] cognates of the Hebrew ruach and nefesh. The two terms are frequently used interchangeably, although rūḥ is more often used to denote the divine spirit or "the breath of life", while nafs designates one's disposition or characteristics.[55] In Islamic philosophy, the immortal rūḥ "drives" the mortal nafs, which comprises temporal desires and perceptions necessary for living.[3]
Several verses of the Quran that mention the rûh occur in chapters 17 ("The Night Journey") and 39 ("The Troops").
And they ask you, [O Muhammad], about the Rûh. Say, "The Rûh is of the affair of my Lord. And mankind has not been given of knowledge except a little.
And remember your Rabb inside your-self
Allah takes the souls at the time of their death, and those that do not die [He takes] during their sleep. Then He keeps those for which He has decreed death and releases the others for a specified term. Indeed in that are signs for a people who give thought..
Jainism
[edit]In Jainism, every living being, from plant or bacterium to human, has a soul and the concept forms the very basis of Jainism. According to Jainism, there is no beginning or end to the existence of soul. It is eternal in nature and changes its form until it attains liberation. In Jainism, jiva is the immortal essence or soul of a living organism, such as human, animal, fish, or plant, which survives physical death.[56] The concept of Ajiva in Jainism means "not soul", and represents matter (including body), time, space, non-motion and motion.[56] In Jainism, a Jiva is either samsari (mundane, caught in cycle of rebirths) or mukta (liberated).[57][58]
According to this belief until the time the soul is liberated from the saṃsāra (cycle of repeated birth and death), it gets attached to one of these bodies based on the karma (actions) of the individual soul. Irrespective of which state the soul is in, it has got the same attributes and qualities. The difference between the liberated and non-liberated souls is that the qualities and attributes are manifested completely in case of siddha (liberated soul) as they have overcome all the karmic bondages whereas in case of non-liberated souls they are partially exhibited. Souls who rise victorious over wicked emotions while still remaining within physical bodies are referred to as arihants.[59]
Concerning the Jain view of the soul, Virchand Gandhi said that "the soul lives its own life, not for the purpose of the body, but the body lives for the purpose of the soul. If we believe that the soul is to be controlled by the body then soul misses its power."[60]
Judaism
[edit]The Hebrew terms נפש nefesh (literally "living being"), רוח ruach (literally "wind"), נשמה neshamah (literally "breath"), חיה chayah (literally "life") and יחידה yechidah (literally "singularity") are used to describe the soul or spirit.[61] In Judaism, there was originally little to no concept of a soul. As seen in the Genesis, the divine breath simply animated bodies.
Then Yahweh God formed man of dust from the ground and breathed into his nostrils the breath of life; and so the man became a living being.
Judaism relates the quality of one's soul to one's performance of the commandments (mitzvot) and reaching higher levels of understanding, and thus closeness to God. A person with such closeness is called a tzadik. Therefore, Judaism embraces the commemoration of the day of one's death, nahala/Yahrtzeit, and not the birthday,[62] as a festivity of remembrance, for only toward the end of life's struggles, tests and challenges could human souls be judged and credited for righteousness.[63] Judaism places great importance on the study of the souls.[64]
Kabbalah and other mystic traditions go into greater detail into the nature of the soul. Kabbalah separates the soul into five elements, corresponding to the five worlds:[65][66]
- Nefesh, related to natural instinct.
- Ruach, related to emotion.
- Neshamah, related to intellect.
- Chayah, which gazes at the transcendence of God.
- Yechidah, essence of the soul, which is bound to God.
Kabbalah proposed a concept of reincarnation, the gilgul (nefesh habehamit – the "animal soul").[67] Some Jewish traditions assert that the soul is housed in the luz bone, though traditions disagree as to whether it is the atlas at the top of the spine, or the sacrum at bottom of the spine.[citation needed]
Scientology
[edit]The Scientology view is that a person does not have a soul, it is a soul. It is the belief of the religion that they do not have the power to force adherents' conclusions.[68] Therefore, a person is immortal, and may be reincarnated if they wish. Scientologists view that one's future happiness and immortality, as guided by their spirituality, is influenced by how they live and act during their time on earth.[68] Scientology's term for the soul is "thetan", derived from the Greek word theta, symbolizing thought. Scientology counselling (called auditing) addresses the soul to improve abilities, both worldly and spiritual. The ideologies surrounding this understanding align with those of the five major world religions.[68]
Shamanism
[edit]Soul dualism, also called "multiple souls" or "dualistic pluralism", is a common belief in Shamanism,[69][70][71] and is essential in the universal and central concept of "soul flight" (also called "soul journey", "out-of-body experience", "ecstasy", or "astral projection").[72][71][73][74][75] It is the belief that humans have two or more souls, generally termed the "body soul", or "life soul", and the "free soul". The former is linked to bodily functions and awareness when awake, while the latter can freely wander during sleep or trance states.[70][73][74][75][76] In some cases, there are a plethora of soul types with different functions.[77][78] Soul dualism and multiple souls are prominent in the traditional animistic beliefs of the Austronesian peoples,[79][80] the Chinese people (hún and pò),[81] the Tibetan people,[69] most African peoples,[82] most Native North Americans,[82][77] ancient South Asian peoples,[71] Northern Eurasian peoples,[75][83] and in Ancient Egyptians (the ka and ba).[82]
The belief in soul dualism is found throughout most Austronesian shamanistic traditions. The reconstructed Proto-Austronesian word for the "body soul" is *nawa ("breath", "life", or "vital spirit"). It is located somewhere in the abdominal cavity, often in the liver or the heart (Proto-Austronesian *qaCay).[79][80] The "free soul" is located in the head. Its names are usually derived from Proto-Austronesian *qaNiCu ("ghost", "spirit [of the dead]"), which also apply to other non-human nature spirits. The "free soul" is also referred to in names that literally mean "twin" or "double", from Proto-Austronesian *duSa ("two").[84][85] A virtuous person is said to be one whose souls are in harmony with each other, while an evil person is one whose souls are in conflict.[86]
The "free soul" is said to leave the body and journey to the spirit world during sleep, trance-like states, delirium, insanity, and death. The duality is also seen in the healing traditions of Austronesian shamans, where illnesses are regarded as a "soul loss" and thus to heal the sick, one must "return" the "free soul" (which may have been stolen by an evil spirit or got lost in the spirit world) into the body. If the "free soul" can not be returned, the afflicted person dies or goes permanently insane.[87]
The shaman heals within the spiritual dimension by returning 'lost' parts of the human soul from wherever they have gone. The shaman also cleanses excess negative energies, which confuse or pollute the soul. In some ethnic groups, there can also be more than two souls. Like among the Tagbanwa people, where a person is said to have six souls – the "free soul" (which is regarded as the "true" soul) and five secondary souls with various functions.[79] Several Inuit groups believe that a person has more than one type of soul. One is associated with respiration, the other can accompany the body as a shadow.[88] In some cases, it is connected to shamanistic beliefs among the various Inuit groups.[77] Caribou Inuit groups also believed in several types of souls.[89]
Shinto
[edit]This section needs expansion. You can help by adding to it. (September 2021) |
Shinto distinguishes between the souls of living persons (tamashii) and those of dead persons (mitama), each of which may have different aspects or sub-souls.
Sikhism
[edit]Sikhism considers soul (atma) to be part of God (Waheguru). Various hymns are cited from the holy book Guru Granth Sahib (SGGS) that suggests this belief. "God is in the Soul and the Soul is in the God."[90] The same concept is repeated at various pages of the SGGS. Example include that "The soul is divine; divine is the soul. Worship Him with love",[91] and "The soul is the Lord, and the Lord is the soul; contemplating the Shabad, the Lord is found."[92]
The atma or soul according to Sikhism is an entity or "spiritual spark" or "light" in the human body - because of which the body can sustain life. On the departure of this entity from the body, the body becomes lifeless – no amount of manipulations to the body can make the person make any physical actions. The soul is the "driver" in the body. It is the roohu or spirit or atma, the presence of which makes the physical body alive.
Many[quantify] religious and philosophical traditions support the view that the soul is the ethereal substance – a spirit; a non-material spark – particular to a unique living being. Such traditions often consider the soul both immortal and innately aware of its immortal nature, as well as the true basis for sentience in each living being. The concept of the soul has strong links with notions of an afterlife, but opinions may vary wildly even within a given religion as to what happens to the soul after death. Many within these religions and philosophies see the soul as immaterial, while others consider it possibly material.
Taoism
[edit]According to Chinese traditions, every person has two types of soul called hun and po (魂 and 魄), which are respectively yang and yin. Taoism believes in ten souls, sanhunqipo (三魂七魄) "three hun and seven po".[93] A living being that loses any of them is said to have mental illness or unconsciousness, while a dead soul may reincarnate to a disability, lower desire realms, or may even be unable to reincarnate.
Zoroastrianism
[edit]Other religious beliefs and views
[edit]In theological reference to the soul, the terms "life" and "death" are viewed as emphatically more definitive than the common concepts of "biological life" and "biological death". Because the soul is said to be transcendent of the material existence, and is said to have (potentially) eternal life, the death of the soul is likewise said to be an eternal death. Thus, in the concept of divine judgment, God is commonly said to have options with regard to the dispensation of souls, ranging from Heaven (i.e., angels) to hell (i.e., demons), with various concepts in between. Typically both Heaven and hell are said to be eternal, or at least far beyond a typical human concept of lifespan and time. According to Louis Ginzberg, the soul of Adam is the image of God.[94] Every soul of human also escapes from the body every night, rises up to heaven, and fetches new life thence for the body of man.[95]
Spirituality, New Age, and new religions
[edit]Brahma Kumaris
[edit]In Brahma Kumaris, human souls are believed to be incorporeal and eternal. God is considered to be the Supreme Soul, with maximum degrees of spiritual qualities, such as peace, love and purity.[96]
Theosophy
[edit]In Helena Blavatsky's Theosophy, the soul is the field of our psychological activity (thinking, emotions, memory, desires, will, and so on) as well as of the paranormal or psychic phenomena, such as extrasensory perception or out-of-body experiences; however, the soul is not the highest, but a middle dimension of human beings. Higher than the soul is the spirit, which is considered to be the real self; the source of everything is called good—happiness, wisdom, love, compassion, harmony, peace, and so on. While the spirit is eternal and incorruptible, the soul is not. The soul acts as a link between the material body and the spiritual self, and therefore shares some characteristics of both. The soul can be attracted either towards the spiritual or towards the material realm, being thus the battlefield of good and evil. It is only when the soul is attracted towards the spiritual and merges with the Self that it becomes eternal and divine.
Anthroposophy
[edit]Rudolf Steiner claimed classical trichotomic stages of soul development, which interpenetrated one another in consciousness:[97]
- The "sentient soul", centering on sensations, drives, and passions, with strong conative (will) and emotional components;
- The "intellectual" or "mind soul", internalizing and reflecting on outer experience, with strong affective (feeling) and cognitive (thinking) components; and
- The "consciousness soul", in search of universal, objective truths.
Miscellaneous
[edit]В Сурат Шабда Йоге душа считается точной копией и искрой Божественного. Цель Сурат Шабд Йоги – осознать свое Истинное Я как душу (Самореализация), Истинную Сущность (Духовная Реализация) и Истинную Божественность (Богореализация), живя в физическом теле. Точно так же духовный учитель Мехер Баба считал, что «Атма, или душа, в действительности тождественна Параматме, Сверхдуше, которая едина, бесконечна и вечна… [и] [т] единственная цель творения — ради душу, чтобы сознательно наслаждаться бесконечным состоянием Сверхдуши». [98] Eckankar, founded by Paul Twitchell in 1965, defines Soul as the true self; the inner, most sacred part of each person.[99] Георгий Гурджиев учил, что люди не рождаются с бессмертной душой, но могут развить ее посредством определенных усилий. [100]
Философские взгляды
[ редактировать ]Греческие философы, такие как Сократ , Платон и Аристотель , понимали, что душа (ψυχή, psykhḗ ) должна обладать логической способностью, проявление которой было самым божественным из человеческих действий. На суде Сократ даже резюмировал свое учение как не что иное, как призыв к своим соотечественникам-афинянам преуспеть в вопросах психики, поскольку все телесные блага зависят от такого совершенства ( Апология 30a–b). Аристотель рассуждал, что тело и душа человека являются его материей и формой соответственно: тело — это совокупность элементов, а душа — это сущность. Душа или психика ( др.-греч . ψυχή psykhḗ , от ψύχειν psykhein , «дышать», ср . лат. anima ) включает в себя умственные способности живого существа: разум, характер, свободную волю , чувство, сознание , квалиа , память, восприятие, мышление и так далее. В зависимости от философской системы душа может быть смертной или бессмертной . [101]
Древние греки использовали термин « одушевленный » для обозначения концепции жизни, указывая на то, что самая ранняя из сохранившихся западных философских взглядов считала, что душа — это то, что дает телу жизнь. [102] Душой считали бестелесное или духовное «дыхание», оживляющее (от латинского anima , ср. «животное») живой организм. Фрэнсис М. Корнфорд цитирует Пиндара , говоря, что душа спит, пока члены тела активны, но когда человек спит, душа активна и во сне раскрывает «приближающуюся награду радости или печали». [103] Эрвин Роде пишет, что ранние допифагорейские верования представляли душу безжизненной, когда она покидала тело, и что она удалялась в Аид без надежды вернуться в тело. [104] Платон был первым мыслителем античности, который объединил различные функции души в одну последовательную концепцию: душа — это то, что приводит в движение вещи (т. е. то, что дает жизнь, исходя из того, что жизнь — это самодвижение) посредством своих мыслей. , требуя, чтобы он был одновременно и двигателем, и мыслителем. [105]
Сократ и Платон
[ редактировать ]Опираясь на слова своего учителя Сократа, Платон считал психику сущностью человека , определяющей поведение человека. Эту сущность он считал бестелесной, вечной обитательницей нашего существа. Платон говорил, что даже после смерти душа существует и способна мыслить. Он считал, что по мере умирания тел душа постоянно возрождается ( метемпсихоз ) в последующих телах; однако Аристотель считал, что бессмертна только одна часть души, а именно интеллект ( логос ). Платоническая душа состоит из трёх частей: [106]
- Логос разум , или ( ум, логистикон , разум ).
- Тимос , энергичность , или Туметикон ( эмоциональность или мужское начало).
- Эрос . , или эпитуметикон (жаждущий, вожделенный или женский)
Детали расположены в разных участках тела:
- Логос находится в голове, связан с разумом и регулирует остальную часть.
- Тимос расположен в области груди и связан с гневом.
- Эрос расположен в желудке и связан с желаниями.
Платон сравнивает три части души или психики с социальной кастовой системой . Согласно теории Платона, трехчастная душа — это, по сути, то же самое, что и классовая система государства, потому что для хорошего функционирования каждая часть должна вносить свой вклад в то, чтобы все функционировало хорошо. Логос регулирует другие функции души.
Душа лежит в основе философии Платона. Фрэнсис Корнфорд описал два столпа платонизма как теорию форм , с одной стороны, и учение о бессмертии души, с другой. [107] Платон был первым человеком в истории философии, который считал, что душа является одновременно источником жизни и разума. В диалогах Платона душа играет множество разрозненных ролей. [108] Помимо прочего, Платон полагает, что душа — это то, что дает жизнь телу (что более всего было сформулировано в « Законах» и «Федре» ) в терминах самодвижения: быть живым — значит быть способным передвигать самого себя, а душа является самодвижущимся. Он также думает, что душа является носителем моральных свойств (т. е. когда человек добродетелен, добродетельна именно его душа, а не, скажем, его тело). Душа — это еще и разум: это то, что в них думает. Это случайное колебание между разными ролями души наблюдалось во многих диалогах, в том числе и в Республике .
Есть ли какая-нибудь функция души, которую ты не мог бы выполнить ничем другим, например, забота о чем-нибудь ( эпимелеистаи ), управление, совещание и другие подобные вещи? Можем ли мы правильно отнести эти вещи к чему-либо, кроме души, и сказать, что они свойственны ( idia ) ей?
Нет, ни к чему другому.
А как насчет жизни? Будем ли мы отрицать, что это функция души?
Это абсолютно так. [109]
Федон , как известно, вызвал проблемы у ученых, которые пытались разобраться в этом аспекте теории души Платона, таких как Доротея Фреде и Сара Броди. [110] [111] Ученые 2020-х годов опровергли это обвинение, заявив, что новизна теории души Платона отчасти заключается в том, что она первой объединила различные особенности и силы души, которые стали обычным явлением в более поздней античной и средневековой философии. [105] Для Платона душа перемещает вещи посредством своих мыслей, как выразился один ученый, и, соответственно, душа является одновременно и двигателем (т. е. принципом жизни, где жизнь понимается как самодвижение), и мыслителем. [105]
Аристотель
[ редактировать ]Аристотель (384–322 гг. до н. э.) определял душу, или Псухе (ψυχή), как « первую актуальность » естественно организованного тела, [112] и выступал против его отдельного существования от физического тела. По мнению Аристотеля, первичная деятельность или полная реализация живого существа составляет его душу. Например, полная реализация глаза, как самостоятельного организма, заключается в зрении (его предназначении или конечной причине ). [113] Другой пример: полная реализация человеческого существа будет заключаться в полноценной человеческой жизни в соответствии с разумом (который он считал способностью, уникальной для человечества). [114] Для Аристотеля душа — это организация формы и материи природного существа, позволяющая ему стремиться к полной своей реализации. Эта организация между формой и материей необходима для того, чтобы любая деятельность или функциональность были возможны в естественном существе. Если использовать в качестве примера артефакт (неприродное существо), то дом — это здание, предназначенное для проживания человека, но для того, чтобы дом был реализован, требуется материал, такой как дерево, гвозди или кирпичи, необходимые для его реальности (т. е. он должен быть полностью функциональный дом); однако это не означает, что у дома есть душа. Что касается артефактов, то источник движения, необходимый для их полной реализации, находится вне их самих (например, строитель строит дом). У природных существ этот источник движения содержится внутри самого существа. [115]
Аристотель обратился к способностям души. Различные способности души , такие как питание, движение (своеобразное для животных), разум (своеобразное для человека), ощущение (особое, общее и случайное) и т. д., когда они используются, составляют «вторую действительность», или реализация способности быть живым. Например, тот, кто заснет, в отличие от того, кто упадет замертво, может проснуться и жить своей жизнью, тогда как последний уже не может этого сделать. Аристотель выделил три иерархических уровня природных существ: растений, животных и людей, имеющих три разные степени души: Биос (жизнь), Зоя (живая жизнь) и Псухэ (самосознательная жизнь). Для этих групп он выделил три соответствующих уровня души, или биологической активности: питательную активность роста, поддержания и воспроизводства, присущую всей жизни ( Биос ); своевольная двигательная деятельность и сенсорные способности, общие только у животных и людей ( Зоя ); и, наконец, «разум», на который способны только люди ( Псеуха ). Рассуждения Аристотеля о душе содержатся в его работе De Anima ( «О душе» ). Хотя в основном это рассматривается как оппозиция Платону в отношении бессмертия души, противоречие можно найти в отношении пятой главы третьей книги: в этом тексте можно привести доводы в пользу обеих интерпретаций: душу в целом можно считать смертной, а часть, называемая «активный интеллект» или «активный разум», бессмертна и вечна. [116] Защитники есть у обеих сторон спора; утверждается, что по поводу его окончательных выводов будут постоянные разногласия, поскольку ни один другой аристотелевский текст не содержит этого конкретного пункта, и эта часть De Anima неясна. [117] Более того, Аристотель утверждает, что душа помогает людям найти истину, а понять истинную цель или роль души чрезвычайно сложно. [118]
Авиценна и Ибн ан-Нафис
[ редактировать ]Вслед за Аристотелем Авиценна (Ибн Сина) и Ибн ан-Нафис , арабский врач, далее развили аристотелевское понимание души и разработали свои собственные теории о душе. Оба они проводили различие между душой и духом, и учение Авиценны о природе души имело влияние среди схоластов . Некоторые из взглядов Авиценны на душу включают идею о том, что бессмертие души является следствием ее природы, а не целью, которую она должна выполнить. В своей теории «Десяти интеллектов» он рассматривал человеческую душу как десятый и последний интеллект . [119] [120]
Находясь в тюрьме, Авиценна написал свой знаменитый мысленный эксперимент « Плавающий человек », чтобы продемонстрировать человеческое самосознание и субстанциальную природу души. [ нужна ссылка ] Он посоветовал своим читателям представить себя подвешенными в воздухе, изолированными от всех ощущений, что включает отсутствие сенсорного контакта даже с собственным телом. Он утверждает, что в этом случае человек все равно будет иметь самосознание . Таким образом, он приходит к выводу, что идея самости логически не зависит от какой-либо физической вещи и что душу следует рассматривать не в относительных терминах, а как первичную данность, субстанцию . Позднее этот аргумент был уточнен и упрощен Рене Декартом в эпистемических терминах, когда он заявил: «Я могу абстрагироваться от предположения обо всех внешних вещах, но не от предположения о моем собственном сознании». [121]
Авиценна в целом поддерживал идею Аристотеля о душе, происходящей из сердца , тогда как Ибн ан-Нафис отвергал эту идею и вместо этого утверждал, что душа «связана со всем, а не с одним или несколькими органами ». Далее он раскритиковал идею Аристотеля, согласно которой каждая уникальная душа требует существования уникального источника, в данном случае сердца. Ан-Нафис пришел к выводу, что «душа связана прежде всего не с духом или каким-либо органом, а скорее со всей материей, темперамент которой готов принять эту душу», и он определил душу как не что иное, как «то, что человек указывает». говоря « Я ». [122]
Фома Аквинский
[ редактировать ]Вслед за Аристотелем (которого он называл «Философом») и Авиценной, Фома Аквинский (1225–1274) понимал душу как первую реальность живого тела. Вследствие этого он выделил три порядка жизни: растения, которые питаются и растут; животные, придающие ощущение ощущения работе растений; и люди, которые добавляют интеллекта к действиям животных. Что касается человеческой души, его эпистемологическая теория требовала, чтобы, поскольку познающий становится тем, что он знает, душа определенно не телесна - если она телесна, когда она знает, что такое некая телесная вещь, эта вещь окажется внутри нее. [123] Следовательно, у души есть деятельность, которая не зависит от органа тела, и поэтому душа может существовать без тела. Более того, поскольку разумная душа человека представляет собой существующую форму, а не нечто, состоящее из материи и формы, она не может быть уничтожена каким-либо естественным процессом. [124]
Полный аргумент в пользу бессмертия души и разработку Фомой Аквинским аристотелевской теории можно найти в вопросе 75 первой части Summa Theologica . Фома Аквинский утверждал в учении о божественном излиянии души, особом суде души после отделения от мертвого тела и окончательном воскресении плоти . IV века Он вспомнил два канона De Ecclesiasticis Dogmatibus , согласно которым «разумная душа не порождается соитием» (канон XIV): [125] и «есть одна и та же душа в человеке, которая и дает жизнь телу, соединяясь с ним, и упорядочивает себя своим собственным рассуждением». [126] Более того, он верил в уникальную и трехчастную душу, внутри которой отчетливо присутствуют питательная, чувствительная и интеллектуальная душа. Последняя создана Богом и принимается исключительно человеком, включает в себя два других типа души и делает чувствительную душу нетленной. [127]
Иммануил Кант
[ редактировать ]В своих дискуссиях по рациональной психологии Иммануил Кант (1724–1804) определил душу как «Я» в самом строгом смысле и утверждал, что существование внутреннего опыта нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Он говорил: «Мы не можем априори доказать нематериальность души, а скорее лишь настолько: что все свойства и действия души не могут быть познаны из материальности». Именно от «я», или души, Кант предлагает трансцендентальную рационализацию, но предупреждает, что такая рационализация может определять границы знания только в том случае, если она хочет оставаться практической. [128]
Философия разума
[ редактировать ]Призрак Гилберта Райла в машинном аргументе, который является отказом от дуализма разума и тела Декарта , может обеспечить современное понимание души/разума и проблемы, касающейся ее связи с мозгом/телом. [129]
Психология
[ редактировать ]Вера в душу занимает видное место в работах Отто Ранка , восстанавливающих важность бессмертия в психологии примитивного, классического и современного интереса к жизни и смерти. Работы Ранка прямо противостояли научной психологии, которая допускает возможность существования души и постулирует ее как объект исследования, не признавая в действительности ее существования. Он говорит: «Подобно тому, как религия представляет собой психологический комментарий к социальной эволюции человека, различные психологии отражают наше нынешнее отношение к духовной вере. В анимистическую эпоху психологизация была творением души; в религиозную эпоху она была представлением души к самому себе; в нашу эпоху естествознания это познание индивидуальной души». [130] «Зеленглаубе» Ранка переводится как «Вера души». Работа Ранка оказала значительное влияние на понимание Эрнестом Беккером всеобщего интереса к бессмертию. В «Отрицании смерти » Беккер описывает «душу» с точки зрения использования слова «я» Сёреном Кьеркегором , когда он говорит, что «то, что мы называем шизофренией, является попыткой символического «я» отрицать ограничения конечного тела». [131]
† Использование Кьеркегором слова «я» может немного сбить с толку. Он использует его, чтобы включить
символическое «я» и физическое тело. На самом деле это синоним слова «всего».
личность», которая выходит за рамки личности и включает в себя то, что мы сейчас называем
«душа» или «основа бытия», из которой произошел сотворенный человек.
Наука
[ редактировать ]По словам Жюльена Мусолино, научный консенсус заключается в том, что разум — это сложная машина, которая действует по тем же физическим законам, что и все другие объекты во Вселенной. [132] По словам Мусолино, в настоящее время нет никаких научных доказательств, подтверждающих существование души. [132] Считается, что поиск души сыграл важную роль в понимании анатомии и физиологии человеческого тела, особенно в области сердечно-сосудистой и неврологии. [133] В двух доминирующих конфликтующих концепциях души – одна считает ее духовной и бессмертной, а другая – материальной и смертной, обе описывают душу как находящуюся в определенном органе или пронизывающую все тело. [133]
Нейронаука
[ редактировать ]Как междисциплинарная ее ветвь когнитивной нейронауки область и, в частности, , нейронаука действует в соответствии с онтологическими допущениями физикализма . Другими словами, предполагается, что существуют только фундаментальные явления, изучаемые физикой . Таким образом, нейробиология стремится понять психические явления в рамках, согласно которым человеческое мышление и поведение обусловлены исключительно физическими процессами, происходящими внутри мозга, и действует путем редукционизма, ища объяснение разума с точки зрения мозговой активности. . [134] [135]
Для изучения разума с точки зрения мозга несколько методов функциональной нейровизуализации используются для изучения нейроанатомических коррелятов различных когнитивных процессов , составляющих разум. Данные визуализации мозга указывают на то, что все процессы разума имеют физические корреляты с функциями мозга; [136] однако такие корреляционные исследования не могут определить, играет ли нейронная активность причинную роль в возникновении этих когнитивных процессов ( корреляция не подразумевает причинно-следственную связь ), а также они не могут определить, является ли нейронная активность необходимой или достаточной для возникновения таких процессов. Идентификация причинно-следственной связи , а также необходимых и достаточных условий требует явного экспериментального манипулирования этой деятельностью. Если манипулирование активностью мозга меняет сознание, то можно сделать вывод о причинной роли этой активности мозга. [137] [138]
Двумя наиболее распространенными типами манипуляционных экспериментов являются эксперименты по потере функции и эксперименты по приобретению функции. В эксперименте с потерей функции (также называемом «необходимостью») часть нервной системы уменьшается или удаляется в попытке определить, необходима ли она для возникновения определенного процесса, а в эксперименте с приобретением функции (также называемый «достаточностью»), один из аспектов нервной системы увеличивается по сравнению с нормой. [139] Манипуляции мозговой деятельностью могут осуществляться с помощью прямой электрической стимуляции мозга , магнитной стимуляции мозга с использованием транскраниальной магнитной стимуляции , психофармакологической манипуляции, оптогенетической манипуляции, а также путем изучения симптомов поражения головного мозга (тематические исследования) и очагов поражения . Кроме того, нейробиологи также исследуют, как развивается разум вместе с развитием мозга. [140]
Околосмертный опыт
[ редактировать ]Нейробиологические исследования выдвигают гипотезу, что околосмертный опыт (ОПС) — это субъективный феномен , возникающий в результате «нарушения телесной мультисенсорной интеграции», которое происходит во время опасных для жизни событий. [141] Некоторые исследователи околосмертных переживаний рассматривают такое явление как вызов материалистическим представлениям о взаимосвязи разума и мозга. [142] [143] Сэм Парния и другие предположили, что разум, который опосредован, но не производится мозгом, является возможным способом объяснить ОСП. [144] [145]
Физика
[ редактировать ]Физик Шон М. Кэрролл написал, что идея души несовместима с квантовой теорией поля (КТП). Он пишет, что для существования души «требуется не только новая физика, но и совершенно новая физика. В рамках QFT не может быть нового набора «духовных частиц» и «духовных сил», которые взаимодействуют с наши обычные атомы, потому что мы бы обнаружили их в существующих экспериментах». [146] Квантовый индетерминизм использовался как механизм объяснения возможного взаимодействия души и мозга. Нейробиолог Питер Кларк обнаружил ошибки в этой точке зрения, отметив, что нет никаких доказательств того, что такие процессы играют роль в функционировании мозга; Кларк пришел к выводу, что картезианская душа не имеет под собой оснований из квантовой физики. [147]
Парапсихология
[ редактировать ]Некоторые парапсихологи эксперимента установить пытались путем научного , существует ли душа, отдельная от мозга, как ее чаще определяют в религии, а не как синоним психики или разума. Милборн Кристофер (1979) и Мэри Роуч (2010) утверждают, что ни одна из попыток парапсихологов пока не увенчалась успехом. [148] [149]
Вес души
[ редактировать ]В 1901 году Дункан МакДугалл провел эксперимент (« Эксперимент с 21 граммом »), в ходе которого он измерял вес пациентов после их смерти. Он утверждал, что на момент смерти произошла разная потеря веса; он пришел к выводу, что душа весила 21 грамм на основе измерений одного пациента, отбросив противоречивые результаты. [150] [151] Физик Роберт Л. Парк писал, что эксперименты Макдугалла «сегодня не считаются имеющими какую-либо научную ценность», а психолог Брюс Худ писал, что «поскольку потеря веса не была надежной или воспроизводимой, его результаты были ненаучными». [152] [153]
См. также
[ редактировать ]- Древнеегипетская концепция души
- Существование
- Китайская комната
- Сознание
- я ушел
- История местонахождения души
- Мы
- Аргумент знания
- Метафизический натурализм
- Проблема разума и тела
- Нафс в исламе
- Нишимта в мандеизме
- Открытый индивидуализм
- Сверхдуша (эссе)
- Параматман (или сверхдуша)
- Философский зомби
- Растительная душа
- Квалиа
- Себя
- Самосознание
- Тень (мифология)
- Дуализм души
- Полет души
- Дух (жизненная сущность) (рассматривается как синоним души)
- Субстанциональный дуализм
- Витализм
- Головокружительный вопрос
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "душа" . Британника . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ "душа, н." ОЭД онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 23 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Бессмертие души» . jewishencyclepedia.com . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 14 декабря 2016 г.
- ^ Питер Эрдли и Карл Стилл, Аквинский: Путеводитель для растерянных (Лондон: Continuum, 2010), стр. 34–35.
- ^ «Душа» , Энциклопедия Колумбии , шестое издание. 2001–07. Проверено 12 ноября 2008 г.
- ^ «Найдено: Древний памятник душе» . Нью-Йорк Таймс . 17 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2009 г. Проверено 18 ноября 2008 г.
В горном королевстве на территории нынешней юго-восточной Турции жил в восьмом веке до нашей эры королевский чиновник Куттамува, который руководил завершением строительства каменного памятника с надписью или стелы, который должен был быть установлен после его смерти. Слова предписывали скорбящим почтить память его жизни и загробной жизни пирами «по душе моей, что в этой стеле».
- ^ Бахаулла (1976). Крупицы из Писаний Бахауллы . Уилметт, Иллинойс: Издательский фонд Бахаи. стр. 158–63 . ISBN 978-0-87743-187-9 . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Бахаулла (1976). Крупицы из Писаний Бахауллы . Уилметт, Иллинойс: Издательский фонд Бахаи. стр. 155–58 . ISBN 978-0-87743-187-9 . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Тахерзаде, Адиб (1976). Откровение Бахауллы, Том 1 . Оксфорд: Джордж Рональд. ISBN 978-0-85398-270-8 . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Ши, Хэн-Цзин. «Значение Татхагатагарбхи — положительного выражения Шуньяты » . Проверено 15 июля 2023 г.
- ^ «Жизнь после смерти - Рай, ад и чистилище - Спасение в христианстве - Версия для выпускных экзаменов по религиоведению - OCR» .
- ^ Главный Влахос, Иерофей (30 сентября 1985 г.). «Глава С » (PDF) . Православная психотерапия (на греческом языке). Эдесса: Крестовоздвиженский монастырь. п. Что такое душа ? Проверено 25 января 2023 г.
- ^ Харари, Юваль Н. (2017). Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня (1-е изд. в США). Нью-Йорк: Харпер . п. 92. ИСБН 978-0-06-246431-6 . OCLC 951507538 .
- ^ « Есть ли душа у эмбрионов?», Отец Тадеуш Пахольчик, доктор философии, Ресурсный центр католического образования» . Catholiceducation.org. Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года . Проверено 13 ноября 2011 г.
- ^ Мэтью Сайед (12 мая 2008 г.). «У эмбрионов есть душа? Что за чушь» . Таймс . Великобритания. Архивировано из оригинала 18 сентября 2011 года . Проверено 13 ноября 2011 г.
- ^ «Душа эмбриона: исследование статуса человеческого эмбриона в христианской традиции», Дэвид Альберт Джонс, Continuum Press, 2005, ISBN 978-0-8264-6296-1
- ^ "Душа" . newadvent.org. 1 июля 1912 года. Архивировано из оригинала 28 ноября 2011 года . Проверено 13 ноября 2011 г.
У апостола Павла мы находим более техническую фразеологию, используемую с большой последовательностью. Психика теперь приспособлена к чисто природной жизни; пневма к жизни сверхъестественной религии, принципом которой является Святой Дух, обитающий и действующий в сердце. Противостояние плоти и духа вновь подчеркивается (Римлянам 1:18 и т. д.). Эта система Павла, представленная миру, уже склонному к квазиплатоническому дуализму, породила одну из самых ранних распространенных форм ошибки среди христианских писателей – учение о трихотомии. Согласно этому, человек, совершенный человек (телеиос) состоит из трёх частей: тела, души и духа (сомы, психики, пневмы).
- ^ Фома Аквинский, Вопросы, обсуждаемые о душе , десятый вопрос: Есть ли душа во всем теле и в каждой его части?
- ^ ST II, вопрос 76. См. также Кристиан Кляйн , Целая ли душа во всем теле и целая в каждой части, философская дискуссия (на латыни) , Goetschius, 1655. ОСЛК 253546381
- ^ Пепе, Джованни (19 ноября 2023 г.). «Новейшие исследования метафизики души». Журнал нео-схоластической философии . 11 (2): 167–194. JSTOR 43065579 .
- ^ Фома Аквинский «Вопрос 10». Обсуждаются вопросы о душе .
Августин сказал в VI De Trinity , что душа целостна во всем теле и целостна в каждой его части.
- ^ «пункт 363» . Катехизис Католической Церкви . Проверено 1 марта 2023 г. - через Vatican.va.
- ^ «пункт 382» . Катехизис Католической Церкви . Архивировано из оригинала 16 ноября 2011 года . Проверено 13 ноября 2011 г. - через Vatican.va.
- ^ Хельм, Пол (2006). Идеи Джона Кальвина . п. 129.
Бессмертие души. Как мы видели при обсуждении христологии Кальвина, Кальвин — субстанциональный дуалист.
- ^ Графтон, Энтони ; Мост, Гленн В .; Сеттис, Сальваторе (2010). Классическая традиция . п. 480.
Лютер несколько раз презрительно упоминал, что отцы Собора провозгласили душу бессмертной.
- ^ Мариус, Ричард (1999). Мартин Лютер: Христианин между Богом и смертью . п. 429.
Лютер, веря в сон души после смерти, утверждал здесь, что в момент воскресения... праведники поднимутся навстречу Христу на воздух, нечестивцы останутся на земле для суда,...
- ^ «Бирмингемское заявление веры с поправками» . Архивировано из оригинала 16 февраля 2014 года.
- ^ «Сон души | Адвентистское обозрение» . adventistreview.org . 3 сентября 2020 г. Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ Беккетдж. «Какова твоя душа согласно Библии?» . Адвентист.орг . Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ «У тебя есть бессмертная душа?» . Сторожевая Башня . 15 июля 2007 г. с. 3. Архивировано из оригинала 31 декабря 2014 года.
- ^ Чему на самом деле учит Библия? . п. 211.
- ^ «88:15» . Учение и Заветы . Солт-Лейк-Сити, Юта: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней – через Google Книги.
И дух и тело – это душа человека.
- ^ «6:51» . Моисей . Солт-Лейк-Сити, Юта: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней . Проверено 23 февраля 2016 г. - через Churchofjesuschrist.org.
- ^ «12:9» . Евреи . Солт-Лейк-Сити, Юта: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней . Проверено 23 февраля 2016 г. - через Churchofjesuschrist.org.
- ^ «131:7–8» . Учение и Заветы . Солт-Лейк-Сити, Юта: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней – через Churchofjesuschrist.org.
Джозеф Смит заходит так далеко, что говорит, что эти духи состоят из более тонкой материи, которую мы не можем увидеть в нашем нынешнем состоянии.
- ^ «Альма». Книга Мормона . Солт-Лейк-Сити, Юта: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней . 5:15; 11:43–45; 40:23; 41:2.
- ^ «93:33–34» . Учение и Заветы – через Churchofjesuschrist.org.
- ^ «93:29–30» . Учение и Заветы . Солт-Лейк-Сити, Юта: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней – через Churchofjesuschrist.org.
- ^ «Глава 37: Джозеф Ф. Смит» . Учения Президентов Церкви . Солт-Лейк-Сити, Юта: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней . 2011. стр. 331–338.
- ^ "Дух" . Путеводитель по Священному Писанию. Солт-Лейк-Сити, Юта: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней . Проверено 7 апреля 2014 г. - через Churchofjesuschrist.org.
- ^ «Глава 41: Посмертный духовный мир» . Евангельские принципы . Солт-Лейк-Сити, Юта: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней . Проверено 23 февраля 2016 г. - через Churchofjesuschrist.org.
- ^ Бут, WJ (2014). «3: Духи, Боги и Небеса в конфуцианской мысли». В Хуане Чунь-цзе; Такер, Джон Аллен (ред.). Дао-компаньон японской конфуцианской философии . Дао-спутники китайской философии. Том. 5. Дордрехт: Спрингер. п. 83. ИСБН 9789048129218 . Проверено 27 апреля 2019 г.
... Конфуций сочетает ци с божественным и сущностным, а телесную душу с призраками, противопоставляет их обоим (как ян против инь , духовная душа против телесной души) и объясняет, что после смерти первая восстанет, а вторая вернитесь в землю, а плоть и кости распадутся.
- ^ [а] Атман . Архивировано 23 декабря 2015 г. в Wayback Machine , Oxford Dictionaries, Oxford University Press (2012), Цитата : «1. настоящее я человека; 2. душа человека»;
[б] Джон Боукер (2000), Краткий Оксфордский словарь мировых религий, Oxford University Press, ISBN 978-0-19-280094-7 , см. запись об Атмане;
[c] У. Дж. Джонсон (2009), Словарь индуизма, Oxford University Press, ISBN 978-0-19-861025-0 , см. запись об Атмане (самостоятельно). - ^ Jump up to: а б Дэвид Лоренцен (2004), Индуистский мир (редакторы: Сушил Миттал и Джин Терсби), Routledge, ISBN 0-415-21527-7 , стр. 208–09, Цитата : «Движения Адвайты и Ниргуни, с другой стороны, подчеркивают внутренний мистицизм, в котором преданный стремится обнаружить тождество индивидуальной души (атмана) с универсальной душой. основу бытия (брахмана) или найти бога внутри себя».
- ^ Чад Мейстер (2010), Оксфордский справочник по религиозному разнообразию, Oxford University Press, ISBN 978-0-19-534013-6 , с. 63; Цитата : «Хотя буддизм явно отвергает индуистские идеи Атмана («души») и Брахмана, индуизм рассматривает Будду Шакьямуни как один из десяти аватаров Вишну».
- ^ Деуссен, Пол и Геден, А.С. Философия Упанишад. Cosimo Classics (1 июня 2010 г.). п. 86. ISBN 1-61640-240-7 .
- ^ Ричард Кинг (1995), Ранняя Адвайта Веданта и буддизм , State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-2513-8 , с. 64, Цитата: «Атман как сокровенная сущность или душа человека и Брахман как сокровенная сущность и опора вселенной. (...) Таким образом, мы можем видеть в Упанишадах тенденцию к сближению микрокосма и макрокосма, кульминацией которого является приравнивание атмана к Брахману».
- ^ К. Н. Джаятиллеке (2010), Ранняя буддийская теория познания, ISBN 978-81-208-0619-1 , стр. 246–49, начиная с примечания 385; Стивен Коллинз (1994), Религия и практический разум (редакторы: Фрэнк Рейнольдс, Дэвид Трейси), Государственный университет Нью-Йорка Пресс, ISBN 978-0-7914-2217-5 , стр. 64; «Центральным в буддийской сотериологии является учение о не-я (пали: анатта, санскрит: анатман, противоположная доктрина атмана занимает центральное место в брахманической мысли). Если очень кратко, это [буддийское] учение о том, что у людей нет души. , нет себя, нет неизменной сущности."; Эдвард Роер (переводчик), «Введение Шанкары» , с. 2, в Google Книгах к Брихад Араньяка Упанишадам , стр. 2–4; Кэти Джавоно (2013), Совместима ли буддийская доктрина отсутствия самости со стремлением к нирване? Архивировано 6 февраля 2015 года в Wayback Machine , Philosophy Now.
- ^ Мэтью Холл (2011). Растения как личности: философская ботаника . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 76. ИСБН 978-1-4384-3430-8 .
- ^ Jump up to: а б Жан Варенн (1989). Йога и индуистская традиция Мотилал Банарсидасс стр. 100-1 45–47. ISBN 978-81-208-0543-9 .
- ^ Майкл Майерс (2013). Брахман: Сравнительная теология . Рутледж. стр. 140–43. ISBN 978-1-136-83565-0 .
- ^ Маклин, Джордж Ф .; Мейнелл, Хьюго Энтони (1988). Философия личности: солидарность и культурное творчество , Йозеф Тишнер и Джордж МакКлин, 1994, с. 32 . ISBN 9780819169266 .
- ^ Деурасе, Нурдин; Абу Талиб, Мансор (2005). «Психическое здоровье в исламской медицинской традиции». Международный медицинский журнал . 4 (2): 76–79.
- ^ Брагацци, Нидерланды; Хаббаче, Х; и др. (2018). «Нейротеология ислама и состояния высшего сознания» . Космос и история: журнал естественной и социальной философии . 14 (2): 315–21.
- ^ Т.е. Эмиль Гомерин (2006). "Душа". В Джейн Даммен Маколифф (ред.). Энциклопедия Корана . Том. 5. Брилл.
- ^ Jump up to: а б Дж. Джайни (1940). Очертания джайнизма . Издательство Кембриджского университета. стр. XXII – XXIII.
- ^ Джайни, Джагмандар-лал (1927), Гомматсара Джива-канда , с. 54 Альтернативный URL
- ^ Сарао, КТС ; Лонг, Джеффри Д. , ред. (2017). «Джива». Буддизм и джайнизм . Энциклопедия индийских религий. Спрингер Нидерланды. п. 594. дои : 10.1007/978-94-024-0852-2_100397 . ISBN 978-94-024-0851-5 .
- ^ Сангаве, Вилас Адинатх (2001). Аспекты джайнской религии (3-е изд.). Бхаратия Джнанпитх. стр. 15–16. ISBN 81-263-0626-2 .
- ^ «Забытый Ганди, Вирчанд Ганди (1864–1901) – защитник Вселенского Братства» . Все известные цитаты. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года.
- ^ Зоар , Рая Мехемна , Терума 158б. См. Лейбовиц, Арье (2018). Нешама: исследование человеческой души . Издательство Фельдхайм. стр. 27, 110. ISBN 1-68025-338-7
- ^ Единственный человек, упомянутый в Торе, празднующий день рождения (вечеринку), - это злой фараон Египта Бытие 40: 20–22 .
- ^ «О еврейских днях рождения» . Иудаизм 101 . Aish.com. Архивировано из оригинала 22 августа 2013 года . Проверено 11 июля 2013 г.
- ^ "Душа" . jewishencyclepedia.com. Архивировано из оригинала 8 марта 2016 года.
- ^ «Воспитание человеческой души — от колыбели до могилы» . Чизук Шая: Ресурс Двар Тора . 6 января 2013 года . Проверено 10 июня 2022 г.
- ^ «Нешама: Уровни сознания души» . Chabad.org Каббала онлайн . Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ Вайнер, Ребекка Реинкарнация и иудаизм . jewishvirtuallibrary.org. Проверено 2 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Взгляды на рай и ад, на людей как на вечные духовные существа: Официальная церковь Саентологии» . Официальная церковь Саентологии: Что такое Саентология? . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Сумеги, Анжела (2008). Миры грез шаманизма и тибетского буддизма: третье место . СУНИ Пресс. п. 16. ISBN 9780791478264 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Бок, Нона Дж.Т. (2005). Шаманские техники: их использование и эффективность в практике психотерапии (PDF) (MSc). Университет Висконсин-Стаут.
- ^ Jump up to: а б с Дробин, Ульф (2016). "Введение". В Джексоне, Питер (ред.). Горизонты шаманизма (PDF) . Издательство Стокгольмского университета. стр. xiv – xvii. ISBN 978-91-7635-024-9 .
- ^ Хоппал, Михай (2007). Шаманы и традиции . Будапешт: Академическое издательство . стр. 17–26. ISBN 978-963-05-8521-7 .
- ^ Jump up to: а б Винкельман, Майкл Джеймс (2016). «Шаманизм и мозг». В Ники, Касуми-Клементс (ред.). Религия: Ментальная религия . Справочник Macmillan США. стр. 355–372. ISBN 9780028663609 .
- ^ Jump up to: а б Винкельман, Майкл (2002). «Шаманские универсалии и эволюционная психология» . Журнал ритуальных исследований . 16 (2): 63–76. JSTOR 44364143 .
- ^ Jump up to: а б с Упс, Михай. «Культ природы в сибирском шаманизме» .
- ^ «Большой Индийский бассейн». Британская энциклопедия . 2007 . Проверено 28 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Меркур, Дэниел (1985). Становление наполовину скрытым / Шаманизм и инициация среди инуитов . Стокгольм: Альмквист и Викселл. стр. 61, 222–223, 226, 240. ISBN. 91-22-00752-0 .
- ^ Кулмар, Тармо [на эстонском языке] . «Представления о душе в староэстонской религии» .
- ^ Jump up to: а б с Тан, Майкл Л. (2008). Возвращаясь к моде, пасме, колдовству . Издательство Филиппинского университета. ISBN 9789715425704 .
- ^ Jump up to: а б Клиффорд Сатер (2018). «Работа любви: осознание и выражение эмоций в ритуале исцеления Борнео». У Джеймса Дж. Фокса (ред.). Выражения австронезийских мыслей и эмоций . АНУ Пресс. стр. 57–63. ISBN 9781760461928 .
- ^ Харрелл, Стеван (1979). «Понятие души в китайской народной религии» . Журнал азиатских исследований . 38 (3): 519–528. дои : 10.2307/2053785 . JSTOR 2053785 . S2CID 162507447 .
- ^ Jump up to: а б с Макклелланд, Норман К. (2010). Энциклопедия реинкарнации и кармы . McFarland & Company, Inc., стр. 251, 258. ISBN. 978-0-7864-4851-7 .
- ^ Хоппал, Михай (1994). Шаманы. Души и символы ["Шаманы/Души и символы"] . Будапешт: Издательство Геликон. п. 225. ИСБН 963-208-298-2 .
- ^ Ю, Хосе Видамор Б. (2000). Инкультурация менталитета филиппино-китайской культуры . Межрелигиозные и межкультурные исследования. Том. 3. Эдитрис Папский университет Григориана. стр. 148–149. ISBN 9788876528484 .
- ^ Роберт Бласт ; Стивен Трассел. «*ду». ACD — Австронезийский сравнительный словарь — Родственные множества — D. Австронезийский сравнительный словарь . Проверено 7 июля 2018 г.
- ^ Леонардо Н. Меркадо (1991). «Душа и дух в филиппинской мысли». Филиппинские исследования . 39 (3): 287–302. JSTOR 42633258 .
- ^ Зевс А. Салазар (2007). «Исцеление верой на Филиппинах: историческая перспектива» (PDF) . Азиатские исследования . 43 (2т): 1–15.
- ^ Клейван и Зонне 1985 , стр. 17–18.
- ^ Корк 1970 , с. 211.
- ^ СГГС, М 1, с. 1153.
- ^ СГГС, М 4, с. 1325.
- ^ СГГС, М 1, с. 1030.
- ^ «Энциклопедия смерти и умирания (2008)» . Deathreference.com. Архивировано из оригинала 5 ноября 2011 года . Проверено 13 ноября 2011 г.
- ^ Гинзберг, Луи (1909). Легенды евреев , том I, глава II: Адам. Архивировано 1 декабря 2017 года в Wayback Machine (перевод Генриетты Сольд), Филадельфия: Еврейское издательское общество.
Цитата: Бог создал его (Адама) душу с особой тщательностью. Она есть образ Божий, и как Бог наполняет мир, так и душа наполняет человеческое тело; как Бог видит все, и никто его не видит, так и душа видит, но не может быть видна; как Бог руководит миром, так и душа руководит телом; как чист Бог в Своей святости, так чиста и душа; и как Бог обитает в тайне, так и душа . - ^ Гинзберг, Луи (1909). Легенды евреев , том I, глава II: Душа человека. Архивировано 1 декабря 2017 года в Wayback Machine (перевод Генриетты Сольд), Филадельфия: Еврейское издательское общество.
- ^ Рамзи, Тамасин (сентябрь 2010 г.). Хранители чистоты. Этнография Брахма Кумарис (Диссертация). Университет Монаша. п. 105.
- ^ Штайнер, Рудольф (1994). Теософия: введение в духовные процессы в жизни человека и в космосе . Перевод Кригера, Кэтрин Э. (3-е изд.). Хадсон, Нью-Йорк: Антропософская пресса. стр. 42–46 . ISBN 978-0-88010-373-2 .
- ^ Баба, Мехер . (1987). Дискурсы . Миртл-Бич, Южная Каролина: Sheriar Press. п. 222. ISBN 978-1-880619-09-4 .
- ^ Клемп, Х. (2009). Зов души. Миннеаполис, Миннесота: Эканкар
- ^ Гурджиев, Георгий Иванович (25 февраля 1999 г.). Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть» . Лондон: Аркана. ISBN 978-0-14-019585-9 . OCLC 41073474 .
- ^ «Душа (существительное)» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . Проверено 1 декабря 2016 г. (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Лоренц, Хендрик (2009). «Древние теории души». В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. лета 2009 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- ^ Фрэнсис М. Корнфорд , Греческая религиозная мысль , с. 64, со ссылкой на Пиндара, фрагмент 131.
- ^ Эрвин Роде , Психея , 1928.
- ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл, Дуглас (2021). «Самодвижение и познание: теория души Платона». Южный журнал философии . 59 : 523–544.
- ^ Джонс, Дэвид (2009). Дар Логоса: Очерки континентальной философии . Издательство Кембриджских ученых. стр. 33–35. ISBN 978-1-4438-1825-4 . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Корнфорд, Фрэнсис (1941). Республика Платона . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. XXV.
- ^ Кэмпбелл, Дуглас (2021). «Самодвижение и познание: теория души Платона». Южный журнал философии . 59 : 523–544
- ^ Платон, Республика, Книга 1, 353d. Перевод найден в Campbell 2021: 523.
- ^ Фреде, Доротея. 1978. «Последнее доказательство бессмертия души в платоновском « Федоне» 102а–107а». Фронезис , 23.1: 27–41.
- ^ Броди, Сара . 2001. «Душа и тело у Платона и Декарта». Труды Аристотелевского общества 101: 295–308.
- ^ Аристотель. О душе . п. 412б5.
- ^ Аристотель. Физика . Книга VIII, глава 5, стр. 256a5–22.
- ^ Аристотель. Никомахова этика . Книга I, глава 7, стр. 1098a7–17.
- ^ Аристотель. Физика . Книга III, глава 1, стр. 201a10–25.
- ^ Аристотель. О душе . Книга III, глава 5, стр. 430a24–25.
- ^ Шилдс, Кристофер (2011). «Дополнение: Активный разум Де Анимы III 5)» . Психология Аристотеля . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 12 декабря 2013 г.
- ^ Смит, Дж. С. (Транс) (1973). Знакомство с Аристотелем . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 155–59.
- ^ Нахайян А.Г. Фэнси (2006), «Легочный транзит и телесное воскресение: взаимодействие медицины, философии и религии в трудах Ибн ан-Нафиса (ум. 1288)». Архивировано 4 апреля 2015 г. в Wayback Machine , стр. 209– 10 ( Электронные диссертации и диссертации , Университет Нотр-Дам ).
- ^ «Арабская и исламская психология и философия разума» . Стэнфордская энциклопедия философии . 29 мая 2012 г.
- ^ Сейед Хоссейн Наср и Оливер Лиман (1996), История исламской философии , стр. 315, Рутледж , ISBN 0-415-13159-6 .
- ^ Нахайян А.Г. Необычные (2006). Легочный транзит и телесное воскресение: взаимодействие медицины, философии и религии в трудах Ибн ан-Нафиса (ум. 1288) . Электронные диссертации и диссертации, Университет Нотр-Дам (Диссертация). Университет Нотр-Дам. стр. 209–210. Архивировано из оригинала 4 апреля 2015 года.
- ^ Аквинский, Фома. «Quaestiones Disputatae de Veritate» (на латыни). Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Аквинский, Фома. «Super Boetium De Trinitate» (на латыни). Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Цитируется в «Сумма Ф. 1:118:2, Возражение 4» .
- ^ Summa Theologiae Св. Фомы Аквинского - Pars I - Quaestio 76 - Статья 3. Существуют ли, кроме интеллектуальной души, в человеке другие души, существенно отличающиеся друг от друга? . Перевод отцов английской Доминиканской провинции. 1920. Полная цитата из канона: И не говорим, что в одном человеке две души, как пишут Иаков и другие сирийцы; одно — животное, которым оживляется тело и которое смешивается с кровью; другой, духовный, подчиняющийся разуму; но мы говорим, что это одна и та же душа в человеке, которая и дает жизнь телу, соединяясь с ним, и упорядочивает себя своим собственным рассуждением.
- ^ Сумма го. , Часть I, Вопрос 76, Статья 3, Ответ на Возражение 1.
- ^ Иммануил Кант предположил существование определенных математических истин (2+2 = 4)m, не связанных с материей или душой. Епископ, Пол (2000). Синхронность и интеллектуальная интуиция у Канта, Сведенборга и Юнга . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс . стр. 262–67. ISBN 978-0-7734-7593-9 .
- ^ Райл, Гилберт (1949). Концепция разума . Издательство Чикагского университета.
- ^ Ранг, Отто (1950). Психология и душа: Seelenglaube und Psychologie Отто Ранка . Перевод Тернера, Уильяма Д. Филадельфии: University of Pennsylvania Press. п. 11. ОСЛК 928087 .
- ^ * Беккер, Эрнест (1973). Отрицание смерти . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 76. ИСБН 0-684-83240-2 .
- ^ Jump up to: а б Мусолино, Жюльен (2015). Заблуждение души: что, как показывает наука, мы получаем, отпуская свои душевные убеждения . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. стр. 21–38. ISBN 978-1-61614-962-8 .
- ^ Jump up to: а б Санторо, Дж; Вуд, доктор медицины; Мерло, Л; Анастази, врач общей практики; Томаселло, Ф; Джермано, А. (октябрь 2009 г.). «Анатомическое расположение души от сердца, через мозг, ко всему телу и за его пределами: путешествие по западной истории, науке и философии». Нейрохирургия . 65 (4): 633–43, обсуждение 643. doi : 10.1227/01.NEU.0000349750.22332.6A . ПМИД 19834368 . S2CID 27566267 .
- ^ О. Картер Снид . « Когнитивная нейронаука и будущее наказания. Архивировано 5 ноября 2014 года в Wayback Machine » (2010).
- ^ Кандел, ER; Шварц Дж. Х.; Джесселл ТМ; Сигельбаум С.А.; Хадспет А.Дж. « Принципы нейронауки, пятое издание » (2012 г.).
- ^ Андреа Эухенио Каванна, Андреа Нани, Хэл Блюменфельд, Стивен Лорейс. « Нейровизуализация сознания » (2013).
- ^ Фара, Марта Дж.; Мерфи, Нэнси (февраль 2009 г.). «Нейронаука и душа». Наука . 323 (5918): 1168. doi : 10.1126/science.323.5918.1168a . ПМИД 19251609 . S2CID 6636610 .
- ^ Макс Вельманс, Сьюзен Шнайдер. « Блэквеллский спутник сознания » (2008). п. 560.
- ^ Мэтт Картер, Дженнифер С. Ши. « Руководство по методам исследования в неврологии » (2009).
- ^ Сквайр, Л. и др. « Фундаментальная нейронаука, 4-е издание » (2012). Глава 43.
- ^ Бланке, Олаф (2009). Неврология сознания . Лондон: Лондон: Academic Publishers, 2009. стр. 303–324. ISBN 978-0-12-374168-4 .
- ^ Парния, Сэм (февраль 2017 г.). «Понимание когнитивного опыта смерти и околосмертного опыта» . QJM: Международный медицинский журнал . 110 (2): 67–69. doi : 10.1093/qjmed/hcw185 . ПМИД 28100825 .
- ^ Грейсон, Брюс (2010). «Последствия околосмертного опыта для постматериалистической психологии» (PDF) . Психология религии и духовности 2010, Том. 2, № 1, 37–45 .
- ^ Слейтьес А, Морейра-Алмейда А, Грейсон Б (ноябрь 2014 г.). «Почти 40 лет исследования околосмертного опыта: обзор основных научных журналов». J Nerv Ment Dis . 202 (11): 833–6. doi : 10.1097/NMD.0000000000000205 . ПМИД 25357254 . S2CID 16765929 .
- ^ Петре, Джонатан (22 октября 2000 г.). «Врачи-самооценки находят жизнь после смерти» . Телеграф.
Эти люди переживали подобные переживания тогда, когда мы этого не ожидали, когда мозг не мог поддерживать процессы осознания или позволять им формировать воспоминания, которые будут длиться долго. Таким образом, это может содержать ответ на вопрос, действительно ли разум или сознание производятся мозгом, или же мозг является своего рода посредником для разума, который существует независимо... Я начал как скептик, но, взвесив Собрав все доказательства, я теперь думаю, что что-то происходит. По сути, это возвращается к вопросу о том, возникает ли разум или сознание из мозга. Если мы сможем доказать, что разум создается мозгом, я не думаю, что после нашей смерти что-то останется, потому что по сути мы являемся сознательными существами. Если, наоборот, мозг подобен посреднику, который проявляет разум, подобно тому как телевизор будет выступать в качестве посредника, преобразуя волны в воздухе в изображение или звук, мы можем показать, что разум все еще существует после того, как мозг мертв. И именно на это, я думаю, указывают эти предсмертные переживания.
- ^ Кэрролл, Шон (23 мая 2011 г.). «Физика и бессмертие души» (блог) . Проверено 21 марта 2024 г.
- ^ Кларк, Питер Г.Х. (21 ноября 2013 г.). «Нейронаука, квантовый индетерминизм и картезианская душа» . Мозг и познание . 84 (1): 109–117. дои : 10.1016/j.bandc.2013.11.008 . ISSN 0278-2626 . ПМИД 24355546 . Проверено 21 марта 2024 г.
Квантовый индетерминизм часто используется как решение проблемы того, как бестелесная душа может взаимодействовать с мозгом (как предлагал Декарт), и иногда используется в теориях либертарианской свободы воли, даже если они не включают дуалистические предположения. ... Я делаю вывод, что неопределенность Гейзенберга слишком мала, чтобы повлиять на синаптическую функцию, и что усиление с помощью хаоса или других средств не дает решения этой проблемы. Более того, даже если бы эффекты Гейзенберга действительно изменили функционирование мозга, эти изменения были бы заглушены изменениями, вызванными тепловым шумом.
- ^ Милборн Кристофер . (1979). В поисках души: отчет инсайдера о продолжающихся поисках экстрасенсов и ученых доказательств существования жизни после смерти . Томас И. Кроуэлл, Издатели.
- ^ Мэри Роуч . (2010). Призрак: наука решает загробную жизнь . Кэнонгейт Букс Лтд. ISBN 978-1-84767-080-9
- ^ МакДугалл, Дункан (1907). «Душа: гипотеза о душевной субстанции вместе с экспериментальными доказательствами существования такой субстанции». Американская медицина . Новая серия. 2 : 240–43.
- ^ «Сколько весит душа?» . Живая наука . Декабрь 2012 г. Архивировано из оригинала 28 апреля 2016 г.
- ^ Парк, Роберт Л. (2009). Суеверие: вера в эпоху науки . Издательство Принстонского университета . п. 90. ISBN 978-0-691-13355-3
- ^ Худ, Брюс . (2009). Сверхсмысл: от суеверий к религии – наука о мозге веры . Констебль. п. 165. ISBN 978-1-84901-030-6
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэтчелор, Стивен. (1998). Буддизм без верований . Издательство Блумсбери.
- Беллармин, Роберт (1902). . Проповеди латинян . Братья Бензигер.
- Бреммер, Ян (1983). Раннегреческая концепция души . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-03131-6 . Проверено 16 августа 2007 г.
- Чалмерс, Дэвид. Дж. (1996). Сознательный разум: в поисках фундаментальной теории , Нью-Йорк и Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Кристофер, Милборн . (1979). В поисках души: отчет инсайдера о продолжающихся поисках экстрасенсов и ученых доказательств существования жизни после смерти . Томас И. Кроуэлл, Издатели.
- Кларк, Питер (2014). «Нейронаука, квантовый индетерминизм и картезианская душа». Мозг и познание . 84 (1): 109–17. дои : 10.1016/j.bandc.2013.11.008 . ПМИД 24355546 . S2CID 895046 .
- Худ, Брюс . (2009). Сверхсмысл: от суеверий к религии – наука о мозге веры . Констебль. ISBN 978-1-84901-030-6
- МакГроу, Джон Дж. (2004). Мозг и убеждения: исследование человеческой души . Эгис Пресс.
- Мартин, Майкл ; Августин, Кейт. (2015). Миф о загробной жизни: аргументы против жизни после смерти . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-8108-8677-3
- Парк, Роберт Л. (2009). Суеверие: вера в эпоху науки . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-13355-3
- Роде, Эрвин . (1925). Психика: Культ души и вера в бессмертие среди греков , Лондон: Кеган Пол, Trench, Trübner & Co., Ltd.
- Райл, Гилберт. (1949) Концепция разума , Лондон: Хатчинсон.
- Спенард, Майкл (2011) «Дуэль с дуализмом: отчаянные поиски нематериальной души» , эссе. Исторический отчет о двойственности разума и тела и всеобъемлющая концептуальная и эмпирическая критика этой позиции. ISBN 978-0-578-08288-2
- Суинберн, Ричард . (1997). Эволюция души . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Лейбовиц, Арье. (2018). Нешама: исследование человеческой души. Издательство Фельдхайм. ISBN 1-68025-338-7
- Клейван, Инге; Зонне, Б. (1985). «Арктические народы». Эскимосы. Гренландия и Канада . Институт религиозной иконографии. Иконография религий. Лейден, Нидерланды): Государственный университет Гронингена, через Э. Дж. Брилла. раздел VIII, выпуск 2. ISBN 90-04-07160-1 .
- Габю, Жан (1970). Эскимосы-карибу (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Гондолат. Перевод оригинала: Габю, Жан (1944). Быт и обычаи эскимосов-карибу . Книготорговец Пайо Лозанна.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Квантовая теория не спасет душу. Архивировано 24 июня 2015 года в Wayback Machine.
- Что наука на самом деле говорит о душе Стивен Кейв
- Статья в Стэнфордской энциклопедии философии о древних теориях души
- Душа в иудаизме на Chabad.org
- Ветхозаветная концепция души Генриха Фогеля]
- Статья о теле, душе и духе в журнале «Библейская точность»
- Внутри вас живет другой человек?
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- "Душа" , дискуссия на BBC Radio 4 с Ричардом Сорабджи, Рут Падель и Мартином Палмером ( В наше время , 6 июня 2002 г.)